Бодхичитта
Часть серии о |
Махаяна Буддизм |
---|
![]() |
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Переводы бодхичитта | |
---|---|
Английский | ум-просветление |
санскрит | Бодхичитта |
китайский | бодхичитта ( Пиньинь : путисин ) |
японский | бодхичитта ( Ромаджи : бодайсин ) |
кхмерский | По Чет ( UNGEGN : потичет ) |
корейский | бодхичитта ( RR : Борисим ) |
тибетский | разум просветления ( Бьян Чуб Чжи Семс ) |
тайский | бодхичитта ( РТГС : фоточит ) |
вьетнамский | Бодхи ум |
Глоссарий буддизма |
В буддизме Махаяны бодхичитта [а] («ум-просветление» или «мысль о пробуждении») — это ум ( читта ), направленный на пробуждение ( бодхи ), обладающий мудростью и состраданием на благо всех живых существ . [1] [2] Махаяны Бодхичитта — определяющее качество бодхисаттвы (существа, стремящегося к состоянию будды ), а акт возникновения бодхичитты ( бодхичиттотпада) — это то, что делает бодхисаттву бодхисаттвой. Дашабхумика -сутра объясняет, что возникновение бодхичитты — это первый шаг в карьере бодхисаттвы. [3]
Этимология
[ редактировать ]Этимологически это слово представляет собой комбинацию санскритских слов бодхи и читта . Бодхи означает «пробуждение» или «просветление». Читта происходит от санскритского корня cit и означает «то, что сознательно» (т. е. ум или сознание). Бодхичитту можно перевести как «пробуждающийся ум» или «ум просветления». [4] Его также иногда переводят как «мысль просветления». [5]
Определение
[ редактировать ]Индийские источники
[ редактировать ]Термин бодхичитта определяется и объясняется по-разному в разных буддийских источниках Махаяны. По словам Пола Уильямса, основное значение бодхичитты в индийских источниках (таких как Атиши «Бодхипатхапрадипа» ) — это возвышенная мотивация «стремиться положить полный конец всем страданиям других вместе с их собственными страданиями… Эта бодхичитта возникает в результате глубокого сострадание ( каруна ) к страданиям других». [6]
Согласно Бодхисаттвабхуми , бодхисаттва, порождающий бодхичитту, думает так:
О, пусть я обрету высшее и совершенное Просветление, содействую благу всех существ и приведу их в окончательной и полной нирване и в знании Будды! [7]
Таким образом, согласно Бодхисаттвабхуми , бодхичитта имеет два объекта мысли или темы ( аламбана ): бодхи и благо живых существ ( саттв-артха ). [7]
Согласно индийским источникам, устремление бодхичитты приносит неисчислимые заслуги (такие как хорошие перерождения , ослабление омрачений , усиление внимательности и удачи). [8] Бодхичитта – это то, что делает человека бодхисаттвой Махаяны, ребенком Будды. Так, индийский буддийский автор Шантидева (8 век) пишет в своей «Бодхичарьяаватаре» :
Те, кто жаждет превзойти сотни страданий существования, кто жаждет избавить существ от их печали, кто жаждет насладиться многими сотнями радостей, никогда не должны отказываться от бодхичитты.Когда в нем, несчастном, пленнике существования, возникла бодхичитта, его тотчас же провозглашают сыном Сугатов [Будд], которого будут почитать в мирах богов и людей. [9]
По словам Пола Уильямса , бодхичитта в ранних работах Махаяны имела менее четкое определение и означала «определенное состояние ума», характерное для бодхисаттвы. [10] По словам Ульриха Пагеля, многочисленные сутры Махаяны, такие как «Бодхисаттвапитака» , рассматривают возникновение бодхичитты ( бодхичиттотпада ) как непрерывный процесс, который необходимо постоянно обновлять (а не как статическое событие). [10]
Современные определения
[ редактировать ]По мнению Далай-ламы XIV , бодхичитта – это:
стремление принести благополучие всем чувствующим существам и достичь состояния будды ради них — это на самом деле квинтэссенция, выжатый сок всех учений Будды, потому что в конечном итоге намерение Будды — привести всех живых существ к совершенному просветлению. . [11]
Некоторые современные восточноазиатские авторы по буддизму, такие как Д.Т. Судзуки и М. Анесаки , определяют бодхичитту как имманентное внутреннее пробуждение. Например, Анесаки пишет, что бодхичитта — это «изначальная сущность нашего ума, которая сама по себе состоит в высшем бодхи». [12]
По мнению Зокецу Нормана Фишера , бодхичитта — это спонтанное желание достичь просветления, мотивированное великим состраданием ко всем чувствующим существам, сопровождающееся отпадением привязанности к иллюзии изначально существующего «я». [13]
Фишер добавляет, что бодхичитта, наряду с умом великого сострадания ( махакаруна достичь просветления , состояния будды ), побуждает человека как можно быстрее , и принести пользу бесчисленному количеству живых существ через свои эманации и другие искусные средства. Бодхичитта – это ощущаемая потребность заменить страдания других блаженством. Поскольку окончательным завершением страдания является нирвана , бодхичитта обязательно включает в себя мотивацию помочь другим пробудиться (найти бодхи ). [13]
Виды и стадии бодхичитты
[ редактировать ]Буддийские мыслители Махаяны также разработали различные модели, описывающие различные формы и уровни бодхичитты. [14]
Согласно Бодхисаттвабхуми, существуют две основные стадии развития бодхичитты: [14]
- своего рода бодхичитта, которую можно потерять
- постоянный вид бодхичитты, который невозможно потерять и который ведет непосредственно к просветлению.
