Самсара (буддизм)
Переводы самсара | |
---|---|
Английский | цикл существования, бесконечное перерождение, колесо дхармы, безначальное время |
санскрит | самсара, сангсара ( Дэв : мир) |
Есть | самсара ( Дэв : мир) |
Бенгальский | семья (сонсар) |
бирманский | цикл ( MLCTS : θàɰ̃ðajà ) |
китайский | жизнь и смерть, реинкарнация , поток ( Пиньинь : шэнсу, лунхуи, лючжуан ) |
японский | реинкарнация ( Ромаджи : Ринне ) |
кхмерский | Подруга, цикл «Подруга» ( UNGEGN : сангсар , ваддасансар ) |
корейский | Реинкарнация , история жизни и смерти Юнхой, Сенсаюджон |
туберкулез | Жалость |
Монгольский | ᠣᠷᠴᠢᠯᠠᠩ , вселенная(орчиланг, орклон) |
сингальский | සංසාරයсансара |
тибетский | мир ( khor ba ) |
Тагальский | Самсала |
тайский | раунд существований |
вьетнамский | Самсара , Шесть Путей |
Глоссарий буддизма |
Сансара ( санскрит : संसार , пали : самсара ; также самсара ) в буддизме и индуизме — это безначальный цикл повторяющихся рождений , мирского существования и повторного умирания. [1] Самсара считается дуккхой , страданием и вообще неудовлетворительной и болезненной. [2] увековечивается желанием и авидьей (невежеством) и, как следствие, кармой . [3] [4] [5]
Перерождения происходят в шести сферах существования, а именно в трёх добрых мирах ( небесном , полубожеском , человеческом) и трёх злых мирах (животных, призраков , адском ). [примечание 1] Сансара заканчивается, если человек достигает нирваны , [примечание 2] «выдувание» желаний и обретение истинного понимания непостоянства и безличной реальности. [7] [8] [9]
Характеристики
[ редактировать ]В буддизме сансара — это «отягощенный страданиями непрерывный цикл жизни, смерти и возрождения без начала и конца». [2] [10] В нескольких суттах главы XV Самьютта Никаи , в частности, говорится: «Из необъяснимого начала происходит переселение людей. Начальная точка не очевидна, хотя существа, которым препятствует невежество и сковывают страстное желание, переселяются и странствуют». [11] Это бесконечный повторяющийся цикл рождения и смерти в шести сферах реальности ( гати , сферах существования). [12] блуждание из одной жизни в другую без определенного направления или цели. [13] [14] [примечание 3] Самсара характеризуется дуккхой («неудовлетворительным», «болезненным»). [примечание 4] Самсара связана с четырьмя благородными истинами в буддизме, поскольку дуккха («неудовлетворительный», «болезненный») — это суть самсары. [17] [18] Каждое перерождение временно и непостоянно. В каждом перерождении человек рождается и умирает, чтобы переродиться в другом месте в соответствии со своей кармой. [19] Оно увековечивается авидьей ( «невежеством»), особенно в отношении аниччи («непостоянства») и анатты («не-я»). [20] [21] и от жажды. [примечание 5] Самсара продолжается до тех пор, пока не будет достигнута мокша посредством прозрения и нирваны . [15] [примечание 2] «выдувание» желаний и обретение истинного понимания непостоянства и безличной реальности. [7] [8] [9] Самсара и понятие циклического существования восходят к 800 году до нашей эры. [25]
Механизм
[ редактировать ]Доктрина сансары в буддизме утверждает, что, хотя существа претерпевают бесконечные циклы перерождений, не существует неизменной души, которая переселяется из одной жизни в другую - точка зрения, которая отличает ее доктрину сансары от доктрин в индуизме и джайнизме . [26] [27] Эта доктрина отсутствия души (не-я) в буддийских текстах называется Анатта или Анатман . [28] [29]
Ранние буддийские тексты предполагают, что Будда столкнулся с трудностью в объяснении того, что перерождается и как происходит перерождение, после того, как он ввел новую концепцию «нет самости» ( Анатта ). [30] Более поздние буддийские ученые, такие как палийский ученый середины I тысячелетия нашей эры Буддхагхоша , предположили, что отсутствие личности или души не означает отсутствия преемственности; и перерождение в разных сферах рождения – небесных, человеческих, животных, адских и других – происходит так же, как пламя переносится от одной свечи к другой. [31] [32] Буддхагхоша попытался объяснить механизм перерождения с помощью «сознания, связывающего перерождение» ( патисанди ). [33] [34]
Механистические детали доктрины сансары различаются в пределах буддийских традиций. Буддисты Тхеравады утверждают, что перерождение происходит немедленно, в то время как тибетские школы придерживаются идеи бардо (промежуточного состояния), которое может длиться по крайней мере сорок девять дней, прежде чем существо переродится. [35] [36] [37] В буддийской философии Махаяны Самсара и Нирвана рассматриваются как одно и то же. По словам Нагарджуны , древнеиндийского философа и учителя буддизма Махаяны, «Ничто в Сансаре не отличается от Нирваны , ничто в Нирване не отличается от Самсары. То, что является пределом Нирваны , является также пределом Сансары, нет малейшая разница между ними». [38]
Царства возрождения
[ редактировать ]Часть серии о |
буддизм |
---|
Буддийская космология обычно выделяет шесть сфер перерождения и существования: боги, полубоги, люди, животные, голодные призраки и ад. [39] Более ранние буддийские тексты относятся к пяти сферам, а не к шести сферам; Когда их описывают как пять миров, царство богов и царство полубогов составляют единое царство. [6]
Шесть миров обычно делятся на три высших мира (добрый, удачливый) и три низших мира (злой, несчастный). [40] [41] Три высших царства — это царства богов, людей и полубогов; три нижних мира — это миры животных, голодных духов и адских существ. [42] [43] В восточноазиатской литературе шесть сфер организованы на тридцать один уровень. [44] Буддийские тексты описывают эти миры следующим образом: [42] [43]
В каждом из шести миров существует шесть Просветлённых Будд. Эти шесть Будд также были известны как «Шесть мудрецов». Их имена: Индрашакра (Будда в мире богов), Вемачитра (Будда в мире мелких богов), Шакьямуни (Будда в мире людей); Стирасимха (Будда в мире животных), Джваламукха (Будда в мире голодных духов) и Яма Дхармараджа (Будда в мире жаркого ада). [45]
