Религия в Грузии (стране)
Христианство является преобладающей религией в Грузии . Широкое разнообразие народов, населяющих Грузию , означает соответственно богатый спектр действующих религий в стране.
Обзор [ править ]
Последняя перепись 2014 года показала, что большая часть населения Грузии исповедует восточно-православное христианство , прежде всего в Грузинской православной церкви , верующие которой составляют 83,4% населения. Около 2,9% населения следовали за Армянской апостольской церковью ( восточное православие ), почти все из которых являются этническими армянами. [1] Приверженцы ислама составили 10,7% населения. [2] и в основном проживают в регионах Аджарии и Квемо Картли , а также составляют значительное меньшинство в Тбилиси . Католики армянской и латинской церквей составляли около 0,8% населения и проживали в основном на юге Грузии и небольшое количество в Тбилиси. Протестанты также составляли менее 1%. [3] В Тбилиси также существовала значительная еврейская община, обслуживаемая двумя синагогами.
Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь — одна из древнейших христианских Церквей мира, основанная в I веке апостолом Андреем Первозванным . В первой половине IV века христианство было принято в качестве государственной религии. Это обеспечило сильное чувство национальной идентичности, которое помогло сохранить национальную грузинскую идентичность, несмотря на неоднократные периоды иностранной оккупации и попытки ассимиляции.
Грузия имеет долгую историю религиозной гармонии внутри своих границ, несмотря на исторические конфликты с окружающими народами. Различные религиозные меньшинства проживают в Грузии на протяжении тысячелетий, и религиозная дискриминация в стране практически неизвестна. [4] Еврейские общины существуют по всей стране, при этом их основная концентрация сосредоточена в двух крупнейших городах – Тбилиси и Кутаиси. Азербайджанские группы исповедовали ислам в Грузии на протяжении веков, как и аджарцы и некоторые абхазы, сконцентрированные в своих автономных республиках. Армянская Апостольская Церковь, учение которой в чем-то отличается от учения грузинского православия, имеет статус автокефалии.
демография Религиозная
Страна имеет общую площадь около 67 000 квадратных километров (25 900 квадратных миль), а население (по состоянию на 2014 год) [update]) 3,7 млн человек.
Кроме того, есть небольшое количество верующих, в основном этнических русских, из двух раскольнических христианских движений: ультраправославных старообрядцев и духовных христиан ( молокане и духоборцы ). Большинство этих групп покинули страну с середины 1980-х годов. [5]
При советской власти (1921–1990 гг.) количество действующих церквей и священников резко сократилось, а религиозное образование практически прекратилось. Членство в Грузинской Православной Церкви заметно увеличилось после обретения независимости в 1991 году. В церкви действуют 4 духовные семинарии, 2 академии, несколько школ и 27 церковных епархий; в нем 700 священников, 250 монахов и 150 монахинь. Католикос -Патриарх всея Грузии Илия II с резиденцией в Тбилиси Возглавляет Церковь .
Несколько религий, в том числе Армянская Апостольская церковь, Католическая церковь, иудаизм и ислам , традиционно сосуществовали с грузинским православием. Большое количество армян проживает в южном регионе Джавахети, где они составляют большинство населения. Ислам распространен среди азербайджанских и северокавказских этнических общин в восточной части страны, а также встречается в регионах Аджарии и Абхазии .
Иудаизм , присутствовавший с древних времен, исповедуется в ряде общин по всей стране, особенно в крупнейших городах – Тбилиси и Кутаиси. Около 8000 евреев остаются в стране после двух крупных волн эмиграции: первой в начале 1970-х годов и второй в период перестройки в конце 1980-х годов. До этого, по оценкам еврейских чиновников, в Грузии проживало до 100 000 евреев. Есть также небольшое количество верующих лютеран , в основном среди потомков немецких общин, впервые поселившихся в стране с 1817 года. Небольшое количество этнорелигиозной группы езидов проживало в стране на протяжении веков.
Христианство [ править ]
Согласно православной традиции, христианство впервые проповедовали в Грузии апостолы Симон и Андрей в I веке. В 337 году она стала государственной религией Картли (Иберии) . [6] [7] христианство приписывается святой Нино Каппадокийской Обращение Картли в . Грузинская Православная Церковь , первоначально входившая в состав Антиохийской Церкви , получила автокефалию и постепенно развила свою доктринальную специфику между V и X веками. Библия также была переведена на грузинский язык в V веке, поскольку грузинский алфавит для этой цели был разработан . Как и везде, христианская церковь в Грузии сыграла решающую роль в развитии письменности, и большинство самых ранних письменных произведений представляли собой религиозные тексты. культ Митры , языческие верования и зороастризм . С первых веков нашей эры в Грузии широко практиковались [8]
Христианство постепенно вытеснило все прежние религии, за исключением зороастризма, который стал своего рода второй официальной религией в Иберии после Ацилисенского мира в 378 году. [9] что поставило грузин на постоянное место на передовой линии конфликта между исламским и христианским мирами . Грузины оставались в основном христианами, несмотря на неоднократные вторжения мусульманских держав и длительные периоды иностранного господства. После присоединения Грузии к Российской империи Русской православной в 1811 году Грузинская церковь перешла к церкви.