Более того, согласно Шантидеве, существует два типа бодхичитты: [14]
- бодхичитта, которая является простым желанием или стремлением ( бодхипранидхичитта ).
- активная бодхичитта ( бодхипрастханачитта ), которая заключается в фактической практике пути в соответствии со своим намерением.
В тибетском буддизме
[ редактировать ]Общее различие в тибетском буддизме — это различие между относительной и абсолютной (или окончательной) бодхичиттой. [15] Относительная бодхичитта — это состояние ума, в котором практикующий работает на благо всех существ, как если бы оно было их собственным. [15] Абсолютная бодхичитта – это мудрость шуньяты. [15] (шуньята, санскритский термин, часто переводимый как «пустота», хотя альтернативы «обширное пространство», «открытость» или «пространство», вероятно, лучше передают эту идею жителям Запада). [16]
В своей книге «Слова моего совершенного учителя » тибетского буддизма учитель Патрул Ринпоче описывает три степени бодхичитты: [17]
- Бодхичитта, подобная царю , при которой бодхисаттва в первую очередь ищет собственной выгоды, но признает, что его выгода решающим образом зависит от выгоды его царства и его подданных.
- Бодхичитта, подобная лодочнику , в которой бодхисаттва переправляет своих пассажиров через реку и одновременно, конечно, переправляет и себя.
- Бодхичитта, подобная пастырю , который следит за тем, чтобы все его овцы благополучно прибыли впереди него, и ставит их благополучие выше своего собственного.
По мнению Патрула Ринпоче, путь бодхисаттвы-пастуха – лучший и высший путь.
Некоторые практики бодхичитты подчеркивают абсолютное (например, випашьяна ), в то время как другие подчеркивают относительное (например, метта ), но во всех практиках Махаяны оба аспекта рассматриваются как важные для просветления, особенно в тибетских практиках тонглен. [18] и лоджонг . [13] Без абсолютного относительное может выродиться в жалость и сентиментальность, тогда как абсолютное без относительного может привести к нигилизму и отсутствию желания вовлекать других живых существ ради своей выгоды.
Упражняться
[ редактировать ]Буддийская практика Махаяны фокусируется на идеале бодхисаттвы , который начинается с пробуждения бодхичитты. [19] Махаяна учит, что более широкая мотивация достижения собственного просветления «чтобы помочь всем живым существам» является наилучшей мотивацией, которую можно иметь для любого действия, будь то работа по своему призванию, обучение других или даже подношение благовоний. Шесть совершенств ( парамиты ) буддизма становятся истинными «совершенствами» только тогда, когда они выполняются с мотивацией бодхичитты. Таким образом, действие даяния (санскр. дана ) может совершаться в мирском смысле или может быть парамитой, если оно соединено с бодхичиттой. Бодхичитта – это основной положительный фактор, который необходимо развивать.
