Jump to content

Божественное возмездие

Конец Света , широко известный как Великий День Его Гнева , [1] в 1851–1853 годах , написанная маслом на холсте Картина английского художника Джона Мартина . [2] По словам Фрэнсис Кэри, на картине изображено «разрушение Вавилона и материального мира в результате природного катаклизма». Эта картина, по мнению Кэри, является ответом на возникающую индустриальную сцену Лондона как мегаполиса в начале девятнадцатого века, а также на первоначальный рост вавилонской цивилизации и ее окончательное разрушение. По данным галереи Тейт , на картине изображена часть 16-й главы Откровения , главы Нового Завета .

Божественное возмездие — это сверхъестественное наказание человека, группы людей или каждого божеством в ответ на какое-то действие. Во многих культурах есть история о том, как божество наложило наказание на предыдущих жителей их земли, что привело к их гибели.

Примером божественного возмездия является история, встречающаяся во многих культурах, о великом потопе, уничтожившем все человечество, как это описано в « Эпосе о Гильгамеше» , индуистских Ведах или « Книге Бытия» (6:9–8:22), оставив одного главный «избранный» выживший. В первом примере это Утнапиштим , в индуистских Ведах — Ману и в последнем примере Ной . Ссылки в Новом Завете и Коране на человека по имени Нух (Ной), которому Бог повелел построить ковчег, также позволяют предположить, что один человек и его последователи были спасены во время великого потопа .

Другие примеры в еврейской религиозной литературе включают рассеяние строителей Вавилонской башни (Бытие 11:1–9), разрушение Содома и Гоморры (Бытие 18:20–21, 19:23–28) ( Коран 7: 80–84 ), [3] и Десять казней, постигших древних египтян за преследование детей Израиля (Исход, главы 7–12).

В греческой мифологии богиня Гера часто приходила в ярость, когда ее муж Зевс оплодотворял смертных женщин и налагал божественное возмездие на детей, рожденных в результате таких дел. В некоторых версиях мифа Медуза превратилась в свою чудовищную форму в качестве божественного возмездия за ее тщеславие; в других это было наказание за изнасилование Посейдоном .

Библия говорит о божественном возмездии как о том, что в большинстве случаев оно откладывается или «сохраняется» до будущего времени. [4] Видение Божьих сверхъестественных дел и возмездия помешало бы вере в Божье Слово. [5] Уильям Лейн Крейг говорит, что, по мнению Павла, свойства Бога, его вечная сила и божественность ясно раскрываются в творении, так что людям, которые не верят в вечного, могущественного творца мира, нет оправдания. Действительно, Павел говорит, что они действительно знают, что Бог существует, но скрывают эту истину из-за своей неправды. [6]

Некоторые религии или философские позиции не имеют понятия божественного возмездия и не предполагают, что Бог способен или желает выражать такие человеческие чувства, как ревность, месть или гнев. Например, в Деизме и Пандеизме творец вообще не вмешивается в нашу Вселенную ни во благо, ни во зло, и поэтому не проявляет такого поведения. В пантеизме (что также отражено в пандеизме) Бог — это Вселенная, охватывающая все внутри себя, и поэтому он не нуждается в возмездии, поскольку все вещи, против которых может быть применено возмездие, просто находятся внутри Бога. Эта точка зрения также отражена в некоторых пантеистических или пандеистических формах индуизма.

Концепция божественного возмездия решительно отрицается в буддизме . Гаутама Будда не поддерживал веру в божество-творца . [7] [8] отказался выражать какие-либо взгляды на создание [9] и заявил, что вопросы о происхождении мира ничего не стоят. [10] [11] Несоблюдение [12] Идея всемогущего божества-творца или перводвигателя рассматривается многими как ключевое различие между буддизмом и другими религиями, хотя конкретные верования сильно различаются от секты к секте, и «буддизм» не следует воспринимать как единую целостную религиозную концепцию. .

Буддисты признают существование существ в высших сферах (см. буддийскую космологию ), известных как дэвы , но говорят, что они, как и люди, страдают в сансаре . [13] и не обязательно мудрее нас. Будду часто изображают учителем богов. [14] и превосходит их. [15] Несмотря на это, считается, что существуют просветленные дэвы. [16] Но поскольку могут быть и непросветленные дэвы, то могут быть и богоподобные существа, которые совершают карательные действия, но если они это делают, то делают это из-за собственного незнания высшей истины.

