Ушас
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Ушас | |
---|---|
![]() Ушас — ведическое олицетворение рассвета. Вверху: восход солнца в Панччули горах , Уттаракханд , Индия. | |
Тексты | Веды |
Генеалогия | |
Братья и сестры | Ратри (сестра) |
Супруга | Сурья [1] |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Эос |
Римский эквивалент | Аврора |
Славянский эквивалент | Зорья |
Индоевропейский эквивалент | Хевсос |
Японский эквивалент | Амэ-но-Узуме |
Нуристанский эквивалент | Вырежьте это |
Ушас ( ведический санскрит : उषस् , IAST : Uṣás , именительный падеж единственного числа उषाः IAST : Uṣā ) — ведическая богиня рассвета в индуизме . [2] [3] Она неоднократно появляется в гимнах Ригведы, утверждает Дэвид Кинсли, где она «постоянно отождествляется с рассветом, раскрываясь с ежедневным приходом света в мир, прогоняя гнетущую тьму, прогоняя злых демонов, пробуждая всю жизнь, устанавливая все вещи». в движении, отправляя всех выполнять свои обязанности». [4] Она — жизнь всех живых существ, движущая сила действия и дыхания, враг хаоса и неразберихи, благоприятный возбудитель космического и морального порядка, называемый Рита . в индуизме [4] [5]
Ушас – самая возвышенная богиня в Ригведе , но не такая важная и центральная, как три мужских ведических божества – Агни , Сома и Индра . [6] Она находится на одном уровне с другими главными мужскими божествами Вед. [6] Ее изображают красиво украшенной молодой женщиной, едущей в золотой колеснице или сотне колесниц, запряженных золотисто-рыжими конями или коровами. [2] на своем пути по небу, уступая место ведическому богу солнца Сурье , которого называют то ее мужем, то ее сыном. [2] [4] [7] Ей посвящены одни из самых красивых гимнов Вед. [2] [8] [5] Ее сестра — «Ниша» или Ратри , божество ночи. [2]
Этимология
[ редактировать ]Ведическое слово ушас происходит от слова уша , что означает «рассвет». Это слово происходит от протоиндоиранского *Hušās («ušā» на авестийском языке), который, в свою очередь, происходит от протоиндоевропейского *h₂éusōs («рассвет») и родственен греческому «ēṓs» и «aušrà». на литовском языке. Это также основа слова «восток» в индоевропейских традициях Мэллори и Адамса. [9]
Uṣás — это основа s , т. е. родительный падеж — uṣásas , что означает «богиню рассвета» в индоевропейских языках . [10] Ушас связана с протоиндоевропейской богиней * h₂ausos — . Ее родственники в других индоевропейских пантеонах включают греческую богиню Эос , римскую богиню Аврору , литовскую богиню Аушрине и английскую богиню Остре (др.-анг. ēastre), чье имя, вероятно, является корнем современного английского слова « Пасха ». [11]
Описание
[ редактировать ]Ушас — выдающаяся богиня зари в Ведах. По словам Джонса и Райана, она изображается как та, кто наполняет жизнью все существа, как «жизнь всей жизни» и «дыхание всех дыханий». [2] Ее почитают как божество, которое каждый день оживляет землю, прогоняет хаос и тьму, приводит все сущее в движение, отправляет всех живых существ выполнять свои обязанности в Ведах. [2] [4]
Ушас — самая важная богиня в ведической литературе, но она не так важна, как три центральных мужских божества по имени Агни , Сома и Индра . Она упоминается в гораздо меньшем количестве гимнов, чем эти три, но, по крайней мере, так же часто, как и все другие мужские и женские божества в Ведах. [12]
Ригведа
[ редактировать ]Ушас упоминается в многочисленных гимнах Ригведы . [12] Ей посвящены сорок гимнов, а ее имя встречается и в других дополнительных гимнах. [13] Ее благодарят и просят за изгнание тьмы в гимнах 7.78, 6.64 и 10.172; несущий свет, к которому призывает Сурья в гимне 3.61, и преследователь злых демонов в гимне 8.47. [12] Гимн Ригведы 1.48 описывает ее как запряженную в сотню колесниц, явленную ежедневным приходом света, ту, кто приводит в движение все движение и всю жизнь, побуждая людей выполнять свои обязанности. [12] [13] Ее почитают за то, что она дает силу в гимне 1.44, а также за то, что она дает силу Рте в гимне 3.61. [14] и 7.75, а также участие в ежедневном восстановлении порядка и борьбе с хаотическими силами, угрожающими миру в гимне 1.113. [12]
Ушас описывается в ведических текстах как ездящая в блестящей колеснице, запряженной золотисто-рыжими лошадьми или коровами, красивая девушка, украшенная драгоценностями, улыбающаяся и неотразимо привлекательная, приносящая радость всем, кто смотрит на нее. [5] Она рассеивает тьму, открывает сокровища и истины, которые были сокрыты, освещает мир таким, какой он есть. [5] Гимн 6.64 связывает ее с богатством и светом, а гимн 1.92 называет ее «матерью коров» и той, кто, как корова, жертвует на благо всех людей. [4] В гимне 1.113 она названа «матерью богов», а в гимне 7.81 говорится, что она мать всех живых существ, которые обращаются к ней с просьбой. [12] Она богиня домашнего очага, говорится в гимне 6.64. [4] Она символизирует реальность, является маркером времени и напоминанием всем о том, что «жизнь на земле ограничена». [12] Согласно гимнам 7.75–77, она видит все таким, какое оно есть, и является оком богов. [12] [15]
Она по-разному упоминается как сестра Ратри (ночи), [2] [16] Адитья и тот, кто ходит своим путем в тесном контакте с божествами Савитри и Сурьей. [12] [13] Она также связана с Варуной (небо, вода) и Агни (огонь). [5] [15]
В RV 6.64.1-2 (пер. Джемисон ) Ушас вызывается следующим образом: [17]
1. уд у шрия ушасо рокамана астхур апа́м норммайо рушантах
Кринноти Вишва Супатха Сугани Аббуд У Васви Дакшина Магони
2. бхадра дадркша урвийа ви бхасий ут те шочир бханаво дьям апаптан
авир вакшах кринуше шумб'аманошо деви рокамана махобхих
Английский перевод:
1. Сияющие Рассветы возникли для великолепия, блестя, как волны вод.
