Jump to content

Йидам

Йидам и духовной практики, которое , или иштадевата — это медитативное божество , служащее центром медитации как говорят, является проявлением состояния будды или просветленного ума. Йидамы являются неотъемлемой частью Ваджраяны , включая тибетский буддизм и Сингон , которые подчеркивают использование эзотерических практик и ритуалов для более быстрого достижения просветления. Йидам — один из трех корней формулы внутреннего прибежища , а также ключевой элемент йоги божеств . Йидам иногда переводится термином « божество-покровитель ».

Йидам считается проявлением просветленных качеств и средством связи с конкретными аспектами просветленного ума. Йидам визуализируется во время медитации во всех деталях с целью усвоить его качества и атрибуты. Эта практика предназначена для того, чтобы облегчить практикующему трансформацию и реализацию его собственной врожденной просветленной природы. Считается, что это помогает очистить ум, накопить положительную карму и в конечном итоге привести к осознанию пустоты и природы реальности.

Во время личной практики медитации ( садхана ) йог отождествляет свою форму, качества и ум с формами, качествами и умом йидама с целью трансформации. [1] Практики йидама могут сильно различаться в зависимости от конкретного выбранного божества, линии передачи и последовательных учений. Визуализация, чтение мантр и использование символических атрибутов йдама являются общими элементами этих практик.

Примеры йидамов включают медитативные божества Чакрасамвара , Калачакра , Хеваджра , Ямантака и Ваджрайогини , все из которых имеют отличительную иконографию, мандалу , мантру , обряды призыва и практики. В целом, практики йидама являются отличительной чертой Ваджраяны, подчеркивающей важность личной связи и трансформации посредством конкретных просветленных аспектов.

Этимология

[ редактировать ]

Говорят, что Йидам является сокращением Тиба. йид-кый-дам-тшиг , [2] что означает « самайя ума» или, другими словами, состояние нерушимой связи с изначально чистой и освобожденной природой ума. Говорят, что это действие, которое уравновешивает энергии, текущие по праническим каналам иды и пингалы в тонких телах обоих участников. Практик сосредотачивается и отождествляет себя с возникшей в результате формой будды или «божеством медитации», йидамом (тибетским), связанным с каналом ИДА. [3]

Санскритское состоящее слово иштадевата или иштадевах, из ишта (желанный, любимый, почитаемый) + девата ( божество или божественное существо), является термином, связанным с йидамом во многих популярных книгах по буддийской тантре, но не засвидетельствовано ни в одном буддийском тантрическом тексте в Санскрит. [4]

Концептуальная основа

[ редактировать ]
Тханка Падмасамбхавы, 19 век, Лхаса, Центральный Тибет.

Роль йдама простирается на рамки Трех Корней тибетского буддизма, концепции, имеющей глубокое значение в практике Ваджраяны. Эта концепция помещает йидама в число Трех Корней в формулировке «Внутреннего» прибежища, подчеркивая его важное место в духовном путешествии практикующих. Три корня состоят из гуру, йидама и дакини или защитника дхармы , каждый из которых представляет собой важнейший источник руководства и вдохновения для тех, кто следует путем Ваджраяны. Эта формулировка восходит ко временам Падмасамбхавы , о чем свидетельствуют научные работы, проведенные Джудит Симмер-Браун . [5]

Иконография йидама несет в себе динамический спектр, отражающий внутренний настрой практикующего. Этот иконографический диапазон включает в себя «мирную» форму, «гневное» проявление (называемое по-тибетски «тро ва») и состояние «ни мирного, ни гневного» (по-тибетски называемое «ши ма тро»). Эти проявления позволяют практикующим гармонизировать свой духовный путь со своей врожденной природой, обеспечивая индивидуальный подход к самореализации. Тензин Палмо далее развивает эту тему, подчеркивая связь между природой практикующего и внешностью йидама. [6]

Руководство при выборе йдама традиционно предоставляется гуру, который предлагает понимание того, какой йидам лучше всего резонирует с стремлениями и тенденциями практикующего. Впоследствии гуру дает посвящение в мандалу выбранного йидама, процесс, который знаменует начало практик йоги божеств. Переплетение мудрости гуру и просветленных качеств йдама создает глубокую связь, которая укрепляет духовное путешествие практикующего. Эта связь подчеркивает идею неделимости , показывая, как учения гуру и сущность йдама сливаются в потоке ума практикующего .

