Божественное возмездие

Часть серии о |
Атрибуты Бога в христианстве |
---|
![]() |
Основные атрибуты |
Общие атрибуты |
Разнообразный |
Эмоции, выраженные Богом |
Часть серии о |
Теодицея |
---|
Божественное возмездие — это сверхъестественное наказание человека, группы людей или каждого божеством в ответ на какое-то действие. Во многих культурах есть история о том, как божество наложило наказание на предыдущих жителей их земли, что привело к их гибели.
Примером божественного возмездия является история, встречающаяся во многих культурах, о великом потопе, уничтожившем все человечество, как это описано в « Эпосе о Гильгамеше» , индуистских Ведах или « Книге Бытия» (6:9–8:22), оставив одного главный «избранный» выживший. В первом примере это Утнапиштим , в индуистских Ведах — Ману и в последнем примере Ной . Ссылки в Новом Завете и Коране на человека по имени Нух (Ной), которому Бог повелел построить ковчег, также позволяют предположить, что один человек и его последователи были спасены во время великого потопа .
Другие примеры в еврейской религиозной литературе включают рассеяние строителей Вавилонской башни (Бытие 11:1–9), разрушение Содома и Гоморры (Бытие 18:20–21, 19:23–28) ( Коран 7: 80–84 ), [3] и Десять казней, постигших древних египтян за преследование детей Израиля (Исход, главы 7–12).
В греческой мифологии богиня Гера часто приходила в ярость, когда ее муж Зевс оплодотворял смертных женщин и налагал божественное возмездие на детей, рожденных в результате таких дел. В некоторых версиях мифа Медуза превратилась в свою чудовищную форму в качестве божественного возмездия за ее тщеславие; в других это было наказание за изнасилование Посейдоном .
Библия говорит о божественном возмездии как о том, что в большинстве случаев оно откладывается или «сохраняется» до будущего времени. [4] Видение Божьих сверхъестественных дел и возмездия помешало бы вере в Божье Слово. [5] Уильям Лейн Крейг говорит, что, по мнению Павла, свойства Бога, его вечная сила и божественность ясно раскрываются в творении, так что людям, которые не верят в вечного, могущественного творца мира, нет оправдания. Действительно, Павел говорит, что они действительно знают, что Бог существует, но скрывают эту истину из-за своей неправды. [6]
Некоторые религии или философские позиции не имеют понятия божественного возмездия и не предполагают, что Бог способен или желает выражать такие человеческие чувства, как ревность, месть или гнев. Например, в Деизме и Пандеизме творец вообще не вмешивается в нашу Вселенную ни во благо, ни во зло, и поэтому не проявляет такого поведения. В пантеизме (что также отражено в пандеизме) Бог — это Вселенная, охватывающая все внутри себя, и поэтому он не нуждается в возмездии, поскольку все вещи, против которых может быть применено возмездие, просто находятся внутри Бога. Эта точка зрения также отражена в некоторых пантеистических или пандеистических формах индуизма.
буддизм
[ редактировать ]Концепция божественного возмездия решительно отрицается в буддизме . Гаутама Будда не поддерживал веру в божество-творца . [7] [8] отказался выражать какие-либо взгляды на создание [9] и заявил, что вопросы о происхождении мира ничего не стоят. [10] [11] Несоблюдение [12] Идея всемогущего божества-творца или перводвигателя рассматривается многими как ключевое различие между буддизмом и другими религиями, хотя конкретные верования сильно различаются от секты к секте, и «буддизм» не следует воспринимать как единую целостную религиозную концепцию. .
Буддисты признают существование существ в высших сферах (см. буддийскую космологию ), известных как дэвы , но говорят, что они, как и люди, страдают в сансаре . [13] и не обязательно мудрее нас. Будду часто изображают учителем богов. [14] и превосходит их. [15] Несмотря на это, считается, что существуют просветленные дэвы. [16] Но поскольку могут быть и непросветленные дэвы, то могут быть и богоподобные существа, которые совершают карательные действия, но если они это делают, то делают это из-за собственного незнания высшей истины.
Несмотря на этот нетеизм , буддизм, тем не менее, полностью принимает теорию кармы , которая постулирует последствия, подобные наказанию, такие как перерождения в сферах мучений , как неизменное последствие неправомерных действий. В отличие от большинства авраамических монотеистических религий, эти эффекты не вечны, хотя и могут длиться очень долго. Даже теистические религии не обязательно рассматривают такие последствия как «наказание», налагаемое высшей властью, а не как естественные последствия противоправных действий.