- Царство богов: [46] боги ( дэвы ) [47] является наиболее наполненным удовольствиями среди шести миров и обычно подразделяется на шесть подцарств (Чатуммахараджика, Таватимса, Яма, Тусита, Ниммаранати, Параниммарати Васаватти). [48] Считается, что перерождение в этом райском царстве происходит в результате накопления очень хорошей кармы. [46] Дэву . не нужно работать, и он способен наслаждаться в небесном царстве всеми удовольствиями, которые можно найти на земле Однако удовольствия этого царства приводят к привязанности ( упадане ), отсутствию духовных поисков и, следовательно, к отсутствию нирваны. [49] Подавляющее большинство буддийских мирян, утверждает Кевин Трейнор, исторически придерживались буддийских ритуалов и практик, мотивированных перерождением в сфере Дэвов. [46] [примечание 6] Царство Дэвов в буддийской практике Юго-Восточной и Восточной Азии, утверждает Кеун, включает в себя богов индуистских традиций, таких как Индра и Брахма , а также концепции индуистской космологии, такие как гора Меру. [52]
- Человеческое царство: [46] называемое царством манушья . [47] Буддизм утверждает, что человек перерождается в этом мире с совершенно другими физическими способностями и моральной природой из-за прошлой кармы существа. [ нужна ссылка ] Перерождение в этом мире считается удачным, поскольку оно дает возможность достичь нирваны и завершить цикл сансары. [46] [53]
- Царство полубогов (Асура): [46] полубоги ( асуры ) [47] — третья сфера существования в буддизме. Асура известны своим гневом и некоторыми сверхъестественными способностями. Они сражаются с Дэвами (богами) или беспокоят Манусью (людей) болезнями и стихийными бедствиями. [46] Они накапливают карму и перерождаются. Полубогов иногда причисляют к одним из злых царств, поскольку ходят истории о том, как они сражаются против богов.
- Животный мир: [54] — это состояние существования существа как животного ( тирьяг ). [47] Традиционно считается, что это царство похоже на адское царство, поскольку в буддийских текстах считается, что животными движут импульсы и инстинкты, они охотятся друг на друга и страдают. [55] Некоторые буддийские тексты утверждают, что растения принадлежат к этому царству с примитивным сознанием. [54]
- Царство голодных призраков: [46] голодные призраки и другие беспокойные духи ( прета ) [47] — это перерождения, вызванные кармой чрезмерного желания и привязанностей. Они не имеют тела, невидимы и составляют лишь «тонкую материю» существа. Буддийские тексты описывают их как существ, испытывающих сильную жажду и голод, с очень маленькими ртами, но очень большими желудками. [55] Буддийские традиции в Азии стараются заботиться о них каждый год в ритуальные дни, оставляя еду и напитки под открытым небом, чтобы накормить голодных призраков поблизости. [46] Когда их плохая карма иссякает, эти существа перерождаются в другом мире. По словам Макклелланда, это царство — самое мягкое из трёх царств зла. [56] По словам Янси Ринпоче, напротив, страдания существ, рожденных в мире голодных духов, гораздо более интенсивны, чем страдания существ, рожденных в мире животных. [57]
- Адское царство: [54] существа в аду ( Нарака ) [47] войдите в это царство ради плохой кармы, такой как воровство, ложь, прелюбодеяние и другие. Тексты различаются в деталях, но обычно описывают многочисленные адские регионы, каждая из которых содержит разные формы сильных страданий, например, восемь чрезвычайно жарких адских миров, восемь чрезвычайно холодных, частичное съедание заживо, избиение и другие формы пыток, пропорциональные злой карме. накоплено. [46] Эти существа перерождаются в другом мире после того, как их злая карма исчерпала себя, они умирают и получают еще один шанс. [55] Это царство не похоже на ад загробной жизни в христианстве, утверждает Дэмиен Киоун, потому что в буддизме нет царства окончательного проклятия, и существование в этом царстве также является временным состоянием. [55]
Причина и конец
[ редактировать ]Самсара увековечивается кармой человека, вызванной жаждой и невежеством ( авидья ). [20] [21] [примечание 5]
Карма
[ редактировать ]Самсара увековечивается кармой. [примечание 7] Карма или «действие» возникает в результате преднамеренного физического или умственного действия, которое вызывает будущие последствия. [примечание 8] Гетин объясняет:
Таким образом, действия тела и речи управляются лежащим в их основе намерением или волей ( четана ), и они являются вредными или полезными, потому что они мотивированы неблаготворными или благотворными намерениями. Таким образом, акты тела и речи являются конечными продуктами определенных видов мышления. В то же время карма может существовать как простой «волевой акт», мощное умственное намерение или воля, не приводящая к действию тела или речи. [62]
Таким образом, с буддийской точки зрения тип рождения в этой жизни определяется действиями или кармой предыдущих жизней; а обстоятельства будущего перерождения определяются действиями в текущей и предыдущей жизни. [примечание 9]
Жажда и невежество
[ редактировать ]Несоответствия в древнейших текстах показывают, что буддийские учения о жажде и невежестве, а также о средствах достижения освобождения развивались либо во время жизни Будды, либо после него. [63] По мнению Фраувальнер, буддийские тексты демонстрируют сдвиг в объяснении первопричины сансары. [64] Первоначально жажда считалась основной причиной сансары. [примечание 10] которое можно успокоить практикой дхьяны , ведущей к спокойствию ума, которое, по мнению Веттера, является искомым освобождением. [68] [69]
