Список бодхисаттв
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2023 г. ) |
В буддийской мысли бодхисаттва ( хинди , деванагари : बोधिस्त्व; бирманский: बोधिटिट; сингальский: बोधिसत्व; китайский : 菩薩 ; пиньинь ). : púsà ; японское произношение : bosatsu ; корейское произношение : bosal ; вьетнамский : bồ tát ; кхмерский: ក្រ្រ; Бодхисаттва ; སངས་རྒྱས་ཀྱི་མཚན་གཤམ་གསལ། ) — существо, посвятившее себя достижению полного состояния будды . Условно этот термин применяется к существам с высокой степенью просветления. Бодхисаттва буквально означает « существо бодхи (просветления)» на пали и санскрите . Практикующие Махаяну исторически жили во многих других странах, в которых сейчас преобладают индуисты или мусульмане; остатки почитания бодхисаттв сохранились в некоторых из этих регионов.
Ниже приводится неполный список бодхисаттв, почитаемых в первую очередь в буддизме.
Первичные Бодхисаттвы
[ редактировать ]китайский : 虛空藏 ; пиньинь : Xūkōngzàng ; японское произношение : Kokūzō ; корейский : 허공장 ; вьетнамский : Hư Không Tạng , кхмерский: អាកាសគភ៌; Тайский: Бодхисаттва Пхра Акатгароп; сингальский: ; ආකාශගර්භ ནམ་མཁའི་སྙིང་པོ། , ТХЛ : Намка'и Ньингпо ) — бодхисаттва , который связан с великим элементом ( махабхута ) пространства ( акаша ).
- Авалокитешвара (Падмапани)
(бирманский: လောကနတ်; китайский : 觀音 ; пиньинь : Гуаньинь ; японское произношение : Каннон ; корейский : 관음 ; вьетнамский : Quán Thế Âm , кхмерский: អវល ៈ, អវលោ កេស្វរៈ , លោកេស្វរៈ Сингальский: Pages Тайский: พระอวโลกิ Сингальский Тибетский Natha Deviyo : : Ченрезик , THL : Ченрезик )
Бодхисаттва сострадания, слушатель криков мира, который использует умелые средства, чтобы прийти им на помощь; наиболее общепризнанный бодхисаттва в буддизме Махаяны, также появляется в буддизме Тхеравады и Ваджраяны. этого бодхисаттву стали идентифицировать преимущественно как женщину Постепенно в восточноазиатском буддизме , и первоначально его имя, возможно, было Авалокиташвара.
( Китайский : 地藏 ; пиньинь : Dìzáng ; японское произношение : Jizō ; корейский : 지장 ; вьетнамский : Địa Tạng , кхмерский: ក្សិតិគភ៌; Монгольский: Сайенинбу; сингальский: කශිතිගර්භ; тайский: Кшитигарбха Бодхисаттва; Тибетский : Сущность земли , ТХЛ : Сайи Ньингпо ).
Кшитигарбха — бодхисаттва, почитаемый в первую очередь в восточноазиатском буддизме и обычно изображаемый как буддийский монах . Его имя можно перевести как «Сокровищница Земли», «Хранилище Земли», «Матрица Земли» или «Чрево Земли». Кшитигарбха известен своим обетом взять на себя ответственность за обучение всех существ в шести мирах между смертью Гаутамы Будды и приходом Майтрейи , а также своим обетом не достигать состояния будды, пока не будут опустошены все ады . Поэтому в японской культуре его часто считают бодхисаттвой адских существ, а также хранителем детей и божеством-покровителем умерших детей.
( Китайский : 大勢至 ; пиньинь : Дашичжи ; японское произношение : Дайсэйши ; корейский : 대세지 ; вьетнамский : Đại Thế Chí ; кхмерский: ; сингальский: මහාස්තාමප්රාප්ත тайский: Махасатха Прабхупада Бодхисаттва; Тибетский: Тибетский : Тёб , Тухен : )
Махастхамапрапта (корейский: Даэседжи) — махасаттва, олицетворяющий силу мудрости, часто изображаемый в троице с Амитабхой и Авалокитешварой, особенно в буддизме Чистой Земли . Его имя буквально означает «приход великой силы».
