Jump to content

Религия в Лаосе

Фа Тхат Луанг (Золотая ступа) — буддийская ступа , национальный символ Лаоса.

Религия в Лаосе ( Исследовательский центр Pew , 2015 г.) [1]

  другие религии/не указано (1,8%)

Тхеравады Буддизм является крупнейшей и доминирующей религией в Лаосе . Буддизм Тхеравады занимает центральное место в культурной самобытности Лаоса. Национальным символом Лаоса является Тхат Луанг ступа , ступа с пирамидальным основанием, увенчанным изображением закрытого цветка лотоса , которая была построена для защиты реликвий Будды . Его практикуют 66% населения . [2] Почти все этнические или «равнинные» лаосцы ( Лао Лум и Лао Лом ) являются последователями Тхеравады буддизма ; однако они составляют лишь 40-50% населения. [3] Остальная часть населения принадлежит как минимум к 48 различным группам этнических меньшинств . [3] Большинство этих этнических групп являются последователями народных религий Тай , верования которых сильно различаются между группами. [3]

Народная религия Тай преобладает среди северных групп народа Тай , таких как Тай Дам и Тай Даенг , а также среди мон-кхмерских и тибето-бирманских групп. [3] Даже в равнинном Лаосе многие добуддийские религиозные верования фи были включены в буддийскую практику Тхеравады. [3] Католики и протестанты составляют от 1% до 2% населения. [3] Другие религиозные меньшинства включают веру бахаи , ислам , буддизм Махаяны и конфуцианство . [3] Очень небольшое количество граждан являются атеистами или агностиками . [3]

Хотя правительство запрещает иностранцам заниматься прозелитизмом , некоторые проживающие в стране иностранцы, связанные с частным бизнесом или неправительственными организациями, незаметно занимаются религиозной деятельностью. [3] Лаосский фронт национального строительства отвечает за вопросы религии внутри страны, и все религиозные организации в Лаосе должны зарегистрироваться в нем. [4]

История [ править ]

Ват Фу , разрушенный кхмерский храмовый комплекс на юге Лаоса. Первоначально он использовался для поклонения индуистскому богу Шиве , но был переоборудован для использования в качестве буддийского храма.

Буддизм был завезен в Лаос в восьмом веке монахами-монами и получил широкое распространение к четырнадцатому веку. [5] Ряд лаосских королей были важными покровителями буддизма. [5]

Начиная с конца 1950-х годов, Патет Лао пытался обратить монахов на сторону левых взглядов и использовать статус сангхи , чтобы влиять на мысли и взгляды населения. [6] Эти усилия во многом оказались успешными, несмотря на усилия королевского правительства Лаоса поставить сангху под строгий гражданский административный контроль и привлечь монахов к участию в программах развития и помощи беженцам . [6] Политолог Стюарт-Фокс объяснил успех Патет Лао неспособностью элиты Лао Лума интегрировать монархию, правительство и сангху в набор взаимоподдерживающих институтов. [6]

Народное недовольство аристократией, разделение сангхи на две антагонистические секты , низкий уровень ее религиозного образования и дисциплины , а также сопротивление иностранному (то есть западному) влиянию - все это способствовало восприимчивости многих монахов к инициативам Патет Лао. [6] Политизация . сангхи с обеих сторон снизила ее статус в глазах многих, но ее влияние на уровне деревень усилило народную поддержку политической платформы Патет Лао, что подготовило почву для смены правительства в 1975 году [7]

Успешные усилия правительства ЛДДР по консолидации своей власти также продолжают оказывать влияние на буддизм. [7] На политических семинарах всех уровней правительство учило, что марксизм и буддизм в основном совместимы, поскольку обе дисциплины утверждают, что все люди равны , и обе направлены на прекращение страданий . [7] Политические семинары также препятствовали «расточительным» расходам на религиозную деятельность всех видов, поскольку некоторых монахов отправляли в центры политического перевоспитания, а другим запрещали проповедовать. [7]

Отказ от частной собственности монахов рассматривался как приближение к идеалу будущего коммунистического общества. [7] Однако буддийские принципы отстраненности и нематериализма явно противоречат марксистской доктрине экономического развития, а народные расходы на религиозные пожертвования в целях создания заслуг также рассматриваются как лишение государства ресурсов. [7] Таким образом, открыто поддерживая толерантность к буддизму, государство подрывает авторитет и моральное положение сангхи, заставляя монахов распространять партийную пропаганду и удерживая местных монахов от их традиционного участия в большинстве деревенских решений и деятельности. [7]

