Санамахизм
Санамахизм | |
---|---|
Подкладка Санамахи | |
![]() Символ санамахизма | |
Тип | Этническая религия |
Классификация | Анимизм |
Писание | Пуйас |
Теология | Политеизм |
Область | Манипур , Индия |
Язык | Мэйтей |
Количество подписчиков | ок. 235 000 [1] |
Часть серии о |
Санамахизм |
---|
![]() |
Санамахизм ( Манипури : ꯁꯅꯥꯃꯍꯤ ꯂꯥꯏꯅꯤꯡ , латинизировано: Санамахи лайнинг , перевод: Религия Санамахи, букв. « религия жидкого золота » ) [2] также известный как мейтизм ( Манипури : Meitei laining , латинизировано: Meitei laining ), [3] [4] или Лейнингтуизм ( Манипури : ꯂꯥꯢꯅꯤꯡꯊꯧ ꯂꯥꯢꯅꯤꯡ ) — этническая религия народа мейтей из Манипура , на северо-востоке Индии . Это политеистическая религия, названная в честь Лайнингту Санамахи , одного из самых важных божеств веры Мейтей. [5] [6] [7] Санамахи — старший сын верховного бога Сидабы Мапу и верховной богини Леймарель Сидаби . Традиционно каждая семья Мэйтей, независимо от религии, поклоняется Санамахи и Леймарел Сидаби. У санамахизма нет религиозного главы, но есть орган, Мару Лойшанг, который наблюдает за основной религиозной деятельностью и управляет всеми делами религии, включая поведение священника и жрицы. [8] Мару Лойшан также является судом по религиозным спорам. [8] В состав Ману Лойшана входят три основных департамента: Амайба Лойшанг, Пена Ашейба Лойшанг и Амаиби Лойшанг. [9] Эти департаменты существовали со времен правления короля Мейдингу Хонгнемёи Кхунджао Наотингхонга из Манипура в 662 году нашей эры. [9] Санамахи — старший сын верховного бога Сидабы Мапу и верховной богини Леймарель Сидаби .
Божества [ править ]
Божества в санамхизме можно классифицировать как главные божества, божества-предки или апокпа , региональные божества, называемые Лам Лай или Уманг Лай, и божества-предки, которым поклоняются отдельные кланы Мейтей (Йек Лай) и семьи (Сагхей Лай).
В санамахизме пять основных божеств:
- Лайнингту Санамахи , бог-защитник и хранитель человечества.
- Куру , создатель вселенной.
- Пахангба , правитель вселенной и разрушитель зла.
- Леймарель Сидаби : Богиня Земли.
- Имоину Ахонгби , воплощение Леймареля и богини богатства и процветания.
Другие важные боги и богини включают Пантойби , Лайнингту Нонгпок Нинттоу , Лайнингтоу Кубру , Ибудхоу Марджинг , Тонгалель , Вангбрен , Эпуту Танцзин , Коуну , Нонгшаба , Нонгтанг Лейма и Ирай Лейма .
Уманг Лай часто рассматриваются как аспекты или воплощения главных божеств. Поклонение Уманг Лайсу и связанный с ним ритуал, называемый Уманг Лай Хараоба, является одним из главных религиозных праздников в санамахизме. Уманг Лай связаны со священными рощами , также называемыми Уманг Лай . Есть сходство между Уманг Лаисами и божествами Нат Мьянмы. [10]
Все божества обозначаются универсальным термином Лай, который на языке Мэйтэй означает «бог». При упоминании мужского божества используются термины Лайнингту, Эбхуду или Эпа, а термины Лайремби, Эбхендхоу или Эма используются для обозначения женского божества. Лайремби в основном используется для обозначения Уманг Лайс.
Происхождение [ править ]
Первые упоминания встречаются в Чейтарол Кумбаба , придворных хрониках царей Манипура , начиная с короля Нонгда Лайрена Пакхангбы , правившего более столетия, с 33 по 154 год н.э. [ нужна ссылка ]

Возрождение [ править ]
Коллективные усилия по возрождению санамахизма часто называют движением санамахи. Самые ранние сведения можно отнести к формированию Апокпа Марупа Лайнингалом Наорией Пхуло в 1930 году в Качаре (современный Ассам, Индия). [11] К 1934 году движение распространилось на долину Манипура. Хотя движение не набрало оборотов из-за японского вторжения во Второй мировой войне, первоначально планировалось активизировать движение под руководством Тахелламбама Бокула (Санамахи Бокула). [11] Фулло умер в 1941 году.
Через три года после смерти Пхулло в 1944 году движение наконец начало набирать обороты в Манипуре. Были приняты резолюции осудить индуизм и возродить санамахизм в Манипуре. Массовая кампания по популяризации религии Санамахи была проведена в различных местах Манипура. 14 мая 1945 года была основана популярная партия «Мейтей Маруп». Это ознаменовало начало возрождения санамахизма и мейтей майек , оригинального письма языка манипури, среди прочего. Термины Санамахизм и Мейтей Маруп часто используются как синонимы. Брахма Сабха решительно выступила против движения и официально изгнала 38 членов Мейтей Марупа.
К 1970-м и 1980-м годам движение Санамахи привлекло больше активистов. Были проведены массовые акции по возвращению святынь божеств и обращению индуистских практик или поклонения к древним традициям санамахизма. Примечательным движением стало изъятие идолов Санамахи и Леймареля Сидаби у индуистских брахманов, которые сейчас установлены в храме на Первом стрелковом полигоне Манипура в Импхале. 16 февраля 1974 года состоялось массовое обращение в санамахизм. Это событие было придумано, Нонгкханг Парей Ханба, символизирующее отказ от принудительного массового крещения в индуизме в 1729 году и называемое Нонгкханг Ируппа .
23 апреля 1992 года тогдашний махараджа Манипура Окендраджит Сана заявил: «Я открываю Лубак Табу и отказываюсь от индуизма как государственной религии, и настоящим Королевский обычный закон страны отменяет признание, вместо этого Королевский обычный закон возрождает лайнингтуизм. в качестве государственной религии и тем самым признаем ее государственной религией». [12]
По данным переписи населения Индии 2011 года, последователи Санамахи составляют 8,19% от общей численности населения Манипура, Индия.
Официальный статус [ править ]
5 августа 2022 года Законодательное собрание штата Манипур подтвердило резолюцию о включении религии санамахи в данные переписи населения с отдельным уникальным кодом в качестве официально признанной религии меньшинства Индии. В прошлом, 31 июля 2002 г. и 1 августа 2003 г., Законодательное собрание штата Манипур принимало аналогичные резолюции о присвоении уникального кода религии, но не было одобрено центральным правительством Индии . [13]
В предыдущие десятилетия многие социальные, религиозные и политические активисты, ассоциации и организации боролись посредством жестоких агитаций и протестов за включение религии Санамахи в число официально признанных религий меньшинства Индии. [14] [15] [16]
Практики [ править ]
Многие практики Санамахи сосредоточены на подношении еды божествам в сочетании с гимнами, а также на пророческих ритуалах, в которых жрицы становятся одержимыми богом или богиней. Формула подношения для призыва богов, произнесенная жрицей над водоемом во время фестиваля Лай Хараоба , гласит:
Воплощенный Господь, Лайрен (Лай-Бог, Лен-Высший) Божество Пахангба, о золотой,
Богиня вод, Повелительница рек:
Золотая Богиня (Лайсана) прекрасная и прекрасная:
Вам, Владыка и Госпожа, чтобы души ваши призвать,
Мы высыпали рис на тончайшие банановые листья,
А на нем поместили оплодотворенную яйцеклетку и бутоны лангтреи.
Мы не предлагаем вам обычный хайом (пакет подношений), мы предлагаем вам свои собственные хайомы.
И мы связали их семью бамбуковыми полосками.
Которые (представляют) семь дней недели.
Предлагаем вам хайомы в таком виде, как они связаны.
Лорд и Леди, мы умоляем вас,
Подъем изнутри хайома, катаясь по хирисам. [17]
Некоторые эзотерические практики также являются частью санамахизма, например, использование мантр для различных целей. В мистическом тексте Санамахи Найом содержится несколько формул, например, мантра, которая, как полагают, останавливает дождь. [18]
Религиозные фестивали [ править ]
Ассоциации и организации [ править ]
- Международная ассоциация студентов-санамахистов
- Лайнингту Санамахи Санапунг
- Совет храма Лайнингтоу Санамахи
- Культурная организация Юго-Восточной Азии
Ссылки [ править ]
- ^ Перепись 2001 года
- ^ Мэйтей, Маянгламбам Мангангсана (6 июня 2021 г.). Звук Пены в Манипуре . Марджинг Маянгламбам. п. 30. ISBN 978-93-5473-655-1 .
- ^ Мейтей, Сандженбам Яипхаба; Чаудхури, Сарит К.; Арункумар, MC (25 ноября 2020 г.). Культурное наследие Манипура . Рутледж. п. 185. ИСБН 978-1-000-29637-2 .
- ^ Зехол, Люси (1998). Этническая принадлежность в Манипуре: опыт, проблемы и перспективы . Регентские публикации. п. 79. ИСБН 978-81-86030-51-6 .
- ^ Гурачандра, М. (1982). Санамахи Лайхуэй .
- ^ «Возрождение санамахизма» . электронный pao.net . Проверено 18 апреля 2022 г.
- ^ Нилабир, Сайрем (2002). Laiyingthou, спасибо, хорошо, спасибо, пока не Ihou
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Мару (Пандит Лойсанг)» . Мару (Пандит Лойсанг) . Проверено 18 апреля 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Семинар IGNCA по культуре майби в Манипуре | IGNCA» . ignca.gov.in . Проверено 18 апреля 2022 г.
- ^ «Фестиваль Нат Мьянмы и Манипури УмангЛай Нат» . электронный pao.net . Проверено 18 апреля 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэйтей, Заимствование. "Маленькие руины_ Луг Наория" .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Возрождение санамахизма» . электронный pao.net . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ «Для религии Санамахи обсуждается отдельный кодекс: 6 августа 22 г. ~ Э-Пао! Заголовки» . электронный pao.net . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ Чингхейнганба, Салам (14 февраля 2020 г.). «Окрам Джой угрожает собрать толпу на собрании, если дом не признает Санамахи религией меньшинства - Imphal Times» . www.imphaltimes.com . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ «Ищет статус религиозного меньшинства» . www.thesangaiexpress.com . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ «Правительство должно объявить Санамахи религией меньшинства, - говорит О Джой» . www.thesangaiexpress.com . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ Сародж Парратт (1997). Угодие богов: Мэйтей Лай Хараоба . Викас. п. 77. ИСБН 8125904166 .
- ^ Сойбам Бираджит (2014). Миямги Кхолао: Росток сознания . АРЕКОМ. п. 103.
Источники [ править ]
- Отоджит Кшетримаюм (2009), «Женщины и шаманизм в Манипуре и Корее: сравнительное исследование», индийский антрополог , 39 (1/2): 17–34, ISSN 0970-0927 , JSTOR 41920088
- Кшетримаюм, Отоджит (2014), Ритуал, политика и власть в Северо-Восточной Индии: контекстуализация Лай Хараоба Манипура , Ruby Press & Co., ISBN 978-93-82395-50-8
- Ходсон, TC (2015), The Body , Ruby Press & Co., ISBN 978-93-82395-56-0
- Сародж Налини Парратт (1974), Религия Манипура: верования, ритуалы и историческое развитие , Издательство Австралийского национального университета
- Сарой Н. Арамбам Парратт; Джон Парратт (2001), «Вторая «женская война» и появление демократического правительства в Манипуре», Modern Asian Studies , 35 (4): 905–919, doi : 10.1017/S0026749X0100405X , JSTOR 313195 , S2CID 145449486
- Сохини Рэй (2009), «Написание тела: космология, орфография и фрагменты современности в северо-восточной Индии», Anthropological Quarterly , 82 (1): 129–154, doi : 10.1353/anq.0.0047 , JSTOR 25488260 , S2CID 140755509
- Сингх, доктор Сайкхом Гопал (2015), Встреча Манипура: исследование человеческой географии , Ruby Press & Co., ISBN 978-93-82395-21-8
- Сингх, доктор Сайкхом Гопал (2015), География населения Манипура , Ruby Press & Co., ISBN 978-93-82395-25-6