Иудаизм и христианство
[ редактировать ]![]() |
«Гнев Божий», антропоморфное выражение отношения, которое, по мнению некоторых, имеет Бог к греху. [17] много раз упоминается в Библии .
Еврейская Библия
[ редактировать ]
Божественное возмездие часто изображается в Танаке или Ветхом Завете .
- Бытие 3:14–24 – Проклятие Адама и Евы и изгнание из Эдемского сада ; Непослушание
- Бытие 4:9–15 – Проклятие Каина после убийства им брата Авеля.
- Бытие 6–7 – Великий Потоп ; Безудержное зло и нефилимы
- Бытие 11:1–9 – Смешение языков у Вавилонской башни ; Рассеять их по Земле
- Бытие 19:23–29 – Разрушение Содома и Гоморры ; люди, не имеющие искупительной ценности
- Бытие 38:6–10 – Разрушение Ира и Онана ; зло в глазах Господа
- Исход 7–14 – Казни Египетские ; установить свою власть над властью богов Египта
- Исход 19:10–25 – Божественные угрозы на горе Синай ; предупредить, что гора закрыта и священна
- Исход 32 – Казни после случая с золотым тельцом ; отречься от людей за нарушение завета с ними
- Левит 10:1–2 – Надав и Авиуд сожжены; подношение несанкционированного огня в своих кадильницах
- Левит 26:14–39 – Проклятия непослушным; божественное предупреждение
- Числа 11 – Чума сопровождает раздачу манны в пустыне; отверг его милостивый дар небесной пищи и провалив испытание на послушание
- Числа 16 – Восстание Корея , Дафана и Авирама – Их сверхъестественная смерть и последовавшая за этим чума; наглость и попытки самопродвижения на роли, которых они недостойны занимать
- Числа 20:9–13 – Выговор Моисею у воды Меривы ; непослушание указанию Господа, проявление недоверия и безразличия в присутствии Бога
- Числа 21 – Ропот народа и язва огненного летающего змея ; отвергая Божью благодать
- Числа 25 – Блудодеяние с моавитянами и последующая чума; нарушение завета Бога посредством сексуальной безнравственности и поклонения другим богам
- Второзаконие 28 – Проклятия, произнесенные над непослушными; еще одно божественное предупреждение
- некоторые/многие жители Беф-Шемеша 1 Царств 6:19 – убиты ; Заглядывая в Ковчег Завета
- 2 Царств 6:1–7 – Оза убит; Прикосновение к Ковчегу Завета
- 3 Царств 11 – Бог обещает оторвать царство царя Соломона от его сына, за исключением одного колена; Строительство жертвенников другим богам для своих жен
- Иов 14:13 – посылаем испытания праведнику Иову
Новый Завет и христианская мысль
[ редактировать ]Новый Завет связывает гнев Божий, в частности, с образом Последнего Дня , аллегорически описанного в Римлянам 2:5 как «день гнева». Гнев Божий упоминается как минимум в двадцати стихах Нового Завета . Примеры:
- Иоанна 3:36 – Иоанн Креститель заявляет, что всякий верующий в Сына имеет жизнь вечную ; всякий, кто не повинуется Сыну, или в некоторых английских переводах , не верит Сыну, [18] не увидит жизни, но гнев Божий останется на нем. [19]
- Деяния 5:1 – Анания и его жена Сапфира убиты за то, что удержали часть доходов после продажи части собственности.
- Римлянам 1:18 – Ибо гнев Божий открывается с небес на всякое нечестие и неправду людей, которые своей неправдой подавляют истину.
- Римлянам 5:9 – Итак, поскольку мы теперь оправданы Его кровью, тем более мы будем спасены Им от гнева Божия.
- Римлянам 12:19 – Возлюбленные, никогда не мстите за себя, но оставьте это на гнев Божий, ибо написано: «Мое отмщение, Я воздам, говорит Господь».
- Ефесянам 5:6 – Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это гнев Божий постигает сынов противления.
- Откровение 6:17 – Ибо пришел великий день гнева Его, и кто сможет устоять?
- Откровение 14:19 – И вознес ангел серп свой по земле, и собрал урожай винограда на земле, и бросил его в великое точило гнева Божия.
- Откровение 15:1 – И увидел я другое знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, ибо в них окончился гнев Божий.
- Откровение 19:15 – Из уст Его выходит острый меч, чтобы поразить народы, и будет пасти их жезлом железным. Он будет топтать точило ярости гнева Бога Всемогущего.