В этот период политической консолидации многие монахи покинули сангху или бежали в Таиланд . [7] Другие лаосские монахи, поддерживающие Патетов, присоединились к недавно сформированной Ассоциации лаосских объединенных буддистов, которая заменила прежнюю религиозную иерархию. [7] Число рукоположенных мужчин и мальчиков резко сократилось, и многие ваты опустели. [7] Участие в еженедельных и ежемесячных религиозных церемониях также сократилось, поскольку жители деревни, находившиеся под бдительным оком местных политических кадров, боялись любого поведения, которое специально не поощрялось. [7]

Надир буддизма в Лаосе произошел примерно в 1979 году, после чего произошла стратегическая либерализация политики. [7] С этого времени число монахов постепенно увеличивалось, хотя по состоянию на 1993 год их основные концентрации по-прежнему находились во Вьентьяне и других городах долины Меконга . [7] Буддийские школы в городах остались, но стали включать в учебную программу значительный политический компонент . [7] Партийным чиновникам разрешено участвовать в буддийских церемониях и даже принимать сан монахов, чтобы заработать религиозные заслуги после смерти близких родственников. [7] Однако уровень религиозного понимания и ортодоксии сангхи не выше, чем был до 1975 года, когда многие критиковали ее как отсталую и несоблюдающую заповеди. [8]

С конца 1980-х годов, стимулированные как экономическими реформами , так и политическим расслаблением, пожертвования вату и участие в буддийских фестивалях начали резко возрастать. [8] Фестивали на уровне деревни и района стали более сложными, а фестиваль и ярмарка Тхат Луанг , продолжительность которого до 1986 года ограничивалась тремя днями, длилась семь дней. [8] Также увеличилось количество рукоположений в городах и на деревенском уровне, а также стали повторяться домашние обряды благословения, в которых монахи были центральными участниками. [8]

Религии [ править ]

Буддизм [ править ]

Буддийский храм в Королевском дворце в Луанг Прабанге .

Буддизм Тхеравады на сегодняшний день является самой известной организованной религией в стране: около 5000 храмов служат центром религиозной практики, а также центром общественной жизни в сельских районах. [3] В большинстве деревень равнинного Лаоса религиозные традиции остаются сильными. Большинство мужчин-буддистов проводят некоторую часть своей жизни в качестве монахов-новичков в храмах, хотя бы всего на несколько дней. [3]

В стране около 22 000 монахов, почти 9 000 из которых достигли звания «старшего монаха», что указывает на годы обучения в храмах. [3] Кроме того, в храмах по всей стране проживает около 450 монахинь, обычно овдовевших женщин старшего возраста. [3] Буддийский орден находится под руководством Верховного Патриарха , который проживает во Вьентьяне и контролирует деятельность центрального офиса ордена — Хо Таммасафата. [3]

Лаосский буддизм принадлежит к традиции Тхеравады . [9] Буддизм Тхеравады также является доминирующей школой в соседних Мьянме , Таиланде и Камбодже . [5]

Этот Луанг , ступа в лаосском стиле, является самым священным буддийским памятником в Лаосе и местом проведения национально важного фестиваля и ярмарки в ноябре. [6]

Для лао-лум Ват — один из двух центров деревенской жизни (второй — школа). [6] Ват является символом деревенской идентичности, а также местом проведения церемоний и фестивалей. [6] До создания светских школ деревенские мальчики получали базовое образование у монахов в храме. Почти в каждой равнинной деревне есть ват, а в некоторых — два. [6] Как минимум, ват должен иметь жилой дом для монахов и послушников ( вихан ) и главное здание со статуями Будды (сим), которое используется для светских деревенских собраний, а также для молитвенных сеансов. [6] В зависимости от богатства и вклада жителей деревни, здания варьируются от простых деревянных и бамбуковых построек до больших, богато украшенных зданий из кирпича и бетона, украшенных красочными фресками и черепичными крышами, имитирующими изгибы наг, мифической змеи или водяного дракона . [6] Финансовыми и организационными делами вата управляет административный комитет, состоящий из респектабельных пожилых мужчин. [6]

Буддийские церемонии обычно не отмечают события жизненного цикла, за исключением смерти. [6] Похороны могут быть весьма сложными, если семья может себе это позволить, но в сельской местности они довольно простые. [6] Тело лежит в гробу дома несколько дней, в течение которых монахи молятся, а непрерывный поток посетителей выражает свое почтение семье и делится едой и питьем. [6] По истечении этого периода тело в гробу переносят на место кремации и сжигают, снова в присутствии монахов. [6] Затем прах хоронят в небольшом святилище на территории ват. [6]