Выращивание
[ редактировать ]Традиция Махаяны предлагает особые методы целенаправленного развития как абсолютной, так и относительной бодхичитты. [20] Это совершенствование считается фундаментальным аспектом пути к состоянию будды . Практикующие Махаяну ставят своей главной целью развитие подлинной непридуманной бодхичитты, которая постоянно остается в потоке их ума, не полагаясь на сознательные усилия. Этому способствуют многочисленные методы, созерцания, ритуалы и медитации, такие как: опора на духовного друга , принятие прибежища в трёх драгоценностях и созерцание недостатков сансары (циклического существования), преимуществ пробуждения бодхичитты (а также негативные последствия отказа от него) и развитие духовных качеств, таких как вера ( шраддха ), внимательность и мудрость ( праджня ). [21]
Тибетские методы
[ редактировать ]Среди множества методов развития непридуманной бодхичитты, данных в учениях тибетской Махаяны, можно назвать:
- А. Чтобы пробудить Бодхичитту, главный аспект, созерцание и практику Четырех Безмерных ( Брахмавихары ):
- Б. Чтобы стремиться к бодхичитте:
- Практики лоджонга ) ( тренировки ума :
- Другие как равные себе: Обмен собой и другими: ( Тонглен ) практика отправки и получения во время дыхания,
- Другие как более важные: рассматривать всех других живых существ как наших матерей в бесконечных прошлых жизнях и чувствовать благодарность за множество случаев, когда они заботились о нас.
- Практики лоджонга ) ( тренировки ума :
- В. Чтобы применить Бодхичитту и достичь просветления:
- Повторяющийся цикл практики Парамиты: 1) Щедрость , 2) Добродетель , 3) Терпение , 4) Усилие , 5) Медитация и 6) Проницательность .
В 59 лозунгах Лоджонга пункт второй: Основная практика, которая заключается в тренировке абсолютной и относительной бодхичитты.
- А. Абсолютная Бодхичитта
- Слоган 2. Относитесь ко всем дхармам как к снам; хотя переживания могут показаться прочными, они являются мимолетными воспоминаниями.
- Слоган 3. Исследуйте природу нерожденного осознания.
- Слоган 4. Самоосвободи даже противоядие.
- Слоган 5. Отдых в природе алаи , сути, настоящего момента.
- Слоган 6. После медитации будьте ребенком иллюзий.
- Б. Относительная Бодхичитта
- Слоган 7. Отправку и получение следует практиковать попеременно. Этим двоим следует оседлать дыхание (то есть практиковать Тонглен ).
- Слоган 8. Три объекта, три яда , три корня добродетели — три объекта — друзья, враги и нейтральные люди. Три яда – это жажда, отвращение и безразличие. Три корня добродетели – это лекарства.
- Слоган 9. Во всех видах деятельности тренируйтесь, используя лозунги.
- Слоган 10. Начните последовательность отправки и взятия с собой.
Осознав только шуньяту , практикующий может не принести пользы другим, поэтому путь Махаяны объединяет пустоту и сострадание, что удерживает от падения в два предела и от пребывания на срединном пути. Традиционно Бодхисаттвы вначале практикуют медитативную концентрацию для достижения благородного уровня мудрости, затем основной практикой становится спонтанное принесение пользы другим, в отличие от других путей, которые могут перестать приносить пользу другим.
Для правильного возникновения бодхичитты должны быть созданы все благоприятные причины и благоприятные условия. После продолжительных тренировок эти качества могут возникнуть в уме без каких-либо усилий.
Двумя основными традициями принятия обетов Бодхичитты являются: 1) колесница глубокого воззрения Нагарджуны и 2) . обширная колесница поведения Асанги После чего это охраняется тем, чего следует избегать и что следует принять.
Практику можно разделить на три части: 1) тренировка ума, 2) пробуждение бодхичитты и 3) тренировка того, что следует принимать, а чего избегать. Их можно назвать 1) предварительной практикой, 2) основной практикой и 3) заключительной практикой. Предварительная практика – это тренировка четырех безграничных качеств. Основная практика – пробуждение бодхичитты и принятие обетов. Заключительная практика – это обучение тому, что следует принять, и обязательное предупреждение того, чего следует избегать. [22]
древней тибетской школы Цикл предварительной практики от Самантабхадры до Лонгченпы и Джигме Лингпы линии передачи Великолепной Части Всеведения: Сущности Сердца Безбрежного Пространства . Призыв; Признание; Вера с Прибежищем : Серия ума Природа Бодхичитты в каналах, внутреннем воздухе и тигле ; Мандала сущности, природы и сострадания; Поколение: Иллюзорные восприятия, подобные отражению луны в воде. Следуйте, как Манджушри, посвятив себя стремлению осознать сокровенный смысл и осознать достижение состояния будды как духовного воина . [23]
Две линии практики
[ редактировать ]Тибетские буддисты утверждают, что существует два основных способа развития бодхичитты: «Семь причин и следствий», которые происходят от Майтрейи и которым учил Атиша, и «Обмен себя и других», которому учил Шантидева и первоначально Манджушри.