Она делает все пути, все переходы легкими для путешествия. Она явилась — добрый священнический дар, щедрый.
2. Благоприятно, вы стали видимы; ты широко излучаешь свет. Твой блеск, твои лучезарные лучи долетели до небес.
Ты раскрываешь свою грудь, идя в красоте, богиня Зари, сияя изо всех сил.
В «семейных книгах» Ригведы ( например, RV 6.64.5) Ушас — божественная дочь — divó duhitâ — Дьяуса Питы («Небесного Отца»).
5. Передай (это) – ты, как непревзойденный, со своими волами передаешь благо по своему усмотрению, Рассвет,
ты, богиня, о Дочь Небес. Станьте достойными того, чтобы вас увидели с вашей щедростью при первом призыве! [17]
Современное почтение
[ редактировать ]Почитаемая мантра Гаятри , как утверждает Джордж Уильямс, остается ежедневным напоминанием об Ушах в современном индуизме. [15]
Согласно Шри Ауробиндо , Ушас является «средой пробуждения, активности и роста других богов; она является первым условием ведической реализации. Благодаря ее возрастающему просветлению вся природа человека проясняется; через нее [человечество] ] достигает Истины, через нее он наслаждается блаженством [Истины]». [18]
Ушасу поклоняются на региональном уровне во время фестиваля Чхат Пуджа , в Бихаре и Уттар-Прадеше (Индия), а также в Непале . [19]
См. также
[ редактировать ]- Аушра , литовская богиня утренней зари.
- Желание
- Эостре
- Ратри
- Сурья
- Маричи (буддизм)
- Саранью
- Шани
- Вырежьте это
- Амэ-но-Узуме
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «25. Богиня Ушас» . 9 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Констанс Джонс; Джеймс Д. Райан (2006). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. п. 472. ИСБН 978-0-8160-7564-5 .
- ^ Апте, Ваман Шиврам (1965), Практический санскритский словарь (4-е изд.), Нью-Дели: Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-0567-4 , с. 304.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Дэвид Кинсли (1988). Индуистские богини: представления о божественной женственности в индуистской религиозной традиции . Издательство Калифорнийского университета. стр. 7–8 . ISBN 978-0-520-90883-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и У. Дж. Уилкинс (2003). Индуистские боги и богини . Курьер. стр. 48–52. ISBN 978-0-486-43156-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвид Кинсли (1988). Индуистские богини: представления о божественной женственности в индуистской религиозной традиции . Издательство Калифорнийского университета. стр. 6–7 . ISBN 978-0-520-90883-3 .
- ^ Койпер, FBJ (1968). Древнеиндийская космогония . Бомбей, 1983. Шмидт, Х.П. Брихаспати и Индра . Висбаден, 1968 год.
- ^ Питер Хис (2002). Индийские религии: исторический читатель духовного выражения и опыта . Издательство Нью-Йоркского университета. стр. 44–45. ISBN 978-0-8147-3650-0 .
- ^ Мэллори, JP; Адамс, DQ (2006). Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 301 . ISBN 978-0-19-929668-2 .
- ^ Мэллори, JP; Адамс, DQ (2006). Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 409 . ISBN 978-0-19-929668-2 .
- ^ Мэллори, JP; Адамс, DQ (2006). Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. п. 432 . ISBN 978-0-19-929668-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Дэвид Кинсли (1988). Индуистские богини: представления о божественной женственности в индуистской религиозной традиции . Издательство Калифорнийского университета. стр. 6–8 . ISBN 978-0-520-90883-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рошен Далал (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин. п. 433. ИСБН 978-0-14-341421-6 .
- ^ «Уша Суктам — Ведическая хвалебная речь богине зари» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джордж М. Уильямс (2008). Справочник по индуистской мифологии . Издательство Оксфордского университета. стр. 287–288. ISBN 978-0-19-533261-2 .
- ^ Дэвид Кинсли (1988). Индуистские богини: представления о божественной женственности в индуистской религиозной традиции . Издательство Калифорнийского университета. п. 14 . ISBN 978-0-520-90883-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джеймисон, Стефани (2014). Ригведа — древнейшая религиозная поэзия Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 863.
- ^ Шри Ауробиндо (1995), Тайна Веды , Озера-близнецы: Lotus Press, ISBN 0-914955-19-5 , с. 283.
- ^ «Длинное эссе о Чхат Пудже на английском языке для студентов и специалистов» . www.teachingbanyan.com . Архивировано из оригинала 17 декабря 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Даллапиккола, Анна (2002). Словарь индуистских преданий и легенд . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-51088-1 .
- Кинсли, Дэвид (1987). Индуистские богини: видение божественной женственности в индуистских религиозных традициях . Нью-Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-0379-5 .