Яма
Яма | |
---|---|
Бог Смерти [1] | |
![]() Картина XIX века, изображающая Яму на своем скакуне. | |
Другие имена | Дхармараджа, Ямараджа, Ямуи |
Деванагари | сладкий картофель |
Принадлежность | Локапала , Дева , Гана |
Обитель | Нарака (Ямалока) |
Планета | Плутон [2] |
Мантра | Ом Сурья Путрая Видмахе Махакалая Дхимахи Танно Яма Прачодаят |
Оружие | Данда , Петля и Мейс |
Устанавливать | Буффало |
Генеалогия | |
Родители | |
Братья и сестры | Ямуна , Ашвины , Шраддхадева Ману , Реванта , Шани и Тапати |
Супруга | Думорна [4] [б] |
Дети | Сунита (дочь); Юдхиштхира (сын) [а] |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Аид |
Римский эквивалент | Ремус , [7] Дис Патер , Плутон [8] |
Скандинавский эквивалент | Имир [9] [10] [7] |
Эквивалент Манипури | Увидимся там [11] |
Египетский эквивалент | Осирис , Сокар |
Яма ( санскрит : यम , букв. «близнец»), также известный как Кала и Дхармараджа , — индуистский бог смерти и справедливости, ответственный за установление закона и наказание грешников в своей обители, Нараке . [12] [13] Его часто отождествляют с Дхармадевой , олицетворением Дхармы , хотя эти два божества имеют разное происхождение и мифы. [14]
В ведической традиции Яма считался первым смертным, умершим и провидевшим путь к небесным обителям; [15] в результате он стал правителем усопших. [16] Его роль, характеристики и обитель были изложены в таких текстах, как Упанишады , Рамаяна , Махабхарата и Пураны .
Яма описывается как близнец Ями и сын бога Солнца Сурьи (в более ранних традициях Вивасвата ) и Санджны . Он судит души умерших и в зависимости от их поступков направляет их в царство Питри ( праотцов), Нараку (ад) или переродиться на земле.
Яма — один из Локапал (стражей миров), назначенный защитником южного направления. Его часто изображают как темноволосого человека, едущего на буйволе и несущего петлю или булаву для захвата душ. [17]
Яма был принят буддийской китайской , Впоследствии , тибетской , корейской и японской мифологией как царь ада. В современной культуре Яма изображался в различных кампаниях по обеспечению безопасности в Индии.
Этимология и эпитеты
[ редактировать ]Слово « Яма » означает «близнец» (у Ямы есть сестра-близнец Ями ), а позже стало означать «связующее» (происходит от « ям »); это слово также означает «моральное правило или долг» (т.е. дхарма ), «самоконтроль», «терпение» и «прекращение». [18] [19] [20]
Яма также известен под многими другими именами, включая Кала («время»), Паши («тот, кто носит петлю») и Дхармараджа («господин Дхармы »). [14]
Отождествление с Дхармадевой
[ редактировать ]Яма и Дхармадева, бог, олицетворяющий концепцию Дхармы , обычно считаются одним и тем же человеком. [3] [14] Автор Веттам Мани предполагает причину такого отождествления:
Вьяса . использовал в качестве синонимов Дхармадевы в Махабхарате слова Дхармараджа, Вриса и Яма. Теперь среди синонимов этих двух слов есть два общих слова - Дхармараджа и Яма. Это привело к этому недоразумению. Потому что Кала взвешивает зло и Яму добрый человек, он получил имя Дхармараджа. Дхармадева получил это имя, потому что он является воплощением Дхармы. Настоящее имя Калы - Яма. Дхармадева получил имя Яма, потому что он обладает «Ямой» (контролем над собой для нравственного поведения). "
Мани считает, что Яма и Дхармадева — два разных божества, ссылаясь на то, что пуранические писания подтверждают разные мифы о божествах —
- Яма — судья мёртвых, а Дхармадева — один из Праджапати (агентов творения). [3]
- Яма — сын бога Солнца Сурьи и его жены Санджны , а Дхармадева рождается из груди бога Брахмы . [3]
- Яма женат на Думорне. [17] С другой стороны, Дхармадева женат на десяти или дочерях Дакши тринадцати . [3]
- У Ямы есть дочь Сунита. [17] Дхармадева родил от своих жен множество сыновей. Он также стал отцом Юдхиштхиры , старшего из Пандавов . [3]
Иконография