Более поздняя буддийская традиция считает невежество ( авидья ) основной причиной сансары. [65] [20] [21] Авидья — это неправильное представление и незнание реальности, ведущее к цеплянию и цеплянию, а также к повторным перерождениям. [70] [71] По словам Пола Уильямса, «это незнание вещей такими, какие они есть на самом деле, или самого себя таким, какой ты есть на самом деле». [72] Его можно преодолеть, постигнув истинную природу реальности. В позднейшей буддийской традиции «освобождающее прозрение» стало рассматриваться как такое же освобождающее, как и практика дхьяны . [73] [69] По мнению Веттера и Бронкхорста, это произошло в ответ на действия других религиозных групп Индии, которые считали, что освобождающее прозрение является непременным условием мокши , освобождения от перерождения. [74] [75] [примечание 11]
Идеи о том, что именно представляет собой это «освобождающее понимание», со временем развивались. [68] [77] Первоначально термин праджня служил для обозначения этого «освобождающего прозрения». Позже праджня была заменена в суттах четырьмя истинами . [78] [79] Это произошло в тех текстах, где «освобождающему прозрению» предшествовали четыре джханы и где эта практика четырех джхан затем завершалась «освобождающим прозрением». [80] [примечание 12] Четыре истины были заменены пратитьясамутпадой , а еще позже, в школах Хинаяны, доктриной несуществования субстанциальной самости или личности. [83] И Шмитхаузен утверждает, что в буддийском каноне существуют и другие описания этого «освобождающего прозрения»:
«что пять Скандх непостоянны, неприятны и не являются ни Я, ни принадлежащими самому себе»; [примечание 13] «созерцание возникновения и исчезновения ( удайабая ) пяти скандх»; [примечание 14] «осознание скандх как пустых ( риттака ), суетных ( тучака ) и лишенных какой-либо сути или субстанции ( асарака ). [примечание 15] [84]
Освобождение
[ редактировать ]Самсара заканчивается, когда человек достигает мокши , освобождения. [85] [86] [87] [88] В раннем буддизме нирвана , «выдувание» желания, — это мокша . В более позднем буддизме преобладает понимание, например, признание и принятие не-я, также называемое доктриной анатты . [89] Тот, кто больше не видит ни души, ни себя, заключает Валпола Рахула, — это тот, кто освободился от циклов страданий сансары. [9] [примечание 16] Тема того, что Нирвана не является Самостью, утверждает Питер Харви, повторяется в ранних буддийских текстах. [91]
Некоторые буддийские тексты предполагают, что перерождение происходит посредством перехода виннаны (сознания) из одной жизни в другую. Когда это сознание прекращается, тогда достигается освобождение. [92] Существует связь между сознанием, кармической деятельностью и циклом перерождений, утверждает Уильям Уолдрон, а с разрушением виннаны происходит «разрушение и прекращение «кармической деятельности» (анабхисанкхара, S III, 53), которые считаются в буддизме «необходимо для продолжения циклического существования». [92]
Хотя буддизм считает освобождение от сансары конечной духовной целью, в традиционной практике буддисты ищут и накапливают заслуги посредством добрых дел, пожертвований монахам и различных буддийских ритуалов, чтобы обрести лучшие перерождения, а не нирвану. [93]
Непостоянство и несамостоятельная реальность
[ редактировать ]Ценность буддизма – идея непостоянства . Все живое, причины, условия, ситуации непостоянны. [94] Непостоянство — это идея о том, что все вещи исчезают, как только они возникли. Согласно буддизму , непостоянство происходит постоянно, «от момента к моменту». [95] и именно поэтому нет признания себя. [96] Поскольку считается, что все находится в состоянии упадка, постоянное счастье и самость не могут существовать в Сансаре. [97]
Анатта – это буддийская идея отсутствия личности. Уинстон Л. Кинг, писатель из Гавайского университета, ссылается на две неотъемлемые части Анатты в «Философии Востока» и «Запада». [98] Кинг подробно описывает первый аспект: Анатту можно «испытать, а не просто описать». [99] Кинг утверждает, что второй аспект Анатты заключается в том, что это освобождение от «силы сансарических побуждений». [100] Достижение осознания Анатты и не-самой реальности приводит к «свободе от давления собственных аппетитов, страстей, амбиций и фиксаций и от господства внешнего мира в целом, то есть к победе над жадностью, ненавистью, и заблуждение». [101] Это «толкание» мирского человеческого существования, или сансары, приводит к дукке , но признание Анатты приводит к «свободе от противодействия».
Психологическая интерпретация
[ редактировать ]Согласно Чогьяму Трунгпе, сферы сансары могут относиться как к «психологическим состояниям ума, так и к физическим космологическим сферам». [примечание 17]
Гетин утверждает, что перерождение в различных мирах определяется кармой человека , которая напрямую определяется его психологическим состоянием. Таким образом, буддийскую космологию можно рассматривать как карту различных сфер существования и описание всех возможных психологических переживаний. [103] Психологические состояния человека в текущей жизни обуславливают природу следующего перерождения в буддийской космологии. [104]
Пол Уильямс признает предложение Гетина о «принципе эквивалентности космологии и психологии», но отмечает, что Гетин не утверждает, что буддийская космология на самом деле целиком посвящена текущим или потенциальным состояниям ума или психологии. [105] Сферы буддийской космологии действительно являются сферами перерождений. В противном случае перерождение всегда происходило бы в человеческом мире, или перерождения не было бы вообще. И это не традиционный буддизм, утверждает Уильямс. [105]
Дэвид МакМэхан заключает, что попытки истолковать древнюю буддийскую космологию в терминах современной психологии представляют собой модернистскую реконструкцию, «детрадиционализацию и демифологизацию» буддизма, социологический феномен, который наблюдается во всех религиях. [106]
Домодернистскую форму этой интерпретации можно увидеть во взглядах Чжии , основателя школы Тяньтай в Китае. «Записи Линьцзи» , текст, приписываемый учителю чань Линьцзи Исюаню 9-го века , также представляет точку зрения, согласно которой Три Царства возникают в уме.
