Шрамана
Шрамана ( санскрит : шрамана , Санскритское произношение: [ɕrɐmɐɳɐ] ; Пали : 𑀲𑀫𑀡 , латинизировано: самана ; Китайский : 沙門 ; пиньинь : шамен ; Вьетнамский : sa mon ) — человек, «который трудится, трудится или прилагает все усилия ради какой-то высшей или религиозной цели». [ 1 ] [ 2 ] или «искатель, тот, кто совершает аскетизм, аскет». [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Традиция шрамана включает в себя прежде всего джайнизм , [ 7 ] буддизм , [ 8 ] и другие, такие как Адживика . [ 9 ] [ 10 ]
Религии шрамана стали популярными в тех же кругах нищих из Великой Магадхи , что привело к развитию духовных практик. [ 11 ] а также популярные концепции всех основных индийских религий, такие как самсара (цикл рождения и смерти) и мокша (освобождение от этого цикла). [ 12 ] [ примечание 1 ]
Шраманические традиции имеют разнообразный диапазон убеждений: от принятия или отрицания концепции души, фатализма до свободной воли, идеализации крайнего аскетизма и семейной жизни, отречения, строгой ахимсы (ненасилия) и вегетарианства до допустимости насилия. и мясоедение. [ 13 ] [ 14 ]
Этимология и происхождение
[ редактировать ]Одно из самых ранних зарегистрированных использований слова шрамана в значении нищего находится в стихе 4.3.22 Брихадараньяка -упанишады, составленной примерно в VI веке до нашей эры. [ 15 ] [ 16 ] Концепция отречения и монашеского образа жизни встречается в ведической литературе с такими терминами, как яти , риши и шраманы. [ 17 ] [ 18 ] В ведической литературе периода до 1000 г. до н. э. упоминается Муни (मुनि, монахи, нищие, святой человек). [ 19 ] Риг Веда , например, в книге 10, главе 136, упоминает нищих как тех, кто в кешине (केशिन्, длинноволосый) и одежде мала (मल, грязный, цвета почвы, желтый, оранжевый, шафранный), занимающихся делами мананат ( ум, медитация). [ 20 ]
Кеши несет огонь, Кеши яд, а Кеши несет небо. Кеши — это вселенная в небесном видении, и эта Кеши называется светом.
Мудрецы — пожиратели воздуха, а белые жители — грязны. Они следуют за ветром в небе, которого не видели боги.
Он с длинными распущенными локонами (волос) поддерживает Агни, и влагу, небо и землю; На вид он весь небо: его с длинными волосами зовут этим светом.
Муни ; , опоясанные ветром, носят одежды цвета земли Они, следуя за быстрым ветром, идут туда, куда раньше ходили боги.
В гимне используется термин ватарасана (वातरशन), что означает «опоясанный ветром». [ 21 ] [ 22 ] Некоторые ученые интерпретировали это как «одетый в небо обнаженный монах» и, следовательно, как синоним дигамбара (секты джайнизма). Однако другие ученые утверждают, что это не может быть правильной интерпретацией, поскольку она несовместима со следующими словами: «ношение одежды грязного цвета». Контекст, вероятно, означает, что поэт описывает «мунисов» как движущихся, как ветер, их одежду сжимает ветер. По мнению Оливеля, маловероятно, что ватарасана подразумевает класс в ведическом контексте. [ 23 ]
Самое раннее известное явное использование термина шрамана можно найти в разделе 2.7 Тайттирия Араньяки , слоя Яджурведы (~ 1000 г. до н.э., священного писания индуизма). В нем упоминаются шраманы риши- и риши, соблюдающие целомудрие . [ 24 ] [ 25 ]
Буддийские комментарии связывают этимологию этого слова с успокоением ( самита ) зла ( папа ), как в следующей фразе из Дхаммапады III века до н.э. , стих 265: samitattā pāpānaŋ ʻsamaṇo' ti pavuccati («того, кто усмирил зло, называют самана »). [ примечание 2 ]
Предполагается, что слово шрамана происходит от глагольного корня шрам , означающего «прилагать усилия, труд или совершать аскетизм». [ 3 ] История странствующих монахов в древней Индии частично не прослеживается. Термин «паривраджака», возможно, применим ко всем странствующим монахам Индии, например, к тем, которые встречаются в буддизме, джайнизме и брахманизме. [ 26 ]
Шрамана , относится к множеству аскетических традиций отречения существовавших с середины I тысячелетия до нашей эры. [ 10 ] Шраманы были индивидуальными традициями, основанными на опыте и свободной форме. [ 10 ] Термин «шраманы» иногда используется, чтобы противопоставить их «брахманам» с точки зрения их религиозных моделей. [ 10 ] отвергнув эпистемический авторитет Вед Часть традиции шрамана сохранила свою отличную от индуизма идентичность , , в то время как часть традиции шрамана стала частью индуизма как одна из стадий ашрама - дхармы, то есть отречения саньясинов . [ 10 ] [ 27 ]
Палийское самана было предложено как основное происхождение слова эвенкийская сама̄н ( саман ) «шаман», возможно, через среднекитайский или тохарский язык B ; однако этимология этого слова, встречающегося и в других тунгусских языках , спорна (см. Шаманизм § Этимология ).
История
[ редактировать ]Известно, что несколько движений шрамана существовали в Индии до VI века до нашей эры (до Будды, до Махавиры), и они повлияли как на традиции астики, так и настики индийской философии. [ 28 ] [ 29 ] [ нужна страница ] Мартин Уилтшир утверждает, что традиция Шрамана развивалась в Индии в течение двух фаз, а именно фаз Пачекабудды и Саваки, первая из которых представляла собой традицию отдельных аскетов, а вторая - учеников, и что буддизм и джайнизм в конечном итоге возникли из них как сектантские проявления. [ 30 ] По словам Уилтшира, эти традиции основывались на уже устоявшихся брахманских концепциях, чтобы передать свои собственные особые доктрины. [ 31 ] Реджинальд Рэй соглашается с тем, что движения шрамана уже существовали и были устоявшимися традициями в Индии до VI века до нашей эры, но не согласен с Уилтширом в том, что они не были сектантскими до прибытия Будды. [ 28 ]
Согласно джайнским агамам и буддийскому Палийскому канону , во времена Будды были и другие лидеры шраманов. [ 32 ] [ примечание 3 ] В Махапариниббана-сутте ( DN 16) шраман по имени Субхадда упоминает:
... те аскеты, саманы и брамины, у которых есть ордена и последователи, которые являются учителями, хорошо известны и знамениты как основатели школ и широко считаются святыми, такие как Пурана Кассапа , Маккхали Госала , Аджита Кесакамбали , Пакудха Каччаяна , Санджая Белаттипутта и Нигантха Натапутта (Махавира)...
— Дигха Никая, 16 лет. [ 33 ]
Отношения с ведизмом
[ редактировать ]Традиционный взгляд ученых в этой области, представленный, например, Говиндом Чандрой Панде в его исследовании истоков буддизма 1957 года, заключается в том, что Шрамана зародилась как «отдельная и отдельная культурная и религиозная» традиция от ведической религии . [ 34 ] Однако это утверждение оспаривается несколькими индологами и исследователями санскрита, такими как Патрик Оливель .
Патрик Оливель , профессор индологии и известный своими переводами основных древних санскритских произведений, в своем исследовании 1993 года утверждает, что, вопреки некоторым представлениям, первоначальная традиция Шраманы была частью ведической. [ 35 ] Он пишет:
Шрамана в этом контексте, очевидно, означает человека, имеющего привычку совершать шрам. Поэтому шрамана не только не отделяет этих провидцев от ведической ритуальной традиции, но и помещает их прямо в центр этой традиции. Те, кто считает их [провидцев шрамана] небрахманическими, антибрахманическими или даже неарийскими предшественниками более поздних сектантских аскетов, делают выводы, которые далеко превосходят имеющиеся доказательства.
