Тонгален
Тонгален | |
---|---|
Король подземного мира и Бог мертвых | |
Член Лейнингтуса | |
Обитель | подземный мир |
Тексты | Пуареитон Кхунток , Городской насос Луваоба |
Пол | Мужской |
Область | Манипур |
Этническая группа | Этническая принадлежность мейтей |
Фестивали | Пусть Хараоба |
Генеалогия | |
Братья и сестры | Пуареитон |
Супруги | |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Аид |
Римский эквивалент | Плутон |
Индуистский эквивалент | Яма [ 1 ] [ 2 ] |
Часть серии о |
Мифология Мэйтей |
---|
Портал мифов |
Часть серии о |
Санамахизм |
---|
Тонгален ( Манипури : ꯊꯣꯉꯥꯂꯦꯟ ) (также Тонгалель, Тонгарен или Тонгарел) — бог мёртвых и царь подземного мира ( Манипури : Khamnung , латинизированное: Khamnung ) в мифологии Мейтей и санамахизме , коренной религии Манипура. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Он — Бог-Хранитель надира . [ 3 ] : 181 .
Он — бог-предок рода Хуман . [ 10 ] Лайхуремби и Лайнаотаби — его жены. [ 11 ]
Мифология
[ редактировать ]В цитате Пуарейтона
[ редактировать ]Король Тонгарен ( Старый Манипури : Тонгален ) попросил свою высокопоставленную королеву Лайхуремби ( Старый Манипури : Лайхулемпи ) отправиться со своим братом Чингхонгом Пуареитоном в долгое путешествие. Пуаретон был вдовцом ; его жена умерла, и ему нужно было воспитывать шестерых детей, и ему также пришлось поехать в Тай Панг Пан . Король Тонгалель подумал, что его брату нужна жена, которая отправится с ним в путешествие. [ 12 ] Однако царица Лайхуремби не захотела ехать. Она сказала, что уже жена короля. В ее честь уже были посажены деревья, потому что они с королем очень долго жили вместе. Итак, вместо царицы Лайхуремби король Тонгалель послал свою вторую жену, Лейнаотаби , пойти с Пуарейтоном и стать его женой. [ 13 ]
В насосе Луооба
[ редактировать ]Нонгбан Помби Луваоба был принцем династии Луван . Принц Нонгбан Помби Луваоба и его жена Намойну были счастливы. Потом она внезапно умерла. Она умерла из-за Бога Тонгалеля. Принц Помби Луваоба отказался похоронить ее труп. Он надеялся, что Бог Тонгалель вернет ее душу обратно в тело, чтобы она снова была жива. Бог Тонгалель получил послание от принца через фазана . В сообщении говорилось, что принц Нонгбан Помби Луваоба готов сразиться с богом Тонгалелем, если он не отправит душу Намойну обратно. Это разозлило Бога Тонгалеля. Он послал двух своих братьев, но принц Нонгбан Помби Луваоба победил их обоих. Он взял их в плен. Принц Нонгбан Помби Луваоба послал фазана с еще одним посланием Богу Тонгалелю. В сообщении говорилось, что если Бог хочет вернуть своих братьев живыми, то он должен вернуть душу Намойну в ее тело. [ 14 ]
Наконец, Бог Тонгалель пришел встретиться с самим принцем Помби Луваоба. Но вместо того, чтобы сражаться, принц помолился самому богу. Бог Тонгалель был рад, что принц Нонгбан Помби Луваоба оказал ему уважение. Тонгалель вернул Намойну к жизни. Он также сделал ей подарок: она проживет 100 лет и родит 100 сыновей. [ 15 ]
Гимны
[ редактировать ]Народ Мэйтей в древние времена поклонялся божеству вместе с гимном, который гласит:
О Бессмертный Лорд Тонгален!
Ты творец судеб мертвых и живых!
Умел ты в управлении,
Одобрение многих живых существ
Решение судьбы многих мертвецов
Председательствуй над погребальными делами;
Глава богов!
Закрой дверь смерти
И открой дверь живым!— Эши Тонг Вуд [ 16 ]
Тексты
[ редактировать ]- Согласно древней мейтейской хронике «Пуарейтон Кунток» , из страны смерти прибыла группа колонистов под предводительством Пуарейтона, королем которой был лорд Тонгарен. [ 17 ]
- Согласно древней мэтэйской хронике «Нонгбан Помби Луваоба» , между Нонгбан Помби Луваоба и посланником Тонгарена произошел конфликт и последующее примирение с самим лордом Тонгареном. [ 18 ]
Ассоциация с другими божествами
[ редактировать ]Бога Тонгалена иногда называют Богом Вангпурелем ( Старый Манипури : Вангпулель ). Тонгален – король преступного мира. Вангпурель правит южным направлением. Некоторые мейтейцы верят, что направление на юг — это земля смерти. Итак, когда Мейтеи обратились в индуизм , Тонгален и Вангпулель стали аналогами индуистского бога Ямы . [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Элангбам Нилаканта (1982). Аспекты индийской культуры. Академия танца Джавахарлала Неру Манипура.
- ^ Взгляд на язык, литературу и культуру манипури - страница 19 - 1970 г.
- ^ Jump up to: а б Нилаби, Сайрем (2006). Лайинту Лайреммасингги Вари Сингбул (в Манипури). п. 174.
- ^ Мехротра, Дипти Прия (8 июля 2009 г.). Ярко пылающий от Шармилы . Пингвин Великобритания. ISBN 978-81-8475-153-6 .
- ^ Северо-восточный географ . Географическое общество Северо-Восточной Индии. 1980.
- ^ Средневековая индийская литература: Антология . Сахитья Академия. 1997. с. 385.
- ^ Вклад в этнографию Юго-Восточной Азии . Редакционный совет, Вклад в этнографию Юго-Восточной Азии. 1982.
- ^ Сингх, Вахенгбам Ибохал (1986). История Манипура: ранний период . Коммерческая компания Манипура.
- ^ Комиссия, Индия Индийские исторические записи (1976). Материалы заседаний сессии. Менеджер публикаций.
- ^ Санаджаоба, Наорем (1988). Манипур, Прошлое и настоящее: наследие и испытания цивилизации . Публикации Миттала. ISBN 978-81-7099-853-2 .
- ^ Рэй, Асок Кумар; Чакраборти, Сатьябрата (2008). Общество, политика и развитие в Северо-Восточной Индии: очерки памяти доктора Басудеба Датты Рэя . Концептуальное издательство. ISBN 978-81-8069-572-8 .
- ^ Сингх, Вахенгбам Ибохал. История Манипура . п. 245.
- ^ Сингх, Вахенгбам Ибохал. История Манипура . п. 246.
- ^ Дели, Всеиндийское радио (AIR), Нью (17 марта 1968 г.). АКАШВАНИ: Том. XXXIII, № 12 (17 МАРТА 1968 г.) . Всеиндийское радио (AIR), Нью-Дели.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Дели, Всеиндийское радио (AIR), Нью (17 марта 1968 г.). АКАШВАНИ: Том. XXXIII, № 12 (17 МАРТА 1968 г.) . Всеиндийское радио (AIR), Нью-Дели.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Нилаби, Сайрем (2006). Лайинту Лайреммасингги Вари Сингбул (в Манипури). п. 181.
- ^ Вклад в этнографию Юго-Восточной Азии . 1982.
- ^ Сингх, Элангбам Нилаканта (1982). Аспекты индийской культуры .
- ^ Сингх, Л. Бхагьячандра (1991). Критическое исследование религиозной философии . п. 109.