Jump to content

Животные в культуре Мэйтей

Скульптура Пуби Лая выставлена ​​в музее набережной Бранли , Париж, Франция, 2010 год.

Животные ( Мэйтей : Саа/Шаа ) играют значительную роль в различных элементах культуры Мэйтей , включая, помимо прочего, кухню Мэйтей , танцы Мэйтей , фестивали Мэйтей , фольклор Мэйтей , народные сказки Мэйтей , литературу Мэйтей , мифологию Мэйтей , религию Мэйтей и т. д.

Олень в культурах мейтей

[ редактировать ]
Копии оленя Сангай установлены на фестивале Сангай , ежегодном мероприятии, организованном в честь этого цервусов вида в Манипуре.

В одном из эпических циклов воплощений в Мойранге Каденг Тханджаханба охотился и привозил живым прекрасного сангайского оленя из охотничьего угодья под названием «Торбунг Ламджао» в качестве дара любви своей подруге, леди Тону Лайджинглемби . Однако, когда во время его отсутствия он услышал новость о том, что его возлюбленная вышла замуж за короля Лайцзин Нинтоу Пунсиба из древнего Мойранга , он был крайне разочарован и опечален. И вот, с болезненными и грустными чувствами он осознал и почувствовал чувства оленя из-за разлуки со своим товарищем (партнером). Поэтому он выпустил оленей в дикую природу Кейбул Ламджао (современные национального парка Кейбул Ламджао районы ). С тех пор виды сангай начали жить в регионе Кейбул Ламджао как в своей естественной среде обитания. [ 1 ] [ 2 ]

Собаки в культуре мейтей

[ редактировать ]

Собаки упоминаются как друзья или спутники человека во многих древних сказках и текстах. Во многих случаях, когда собаки умирали, им оказывали уважение, проводя сложные церемонии смерти, не уступающие человеческим. [ 3 ]

Когда богиня Контуджам Тамфа Лайремби увидела дым в своем родном месте, она забеспокоилась. Она спустилась на землю с небес, чтобы узнать, кто умер. Придя на место, мать сказала ей следующее:

«О дочь моя, никто из твоих родителей или братьев никогда не умирает. Бдительная собака твоего лорда Сорарена, которую он держал среди нас, была смертельно укушена змеей. Только мы совершили ее последние обряды».

Контуджам Нонгкалол (Konthoujam Nonggarol) [ 3 ]

Слоны в культуре Мэйтей

[ редактировать ]
Фестиваль «Кан Чингба», отмечаемый народом мейтей в Манипуре в 20 веке.
Слон, пытающий Хумана Хамбу, в эпической легенде Мэйтей о Хамбе и Тойби из Мойранга , южный Канглейпак.

В эпосе Мэйтей о Хамбе и Тойби наследный принц Чингху Ахуба древнего Мойранга и Конгьямбы планировал убить Хуман Кхамбу. [ 4 ] Конгьямба и его сообщники вместе угрожали Хамбе выдать Мойранг Тойби , но Хамба отверг это предложение. Затем они поссорились, и Хамба поспорил со всеми ними и собирался убить Конгьямбу, но стоявшие рядом люди, друзья Конгьямбы, оттащили Хамбу и привязали его веревками к слону наследного принца. Затем они подгоняли слона, но бог Тангчинг удерживал его, чтобы он не двигался. Наконец Конгьямба потерял терпение. Он уколол слона копьем так, что тот зашевелился от боли. Но Хамбе это все равно не повредило. Хамба казался мертвым. Тем временем, с другой стороны, богиня Пантойби пришла во сне к Тойби и рассказала ей все, что происходит. Итак, Тойби бросился на место и спас Хамбу от пыток слона. [ 4 ] : 147 

Рыбы в культуре Мэйтей

[ редактировать ]
Сушеная пресноводная рыба продается в Има Кейтель ( Мейтей означает « Рынок Има ») в Импхале .
Сушеная пресноводная рыба продается в Има Кейтель ( Мейтей означает « Рынок Има ») в Импхале .
Говорят, что вот так выглядит Пахангба. Он очень могущественный и сильный дракон. Он пользуется уважением окружающих.