— Патрик Оливель, Система Ашрамов [ 35 ]
По мнению Оливелла и других ученых, таких как Эдвард Крэнгл, концепция шраманы существует в ранней брахманической литературе. [ 24 ] [ 25 ] Этот термин используется в прилагательном смысле для мудрецов, которые вели особый образ жизни, который ведическая культура считала необычайным. Однако ведическая литература не дает подробностей об этой жизни. [ 36 ] Этот термин не подразумевал какого-либо противодействия браминам или домохозяевам. По всей вероятности, утверждает Оливель, в ведическую эпоху концепция шрамана не относилась ни к определенному классу, ни к аскетическим группам, как это происходит в более поздней индийской литературе. [ 37 ] , жившие до 3-го века до нашей эры Кроме того, в ранних текстах некоторые правители Ашоки , Брахман и Шраман не являются ни отдельными, ни противоположными. По мнению Оливеля, это различие в более поздней индийской литературе «могло быть более поздним семантическим развитием, возможно, под влиянием присвоения последнего термина [шрамана] буддизмом и джайнизмом». [ 22 ]
В ведическом обществе, утверждает Оливель, было много людей неарийского происхождения, которые, должно быть, оказали влияние на арийские классы. Однако выявить и изолировать эти влияния сложно. [ 38 ] отчасти потому, что ведическая культура развилась не только под влиянием влияний, но и благодаря ее внутреннему динамизму и социально-экономическому развитию. [ 39 ]
По мнению индийского антрополога Рамапрасада Чанды, истоки шраманизма восходят к доведическим и доарийским культурам, особенно к тем, которые практикуют магию. Он утверждал, что практика аскетизма может быть связана с начальными фазами уединения и воздержания, наблюдаемыми шаманами. [ 40 ]
По мнению Бронкхорста, культура шрамана возникла в « Большой Магадхе », которая была индоарийской, но не ведической. В этой культуре кшатрии ставились выше брахманов, и она отвергала ведический авторитет и ритуалы. [ 41 ] [ 42 ]
Добуддийские школы шрамана в буддийских текстах
[ редактировать ]Взгляды шести учителей-еретиков | |
---|---|
Взгляды шести шраманов Палийского канона, известных как шесть учителей-еретиков , основаны на Саманьяпхала Сутте . [ 43 ] | |
Пурана Кассапа | |
Аморализм | Ни за хорошие, ни за плохие дела нет награды и наказания. |
Макхали Госала ( Адживика ) | |
Fatalismфатализм | Мы бессильны; страдания предопределены. |
Аджита Кесакамбали ( Чарвака ) | |
Материализм | Живите счастливо; со смертью все уничтожается. |
Пакудха Каччаяна | |
Этернализм ( сассатавада ) | Материя, удовольствие, боль и душа вечны и не взаимодействуют. |
Махавира ( джайнизм ) | |
Сдержанность | Будьте наделены, очищены и наполнены предотвращением всякого зла. [ 44 ] |
Санджая Белатхипутта ( Выбор ) | |
Агностицизм | «Я так не думаю. Я не думаю ни так, ни иначе. Я не думаю, что нет или нет». Приостановление судебного решения. |
Панде приписывает происхождение буддизма не только Будде, но и «великому религиозному брожению» конца ведического периода, когда брахманические и шраманические традиции смешались. [ 34 ]
Буддийский текст Саманьяпхала Сутты выделяет шесть добуддийских школ шрамана, называя их по лидеру. Эти шесть школ представлены в тексте как имеющие различные философии, что, по мнению Падманабха Джайни , может быть «предвзятым представлением и не дает истинной картины» шраманских школ, конкурирующих с буддизмом. [ 45 ] [ 46 ]
- Школа шрамана Пурана Кассапа ( Аморализм ): верила в антиномическую этику. Эта древняя школа утверждала, что не существует моральных законов, нет ничего морального или безнравственного, нет ни добродетели, ни греха. [ 45 ] [ 47 ]
- Школа шрамана Маккхали Госала ( Адживика ): верила в фатализм и детерминизм, согласно которому все является следствием природы и ее законов. Эта школа отрицала существование свободы воли, но считала, что душа существует. Все имеет свою индивидуальную природу, основанную на том, как человек состоит из элементов. Карма и последствия не обусловлены свободной волей, не могут быть изменены, все предопределено, в том числе и в зависимости от человеческого состава. [ 45 ] [ 48 ]
- Движение шрамана Аджита Кешакамбали ( Локаята - Чарвака ): верило в материализм. Отрицается существование загробной жизни, какой-либо самсары, какой-либо кармы или каких-либо плодов добрых или злых дел. Все, включая людей, состоит из элементарной материи, и когда человек умирает, он возвращается к этим элементам. [ 45 ] [ 49 ]
- Движение Пакудха Каччаяна шрамана: верило в атомизм . Отрицали, что есть творец, знающий. Верил, что все состоит из семи основных строительных блоков, которые вечны, не созданы и не созданы для создания. Эти семь блоков включали землю, воду, огонь, воздух, счастье, боль и душу. Все действия, включая смерть, — это просто перестановка и взаимопроникновение одного набора веществ в другой набор веществ. [ 45 ] [ 50 ]
- Школа Махавиры или ( джайнского ) шрамана: верит в четырехкратную сдержанность и избежание всего зла (подробнее см. ниже). [ 45 ]
- Движение шрамана Санджая Белаттипутта ( Аджняна ): верит в абсолютный агностицизм. Отказался иметь какое-либо мнение о существовании или несуществовании загробной жизни, кармы, добра, зла, свободной воли, творца, души или других тем. [ 45 ]
, эти добуддийские движения шрамана были организованы Сангхагани Согласно буддийской Саманьяпхала Сутте (ордены монахов и аскетов) . Шесть приведенных выше лидеров описаны как Сангхи (глава ордена), Ганачарийо (учитель), Чирапаббаджито (затворник), Ясасси и Нето (известные и хорошо известные). [ 51 ]
Джайнизм
[ редактировать ]В джайнской литературе также упоминаются Пурана Кассапа, Макхали Госала и Санджая Белаттапутта. [ примечание 4 ] При жизни Будды Махавира и Будда были лидерами своих орденов шраманов. Нигантха Натапутта относится к Махавире. [ примечание 5 ]
По словам Панде, джайны были такими же, как ниганты, упомянутые в буддийских текстах, и они были устоявшейся сектой, когда Будда начал проповедовать. Он заявляет, не приводя подтверждающих доказательств, что « джайны », по-видимому, принадлежали неведическим муни и шраманам, которые, возможно, в конечном итоге были связаны с доведической цивилизацией». [ 52 ] Большинство джайнских ученых полагает, что система шрамана имела независимое происхождение, а не какое-либо протестное движение, возглавлялась джайнскими мыслителями и была добуддийской и доведической. [ 53 ]
Некоторые ученые утверждают, что символы цивилизации долины Инда могут быть связаны с более поздними джайнскими статуями, а икона быка может иметь связь с Ришабханатхой . [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] По словам Дандаса, за пределами джайнской традиции историки датируют Махавиру примерно современником Будды в V веке до нашей эры, и, соответственно, исторический Паршванатха , основанный на ок. 250-летний разрыв относится к 8 или 7 веку до нашей эры. [ 57 ]
буддизм
[ редактировать ]Люди Палийского канона | ||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( апрель 2024 г. ) |
Будучи шраманом, Будда покинул дворец своего отца и практиковал аскетизм. [ 58 ] Гаутама Будда , постясь почти до смерти от голода, считал крайние аскезы и самоумерщвление бесполезными или ненужными для достижения просветления, рекомендуя вместо этого « средний путь » между крайностями гедонизма и самоумерщвления. [ 59 ] Девадатта , двоюродный брат Гаутамы, вызвал раскол в буддийской сангхе , потребовав более строгих практик. [ 60 ]
Буддийское движение избрало умеренный аскетический образ жизни. [ 59 ] Это отличалось от джайнов, которые продолжали традицию более строгой аскезы, такой как пост и раздача всего имущества, включая одежду, и, таким образом, хождение обнаженным, подчеркивая, что полная преданность духовности включает в себя отказ от материальных благ и любых причин плохой кармы . [ 59 ] Умеренные аскетические заповеди, утверждает Коллинз, вероятно, понравились большему количеству людей и расширили круг людей, желающих стать буддистами. [ 59 ] Буддизм также разработал кодекс взаимодействия мирян, стремящихся к миру , и отрицающих мир буддийских монашеских общин , что способствовало продолжению отношений между ними. [ 59 ] Коллинз утверждает, например, что два правила винаи ( монашеского кодекса) заключались в том, что человек не мог присоединиться к монашеской общине без разрешения родителей и что по крайней мере один сын оставался в каждой семье, чтобы заботиться об этой семье. [ 59 ] Буддизм также объединил постоянное взаимодействие, такое как подача милостыни отрекшимся, с точки зрения заслуг, получаемых мирянами за хорошее перерождение и хорошую карму. Этот кодекс сыграл историческую роль в его развитии и предоставил средства для надежной милостыни (еды, одежды) и социальной поддержки буддизма. [ 59 ]