официально включена в доминирующую школу буддийской практики Маханикай после 1975 года, Несмотря на то, что школа буддизма Таммаюд она по-прежнему имеет последователей в стране. [3] Сообщается, что настоятели и монахи нескольких храмов, особенно во Вьентьяне, являются последователями школы Таммаюд, которая уделяет больше внимания медитации и дисциплине. [3]

Во Вьентьяне есть четыре буддийских храма Махаяны: два обслуживают этническую вьетнамскую общину, а два - этническую китайскую общину. [3] Буддийские монахи из Вьетнама, Китая и Индии свободно посещали эти храмы, чтобы проводить службы и служить прихожанам. [3] Есть как минимум четыре большие буддийские пагоды Махаяны в других городских центрах и меньшие храмы Махаяны в деревнях недалеко от границ Вьетнама и Китая. [3]

Религия народа Тай [ править ]

Народная религия Тай ( лаосский : ສາສນາຜີ sasna phi , «религия духов») — общий термин для обозначения этнических религий , исповедуемых 30,7%. [10] населения Лаоса . [11] [12] Эти религии являются пантеистическими и политеистическими и включают классы шаманов .

Категория охватывает традиции лаоса и других народов тай-кадай , кхму и других мон-кхмерских народов, а также религии хмонг-миен (хмонгизм и яо-даосизм ), тибето-бирманцев и других этнических групп Лаоса. [12] Среди лаосцев - лао-лум и лао-лом. [11] преимущественно буддисты, а лао теунг и лао сун — преимущественно народные религиозные люди.

Несмотря на важность буддизма для Лао Лума и некоторых групп Лао Теунг, анимистические верования широко распространены среди всех слоев населения Лаоса. [13] Вера в фи (духов) окрашивает отношения многих лаосцев с природой и обществом и дает одно из объяснений болезней и недугов. [13] Вера в фи сочетается с буддизмом, особенно на уровне деревни, и некоторых монахов уважают как обладающих особыми способностями изгонять злых духов из больного человека или не допускать их в дом. [13] Во многих ватах в углу территории построена небольшая хижина духов , которая связана с пихун ватом, благотворным духом монастыря. [13]

Фи вездесущи и разнообразны. [13] Некоторые связаны с универсальными элементами — землей, небом, огнем и водой. [13] Многие лао-лум также верят, что их защищают хван (тридцать два духа). [13] Болезнь возникает, когда один или несколько из этих духов покидают тело; это состояние может быть изменено сухваном, чаще называемым бачи, церемонией, которая призывает всех тридцать два хвана вернуться обратно, чтобы даровать здоровье, процветание и благополучие пострадавшим участникам. [13] На запястья участников повязываются хлопчатобумажные веревочки, чтобы духи оставались на месте. [13] Церемония часто проводится для встречи гостей, до и после длительных поездок, а также как ритуал лечения или после выздоровления от болезни; это также центральный ритуал свадебной церемонии Лао Лум и церемонии наречения имени новорожденных детей. [14]

Многие лаосцы верят, что хван людей, умерших случайно, в результате насилия или при родах, не перевоплощаются, а вместо этого становятся фи-фету (злыми духами). [15] Верующие анимисты также боятся диких духов леса. [15] Другие духи, связанные с конкретными местами, такими как дом, река или роща, по своей сути не являются ни доброжелательными, ни злыми. [15] Однако случайные подношения обеспечивают их благосклонность и помощь в человеческих делах. [15] В прошлом подобные ритуалы было принято проводить перед началом сельскохозяйственного сезона, чтобы заручиться благосклонностью духа риса. [15] Эти церемонии, начавшиеся в конце 1960-х годов, не поощрялись правительством, поскольку начали освобождаться последовательные территории. [15] Эта практика, очевидно, исчезла к середине 1980-х годов, по крайней мере, на обширной территории вокруг Вьентьяна. [15]

Церемонии, ориентированные на фи, обычно включают подношение курицы и рисового ликера. [15] Как только фи заберут духовную сущность подношения, люди смогут поглотить земные останки. [15] Ритуал обычно проводит глава семьи или человек, желающий завоевать расположение духа. [15] Во многих деревнях человека, обычно пожилого человека, который, как полагают, обладает особыми знаниями о фи, могут попросить выбрать благоприятный день для свадьбы или других важных событий или для домашних обрядов. [15] Каждая низменная деревня считает себя защищенной Фи Баном, который требует ежегодного пожертвования для обеспечения дальнейшего процветания деревни. [15] Специалист по деревенским духам руководит этим важным ритуалом, который в прошлом часто включал в себя принесение в жертву водяного буйвола и до сих пор является поводом для закрытия деревни для посторонних на один день. [15] Ханг пи бан (подпитка деревенского духа) также выполняет важную социальную функцию, подтверждая границы деревни и общие интересы всех жителей деревни. [15]