Лошади в культуре Мэйтей

[ редактировать ]
Статуя Марджинг Поло , самая высокая в мире статуя игрока в поло, стоящая внутри комплекса Марджинг Поло , посвященная богу Марджингу , древнему божеству Мейтей Сагола Канджея ( Мэйтей означает « поло ») и лошадей Мэйтей ( пони Манипури ), в Хейнган Цзин.
Статуя Мейдингу Нара Сингха (1844-1850 гг. н.э.) перед Кангла Санатхонг , западным входом в форт Кангла в Импхале.

Львы в культуре Мэйтей

[ редактировать ]
Двойные статуи, посвященные Кангла Ша по прозвищу Нонгшаба , льву-дракону религии Мэйтей , установлены внутри форта Кангла в Канглейпаке.

Кангла Ша

[ редактировать ]

В мифологии и религии Мэйтей Кангла Са ( Мэйтей означает «Зверь Кангла » ), также пишется как Кангла Ша , является львом-драконом-хранителем, внешний вид которого описывается как существо с телом льва, головой дракона и двумя рогами. . Помимо того, что он является священным для культурного наследия Мэйтей , [ 5 ] [ 6 ] его часто изображают в королевском символе королевской семьи Мэйтей ( династия Нинтхуджа ). [ 7 ] Самые популярные иконографические колоссальные статуи «Кангла Са» стоят внутри форта Кангла в Импхале . [ 8 ]

В традиционных скачках Мэйтей победители забега объявляются только после символического прикосновения к статуе дракона «Кангла Ша». Эта идеология ясно упоминается в рассказе о марафонском соревновании Хумана Хамбы и Нонгбана в эпической саге о Хамбе и Тойби древнего Мойранга . [ 9 ]

Нонгшаба

[ редактировать ]

В мифологии религии Мэйтей Нонгшаба ( Мейтей : Нонгшаб ) — Бог-Лев и царь богов . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Он произвел свет в изначальной вселенной, и его часто называют «создателем солнца » . [ 13 ] [ 14 ] [ 4 ] : 362  Ему поклоняются люди Мейтей , особенно представители кланов Нинтхуджа , а также кланы Мойранг . из клана Мойранг поклонялся ему Народ Мейтей как прародителю Бога. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Он является главой всех Уманг Лай ( Мейтей означает «лесные боги») в Древнем Канглейпаке (ранний Манипур ). [ 13 ] : 81  [ 16 ] [ 17 ]

В культуре Мэйтей Пахангба — очень могущественный дракон. Он известен как защитник и правитель вселенной. Он сын Матери-Земли. Пахангба, без сомнения, один из самых выдающихся устрашающих драконов. Он известен своим отдаленным сходством и эквивалентностью Тифону греков, Бахамуту арабов, Нагам индусов и Кетцалькоатлю коренных американцев. Его личность является предметом многочисленных историй, некоторые из которых даже связывают его со значительными историческими фигурами. [ 19 ]

Обезьяны в культуре Мэйтей

[ редактировать ]
Иллюстрация к сказке Мэйтей о Ханубе Хануби Паан Тааба , истории одинокой пожилой пары, которую обманула группа обезьян.

Сказка Мэйтей о Ханубе Хануби Паан Тааба ( Мейтей означает «Старик и старуха, сажающие Колоказию / Таро »), также известная как Хануби Хентак! Хануба Хентак! В нем рассказывается история пожилой пары, которую обманула банда обезьян. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]

По сюжету бездетная пожилая пара обращается с группой обезьян из близлежащего леса доброжелательно, как со своими собственными детьми. Обезьяны дают пожилой паре советы, как посадить таро в их огороде. Поэтому по их предложению клубни кипятят в горшке до мягкости, затем охлаждают, заворачивают в банановые листья и высаживают в сад. В полночь обезьяны тайно крадут и съедают все приготовленное таро и подсаживают на их место какое-то несъедобное гигантское дикое таро. На следующий день пожилая пара находит взрослого таро. Они сразу же готовят и съедают взрослый таро и страдают от аллергической реакции. Только после того, как они примут лекарство «хентак», у них пройдет аллергия. Понимая, что их обманули, пожилая пара планирует месть. Итак, старик притворяется мертвым, а старуха громко кричит, чтобы ее услышали обезьяны. Когда обезьяны приходят и спрашивают ее, что случилось, она говорит им, что старик умер после того, как съел таро. Она просит их помочь ей вынести тело старика на лужайку. Как только обезьяны входят в дом, старик берет палку и бьет их. Испугавшись, они все убежали. Пожилая пара знает, что обезьяны вернутся. Итак, они забираются на чердак и прячутся. Когда обезьяны возвращаются более крупной бандой, чтобы отомстить, чердак ломается и падает на них, и они убегают. Понимая, что они могут вернуться снова, пожилая пара прячется в большом горшке. Когда обезьяны возвращаются, пара постоянно пукает, и этот звук пугает обезьян, которые убегают и никогда не возвращаются. [ 23 ] [ 24 ]