Несмотря на этот нетеизм , буддизм, тем не менее, полностью принимает теорию кармы , которая постулирует последствия, подобные наказанию, такие как перерождения в сферах мучений , как неизменное последствие неправомерных действий. В отличие от большинства авраамических монотеистических религий, эти эффекты не вечны, хотя и могут длиться очень долго. Даже теистические религии не обязательно рассматривают такие последствия как «наказание», налагаемое высшей властью, а не как естественные последствия противоправных действий.

Иудаизм и христианство

[ редактировать ]

«Гнев Божий», антропоморфное выражение отношения, которое, по мнению некоторых, имеет Бог к греху. [17] много раз упоминается в Библии .

Еврейская Библия

[ редактировать ]
Разрушение Содома и Гоморры , Джон Мартин , 1852 г.

Божественное возмездие часто изображается в Танаке или Ветхом Завете .

  • Бытие 3:14–24 – Проклятие Адама и Евы и изгнание из Эдемского сада ; Непослушание
  • Бытие 4:9–15 – Проклятие Каина после убийства им брата Авеля.
  • Бытие 6–7 – Великий Потоп ; Безудержное зло и нефилимы
  • Бытие 11:1–9 – Смешение языков у Вавилонской башни ; Рассеять их по Земле
  • Бытие 19:23–29 – Разрушение Содома и Гоморры ; люди, не имеющие искупительной ценности
  • Бытие 38:6–10 – Разрушение Ира и Онана ; зло в глазах Господа
  • Исход 7–14 – Казни Египетские ; установить свою власть над властью богов Египта
  • Исход 19:10–25 – Божественные угрозы на горе Синай ; предупредить, что гора закрыта и священна
  • Исход 32 – Казни после случая с золотым тельцом ; отречься от людей за нарушение завета с ними
  • Левит 10:1–2 – Надав и Авиуд сожжены; подношение несанкционированного огня в своих кадильницах
  • Левит 26:14–39 – Проклятия непослушным; божественное предупреждение
  • Числа 11 – Чума сопровождает раздачу манны в пустыне; отверг его милостивый дар небесной пищи и провалив испытание на послушание
  • Числа 16 – Восстание Корея , Дафана и Авирама – Их сверхъестественная смерть и последовавшая за этим чума; наглость и попытки самопродвижения на роли, которых они недостойны занимать
  • Числа 20:9–13 – Выговор Моисею у воды Меривы ; непослушание указанию Господа, проявление недоверия и безразличия в присутствии Бога
  • Числа 21 – Ропот народа и язва огненного летающего змея ; отвергая Божью благодать
  • Числа 25 – Блудодеяние с моавитянами и последующая чума; нарушение завета Бога посредством сексуальной безнравственности и поклонения другим богам
  • Второзаконие 28 – Проклятия, произнесенные над непослушными; еще одно божественное предупреждение
  • некоторые/многие жители Беф-Шемеша 1 Царств 6:19 – убиты ; Заглядывая в Ковчег Завета
  • 2 Царств 6:1–7 – Оза убит; Прикосновение к Ковчегу Завета
  • 3 Царств 11 – Бог обещает оторвать царство царя Соломона от его сына, за исключением одного колена; Строительство жертвенников другим богам для своих жен
  • Иов 14:13 – посылаем испытания праведнику Иову

Новый Завет и христианская мысль

[ редактировать ]

Новый Завет связывает гнев Божий, в частности, с образом Последнего Дня , аллегорически описанного в Римлянам 2:5 как «день гнева». Гнев Божий упоминается как минимум в двадцати стихах Нового Завета . Примеры:

  • Иоанна 3:36 Иоанн Креститель заявляет, что всякий верующий в Сына имеет жизнь вечную ; всякий, кто не повинуется Сыну, или в некоторых английских переводах , не верит Сыну, [18] не увидит жизни, но гнев Божий останется на нем. [19]
  • Деяния 5:1 Анания и его жена Сапфира убиты за то, что удержали часть доходов после продажи части собственности.
  • Римлянам 1:18 – Ибо гнев Божий открывается с небес на всякое нечестие и неправду людей, которые своей неправдой подавляют истину.
  • Римлянам 5:9 – Итак, поскольку мы теперь оправданы Его кровью, тем более мы будем спасены Им от гнева Божия.
  • Римлянам 12:19 – Возлюбленные, никогда не мстите за себя, но оставьте это на гнев Божий, ибо написано: «Мое отмщение, Я воздам, говорит Господь».
  • Ефесянам 5:6 – Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это гнев Божий постигает сынов противления.
  • Откровение 6:17 – Ибо пришел великий день гнева Его, и кто сможет устоять?
  • Откровение 14:19 – И вознес ангел серп свой по земле, и собрал урожай винограда на земле, и бросил его в великое точило гнева Божия.
  • Откровение 15:1 – И увидел я другое знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, ибо в них окончился гнев Божий.
  • Откровение 19:15 – Из уст Его выходит острый меч, чтобы поразить народы, и будет пасти их жезлом железным. Он будет топтать точило ярости гнева Бога Всемогущего.

