Каруна
Переводы Каруна | |
---|---|
Английский | Сострадание |
Бенгальский | милосердие (коруна) |
бирманский | Милосердие ( MLCTS : ɡəjṵnà ) |
китайский | милосердие ( Пиньинь : cíbēi ) |
японский | милосердие ( Ромаджи : джихи ) |
кхмерский | Каруна ( UNGEGN : каруна ) |
корейский | дождь |
сингальский | пожалуйста |
тибетский | сострадание |
тамильский | милосердие ( Нет глаз) |
Тагальский | Калуна |
тайский | пожалуйста ( RTGS : Каруна ) |
вьетнамский | сострадание, доброта, благотворительность, доброта, доброжелательность |
Глоссарий буддизма |
Часть серии о |
52 Четасика |
---|
![]() |
как в буддизме Тхеравады |
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() ![]() |
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Каруна ( санскрит : करुणा ) обычно переводится как сострадание или милосердие , а иногда и как самосострадание или духовное стремление. [ 1 ] Это важная духовная концепция в религиях индуизме буддизме , индийских , сикхизме и джайнизме .
индуизм
[ редактировать ]В индуизме Каруна — одна из фундаментальных добродетелей и качеств, которые духовному искателю рекомендуется развивать. Многие индуистские божества изображаются как воплощения сострадания. [ 2 ] Каруна часто связана с другими добродетелями, такими как «Майтри» (любящая доброта) и «Ахимса» (ненасилие). Вместе эти добродетели составляют основу праведной и духовно полноценной жизни. Это слово происходит от санскритского «кара», что означает «делать» или «делать». [ 3 ] указывая на форму сострадания, основанную на действиях, а не на жалость или печаль, связанные с этим английским словом. В индуистской мифологии концепция «Каруна», или сострадательного действия, глубоко укоренилась и часто иллюстрируется историями, персонажами и учениями. [ 4 ] История каждого аватара индуистского пантеона — это воплощение божественного сострадания в действии. Например, в «Шива-тандава-стотре » Шива описывается как Карунаватарам, что означает олицетворенное сострадание. [ 5 ]
Навараса
[ редактировать ]Каруна — одна из девяти основных рас (эстетических принципов) в классическом индийском искусстве и литературе. [ 6 ] «Каруна Раса», или чувство сострадания, является ключевой темой Рамаяны , одного из главных эпосов Индии. Повествование начинается с того, что мудрец Вальмики наблюдает за трагическим происшествием с парой птиц краунча (журавлей Сарус), что задает эмоциональный тон эпопее. [ 7 ] Рамаяны Став свидетелем того, как охотник убивает самца птицы, оставляя своего партнера в муках, Валмики решает проклясть охотника спонтанным стихом, который в конечном итоге становится первой шлокой (стихом) . Этот момент, пропитанный скорбью и состраданием, не только начинает композицию эпоса, но и символически является прообразом центрального повествования о любви, утрате и разлуке, переживаемых главными героями, Рамой и Ситой, воплощая сущность «Каруна Расы». [ 8 ] После этого бог Брахма поручает Валмики написать историю Рамы, раскрывая ему всю историю.
Йога
[ редактировать ]Основополагающий труд по йоге , «Йога-сутры» Патанджали — всеобъемлющий сборник санскритских афоризмов, разъясняющих теорию и практику йоги, — особо подчеркивает концепцию Каруны.
Стих маитри-каруна-мудитопекшанам сукха-духкха-пуньяпунья-вишайанам бхаванаташ читта-прасаданам призывает к развитию дружелюбия (Майтри), сострадания (Каруна), радости (Мудита) и невозмутимости (Упекша). в ответ на двойственность жизни: счастье (Сукха) и страдание (Духкха), а также моральную добродетель (Пунья) и порок (Апунья). Эта практика, по мнению Патанджали, способствует достижению состояния душевного спокойствия (Читтапрасаданам), подчеркивая психологические и этические аспекты, неотъемлемые от философской основы йоги.
буддизм
[ редактировать ]Каруна важна во всех школах буддизма. Для Тхеравады буддистов пребывание в каруне является средством достижения счастливой настоящей жизни и небесного возрождения. Для Махаяны буддистов каруна является необходимым условием для того, чтобы стать Бодхисаттвой .