Рэндалл Коллинз утверждает, что буддизм был скорее реформаторским движением внутри образованных религиозных классов, состоящим в основном из браминов , а не конкурирующим движением за пределами этих классов. [ 61 ] В раннем буддизме наибольшее число монахов изначально составляли брахманы, причем практически все набирались из двух высших классов общества — брахманов и кшатриев . [ 61 ] [ примечание 6 ]
Адживика
[ редактировать ]Адживика была основана в V веке до нашей эры Макхали Госалой как движение шраманов и главный соперник раннего буддизма и джайнизма . [ 62 ] Адживики были организованными отшельниками, которые сформировали отдельные общины. [ 63 ]
Адживики достигли пика своей известности в конце I тысячелетия до нашей эры, затем пришли в упадок, но продолжали существовать на юге Индии до 14 века нашей эры, о чем свидетельствуют надписи, найденные на юге Индии. [ 48 ] [ 64 ] В древних текстах буддизма и джайнизма упоминается город Саватти (санскрит Шравасти ), живший в первом тысячелетии до нашей эры, как центр адживиков; он располагался на территории нынешнего североиндийского штата Уттар-Прадеш . В более позднем периоде нашей эры надписи предполагают, что адживики имели значительное присутствие в южноиндийском штате Карнатака и районе Колар в Тамил Наду . [ 64 ]
Когда-то существовали оригинальные писания философской школы адживика, но они недоступны и, вероятно, утеряны. Их теории извлечены из упоминаний адживиков во вторичных источниках древнеиндийской литературы. [ 65 ] Ученые задаются вопросом, была ли философия адживики справедливо и полностью изложена в этих вторичных источниках, написанных древними буддистскими и джайнскими учеными, которые представляли адживикам конкурирующие и враждебные философии. [ 66 ]
Конфликт между движениями шрамана
[ редактировать ]Согласно тексту Ашокаваданы II века н.э. , император Маурьев Биндусара был покровителем адживиков, и в это время он достиг своего пика популярности. Ашокавадана также упоминает, что сын Биндусары Ашока обратился в буддизм, пришел в ярость от картины, на которой Будда был изображен в негативном свете, и отдал приказ убить всех адживиков в Пундравардхане . В результате этого приказа было казнено около 18 000 последователей секты Адживика. [ 67 ] [ 68 ]
В джайнских текстах упоминаются разделение и конфликт между Махавирой и Госалой, обвинения в презрительных комментариях и случай, когда монашеские ордена джайнистов и адживиков «подрались». [ 69 ] Однако, учитывая, что тексты, в которых говорится о конфликте и изображают Адживиков и Госалу в негативном свете, были написаны спустя столетия после инцидента их противниками-шраманами, а также учитывая, что версии в буддийских и джайнских текстах различаются, надежность этих историй, утверждает Башам, сомнительна. [ 70 ]
Философия
[ редактировать ]Джайнская философия
[ редактировать ]Часть серии о |
Джайнизм |
---|
Джайнизм черпает свою философию из учений и жизней двадцати четырех Тиртханкаров , из которых Махавира был последним. Ачарьи Умасвати , Кундакунда , Харибхадра , Яшовиджая Гани и другие далее развили и реорганизовали джайнскую философию в ее нынешнем виде. Отличительными чертами джайнской философии являются ее вера в независимое существование души и материи, преобладание кармы , отрицание творческого и всемогущего Бога , вера в вечную и несотворенную вселенную , сильный акцент на ненасилии , акцент на анекантаваде и мораль и этика, основанные на освобождении души . Джайнская философия анекантавады и сьядвады , которая утверждает, что истина или реальность воспринимается по-разному с разных точек зрения и что ни одна точка зрения не является полной истиной, внесла очень важный вклад в древнеиндийскую философию , особенно в областях скептицизма и относительности. [ 71 ]
Использование в джайнских текстах
[ редактировать ]Джайнские монахи известны как шраманы, а практикующие миряне называются шраваками . Религия или кодекс поведения монахов известен как шрамана-дхарма. Джайнские каноны, такие как Ачаранга Сутра [ 72 ] и другие более поздние тексты содержат много ссылок на Шраманы.
Акаранга Сутра
[ редактировать ]Один стих Ачаранга-сутры определяет хороший шраман:
Пренебрегая (всеми бедствиями), он живет вместе с умными монахами, нечувствительным к боли и удовольствиям, не причиняющим вреда движимому и недвижимому (существам), не убивающему, переносящему все: так описывается великий мудрец, добрый Шрамана. [ 73 ]
В главе об отречении содержится шраманский обет необладания:
Я стану шраманом, у которого нет ни дома, ни собственности, ни сыновей, ни скота, который ест то, что ему дают другие; Я не совершу никакого греховного действия; Учитель, я отказываюсь принять все, что не было дано». Приняв такие обеты, (нищий) не должен, войдя в деревню или вольный город, брать себе, или побуждать других брать, или позволять другим брать то, что не дано. [ 74 ]
Ачаранга -сутра дает три имени Махавиры, двадцать четвертого Тиртханкара , одним из которых был Шрамана :
Достопочтенный подвижник Махавира принадлежал к Кашьяпа готре . Таким образом, три его имени записаны в традиции: родители называли его Вардхамана , потому что он лишен любви и ненависти; (его называют) Шрамана (т.е. аскет), потому что он выдерживает ужасные опасности и страхи, благородную наготу и страдания мира; имя Достопочтенный Подвижник Махавира было даровано ему богами. [ 75 ]
Сутракританга
[ редактировать ]Другой джайнский канон, Сутракританга. [ 76 ] описывает шрамана как аскета, принявшего Махаврату , пять великих обетов:
Он является шраманом по той причине, что ему не мешают никакие препятствия, что он свободен от желаний, (воздержания) от собственности, убийства, лжи и половых сношений; (и от) гнева, гордыни, обмана, жадности, любви и ненависти: таким образом он отказывается от всякой страсти, которая вовлекает его в грех, (например) от убийства существ. (Такой человек) заслуживает имени шрамана, который подчиняет (более того) свои чувства, хорошо подготовлен (для своей задачи) и оставляет свое тело. [ 77 ]
В Сутракританге записано, что принц Ардрака , который стал учеником Махавиры, в споре с другими учителями-еретиками рассказал Маккхали Госале о качествах шраманов:
Того, кто (обучает) великим обетам (монахов) и пяти малым обетам (мирянам 3), пяти Ашравам и остановке Ашравов, а также контролю, кто избегает Кармана в этой благословенной жизни Шраманов, того я называю Шрамана. [ 78 ]
Буддийская философия
[ редактировать ]Первоначально Будда практиковал суровые аскезы, постясь почти до смерти от голода. Однако позже он счел крайнюю аскезу и самоуничижение ненужными и рекомендовал «срединный путь» между крайностями гедонизма и самоуничижения. [ 59 ] [ 79 ]
В Брахмаджала-сутте упоминаются многие шраманы, с которыми Будда не соглашался. [ 80 ] Например, в отличие от шраманических джайнов, философская предпосылка которых включает существование Атмана ( самости, души) в каждом существе, буддийская философия отрицает существование какого-либо «я» или души. [ 81 ] [ 82 ] Эта концепция, называемая Анатта (или Анатман ), является частью Трех Признаков существования в буддийской философии, два других — Дуккха (страдание) и Аничча (непостоянство). [ 81 ] Согласно Будде, утверждает Лаумакис, всему недостает внутреннего существования. [ 81 ] Буддизм — это транстеистическая философия, которая уделяет особое внимание пратитьясамутпаде (зависимому возникновению) и шуньяте (пустоте или небытию). [ 81 ]
Из наскальных указов видно, что как брахманы, так и шраманы пользовались одинаковой святостью. [ 83 ]
Философия Адживики
[ редактировать ]Школа адживика известна своей доктриной нияти об абсолютном детерминизме, предпосылкой отсутствия свободной воли, что все, что произошло, происходит и произойдет, полностью предопределено и является функцией космических принципов. [ 48 ] [ 65 ] Адживика считал учение о карме заблуждением. [ 64 ] адживики Метафизика включала в себя теорию атомов, подобную школе Вайшешики , где все состояло из атомов, качества возникали из совокупностей атомов, но совокупность и природа этих атомов были предопределены космическими силами. [ 84 ] Адживики были атеистами [ 85 ] и отвергли эпистемический авторитет Вед , но они верили, что в каждом живом существе есть атман – центральная предпосылка индуизма и джайнизма. [ 86 ] [ 87 ]
Сравнение философий