[ редактировать ]В индуизме , [21] Яма — локапала («Хранитель миров») юга и сын Сурьи . [22] три гимна (10, 14 и 35) в 10-й книге Ригведы . Ему адресованы [23] В Пуранах Яма описывается как имеющий четыре руки, выступающие клыки, цвет лица грозовых облаков и гневное выражение лица; окруженный гирляндой пламени; одеты в красную, желтую или синюю одежду; держа в руках петлю и булаву или меч; и катание на водяном буйволе. [24] В одной руке он держит веревочную петлю ( ) , пашу которой он захватывает жизни людей, находящихся на грани смерти. Он также изображен держащим в руках данду , что на санскрите означает «посох». [25] Яма — сын Сурьи и Саранью . Он брат-близнец Ями , [26] братом Шраддхадевы Ману и сводным братом Шани и его сына был Катила. [27] По всей Индии есть несколько храмов, посвященных Яме. [28] Согласно Вишну Дхармоттаре , Яма, как говорят, изображен на буйволе, в одеждах, похожих на нагретое золото, и всевозможных украшениях. У него четыре руки с цветом лица дождевых облаков. Думорна, его жена, изображена сидящей на левом бедре Ямы и имеет цвет темно-синего лотоса. [29]
Литература
[ редактировать ]Веды
[ редактировать ]
В Ригведе Яма — сын солнечного божества Вивасвата и Саранью , и у него есть сестра-близнец по имени Ями. [20] [30] Он родственник авестийского Йимы, сына Виванхванта. Большинство появлений Ямы приходится на первую и десятую книги. Яма тесно связан с Агни в Ригведе. Агни - одновременно друг и священник Ямы, и утверждается, что Яма нашел скрывающегося Агни. В Ригведе Яма — царь мёртвых и один из двух царей, которых люди видят, когда достигают небес (второй — Варуна ). Утверждается, что Яма был собирателем людей, который давал мертвым место для отдыха. Из трёх ригведических небес третье и высшее принадлежит Яме (два нижних принадлежат Савитру ). Здесь обитают боги и Яма окружен музыкой. В ритуальном жертвоприношении Яме предлагают сому и топленое масло , и его призывают сидеть при жертвоприношении, вести жертвователей в обитель богов и обеспечивать долгую жизнь. [20]
В гимне-диалоге между Ямой и Ями (RV 10.10), как первые два человека, Ями пытается убедить своего брата-близнеца Яму заняться с ней сексом. Ями приводит множество аргументов, в том числе продолжение смертной линии, что Тваштар создал их парой в утробе матери и что Дьяуш и Притхви известны своим кровосмешением. Яма утверждает, что их предки, «гандхарвы в водах и водная дева», в качестве причины не совершать кровосмешения, что Митра — Варуна строги в своих постановлениях и что у них повсюду есть шпионы. К концу гимна Ями расстраивается, но Яма остается твердым в своей позиции. Однако в RV 10.13.4 говорится, что Яма решил оставить потомство, но Ями не упоминается. [20] [31]
Ведическая литература утверждает, что Яма — первый смертный, и что он решил умереть, а затем приступил к созданию пути в «другой мир», где проживают умершие предки. Поскольку он был первым человеком, который умер, его считают главой мертвых, повелителем поселенцев и отцом. На протяжении всей ведической литературы Яма все больше и больше ассоциируется с негативными аспектами смерти и в конечном итоге становится богом смерти. Он также становится связанным с Антакой (Губителем), Мритью (Смерть), Ниррити (Смерть) и Сном. [20]
У Ямы есть две четырехглазые, широконосые, пятнистые, рыжевато-коричневые собаки, Шарвара и Шьяма , сыновья Сарамы . [20] [32] Однако в Атхарваведе одна из собак пятнистая, а другая темная. Собаки призваны выслеживать тех, кто вот-вот умрет, и охранять путь в царство Ямы. Ученые, которые придерживаются интерпретации RV 7.55 Теодора Ауфрехта, утверждают, что собаки также предназначались для того, чтобы не допускать злых людей на небеса. [20]
В Ваджасанейи Самхите (Белая Яджурведа) говорится, что Яма и его сестра-близнец Ями оба обитают на самых высоких небесах. [20] Атхарваведа утверждает, что Яма непревзойденна и превосходит Вивасват. [20]
Тайттирия Араньяка и Апастамба Шраута утверждают, что у Ямы есть лошади с золотыми глазами и железными копытами. [20]

Упанишады
[ редактировать ]В Катха Упанишаде Яма изображается учителем мальчика брамина - Начикеты . [22] Даровав Начикете три дара, их разговор переходит в обсуждение природы бытия, знания, Атмана (т.е. души, самости) и мокши (освобождения). [33] Из перевода Брахмриши Вишватмы Бавра: [34]
Яма говорит: Я знаю знание, ведущее в рай. Я объясню вам это так, чтобы вы это поняли. О Начикетас, помни, что это знание — путь в бесконечный мир; поддержка всех миров; и пребывает в тонкой форме в разумах мудрых.