Тхеравада Буддизм
[ редактировать ]В буддизме Тхеравады каруна является одной из четырех «божественных обителей» ( брахмавихара ), наряду с любящей добротой ( пали : метта ), сочувственной радостью ( мудита ) и невозмутимостью ( упеккха ). [ 9 ] В каноне палийском Гаутама Будда рекомендует развивать эти четыре добродетельных состояния ума как домохозяевам , так и монахам . [ 10 ] Когда человек развивает эти четыре состояния, Будда советует излучать их во всех направлениях, как в следующей стандартной канонической фразе о каруне :
Он продолжает проникать в первое направление, а также во второе, третье и четвертое, осознанием, наполненным состраданием. Таким образом, он продолжает проникать сверху, снизу и вокруг, повсюду и во всех отношениях всеобъемлющий космос осознанием, наполненным состраданием: обильным, обширным, неизмеримым, свободным от враждебности, свободным от недоброй воли. [ 11 ]
Такая практика очищает ум, позволяет избежать вызванных злом последствий, ведет к счастью в настоящей жизни, и, если и произойдет будущее кармическое перерождение , то это будет в небесном мире . [ 12 ]
В палийских комментариях различаются каруна и метта следующим образом: Каруна — это желание избавить от вреда и страданий ( ахита- дуккха -апаная-камата других ); в то время как метта — это желание принести благополучие и счастье ( хита- сукха -упаная-камата ) другим. [ 13 ] «Дальний враг» каруны — это жестокость , состояние ума, находящееся в явной оппозиции. «Ближайший враг» (качество, внешне напоминающее каруну , но на самом деле более тонко противоположное ей) — это (сентиментальная) жалость : и здесь человек хочет устранить страдание, но по частично эгоистичной (привязанной) причине, следовательно, не по чистой причине. мотивация. [ 14 ] В Палийском каноне будды также описываются как решившие учить «из сострадания к существам». [ 15 ]
Махаяна Буддизм
[ редактировать ]В буддизме Махаяны каруна — одно из двух качеств, наряду с просветлённой мудростью ( санскрит : праджня ), которые следует развивать на пути бодхисаттвы . По мнению ученого Руперта Гетина , это возвышение каруны до статуса праджни является одним из отличительных факторов между идеалом араханта Тхеравады и идеалом бодхисаттвы Махаяны:
Для Махаяны... путь к архатству кажется испорченным остаточным эгоизмом, поскольку ему не хватает мотивации великого сострадания ( маха каруна ) бодхисаттвы, и, в конечном счете, единственный законный путь буддийской практики - это путь бодхисаттвы. [ 16 ]
Во всем мире Махаяны Авалокитешвара (санскрит; китайский: Гуань Инь ; японский: Каннон ; тибетский: Ченрезиг) — бодхисаттва, воплощающая каруну .
В промежуточном разделе « Стадии медитации» он Камалашилы пишет:
Движимые состраданием [каруна], Бодхисаттвы дают обет освободить все живые существа. Затем, преодолев свое эгоцентрическое мировоззрение, они с рвением и постоянством участвуют в очень трудных практиках накопления заслуг и прозрения. Вступив в эту практику, они непременно завершат накопление заслуг и прозрения. Накопление заслуг и проницательности подобно тому, как будто всеведение находится у вас на ладони. Поэтому, поскольку сострадание является единственным корнем всеведения, вам следует ознакомиться с этой практикой с самого начала. [ 17 ]
В тибетском буддизме одним из наиболее авторитетных текстов о пути Бодхисаттвы является «Бодхисаттвачарьяватара» Шантидевы. В восьмом разделе, озаглавленном «Медитативная концентрация» , Шантидева описывает медитацию на Каруне следующим образом:
Старайтесь сначала медитировать на тождественность себя и других. В радости и горе все равны; Так будь хранителем всех, как самого себя. Руки и другие члены многочисленны и различны, Но все они едины: тело нужно беречь и охранять. Точно так же разные существа в своих радостях и горестях, как и я, все едины в желании счастья. Эта моя боль не огорчает и не причиняет дискомфорта чужому телу, и все же мне тяжело переносить эту боль, потому что я цепляюсь за нее и принимаю ее за свою. И боли других существ я не чувствую, и все же, поскольку я принимаю их себе, их страдания принадлежат мне, и поэтому их трудно вынести. И потому я развею чужую боль, ведь это просто боль, такая же, как и моя собственная. А другим я буду помогать и приносить пользу, ибо они такие же живые существа, как и мое тело. Поскольку и я, и другие существа в своем желании счастья равны и одинаковы, какая разница между нами, чтобы я стремился иметь только свое блаженство? [ 18 ]
Джайнизм
[ редактировать ]каруна связана с джайнской практикой сострадания. Например, каруна — одно из четырех отражений всеобщей дружбы — наряду с дружбой (санскрит: майтри ), признательностью ( прамода ) и невозмутимостью ( мадхьястха ) — используемыми для остановки ( самвара ) притока кармы . [ 19 ]
Разнообразный
[ редактировать ]Каруна — распространенное имя по всей Индии , используемое для обоих полов.