Грузинская церковь восстановила свою автокефалию только после окончания российского правления в 1917 году. Однако советский режим , правивший Грузией с 1921 года, не считал возрождение Грузинской церкви важной целью. Советская власть привела к жестоким чисткам грузинской церковной иерархии и частым репрессиям против православного богослужения. Как и везде в Советском Союзе, многие церкви были разрушены или превращены в светские здания. Эта история репрессий способствовала включению религиозной идентичности в сильное националистическое движение и стремлению грузин к религиозному самовыражению за пределами официальной, контролируемой правительством церкви. В конце 1960-х — начале 1970-х годов лидеры оппозиции, особенно Звиад Гамсахурдиа , критиковали коррупцию в церковной иерархии. После того, как Илия II стал патриархом (католикосом) Грузинской Православной Церкви в конце 1970-х годов, грузинское православие пережило возрождение. В 1988 году Москва разрешила патриарху начать освящение и открытие закрытых храмов, и начался масштабный процесс реставрации. Грузинская Православная Церковь вновь обрела большую власть и полную независимость от государства с момента восстановления независимости Грузии в 1991 году. Это не государственная религия, но ее особый статус признается Грузинской Православной Церковью. Конкордат 2002 года .
Помимо Грузинской Православной Церкви, христианство в Грузии представлено последователями Армянской Апостольской Церкви и Русской Православной Церкви. также есть приверженцы В Грузии Католической церкви , среди которых есть члены как Латинской церкви , так и Армянской католической церкви . [ нужна ссылка ]
По данным исследования 2015 года, в стране проживает около 1300 верующих христиан мусульманского происхождения, большинство из которых принадлежат к той или иной форме протестантизма. [10]
Ислам [ править ]
Ислам в Грузии был введен в 645 году нашей эры во время правления третьего ислама халифа Усмана . В этот период Тбилиси ( ат-Тефелис ) превратился в центр торговли между исламским миром и Северной Европой . История ислама продолжалась в Грузии на протяжении конца 14-го и начала 15-го веков с вторжениями Тимура в Грузию , а в 16-м и начале 19-го веков иранцы ( Сефевиды , Афшариды , Каджары ) и османы имели влияние в регионе до его аннексии Россией в 1801 году. В 1703 году Вахтанг VI стал правителем Картлийского царства и принял ислам. Другие известные грузинские мусульмане той эпохи включают Давида XI Картли , Иессея Кахетинского. [11] и Симон II Картлийский .
Мусульмане составляют 9,9%, [12] или 463 062 населения Грузии. Этнические грузинские мусульмане преимущественно сунниты и живут в Аджарии недалеко от границы с Турцией . Этнические азербайджанские мусульмане в основном шииты и живут недалеко от границы между Азербайджаном и Арменией . В июле 2011 года парламент Грузии принял закон, разрешающий группам религиозных меньшинств, имеющих «исторические связи с Грузией», регистрироваться в правительстве, уделяя особое внимание исламу и четырем другим религиям. В проекте закона конкретно упоминается ислам и еще четыре религиозные общины.
Иудаизм [ править ]
История евреев в Грузии насчитывает более 2000 лет. Сегодня в стране существует небольшая еврейская община (3541 человек по переписи 2002 года). [13] хотя еще в 1970-х годах еврейское население составляло более 100 000 человек. Особенно после распада Советского Союза почти все евреи страны уехали, в основном в Израиль . Большинство оставшихся в Грузии евреев сегодня живут в Тбилиси и обслуживаются в двух синагогах. Поскольку размер общины сейчас очень мал и по экономическим причинам, две общины теперь размещаются на двух этажах одной из ранее отдельных синагог.
Вера Бахаи [ править ]
История Веры Бахаи в Грузии начинается с ее прибытия в регион в 1850 году благодаря ее ассоциации с религией-предшественницей Верой Баби при жизни Бахауллы . [14] В период советской политики религиозного притеснения бахаи в советских республиках потеряли контакты с бахаи в других местах. [15] Однако в 1963 году личность была идентифицирована. [16] в Тбилиси . [17] После перестройки в 1991 году было образовано первое Местное Духовное Собрание Бахаи в Грузии. [18] и грузинские бахаи избрали свое первое Национальное Духовное Собрание в 1995 году. [19] Отмечается, что эта религия растет в Грузии. [14]
Религиозная свобода [ править ]
Конституция Грузии обеспечивает свободу религии, и правительство в целом уважает это право на практике. Граждане обычно не вмешиваются в деятельность традиционных религиозных групп; однако поступали сообщения о насилии и дискриминации в отношении нетрадиционных религиозных групп.
