Jump to content

Гневные божества

Статуя Махакалы , держащая нож для свежевания кожи ( картика ) и чашу из черепа ( капала )

В буддизме или гневные божества свирепые божества — это свирепые, гневные или могущественные (тибетский: trowo , санскрит: krodha ) формы (или «аспекты», «проявления») просветленных будд , бодхисаттв или дэвов (божественных существ); обычно одна и та же фигура имеет и другие, мирные аспекты. Из-за их способности разрушать препятствия на пути к просветлению их также называют кродха-виньянтака , «гневные наблюдатели, разрушающие препятствия». [1] Гневные божества — примечательная черта иконографии буддизма Махаяны тибетском и Ваджраяны , особенно в искусстве . Эти типы божеств впервые появились в Индии в конце VI века, их основным источником были образы якши , и стали центральной чертой индийского тантрического буддизма к концу 10 или началу 11 века. [2] [1]

Ваджрайогини , полугневная дакини , известная также как сарвабуддхадакини , всебуддовая дакини.

В нетантрических традициях буддизма Махаяны эти существа являются божествами-защитниками, которые уничтожают препятствия на пути Будд и Дхармы, действуют как хранители от демонов и собирают вместе разумные существа, чтобы слушать учения Будд. [3] [4] В тантрическом буддизме они считаются жестокими и устрашающими формами самих будд и бодхисаттв. Просветленные существа могут принимать эти формы, чтобы защитить и помочь сбитым с толку живым существам. [5] Они также представляют собой энергию и силу, необходимые для преобразования негативных психических факторов в мудрость и сострадание. [6] [7] Они олицетворяют силу и сострадание просветленной деятельности, в которой используются многочисленные искусные средства ( упайя ) для руководства живыми существами, а также преобразующий элемент тантры, который использует негативные эмоции как часть пути. По словам Чогьяма Трунгпы , «гневные йидамы действуют более непосредственно и мощно со страстью, агрессией и заблуждением — побеждая и растаптывая их на месте». [8]

В тантрическом буддийском искусстве свирепые божества представлены как устрашающие, демонически выглядящие существа, украшенные костяными украшениями ( санскрит : аштхимудра ), такими как человеческие черепа и другие украшения, связанные с кладбищем, а также часто изображаемые с сексуально наводящими на размышления атрибутами. По словам Роба Линрота, чувственные и жестокие образы представляют «яд как собственное противоядие, обузданные препятствия как освобождающую силу» и отмечают, что они являются «метафорами внутренних йогических процессов, направленных на достижение просветления». [9]

Они часто несут ритуальные принадлежности или некоторые из аштамангала , или «Восемь благоприятных символов», и изображаются попирающими (гораздо меньшие) тела, олицетворяющие «препятствия», которые преодолевает божество.

Тантрические божества

[ редактировать ]

В индо-тибетской ваджраяне йидамы — божественные формы будд и бодхисаттв. Практикующий тантру посвящается в мандалу определенного медитативного божества (санскрит: Ишта-девата ) и практикует сложные садханы (медитации) на божестве с целью личной трансформации. [10] Эта практика Йоги Божеств занимает центральное место в тантрических формах буддизма, таких как тибетский буддизм , и стадия зарождения практики зависит от визуализации, основанной на яркой иконографии, связанной с их йидамом. Йидамы могут быть мирными, жестокими и «полужестокими» (имеющими как жестокие, так и мирные аспекты), при этом каждая категория имеет свой собственный набор связанных образов. Свирепые божества можно разделить на мужские и женские категории. [11] Херуки , букв. «пьющий кровь») — это просветленные существа мужского пола, которые принимают свирепые формы , ( тиб . khrag 'thung чтобы выразить свою отстраненность от мира невежества, такие как Ямантака , Чакрасамвара , Махакала или Ваджракилайя . Дакини ( тб . khadroma , «путешественник по небу») — их женские аналоги, иногда изображаемые с херукой, а иногда как независимые божества. Наиболее распространенными гневными дакини являются Ваджрайогини и Ваджраварахи . Распространенной формой изображений является яб-юм Будды и его супруги в сексуальном союзе.