Евсевий предполагает, что последняя болезнь и смерть Ирода Великого были примером божественного наказания за убийство невинных после рождения Иисуса . В Евангелии от Матфея смерть Ирода упоминается вскользь. [20] Иосиф Флавий дает более яркое описание своего состояния и кончины. [21]

Генрих Мейер , рассматривая Иоанна 3:36, отмечает, что гнев Божий «остается» на каждом, кто отвергает веру в Сына, а это означает, что отказ от веры не является триггером для Божьего гнева, он уже здесь. Их отказ верить равносилен отказу позволить гневу Божьему быть снятым с них. [22]

Предполагаемые современные примеры

[ редактировать ]

Поскольку землетрясение в Каракасе 1812 года произошло в Чистый четверг, когда бушевала война за независимость Венесуэлы , власти роялистов объяснили его божественным наказанием за восстание против испанской короны. Архиепископ Каракаса Нарцисо Колли-и-Прат назвал это событие «ужасным, но заслуженным землетрясением», которое «подтверждает в наши дни пророчества, явленные Богом людям о древних нечестивых и гордых городах: Вавилоне, Иерусалиме и Вавилонская башня». [23] Это вызвало широко цитируемый ответ Симона Боливара : «Если Природа против нас, мы будем бороться с Природой и заставим ее подчиняться». [24]

Хотя многие ортодоксальные евреи считали, что Холокост был божественным возмездием за грехи, у этого аргумента есть много критиков. [25] Напротив, многие немцы в то время верили, что бомбардировки Германии были божественным возмездием за ноябрьский погром . [26] хотя после войны взгляд на взрывы как на божественное возмездие стал менее популярным. [27]

Вспышка торнадо в Уэйко в 1953 году была расценена некоторыми представителями местного афроамериканского сообщества как божественное возмездие за линчевание Джесси Вашингтона более тридцати лет назад. [28]

Различные христианские, еврейские и мусульманские религиозные лидеры утверждали, что ураган Катрина был Божьим наказанием Америке, Новому Орлеану или всему миру за любой из множества предполагаемых грехов, включая аборты , сексуальную безнравственность (включая гей-парад « Южный декаданс »), политику Американская империя , неспособность поддержать Израиль и неспособность чернокожих людей изучать Тору . [29] [30] [31]

Наводнения в Великобритании 2007 года были названы Грэмом Доу божьим наказанием гомосексуалистам. [32]

Телепроповедник Пэт Робертсон вызвал споры после того, как заявил, что землетрясение на Гаити в 2010 году могло быть запоздалым наказанием Бога гаитянам за то, что они якобы заключили «договор с дьяволом» о свержении французов во время гаитянской революции . [33] Иегуда Левин , ортодоксальный еврейский раввин , связал землетрясение с геями в армии, используя якобы талмудическое учение о том, что гомосексуализм вызывает землетрясения. [34] Левин разместил видео на YouTube В тот же день, когда произошло землетрясение в Вирджинии в 2011 году, , в котором он сказал: «В Талмуде говорится: «Вы потрясли свой мужской член там, где ему не место » . Я тоже сотрясу Землю». Он сказал, что гомосексуалы не должны принимать это на свой счет: «Мы не ненавидим гомосексуалистов. Мне жаль гомосексуалистов. Это бунт против Бога, и буквально за это придется заплатить адом». [34]

Капеллан Джон Мактернан заявил, что ураган «Исаак» , как и ураган «Катрина», был божьим наказанием гомосексуалистам. [32] Бастер Уилсон из Американской семейной ассоциации согласился с этим утверждением. [34]

Мактернан также сказал, что ураган «Сэнди» , возможно, был Божьим наказанием гомосексуалистам. Кроме того, обозреватель WorldNetDaily Уильям Кениг вместе с самим Мактернаном предположили, что поддержка Америки решения израильско-палестинского конфликта по принципу создания двух государств . к урагану привела [34]