- Глава 1, Раздел 1, Стих 14.
Махабхарата
[ редактировать ]
В эпосе «Махабхарата» Дхармадева (отождествляемый с Ямой) — отец Юдхиштхиры , старшего брата из пяти Пандавов . [3] Яма наиболее заметно лично появляется в « Якша Прашне» и « Вана Парве» и упоминается в « Бхагавад-гите» . [22]
Якша Прашна
[ редактировать ]В «Якша Прашне » Дхармадева (Яма) появляется как якша (дух природы) в форме журавля, чтобы допросить Юдхиштхиру и проверить его праведность. Впечатленный строгой приверженностью Юдхиштхиры дхарме и его ответами на поставленные загадки, Яма раскрывает себя как его отец, благословляет его и возвращает к жизни его младших братьев Пандавов.
Якша [Яма] спросил: «Какой враг непобедим? Что представляет собой неизлечимая болезнь? Какой человек благороден, а какой неблагороден»? И Юдхиштхира ответил: «Гнев — непобедимый враг. Жадность — это неизлечимая болезнь. Тот благороден, кто желает благополучия всем существам, и тот благороден, кто беспощаден».
Дети Парвы
[ редактировать ]В Вана Парве , когда Юдхиштхира спрашивает мудреца Маркандею, существовала ли когда-нибудь женщина, чья преданность соответствовала преданности Драупади , мудрец ответил, рассказав историю Савитри и Сатьявана . [22] После того, как муж Савитри Сатьяван умер, Яма прибыл, чтобы забрать его душу. [22] Однако Яма был настолько впечатлен чистотой Савитри и ее преданностью дхарме и своему мужу, что был убежден вместо этого вернуть Сатьявана к жизни. [22]
- Тиртха-Ятра Парва
В Тиртха-ятре Парве (Книга 3, Варна Парва, CXLII) Ломаса рассказывает Юдхиштхире: «В былые времена было (однажды) ужасное время в Сатья-юге , когда вечное и первобытное Божество [ Кришна ] взяло на себя обязанности Яма И, о ты, который никогда не падал, когда Бог богов начал выполнять функции Ямы, ни одно существо не умерло, пока роды шли как обычно».
Это привело к увеличению населения и погружению Земли «на сто йоджан. И страданию от боли во всех ее конечностях». Земля искала защиты у Нараяны , который воплотился в образе вепря ( Варахи ) и поднял ее обратно наверх. [35]
Удьога Парва
[ редактировать ]В «Удйога-парве» говорится, что жену Ямы зовут Урмила. [36]
Бхагавад Гита
[ редактировать ]В Бхагавад-гите , части Махабхараты, Кришна утверждает: [37]
Из небесных змей-нагов я — Ананта; из водных божеств я Варуна. Из ушедших предков Я – Арьямаа, а среди творцов закона Я – Яма, владыка смерти.
- Глава 10, стих 29.