В литературе
[ редактировать ]В Олдоса Хаксли романе «Остров » концепция «каруна» имеет решающее значение для философского и духовного духа общества, изображенного в книге. [ 20 ] В романе он представляет собой идеал эмоционального интеллекта и чуткой жизни, контрастирующий с более эгоцентричным и материалистическим подходом, наблюдаемым в западном мире. Эта концепция занимает центральное место в практиках и мировоззрении жителей Палы, вымышленного острова, расположенного между Андаманскими островами и Суматрой. В романе подчеркивается сострадательный подход к жизни и отношениям. На Пале птицы Майна поют слово «КАРУНА», чтобы ежедневно напоминать людям о важности внимательности и сострадания.
См. также
[ редактировать ]- Натьяшастра - санскритский текст о исполнительских искусствах
- Рамаяна – древний санскритский эпос
- Освобождение жизни – буддийская практика
- Мудита – сочувственная или заместительная радость на санскрите и пали.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Что касается санскритского слова, см. « каруна » у Монье-Вильямса (1964 , стр. 255), где существительная форма слова определяется как «жалость, сострадание».
• Палийское слово см. в « karuṇā » . Архивировано 11 июля 2012 г. в archive.today в Rhys Davids & Stede (1921–25 , стр. 197), где оно определяется как «жалость, сострадание».
• Современные ученые, переводчики и переводчики постоянно переводят это слово как «сострадание», а не «жалость». Это можно увидеть, например, в (перечисленных в хронологическом порядке) Warder (2004 , стр. 95), Buddhaghosa (1999 , стр. 306ff, Vsm. IX.77ff), Saddhatissa (2003 , стр. 3, SN 3.39), Thanissaro . (1994 г. , АН 3.65), Зальцберг (1995 г. , стр. 102 и далее), Гетин (1998 , стр. 187) и Бодхи (2000 , стр. 1325, SN 41.7). - ^ Каруна Индуизмпедия [ мертвая ссылка ]
- ^ «Что такое Каруна? — Определение из Йогапедии» .
- ^ «Каруна, Каруна, Каруна: 44 определения» . 21 июня 2008 г.
- ^ Бхандари, Северная Каролина (2022). Перспективы: Журнал английских исследований. Перспективы, 13, 100–114.
- ^ Шварц, Сьюзан Л. Раса: Исполнение божественного в Индии. Издательство Колумбийского университета, 2004.
- ^ Хаммер, Нильс (2009). «Почему Сарас Журавли олицетворяют Карунарасу в Рамаяне» . Журнал Королевского азиатского общества . 19 (2): 187–211. JSTOR 27756045 .
- ^ «Неразделимая добродетель» . Индус . 20 августа 2018 г.
- ^
- Гетин (1998 , стр. 186–187)
- " каруна " [ мертвая ссылка ] в Рисе Дэвидсе и Стеде (1921–25 , стр. 197)
- ^ Например, в Калама-сутте ( AN 3.65) Будда говорит обо всех благородных учениках ( Ария- Савака ), развивающих брахмавихары. Таниссаро (1994)
- ^ Таниссаро (1994) . «Четыре направления» относятся к востоку, югу, западу и северу.
- ^ Таниссаро (1994) . частый обитатель каруны Что касается того, в каком небесном царстве переродится , Таниссаро (2006) определяет его как царство сияющих ( абхасара ) дэвов, продолжительность жизни которых длится два эона.
- ^ Sn - A 128 (цитируется Рисом Дэвидсом и Стедом (1921–25 , стр. 197); см. Также, Ассоциация образования Дхармы Будды и BuddhaNet . Точно так же постканоническая Висуддхимагга IX.105–109 дает дальнейшее разъяснение, например как и в случае с метафорой, описывающей метту как желание матери, чтобы ее (здоровый) ребенок вырос и каруна как желание матери, чтобы ее больной ребенок выздоровел, Буддхагхоса (1999 , стр. 313–14).
- ^
- Буддхагоша (2010 , 2,99)
- «Списки Дхаммы: Центр медитации прозрения» . www.insightmeditationcenter.org .