Евсевий предполагает, что последняя болезнь и смерть Ирода Великого были примером божественного наказания за убийство невинных после рождения Иисуса . В Евангелии от Матфея смерть Ирода упоминается вскользь. [20] Иосиф Флавий дает более яркое описание своего состояния и кончины. [21]
Генрих Мейер , рассматривая Иоанна 3:36, отмечает, что гнев Божий «остается» на каждом, кто отвергает веру в Сына, а это означает, что отказ от веры не является триггером для Божьего гнева, он уже здесь. Их отказ верить равносилен отказу позволить гневу Божьему быть снятым с них. [22]
Предполагаемые современные примеры
[ редактировать ]Поскольку землетрясение в Каракасе 1812 года произошло в Чистый четверг, когда бушевала война за независимость Венесуэлы , власти роялистов объяснили его божественным наказанием за восстание против испанской короны. Архиепископ Каракаса Нарцисо Колли-и-Прат назвал это событие «ужасным, но заслуженным землетрясением», которое «подтверждает в наши дни пророчества, явленные Богом людям о древних нечестивых и гордых городах: Вавилоне, Иерусалиме и Вавилонская башня». [23] Это вызвало широко цитируемый ответ Симона Боливара : «Если Природа против нас, мы будем бороться с Природой и заставим ее подчиняться». [24]
Хотя многие ортодоксальные евреи считали, что Холокост был божественным возмездием за грехи, у этого аргумента есть много критиков. [25] Напротив, многие немцы в то время верили, что бомбардировки Германии были божественным возмездием за ноябрьский погром . [26] хотя после войны взгляд на взрывы как на божественное возмездие стал менее популярным. [27]
Вспышка торнадо в Уэйко в 1953 году была расценена некоторыми представителями местного афроамериканского сообщества как божественное возмездие за линчевание Джесси Вашингтона более тридцати лет назад. [28]
Различные христианские, еврейские и мусульманские религиозные лидеры утверждали, что ураган Катрина был Божьим наказанием Америке, Новому Орлеану или всему миру за любой из множества предполагаемых грехов, включая аборты , сексуальную безнравственность (включая гей-парад « Южный декаданс »), политику Американская империя , неспособность поддержать Израиль и неспособность чернокожих людей изучать Тору . [29] [30] [31]
Наводнения в Великобритании 2007 года были названы Грэмом Доу божьим наказанием гомосексуалистам. [32]
Телепроповедник Пэт Робертсон вызвал споры после того, как заявил, что землетрясение на Гаити в 2010 году могло быть запоздалым наказанием Бога гаитянам за то, что они якобы заключили «договор с дьяволом» о свержении французов во время гаитянской революции . [33] Иегуда Левин , ортодоксальный еврейский раввин , связал землетрясение с геями в армии, используя якобы талмудическое учение о том, что гомосексуализм вызывает землетрясения. [34] Левин разместил видео на YouTube В тот же день, когда произошло землетрясение в Вирджинии в 2011 году, , в котором он сказал: «В Талмуде говорится: «Вы потрясли свой мужской член там, где ему не место » . Я тоже сотрясу Землю». Он сказал, что гомосексуалы не должны принимать это на свой счет: «Мы не ненавидим гомосексуалистов. Мне жаль гомосексуалистов. Это бунт против Бога, и буквально за это придется заплатить адом». [34]
Капеллан Джон Мактернан заявил, что ураган «Исаак» , как и ураган «Катрина», был божьим наказанием гомосексуалистам. [32] Бастер Уилсон из Американской семейной ассоциации согласился с этим утверждением. [34]
Мактернан также сказал, что ураган «Сэнди» , возможно, был Божьим наказанием гомосексуалистам. Кроме того, обозреватель WorldNetDaily Уильям Кениг вместе с самим Мактернаном предположили, что поддержка Америки решения израильско-палестинского конфликта по принципу создания двух государств . к урагану привела [34]
Малазийский политик Ахмад Захид Хамиди заявил, что землетрясение и цунами в Центральном Сулавеси в 2018 году были «гневом Бога (Аллаха) на гомосексуалистов в Индонезии, потому что им разрешили жить в Индонезии». [35]
Ортодоксальный раввин Шмуэль Элияху сказал, что турецко-сирийское землетрясение 2023 года было «Божьим трибуналом над Турцией и Сирией, потому что они считались антиеврейскими, как и бывшая нацистская Германия ». [36]