Короли мудрости

[ редактировать ]

В восточноазиатском буддизме Короли Мудрости ( санскрит видьяраджа ) рассматриваются как божественные проявления Будд, которые действуют как защитники, посланники и защитники буддийской Дхармы. [12] В восточноазиатской ваджраяне и китайском эзотерическом буддизме Пять Королей Мудрости рассматриваются как проявления Пяти Татхагат . В китайском буддизме Восемь Королей Мудрости и Десять Королей Мудрости считаются проявлениями различных бодхисаттв и будд. [13] [14] [15]

Защитники

[ редактировать ]

Защитники ( санскрит Пала ) или Дхармапала (защитники Дхармы) — могущественные существа, часто Дэвы или Бодхисаттвы , которые защищают буддийскую религию и сообщество от внутренних и внешних угроз и препятствий для их практики. [16] Дхармапалой также может быть Гаруда , Нага , Якша , Гандхарва или Асура . [17] Другие категории Защитников включают Локапалов или «Четырех Небесных Королей» и Кшетрапалов или «Защитников региона».

Восемь Дхармапал

[ редактировать ]

Распространенной тибетской группой Дхармапалы являются «Восемь Дхармапал » ( тиб .: དྲག་གཤེད , Уайли : драг гшед ), которые считаются защитниками буддизма . Это сверхъестественные существа в ранге бодхисаттвы , которые «должны вести беспощадную войну против демонов и врагов буддизма». [18] Восемь Дхармапал – это: [19]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Линроте 1999 , с. 12.
  2. ^ Линрот 1999 , с. х.
  3. ^ Линрот 1999 , с. 13.
  4. ^ Линрот 1999 , с. 25.
  5. ^ Турман, Роберт (2011). Тибетская Книга Мертвых: Освобождение через понимание в Промежутке . Издательская группа Random House. п. 149. ИСБН  978-0-307-78402-5 .
  6. ^ «Берзин, Александр; Осмысление Тантры» . Архивировано из оригинала 17 мая 2020 г. Проверено 12 января 2018 г.
  7. ^ Линрот 1999 , с. xi.
  8. ^ Чогьям Трунгпа. Собрание сочинений Чогьяма Трунгпы: Том 3, Шамбала, 2003, стр. 438.
  9. ^ Линрот 1999 , с. xiiii.
  10. ^ Басвелл, Роберт Э .; Лопес, Дональд С. (2013). Принстонский словарь буддизма . Принстон и Оксфорд: Издательство Принстонского университета. ISBN   978-0-691-15786-3 .
  11. ^ «Гневные божества» . Архивировано из оригинала 17 мая 2020 г. Проверено 30 июня 2007 г.
  12. ^ Барони, Хелен Жозефина (2002). Иллюстрированная энциклопедия дзэн-буддизма . Нью-Йорк: Паб Rosen. Группа. п. 100. ISBN   0-8239-2240-5 .
  13. ^ Хун, Цай-Ся (2007). Ритуал платформы функции Дхармы Вода-Земля и Ритуал Великого Сострадания и Покаяния (Диссертация). OCLC   64281400 . Архивировано из оригинала 11 марта 2023 г. Проверено 27 августа 2021 г. [ нужна страница ]
  14. ^ Ховард, Анджела Ф. (март 1999 г.). «Восемь блестящих королей мудрости Юго-Западного Китая». Res: Антропология и эстетика . 35 : 92–107. дои : 10.1086/RESv35n1ms20167019 . S2CID   164236937 .
  15. ^ Блум, Филипп Эммануаль (2013). Сошествие божеств: водно-земельное отступление и трансформация визуальной культуры буддизма династии Сун (960-1279) (Диссертация). OCLC   864907811 . ПроКвест   1422026705 . [ нужна страница ]
  16. ^ Heart Jewel : Основные практики буддизма Кадампа, страницы 71–3, Tharpa Publications (2-е изд., 1997). ISBN   978-0-948006-56-2
  17. ^ Басвелл, Роберт Э.; Лопес, Дональд С. (2013). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. стр. 249–250. ISBN  978-1-4008-4805-8 .
  18. ^ «Гневные стражи буддизма: эстетика и мифология» . Февраль 2001 г. Архивировано из оригинала 2 июня 2020 г. Проверено 31 августа 2008 г.
  19. ^ Перлман, Эллен (2002). Тибетский священный танец: путешествие в религиозные и народные традиции . Bear & Co. Внутренние традиции / ISBN  978-0-89281-918-8 . [ нужна страница ]

Источники

[ редактировать ]
  • Линрот, Роберт Н. (1999). Безжалостное сострадание: гневные божества в раннем индо-тибетском эзотерическом буддийском искусстве . Сериндия. ISBN  978-0-906026-51-9 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dc58de6db9fbe5d0a3a6290789116736__1687746840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dc/36/dc58de6db9fbe5d0a3a6290789116736.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wrathful deities - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)