Альтернативные переводы
[ редактировать ]- Обусловленное существование (Дэниел Гоулман)
- Цикл цепляния и рождения одного желания за другим (Филлип Моффит)
- Цикл существования
- Циклическое существование (Джеффри Хопкинс)
- Неудержимо повторяющееся возрождение (Александр Берзин)
- Колесо страданий (Мингьюр Ринпоче)
См. также
[ редактировать ]- Бхавачакра
- Буддийская космология
- Указатель статей по буддизму
- Нирвана (буддизм)
- Возрождение (буддизм)
- Светский буддизм
Примечания
[ редактировать ]- ^ Более ранние буддийские тексты относятся к пяти сферам, а не к шести сферам; Когда их описывают как пять миров, царство богов и царство полубогов составляют единое царство. [6]
- ^ Перейти обратно: а б Окончание сансары:
- Кевин Трейнор: «Буддийская доктрина утверждает, что до тех пор, пока они не достигнут нирваны, существа обречены пережить перерождение и повторную смерть из-за того, что они действовали из-за невежества и желания, тем самым производя семена кармы». [23]
- Конзе: «Нирвана — это смысл существования буддизма и его окончательное оправдание». [24]
- ^ Самсара — это непрерывный повторяющийся цикл перерождений в шести сферах существования:
- Дэмиен Киоун: «Хотя буддийская доктрина утверждает, что ни начало процесса циклического перерождения, ни его конец никогда не могут быть известны с уверенностью, ясно, что количество раз, когда человек может переродиться, почти бесконечно. Этот процесс повторяющихся перерождений известно как сансара, или «бесконечное странствие», термин, подразумевающий непрерывное движение, подобное течению реки. Все живые существа являются частью этого циклического движения и будут продолжать перерождаться, пока не достигнут нирваны». [15]
- Аджан Сучитто: «Это продолжительное движение [...] и есть то, что подразумевается под самсарой, блужданием. Согласно Будде, этот процесс не прекращается даже со смертью — привычка почти генетически передается новому сознанию и тело." [14]
- ^ Самсара характеризуется дуккхой :
- ^ Перейти обратно: а б Невежество и жажда:
- Джон Боукер: «В буддизме самсара — это цикл продолжающихся явлений через сферы существования (гати), но без возрождения Я (анатман, [атман означает вечное, бессмертное я]): есть только непрерывность последствий. , управляемый кармой». [Интернет 1]
- Чогьям Трунгпа утверждает: «Циклическое существование [является] непрерывным повторяющимся циклом рождения, смерти и бардо , который возникает в результате цепляния и фиксации обычных существ на себе и переживаниях. (...) Сансара возникает из-за невежества и характеризуется страдания." [16] Описание Чогьяма Трунгпы включает ссылку на бардо , или промежуточное состояние, которому уделяется особое внимание в тибетской традиции.
- Хьюстон Смит и Филип Новак заявляют: «Будда учил, что существа, сбитые с толку невежественными желаниями и страхами, попадают в порочный круг, называемый сансарой, свобода от которого — нирвана — была высшей человеческой целью». [22]
- ^ Другие ученые [50] [51] Обратите внимание, что лучшее перерождение, а не нирвана, было основной целью подавляющего большинства буддистов-мирян. Они пытаются добиться этого посредством накопления заслуг и хорошей кармы .
- ^ Движущей силой перерождения в шести мирах сансары является карма:
- Питер Харви: «Перемещение существ между перерождениями — это не случайный процесс, а упорядоченный и управляемый законом кармы, принципом, согласно которому существа перерождаются в соответствии с природой и качеством своих прошлых действий; они являются «наследниками» своих прошлых действий». действия (М.III.123)». [58]
- Дэмиен Киоун: «В космологии [сфер существования] карма функционирует как лифт, который переносит людей с одного этажа здания на другой. Хорошие дела приводят к движению вверх, а плохие — к нисходящему. система наград и наказаний, установленная Богом, но своего рода естественный закон, подобный закону гравитации, таким образом, индивидуумы являются единственными виновниками своих удач и неудач». [59]
- Согьял Ринпоче утверждает: «То, какое рождение у нас будет в следующей жизни, определяется природой наших действий в этой. И важно никогда не забывать, что эффект наших действий полностью зависит от намерения или мотивация, стоящая за ними, а не в их масштабе». [60]
- Руперт Гетин: «Что определяет, в каком мире рождается существо? Короткий ответ: карма (палийская камма): преднамеренные «действия» тела, речи и ума существа — все, что оно делается, говорит или даже просто думает с определенной определенностью. В целом, хотя и с некоторыми оговорками, перерождение в низших сферах считается результатом относительно нездоровой (акушала/акусала) или плохой (папа) кармы, тогда как перерождение в высших сферах является результатом относительно здоровой. (кушала/кусала), или хорошая (пунья/пунья) карма». [13]
- Пол Уильямс: «Если не считать достижения просветления, в каждом перерождении человек рождается и умирает, чтобы переродиться в другом месте в соответствии с совершенно безличной причинной природой собственной кармы; этот бесконечный цикл рождения, возрождения и повторной смерти и есть самсара ». [19]
- ^ Ангуттара Никайя III.415: «Именно «намерение» я называю кармой; сформировав намерение, человек совершает действия (карма) телом, речью и умом. [61]
- ^ Падмасамбхава: «Если вы хотите узнать свою прошлую жизнь, посмотрите на свое нынешнее состояние; если вы хотите узнать свою будущую жизнь, посмотрите на свои нынешние действия». [60]
- ^ Фраувальнер (1953), по ссылке Веттера (1988), [65] Флорес (2009), [66] и Уильямс, Трайб и Винн (2012). [67]
- ^ Тильманн Веттер: «Весьма вероятно, что причиной было растущее влияние небуддийской духовной среды, которая утверждала, что освободиться можно только благодаря некоторой истине или высшему знанию. Кроме того, альтернативный (и, возможно, иногда конкурирующий) метод различения прозрение (полностью установившееся после введения четырех благородных истин), казалось, так хорошо соответствовало этому утверждению». [76]
По мнению Бронкхорста, это произошло под влиянием «мейнстрима медитации», то есть групп ведико-брахманической ориентации, которые считали, что прекращение действия не может принести освобождения, поскольку действие никогда не может быть полностью остановлено. Их решение состояло в том, чтобы постулировать фундаментальное различие между внутренней душой или «я» и телом. Внутреннее «я» неизменно и на него не влияют действия. Постигнув эту разницу, человек освободился. Чтобы соответствовать этому акценту на прозрении, буддисты представили прозрение своего самого важного учения как равно освобождающее. То, что именно считалось центральным прозрением, «менялось вместе с тем, что считалось наиболее важным в учении Будды». [75] - ^ В Никаях четыре истины даны как «освобождающее прозрение», которое составило пробуждение или «просветление» Будды. Когда он понял эти истины, он был «просвещен» и освобожден, как отражено в Маджхима Никае 26:42: «его загрязнения уничтожаются, когда он видит мудрость». [81] Обычно четыре истины здесь относятся к восьмеричному пути как к средству достижения освобождения, тогда как достижение постижения четырех истин изображается как освобождающее само по себе. [82]
- ^ Маджхима Никая 26
- ^ Ангуттара Никая II.45 (PTS)
- ^ Самьютта Никая III.140-142 (ПТС)
- ^ Пхра Тхепьянмонгкол: «Обозначение Ниббаны [Нирваны] - это анатта (несамость)», - утверждает Будда в Паривара Винаяпитаке . [90]
- ↑ Чогьям Трунгпа утверждает: «В буддийской системе шести миров три высших мира — это царство богов, царство ревнивых богов и человеческое царство; три низших мира — это царство животных, царство голодных духов и сфера ада. Эти сферы могут относиться к психологическим состояниям или аспектам буддийской космологии». [102]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Уилсон 2010 .