Пураны
[ редактировать ]Яма и его обитель часто упоминаются в Пуранах . В некоторых Пуранах, таких как Агни Пурана и Линга Пурана, он упоминается как сын Раджни и Сурьи. [38] [39]
Бхагавата Пурана / Шримад Бхагаватам
[ редактировать ]Третья и Четвертая песни
[ редактировать ]В третьей и четвертой песнях « Шримад-Бхагаватам » Яма воплотился как шудра по имени Видура из-за того, что мудрец проклял его за слишком суровые наказания. Из перевода AC Bhaktivedanta Swami Prabhupada / Bhaktivedanta Book Trust (BBT): [40]
Пока Видура играл роль шудры, проклятой Мандукой Муни [также известным как Мандавья Муни], Арьяма исполнял обязанности Ямараджи, наказывая тех, кто совершил греховные поступки.
- Песнь 1, Глава 13, Стих 15.
Видура, преданный Кришны , является главным героем третьей песни. В этой песне выгнал его из дома , после того как король Дхритараштра (его старший сводный брат) Кауравов за упреки в неблагородном поведении по отношению к Пандавам , Видура отправился в паломничество , где встретил других преданных Кришны, таких как Уддхава и мудрец. Майтрейя , последний из которых открыл ему истинное происхождение Видуры:
Я знаю, что теперь ты Видура из-за проклятия Мандавьи Муни и что раньше ты был царем Ямараджем, великим повелителем живых существ после их смерти. Ты был рожден сыном Сатьявати , Вьясадевой , от жены своего брата.
- Песнь 3, Глава 5, Стих 20.
Кришна также утверждает, что Яма наказывает грешников, как передал Видуре (опять же воплощение Ямы) Майтрейей во время их разговора о происхождении и создании мультивселенной :
Брахманы , коровы и беззащитные существа — это моё тело [Кришны]. Те, чья способность суждения была нарушена их собственным грехом, смотрят на них как на отличных от Меня. Они подобны разъяренным змеям, и их гневно разрывают на части клювы подобных стервятникам посланников Ямараджи, повелителя грешников.
- Песнь 3, Глава 16, Стих 10.
Также представлен подробный отчет о наказании грешника после его смерти, начиная с его захвата и путешествия в Ямалоку ( т.е. Ад ):
Как преступника арестовывают для наказания государственные констебли, так и человека, занимающегося преступным удовлетворением чувств, аналогичным образом арестовывают Ямадуты, которые связывают его за шею прочной веревкой и накрывают его тонкое тело, чтобы он мог подвергнуться суровому наказанию. . Когда его несут констебли Ямараджи, он ошеломлен и дрожит в их руках. По дороге [в Ямалоку] его кусают собаки, и он помнит греховные поступки своей жизни. Поэтому он ужасно расстроен.
- Песнь 3, глава 30, стихи 20–21.
Шестой угол
[ редактировать ]В шестой песне Яма (не как Видура и не с Арьямой на посту; см. третью и четвертую песни) наставляет своих посланников, Ямадутов , когда их спрашивают о том, кто обладает высшей властью во вселенной, поскольку существует так много богов и полубогов:
Ямараджа сказал: Мои дорогие слуги, вы приняли меня как Верховного, но на самом деле это не так. Надо мной и над всеми другими полубогами, включая Индру и Чандру, находится один верховный хозяин и повелитель. Частичными проявлениями Его личности являются Брахма, Вишну и Шива, отвечающие за создание, поддержание и уничтожение этой вселенной. Он подобен двум нитям, образующим длину и ширину ткани. Весь мир контролируется Им так же, как бык контролируется верёвкой в носу.
- Песнь 6, Глава 3, Стих 12. [41]
Десятая песнь
[ редактировать ]В десятой песне Кришна и Баларама отправляются в обитель Ямы, чтобы вернуть мертвого сына своего Гуру, Сандипани Муни :
Господь Джанардана взял раковину, выросшую вокруг тела демона, и вернулся к колеснице. Затем Он отправился в Самьямани, любимую столицу Ямараджи, повелителя смерти. Придя туда вместе с Господом Баларамой, Он громко затрубил в Свою раковину, и Ямараджа, который держит обусловленные души под контролем, пришел, как только услышал гулкую вибрацию. Ямараджа с великой преданностью тщательно поклонялся двум Господам, а затем обратился к Господу Кришне, который живет в сердце каждого: «О Верховный Господь Вишну, что мне сделать для Тебя и Господа Баларамы, которые играют роль обычных людей?»