- ^ На пали sattesu... kāruññatam paṭicca , встречается в DN 3.6 (относительно Будды Випасси ), MN 26.21 и SN 6.1, см., например, Bodhi (2000 , стр. 233, 430, n . 362); и Таниссаро (1997) . Несколько других упоминаний в Палийском каноне о действиях Будды из «сострадания» напрямую связаны не с каруной , а с синонимом анукампа , который также определяется как «милосердие» у Риса Дэвидса и Стеда (1921–25 , стр. 34). ;
- ^ Гетин (1998 , стр. 228)
- ^ Гьяцо и Камалашила (2019 , стр. 42–43)
- ^ Шантидева (2011 , стр. 122–123)
- ^ Шах . По поводу самвары см. «Освобождение от кармы» . С точки зрения сравнительной религии, ср. буддизма Четыре брахмавихары ; например, майтри часто идентифицируется как санскритский коррелят палийской метты - Рис Дэвидс и Стед (1921–25 , стр. 540), запись для «Метты».
- ^ Хаксли, Олдос. «Остров». Харпер и братья, 1962.
Источники
[ редактировать ]- Амаро, Аджан (29 июля 2016 г.). «Не давите – просто используйте вес собственного тела» . Буддийский монастырь Амаравати .
- Связанные беседы Будды: перевод Самьютта Никаи . Перевод Бодхи, Бхикку . Бостон: Публикации мудрости. 2000. ISBN 0-86171-331-1 .
- «Блок 6: Четыре неизмеримых» . Буддийские исследования для учащихся средних школ . Ассоциация образования Дхармы Будды и BuddhaNet.
- Буддхагхоша, Бхадантачария (1999). Путь очищения: Висуддхимагга . Перевод Нанамоли, бхиккху . Сиэтл, Вашингтон: BPS Pariyatti Editions. ISBN 1-928706-00-2 .
- Буддхагоша, Бхадантачария (2010) [1956]. Вишудимагга (Путь очищения) (PDF) . Перевод бхиккху Нанамоли. Буддийское издательское общество. 2,99. ISBN 978-1928706014 .
- Гетин, Руперт (1998). Основы буддизма . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Гьяцо, Тензин ; Камалашила (2019). Этапы медитации . Перевод геше Лобсанга Йордена; Лосанг Чопел Ганченпа; Джереми Рассел. Публикации Снежного Льва.
- Монье-Вильямс, Монье (1964) [1899]. Санскритско-английский словарь . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-864308-Х . Проверено 9 мая 2008 г.
- Рис Дэвидс, TW ; Стед, Уильям, ред. (1921–25). Пали-английский словарь Общества палийских текстов . Чипстед: Общество палийских текстов . Проверено 9 мая 2008 г.
- Сутта-Нипата . Перевод Саддхатиссы, Хаммалава Нью-Йорк: Керзон, Лондон/Humanities Press. 2003 [1985].
- Зальцберг, Шарон (1995). Любящая доброта: революционное искусство счастья . Бостон: Публикации Шамбалы. ISBN 1-57062-176-4 .
- Шах, Правин К. «Девять Таттв (Принципов)» . Литературный центр джайнизма / Джайнское образование . Архивировано из оригинала 5 июня 2009 г.
- Шантидева (2011). Путь Бодхисаттвы (Бодхичарьяватара) . Бостон: Шамбала.
- «Калама Сутта: Каламам» . Доступ к Инсайту . Перевод Таниссаро, Бхикку . 1994. ( АН 3.65). Архивировано из оригинала 6 октября 2011 г. Проверено 10 мая 2008 г.
- «Аячана Сутта: Просьба» . Доступ к Инсайту . Перевод Таниссаро, Бхикку . 1997. ( СН 6.1) . Проверено 30 апреля 2016 г.
- «Метта Сутта: Добрая Воля (1)» . Доступ к Инсайту . Перевод Таниссаро, Бхикку . 2006. ( АН 4.125) . Проверено 10 мая 2008 г.
- Тхера, Ньянапоника (декабрь 1998 г.). Четыре возвышенных состояния и практика любящей доброты и практика любящей доброты (PDF) . Перевод Нанамоли, Бхикку . Буддийское издательское общество. ISBN 9789552401701 .
- Уордер, АК (2004) [1970]. Индийский буддизм . Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-1741-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Звук Рье/Сострадания» . Словарь Дхармы — РангджунгЕшеВики .
- «Каруна шечен: альтруизм в действии» . — Сеть фондов Каруна-Шечен в Европе, Северной Америке и Азии собирает средства для гуманитарных проектов в Гималайском регионе.
- «Сострадание и Бодхичитта» . Взгляд на буддизм . Архивировано из оригинала 6 января 2009 г.