В некоторых буддийских текстах, таких как Амитабха Сутра и Лотосовая Сутра , он упоминается как Аджита .Бирманский: အရိမေတ္တယျ; Китайский : 彌勒 ; : Мироку ; корейский японское произношение , кхмерский : ; យ្យ : 미륵 ; вьетнамский : Di -lặc សិអារ្យមេត្រី, អិយម េត ្ត Монгольский: Майдар, Асралт; Тибетский : С любовью , THL : Джампа ).
Согласно буддизму, Майтрейя считается будущим буддой. В буддийской традиции Майтрейя — бодхисаттва, который появится на Земле в будущем, достигнет полного просветления и научит чистой дхарме . Согласно писаниям, Майтрейя станет преемником нынешнего Будды, Гаутамы Будды . [1] [2] Пророчество о прибытии Майтрейи относится к тому времени в будущем, когда большинство жителей земного мира забудут о Дхарме. Это пророчество встречается в канонической литературе всех основных школ буддизма . Майтрейя также был принят за свою милленаристскую роль многими небуддийскими религиями прошлого, такими как Белый Лотос , а также современными новыми религиозными движениями, такими как Игуандао .
( Китайский : 文殊 ; пиньинь : Вэньшу ; японское произношение : Монджу ; корейский : 문수 ; вьетнамский : Ван Тхо , кхмерский: មញ្ចុស្រី; Монгольский: Zթթlթn egshigt; сингальский: මංජුශ්රී; тайский: Маньчжурский Бодхисаттва; Тибетский : 'джем dpal dbyangs , THL : Горячая линия )
Манджушри — бодхисаттва, связанная с праджней (трансцендентной мудростью) в буддизме Махаяны. В тибетском буддизме он также является йидамом . Его имя означает «Нежная Слава». [3] Манджушри также известен под более полным санскритским именем Манджушрикумарабхута, [4] буквально «Манджушри, еще молодой» или, менее буквально, «Принц Манджушри».
Китайский : 普賢菩薩 ; пиньинь : Посянь ; Японское произношение : Фуген ; Корейский : 보현 ; Вьетнамский : Phổ Hiền , кхмерский: သန်မိုန်; Монгольский : हामगार सायन ; Сингальский: সামন্তভ্ধ২; Тибетский : ཀུན་ཏུ་ བཟང་པོ , THL : Кюнту Зангпо , тайский: Самантабхадра Бодхисаттва}
Самантабхадра, «Всеобщий достойный», связан с практикой и медитацией. Вместе с Буддой и Манджушри он образует троицу Шакьямуни в буддизме . Он является покровителем Лотосовой Сутры и, согласно Аватамсака Сутре , дал десять великих обетов, которые являются основой бодхисаттвы. В Китае Самантабхадра ассоциируется с действием, тогда как Манджушри ассоциируется с праджней. В Японии Самантабхарда часто почитается Тэндай и в буддизме Сингон , а также как защитник Лотосовой Сутры в буддизме Нитирэн .
- Ваджрапани ( пали: Ваджирапани)
( Китайский : 金剛手 ; пиньинь : Jīngangshhou ; японское произношение : Kongōshu ; корейский : 금강수 ; вьетнамский : Kim cương thủ , кхмерский: វជ្របាណិ; сингальский: වජ්රපානි; тайский: Бодхисаттва Ваджрапани; Тибетский : Чакна Дордже , THL : Чакна Дордже )
Ваджрапани ( санскрит , « Ваджра в [его] руке») — один из самых ранних бодхисаттв в буддизме Махаяны. Он защитник и наставник Гаутамы Будды и возвысился, чтобы символизировать силу Будды.
Ваджрапани широко представлен в буддийской иконографии как одно из трех божеств-защитников, окружающих Будду. Каждый из них символизирует одну из добродетелей Будды: Манджушри проявляет всю мудрость Будд, Авалокитешвара проявляет все сострадание Будд, а Ваджрапани проявляет всю силу Будд, а также силу всех пяти татхагат . Ваджрапани — один из самых ранних дхармапал, упомянутых в Палийском каноне , которому поклоняются в монастыре Шаолинь , в тибетском буддизме и в буддизме Чистой Земли, где он известен как Махастхамапрапта и образует триаду с Амитабхой и Авалокитешварой.