Верховная Личность Бога сказал: Страдая от уз своих прошлых поступков, сын Моего духовного учителя был приведён сюда, к вам. О великий Царь, подчинись Моему приказу и без промедления приведи ко Мне этого мальчика.
Ямараджа сказал: «Да будет так» и родил сына гуру. Затем эти два самых возвышенных Яду представили мальчика Своему духовному учителю и сказали ему: «Пожалуйста, выбери другое благо».- Песнь 10, глава 45, стихи 42–46. [42]
Брахма Пурана
[ редактировать ]В «Брахма-пуране » Яма является повелителем справедливости и связан с Дхармой . Упоминания включают: [43]
- Глава 2.29–30: У Ямы есть дочь по имени Сунита и внук по имени Вена, которые отвернулись от дхармы.
- Глава 20: Описываются различные ады Ямы и сопутствующие им грехи.
- Глава 30.64–68: Яма отчитывает свою мать за то, что она прокляла его (отцу)
- Глава 35.11: Яма уничтожен Шивой после того, как пришел забрать душу Маркандеи (и впоследствии возрождается по велению богов)
- Глава 48.4: Кришна описывает себя как Брахму , Вишну , Шиву , Индру и Яму («Я Яма, который сдерживает вселенную»).
- Глава 105: Приводятся описания «ужасных слуг Ямы».
- Глава 126.42.50: Описания агонии смерти грешников, в том числе того, как Яма поймал Его петлю, а также пыток, перенесенных в Его обители.
- Глава 24 (книга 4): Яма убит в битве Карттикеей ; по приказу Шивы Яму возрождает Нандин.
Верхом на своем грозном буйволе поспешил к тому месту бог Смерти Яма. Он держал свой скипетр (жезл наказания). Его физическое тело было желтого цвета. По доблести он не мог сравниться ни с кем. Он не имел себе равных по блеску, силе и способности требовать послушания. Его конечности были хорошо развиты, и он носил гирлянды.
- Брахма Пурана, главы 30.9–12. [44]
Гаруда Пурана
[ редактировать ]В Гаруда Пуране Яма и его царство, где наказываются грешники, подробно описаны, в том числе в двенадцатой главе под названием « Царство Ямы ». В этом тексте жену Ямы зовут Шьямала.
Matsya Purana
[ редактировать ]В Матсья Пуране , помимо его сражений с асурами , Яма широко упоминается: [45] [46]
- Глава XI: Яма в образе проклятого мальчика
- Глава XLIX: Яма сражается с Джанамеджаей в аду и после пленения дает ему знание об освобождении.
- Глава XCIII: Объявлено, что Яма принадлежит Сатурну.
- Глава CII: Приводятся синонимы Ямы ( Дхармараджа , Мритьо, Антака, Вайвасвата, Кала , Сарвабхутаксая, Аудумбара, Дадхна, Нила, Парамести, Врикодара, Читра и Читрагупта ). [47]
- Глава CCXLVIII: Яма, как и другие, контролируется Вишну.
- Глава CCLIII: Яма — 13-й из 32 дэвов.