[ редактировать ]Традиции шрамана придерживались различных философий, существенно расходящихся друг с другом, а также с ортодоксальной индийской философией (шесть школ индуистской философии ). Различия варьировались от убеждения, что у каждого человека есть душа (самость, атман), до утверждения, что души не существует. [ 82 ] [ 88 ] от аксиологических достоинств бережливой аскетической жизни к жизни гедонистической, от веры в перерождение к утверждению, что возрождения не существует. [ 89 ]
Отрицание эпистемического авторитета Вед и Упанишад было одним из нескольких различий между шраманской философией и ортодоксальным индуизмом. [ 90 ] Джайни утверждает, что, хотя авторитет Вед, вера в Создателя, путь ритуализма и социальная система наследственности составляли краеугольные камни брахманических школ, путь аскетического самоумерщвления был главной характеристикой всех шраманических школ. [ 91 ] [ примечание 7 ]
В некоторых случаях, когда шраманические движения разделяли одни и те же философские концепции, детали различались. В джайнизме, например, карма основана на философии материалистических элементов, где карма — это плод действий человека, понимаемый как материальные частицы, которые прилипают к душе и удерживают ее от естественного всеведения. [ 89 ] Будда рассматривал карму как цепь причинно-следственных связей, ведущую к привязанности к материальному миру и, следовательно, к перерождению. [ 89 ] Адживики были фаталистами и возводили Карму как неизбежную судьбу, где жизнь человека проходит через цепь последствий и перерождений, пока не достигнет своего конца. [ 89 ] Другие движения шрамана, например, возглавляемые Паккудхой Каччаяной и Пураной Кашьяпой, отрицали существование кармы. [ 89 ]
Адживика | буддизм | чарвака | Джайнизм | Православные школы индийской философии ( брахманический ) [ 93 ] | |
---|---|---|---|---|---|
Карма | Отрицает [ 64 ] [ 94 ] | Утверждает [ 89 ] | Отрицает [ 89 ] | Утверждает [ 89 ] | Утверждает |
Самсара , Возрождение | Утверждает | Утверждает [ 95 ] | Отрицает [ 96 ] | Утверждает [ 89 ] | Некоторые школы подтверждают, некоторые нет [ 97 ] |
Аскетическая жизнь | Утверждает | Утверждает | Отрицает [ 89 ] | Утверждает | Утверждает только как Саньяса [ 98 ] |
Ритуалы, преданность | Утверждает | Подтверждает, необязательно [ 99 ] (Пали: Бхатти ) |
Отрицает | Подтверждает, необязательно [ 100 ] | Теистическая школа: Утверждает, по желанию. [ 101 ] Другие: отрицать [ 102 ] [ 103 ] |
Ахимса и вегетарианство | Утверждает | Утверждает Неясно, что такое мясо как еда [ 104 ] |
Самый сильный сторонник ненасилия; вегетарианство, которого следует избегать насилие над животными [ 105 ] |
Утверждает как высшую добродетель, но «Справедливая война» тоже подтвердила; вегетарианство поощряется, но выбор остался за индусом [ 106 ] [ 107 ] | |
Свободная воля | Отрицает [ 48 ] | Утверждает [ 108 ] | Утверждает | Утверждает | Утверждает [ 109 ] |
Майя | Утверждает [ 110 ] | Утверждает ( прапанча ) [ 111 ] |
Отрицает | Утверждает | Утверждает [ 112 ] [ 113 ] |
Атман (Душа, Я) | Утверждает | Отрицает [ 82 ] | Отрицает [ 114 ] | Утверждает [ 88 ] | Утверждает [ 115 ] |
Создатель Бог | Отрицает | Отрицает | Отрицает | Отрицает | Теистические школы: Подтвердить [ 116 ] Другие: отрицать [ 117 ] [ 118 ] |
Эпистемология ( Прамана ) |
Пратьякша, Анумана, Слово |
Пратьякша, Анумана [ 119 ] [ 120 ] |
Пратьякша [ 121 ] | Пратьякша, Анумана, Слово [ 119 ] |
Разные, от Вайшешики (два) до Веданты (шесть): [ 119 ] [ 122 ] Пратьякша (восприятие), Анумана (вывод), Упамана (сравнение и аналогия), Артхапатти (постулирование, вывод), Анупалабди (невосприятие, негативное/когнитивное доказательство), Шабда (Достоверное свидетельство) |
Эпистемический авторитет | Отрицает: Веды | Утверждает: текст Будды [ 123 ] Отрицает: Веды |
Отрицает: Веды | Утверждает: Джайн Агамас Отрицает: Веды |
Утверждаем: Веды и Упанишады , [ примечание 8 ] Отрицает: другие тексты [ 123 ] [ 125 ] |
Спасение ( Сотериология ) |
Самсдрасуддхи [ 126 ] | Нирвана (осознать Шуньяту ) [ 127 ] |
Сиддха [ 128 ] | Мокша , Нирвана, Кайвалья Адвайта, Йога, другие: Дживанмукти. [ 129 ] Двайта, теистическая: Видехамукти. | |
Метафизика (Высшая реальность) |
Шуньята [ 130 ] [ 131 ] | Анекантаваада [ 132 ] | Брахман [ 133 ] [ 134 ] |
Влияние на индийскую культуру
[ редактировать ]Традиции шрамана находились под влиянием индуизма и друг друга. [ 12 ] [ 17 ] По мнению некоторых ученых, [ 12 ] [ 135 ] концепция цикла рождения и смерти, концепция самсары и концепция освобождения вполне могут быть взяты из шрамана или других аскетических традиций. Обейсекере [ 136 ] предполагает, что мудрецы племен в долине Ганга , возможно, вместо этого вдохновляли идеи сансары и освобождения, точно так же, как идеи возрождения, возникшие в Африке и Греции. О'Флаэрти заявляет, что объективных доказательств в поддержку какой-либо из этих теорий недостаточно. [ 137 ]
Именно в период Упанишад шраманические теории оказали влияние на брахманические теории. [ 138 ] Хотя концепции Брахмана и Атмана (Души, Я) можно последовательно проследить до слоев ведической литературы, существовавших до Упанишад, гетерогенная природа Упанишад демонстрирует вливание как социальных, так и философских идей, указывая на эволюцию новых доктрин, вероятно, возникших из шраманские движения. [ 139 ]
Традиции шрамана сделали концепции кармы и самсары центральными темами дебатов. [ 89 ] Взгляды шрамана оказали влияние на все школы индийской философии. [ 140 ] Такие концепции, как карма и реинкарнация, возможно, зародились в шрамане или традициях отречения, а затем стали общепринятыми. [ 141 ] Существует множество теорий возможного происхождения таких концепций, как ахимса или ненасилие. [ 54 ] Чандогья -упанишад , датируемая примерно VII веком до нашей эры, в стихе 8.15.1 содержит самое раннее свидетельство использования слова ахимса в том смысле, который известен в индуизме (кодекс поведения). Он запрещает насилие против «всех существ» ( сарвабхута ), и говорят, что практикующий ахимсу вырывается из цикла метемпсихоза (CU 8.15.1). [ 54 ] [ 142 ] По мнению некоторых ученых, таких как Д. Р. Бхандаркар, Ахимса-дхарма шраманов произвела впечатление на последователей брахманизма, их юридических книг и практик. [ 143 ]
Теории о том, кто на кого влиял в древней Индии, остаются предметом научных дискуссий, и вполне вероятно, что разные философии способствовали развитию друг друга. Донигер резюмирует историческое взаимодействие между учеными ведического индуизма и шраманского буддизма:
Между ведизмом и буддизмом в ранний период существовало такое постоянное взаимодействие, что бесполезно пытаться разобраться в более раннем источнике многих учений, они жили в карманах друг у друга, как Пикассо и Брак (которые в последующие годы не смогли скажем, кто из них написал определенные картины более раннего, общего периода).
— Венди Донигер, [ 144 ]
индуизм
[ редактировать ]Рэндалл Коллинз утверждает, что «основная культурная основа светского общества, которое в конечном итоге стало индуизмом», была заложена буддизмом. [ 61 ] [ примечание 9 ]
Современный индуизм можно рассматривать как комбинацию ведических традиций и традиций шрамана, поскольку на него существенно влияют обе традиции. Среди астика школ индуизма философии веданты , санкхьи и йоги находились под влиянием философии шрамана. Как отмечает Джеффри Сэмюэл:
Наши лучшие на сегодняшний день данные свидетельствуют о том, что [йогическая практика] развивалась в тех же аскетических кругах, что и ранние движения шрамана (буддисты, джайны и адживики), вероятно, примерно в шестом и пятом веках до нашей эры. [ 145 ]
Некоторые брамины присоединились к движению шраманов, например Чанакья и Сарипутта . [ 146 ] Точно так же группа из одиннадцати браминов приняла джайнизм и стала главными учениками Махавиры, или ганадхарами . [ 147 ] [ примечание 10 ]
Патрик Оливель предполагает, что система жизни индуистских ашрамов , созданная, вероятно, примерно в IV веке до нашей эры, была попыткой институционализировать отречение в рамках брахманической социальной структуры. [ 98 ] Эта система давала полную свободу взрослым людям выбирать, чем они хотят заниматься, хотят ли они быть домохозяевами или санньясинами (аскетами), монашеская традиция была институтом добровольным. [ 98 ] Этот добровольный принцип, утверждает Оливель, был тем же принципом, который применялся в буддийских и джайнских монашеских орденах того времени. [ 98 ]
В западной литературе
[ редактировать ]В древней западной литературе появлялись различные возможные упоминания о «шраманах» с более или менее искаженным названием.