Малазийский политик Ахмад Захид Хамиди заявил, что землетрясение и цунами в Центральном Сулавеси в 2018 году были «гневом Бога (Аллаха) на гомосексуалистов в Индонезии, потому что им разрешили жить в Индонезии». [35]

Ортодоксальный раввин Шмуэль Элияху сказал, что турецко-сирийское землетрясение 2023 года было «Божьим трибуналом над Турцией и Сирией, потому что они считались антиеврейскими, как и бывшая нацистская Германия ». [36]

Иракский шиитский священнослужитель Муктада ас-Садр заявил, что жестокое турецко-сирийское землетрясение 2023 года было «гневом Бога (Аллаха) на Турцию из-за слабого ответа на священную книгу (Коран), сожженную крайне правыми группами в Швеции». [37]

Представители ИГИЛ заявили, что турецко-сирийское землетрясение 2023 года было «гневом Бога (Аллаха) на Турцию за то, что она отказалась от законов шариата, заменила их законами неверующих (куффаров) и обеспечила их соблюдение, приняла неверующий образ жизни, объявила войну ИГИЛ и объединилась с армией неверующих. ( НАТО )» в своем пропагандистском повествовании. [38]

Опровержения

[ редактировать ]

Ортодоксальный раввин Шмулей Ботич осуждает подобные утверждения, поскольку они подразумевают обвинение жертвы . [39] написав, что «для многих верующих, чем ближе они подходят к Богу, тем больше они становятся врагами человека». Он противопоставляет еврейскую традицию, которая отводит особое место «спору с Богом», подходу к религии, который «учил людей не бросать вызов, а подчиняться. Не задавать вопросы, а подчиняться. сутулиться и сгибаться в сломанной позе кротких и благочестивых». [39] Говоря о пандемии COVID-19 , Ботич сказал: «Я категорически отвергаю и нахожу отвратительным, когда люди верят, что это своего рода наказание от Бога – это меня очень расстраивает». [40] [41]