Проявления Ваджрапани также можно найти во многих буддийских храмах в Китае, Корее и Японии в качестве защитников дхармы, называемых Нио ( 仁王 ) или «Доброжелательные короли». Это два гневных и мускулистых стража Будды, которые сегодня стоят у входа во многие буддийские храмы восточноазиатского буддизма и считаются проявлениями дхармапалы Ваджрапани. Их также рассматривают как проявления Махастхамапрапты в буддизме Чистой Земли и как Ваджрасаттву в тибетском буддизме. [5] В некоторых текстах он также описывается как проявление Сакки , правителя Таватимса Дэвов. [6]
Согласно японской традиции, они путешествовали с Гаутамой Буддой, чтобы защитить его, что напоминает роль Ваджрапани в Амбаттха-сутте Палийского канона . В рамках пацифистской традиции буддизма истории о дхармапалах оправдывали использование физической силы для защиты заветных ценностей и убеждений от зла. Ваджрапани также связан с Ачалой , которого в Японии почитают как Фудо-Мё , где ему поют серенаду как держателю ваджры . [7]
Классификация
[ редактировать ]Четыре Великих Бодхисаттвы
[ редактировать ]Согласно писаниям и местным традициям существует несколько списков четырех бодхисаттв.
Популярный китайский буддизм обычно перечисляет следующее, поскольку они связаны с четырьмя священными горами :
Мандала Царства утробы эзотерического буддизма дает еще одно перечисление. Эти бодхисаттвы изображены в Зале Восьми Лепестков в центре мандалы. Они заключаются в следующем:
В « Аватамсака -сутре» упоминаются четыре бодхисаттвы, каждый из которых разъясняет часть «Пятидесяти двух стадий практики бодхисаттвы».
Лотосовая сутра предоставляет список бодхисаттв, которые являются лидерами бодхисаттв Земли .
Пять великих бодхисаттв
[ редактировать ]В главе 7 « Сутры гуманного царя» приводится перечисление пяти бодхисаттв, известных как « Пять бодхисаттв великой силы (五大力菩薩)». Существует два китайских перевода этого текста, каждый из которых дает этим фигурам совершенно разные названия. Их связь со сторонами света также различается в разных версиях. [8] Они заключаются в следующем:
Старый перевод (Кумаравия) | Направление | Новый перевод (Амогаваджра) | Направление |
---|---|---|---|
Бесконечная мощь рев | Запад | Ваджрапарамита (Ваджрапарамита) | Центральный |
Гром и молния ревут | Север | Ваджраякша (Ваджра Якша) | Север |
Рев Бесстрашного Клыка | Восток | Ваджратикшна (Ваджрная сила) | Запад |
Рев Короля Драконов | Юг | Ваджраратна (Даджра) | Юг |
Ваджрный рев | Центральный | Ваджрапани (Ваджрапани) | Восток |
Десять Бодхисаттв
[ редактировать ]Десять Бодхисаттов относятся к десяти будущим Буддам как к преемникам Будды Шакьямуни (Гаутамы) в следующем порядке. Они представлены как:
«Меттейо Уттамо Рамо, Пасено Косалобибу, Дигхасоника Чанкича, Субо, Тодейя Брахмано. Нахагири Палилейо, Бходхисаттха имедаса ануккамена сабходим, папуниссанти нагате».
- Благородный Будда Майтрейя
- Король Уттарарама
- Король Пасенади Косалы
- Абхибху
- Дигхасони
- Чанки (Чандани)
- Утро
- Брамин по имени Тодейя
- Слон . по имени Нахагири
- Царь слонов по имени Палилейя. [9]
Шестнадцать бодхисаттв
[ редактировать ]Нишпаннайогавали Шестнадцать приводит список бодхисаттв, известных как « Почитаемых Благоприятного Эона ». Они также появляются в сутре с таким же названием (賢劫十六尊). Они следующие, а также соответствующие им направления:
Восток | Юг | Запад | Север |
---|---|---|---|
Другая группа из шестнадцати человек известна как « Шестнадцать Великих Бодхисаттв » и составляет часть Мандалы Алмазного Царства . Они связаны с Буддами сторон света.