Большинство этнических групп Лао Теунг и Лао Сун являются анимистами, для которых также важен культ предков, хотя каждая группа имеет разные практики и верования. [15] Камму называют духов хрой, и они подобны фи Лао Лум; Домашний дух особенно важен, а духов диких мест следует избегать или не допускать в деревню. [15] У ламетов схожие верования, и в каждой деревне должен быть один практикующий дух (ксемия), который отвечает за принесение всех жертвоприношений деревенским духам. [15] Он также контролирует мужской коммунальный дом и отвечает за строительство новых домов. [16] Когда духовный практикующий умирает, один из его сыновей избирается женатыми мужчинами деревни его преемником. [17] Если у него его нет, выбирается один из сыновей его брата. [17] Духи предков (мбронг н'а) очень важны для Ламет, потому что они заботятся о благополучии всего дома. [17] Они живут в доме, и никакие действия не предпринимаются без их уведомления. [17] Духи предков любят буйволов; так, черепа или рога буйволов от жертвоприношений вывешиваются у алтаря предков или под фронтоном дома. [17] Многочисленные табу относительно поведения в доме соблюдаются, чтобы не обидеть духов предков. [17]

Хмонги также верят во множество духов (ниб), некоторые из которых связаны с домом, некоторые с природой, а некоторые - с предками. [17] В каждом доме есть хотя бы небольшой алтарь на одной стене, который является центром любого ритуала, связанного с домом или его членами. [17] Ежегодные церемонии на Новый год хмонгов возобновляют общую защиту домашних и духов предков. [17] Дух двери важен для благополучия семьи и является объектом еще одной ежегодной церемонии и жертвоприношения. [17] Как и в других лаосских группах, болезни часто приписывают действию духов, и духовных практиков призывают проводить обряды исцеления. [17] Существует два класса: обычные практикующие и шаманы . [17] Обычные священники или глава семьи проводят домашние обряды и обычные гадания. [17] Шамана можно пригласить для участия в важных лечебных ритуалах. [17]

Согласно верованиям хмонгов, духи обитают на небе, и шаман может подняться по лестнице на небеса на своем волшебном коне и связаться там с духами. [17] Иногда болезнь вызывается тем, что душа поднимается по ступеням в небо, и шаман должен подняться за ней, найти ее и вернуть обратно в тело, чтобы произвести исцеление. [17] Во время ритуала шаман сидит перед алтарем верхом на деревянной скамье, которая становится его лошадью. [17] Головной убор из черной ткани закрывает видение настоящего мира, и когда шаман поет и входит в транс , он или она начинает трястись и может стоять на скамейке или двигаться, имитируя процесс восхождения на небеса. [17] Пение напоминает поиски шамана и переговоры с небесными духами о лекарстве или информации о судьбе семьи. [17]

Считается, что шаманов-хмонгов выбирают духи, обычно после серьезной или продолжительной болезни. [17] Другой шаман диагностировал болезнь как болезнь инициации и конфронтацию со смертью, вызванную духами. [17] Таким образом духи могут призывать как мужчин, так и женщин стать шаманами. [18] После выздоровления от болезни новоизбранный шаман начинает период обучения у мастера-шамана, который может длиться два или три года, в течение которых он или она изучает песнопения , техники и процедуры шаманских обрядов, а также имена и характеры всех духов, которые могут принести людям удачу или страдания. [19] Поскольку традиция передается устно, единой техники или ритуала не существует; скорее, оно варьируется в общих рамках в зависимости от практики каждого мастера и ученика . [19]

Христианство [ править ]

Католическая церковь «Сакре-Кер» (построена в 1928 г.), Вьентьян.

Христианство является религией меньшинства в Лаосе. [3] В Лаосе есть три признанные церкви: Католическая церковь , Церковь адвентистов седьмого дня и Лаосская евангелическая церковь. [3]

В католической церкви насчитывается около 45 000 членов, многие из которых являются этническими вьетнамцами, сосредоточенными в крупных городских центрах и прилегающих районах вдоль реки Меконг в центральных и южных регионах страны. [3] Католицизм широко распространен в пяти наиболее густонаселенных центральных и южных провинциях, и католики могут открыто отправлять религиозные обряды. [3] На севере деятельность церкви более ограничена. [3] Церковная собственность в Луангпрабанге была конфискована после 1975 года, и в этом городе больше нет приходского дома. [3] Неофициальный римско-католический учебный центр в Тахеке подготовил небольшое количество священников для служения католической общине. [3]