Значение йдама выходит за рамки простой практики; это также воспринимается как корень успеха в практике Ваджраяны. [ нужна ссылка ] Его преобразующая сила заключается в представлении пробуждения, служащем руководством для практикующих на пути к просветлению. Благодаря своим разносторонним проявлениям, индивидуальному руководству и непрерывной связи между гуру и йидамом практика йдама становится краеугольным камнем достижений в Ваджраяне.

Разнообразные формы

[ редактировать ]
Самвара, центральное божество тантры, с Ваджраварахи в Яб-Юма позе . Непал, 1575-1600 гг. Метрополитен-музей

Практика йдама в буддизме Ваджраяны демонстрирует разнообразие божеств медитации, каждое из которых несет в себе свои атрибуты, символизм и значение. Это разнообразие подчеркивает богатство и глубину традиции Ваджраяны, подходя практикующим с разными наклонностями и духовными устремлениями.

Многочисленные знаковые йидамы занимают видное место в практике Ваджраяны, каждый из которых представляет определенные просветленные качества. Чакрасамвара , часто изображаемый в союзе со своей супругой Ваджраварахи , символизирует союз мудрости и сострадания. Ваджракилайя воплощает жестокий аспект просветления, преодоления препятствий и негатива. Зеленая Тара , известная своим быстрым состраданием и защитой, обращается к тем, кто ищет совета и помощи.

Обширный тантрический пантеон Ваджраяны предлагает широкий выбор йидамов, обслуживающих широкий круг практиков. Эти божества охватывают как мирные, так и гневные проявления, предоставляя практикующим спектр энергий, с которыми можно взаимодействовать во время медитации. Ямантака в своей гневной форме олицетворяет победу над смертью и невежеством. Хеваджра в союзе со своей супругой Найратмьей представляет собой союз пустоты и блаженства.

Практикующие часто тяготеют к конкретным йидамам, основываясь на личной близости или духовных устремлениях. Эта личная связь может направить практикующих к йидамам, которые резонируют с их внутренним путешествием. Некоторых практиков привлекает мудрость Манджушри , тогда как другие находят отклик в сострадательных объятиях Авалокитешвары .

Региональные вариации

[ редактировать ]

Разнообразие йидамов распространяется на региональные и культурные различия в буддизме Ваджраяны. Восточноазиатская Ваджраяна, практикуемая в Китае, Корее и Японии, включает в себя таких йидамов, как Маричи , и «пять тайн Ваджрасаттвы ». Эти вариации отражают интеграцию практик йидама в местный контекст, сохраняя при этом суть традиции.

В непальском неварском буддизме

[ редактировать ]

Главными йидамами в традиции Невар Ваджраяны в Непале являются Чакрасамвара и Ваджраварахи . [7] В этой традиции для храмового комплекса необходимы три компонента: главная святыня, символизирующая Сваямбху Махачайтью ; экзотерический храм с изображением Будды Шакьямуни и других будд и бодхисаттв; и эзотерическая святыня, посвященная йидамам, куда могут быть допущены только посвященные. [7]

В восточноазиатском буддизме

[ редактировать ]

Традиции Ваджраяны в Китае, Корее и Японии, хотя и меньше и менее известны, чем индо-тибетский тантрический буддизм, частично характеризуются использованием йидамов в медитации, хотя они используют свои собственные термины. Один из выдающихся ишта-девата в восточноазиатской ваджраяне. выдающимся Конгосатта к йидамам . В японской традиции Сингон относятся «пять тайн Ваджрасаттвы», которыми являются Ваджрасаттва (яп. « 薩埵»), Сурата/Ишта- кама ), и Ай Камешвара /Рага-ваджрини (дп. -конгоньо /Мана-ваджрини (дп. Ман-конгоньо «Медленная ваджрная девушка»). [8]

Совершенствование и практика

[ редактировать ]
Часть фрески на северной стене храма Лукханг , изображающая Туммо (внутренний огонь) и Пхова (перенос сознания).

Во время (медитативной) практики стадии зарождения практикующий ( садхака ) устанавливает прочное знакомство с Ишта-девой (просветленным существом) посредством визуализации и высокого уровня концентрации. Во время практики стадии завершения практикующий сосредотачивается на методах реализации трансформации собственного потока ума и тела в божество медитации с помощью медитации и йогических техник контроля энергии, таких как туммо («йога внутреннего тепла»). Благодаря этим взаимодополняющим дисциплинам зарождения и завершения человек все больше постигает всепроникающую природу Будды .