Акшобхья (Восток) | Ратнасамбхава (Юг) | Амитабха (Запад) | Амогхасиддхи (Север) |
---|---|---|---|
Двадцать пять бодхисаттв
[ редактировать ]Согласно Сутре «Десять методов перерождения в Земле Будды Амитабхи» (十往生阿彌陀佛國經), те люди, которые посвятили себя достижению перерождения в Западной Чистой Земле, находятся под защитой большого количества бодхисаттв. Двадцать пять из них названы поименно:
- Авалокитешвара
- Махастхамапрапта
- Бхайшаджьяраджа
- Бхайшаджьясамудгата
- Самантабхадра
- Дхармешвара
- Симханада
- Дхарани
- Акашагарбха
- Гунагарбха
- Ратнагарбха
- Ваджрагарбха
- Ваджра
- Гирисагарамати
- Расмипрабхарая
- Аватамсакараджа
- Ганаратнараджа
- Чандрапрабхараджа
- Двусторонний
- Самадхираджа
- Самадхишварарайя
- Махешварараджа
- Шукластараджа
- Махатеярая
- Анантакая
Разное
[ редактировать ]Тибетский : Источник лотоса , THL : Pemajungné , монгольский : lovon Badmajunay , китайский : 莲花生大士 ; Пиньинь : Ляньхуашэн
Падмасамбхава «Рожденный из Лотоса», также известный как Гуру Ринпоче , — литературный персонаж терма , [10] эманация Амитабхи, которая, как говорят, является тертонам во время видений и является центром тибетской буддийской практики, особенно в школе Ньингма .
( Китайский : 伽藍 ; пиньинь : Циелан ; вьетнамский : Гиа Лам )
Почитаемая только в китайском буддизме и даосизме , Сангхарама относится к группе дэвов, которые охраняют вихары и веру, но название обычно относится к легендарному китайскому военному генералу Гуань Юю , который стал дхармапалой, приняв буддизм и приняв обеты.
( Китайский : 白傘蓋佛頂 ; пиньинь : Бай Сунгаи Фудунг ; японское произношение : Бьякусангай Букчо ; корейский : 시타타파트라 ), тибетский : གདུགས་ དཀར། , Монгольский : Белый зонтик )
Ситатапатра «Белый зонтик». [11] является защитником от сверхъестественной опасности. Ее почитают как в традициях Махаяны, так и в традициях Ваджраяны. Она также известна как Ушниша Ситатапатра . Ситатапатра — могущественное независимое божество, поскольку она была эманирована Гаутамой Буддой из его ушниши . Тот, кто практикует ее мантру, переродится в чистой земле Амитабхи , а также получит защиту от сверхъестественных опасностей и черной магии.
Китайский : 韋馱 ; пиньинь : Wéituó ; Японское произношение : Идатен ; Корейский : 위타천 ; Вьетнамский : Vi Đà , тибетский : གདོང་དྲུག་ , THL : Dongdruk , монгольский : Арван Хоёр Нууд ) Сканда считается преданным хранителем вихар и буддийских учений. Он является лидером двадцати четырех небесных божеств-хранителей, упомянутых в Сутре Золотого Света . В китайских храмах Сканда стоит лицом к статуе Будды в главном храме. В других случаях он находится справа от главного храма, тогда как слева находится его коллега, Сангхарама, олицетворяющий исторического генерала Гуань Юя. В китайских сутрах его изображение находится в конце сутры, как напоминание о его обете защищать и сохранять учение.
Шантидевы Упоминается в «Бодхисаттвачарьяватаре» .
(Ch:日光, Rìguāng , Kr. Ilgwang , Jp: Nikkō ) Один из двух помощников Бхайсаджьягуру вместе с Чандрапрабхой .
(Ch:月光, Yuèguāng , Kr. Wolgwang , Jp: Gakkō ) Один из двух помощников Бхайсаджьягуру вместе с Сурьяпрабхой .