Иракский шиитский священнослужитель Муктада ас-Садр заявил, что жестокое турецко-сирийское землетрясение 2023 года было «гневом Бога (Аллаха) на Турцию из-за слабого ответа на священную книгу (Коран), сожженную крайне правыми группами в Швеции». [37]
Представители ИГИЛ заявили, что турецко-сирийское землетрясение 2023 года было «гневом Бога (Аллаха) на Турцию за то, что она отказалась от законов шариата, заменила их законами неверующих (куффаров) и обеспечила их соблюдение, приняла неверующий образ жизни, объявила войну ИГИЛ и объединилась с армией неверующих. ( НАТО )» в своем пропагандистском повествовании. [38]
Опровержения
[ редактировать ]Ортодоксальный раввин Шмулей Ботич осуждает подобные утверждения, поскольку они подразумевают обвинение жертвы . [39] написав, что «для многих верующих, чем ближе они подходят к Богу, тем больше они становятся врагами человека». Он противопоставляет еврейскую традицию, которая отводит особое место «спору с Богом», подходу к религии, который «учил людей не бросать вызов, а подчиняться. Не задавать вопросы, а подчиняться. сутулиться и сгибаться в сломанной позе кротких и благочестивых». [39] Говоря о пандемии COVID-19 , Ботич сказал: «Я категорически отвергаю и нахожу отвратительным, когда люди верят, что это своего рода наказание от Бога – это меня очень расстраивает». [40] [41]
Священник иезуит - Джеймс Мартин написал в Твиттере в ответ на ураган «Сэнди »: «Если завтра какие-либо религиозные лидеры скажут, что ураган — это Божье наказание против какой-то группы людей, то они идиоты. Божьи пути — это не наши пути». [42]
См. также
[ редактировать ]- Христианская эсхатология
- Предвзятость подтверждения
- Божественный суд
- Божественное провидение
- Глаз за глаз
- Пограничное правосудие
- Гипотеза справедливого мира
- Карма
- Коллективное наказание
- Мельницы Бога
- Немезида
- Замена пенальти
- «Расплата» (стихотворение)
- Карательное правосудие
- Социальный коллапс
- Западное христианство
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Майкл Уиллер, Рай, ад и викторианцы , Cambridge University Press , 1994, стр.83
- ^ «Интернет-галерея искусств, база данных изображений изобразительного искусства с возможностью поиска» . www.wga.hu.
- ^ «Сура Аль-Араф [7:80–84]» . Сура Аль-Араф [7:80–84] .
- ^ Луки 3:7; Римлянам 2:5
- ^ Ибо надеждою мы спасаемся, а надежда видимая не есть надежда... (Римлянам 8:24)
- ^ Крейг, Уильям Лейн. «Виновно ли неверие?» . Разумная вера . Проверено 19 мая 2014 г.
- ^ Тхера, Ньянапоника. «Буддизм и идея Бога» . Видение Дхаммы . Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество.
В буддийской литературе часто упоминается и отвергается вера в бога-творца (иссара-ниммана-вада), а также другие причины, ошибочно приводимые для объяснения происхождения мира; как, например, мировая душа, время, природа и т. д. Вера в Бога, однако, отнесена к той же категории, что и те морально-разрушительные ложные воззрения, которые отрицают каммические результаты действий, предполагают случайное происхождение человека и природы, или учить абсолютному детерминизму. Говорят, что эти взгляды совершенно пагубны и приводят к явно плохим результатам из-за их влияния на этическое поведение.
- ^ Приближение к Дхамме: буддийские тексты и практики в Южной и Юго-Восточной Азии Энн М. Блэкберн (редактор), Джеффри Сэмюэлс (редактор). Издательство Париятти: 2003 г. ISBN 1-928706-19-3 с. 129
- ^ Бхикку Бодхи (2007). «III.1, III.2, III.5». В доступе к знаниям (ред.). Всеохватывающая сеть воззрений: Брахмаджала Сутта . Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество.
- ^ Таниссаро Бхикку (1997). «Ачинтита Сутта: Непредсказуемое» . АН 4.77 . Доступ к информации.
Гипотеза о [происхождении и т. д.] мира — это непредполагаемая вещь, о которой нельзя строить догадки, которая принесла бы безумие и досаду любому, кто об этом догадывался.
- ^ Таниссаро Бхикку (1998). «Чула-Малункьевада Сутта: Краткие наставления Малункье» . Доступ к информации.
