Jump to content

Четана

Переводы
Четана
Английский воля,
намерение,
направленность ума,
привлекательность,
побуждать
санскрит сознание (четана)
Есть сознание (четана)
бирманский Добровольный
китайский думать
кхмерский Намерение
( UNGEGN : fleaânéa ; ALA-LC : четана ; ВЛИЯНИЕ: [ceːtanaː] )
тибетский сердце
( Уайли : похоже, в прошлом году;
THL : семпа
)
тайский намерение
( RTGS : четтана )
Глоссарий буддизма

Четана (санскрит, пали; тибетский Wylie: sems pa) — буддийский термин, обычно переводимый как «воля», «намерение», «направленность» и т. д. Его можно определить как умственный фактор, который движет или побуждает ум к определенному действию. направление, к определенному объекту или цели. [ 1 ] [ 2 ] Четана определяется в буддийских учениях следующим образом:

Определения

[ редактировать ]

Тхеравада

[ редактировать ]

Бхиккху Бодхи утверждает:

Четана... — это умственный фактор, связанный с реализацией цели, то есть волевой или волевой аспект познания. Так выражается воля. В «Комментариях» объясняется, что четана организует связанные с ним умственные факторы, воздействуя на объект. Его характеристикой является состояние желания, его функция — накопление (камма), а проявление — координация. Его непосредственной причиной являются ассоциированные состояния. Подобно тому, как главный ученик читает свой урок и заставляет других учеников читать свои уроки, так и воля, когда начинает работать над своим объектом, заставляет связанные с ним состояния также выполнять свои задачи. Воля является наиболее значимым психическим фактором в порождении каммы, поскольку именно воля определяет этическое качество действия. [ 3 ]

Аттхасалини . (I, часть IV, глава I, 111) утверждает, что четана имеет свойство координировать связанные с ней дхаммы (читту и другие четасики) на объекте и что ее функция — «волевая» Читаем:

... На четырех планах существования не существует такой вещи, как воля без характеристики координации; оно есть у любой воли. Но функция «желания» существует только в моральном (кусала) и безнравственном (акусала) состояниях... Оно имеет направление как проявление. Оно возникает, управляя ассоциированными состояниями, например, главным учеником, главным плотником и т. д., выполняющими свои и чужие обязанности. [ 4 ]

Геше Таши Церинг утверждает: [ 5 ]

Намерение [...] также называют волей. Это элемент, который координирует и направляет деятельность каждого из других элементов основного разума по отношению к объекту. Когда чувство присутствует, намерение направляет наш разум в определенном направлении.
Намерение — это фактор, который реализует то, что было инициировано чувством. Если чувство, возникающее при контакте с объектом, является притяжением, намерение перемещает ум вперед к объекту. Например, я чувствую запах спелого манго в магазине, мимо которого прохожу, и возникает чувство влечения. Намерение — это сдвиг умственного процесса в сторону покупки.

Абхидхарма -самуччая сообщает:

Что такое четана ? Это умственная деятельность, которая продвигает ум вперед. Его функция заключается в том, чтобы заставить ум сосредоточиться на том, что является положительным, отрицательным или неопределенным. [ 2 ]

Герберт Гюнтер объясняет:

Это ментальное событие, которое пробуждает и побуждает ум с соответствующими событиями двигаться к объекту. Из всех ментальных событий оно считается самым важным, потому что сила этого ментального события направляет ум и любое ментальное событие на объект. Как железо не может не притягиваться магнитом, так и ум не может не быть направлен на объект этим мысленным событием. [ 2 ]

Александр Берзин утверждает:

Побуждение (сэмс-па) заставляет умственную деятельность повернуться лицом к объекту или двигаться в его направлении. В общем, это перемещает поток ума, чтобы когнитивно принять объект. Поток ума (sems-rgyud, поток ума) — это индивидуальная вечная последовательность моментов умственной деятельности. [ 6 ]

Мипхам Ринпоче утверждает:

Четана описывает процесс движения ума [внимания] к объекту и его вовлечения в него. Что касается поддержки, их шесть, например, четана при встрече взгляда [т. е. между объектом, чувственными способностями и сознанием] и так далее. [ 1 ]

Четана действует с шестью опорами или по шести каналам: [ 1 ] [ 2 ]

  1. Четана, происходящая в визуальных ситуациях
  2. Четана, возникающая в слуховых ситуациях
  3. Четана, возникающая в обонятельных ситуациях
  4. Четана, возникающая во вкусовых ситуациях
  5. Четана, возникающая в тактильных ситуациях
  6. Четана, возникающая в мыслительных ситуациях

Отношение к карме

[ редактировать ]

В буддийской традиции четана считается важнейшим умственным фактором порождения кармы .

Бхиккху Бодхи утверждает (с точки зрения Тхеравады):

Воля является наиболее значимым психическим фактором в порождении каммы, поскольку именно воля определяет этическое качество действия. [ 3 ]

Александр Берзин поясняет (с точки зрения Махаяны):

[Согласно las мнению Асанги, карма (тиб.: ) — это умственный импульс. Это синоним ментального фактора побуждения (тибетский: sems-pa ). Побуждение — это психический фактор, который сопровождает каждый момент нашего опыта. Именно ментальный фактор приводит нас к определенному опыту: либо просто посмотреть или послушать что-то, либо, в данном случае, сделать что-то с этим или с ним, сказать это или подумать об этом. Будь то физическая, вербальная или ментальная карма, кармический импульс — это ментальный фактор побуждения что-то сделать, сказать или подумать. Это похоже на желание ударить кого-то, сказать правду или подумать о любимом человеке. Это также умственное побуждение продолжать что-то делать, говорить или думать, а также умственное побуждение прекратить эти действия и сделать, сказать или подумать о чем-то другом. Обычно мы вообще не осознаём этих умственных побуждений или импульсов. Используя западную терминологию, мы бы сказали, что они обычно «бессознательны». [ 7 ]

Альтернативные переводы

[ редактировать ]
  • Аттракцион (Эрик Пема Кунсанг)
  • Направленность ума (Герберт Гюнтер)
  • Урге (Александр Берзин)
  • Воля (Бхиккху Бодхи)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Эрик Пема Кунсанг (переводчик) (2004). Ворота к знаниям, Vol. 1 . Североатлантические книги. п. 23.
  2. ^ Jump up to: а б с д Герберт В. Гюнтер и Лесли С. Кавамура, Разум в буддийской психологии: перевод книги Е-шес Гьял-Мтшана «Ожерелье ясного понимания», Dharma Publishing. Киндл издание. (Места Kindle 386–392).
  3. ^ Jump up to: а б Бхиккху Бодхи (2003), с. 80
  4. ^ Горком (2010), Определение воли.
  5. ^ Геше Таши Церинг 2006 , локации Kindle 648-653.
  6. ^ Берзин (2006)
  7. ^ Берзин (2008)

Источники

[ редактировать ]
  • Берзин, Александр (2006), Первичные умы и 51 психический фактор
  • Берзин, Александр (2008), Очищение посторонних представлений о карме
  • Бхиккху Бодхи (2003), Подробное руководство по Абхидхамме , Pariyatti Publishing.
  • Геше Таши Церинг (2006), Буддийская психология: основа буддийской мысли, Том III , Perseus Books Group, Kindle Edition
  • Гюнтер, Герберт В. и Лесли С. Кавамура (1975), Разум в буддийской психологии: перевод книги Е-шес гьял-мтшана «Ожерелье ясного понимания», издательство Dharma Publishing. Киндл издание.
  • Кунсанг, Эрик Пема (переводчик) (2004). Ворота к знаниям, Vol. 1 . Североатлантические книги.
  • Nina van Gorkom (2010), Cetasikas , Zolag
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fa7807d528fde0e38a09241e561d2157__1724045040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/57/fa7807d528fde0e38a09241e561d2157.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cetanā - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)