Питоны в культуре Мэйтей

[ редактировать ]
Иллюстрация Пуби Лая в 2015 году.

В мифологии Мэйтей Пуби Лай ( Meitei : ꯄꯧꯕꯤ ꯂꯥꯏ ) — древний питон . Он жил в глубоких водах озера Локтак . [ 25 ] [ 26 ] Его также называют « Лохнесским чудовищем Манипура». [ 27 ]

Грызуны в культуре мейтей

[ редактировать ]
Шапи Лейма , богиня грызунов

В Мэйтей мифологии Шапи Лейма ( Meitei : ꯁꯄꯤ ꯂꯩꯃ ), одна из трёх любимых дочерей бога неба и повелительница и царица всех грызунов. [ 28 ] [ 12 ]

Тигры в культуре Мэйтей

[ редактировать ]
Хамба его Нонгбан соперник и Хуман

Тигры являются одними из наиболее упоминаемых животных в различных элементах культуры Мэйтей.

Кейбу Кейойба

[ редактировать ]

В Мэйтей и фольклоре мифологии Кейбу Кейоиба ( Мэйтей : Кабуи Кейоиба ), также известный как Кабуи Кейоиба ( Мэйтей : ꯀꯕꯨꯏ ꯀꯩꯑꯣꯏꯕ ) — мифическое существо с головой тигра и телом человека. Его часто описывают как получеловека-полутигра. [ 29 ] [ 28 ] [ 12 ] [ 30 ] [ 31 ] Когда-то он был опытным священником по имени Кабуи Саланг Майба. С помощью своего колдовства он превратился в свирепого тигра. В наказание за свою гордыню ( божественное возмездие ) он не смог полностью вернуться в свой первоначальный человеческий облик. [ 30 ] [ 29 ]

Хойрентакский тигр

[ редактировать ]

В сказке Мэйтей о Кхамбе и Тойби Хуман Кхамба и Нонгбан находились в конфликте из-за дел принцессы Мойранг Тойби . Оба мужчины хотели жениться на принцессе. Среди двух женихов принцесса уже выбрала Кхамбу, но Нонгбан все же не сдавался легко. Дело было поставлено перед королем древнего Мойранга при его дворе, и он приказал им решить дело путем испытания испытанием копьем. Однако пожилая женщина рассказала, что неподалеку в лесу жил тигр, который напал на людей. Итак, король выбрал охоту на тигра в качестве свидетеля и испытания. Тот из двоих, кто убил тигра, получит в жены принцессу Тойби. На следующий день король и его министры поэтапно собрались там. На месте собралось много людей, и казалось, что на земле расстелена белая ткань. Затем они вдвоем вошли в лес. Рядом с трупом только что убитой девушки был найден тигр. Нонгбан попытался пронзить тигра копьем, но не попал в цель. Тогда тигр прыгнул на них и укусил Нонгбаня. Хамба ранил зверя и прогнал его. Затем он отнес Нонгбана в галерею. Тогда Хамба снова вошел в лес и нашел тигра, притаившегося в дупле, наполовину скрытом лесом, но на виду у галереи короля. [ 4 ] : 150–151 

Тигр богини Пантойби

[ редактировать ]

Черепахи и черепахи в культуре Мэйтей

[ редактировать ]
В сказке Мейтей о Сандремби и Чайсре мать Сандремби после смерти превратилась в черепаху и вернулась к дочери, но у нее снова начались проблемы.