- ^ Юргенсмейер и Крыша 2011 , с. 271-272.
- ^ Макклелланд 2010 , с. 172, 240.
- ^ Уильямс, Tribe & Wynne 2012 , стр. 18–19, глава 1.
- ^ Перейти обратно: а б Басуэлл 2004 , с. 711-712.
- ^ Перейти обратно: а б Басуэлл и Гимелло 1992 , с. 7–8, 83–8
- ^ Перейти обратно: а б Чунг 1999 , с. 28–29, Цитата: «Видение ( passati ) природы вещей как непостоянной ведет к устранению взгляда на себя и, таким образом, к реализации нирваны».
- ^ Перейти обратно: а б с Рахула 2014 , с. 51-58.
- ^ Лаумакис 2008 , с. 97.
- ^ http://suttacentral.net/en/sn15.3. Архивировано 30 марта 2017 г. в Wayback Machine - SN 15.3 Assu-sutta.
- ^ Боукер 1997 .
- ^ Перейти обратно: а б с Гетин 1998 , с. 119.
- ^ Перейти обратно: а б Аджан Сучитто 2010 , стр. 37–38.
- ^ Перейти обратно: а б Keown 2000 , адреса Kindle 702–706.
- ^ Перейти обратно: а б Чогьям Трунгпа 2009 , с. 137.
- ^ Киоун, Дэмиен (2003). Оксфордский словарь буддизма . Издательство Оксфордского университета, Инкорпорейтед. п. 248. ИСБН 9780198605607 .
- ^ Киоун, Дэмиен (2003). Оксфордский словарь буддизма . Издательство Оксфордского университета. п. 248. ИСБН 9780198605607 .
Хотя это и не упоминается по имени, сансара — это ситуация, которая характеризуется как страдание (*duhkha) в первой из *Четырех Благородных Истин (aryasatya).
- ^ Перейти обратно: а б Уильямс 2002 , стр. 74–75.
- ^ Перейти обратно: а б с Киоун 2004 , стр. 81, 281.
- ^ Перейти обратно: а б с Фаулер 1999 , с. 39–42.
- ^ Смит и Новак, 2009 г. , Kindle Location 2574.
- ^ Трейнор 2004 , с. 62–63.
- ^ Конзе 2013 , с. 71.
- ^ Киоун, Дэмиен (2003). Оксфордский словарь буддизма . Издательство Оксфордского университета, Инкорпорейтед. п. 248. ИСБН 9780198605607 .
Слово сансара не встречается в Ведах, но представление о циклическом рождении и смерти является древним и датируется примерно 800 г. до н.э.
- ^ Наоми Эпплтон (2014). Повествование о карме и перерождении: буддийские и джайнские истории из нескольких жизней . Издательство Кембриджского университета. стр. 76–89. ISBN 978-1-139-91640-0 . Архивировано из оригинала 30 августа 2016 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- ↑ Анатта-буддизм. Архивировано 10 декабря 2015 г. в Wayback Machine , Британская энциклопедия (2013).
- ^ [а] Рождественские Хамфрис (2012). Изучение буддизма . Рутледж. стр. 42–43. ISBN 978-1-136-22877-3 . Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
[б] Брайан Моррис (2006). Религия и антропология: критическое введение . Издательство Кембриджского университета. п. 51. ИСБН 978-0-521-85241-8 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 г. Проверено 25 сентября 2016 г. , Цитата: «(...) анатта — это учение о не-я, крайняя эмпирическая доктрина, которая утверждает, что представление о неизменном постоянном «я» является фикцией и не имеет реальности. Согласно буддийской доктрине, отдельная личность состоит из пяти скандх или групп — тела, чувств, восприятий, импульсов и сознания. Вера в «я» или душу, стоящую над этими пятью скандами, иллюзорна и является причиной страдания».
[с] Ричард Гомбрич (2006). Тхеравада-буддизм . Рутледж. п. 47. ИСБН 978-1-134-90352-8 . Архивировано из оригинала 16 августа 2019 г. Проверено 25 сентября 2016 г. , Цитата: «(...) Учение Будды о том, что существа не имеют ни души, ни постоянной сущности. Эту «доктрину отсутствия души» (анатта-вада) он изложил в своей второй проповеди». - ^ Дэвид Дж. Калупахана (1975). Причинность: Центральная философия буддизма . Университетское издательство Гавайских островов. стр. 115–119. ISBN 978-0-8248-0298-1 .