Климент Александрийский (150–211)
[ редактировать ]Климент Александрийский несколько раз упоминает шраманов как в контексте бактрийцев, так и индийцев:
Таким образом, философия, вещь высочайшей полезности, процветала в древности среди варваров, проливая свой свет на народы. А потом оно пришло в Грецию . Первыми в ее рядах были пророки Египта ; и халдеи среди ассирийцев ; [ 148 ] и друиды среди галлов ; и саманеи у бактрийцев («Σαμαναίοι Βάκτρων»); и философы кельтов ; и волхвы персидские звездой , предсказавшие рождение Спасителя и пришедшие в землю Иудейскую, ведомые . В их число входят также индийские гимнософы и другие варварские философы. И из них есть два класса, некоторые из них называются Сарманами («Σαρμάναι») и Брахманами («Βραχμαναι»). [ 149 ]
Порфир (233–305)
[ редактировать ]Порфирий подробно описывает привычки шраманов, которых он называет «саманейцами», в своей Об воздержании от животной пищи ». IV книге « [1] . Он говорит, что его сведения были получены от « вавилонских бардесанцев , живших во времена наших отцов и знакомых с теми индейцами , которые вместе с Дамадамисом были посланы к Цезарю ». [ нужна ссылка ]
Поскольку государство индийцев распределено на многие части, среди них есть одно племя божественно мудрых людей, которых греки привыкли называть гимнософистами . Но из них есть две секты, одной из которых руководят брахманы , а другой - саманеи. Однако раса брахманов получает божественную мудрость такого рода по наследству, точно так же, как и священство. Но саманеи избраны и состоят из тех, кто желает обладать божественным знанием. [ 150 ]
- При вводе заказа
Все брамины происходят из одной породы; ибо все они произошли от одного отца и одной матери. Но саманеи не являются потомками одной семьи, будучи, как мы уже сказали, собраны из всех индейских народов. Брамин, однако, не является подданным какого-либо правительства и не вносит никакой вклад вместе с другими в правительство. [ 150 ]
Саманеи, как мы уже говорили, избраны. Однако, когда кто-либо желает быть зачисленным в их орден, он переходит к правителям города; но оставляет город или деревню, в которой он жил, а также богатство и все другое имущество, которым он владел. Отрезав также излишки своего тела, он получает одежду и уходит к саманеям, но не возвращается ни к жене, ни к детям, если они у него есть, и не обращает на них никакого внимания и не думает что они вообще относятся к нему. А что касается своих детей, то царь обеспечивает им необходимое, а родственники обеспечивают жену. Такова жизнь саманеев. Но они живут за городом и проводят целый день в разговорах о божественности. У них также есть дома и храмы, построенные царем, в которых они являются управляющими, получающими от короля определенное вознаграждение с целью снабжения пропитанием живущих в них. Но их пища состоит из риса, хлеба, осенних фруктов и горшечных трав. И когда они входят в свой дом, о чем сигналом их входа служит звук колокола, те, кто не саманеи, выходят из него, и саманеи тотчас же начинают молиться. [ 150 ]
- О еде и образе жизни
Что же касается философов, то среди них одни живут в горах, а другие у реки Ганг. А те, что живут в горах, питаются осенними плодами и коровьим молоком, свернувшимся с травами. Но те, кто живет вблизи Ганга , питаются также осенними плодами, которые в изобилии производятся вблизи этой реки. Земля также почти всегда приносит новые плоды, а также много риса, который растет самопроизвольно и который используют при недостатке осенних фруктов. Но вкусить какую-либо другую пищу или, короче, прикоснуться к животной пище считается у них равнозначным крайней нечистоте и нечестию. И это одна из их догм. Они также поклоняются божеству с благочестием и чистотой. Они проводят день и большую часть ночи в гимнах и молитвах богам; каждый из них имел собственный коттедж и жил, насколько это возможно, в одиночестве. Ибо брамины не могут терпеть ни оставаться с другими, ни много говорить; но когда это случается, они потом удаляются и молчат в течение многих дней. Они также часто постятся. [ 150 ]
- О жизни и смерти
Они так расположены по отношению к смерти, что нехотя терпят все время настоящей жизни, как известное рабство перед природой, и потому спешат освободить свою душу от тел, [с которыми они связаны]. Поэтому часто, когда видят, что они здоровы и не угнетены и не доведены до отчаяния каким-либо злом, они уходят из жизни. [ 150 ]
В современной западной культуре
[ редактировать ]Немецкий писатель Герман Гессе , давно интересующийся восточной, особенно индийской, духовностью, написал «Сиддхартху» , в которой главный герой становится саманой, покинув родной дом.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Наводнение и Оливель: «Вторая половина первого тысячелетия до нашей эры была периодом, который создал многие идеологические и институциональные элементы, которые характеризуют более поздние индийские религии. Традиция отречения играла центральную роль в этот формирующий период индийской религиозной истории... ...Некоторые из фундаментальных ценностей и убеждений, которые мы обычно связываем с индийскими религиями в целом и индуизмом в частности, были частично созданы традицией отречения. К ним относятся два столпа индийского богословия: самсара. вера в то, что жизнь в этом мире полна страданий и подвержена повторяющимся смертям и рождениям (перерождениям) – мокша/нирвана – цель человеческого существования....." [ 12 ]
- ^ По данным Риса Дэвидса и Стеда (1921–1925) , стр. 682, «Самана»: «поучительная этимология слова [находится] в ДхА iii.84: «самита-папатта [самана]», ср. Dh 265 " samitattā pāpānaŋ ʻsamaṇoʼ ti pavuccati "...." Английский перевод Dh 265 основан на Fronsdal (2005) , стр. 69.
- ^ Некоторые термины являются общими для джайнизма и буддизма, в том числе:
• Символы: чайтья , ступа , дхармачакра.
• Термины: арихант (джайнизм) / архат (буддизм) , нирвана , сангха , ачарья , джина и т. д.
Термин пудгала используется обоими, но в совершенно разных значениях. - ^ Палийский канон — единственный источник Аджиты Кесакамбали и Пакудхи Каччаяны.
- ↑ В буддийской палийской литературе этих небуддийских аскетических лидеров, включая Махавиру, также называют Титтхиями Тиртхак.
- ^ Рэндалл Коллинз: «Таким образом, хотя сам Будда был кшатрием, наибольшее количество монахов в раннем движении было брахманского происхождения. В принципе, Сангха была открыта для любой касты; и, поскольку она находилась за пределами обычного мира, каста имела места в нем не было. Тем не менее практически все монахи были набраны из двух высших сословий. Однако крупнейшим источником мирской поддержки, рядовым подателем милостыни, были землевладельцы». [ 61 ]
- ^ По словам Рахула Санкритьяяна, буддийский ученый VII века н. э. Дхармакирти писал: [ 90 ]
ведапраманьям кашьячит картрвадах/ снане дхармечча джативадавалепах// сантапарамбхах пракарая чети/ дхвастапраджнанам панкалиригани джадье
Неоспоримый авторитет Вед; вера в Творца мира; стремление к очищению посредством ритуальных омовений; высокомерное разделение на касты; практика умерщвления плоти для искупления греха; — эти пять — признаки полнейшей глупости глупых людей. Перевод Рахула Санкритьяяна
Вера в авторитет Вед и в Создателя, стремление к заслугам от омовения, гордость за касту и практика самоотречения ради искоренения грехов – эти пять являются признаками глупости того, чей разум поврежден. Перевод Рамкришны Бхаттачарьи [ 92 ] [ в стадии обсуждения ] - ^ Элиза Фрески (2012): Веды не являются деонтическим авторитетом, и им можно не подчиняться, но они все равно признаются индуистом эпистемическим авторитетом; [ 124 ] (Примечание: это различие между эпистемическим и деонтическим авторитетом справедливо для всех индийских религий.)
- ^ Рэндалл Коллинз: «Буддизм заложил основные культурные рамки мирского общества, которые в конечном итоге стали индуизмом. Буддизм нельзя понимать как реакцию против кастовой системы, равно как и просто попытку избежать кармы». [ 61 ]
- ^ «Говорят, Махавира отправился в место по соседству, где брахман Сомилачарья организовал большую яджну, и произнес свою первую проповедь, осуждающую жертвоприношение и обращающую одиннадцать собравшихся там ученых брахманов, которые стали его главными учениками, называемыми ганадхарами. ." [ 91 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Дхирасекера, Джотия. Буддийская монашеская дисциплина. Буддийский культурный центр, 2007.
- ^ Шульц, Бретт. «Заметка о Шрамане в ведических текстах». Журнал Оксфордского центра буддийских исследований 10 (2016).