Черепаха/Черепаха в истории Сандремби и Чайсры

[ редактировать ]

В сказке Мейтей о Сандремби и Чайсре мать Сандремби превратилась в черепаху/черепаху, через некоторое время она была убита мачехой Сандремби, которая была ее женой и соперницей. Получив инструкции во сне Сандремби, Сандремби вытащил черепаху из озера и держал ее в кувшине пять дней подряд без перерыва. Ей сказали, что ее мать сможет вновь принять человеческий облик из черепахового, только если ее продержат в кувшине пять дней подряд без каких-либо беспокойств. Однако до истечения пяти дней Чайсра обнаружила черепаху и настояла на том, чтобы мать заставила Сандремби приготовить для нее черепаховое мясо. Бедная Сандремби была вынуждена сварить собственную мать в черепаховом обличье. Сандремби попыталась вытащить топливную палочку, услышав плачущие слова матери-черепахи о боли из кипящей кастрюли/кастрюли, но мачеха заставила ее залить топливо. Таким образом, Сандремби не смогла спасти свою мать-черепаху от гибели. [ 32 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Государственное животное Сангай» . 1 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 15 октября 2022 г. Сангай — блестящая жемчужина в богатом культурном наследии Канглейпака (Манипур). Говорят, что легендарный герой Каденг Танджаханба из Мойранга однажды поймал беременную Сангай из Торбунг Ламджао и сделал любовный подарок своей возлюбленной Тону Лайджинглемби. Но как назло, он застал свою возлюбленную во дворце короля в качестве супруги, и поэтому все его надежды были разбиты. В отчаянии герой выпустил оленя на свободу в дикой природе Кейбул Ламджао, и с этого времени это место стало домом Сангаи.
  2. ^ Khaute, Lallian Mang (2010) Скачать бесплатно Mp3 Сангай: гордость Манипура Издательство Знание. п. 55. ИСБН  978-81-7835-772-0 .
  3. ^ Jump up to: а б Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури (на английском языке и манипури). Сахитья Академия . п. 201. ИСБН  978-81-260-0086-9 .
  4. ^ Jump up to: а б с д Т. К. Ходсон (1908). Мейтейс . Лондон: Дэвид Натт . п. 146.
  5. ^ Чакраварти, Судип (6 января 2022 г.). Восточные ворота: Война и мир в Нагаленде, Манипуре и на Дальнем Востоке Индии . Саймон и Шустер . п. 254. ИСБН  978-93-92099-26-7 .
  6. ^ Сессия Ассоциации истории Северо-Восточной Индии (1990). Труды Ассоциации истории Северо-Восточной Индии . Оригинал: Мичиганский университет . Ассоциация. стр. 133, 134.
  7. ^ Бхаттачарья, Ритупарна (29 июля 2022 г.). Северо-Восточная Индия на протяжении веков: трансдисциплинарный взгляд на предысторию, историю и устную историю . Тейлор и Фрэнсис . п. 203. ИСБН  978-1-000-62390-1 .
  8. ^ Сингх, Н. Джойкумар (2002). От колониализма к демократии: история Манипура, 1819–1972 гг . Оригинал: Мичиганский университет . Публикации Спектра. п. 7. ISBN  978-81-87502-44-9 . Строительство «Кангла Са» (животного, похожего на льва) перед воротами Кангла было большим достижением его программы благоустройства.
  9. ^ Липонский, Войцех (2003). Всемирная спортивная энциклопедия . Интернет-архив. Сент-Пол, Миннесота: MBI. п. 338. ИСБН  978-0-7603-1682-5 .
  10. ^ Нилаби, Сайрем (2006). Laiyingthou Lairemmasinggee Waree Seengbul [ История о богах и богинях встречи ] (в Манипури). Лонгджам Арун для публикации GMPublication Импхал , стр. 100-1 156, 157, 158, 159,
  11. ^ Internationales Asienforum: Международный ежеквартальный журнал азиатских исследований (на английском и немецком языках). Вельтформ Верлаг. 1989. с. 300. Лайнингту Нонгсаба (Лев, Царь Богов)
  12. ^ Jump up to: а б с Сингх, Мойрангтем Кирти (1993). Народная культура Манипура . Публикации Манас. п. 11. ISBN  978-81-7049-063-0 .