(Ch.多羅, Duō luó ) Женщина-бодхисаттва или совокупность бодхисаттв в тибетском буддизме. Она олицетворяет достоинства успеха в работе и достижений. Также проявление Авалокитешвары .
Васудхара, чье имя на санскрите означает «поток драгоценных камней», является бодхисаттвой богатства, процветания и изобилия. Она популярна во многих буддийских странах и является предметом буддийских легенд и искусства. Первоначально она была индийской бодхисаттвой, но ее популярность распространилась на страны Тхеравады. Однако ее популярность достигает пика в Непале , где она имеет много последователей среди буддийских неваров долины Катманду и, таким образом, является центральной фигурой в неварском буддизме . [12] ее зовут Шискар Апа В Лахуле и Спити .
- Агнидатта
- Аканкшитамукха
- Амогхадаршин
- Анантамати
- Анантапратибхана
- Анантавикрамин
- Анарамбанадхьяин
- Аникшиптадхура
- Аниньджа
- Анупалипта
- Анупамамати
- Ашокадатта , бодхисаттва юга.
- Ашвасахаста
- Бхадрапала
- Бхадрашри
- Брахмаяла
- Бхайшаджьясена
- Буддхагхоша
- Буддхишри
- Чандрабхану
- Candraśrī
- Чандрасурьятрайлокьядхарин
- Чарьамати , бодхисаттва запада.
- Дашашатарашмихутарчи ( или Дашашатарашмикритарчи)
- Девараджа
- Дхачанимдхара
- Дханашри
- Дхаранидхара
- Дхаранидхара
- Дхаранишварараджа
- Дхармадхара
- Дхармакету
- Дхармакшема
- Дхармамати
- Дхармавьюха
- Дхармешвара
- Дхритипарипурна
- Дундубхишвара
- Гадгадасвара
- Гаджагандхахастин
- Gambhīraghoṣasvaranādita
- Гандхахастин
- Гухьягупта
- Это не
- Индраял
- Джалинипрабха
- Джаядатта , бодхисаттва севера
- Джаямати
- Джнянадаршана
- Джнянагарбха
- Джнянакара
- Джнянамати
- Джнянапрабха
- Jñānaśrī
- Джйотираса
- Кшетраламкрита
- Лакшанакутасаматикранта
- Лакшанасамаламкрита
- Mahābrahmāśaṅku
- Mahāghoṣasvararāja
- Mahākaruṇācandrin
- Махамати
- Махамеру
- Махапратибхана
- Махавикрамин
- Махавьюха
- Маникуда
- Маниратначчаттра
- Мараджит
- Марапрамардин
- Мегхалая
- Меру
- спинной мозг
- Мерукута
- Мерупрадипараджа
- Мерурая
- Meruśikharadhara
- Meruśikharasaṁghaṭṭanarāja
- Мерушвара
- Накшатрараджа
- Накшатрараджасамкусумитабхиджна
- Нараяна
- Нитьяпрахаситапрамудитендрия
- Нитьодюкта
- Nityotkaṇṭhita
- Нитьоткшиптахаста
- Нитйотпалакритахаста
- Праданасура
- Падмагарбха
- Падманетра
- Падмапани , бодхисаттва юго-востока
- Падмашри
- Падмашригарбха
- Падмавьюха
- Падмоттара , бодхисаттва надира
- Прабхакету
- Прабхавьюха
- Прабхутаратна
- Прайдакута
- Праджнякута
- Праланасура
- Разработано
- Пранидхипрайатрапапта
- Прашантачаритрамата
- Пратибханакута
- Пратисамвитпранадапрапта
- Пратисамвитпрапта
- Притхививаралочана
- Пурначандра
- Ратимкара
- Ратначандра
- Ратнакуда
- Ратнадхваджа
- Ратнадвипа
- Ратнагарбха
- Ратнаяха
- Ратнаджали
- Ратнакара
- ратнакету
- Ратнакута
- Ratnamudrāhasta
- Ратнамукута
- Ратнананда
- Ратнапани
- Ратнапрабха
- Ратнапрабхаса
- Ратнасамбхава
- Ратнашихара
- Ратнашри
- Ратнаяшти
- Ратнавара , бодхисаттва северо-запада.