- ^ Jump up to: а б Монье Монье-Уильямс, श्रमण sramana, Санскритско-английский словарь, Oxford University Press, стр. 1096
- ^ Оливель 1993 , стр. 11 , 12.
- ^ Джайни 2001 , с. 48 .
- ^ Гурье, GS (1952). «Аскетическое начало». Социологический вестник . 1 (2): 162–184. дои : 10.1177/0038022919520206 . JSTOR 42864485 . S2CID 220049343 .
- ^ Циммер 1953 , с. 182-183.
- ^ Сваргезе, Александр П. 2008. Индия: история, религия, видение и вклад в мир. стр. 259–60.
- ^ Бэшам 1951 , стр. 94–103.
- ^ Jump up to: а б с д и Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма, Vol. 2: Н–З . Издательская группа Розен. п. 639. ИСБН 978-0823922871 .
- ^ Самуэль 2008 , с. 8; Цитата: такие (йогические) практики развивались в тех же аскетических кругах, что и ранние движения шраманы (буддисты, джайны и адживики), вероятно, примерно в 9 веке до нашей эры.
- ^ Jump up to: а б с д Флуд, Гэвин. Оливель, Патрик. 2003. Блэквеллский спутник индуизма. Молден: Блэквелл. стр. 273–274.
- ^ Джайни 2000 , стр. 3–14.
- ^ Джайни 2001 , стр. 57–77.
- ^ Джайни 2001 , с. 48.
- ^ Макс Мюллер, Брихадараньяка Упанишад 4.3.22 Oxford University Press, стр. 169
- ^ Jump up to: а б Гэвин Д. Флуд (1996), Введение в индуизм, издательство Кембриджского университета, ISBN 0521438780 , стр. 76–78.
- ^ Практическая школа перспективных исследований (Франция); Секция экономики и социальных наук Оксфордского университета; Институт социальной антропологии; Институт экономического роста (Индия); Исследовательский центр социального и экономического развития Азии (1981 г.). Вклад в индийскую социологию, Том 15 . Овца. п. 276.
- ^ Jump up to: а б Вернер, Карел (1977). «Йога и Ригведа: Интерпретация гимна Кешин (RV 10, 136)». Религиоведение . 13 (3): 289–302. дои : 10.1017/S0034412500010076 . S2CID 170592174 .
- ^ Jump up to: а б Г. С. Гурье (1952), Аскетическое происхождение, Социологический бюллетень, Том. 1, № 2, стр. 162–184;
Оригинал на санскрите: Ригведа. Архивировано 14 января 2015 г. в Wikisource Wayback Machine ;
Для перевода на английский язык: Кесинс «Ригведа», Гимн CXXXVI, Ральф Гриффит (переводчик). - ^ Монье Уильямс, vAtarazana. Архивировано 8 декабря 2015 г. в санскритско-английском словаре Wayback Machine , Кельнский университет, Германия.
- ^ Jump up to: а б Оливель 1993 , с. 12.
- ^ Оливель 1993 , стр. 12–13.
- ^ Jump up to: а б Оливель 1993 , с. 12 со сноской 20.
- ^ Jump up to: а б Эдвард Фицпатрик Крэнгл (1994). Происхождение и развитие ранних индийских созерцательных практик . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 30 со сноской 37. ISBN. 978-3-447-03479-1 .
- ^ Пранабананда Джаш (1991). История Паривраджаки, выпуск 24 журнала «Наследие древней Индии» . Рамананд Видья Бхаван. п. 1.
- ^ П. Биллимория (1988), Шабдапрамана: Слово и знание, Исследования классической Индии, том 10, Springer, ISBN 978-94-010-7810-8 , стр. 1–30
- ^ Jump up to: а б Реджинальд Рэй (1999), буддийские святые в Индии, Oxford University Press, ISBN 978-0195134834 , стр. 237–240, 247–249
- ^ Эндрю Дж. Николсон (2013), Объединение индуизма: философия и идентичность в интеллектуальной истории Индии , Columbia University Press, ISBN 978-0231149877 , Глава 9
- ^ Мартин Уилтшир (1990), Фигуры аскетов до и в раннем буддизме, Де Грюйтер, ISBN 978-3110098969 , с. 293
- ^ Мартин Уилтшир (1990), Фигуры аскетов до и в раннем буддизме, Де Грюйтер, ISBN 978-3110098969 , стр. 226–227
- ^ Гетин 1998 , с. 11.
- ^ Уолш 1995 , с. 268.
- ^ Jump up to: а б Панде 1995 , стр. 261.
- ^ Jump up to: а б Оливель 1993 , стр. 14.
- ^ Оливель 1993 , с. 15.
- ^ Оливель 1993 , стр. 15–16.
- ^ Оливель 1993 , с. 68, Цитата: «Очевидно, что в ведическом обществе проживало большое количество людей, корни которых были неарийскими, и что их обычаи и верования должны были влиять на доминирующие арийские классы. Однако совсем другое дело — попытаться изолировать неарийские классы. -Арийские обычаи, верования или черты характера на тысячелетие или более отдаленные от первоначальной арийской миграции».
- ^ Оливель 1993 , с. 68, Цитата: «Брахманическая религия. Более того, как и любое другое историческое явление, развивалась и изменялась с течением времени не только благодаря внешним воздействиям, но и благодаря своему внутреннему динамизму и благодаря социально-экономическим изменениям, радикальный характер которых мы уже выяснили». Таким образом, новые элементы в культуре не всегда должны иметь иностранное происхождение».
- ^ Панджа, Шина (2021). «Дилемма« науки »:« традиции »и археология в Бенгалии начала двадцатого века» . Исследования по истории . 37 (1): 92–118. дои : 10.1177/02576430211001764 . ISSN 0257-6430 .
- ^ Бронкхорст 2007 .
- ^ Длинный 2013 , Глава II.
- ^ «DN 2 Саманьяпхала Сутта; Плоды созерцательной жизни» . www.dhammatalks.org . Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ Бхикку, Нанамоли; Бхикку, Бодхи (9 ноября 1995 г.). Беседы Будды средней длины: перевод Маджхима Никаи (Четвертое изд.). Саймон и Шустер. стр. 1258–59. ISBN 978-0-86171-072-0 . Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Джайни 2001 , стр. 57–60.
- ^ Бэшам 2009 , стр. 18–26.
- ^ Бэшам 2009 , стр. 80–93.
- ^ Jump up to: а б с д Джеймс Г. Лохтефельд (2002). «Аживика». Иллюстрированная энциклопедия индуизма, Vol. 1: А-М . Издательская группа Розен. п. 22. ISBN 978-0823931798 .
- ^ Бэшам 2009 , стр. 54–55.
- ^ Бэшам 2009 , стр. 90–93.
- ^ Джайни 2001 , с. 60.
- ^ Панде 1995 , с. 353.
- ^ Сонали Бхатт Марваха (2006). Цвета истины: религия, личность и эмоции: перспективы индуизма, буддизма. Джайнизм, зороастризм, ислам, сикхизм и современная психология . Концептуальное издательство. стр. 97–99. ISBN 978-8180692680 .
- ^ Jump up to: а б с Пурушоттама Билимория; Джозеф Прабху; Ренука М. Шарма (2007). Индийская этика: классические традиции и современные проблемы, Том 1 индийской этики . Ашгейт Паблишинг Лтд. с. 315. ИСБН 978-07546-330-13 .
- ^ Институт индийских исследований, Университет Курукшетра (1982). Прачи-джйоти: сборник индологических исследований, тома 14–15 . Университет Курукшетра. стр. 247–249.
- ^ Роберт П. Шарлеманн (1985). Называя Бога Богом, серия современных дискуссий . Дом Парагона. стр. 106–109 . ISBN 978-0913757222 .
- ^ Дандас 2002 , стр. 30–31.
- ^ Буддийское общество (Лондон, Англия) (2000). Срединный путь, тома 75–76 . Общество. п. 205.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Рэндалл Коллинз (2000), Социология философий: глобальная теория интеллектуальных изменений, издательство Гарвардского университета, ISBN 978-0674001879 , с. 204
- ^ Баучер, Дэниел (2008). Бодхисаттвы леса и формирование Махаяны . Издательство Гавайского университета . п. 47 . ISBN 978-0824828813 .
- ^ Jump up to: а б с д и Рэндалл Коллинз (2000), Социология философий: глобальная теория интеллектуальных изменений, издательство Гарвардского университета, ISBN 978-0674001879 , с. 205
- ^ Джеффри Д. Лонг (2009), Джайнизм: Введение, Макмиллан, ISBN 978-1845116255 , с. 199
- ^ Бэшам 1951 , стр. 145–146.
- ^ Jump up to: а б с д Адживикас. Архивировано 17 июля 2019 года в проекте Wayback Machine World Religions Project, Университет Камбрии , Великобритания.
- ^ Jump up to: а б Бэшам 2009 , Глава 1.