Священник иезуит - Джеймс Мартин написал в Твиттере в ответ на ураган «Сэнди »: «Если завтра какие-либо религиозные лидеры скажут, что ураган — это Божье наказание против какой-то группы людей, то они идиоты. Божьи пути — это не наши пути». [42]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Майкл Уиллер, Рай, ад и викторианцы , Cambridge University Press , 1994, стр.83
  2. ^ «Интернет-галерея искусств, база данных изображений изобразительного искусства с возможностью поиска» . www.wga.hu.
  3. ^ «Сура Аль-Араф [7:80–84]» . Сура Аль-Араф [7:80–84] .
  4. ^ Луки 3:7; Римлянам 2:5
  5. ^ Ибо надеждою мы спасаемся, а надежда видимая не есть надежда... (Римлянам 8:24)
  6. ^ Крейг, Уильям Лейн. «Виновно ли неверие?» . Разумная вера . Проверено 19 мая 2014 г.
  7. ^ Тхера, Ньянапоника. «Буддизм и идея Бога» . Видение Дхаммы . Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество. В буддийской литературе часто упоминается и отвергается вера в бога-творца (иссара-ниммана-вада), а также другие причины, ошибочно приводимые для объяснения происхождения мира; как, например, мировая душа, время, природа и т. д. Вера в Бога, однако, отнесена к той же категории, что и те морально-разрушительные ложные воззрения, которые отрицают каммические результаты действий, предполагают случайное происхождение человека и природы, или учить абсолютному детерминизму. Говорят, что эти взгляды совершенно пагубны и приводят к явно плохим результатам из-за их влияния на этическое поведение.
  8. ^ Приближение к Дхамме: буддийские тексты и практики в Южной и Юго-Восточной Азии Энн М. Блэкберн (редактор), Джеффри Сэмюэлс (редактор). Издательство Париятти: 2003 г. ISBN   1-928706-19-3 с. 129
  9. ^ Бхикку Бодхи (2007). «III.1, III.2, III.5». В доступе к знаниям (ред.). Всеохватывающая сеть воззрений: Брахмаджала Сутта . Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество.
  10. ^ Таниссаро Бхикку (1997). «Ачинтита Сутта: Непредсказуемое» . АН 4.77 . Доступ к информации. Гипотеза о [происхождении и т. д.] мира — это непредполагаемая вещь, о которой нельзя строить догадки, которая принесла бы безумие и досаду любому, кто об этом догадывался.
  11. ^ Таниссаро Бхикку (1998). «Чула-Малункьевада Сутта: Краткие наставления Малункье» . Доступ к информации. Это все равно, как если бы человека ранили стрелой, густо смазанной ядом. Его друзья и товарищи, родственники и родственники предоставляли ему хирурга, и этот человек говорил: «Я не позволю удалить эту стрелу, пока не узнаю, был ли человек, ранивший меня, благородным воином, священником, торговцем или или рабочий. Он говорил: «Я не позволю вынуть эту стрелу, пока не узнаю имя и название клана человека, который меня ранил… пока я не узнаю, был ли он высоким, средним или низким… Этот человек умрет». и эти вещи все равно останутся для него неизвестными. Точно так же, если бы кто-нибудь сказал: «Я не буду жить святой жизнью под Благословенным до тех пор, пока он не объявит мне, что «Космос вечен»… или что «После смерти Татхагата ни существует, ни не существует», человек умрет, и эти вещи все равно останутся необъявленными Татхагатой.
  12. ^ Бхикку, Таниссаро (1997). Титта Сутта: Сектанты . Тогда в этом случае человек является убийцей живых существ из-за акта творения высшего существа... Когда кто-то возвращается к отсутствию причины и отсутствию условий как к существенным, монахи, у него нет ни желания, ни усилия [ при мысли], «Это должно быть сделано». Этого делать не следует». Когда человек не может сформулировать как истину или реальность то, что следует и не следует делать, он живет в замешательстве и незащищенности. Нельзя справедливо называть себя созерцателем.
  13. ^ Джон Т. Буллит (2005). «Тридцать один план существования» . Доступ к информации . Проверено 26 мая 2010 г. Сутты описывают тридцать один отдельный «план» или «царство» существования, в которых существа могут переродиться во время этого долгого странствия по сансаре. Они варьируются от необычайно темных, мрачных и болезненных адских сфер до самых возвышенных, утонченных и изысканно блаженных небесных сфер. Существование в любой сфере непостоянно; в буддийской космологии не существует вечного рая или ада. Существа рождаются в определенном мире в соответствии как с их прошлой каммой, так и с их каммой в момент смерти. Когда каммическая сила, которая привела их в этот мир, окончательно истощается, они умирают, снова перерождаясь в другом месте, в соответствии со своей каммой. И таким образом утомительный цикл продолжается.
  14. ^ Сьюзан Эльбаум Джутла (1997). «II. Будда учит божествам». В доступе к знаниям (ред.). Учитель Дэвов . Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество. Многие люди поклоняются Маха Брахме как верховному и вечному Богу-творцу, но для Будды он всего лишь могущественное божество, все еще захваченное циклом повторяющегося существования. Фактически, «Маха Брахма» — это роль или должность, которую занимали разные люди в разные периоды времени». «Его доказательство включало тот факт, что «многие тысячи божеств обратились за пожизненным прибежищем к отшельнику Готаме» (МН 95.9). . Дэвы, как и люди, развивают веру в Будду, практикуя его учение». «Второй дэв, озабоченный освобождением, произнес стих, который частично восхваляет Будду, а частично просит об обучении. Используя различные сравнения из животного мира, этот бог показал свое восхищение и почтение к Возвышенному». «Беседа под названием «Вопросы Сакки» (DN 21) произошла после того, как он в течение некоторого времени был серьезным учеником Будды. В сутте записана его длительная аудиенция у Благословенного, кульминацией которой стало достижение им вхождения в поток. Их разговор является прекрасным примером Будды как «учителя дэвов» и показывает всем существам, как работать для Ниббаны.