Согласно Цонкапе, семь причин и следствий таковы:
- признание всех существ своими матерями;
- вспоминая их доброту;
- желание отплатить за их доброту;
- любовь;
- великое сострадание;
- искренняя решимость;
- бодхичитта.
По мнению Пабонгки Ринпоче, второй метод состоит из следующих медитаций: [24] [25]
- насколько я и другие равны;
- размышление о многих ошибках, возникающих из-за эгоизма;
- размышление о многих хороших качествах, возникающих в результате заботы о других;
- фактическое размышление о взаимообмене себя и других;
- они служат основой для медитации на отдаче и получении ( тонглен ).
Универсальность
[ редактировать ]Практика и реализация бодхичитты не зависят от сектантских соображений, поскольку они по своей сути являются частью человеческого опыта. Бодхисаттвы признаны не только в буддийской школе Тхеравады. [26] но во всех других религиозных традициях и среди тех, кто не принадлежит формальной религиозной традиции. [27] Нынешний четырнадцатый Далай-лама , например, считал Мать Терезу одной из величайших современных бодхисаттв. [28]
Исходные тексты
[ редактировать ]Важные более поздние исходные тексты о бодхичитте для тибетского буддизма включают:
- Бодхисаттвабхуми ( Уровни Бодхисаттвы )
- Шантидевы « Путеводитель по образу жизни бодхисаттвы» (ок. 700 г. н.э.),
- Атиши Бодхипатхапрадипа
- Тхогме Зангпо . Тридцать семь практик бодхисаттвы [29] (12 век н.э.),
- Лангри Тангпы Восемь стихов для тренировки ума [30] (ок. 1100 г. н.э.) и
- Геше Чехава тренирует ум по семи пунктам в XII веке нашей эры.
См. также
[ редактировать ]- Агапе - греко-христианский термин, обозначающий любовь Бога, высшую форму любви.
- Заповеди бодхисаттвы - свод моральных кодексов в буддизме Махаяны.
- Обет бодхисаттвы - обет, данный буддистами Махаяны освободить всех живых существ.
- Виджняна – индийский термин, обозначающий идеи, связанные с проницательностью, умом/сознанием, жизненной силой и т. д.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дас, Сурья (1998). Пробуждение внутреннего Будды: тибетская мудрость для западного мира . Бродвейские книги . стр. 145–146 . ISBN 0-76790157-6 .
- ^ Даял, Хар (1970). Доктрина бодхисаттвы в буддийской санскритской литературе , с. 59. Мотилал Банарсидасс.
- ^ Даял, Хар (1970). Доктрина бодхисаттвы в буддийской санскритской литературе , с. 50. Мотилал Банарсидасс.
- ^ Дас, Сурья (1998). Пробуждение внутреннего Будды: тибетская мудрость для западного мира . Бродвейские книги . стр. 149 . ISBN 0-76790157-6 .
- ^ Райт, Дейл С. (2016). Что такое буддийское просветление . Издательство Оксфордского университета . стр. 129 и далее. ISBN 9780190622596 .
- ^ Уильямс, Пол (2008). Буддизм Махаяны: Основы доктрины , стр. 194–195. Рутледж.
- ^ Jump up to: а б Даял, Хар (1970). Учение Бодхисаттвы в буддийской санскритской литературе . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 61.
- ^ Даял, Хар (1970). Доктрина бодхисаттвы в буддийской санскритской литературе , с. 62. Мотилал Банарсидасс.
- ^ Уильямс, Пол (2008). Буддизм Махаяны: Основы доктрины , с. 195. Рутледж.
- ^ Jump up to: а б Уильямс, Пол (2008). Буддизм Махаяны: основы доктрины . Рутледж . п. 355. ИСБН 9781134250578 .
- ^ Его Святейшество Далай-лама (2011). Освещая путь к просветлению, с. 108. Тубтен Дхаргье Линг
- ^ Даял, Хар (1970). Доктрина бодхисаттвы в буддийской санскритской литературе , с. 59. Мотилал Банарсидасс.
- ^ Jump up to: а б с Фишер, Норман (2013). Обучение состраданию: учения дзен по практике лоджонга . Публикации Шамбалы . п. 11. ISBN 9781611800401 .