- ^ Пол Дандас (2002), Джайны (Библиотека религиозных верований и практик), Routledge, ISBN 978-0415266055 , стр. 28–30
- ^ Джон С. Стронг (1989). Легенда о царе Ашоке: исследование и перевод Ашокаваданы . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 232. ИСБН 978-81-208-0616-0 . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 30 октября 2012 г.
- ^ Бэшам 2009 , стр. 147–148.
- ^ Джон Маккей и др., История мировых обществ, объединенный том, 9-е издание, Macmillan, ISBN 978-0312666910 , с. 76
- ^ Бэшам 2009 , стр. 62–66, 88–89, 278.
- ^ МакЭвилли, Томас (2002). Форма древней мысли . Олворт Коммуникейшнс. п. 335. ИСБН 978-1-58115-203-6 .
- ^ Якоби, Герман (1884). Ачаранга Сутра, Джайнские Сутры, Часть I, Священные Книги Востока, Том. 22 . Архивировано из оригинала 7 июля 2010 года . Проверено 8 апреля 2008 г.
- ^ Ачаранга Сутра . 1097
- ^ Акаранга Сутра , 799.
- ^ Акаранга Сутра 954
- ^ Якоби, Герман (1895). Макс Мюллер (ред.). Джайна Сутры, Часть II: Сутракританга . Священные книги Востока, Vol. 45. Оксфорд: Кларендон Пресс. Архивировано из оригинала 4 июля 2009 года . Проверено 8 апреля 2008 г.
- ^ Сутракританга , Книга 1: 16.3
- ^ Сутракританга , Книга 2: 6.6
- ^ Стивен Дж. Лаумакис (2008), Введение в буддийскую философию, Cambridge University Press, ISBN 978-0521689779 , с. 4
- ^ Н. Венката Раманайя (1930). Очерк происхождения южноиндийского храма . Методистское издательство. п. 47 .
- ^ Jump up to: а б с д Стивен Дж. Лаумакис (2008), Введение в буддийскую философию, издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0521689779 , стр. 125–134, 271–272
- ^ Jump up to: а б с [a] Стивен Коллинз (1994), Религия и практический разум (редакторы: Фрэнк Рейнольдс, Дэвид Трейси), State Univ of New York Press, ISBN 978-0791422175 , с. 64; «Центральным в буддийской сотериологии является учение о не-я (пали: анатта, санскрит: анатман, противоположная доктрина атмана занимает центральное место в брахманической мысли). Если очень кратко, это [буддийское] учение о том, что у людей нет души. , нет себя, нет неизменной сущности.";
[b] К.Н. Джаятиллеке (2010), Ранняя буддийская теория познания, ISBN 978-8120806191 , стр. 246–249, начиная с примечания 385;
[c] Джон К. Плотт и др. (2000), Глобальная история философии: осевой век, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120801585 , с. 63, Цитата: «Буддийские школы отвергают любую концепцию Атмана. Как мы уже заметили, это основное и неистребимое различие между индуизмом и буддизмом»;
[d] Кэти Джавоно (2013), Совместима ли буддийская доктрина «отсутствия самости» со стремлением к нирване? Архивировано 13 сентября 2017 года в Wayback Machine , Philosophy Now;
[e] Анатта . Архивировано 10 декабря 2015 года в Британской энциклопедии Wayback Machine . Цитата: «В буддизме - учение о том, что в людях нет постоянной, основной субстанции, которую можно было бы назвать душой. (...) Концепция анатты, или анатман, является отходом от индуистской веры в атман (самость)». - ^ Королевское азиатское общество Великобритании и Ирландии (1850 г.). Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . Лионская публичная библиотека. п. 241.
- ^ Бэшам 2009 , стр. 262–270.
- ^ Йоханнес Шарлатан (2014), Оксфордский справочник по атеизму (редакторы: Стивен Булливант, Майкл Руз), Oxford University Press, ISBN 978-0199644650 , с. 654
- ^ Аналайо (2004), Сатипаттхана: прямой путь к реализации, ISBN 978-1899579549 , стр. 207–208
- ^ Бэшам 1951 , стр. 240–261, 270–273.
- ^ Jump up to: а б Джайни 2001 , с. 119.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Рэндалл Коллинз (2000). Социология философий: глобальная теория интеллектуальных изменений . Издательство Гарвардского университета. стр. 199–200. ISBN 978-0674001879 .
- ^ Jump up to: а б Джайни 2001 , стр. 47– .
- ^ Jump up to: а б Джайни 2001 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Рамкришна Бхаттачарья (июнь 2015 г.), Cārvāka Miscellany II, Журнал Индийского совета философских исследований, том 32, выпуск 2, стр. 199–210
- ^ Фридрих Макс Мюллер (1899), Шесть школ индийской философии, ISBN 9780608373928 , с. 111
- ^ Гананат Обейсекере (2005), Карма и возрождение: межкультурное исследование, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120826090 , с. 106
- ^ Дэмиен Киоун (2013), Буддизм: очень краткое введение, 2-е издание, Oxford University Press, ISBN 978-0199663835 , стр. 32–46
- ^ Харибхадрасури (Переводчик: М. Джайн, 1989), Саддарсанасамуккая, Азиатское общество, ОСЛК 255495691
- ^ Хальбфасс, Вильгельм (2000), Карма и возрождение в индийской мысли, Дидерихс, Мюнхен, ISBN 978-3896313850
- ^ Jump up to: а б с д Патрик Оливель (2005), Блэквеллский спутник индуизма (редактор: Флад, Гэвин), Уайли-Блэквелл, ISBN 978-1405132510 , стр. 277–278
- ^ Карел Вернер (1995), Божественная любовь: исследования бхакти и религиозного мистицизма, Routledge, ISBN 978-0700702350 , стр. 45–46
- ^ Джон Корт (2001) Джайны в мире: религиозные ценности и идеология в Индии , Oxford University Press, ISBN 9780195132342 , стр. 64–68, 86–90, 100–112.
- ^ Кристиан Новецке (2007), Бхакти и ее публика, Международный журнал индуистских исследований, Том. 11, № 3, стр. 255–272.
- ^ [а] Кнут Якобсен (2008), Теория и практика йоги: «Очерки в честь Джеральда Джеймса Ларсона, Мотилала Банарсидасса, ISBN 978-8120832329 , стр. 15–16, 76–78;
[b] Ллойд Пфлюгер, Чистота личности и сила в Йогасутре, в теории и практике йоги (редактор: Кнут Якобсен), Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120832329 , стр. 38–39 - ^ [а] Карл Поттер (2008), Энциклопедия индийской философии, том. III, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120803107 , стр. 16–18, 220;
[b] Басант Прадхан (2014), Когнитивная терапия, основанная на йоге и осознанности, Springer Academic, ISBN 978-3319091044 , с. 13 см. А.4 - ^ Тяхтинен 1976 , стр. 75–78, 94–106.
- ^ Тяхтинен 1976 , стр. 57–62, 109–111.
- ^ Тяхтинен 1976 , стр. 34–43, 89–97, 109–110.
- ^ Кристофер Чаппл (1993), Ненасилие по отношению к животным, Земле и себе в азиатских традициях, State University of New York Press, ISBN 0-7914-1498-1 , стр. 16–17.
- ^ Карин Мейерс (2013), Свобода воли, свобода действий и индивидуальность в индийской философии (редакторы: Мэтью Р. Дасти, Эдвин Ф. Брайант), Oxford University Press, ISBN 978-0199922758 , стр. 41–61
- ^ Ховард Кауард (2008), Совершенство человеческой природы в восточной и западной мысли, State University of New York Press, ISBN 978-0791473368 , стр. 103–114;
Гарольд Кауард (2003), Энциклопедия науки и религии, Справочник Макмиллана, см. Карма, ISBN 978-0028657042 - ^ Башам 1951 , с. 237.
- ^ Дэмиен Киоун (2004), Словарь буддизма, Oxford University Press, ISBN 978-0198605607 , Запись для Prapañca , Цитата: «Термин, означающий« распространение », в смысле умножения ошибочных концепций, идей и идеологий, которые затемняют истинную природу реальности».
- ^ Линн Фулстон и Стюарт Эбботт (2009), Индуистские богини: верования и практики, Sussex Academic Press, ISBN 978-1902210438 , стр. 14–16
- ^ Венди Донигер О'Флаэрти (1986), Мечты, иллюзии и другие реальности, University of Chicago Press, ISBN 978-0226618555 , с. 119
- ^ Рамкришна Бхаттачарья (2011), Исследования Чарваки / Локаяты, Гимн, ISBN 978-0857284334 , с. 216
- ^ Анатта. Архивировано 10 декабря 2015 года в Британской энциклопедии Wayback Machine , Цитата: «В буддизме - учение о том, что в людях нет постоянной, основной субстанции, которую можно было бы назвать душой. (...) Концепция анатты, или анатмана. , является отходом от индуистской веры в атман (самость)».