Это все равно, как если бы человека ранили стрелой, густо смазанной ядом. Его друзья и товарищи, родственники и родственники предоставляли ему хирурга, и этот человек говорил: «Я не позволю удалить эту стрелу, пока не узнаю, был ли человек, ранивший меня, благородным воином, священником, торговцем или или рабочий. Он говорил: «Я не позволю вынуть эту стрелу, пока не узнаю имя и название клана человека, который меня ранил… пока я не узнаю, был ли он высоким, средним или низким… Этот человек умрет». и эти вещи все равно останутся для него неизвестными. Точно так же, если бы кто-нибудь сказал: «Я не буду жить святой жизнью под Благословенным до тех пор, пока он не объявит мне, что «Космос вечен»… или что «После смерти Татхагата ни существует, ни не существует», человек умрет, и эти вещи все равно останутся необъявленными Татхагатой.
- ^ Бхикку, Таниссаро (1997). Титта Сутта: Сектанты .
Тогда в этом случае человек является убийцей живых существ из-за акта творения высшего существа... Когда кто-то возвращается к отсутствию причины и отсутствию условий как к существенным, монахи, у него нет ни желания, ни усилия [ при мысли], «Это должно быть сделано». Этого делать не следует». Когда человек не может сформулировать как истину или реальность то, что следует и не следует делать, он живет в замешательстве и незащищенности. Нельзя справедливо называть себя созерцателем.
- ^ Джон Т. Буллит (2005). «Тридцать один план существования» . Доступ к информации . Проверено 26 мая 2010 г.
Сутты описывают тридцать один отдельный «план» или «царство» существования, в которых существа могут переродиться во время этого долгого странствия по сансаре. Они варьируются от необычайно темных, мрачных и болезненных адских сфер до самых возвышенных, утонченных и изысканно блаженных небесных сфер. Существование в любой сфере непостоянно; в буддийской космологии не существует вечного рая или ада. Существа рождаются в определенном мире в соответствии как с их прошлой каммой, так и с их каммой в момент смерти. Когда каммическая сила, которая привела их в этот мир, окончательно истощается, они умирают, снова перерождаясь в другом месте, в соответствии со своей каммой. И таким образом утомительный цикл продолжается.
- ^ Сьюзан Эльбаум Джутла (1997). «II. Будда учит божествам». В доступе к знаниям (ред.). Учитель Дэвов . Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество.
Многие люди поклоняются Маха Брахме как верховному и вечному Богу-творцу, но для Будды он всего лишь могущественное божество, все еще захваченное циклом повторяющегося существования. Фактически, «Маха Брахма» — это роль или должность, которую занимали разные люди в разные периоды времени». «Его доказательство включало тот факт, что «многие тысячи божеств обратились за пожизненным прибежищем к отшельнику Готаме» (МН 95.9). . Дэвы, как и люди, развивают веру в Будду, практикуя его учение». «Второй дэв, озабоченный освобождением, произнес стих, который частично восхваляет Будду, а частично просит об обучении. Используя различные сравнения из животного мира, этот бог показал свое восхищение и почтение к Возвышенному». «Беседа под названием «Вопросы Сакки» (DN 21) произошла после того, как он в течение некоторого времени был серьезным учеником Будды. В сутте записана его длительная аудиенция у Благословенного, кульминацией которой стало достижение им вхождения в поток. Их разговор является прекрасным примером Будды как «учителя дэвов» и показывает всем существам, как работать для Ниббаны.
- ^ Бхикку, Таниссаро (1997). Кеваддха Сутта . Доступ к информации.
Когда это было сказано, Великий Брахма сказал монаху: «Я, монах, есть Брахма, Великий Брахма, Победитель, Непобедимый, Всевидящий, Всемогущий, Суверенный Господь, Создатель, Творец, Главный , Назначитель и Правитель, Отец Всего, Что Было и Будет... Вот почему я не сказал в их присутствии, что я тоже не знаю, где четыре великих элемента... прекращаются без остатка. Значит, вы поступили неправильно, поступили неправильно, обойдя Благословенного в поисках ответа на этот вопрос в другом месте. Вернитесь обратно к Благословенному и по прибытии задайте ему этот вопрос. Что бы он ни ответил, вам следует принять это близко к сердцу.
- ^ «Йидамы» . www.himalayanart.org .