Вишну Пурана
[ редактировать ]В «Вишну-пуране » Яма — сын бога Солнца Сурьи ( его зовут Вивасван в Ведах , что также означает «солнце») и Сандхьи (в Ведах — Саранья , другое имя), дочери Вишвакармы ( — Твастар) в Ведах . Веды вышли из пупа Вишвакармана ). [48] Во время разговора со своим слугой Яма заявляет, что он подчиняется Вишну. [с] Устанавливая отношения между Вишну и Лакшми, глава 8 Книги 1 описывает Думорну как супругу Ямы. [50]
Брак и дети
[ редактировать ]В индуистских текстах можно найти разную информацию о супругах и детях Ямы. Махабхарата описывают Дхуморну (также известного , Вишну Пурана и Вишнудхармоттара как Урмила) как его супругу. [51] [52] В Гаруда Пуране Шьямала — это имя жены Ямы. Согласно некоторым другим текстам, у Ямы есть три супруги — Хема-мала, Сушила и Виджая. [6] [53] Отождествляясь с Дхармадевой, он также женился на 10 или 13 дочерях бога Дакши . [54]
Согласно « Брахма-пуране» , старшую дочь Ямы зовут Сунита, она является матерью царя Вены. Собхавати, жену Читрагупты , иногда называют дочерью Ямы. В «Махабхарате» Юдхиштхира , старший Пандав, был благословлен Дхармой Кунти . [22]
Поклонение
[ редактировать ]Храм Яма Дхармараджа — индуистский храм, расположенный в Тиручитрамбаламе в районе Танджавур штата Тамил , Индия. Наду Храм посвящен Яме.
В других религиях
[ редактировать ]
Упомянутый в Палийском каноне , буддизма Тхеравады Яма впоследствии вошел в буддийскую мифологию Восточной Азии , Юго-Восточной Азии и Шри-Ланки как Дхармапала . Он также признан в сикхизме .
В популярной культуре
[ редактировать ]Помимо изображения в фильмах и телевизионных адаптациях Священных Писаний, таких как телесериалы, Яма также участвовал в кампаниях по безопасности дорожного движения в Индии, в частности, для предупреждения об опасностях езды на мотоциклах без шлемов. [55] Дхарма Раджа был изображен как персонаж в произведениях Рошани Чокши «Звездная королева» и «Корона желаний».
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ При отождествлении с Дхармадевой [3]
- ↑ Другие имена супруги Ямы включают Урмилу и Шьямалу. [5] Яму также иногда изображают с тремя супругами Хема-малой, Сушилой и Виджаей. [6] Когда он отождествляется с Дхармадевой , он женат на 10 или 13 дочерях Дакши .
- ↑ Яма сказал своему слуге: «Не трогай тех, кто предан Вишну. Я господин всех остальных, кроме этих. Я не совсем независим, я работаю под руководством Вишну. Он также способен наказать меня. Даже боги поклоняются лотосным стопам Вишну. Держитесь подальше от преданных Вишну». [49]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Циклопедия Индии, Восточной и Южной Азии, Коммерческая, промышленная и научная: продукты минерального, растительного и животного царств, полезные искусства и производства. Эд. Эдвард Бальфур . [Д-р:] Scottish and Adelphi Press. 1873.
- ^ «Планетарная лингвистика» . Архивировано из оригинала 17 декабря 2007 года . Проверено 12 июня 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь со специальными ссылками на эпическую и пураническую литературу . Робартс – Университет Торонто. Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-0-8426-0822-0 .
- ^ Пураническая энциклопедия Веттама Мани
- ^ Jump up to: а б Деброй, Бибек (2005). История Пуран . Бхаратия Кала Пракашан. ISBN 978-81-8090-062-4 .
- ^ Jump up to: а б Даниэлу, Ален (1991). Мифы и боги Индии: классический труд об индуистском политеизме из серии Принстон-Боллинген . Bear & Co. Внутренние традиции / ISBN 978-0-89281-354-4 .
- ^ Jump up to: а б Мэллори и Адамс 1997 , стр. 129–130.
- ^ Линкольн 1991 , с. 33.
- ^ Линкольн 1975 , с. 129.
- ^ Энтони 2007 , стр. 134–135.
- ^ «Взгляд на язык, литературу и культуру манипури» . 1970.
- ^ «Яма» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 9 января 2021 г.
- ^ Шриниваса М. (10 января 2020 г.). «Храм Ямараджа в районе Мандия | Новости Майсуру» . Таймс оф Индия . Проверено 13 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Далал, Рошен (2010). Религии Индии: краткое руководство по девяти основным конфессиям . Книги Пингвинов Индия. ISBN 9780143415176 .
- ^ «Яма и Маркандейя – Глава – 1 «Введение» – Wattpad» . www.ваттпад.com . Проверено 9 января 2021 г.