- ^ Jump up to: а б с Даял, Хар (1970). Учение Бодхисаттвы в буддийской санскритской литературе . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 62.
- ^ Jump up to: а б с Кхенпо, Ньошул ; Дас, Сурья (1995). Естественное великое совершенство . Публикации Снежного Льва . п. 56. ИСБН 1-55939-049-2 .
- ^ Трунгпа, Чогьям (2002). Прорыв через духовный материализм . Публикации Шамбалы . стр. 197–199. ISBN 978-1570629570 .
- ^ Ринпоче, Патрул (1998). Слова моего идеального учителя . Публикации Шамбалы . п. 218 . ISBN 1-57062412-7 .
- ^ «Практика Тонглен» . Шамбала Интернешнл. Архивировано из оригинала 12 февраля 2015 года . Проверено 3 апреля 2015 г.
- ^ Цугчен, Его Преосвященство Лопон Нацок (2018). Медицина, Кхенпо Медицина (ред.). 100-дневный ретрит Нёндро (1-е изд.). Гейтерсбург, Мэриленд: Буддийский институт культуры Йешеде. п. 107. ИСБН 978-1726335799 .
- ^ Гампопа (1998). Драгоценное украшение освобождения : исполняющая желания драгоценность благородных учений . п. 149. ИСБН 9781559390927 .
- ^ Даял, Хар (1970). Доктрина бодхисаттвы в буддийской санскритской литературе , стр. 59-63. Мотилал Банарсидасс Publ.
- ^ НАМДРОЛ, КХЕНПО (6 октября 2010 г.). ПРОБУЖДЕНИЕ БОДХИЧИТТЫ, КОРНЯ МАХАЯНЫ: КОММЕНТАРИЙ КХЕНПО НАМДРОЛА: КУНЗАНГ ЛАМАИ ЖАЛУНГ (PDF) . Кнандрол. п. 2 . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ Лингпа, Кунчен Джигме (21 июня 2017 г.). Превосходный путь к всезнанию (1-е изд.). Согертис, Нью-Йорк: Институт пылающей мудрости. п. 78. ИСБН 978-0980173055 .
- ^ Цонкапа (2004). Великий трактат об этапах пути к просветлению, том 2 . Публикации Снежного Льва . п. 28. ISBN 978-1559391689 .
- ^ Ринпоче, Пабонгка (1991). Освобождение на ладони . Публикации мудрости . п. 598. ИСБН 978-0861711260 .
- ^ Дхаммананда, К. Шри ; Маха Тхера, Пиядасси (1983). Жемчужины буддийской мудрости . Буддийское миссионерское общество. стр. 461-471 . ISBN 978-9679920048 .
- ^ Рэй, Амит (16 марта 2017 г.). «Бодхичитта, путь сострадательного просветления» . Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ Далай-лама (2002). Открытое сердце: практика сострадания в повседневной жизни . Книги Бэк-Бэй. п. 23. ISBN 978-0316930932 .
- ^ «Тридцать семь практик бодхисаттвы» . Архивировано из оригинала 3 июня 2004 года . Проверено 3 апреля 2015 г.
- ^ «Восемь стихов для тренировки ума» (PDF) . Институт тюремной осознанности . Проверено 3 апреля 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гампопа , Кхенпо Кончог Гьялцен (1998). Драгоценное украшение освобождения : исполняющая желания драгоценность благородных учений . ISBN 9781559390927 .
- Гьяцо, Тензин (1995). Мир тибетского буддизма: обзор его философии и практики . Публикации мудрости . ISBN 978-0861710973 .
- Харви, Питер (2000). Введение в буддийскую этику . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0521556408 .
- Пауэрс, Джон (2007). Введение в тибетский буддизм . Публикации Снежного Льва . ISBN 978-1559392822 .
- Сангхаракшита (1990). Путеводитель по буддийскому пути . Публикации Виндхорс. ISBN 978-1907314056 .
- Сопа, геше Лхундуб ; Пратт, Дэвид (2004). Шаги на пути к просветлению Том. 1 . Публикации мудрости . ISBN 978-0861713035 .
- Вангчук, Доржи (2007). Интеллектуальные филологические исследования XXIII. Решимость стать Буддой: исследование концепции бодхичитты в индо-тибетском буддизме . Международный институт буддийских исследований. ISBN 978-4-906267-59-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