Около 400 протестантских общин проводят службы по всей стране для общины, которая быстро выросла за последнее десятилетие. [3] По оценкам церковных чиновников, численность протестантов достигает 100 000 человек. [3] Многие протестанты являются членами этнических групп мон-кхмеров, особенно хму на севере и броу в центральных провинциях. [3] Число протестантов также быстро росло в общинах хмонг и яо. [3]

В городских районах протестантизм привлек многих последователей равнинного Лаоса. [3] Большинство протестантов сосредоточено в муниципалитете Вьентьян, в провинциях Вьентьян, Саябури , Луангпрабанг, Сиенг Кхуанг , Болихамсай, Саваннакхет , Чампассак и Аттапеу , а также в бывшей Особой зоне Сайсомбоун, но более мелкие общины расположены по всей стране. [3] LFNC официально признает только две протестантские группы — Лаосскую евангелическую церковь и Церковь адвентистов седьмого дня — и требует, чтобы все некатолические христианские группы действовали в рамках одной из этих организаций. [3]

Адвентисты седьмого дня насчитывают чуть более 1000 человек по всей стране, их общины есть в муниципалитете Вьентьян, а также в Бокео , Болихамсай, Чампассак , Луангпрабанг и Сиенг Кхуанг . провинциях [3] Христианские конфессии, имеющие последователей в стране, но не признанные правительством, включают методистов , Свидетелей Иеговы, Церковь Христа , Ассамблей Божьих, лютеран, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов) и Баптисты. [3] Официальные номера участников недоступны. [3]

Другие религии [ править ]

В стране проживает около 400 приверженцев ислама, подавляющее большинство из которых являются постоянными иностранцами южноазиатского и камбоджийского (чамского) происхождения. [3] Во Вьентьяне есть две действующие мечети. [3]

Вера Бахаи насчитывает около 8000 приверженцев и имеет 4 центра: 2 в муниципалитете Вьентьян, 1 в провинции Вьентьян и 1 в провинции Саваннакхет. [3] Небольшое количество бахаи также проживает в провинции Хаммуан и в городе Паксе. [3]

Небольшие группы последователей конфуцианства и даосизма исповедуют свою веру в крупных городах. [3]

Лаос раньше был частью Кхмерской империи , и здесь сохранилось несколько индуистских храмов.

Государственный синтоизм был введен во время японской оккупации Лаоса .

Свобода религии [ править ]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ https://assets.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/11/2012/12/globalReligion-tables.pdf . [ пустой URL PDF ]
  2. ^ [1] Исследовательский центр Pew, 2015 г.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к «Лаос» . Отчет о международной религиозной свободе, 2007 год . Государственный департамент США . 2007 . Проверено 26 октября 2021 г. Общественное достояние В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . {{cite web}}: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )
  4. ^ Годовой отчет USCIRF за 2009 г. - Список наблюдения Комиссии: Лаос. Архивировано 10 октября 2012 г. в Wayback Machine.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Савада 1995 , с. 124.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Савада 1995 , с. 128.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Савада 1995 , с. 129.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Савада 1995 , стр. 129–130.
  9. ^ Савада 1995 , с. 123.
  10. ^ Глобальный религиозный ландшафт Исследовательского центра Pew, 2010 г. - Религиозный состав по странам .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ёсихиса Сираяма, Самлане Фомпида, Тюси Куроива. Борьба с малярией наряду с «садсана-фи» (системой анимистских убеждений) в Лаосской НДР . В: Современная медицина и представления о здоровье коренных народов , том 37, № 4, июль 2006 г., с. 622, цитата: «[...] Примерно от 60 до 65% населения, большую часть которого составляют лао-лумы (люди низменностей), исповедуют буддизм. С другой стороны, около 30% населения придерживаются анимистической системы верований под названием «Садсана Фи» [...]».
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гвидо Шпренгер. Современный анимизм: появление «духовной религии» в Лаосе . Местные традиции и мировые религии: присвоение «религии» в Юго-Восточной Азии и за ее пределами. 2014.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Савада 1995 , с. 130.
  14. ^ Савада 1995 , стр. 130–131.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Савада 1995 , с. 131.
  16. ^ Савада 1995 , стр. 131–132.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Савада 1995 , с. 132.
  18. ^ Савада 1995 , стр. 132–133.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Савада 1995 , с. 133.

Цитируемые работы [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 07977fad8181a0f7849bc6c2ec3db672__1716025080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/72/07977fad8181a0f7849bc6c2ec3db672.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religion in Laos - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)