- ^ Дэвид Дж. Калупахана (1975). Причинность: Центральная философия буддизма . Университетское издательство Гавайских островов. п. 83. ИСБН 978-0-8248-0298-1 .
- ^ Уильям Х. Сватос; Питер Кивисто (1998). Энциклопедия религии и общества Роуман Альтамира. п. 66. ИСБН 978-0-7619-8956-1 . Архивировано из оригинала 30 августа 2016 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- ^ Брюс Мэтьюз (1986). Рональд Уэсли Нойфельдт (ред.). Карма и возрождение: постклассические разработки . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 123–126. ISBN 978-0-87395-990-2 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- ^ Джеймс Макдермотт (1980). Венди Донигер (ред.). Карма и перерождение в классической индийской традиции . Издательство Калифорнийского университета. стр. 168–170 . ISBN 978-0-520-03923-0 .
- ^ Басвелл и Лопес 2013 , с. 49–50, 708–709.
- ^ Macmillan Энциклопедия буддизма . Том. 1, с. 377
- ^ Связанные беседы Будды. Перевод Самьютта Никаи, Бхиккху Бодхи, переводчик. Публикации мудрости. Сутта 44.9
- ^ Лой, Дэвид (1983). «Разница между сансарой и нирваной». Философия Востока и Запада . Гавайский университет Press. п. 355.
- ^ Патрул Ринпоче; Далай-лама (1998). Слова моего идеального учителя: полный перевод классического введения в тибетский буддизм . Роуман Альтамира. стр. 61–99. ISBN 978-0-7619-9027-7 . Архивировано из оригинала 23 марта 2017 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- ^ Макклелланд 2010 , стр. 40, 107.
- ^ Брайан Дж. Куэвас; Жаклин Илиз Стоун (2007). Мертвые буддисты: практики, дискурсы, представления . Издательство Гавайского университета. стр. 118–119. ISBN 978-0-8248-3031-1 . Архивировано из оригинала 23 марта 2017 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Далай-лама 1992 , стр. 5–8.
- ^ Перейти обратно: а б Patrul Rinpoche 1998 , pp. 61–99.
- ^ Киоун 2013 , стр. 35–40.
- ^ Падмасамбхава (2005). Тибетская книга мертвых Соединенные Штаты Америки: Penguin Books. п. 511. ИСБН 978-0-14-310494-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Трейнор 2004 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Макклелланд 2010 , с. 136.
- ^ Киоун 2013 , с. 35.
- ^ Киоун 2013 , с. 37.
- ^ Мерв Фаулер (1999). Буддизм: верования и практики . Сассекс Академик Пресс. п. 65. ИСБН 978-1-898723-66-0 . Архивировано из оригинала 21 ноября 2016 г. Проверено 25 сентября 2016 г. , Цитата: «Однако для подавляющего большинства буддистов в странах Тхеравады орден монахов рассматривается буддистами-мирянами как средство обретения наибольшего количества заслуг в надежде накопить хорошую карму для лучшего перерождения».
- ^ Кристофер Гованс (2004). Философия Будды: Введение . Рутледж. п. 169. ИСБН 978-1-134-46973-4 . Архивировано из оригинала 31 августа 2016 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- ^ Киоун 2013 , стр. 37–38.
- ^ Киоун 2013 , стр. 36–37.
- ^ Перейти обратно: а б с Трейнор 2004 , с. 63.
- ^ Перейти обратно: а б с д Киоун 2013 , с. 36.
- ^ Макклелланд 2010 , с. 114, 199.
- ^ Янси Ринпоче (2012). Практикуя путь: комментарий к Ламриму Ченмо . Публикации мудрости. п. 122. ИСБН 978-0-86171-747-7 . Архивировано из оригинала 10 января 2020 г. Проверено 2 мая 2017 г.
- ^ Харви 1990 , с. 39.
- ^ Keown 2000 , Kindle Location 794-797.
- ^ Перейти обратно: а б Согьял Ринпоче 2009 , стр. 97.
- ^ Гетин 1998 , с. 120.
- ^ Руперт Гетин (1998). Основы буддизма . Издательство Оксфордского университета. п. 120 . ISBN 978-0-19-289223-2 .
- ^ См.:
* Эрих Фраувальнер (1953), История индийской философии , том «Будда и Джина» (стр. 147-272)
* Андре Баро (1963), Исследование биографии Будды в древней Сутрапитаке и Винаяпитаке , Французская школа Дальнего Востока.
* Шмитхаузен, О некоторых аспектах описаний или теорий «освобождающего прозрения» и «просветления» в раннем буддизме.
* К. Р. Норман, Четыре благородные истины
* Тилман Веттер, «Идеи и медитативные практики раннего буддизма», Тилман Веттер.
* Гомбрич, 2006 г. , глава четвертая.
* Бронкхорст, 1993 , глава 7.
* Андерсон, 1999 г. - ^ Эрих Фраувальнер (1953), История индийской философии , том «Будда и Джина» (стр. 147-272)
- ^ Перейти обратно: а б Веттер 1988 , с. 21
- ^ Флорес 2009 , с. 63–65.
- ^ Уильямс, Tribe & Wynne 2012 , стр. 33-34.
- ^ Перейти обратно: а б Веттер 1988 , с. 21-37
- ^ Перейти обратно: а б Бронхорст 1993 , с. 93-111.
- ^ Эдельгласс 2009 , с. 3-4.
- ^ Лаумакис 2008 , с. 136.
- ^ Уильямс, Tribe & Wynne 2012 , стр. 46–47.
- ^ Гомбрич 1997 , стр. 99-102.
- ^ Веттер 1988 , с. xxxiii, xxxiii
- ^ Перейти обратно: а б Бронхорст 1993 , с. 54-55, 96, 99.
- ^ Веттер 1988 , с. xxxiii
- ^ Бронкхорст 1993 , с. глава 7.
- ^ Бронкхорст 1993 , с. 99-100, 102-111.
- ^ Андерсон 1999 .
- ^ Бронкхорст 1993 , с. 108.
- ^ Нанамоли 1995 , с. 268.