  15. ^ Бхикку, Таниссаро (1997). Кеваддха Сутта . Доступ к информации. Когда это было сказано, Великий Брахма сказал монаху: «Я, монах, есть Брахма, Великий Брахма, Победитель, Непобедимый, Всевидящий, Всемогущий, Суверенный Господь, Создатель, Творец, Главный , Назначитель и Правитель, Отец Всего, Что Было и Будет... Вот почему я не сказал в их присутствии, что я тоже не знаю, где четыре великих элемента... прекращаются без остатка. Значит, вы поступили неправильно, поступили неправильно, обойдя Благословенного в поисках ответа на этот вопрос в другом месте. Вернитесь обратно к Благословенному и по прибытии задайте ему этот вопрос. Что бы он ни ответил, вам следует принять это близко к сердцу.
  16. ^ «Йидамы» . www.himalayanart.org .
  17. ^ Оксфордский словарь христианской церкви (Oxford University Press, 2005 г.) ISBN   978-0-19-280290-3 ), статья гнев Божий,
  18. ^ Иоанна 3:36 : NKJV
  19. ^ Иоанна 3:36 : Стандартная английская версия
  20. ^ Мэтью 2:19
  21. ^ Флавий Иосиф Флавий, Еврейские древности , 17.6.5, под редакцией Уильяма Уистона , по состоянию на 25 июня 2024 г.
  22. Meyer, HAW (1880), NT комментарий Мейера к Иоанна 3, перевод с немецкого шестого издания, по состоянию на 8 января 2024 г.
  23. ^ «Рождение нации; Землетрясение 1812 года» (на испанском языке). Архивировано из оригинала 20 августа 2006 года.
  24. ^ «Рождение мира: Боливар с точки зрения его народов». Книга Уолдо Дэвида Франка, с. 55, 1951.
  25. ^ Ласкер, Дэниел Дж. (1997). «Размышление: Холокост как карательное правосудие» . Шофар: Междисциплинарный журнал иудаики . 15 (3): 97–105. ISSN   1534-5165 .
  26. ^ Банкир, Дэвид (1994). «ОСВЕДОМЛЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ОБ ОКОНЧАТЕЛЬНОМ РЕШЕНИИ». Окончательное решение . Рутледж. ISBN  978-0-203-20631-7 .
  27. ^ Хьюз, ML (1 февраля 2000 г.). « «Не по нашей вине»: западные немцы вспоминают свои военные потери». Немецкая история . 18 (2): 193–213. дои : 10.1191/026635500670467229 .
  28. ^ Кэрриган, Уильям Д. (2006). Создание культуры линчевания: насилие и бдительность в Центральном Техасе, 1836–1916 гг . Шампейн: Издательство Университета Иллинойса . п. 198. ИСБН  978-0-252-07430-1 .
  29. ^ Алуш, Цви (7 сентября 2005 г.). «Раввин: Ураганное наказание за уход» . Инетньюс .
  30. ^ NPR: Пастор Джон Хейги о христианском сионизме. 18 сентября 2006 г.
  31. ^ «Некоторые говорят, что природная катастрофа была «божественным судом» » . 4 сентября 2005 г.
  32. ^ Jump up to: а б Даулинг, Тим (30 октября 2012 г.). «Суперураган «Сэнди» и многие другие катастрофы, в которых обвиняют гей-сообщество» . Хранитель . Лондон.
  33. ^ «Пэт Робертсон: Гаити «проклята» после «Пакта с дьяволом» » . Архивировано из оригинала 6 сентября 2012 года.
  34. ^ Jump up to: а б с д «Бойтесь всемогущего гнева: Пять стихийных бедствий, «причиненных» геями» . 30 октября 2012 г.
  35. ^ Априлия, Кейсия (24 октября 2018 г.). «Связь ЛГБТ с землетрясением и цунами в Центральном Сулавеси: раскритикован малайзийский политик» (на индонезийском языке). BenarNews Индонезия . Проверено 9 марта 2024 г.
  36. ^ «Землетрясение в Турции и Сирии: противоречивый израильский раввин называет катастрофу «божественным правосудием» » . Глаз Ближнего Востока. 12 февраля 2023 г. Проверено 24 апреля 2024 г.
  37. ^ «Землетрясение в Сирии и Турции — «божественное наказание» для «слабой реакции» арабов на сожжение Корана: Садр» . Новый араб. 7 февраля 2023 г. Проверено 16 июля 2024 г.
  38. ^ Ботобеков, Уран (27 февраля 2023 г.). «Как ИГИЛ и Аль-Каида используют землетрясение в Турции для мобилизации поддержки» . Национальная безопасность сегодня . Проверено 12 января 2024 г.
  39. ^ Jump up to: а б «Непокорный человек веры» . www.beliefnet.com .
  40. ^ Родни Пратт и Дженни Кай (20 апреля 2020 г.). «Как возродить свою сексуальную химию во время карантина из-за COVID-19» . 7News.com.au .
  41. ^ Беккерман, Джим (6 апреля 2020 г.). «История Песаха приобрела новую актуальность в эпоху коронавируса» . Медиа-группа Северного Джерси .
  42. ^ Мензи, Никола; Репортер Christian Post (29 октября 2012 г.). «Ураган «Сэнди» — Божье наказание? Священник отказывается от претензий, поскольку пользователи Твиттера высмеивают Пэта Робертсона» . Христианская почта .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0e48fcf32426baca18b668dbf12a3e9c__1721349420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0e/9c/0e48fcf32426baca18b668dbf12a3e9c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Divine retribution - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)