В 2023 году страна получила 2 балла из 4 по свободе вероисповедания. Было отмечено, что религиозные меньшинства сообщают о дискриминации и что представители духовенства находятся под наблюдением СГБ. [20]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Всеобщая перепись населения 2014 года: основные итоги» (PDF) . Национальное статистическое управление Грузии. 28 апреля 2016 г. Архивировано (PDF) из оригинала 10 октября 2017 г. . Проверено 29 апреля 2016 г.
- ^ «ЦРУ — Всемирная книга фактов — Грузия» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2021 года . Проверено 24 января 2021 г.
- ^ «Грузия» . Государственный департамент США . 2 июня 2022 г. Проверено 31 октября 2022 г.
- ^ Спиллинг, Майкл. Грузия (Культуры мира). 1997 год
- ^ Хедвиг Лом, «Духоборы в Грузии: исследование вопроса землевладения и межэтнических отношений в Ниноцминдском районе ( Самцхе-Джавахети )». Ноябрь 2006 г. Доступно на английском языке. Архивировано 2 июня 2010 г. на Wayback Machine и на русском языке. Архивировано 2 сентября 2010 г. на Wayback Machine.
- ^ Туманов, Кирилл , «Иберия между Хосроидом и правлением Багратидов», в «Исследованиях по христианской истории Кавказа» , Джорджтаун, 1963, стр. 374–377. Доступно онлайн по адресу [1]. Архивировано 8 февраля 2012 г. на Wayback Machine.
- ^ Рэпп, Стивен Х. младший (2007). «7 – Грузинское христианство» . Блэквеллский компаньон восточного христианства . Джон Уайли и сыновья. п. 138. ИСБН 978-1-4443-3361-9 . Архивировано из оригинала 12 ноября 2012 года . Проверено 11 мая 2012 г.
- ^ «ГРУЗИЯ iii. Иранские элементы в грузинском искусстве и археологии» . Архивировано из оригинала 17 мая 2015 года . Проверено 22 апреля 2015 г.
- ^ Суни, Рональд Григор (1994). Становление грузинской нации . ISBN 0-253-20915-3 . Архивировано из оригинала 13 сентября 2020 года . Проверено 22 апреля 2015 г.
- ^ Джонстон, Патрик; Миллер, Дуэйн (2015). «Верующие во Христа мусульманского происхождения: глобальная перепись» . IJRR . 11 : 14. Архивировано из оригинала 13 марта 2021 года . Проверено 20 ноября 2015 г.
- ^ История грузинского народа, Уильям Эдвард Дэвид Аллен, с. 153
- ^ Религия и образование в Европе: события, контекст и дебаты, Роберт Джексон, стр.67.
- ^ Перепись населения 2002 года, Население по религиозным убеждениям. Архивировано 4 марта 2009 года в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Балчи, Байрам; Джафаров, Азер (20 февраля 2007 г.). «Кто такие бахаи Кавказа? {Часть 1 из 3}» . Кавказ.com .
- ^ Эффенди, Шоги (11 марта 1936 г.). Мировой порядок Бахауллы . Хайфа, Палестина: Издательский фонд бахаи США, первое карманное издание 1991 г. стр. 64–67. Архивировано из оригинала 3 февраля 2018 года . Проверено 10 мая 2009 г.
- ^ Монахова, Елена (2000). «От ислама к феминизму через веру бахаи» . Женщины Плюс.. . Том. 2000, нет. 3. Архивировано из оригинала 4 сентября 2009 года . Проверено 10 мая 2009 г.
- ^ Составлено Руками Дела, проживающими на Святой Земле. «Вера Бахаи: 1844–1963: информация, статистическая и сравнительная, включая достижения Десятилетнего Международного плана обучения и консолидации бахаи на 1953–1963 годы» . п. 84. Архивировано из оригинала 23 октября 2013 года . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Ахмади, доктор (2003). «Главные события Века Света» . домашняя страница онлайн-курса по книге «Век света» . Ассоциация исследований бахаи в Южной Африке. Архивировано из оригинала 2 сентября 2009 года . Проверено 5 мая 2009 г.
- ^ Хассалл, Грэм. «Заметки об исследованиях национальных духовных собраний» . Примечания к исследованию . Азиатско-Тихоокеанские исследования бахаи. Архивировано из оригинала 20 ноября 2010 года . Проверено 5 мая 2009 г. - через Интернет-библиотеку Бахаи.
- ↑ Веб-сайт Freedom House, получено 3 августа 2023 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Чарльз, Робиа: «Религиозность в Армении, Грузии и Азербайджане» в Кавказском аналитическом дайджесте № 20
- Нана Болашвили , Андреас Диттманн, Лоренц Кинг, Важа Неидзе (ред.): Национальный атлас Грузии , 138 страниц, Steiner Verlag, 2018, ISBN 978-3-515-12057-9
- Барамидзе, Руслан: «Этнические грузины-мусульмане: сравнение горных и равнинных сел» в « Кавказском аналитическом дайджесте» № 20