  13. ^ Jump up to: а б Мужчина . Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии . 1913. С. 10, 81, 85.
  14. ^ Лич, Марджори (1992). Путеводитель по богам . Гейл Исследования . п. 116. ИСБН  978-1-873477-85-4 .
  15. ^ Сингх, Н. Джойкумар (2006). Этнические отношения среди народов Северо-Восточной Индии . Центр исследований Манипура, Университет Манипура и издательство Аканша. стр. 47, 48. ISBN.  978-81-8370-081-8 . Мало того, обе общины также поклонялись божеству лорда Нонгшабы. Мойранги поклонялись Нонгшабе как божеству линии передачи и считали отцом лорда Танцзинга.
  16. ^ Jump up to: а б Генеральный регистратор Индии (1962 год). Перепись населения Индии 1961 года . Менеджер публикаций. п. 53. Приходят лично Нонгшаба и его жена Сарунглайма, две отнюдь не красивые фигуры. Причина этого в том, что они являются родителями Танцзин. Нонгшаба — величайший из уманг-лай или лесных богов.
  17. ^ Jump up to: а б Парратт, Сарой Налини (1980). Религия Манипура: верования, ритуалы и историческое развитие Фирма КЛМ. стр. 100-1 15, 118, 125  978-0-8364-0594-1 . Есть также два упоминания о Нонгшабе, который, как мы видели, был отцом бога Мойранга Танцзинга.
  18. ^ Антропос (на английском, французском, немецком и итальянском языках). Zaunrith'sche Buch-, Kunst- und Steindruckerei. 1913. с. 888. Его родители — Нонгшаба и его жена Сарумглайма. Первый — величайший из Уманглая, или лесных богов; у него родился единственный сын Танцзин, верховный бог Мойранга. Демонстрация в Танцзине представляет собой...
  19. ^ Ойнам, Гутамкумар (1 апреля 2021 г.). «Пахангба — Дракон, рожденный Матерью-Землёй» .
  20. ^ С. Санатомби (2014). Манипури Пхунгвари (в Манипури). п. 51.
  21. ^ Таманг, Джиоти Пракаш (2 марта 2020 г.). Этнические ферментированные продукты и напитки Индии: научная история и культура . Спрингер Природа. ISBN  978-981-15-1486-9 .
  22. ^ Мейтей, Сандженбам Яипхаба; Чаудхури, Сарит К.; Арункумар, MC (25 ноября 2020 г.). Культурное наследие Манипура Рутледж. ISBN  978-1-000-29637-2 .
  23. ^ Б. Джаянтакумар Шарма; Доктор Чиром Раджкетан Сингх (2014). Народные сказки Манипура . п. 51-55.
  24. ^ Ойнам, Джеймс (26 мая 2016 г.). Новые сказки Манипура Идея Пресс. стр. 100-1 33–40. ISBN  978-1-945400-70-4 .
  25. ^ Культура, Департамент Индии (2002 г.). Годовой отчет . Департамент культуры.
  26. ^ «История о великане Пуби Лай» . Пионер .
  27. ^ «Лохнесское чудовище Манипура и другие народные сказки на фестивале сказок Вари-Джалса» . Неделя .
  28. ^ Jump up to: а б Регунатан, Судхамахи (2005). Народные сказки Северо-Востока . Детский книжный фонд. п. 70. ИСБН  978-81-7011-967-8 .
  29. ^ Jump up to: а б С Санатомби (2014). Манипури Пхунгвари (в Манипури). п. 57.
  30. ^ Jump up to: а б Деви, Дж.Н.; Дэвис, Джеффри В.; Чакраварти, К.К. (12 августа 2015 г.). Знать по-другому: вызов коренных народов . Рутледж. ISBN  978-1-317-32569-7 . Архивировано из оригинала 13 июня 2022 года . Проверено 13 июня 2022 г.
  31. ^ Сангит Натак . 1985. Архивировано из оригинала 13 июня 2022 года . Проверено 13 июня 2022 г.
    Краснер, Дэвид (2008). Театр в теории 1900-2000: Антология . Уайли. ISBN  978-1-4051-4043-0 . Архивировано из оригинала 13 июня 2022 года . Проверено 13 июня 2022 г.
  32. ^ Бек, Бренда Э.Ф.; Клаус, Питер Дж.; Госвами, Прапхулладатта; Ханду, Джавахарлал (1999). Народные сказки Индии Издательство Чикагского университета . п. 163. ИСБН  978-0-226-04083-7 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 79a04d7583f11b945fe4960f8c55cb56__1715137740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/79/56/79a04d7583f11b945fe4960f8c55cb56.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Animals in Meitei culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)