- ^ Оливер Лиман (2000), Восточная философия: ключевые чтения, Routledge, ISBN 978-0415173582 , с. 251
- ^ Микель Берли (2012), Классическая санкхья и йога - индийская метафизика опыта, Routledge, ISBN 978-0415648875 , с. 39
- ^ Пол Хакер (1978), Свойства доктрины и терминологии Шанкары: Авидья, Намарупа, Майя, Ишвара, в небольших трудах (редактор: Л. Шмитхаузен), Франц Штайнер Верлаг, Вейсбаден, стр. 101–109 (на немецком языке), также стр. 69–99
- ^ Jump up to: а б с Джон А. Граймс, Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке, State University of New York Press, ISBN 978-0791430675 , с. 238
- ^ Д. Шарма (1966), Эпистемологическая негативная диалектика индийской логики - Абхава против Анупалабдхи, Indo-Iranian Journal, 9 (4): 291–300
- ^ М. М. Камаль (1998), Эпистемология философии чарвака, Журнал индийских и буддийских исследований, 46 (2), стр. 13–16.
- ^ Элиотт Дойче (2000), в «Философии религии: индийская философия, том 4» (редактор: Рой Перретт), Routledge, ISBN 978-0815336112 , стр. 245–248
- ^ Jump up to: а б Кристофер Бартли (2011), Введение в индийскую философию, Bloomsbury Academic, ISBN 978-1847064493 , стр. 46, 120
- ^ Элиза Фрески (2012), Долг, язык и экзегеза в Прабхакаре Мимамсе, Брилл, ISBN 978-9004222601 , с. 62
- ^ Кэтрин Корниль (2009), Критерии распознавания в межрелигиозном диалоге, Wipf & Stock, ISBN 978-1606087848 , стр. 185–186
- ^ Башам 1951 , с. 227.
- ^ Джеральд Горт (1992), Обмен религиозным опытом: возможности межконфессиональной взаимности, Родопи, ISBN 978-0802805058 , стр. 209–210
- ^ Джон Корт (2010), Обрамление джины: повествования об иконах и идолах в истории джайнов, Oxford University Press, ISBN 978-0195385021 , стр. 80, 188
- ^ Эндрю Форт (1998), Дживанмукти в трансформации, State University of New York Press, ISBN 978-0791439043
- ^ Масао Абэ и Стивен Хейне (1995), Буддизм и межконфессиональный диалог, Гавайский университет Press, ISBN 978-0824817527 , стр. 105–106
- ^ Чад Мейстер (2009), Знакомство с философией религии, Routledge, ISBN 978-0415403276 , с. 60; Цитата: «В этой главе мы рассмотрели религиозную метафизику и увидели два разных способа понимания Высшей Реальности. С одной стороны, ее можно понимать как абсолютное состояние бытия. В индуистском абсолютизме, например, это Брахман, недифференцированный Абсолют. В буддийской метафизике фундаментальной реальностью является Шуньята, или Пустота».
- ^ Кристофер Ки Чаппл (2004), Джайнизм и экология: ненасилие в паутине жизни, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120820456 , с. 20
- ^ PT Раджу (2006), Идеалистическая мысль Индии, Routledge, ISBN 978-1406732627 , с. 426 и Заключение главы часть XII
- ^ Рой В. Перретт (редактор, 2000), Индийская философия: метафизика, том 3, Тейлор и Фрэнсис, ISBN 978-0815336082 , с. XVII;
AC Das (1952), Брахман и Майя в Метафизике Адвайты, Философия Востока и Запада, Том. 2, № 2, стр. 144–154. - ^ Гэвин Д. Флуд (1996), Введение в индуизм, Cambridge University Press, ISBN 0-521-43878-0 , с. 86, Цитата: «Вполне возможно, что карма и реинкарнация вошли в основное русло брахманической мысли из шраманов или традиций отречения».
- ^ Дж. Обейсекере (2002), Воображение кармы - этическая трансформация в индейском, буддийском и греческом возрождении, University of California Press, ISBN 978-0520232433
- ^ Венди Д. О'Флаэрти (1980), Карма и возрождение в классических индийских традициях, University of California Press, ISBN 978-0520039230 , стр. xi – xxvi
- ^ Джайни 2001 , с. 50.
- ^ Джайни 2001 , стр. 49–56.
- ^ Гэвин Д. Флад (1996), Введение в индуизм, Cambridge University Press ISBN 0-521-43878-0 стр. 86–90
- ^ Гэвин Д. Флад (1996), Введение в индуизм, Cambridge University Press ISBN 0-521-43878-0 стр. 86
- ^ Тяхтинен 1976 , стр. 2–5.
- ^ Д-р Бхандаркар, (1989) «Некоторые аспекты древней индийской культуры» Азиатские образовательные службы ISBN 81-206-0457-1 стр. 80–81.
- ^ Венди Д. О'Флаэрти (1980), Карма и возрождение в классических индийских традициях, University of California Press, ISBN 978-0520039230 , стр. XVIII – XVIII
- ^ Самуэль 2008 , с. 8.
- ^ Гетин 1998 , стр. 10–11, 13.
- ^ Джайни 2001 , с. 64.
- ^ Виглас, Кателис (2016). «Халдейское и неоплатоническое богословие» . Электронный журнал философии и культуры Philosophia (14): 171–189.
Название «Халдеи» обычно относится к халдейскому народу, жившему в земле Вавилонии , и особенно к халдейским «волхвам» Вавилона… «Халдеи» были хранителями священной науки: астрологических знаний. и гадание, смешанное с религией и магией. Их считали последними представителями вавилонских мудрецов... В классической античности название «халдеи» обозначало прежде всего жрецов вавилонских храмов. В эллинистические времена термин «Халдей» был синонимом слов «математик» и «астролог»... Неоплатоники связывали халдейские оракулы с древними халдеями, получая пришедший с Востока престиж и узаконивая свои существования как носителей и продолжателей древней традиции.
- ^ Климент Александрийский, «Стром». [Книга 1, Глава 15]
- ^ Jump up to: а б с д и Порфирий, О воздержании от животной пищи. Архивировано 28 ноября 2020 года в Wayback Machine , Книга IV.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бэшам, Алабама (1951). История и доктрины адживиков .
- Бэшам, Алабама (2009). История и доктрины адживиков – исчезнувшей индийской религии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-8120812048 .
- Бодхи, Бхиккху , изд. (2001). Средние беседы Будды: перевод Маджхима Никаи . Перевод бхиккху Данамоли. Бостон: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-072-Х .
- Бронхорст, Йоханнес (2007). Большая Магадха: исследования культуры ранней Индии . Брилл.
- Дандас, Пол (2002) [1992]. Джайны (2-е изд.). Рутледж . ISBN 978-0-415-26605-5 .
- Фронсдал, Гил (2005). Дхаммапада: новый перевод буддийской классики с аннотациями . Бостон: Публикации Шамбалы. ISBN 1-59030-380-6 .
- Гетин, Руперт (1998). Основы буддизма . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-289223-1 .
- Джайни, Падманаб С. (2000). Сборник статей по джайноведению . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-8120816916 .
- Джайни, Падманаб С. (2001). Сборник статей по буддийским исследованиям . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-8120817760 .
- Лонг, Джеффри Д. (2013). Джайнизм: Введение . ИБ Таурис.
- Оливель, Патрик (1993). Система ашрама: история и герменевтика религиозного учреждения . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-534478-3 – через Archive.org.
- Панде, Говинд (1995) [1957]. Исследования истоков буддизма (переиздание). Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1016-7 .
- Рис Дэвидс, ТВ; Стед, Уильям, ред. (1921–1925). Пали-английский словарь Общества палийских текстов . Чипстед: Общество палийских текстов. Общая онлайн-поисковая система PED доступна по адресу dsal.uchicago.edu. Архивировано 25 июля 2021 года на Wayback Machine .
- Сэмюэл, Джеффри (2008). Истоки йоги и тантры . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-69534-3 .
- Тяхтинен, Уно (1976). Ахимса: ненасилие в индийской традиции . Лондон. ISBN 0-09-123340-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Таниссаро Бхиккху (пер.) (1997). Саманьяньяпхала Сутта: Плоды созерцательной жизни ( ДН 2). Доступно на сайте accesstoinsight.org. Архивировано 9 февраля 2014 г. в The Wayback Machine .
- Уолш (1995). Длинные беседы Будды: перевод Дигха Никаи . Перевод Мориса О'Коннелла. Сомервилл: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-103-3 .
- Циммер, Генрих (1953) [апрель 1952]. Кэмпбелл, Джозеф (ред.). Философия Индии . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 978-81-208-0739-6 .
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .