Jump to content

Санамахизм

Санамахизм
Подкладка Санамахи
Символ санамахизма
Тип Этническая религия
Классификация Анимизм
Писание Пуйас
Теология Политеизм
Область Манипур , Индия
Язык Мэйтей
Количество подписчиков ок. 235 000 [1]

Санамахизм ( Манипури : ꯁꯅꯥꯃꯍꯤ ꯂꯥꯏꯅꯤꯡ , латинизировано: Санамахи лайнинг , перевод: Религия Санамахи, букв. « религия жидкого золота » ) [2] также известный как мейтизм ( Манипури : Meitei laining , латинизировано: Meitei laining ), [3] [4] или Лейнингтуизм ( Манипури : ꯂꯥꯢꯅꯤꯡꯊꯧ ꯂꯥꯢꯅꯤꯡ ) — этническая религия народа мейтей из Манипура , на северо-востоке Индии . Это политеистическая религия, названная в честь Лайнингту Санамахи , одного из самых важных божеств веры Мейтей. [5] [6] [7] Санамахи — старший сын верховного бога Сидабы Мапу и верховной богини Леймарель Сидаби . Традиционно каждая семья Мэйтей, независимо от религии, поклоняется Санамахи и Леймарел Сидаби. У санамахизма нет религиозного главы, но есть орган, Мару Лойшанг, который наблюдает за основной религиозной деятельностью и управляет всеми делами религии, включая поведение священника и жрицы. [8] Мару Лойшан также является судом по религиозным спорам. [8] В состав Ману Лойшана входят три основных департамента: Амайба Лойшанг, Пена Ашейба Лойшанг и Амаиби Лойшанг. [9] Эти департаменты существовали со времен правления короля Мейдингу Хонгнемёи Кхунджао Наотингхонга из Манипура в 662 году нашей эры. [9] Санамахи — старший сын верховного бога Сидабы Мапу и верховной богини Леймарель Сидаби .

Божества [ править ]

Божества в санамхизме можно классифицировать как главные божества, божества-предки или апокпа , региональные божества, называемые Лам Лай или Уманг Лай, и божества-предки, которым поклоняются отдельные кланы Мейтей (Йек Лай) и семьи (Сагхей Лай).

В санамахизме пять основных божеств:

Другие важные боги и богини включают Пантойби , Лайнингту Нонгпок Нинттоу , Лайнингтоу Кубру , Ибудхоу Марджинг , Тонгалель , Вангбрен , Эпуту Танцзин , Коуну , Нонгшаба , Нонгтанг Лейма и Ирай Лейма .

Уманг Лай часто рассматриваются как аспекты или воплощения главных божеств. Поклонение Уманг Лайсу и связанный с ним ритуал, называемый Уманг Лай Хараоба, является одним из главных религиозных праздников в санамахизме. Уманг Лай связаны со священными рощами , также называемыми Уманг Лай . Есть сходство между Уманг Лаисами и божествами Нат Мьянмы. [10]

Все божества обозначаются универсальным термином Лай, который на языке Мэйтэй означает «бог». При упоминании мужского божества используются термины Лайнингту, Эбхуду или Эпа, а термины Лайремби, Эбхендхоу или Эма используются для обозначения женского божества. Лайремби в основном используется для обозначения Уманг Лайс.

Происхождение [ править ]

Первые упоминания встречаются в Чейтарол Кумбаба , придворных хрониках царей Манипура , начиная с короля Нонгда Лайрена Пакхангбы , правившего более столетия, с 33 по 154 год н.э. [ нужна ссылка ]

Кангла Пакхангба Лайшанг , храм Бога Пахангба религии Санамахи внутри форта Кангла , Западный Импхал , Манипур

Возрождение [ править ]

Коллективные усилия по возрождению санамахизма часто называют движением санамахи. Самые ранние сведения можно отнести к формированию Апокпа Марупа Лайнингалом Наорией Пхуло в 1930 году в Качаре (современный Ассам, Индия). [11] К 1934 году движение распространилось на долину Манипура. Хотя движение не набрало оборотов из-за японского вторжения во Второй мировой войне, первоначально планировалось активизировать движение под руководством Тахелламбама Бокула (Санамахи Бокула). [11] Фулло умер в 1941 году.

Через три года после смерти Пхулло в 1944 году движение наконец начало набирать обороты в Манипуре. Были приняты резолюции осудить индуизм и возродить санамахизм в Манипуре. Массовая кампания по популяризации религии Санамахи была проведена в различных местах Манипура. 14 мая 1945 года была основана популярная партия «Мейтей Маруп». Это ознаменовало начало возрождения санамахизма и мейтей майек , оригинального письма языка манипури, среди прочего. Термины Санамахизм и Мейтей Маруп часто используются как синонимы. Брахма Сабха решительно выступила против движения и официально изгнала 38 членов Мейтей Марупа.

К 1970-м и 1980-м годам движение Санамахи привлекло больше активистов. Были проведены массовые акции по возвращению святынь божеств и обращению индуистских практик или поклонения к древним традициям санамахизма. Примечательным движением стало изъятие идолов Санамахи и Леймареля Сидаби у индуистских брахманов, которые сейчас установлены в храме на Первом стрелковом полигоне Манипура в Импхале. 16 февраля 1974 года состоялось массовое обращение в санамахизм. Это событие было придумано, Нонгкханг Парей Ханба, символизирующее отказ от принудительного массового крещения в индуизме в 1729 году и называемое Нонгкханг Ируппа .

23 апреля 1992 года тогдашний махараджа Манипура Окендраджит Сана заявил: «Я открываю Лубак Табу и отказываюсь от индуизма как государственной религии, и настоящим Королевский обычный закон страны отменяет признание, вместо этого Королевский обычный закон возрождает лайнингтуизм. в качестве государственной религии и тем самым признаем ее государственной религией». [12]

По данным переписи населения Индии 2011 года, последователи Санамахи составляют 8,19% от общей численности населения Манипура, Индия.

Официальный статус [ править ]

5 августа 2022 года Законодательное собрание штата Манипур подтвердило резолюцию о включении религии санамахи в данные переписи населения с отдельным уникальным кодом в качестве официально признанной религии меньшинства Индии. В прошлом, 31 июля 2002 г. и 1 августа 2003 г., Законодательное собрание штата Манипур принимало аналогичные резолюции о присвоении уникального кода религии, но не было одобрено центральным правительством Индии . [13]

В предыдущие десятилетия многие социальные, религиозные и политические активисты, ассоциации и организации боролись посредством жестоких агитаций и протестов за включение религии Санамахи в число официально признанных религий меньшинства Индии. [14] [15] [16]

Практики [ править ]

Многие практики Санамахи сосредоточены на подношении еды божествам в сочетании с гимнами, а также на пророческих ритуалах, в которых жрицы становятся одержимыми богом или богиней. Формула подношения для призыва богов, произнесенная жрицей над водоемом во время фестиваля Лай Хараоба , гласит:

Воплощенный Господь, Лайрен (Лай-Бог, Лен-Высший) Божество Пахангба, о золотой,
Богиня вод, Повелительница рек:
Золотая Богиня (Лайсана) прекрасная и прекрасная:
Вам, Владыка и Госпожа, чтобы души ваши призвать,
Мы высыпали рис на тончайшие банановые листья,
А на нем поместили оплодотворенную яйцеклетку и бутоны лангтреи.
Мы не предлагаем вам обычный хайом (пакет подношений), мы предлагаем вам свои собственные хайомы.
И мы связали их семью бамбуковыми полосками.
Которые (представляют) семь дней недели.
Предлагаем вам хайомы в таком виде, как они связаны.
Лорд и Леди, мы умоляем вас,
Подъем изнутри хайома, катаясь по хирисам. [17]

Некоторые эзотерические практики также являются частью санамахизма, например, использование мантр для различных целей. В мистическом тексте Санамахи Найом содержится несколько формул, например, мантра, которая, как полагают, останавливает дождь. [18]

Религиозные фестивали [ править ]

Ассоциации и организации [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Перепись 2001 года
  2. ^ Мэйтей, Маянгламбам Мангангсана (6 июня 2021 г.). Звук Пены в Манипуре . Марджинг Маянгламбам. п. 30. ISBN  978-93-5473-655-1 .
  3. ^ Мейтей, Сандженбам Яипхаба; Чаудхури, Сарит К.; Арункумар, MC (25 ноября 2020 г.). Культурное наследие Манипура . Рутледж. п. 185. ИСБН  978-1-000-29637-2 .
  4. ^ Зехол, Люси (1998). Этническая принадлежность в Манипуре: опыт, проблемы и перспективы . Регентские публикации. п. 79. ИСБН  978-81-86030-51-6 .
  5. ^ Гурачандра, М. (1982). Санамахи Лайхуэй .
  6. ^ «Возрождение санамахизма» . электронный pao.net . Проверено 18 апреля 2022 г.
  7. ^ Нилабир, Сайрем (2002). Laiyingthou, спасибо, хорошо, спасибо, пока не Ihou
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Мару (Пандит Лойсанг)» . Мару (Пандит Лойсанг) . Проверено 18 апреля 2022 г.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Семинар IGNCA по культуре майби в Манипуре | IGNCA» . ignca.gov.in . Проверено 18 апреля 2022 г.
  10. ^ «Фестиваль Нат Мьянмы и Манипури УмангЛай Нат» . электронный pao.net . Проверено 18 апреля 2022 г.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэйтей, Заимствование. "Маленькие руины_ Луг Наория" . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  12. ^ «Возрождение санамахизма» . электронный pao.net . Проверено 9 августа 2022 г.
  13. ^ «Для религии Санамахи обсуждается отдельный кодекс: 6 августа 22 г. ~ Э-Пао! Заголовки» . электронный pao.net . Проверено 9 августа 2022 г.
  14. ^ Чингхейнганба, Салам (14 февраля 2020 г.). «Окрам Джой угрожает собрать толпу на собрании, если дом не признает Санамахи религией меньшинства - Imphal Times» . www.imphaltimes.com . Проверено 9 августа 2022 г.
  15. ^ «Ищет статус религиозного меньшинства» . www.thesangaiexpress.com . Проверено 9 августа 2022 г.
  16. ^ «Правительство должно объявить Санамахи религией меньшинства, - говорит О Джой» . www.thesangaiexpress.com . Проверено 9 августа 2022 г.
  17. ^ Сародж Парратт (1997). Угодие богов: Мэйтей Лай Хараоба . Викас. п. 77. ИСБН  8125904166 .
  18. ^ Сойбам Бираджит (2014). Миямги Кхолао: Росток сознания . АРЕКОМ. п. 103.

Источники [ править ]

  • Отоджит Кшетримаюм (2009), «Женщины и шаманизм в Манипуре и Корее: сравнительное исследование», индийский антрополог , 39 (1/2): 17–34, ISSN   0970-0927 , JSTOR   41920088
  • Кшетримаюм, Отоджит (2014), Ритуал, политика и власть в Северо-Восточной Индии: контекстуализация Лай Хараоба Манипура , Ruby Press & Co., ISBN  978-93-82395-50-8
  • Ходсон, TC (2015), The Body , Ruby Press & Co., ISBN  978-93-82395-56-0
  • Сародж Налини Парратт (1974), Религия Манипура: верования, ритуалы и историческое развитие , Издательство Австралийского национального университета
  • Сарой Н. Арамбам Парратт; Джон Парратт (2001), «Вторая «женская война» и появление демократического правительства в Манипуре», Modern Asian Studies , 35 (4): 905–919, doi : 10.1017/S0026749X0100405X , JSTOR   313195 , S2CID   145449486
  • Сохини Рэй (2009), «Написание тела: космология, орфография и фрагменты современности в северо-восточной Индии», Anthropological Quarterly , 82 (1): 129–154, doi : 10.1353/anq.0.0047 , JSTOR   25488260 , S2CID   140755509
  • Сингх, доктор Сайкхом Гопал (2015), Встреча Манипура: исследование человеческой географии , Ruby Press & Co., ISBN  978-93-82395-21-8
  • Сингх, доктор Сайкхом Гопал (2015), География населения Манипура , Ruby Press & Co., ISBN  978-93-82395-25-6
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7d63258cd7f972121968942e0cbcd9c4__1718309880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/c4/7d63258cd7f972121968942e0cbcd9c4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sanamahism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)