- ^ Бронхорст 1993 .
- ^ Бронкхорст 1993 , с. 100-101.
- ^ Бронкхорст 1993 , с. 101.
- ^ Уильямс, Tribe & Wynne 2012 , стр. 30–42.
- ^ Басвелл и Лопес 2013 , с. 304–305.
- ^ Питер Харви (2015). Стивен М. Эммануэль (ред.). Спутник буддийской философии . Джон Уайли и сыновья. стр. 26–44. ISBN 978-1-119-14466-3 . Архивировано из оригинала 23 марта 2017 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- ^ Тед Хондерич (2005). Оксфордский справочник по философии . Издательство Оксфордского университета. стр. 113, 659. ISBN. 978-0-19-103747-4 . Архивировано из оригинала 12 февраля 2020 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- ^ Мелфорд Э. Спиро (1982). Буддизм и общество: великая традиция и ее бирманские перипетии . Издательство Калифорнийского университета. п. 84. ИСБН 978-0-520-04672-6 . Архивировано из оригинала 24 марта 2017 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- ^ Пхра Тепьянмонгкол (2012). Учебное пособие для правильной практики трех тренировок . Ват Луанг Фор Сод. стр. 412–418. ISBN 978-974-401-378-1 . Архивировано из оригинала 11 января 2020 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- ^ Питер Харви (2015). Стивен М. Эммануэль (ред.). Спутник буддийской философии . Джон Уайли и сыновья. стр. 36–37, Примечание: Харви поясняет, что «не-Я» не означает «не-Я», но отрицание «Я», «Я» или «Я есть», очевидно, является жизненно важной сотериологической идеей в буддизме. ISBN 978-1-119-14466-3 . Архивировано из оригинала 23 марта 2017 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уолдрон 2003 , с. 22.
- ^ Майкл Д. Куган (2003). Иллюстрированный путеводитель по мировым религиям . Издательство Оксфордского университета. п. 192. ИСБН 978-0-19-521997-5 . Архивировано из оригинала 17 декабря 2019 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- ^ Киоун, Дэмиен (2003). Оксфордский словарь буддизма . Издательство Оксфордского университета, Инкорпорейтед.
Фундаментальный принцип *буддизма заключается в том, что все образования (*самскара) — вещи, возникающие в зависимости от причин и условий, — непостоянны.
- ^ Киоун, Дэмиен (2003). Оксфордский словарь буддизма . Издательство Оксфордского университета, Инкорпорейтед. п. 15.
Непостоянство относится к возникновению, исчезновению, изменению и исчезновению возникших вещей, и согласно *Абхидхарме – это процесс, происходящий от момента к моменту.
- ^ Киоун, Дэмиен (2003). Оксфордский словарь буддизма . Издательство Оксфордского университета, Инкорпорейтед. п. 15.
Именно из-за непостоянства пяти совокупностей (*скандха), как учит буддизм, не может быть вечного «я» или души (см. АНАТМАН).
- ^ Киоун, Дэмиен (2003). Оксфордский словарь буддизма . Издательство Оксфордского университета, Инкорпорейтед. п. 15.
По той же причине считается, что в *сансаре не может быть постоянного счастья, поскольку ситуации постоянно меняются и со временем все вещи разрушаются (см. ДУХКХА).
- ^ Кинг, Уинстон (лето 1983 г.). «Экзистенциальная природа буддийских пределов». Философия Востока и Запада . 33 (3): 263–271. дои : 10.2307/1398828 . JSTOR 1398828 .
- ^ Кинг, Уинстон (лето 1983 г.). «Экзистенциальная природа буддийских пределов». Философия Востока и Запада . 33 (3): 266. дои : 10.2307/1398828 . JSTOR 1398828 .
Во-первых, анатту можно ощутить, а не просто описать. Действительно, все медитативные техники випассаны имеют своей целью создание интуитивного, полностью экзистенциального осознания собственного «я» тела и ума как набора временно связанных факторов, которые не имеют целостного единства.
- ^ Кинг, Уинстон (лето 1983 г.). «Экзистенциальная природа буддийских пределов». Философия Востока и Запада . 33 (3): 266. дои : 10.2307/1398828 . JSTOR 1398828 .
Второй момент, касающийся анатты, заключается в том, что этот опыт также является опытом освобождения, освобождения от власти сансарических побуждений в новое, иное самоосознание.
- ^ Кинг, Уинстон (лето 1983 г.). «Экзистенциальная природа буддийских пределов». Философия Востока и Запада . 33 (3): 266. дои : 10.2307/1398828 . JSTOR 1398828 .
- ^ Чогьям Трунгпа 2009 , с. 127.
- ^ Гетин 1998 , стр. 119–120.
- ^ Гетин 1998 , с. 121.
- ^ Перейти обратно: а б Уильямс 2002 , стр. 78–79.
- ^ Дэвид Л. МакМэхан (2008). Становление буддийского модернизма . Издательство Оксфордского университета. стр. 45–48, 57–58. ISBN 978-0-19-972029-3 . Архивировано из оригинала 31 декабря 2016 г. Проверено 25 сентября 2016 г. , Цитата: «Очевидно, что взаимодействие буддизма с психологией демонстрирует аспекты как детрадиционализации, так и демифологизации, как уже было описано. Кроме того, легитимность, которая предоставляется буддизму в его реконструкции как разновидности психологии, отражается на самой концепции буддизма среди буддистов. сами себя, (...)"
Веб-ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Боукер. Краткий Оксфордский словарь мировых религий. 1997. Энциклопедия.com. 24 ноября 2012 г. «Сансара». Архивировано 23 октября 2010 г. в Wayback Machine ;
Джон Боукер (2014). Бог: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета . стр. 84–86. ISBN 978-0-19-870895-7 . Архивировано из оригинала 22 января 2017 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
Источники
[ редактировать ]- Аджан Сучитто (2010), Вращение колеса истины: комментарий к первому учению Будды , Шамбала
- Андерсон, Кэрол (1999), Боль и ее окончание: Четыре благородные истины в буддийском каноне Тхеравады , Рутледж
- Боукер, Джон, изд. (1997), Оксфордский словарь мировых религий , Оксфорд
- Бронкхорст, Йоханнес (1993), Две традиции медитации в древней Индии , Motilal Banarsidass Publishers
- Басвелл, Роберт Э.; Гимелло, Роберт М. (1992), Пути к освобождению: Марга и ее трансформации в буддийской мысли , University of Hawaii Press, ISBN 978-0-8248-1253-9 , заархивировано из оригинала 24 марта 2017 г. , получено 25 сентября 2016 г.