Джудит Симмер-Браун резюмирует:

... йидам, личное медитативное божество, мощный ритуальный символ, одновременно представляющий ум гуру и линию передачи просветленных учителей, а также просветленный ум практикующего тантру. Осознание нераздельности этих двух вещей является основой тантрической практики. [9]

Берзин (1997: без страниц), обсуждая буддийское обязательство прибежища и обеты бодхисаттвы, высказывает предостережение относительно садханы :

Более конкретно, это обязательство означает не принимать окончательного прибежища у богов или духов. Буддизм, особенно в его тибетской форме, часто содержит ритуальные церемонии или пуджи, направленные к различным образам будд или свирепым защитникам, чтобы помочь устранить препятствия и достичь конструктивных целей. Выполнение этих церемоний создает благоприятные условия для того, чтобы отрицательный потенциал созрел в тривиальных, а не серьезных препятствиях, а положительный потенциал созрел раньше, чем позже. Однако если мы накопили в подавляющем большинстве негативные потенциалы, эти церемонии неэффективны для предотвращения трудностей. Поэтому умилостивление богов, духов, защитников или даже будд никогда не заменяет заботу о нашей карме – избегание деструктивного поведения и действия конструктивным образом. Буддизм – это не духовный путь поклонения защитнику или даже поклонения Будде. Безопасное направление буддийского пути — это работать над тем, чтобы самим стать Буддой. [10]

В практиках Ваджраяны тибетского буддизма «безопасное направление» или « прибежище » осуществляется через Три Корня , при этом практикующий полагается на Ишта-дева в йоге божеств как на средство становления Буддой .

Западные академические исследования

[ редактировать ]

Недавние западные ученые добились значительных успехов в разгадке сложностей практик йидама в буддизме. Такие ученые, как Джеффри Сэмюэл, исследовали межкультурные последствия практик Ваджраяны, включая участие йидамов в западном контексте. Работа Франчески Фримантл пролила свет на символические и философские аспекты йидамов, предлагая понимание их иконографии и их соответствия тантрической философии. Эта стипендия распространяется и на визуальную культуру, как видно из исследований Роба Линрота по визуальному изображению йидамов, в то время как исследование Дэвида Джермано углубляется в философские основы, лежащие в основе этих практик в более широком буддийском контексте. Джанет Гьяцо и Куртис Шеффер исследовали роль йидамов в тантрических ритуалах и их связь с гендерной динамикой. Исследования Джейкоба П. Далтона способствовали нашему пониманию того, как практики йидама развивались с течением времени и в различных буддийских линиях передачи. Вместе эти ученые освещают многогранные аспекты практик йидама, обогащая наше понимание их исторического, культурного и философского значения в буддизме.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Басвелл, Роберт Э .; Лопес, Дональд С. (2013). Принстонский словарь буддизма . Принстон и Оксфорд: Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-15786-3 .
  2. ^ Хардинг, Сара. «Словарь Дхармы». Журнал Buddhadharma, весна 2005 г. Словарь Дхармы: Йидам .
  3. ^ Философия квантовой механики - страница 839 Мэтью Чандраканнел - 2008 г.
  4. ^ там, где индуисты принимают Истадеву за реальное божество, приглашенное обитать в сердце преданного, йидамы тантрического буддизма на самом деле являются эманациями собственного ума адепта. « Тантрический мистицизм Тибета: практическое руководство по теории, целям и методам тантрической медитации Джона Блофельда. Пингвин: 1992.
  5. ^ Симмер-Браун, Джудит (2002). Теплое дыхание Дакини: женский принцип в тибетском буддизме . Shambhala Publications Inc., стр. 327, № 51. ISBN  978-1-57062-920-4 .
  6. ^ Палмо, Тензин (2002). Размышления о горном озере: Учение о практическом буддизме . Публикации Снежного Льва. стр. 229–231. ISBN  1-55939-175-8 .
  7. ^ Jump up to: а б Дина Бангдел, «Тантра в Непале», « Круг блаженства: буддийское медитативное искусство Сериндии», публикации: 2003. ISBN   1-932476-01-6 , с. 32.
  8. ^ Тантрический буддизм в Восточной Азии Ричарда Пейна, Wisdom Publications: 2005. ISBN   0-86171-487-3 .
  9. ^ Симмер-Браун, Джудит (2001). Теплое дыхание Дакини: женский принцип в тибетском буддизме . Шамбала. п. 149.
  10. ^ Берзин, Александр (1997). Принятие посвящения Калачакры: Часть III: обеты и практики тесной связи. Источник: Принятие посвящения Калачакры (дата обращения: 14 июля 2016 г.). NB: Первоначально опубликовано какБерзин, Александр. Принятие посвящения Калачакры. Итака, Снежный лев, 1997 год.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 80af861e77e6796c2944eb8e2722b243__1721075100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/43/80af861e77e6796c2944eb8e2722b243.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yidam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)