- Ратнавира
- Ратнавьюха
- Ратнаястин
- Ratnolkādhārin
- Садапарибхута , одна из прошлых жизней Шакьямуни.
- Резьбовые фиксаторы
- Сахачиттотпададхармакракраправартин
- Śailaśikharasaṃghaṭṭanarāja
- Самадаршин
- Самадхигарбха
- Самадхивикурванараджа
- Самантачандра
- Самантачаритрамати
- Самантанетра
- Самантапрабха , бодхисаттва востока
- Samantaprāsādika
- Самантерьяпатха
- Samatāvihārin
- Самавишамадаршин
- Сарвабхаяхара
- Sarvamalāpagata
- Сарвамангаладхарин
- Сарваниваранавишкамбхин
- Сарвапуньялакшанадхарин
- Сарвартанаман
- Сарвасаттваприядаршана
- Сарвасура
- Сарватиртхамангаладхарин
- Сататамабхайямдад (или Сататамабхайамдадана)
- Сататасамитабхиюкта
- Сатадодукт
- Симха
- Симхакету
- Siṃhaghoṣābhigarjitaśvara
- Симхамати
- Симханаданадин
- Siṁhavikrīḍita
- Сиддхартхамати
- Śrīgarbha
- शुभागर्भा
- Шубхаканакавишуддхипрабха
- Шубхавимагарбха
- Перепутал
- Сумати
- Сумеру
- Супратиштхитабуддхи
- Сурьягарбха
- Сурьяпрабха , бодхисаттва юго-запада
- Суварнакуда
- Суварнагарбха
- Сувикрам волосы
- Сваравишуддхипрабха
- Сваравьюха
- Татхагатагарбха
- Трайлокьярикрамин
- Ушнишавиджая
- Уттарамати
- Вайрочана
- Вайрочанарашмипратимандитадхваджараджан
- Ваджрагарбха
- Ваджрамати
- Ваджрасена
- Вардаманамати
- Варуна
- Видьюддева
- Видьютдева
- Виджаявикрамин , бодхисаттва северо-востока
- Викурванараджа
- Вималагарбха
- Вималанетра
- Вимуктичандра
- Viśālanetra
- Вишешамати
- Вьюхарая
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хорнер (1975) , Малые антологии Палийского канона , с. 97. Относительно Меттейи, Bv XXVII, 19: «Я [Гаутама Будда] в настоящее время являюсь Самопробудившимся, и будет Меттейя...»
- ^ Ассоциация образования Дхармы Будды (2014). «Суттанта Питака: Кхуддака Никайя: 14. Буддхавамса - История Будд» . Путеводитель по Типитаке . Туллера, Новый Южный Уэльс, Австралия: Ассоциация образования Дхармы Будды . Проверено 21 декабря 2014 г.
- ^ Лопес-младший, Дональд С. (2001). История буддизма: краткое руководство по его истории и учениям. Нью-Йорк, США: HarperSanFrancisco. ISBN 0-06-069976-0 (ткань) стр.260.
- ^ Киоун, Дэмиен (редактор) с Ходжем, Стивеном; Джонс, Чарльз; Тинти, Паола (2003). Словарь буддизма. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-860560-9 стр.172.
- ^ Иллюстрированная энциклопедия дзэн-буддизма Хелен Жозефины Барони, стр. 240
- ^ Гетти, Алиса (1 января 1988 г.). Боги северного буддизма: их история и иконография . Курьерская корпорация. ISBN 978-0-486-25575-0 .
- ^ «Боги северного буддизма» . Библиотека мудрости. 29 мая 2011 г.
- ^ «Нио Бодхисаттва» . Цифровой словарь буддизма . Проверено 24 февраля 2019 г.
- ↑ Писание Сотатаки, параграф 87.
- ^ Шайк, Сэм ван. Тибет: История . Издательство Йельского университета, 2011 г., стр. 34–5, 96–8.
- ^ Культ Тары: магия и ритуалы в Тибете (Герменевтика: исследования по истории религий) Стефана Бейера (1978), стр.154
- ^ Пратападитья, Пал. (1985) Искусство Непала. п. 32