- Басуэлл, Роберт Э., изд. (2004), Энциклопедия буддизма , Macmillan Reference USA, ISBN 978-0-02-865718-9
- Басвелл, Роберт ; Лопес, Дональд , ред. (2013), Принстонский словарь буддизма , Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, ISBN 9780691157863
- Чогьям Трунгпа (2009), Истина о страдании и путь освобождения (под редакцией Джуди Лейф) , Шамбала
- Чунг, Мун-Кит (1999), Понятие пустоты в раннем буддизме , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-1649-7 , заархивировано из оригинала 27 ноября 2016 г. , получено 25 сентября 2016 г.
- Коэн, Роберт С. (2006). За пределами Просвещения: буддизм, религия, современность . Рутледж.
- Конзе, Эдвард (2013), Буддийская мысль в Индии: три фазы буддийской философии , Routledge, ISBN 978-1-134-54231-4 , заархивировано из оригинала 31 августа 2016 г. , получено 25 сентября 2016 г.
- Далай-лама (1992), Смысл жизни, перевод и редакция Джеффри Хопкинса , Мудрость
- Эдельгласс, Уильям; и др. (2009), Буддийская философия: основные материалы для чтения , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-532817-2 , заархивировано из оригинала 24 февраля 2017 г. , получено 25 сентября 2016 г.
- Флорес, Ральф (2009), Буддийские писания как литература: священная риторика и использование теории , State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-7340-5 , заархивировано из оригинала 24 марта 2017 г. , получено 25 сентября 2016 г.
- Фаулер, Мерв (1999), Буддизм: верования и практики , Sussex Academic Press, ISBN 978-1-898723-66-0 , заархивировано из оригинала 21 ноября 2016 г. , получено 25 сентября 2016 г.
- Гетин, Руперт (1998), Основы буддизма , Oxford University Press
- Гомбрич, Ричард Ф. (1997). Как зародился буддизм: обусловленное происхождение ранних учений . Рутледж. ISBN 978-1-134-19639-5 . Архивировано из оригинала 19 мая 2020 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- Гомбрич, Ричард Ф. (2006). Как зародился буддизм: обусловленное происхождение ранних учений . Рутледж. ISBN 978-1-134-19639-5 . Архивировано из оригинала 19 мая 2020 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- Харви, Питер (1990), Введение в буддизм , издательство Кембриджского университета.
- Падманабх Джайни (1980). Венди Донигер (ред.). Карма и перерождение в классической индийской традиции . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-03923-0 .
- Юргенсмейер, Марк; Крыша, Уэйд Кларк (2011), Энциклопедия глобальной религии , публикации SAGE, ISBN 978-1-4522-6656-5 , заархивировано из оригинала 31 марта 2019 г. , получено 25 сентября 2016 г.
- Киоун, Дэмиен (2013). Буддизм: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-966383-5 . Архивировано из оригинала 23 марта 2017 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- Киоун, Дэмиен (2000), Буддизм: очень краткое введение , Oxford University Press, Kindle Edition
- Киоун, Дэмиен (2004), Словарь буддизма , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-157917-2
- Лаумакис, Стивен Дж. (2008). Введение в буддийскую философию . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-46966-1 . Архивировано из оригинала 21 января 2017 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- Макклелланд, Норман К. (2010), Энциклопедия реинкарнации и кармы , МакФарланд, ISBN 978-0-7864-5675-8 , заархивировано из оригинала 26 ноября 2016 г. , получено 25 сентября 2016 г.
- Беседы Будды средней длины: новый перевод Маджхима Никаи , перевод Нанамоли, Бхиккху, Бостон: Wisdom Publications, 1995, ISBN 978-0-86171-072-0
- Обейсекере, Гананатх (1980). Венди Донигер (ред.). Карма и перерождение в классической индийской традиции . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-03923-0 .
- Обейсекере, Гананатх (2005). Венди Донигер (ред.). Карма и возрождение: межкультурное исследование . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-8120826090 .
- Патрул Ринпоче (1998), Слова моего совершенного учителя , Альтамира
- Рахула, Уолпола (2014), Чему учил Будда , Oneworld Classics, ISBN 978-1-78074-000-3 , заархивировано из оригинала 31 августа 2016 г. , получено 25 сентября 2016 г.
- Смит, Хьюстон; Новак, Филип (2009), Буддизм: краткое введение , HarperOne, Kindle Edition
- Согьял Ринпоче (2009), Тибетская книга жизни и смерти , Харпер Коллинз, Kindle Edition
- Трейнор, Кевин (2004), Буддизм: Иллюстрированное руководство , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-517398-7 , заархивировано из оригинала 18 мая 2020 г. , получено 25 сентября 2016 г.
- Веттер, Тилманн (1988), Идеи и медитативные практики раннего буддизма , BRILL
- Уолдрон, Уильям С. (2003), Буддийское бессознательное: Алая-виджняна в контексте индийской буддийской мысли , Рутледж
- Уильямс, Пол (2002), буддийская мысль , Рутледж, ISBN 978-0-415207010
- Уильямс, Пол; Племя, Энтони; Винн, Александр (2012), Буддийская мысль: полное введение в индийскую традицию , Routledge, ISBN 978-1-136-52088-4 , заархивировано из оригинала 20 ноября 2020 г. , получено 25 сентября 2016 г.
- Уилсон, Джефф (2010), Сансара и возрождение, в буддизме , Oxford University Press, doi : 10.1093/obo/9780195393521-0141 , ISBN 9780195393521