- ^ Оксфордский словарь христианской церкви (Oxford University Press, 2005 г.) ISBN 978-0-19-280290-3 ), статья гнев Божий,
- ^ Иоанна 3:36 : NKJV
- ^ Иоанна 3:36 : Стандартная английская версия
- ^ Мэтью 2:19
- ^ Флавий Иосиф Флавий, Еврейские древности , 17.6.5, под редакцией Уильяма Уистона , по состоянию на 25 июня 2024 г.
- ↑ Meyer, HAW (1880), NT комментарий Мейера к Иоанна 3, перевод с немецкого шестого издания, по состоянию на 8 января 2024 г.
- ^ «Рождение нации; Землетрясение 1812 года» (на испанском языке). Архивировано из оригинала 20 августа 2006 года.
- ^ «Рождение мира: Боливар с точки зрения его народов». Книга Уолдо Дэвида Франка, с. 55, 1951.
- ^ Ласкер, Дэниел Дж. (1997). «Размышление: Холокост как карательное правосудие» . Шофар: Междисциплинарный журнал иудаики . 15 (3): 97–105. ISSN 1534-5165 .
- ^ Банкир, Дэвид (1994). «ОСВЕДОМЛЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ОБ ОКОНЧАТЕЛЬНОМ РЕШЕНИИ». Окончательное решение . Рутледж. ISBN 978-0-203-20631-7 .
- ^ Хьюз, ML (1 февраля 2000 г.). « «Не по нашей вине»: западные немцы вспоминают свои военные потери». Немецкая история . 18 (2): 193–213. дои : 10.1191/026635500670467229 .
- ^ Кэрриган, Уильям Д. (2006). Создание культуры линчевания: насилие и бдительность в Центральном Техасе, 1836–1916 гг . Шампейн: Издательство Университета Иллинойса . п. 198. ИСБН 978-0-252-07430-1 .
- ^ Алуш, Цви (7 сентября 2005 г.). «Раввин: Ураганное наказание за уход» . Инетньюс .
- ^ NPR: Пастор Джон Хейги о христианском сионизме. 18 сентября 2006 г.
- ^ «Некоторые говорят, что природная катастрофа была «божественным судом» » . 4 сентября 2005 г.
- ^ Jump up to: а б Даулинг, Тим (30 октября 2012 г.). «Суперураган «Сэнди» и многие другие катастрофы, в которых обвиняют гей-сообщество» . Хранитель . Лондон.
- ^ «Пэт Робертсон: Гаити «проклята» после «Пакта с дьяволом» » . Архивировано из оригинала 6 сентября 2012 года.
- ^ Jump up to: а б с д «Бойтесь всемогущего гнева: Пять стихийных бедствий, «причиненных» геями» . 30 октября 2012 г.
- ^ Априлия, Кейсия (24 октября 2018 г.). «Связь ЛГБТ с землетрясением и цунами в Центральном Сулавеси: раскритикован малайзийский политик» (на индонезийском языке). BenarNews Индонезия . Проверено 9 марта 2024 г.
- ^ «Землетрясение в Турции и Сирии: противоречивый израильский раввин называет катастрофу «божественным правосудием» » . Глаз Ближнего Востока. 12 февраля 2023 г. Проверено 24 апреля 2024 г.
- ^ «Землетрясение в Сирии и Турции — «божественное наказание» для «слабой реакции» арабов на сожжение Корана: Садр» . Новый араб. 7 февраля 2023 г. Проверено 16 июля 2024 г.
- ^ Ботобеков, Уран (27 февраля 2023 г.). «Как ИГИЛ и Аль-Каида используют землетрясение в Турции для мобилизации поддержки» . Национальная безопасность сегодня . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Непокорный человек веры» . www.beliefnet.com .
- ^ Родни Пратт и Дженни Кай (20 апреля 2020 г.). «Как возродить свою сексуальную химию во время карантина из-за COVID-19» . 7News.com.au .
- ^ Беккерман, Джим (6 апреля 2020 г.). «История Песаха приобрела новую актуальность в эпоху коронавируса» . Медиа-группа Северного Джерси .
- ^ Мензи, Никола; Репортер Christian Post (29 октября 2012 г.). «Ураган «Сэнди» — Божье наказание? Священник отказывается от претензий, поскольку пользователи Твиттера высмеивают Пэта Робертсона» . Христианская почта .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- РГВ Таскер. Библейское учение о гневе Божием
- Гили Куглер, Когда Бог хотел уничтожить избранный народ: библейские традиции и теология в движении
- У.Л. Крейг. Истинная любовь: доктрина божественного возмездия
- Герберт В. Бирн. Гнев Божий (2005) ISBN 1-59781-511-X )