- ^ Артур Энтони Макдонелл (1995). Ведическая мифология . Мотилал Банарсидасс. п. 172. ИСБН 978-8120811133 .
- ^ Jump up to: а б с Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь со специальными ссылками на эпическую и пураническую литературу . Робартс – Университет Торонто. Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 367. ИСБН 978-0-8426-0822-0 .
- ^ Даниэлу, Ален (01 января 2017 г.). Мифы и боги Индии: классический труд об индуистском политеизме . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-3638-9 .
- ^ «Санскритский словарь разговорного санскрита» . сайт Speakingsanskrit.org . Проверено 17 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Макдонелл, Артур Энтони (1897). Ведическая мифология . Издательство Оксфордского университета. стр. 171–173.
- ^ Шульман, стр. 36–39, 41. [ нужна полная цитата ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Яма – бог смерти» . HinduScriptures.com . 13 декабря 2017 года . Проверено 9 января 2021 г.
Ведический образ жизни, Священные Писания, Веды, Упанишады, Итихаас, Смрути, Санскрит
- ^ «Книга 10 Гимн 14 – Яма» . Риг Веда . Проверено 8 июля 2017 г. - через Sacred-Texts.com.
- ^ Уорриер, Шрикала (2014). Камандалу: Семь священных рек индуизма (Первое изд.). Лондон, Великобритания: Университет Маюра. п. 291. ИСБН 978-0953567973 .
- ^ «Как много вы знаете о Ямарадже – индуистском боге смерти?» . говорящее дерево.в . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ «Яма: бог смерти в индуизме» . Журнал Sanskriti – Индуизм и индийская культура . 15 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 11 января 2021 г. Проверено 9 января 2021 г.
- ^ Осуществление поклонения Шани . Сатурн Публикации Pvt. п. 10. ISBN 9788190632713 – через Google Книги. [ нужна полная цитата ]
- ^ Великие храмы Индии, Цейлона и Бирмы . Азиатское образование. Услуга. п. 19. [ нужна полная цитата ]
- ^ [название не указано; ¿ Вишну Дхармоттара ?] . Издательство Калькуттского университета. 1928 г. - через Archive.org. [ нужна полная цитата ]
- ^ Рао 1914 , т. 2, стр. 525.
- ^ Джеймисон, Стефани; Бреретон, Джоэл (2014). Ригведа: самая ранняя религиозная поэзия Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 1381–1383, 1389–1390. ISBN 9780199370184 .
- ^ Джеймисон и Бреретон 2014 , с. 1392.
- ^ Пол Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120814684 , стр. 269–273
- ^ Бавра, Брахмриши Вишватма; Милчетич, Уильям Ф. (2009). Вечная душа: комментарий к Катха-упанишадам . Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN 978-1448607174 .
- ^ М.Н.Дутт. Махабхарата . С. 206–208 .
- ^ «Махабхарата, Книга 5: Удьога Парва: Бхагват Яна Парва: Раздел CXVII» . www.sacred-texts.com . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ Прабхупада, Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами (1993). Бхагавад-гита как она есть . Книжный фонд Бхактиведанты. ISBN 978-9171495341 .
- ^ Дж. Л. Шастри, редактор (1951). Линга-Пурана, часть 1 . Мотилал Банарсидасс. п. 259.
{{cite book}}
:|first=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Дж. Л. Шастри, Г. П. Бхатт (1 января 1998 г.). Агни Пурана Мотилал на английском языке в полном объеме . п. 735.
- ^ Прабхупада, Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами (1972). Шримад-Бхагаватам, Третья Песнь: Статус-кво . Книжный фонд Бхактиведанты. ISBN 978-9171496362 .
- ^ «СБ 6.3.12» . vedabase.io . Проверено 30 октября 2019 г.
- ^ «Глава сорок пятая» . vedabase.io . Проверено 30 октября 2019 г.
- ^ Мотилал Банарсидасс (1955). Брахма Пурана – Части I–IV .
- ^ Мотилал Банарсидасс (1 января 1955 г.). Брахма Пурана – Части I – IV . стр. 190 .
- ^ Басу, BB (1916). Матсья Пуранам .
- ^ Индуистский Пуран (1917). Матсья Пуранам, часть. 2 .
- ^ Басу, BB (1916). Матсья Пуранам . стр. 281 .
- ^ Уилсон, Гораций Хейман (1864). Вишну Пурана . Трюбнер.
- ^ Вишну-пурана (сокращенное изд.). 25 мая 2013 г. – через мудростьlib.org.
- ^ «Книга I: Глава VIII» . Вишну Пурана . Проверено 9 марта 2021 г. - через Holy-texts.com.
- ^ Махабхарата Кришна-Двайпаяна Вьяса в переводе на английскую прозу: Дрона парва (2-е изд. 1892 г.) . Бхарата Пресс. 1886.
- ^ Баарен, Теодор Петрус ван (1982). Видимая религия: Ежегодник религиозной иконографии . Брилл. ISBN 9789004067790 .
- ↑ Миф о браке Ямы с Виджаей или Шьямалой можно найти в Бхавишья-пуране, где она является дочерью женщины-брахмина по имени Урмила. [5]
- ^ Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия с особым упором на эпическую и пураническую литературу.
- ^ «Дорожная полиция Бангалора размещает «Ямараджа» на улицах, чтобы предупреждать людей о нарушениях и распространять информацию о безопасности дорожного движения» . Первый пост . 11 июля 2018 года . Проверено 16 октября 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Энтони, Дэвид В. (2007). Лошадь, колесо и язык: как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир . Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400831104 .
- Апте, Ваман Шиварам (1975) [1965]. Практический санскритско-английский словарь (Четвертое, исправленное и дополненное издание). Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-0567-4 – через Archive.org.
- Арья, Рави Пракаш; Джоши, КЛ (2001). Ригведа Самхита (второе исправленное издание). Публикации Паримала. ISBN 81-7110-138-7 .
Санскритский текст, английский перевод по Е.С. Уилсону и Бхашье из Саяначарьи,
4 тома - Чидбхавананда, Свами (1997). Шива Сахасранама Стотрам (Третье изд.). Шри Рамакришна Тапованам.
- Фергус, Джон Уильям (2017). Веды . Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN 9781541294714 – через Google Книги.
Самхиты Риг, Яджур (Белая и Черная), Сама и Атхарва Веды.
- Линкольн, Брюс (1975). «Индоевропейский миф о творении» . История религий . 15 (2): 121–145. дои : 10.1086/462739 . ISSN 0018-2710 . S2CID 162101898 .
- Линкольн, Брюс (1991). Смерть, война и жертвоприношение: исследования идеологии и практики . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-48199-9 .
- МакДонелл, А.А. (1974) [1898]. Ведическая мифология (Переиздание). Дели: ISBN Motilal Banarsidass Publishers Private Ltd. 81-208-1113-5 – через Archive.org.
- Мэллори, Джеймс П .; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-884964-98-5 .
- Прабхупада, А.Ч. Бхактиведанта, Его Божественная Милость, Свами (1993). «Как есть» . Бхагавад-гита . Книжный фонд Бхактиведанты. ISBN 9789171495341 – через Google Книги.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Прабхупада, А.Ч. Бхактиведанта, Его Божественная Милость, Свами (1972). «Третья Песнь: Статус-кво» . Шримад-Бхагаватам . Книжный фонд Бхактиведанты. ISBN 978-9171496362 – через Google Книги.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Рао, Т. А. Гопнатха (1914). Элементы индуистской иконографии . 2 тома
- Уилсон, Гораций Хейман (1864). Вишну Пурана . Трюбнер – через Google Книги.
- Вуд, Эрнест; Субрахманьям (2008). Гаруда Пурана . БиблиоБазар, ООО. ISBN 978-1-4375-3213-5 – через Google Книги.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мейд, В. 1992. Германская религия в свидетельствах языка . В книге Beck et al., Германская религиозная история – источники и проблемы источников , стр. 486–507. Нью-Йорк, де Грюйтер.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Умирающие, Ямараджа и Ямадутас. Архивировано 26 октября 2005 г. в Wayback Machine.
- Подчинение Ямы Вишну. Архивировано 14 мая 2006 г. в Wayback Machine.