Здравоохранение в Грузии (страна)
Здравоохранение в Грузии обеспечивается универсальной системой здравоохранения , в соответствии с которой государство финансирует лечение в преимущественно приватизированной системе медицинских учреждений. В 2013 году принятие программы всеобщего здравоохранения привело к всеобщему охвату населения государственной медицинской помощью и улучшению доступа к медицинским услугам. Ответственность за приобретение финансируемых государством медицинских услуг лежит на Агентстве социального обслуживания (SSA). [1]
Инициатива по измерению прав человека [2] считает, что Грузия выполняет 76,3% того, что она должна выполнять в отношении права на здоровье, исходя из уровня ее дохода. [3] Если рассматривать право на здоровье детей, Грузия достигает 98,1% от ожидаемого, исходя из ее текущего дохода. [4] Что касается права на здоровье среди взрослого населения, страна достигает лишь 86,8% того, что ожидается, исходя из уровня доходов страны. [5] Грузия попадает в «очень плохую» категорию при оценке права на репродуктивное здоровье, поскольку страна выполняет только 44,0% того, чего от нее ожидают, исходя из имеющихся у нее ресурсов (доходов). [6]
Историческое введение
[ редактировать ]С 1921 по 1991 год система здравоохранения Грузии была частью советской системы . До 1995 года система здравоохранения в Грузии основывалась на советской модели Семашко. Первое кардинальное изменение произошло в 1995 году, когда бюджетные трансферты были дополнены дополнительными источниками финансирования: взносами обязательного медицинского страхования (обязательный взнос работодателя и работника - 3% и 1% соответственно), средствами, выделяемыми на здравоохранение из территориальных бюджетов, официальная сооплата за медицинские услуги, которые не могли быть профинансированы государственными программами. [7]
Обязательное социальное медицинское страхование было отменено после Революции роз 2003-2004 годов . В 2003 году налог на социальное страхование был заменен социальным налогом, который накапливался в государственном бюджете, а с 2007 года правительство Грузии решило делегировать управление государственными ассигнованиями на медицинское страхование целевым группам населения (бедным, учителям, сотрудникам правоохранительных органов и военнослужащих (или около 40% населения) частным страховым компаниям, которые стали покупателем медицинских услуг для указанных групп населения. Это означало, что часть населения не могла получить доступ к медицинскому страхованию. несколько медицинских учреждений, занимающихся психическими и инфекционными заболеваниями, а все остальные больницы и клиники были приватизированы. [8]
Внедрение всеобщего здравоохранения было ключевым приоритетом партии «Грузинская мечта», пришедшей к власти на выборах 2012 года. Он создал нынешнюю систему здравоохранения Грузии с 2013 года. [8]
Текущая система здравоохранения
[ редактировать ]С 2013 года произошло радикальное изменение направления в политике финансирования здравоохранения, поскольку новое правительство поддержало движение к всеобщему охвату услугами здравоохранения, а не к целевым льготам. [8]
Статистический обзор состояния здоровья
[ редактировать ]Ожидаемая продолжительность жизни
[ редактировать ]
Средняя продолжительность жизни в Грузии в 2020 году, по оценкам Группы Всемирного банка, составила 73,92 года: 69,51 для мужчин и 78,27 для женщин. [9] [10] [11]
Коэффициенты рождаемости и смертности
[ редактировать ]В 2016 году общий коэффициент рождаемости составил 2,24 ребенка на одну женщину. Коэффициент живорождения составляет 15,2 на 1000, уровень смертности - 13,7 на 1000. В 2016 году уровень младенческой смертности составил 9,0 на 1000 живорождений, а уровень смертности детей в возрасте до 5 лет - 10,7. Ожидается, что к 2030 году уровень материнской смертности снизится до 12, а уровень смертности детей в возрасте до 5 лет снизится до 6,0. Материнская смертность составляет 23,0 на 100 000 живорождений в 2016 году. [12] Хотя показатели материнской и младенческой смертности по-прежнему высоки по сравнению с другими странами мира, они неуклонно снижаются.
Заболевания и основные причины смертности
[ редактировать ]В Грузии, как и в большинстве стран, бремя смертности обусловлено главным образом неинфекционными заболеваниями. Основными причинами смертности являются болезни системы кровообращения, новообразования, заболевания органов дыхания, а также несчастные случаи и травмы. [13] Ведущее место в структуре заболеваемости занимают болезни органов дыхания, пищеварения и системы кровообращения. Инфекционные заболевания по-прежнему являются источником серьезных проблем со здоровьем, особенно туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью.
Организационная структура здравоохранения
[ редактировать ]Регулирование
[ редактировать ]
Система здравоохранения в Грузии сильно децентрализована и была широко приватизирована в период с 2007 по 2012 год. Правила также очень либеральны, и Министерство здравоохранения и социального обеспечения в настоящее время работает над тем, чтобы качество предоставляемой помощи было адекватным. [8]
В 2013 году принятие программы всеобщего здравоохранения привело к всеобщему охвату населения государственной медицинской помощью и улучшению доступа к медицинским услугам. [1]
В конце 2014 года правительством Грузии была одобрена Государственная концепция системы здравоохранения Грузии на 2014-2020 годы «Универсальное здравоохранение и управление качеством для защиты прав пациентов», которая представляет собой видение развития системы здравоохранения, включающее в себя основы развития сектора в отношении принципы и ценности, признанные на международном и национальном уровнях [14] Министерство труда, здравоохранения и социальной защиты (MoLHSA) официально несет ответственность за здоровье населения, надзор за системой здравоохранения, качество медицинских услуг и равенство в отношении доступа к медицинской помощи на всей территории страны. [15] Под государственным контролем Министерства находятся юридические лица: ЮЛПЛ «Агентство социального обслуживания» (АСО), ЮЛПЛ «Национальный центр по контролю заболеваний и общественного здоровья» (НЦЦЗ), ЮЛПЛ «Агентство государственного регулирования медицинской деятельности (АГРМА) и ЮЛПЛ ЧС. Центр координации ситуаций и экстренной помощи (ЦКОиОАК).Администрирование и управление государственными программами здравоохранения и социальной помощи, включая всеобщий охват услугами здравоохранения, осуществляется SSA, которое является подведомственным учреждением MoLHSA. Территориальные отделения СГА расположены в 68 муниципалитетах, в них работает более 2000 человек. [16]
NCDC является юридическим лицом публичного права, подотчетным MoLHSA и имеющим специальную статью в государственном бюджете. NCDC обеспечивает национальное лидерство в профилактике и борьбе с инфекционными и неинфекционными заболеваниями посредством разработки национальных стандартов и руководств, укрепления здоровья, наблюдения за болезнями, иммунизации, лабораторных работ, исследований, предоставления экспертных консультаций и реагирования на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения. [17] SRAMA официально отвечает за выдачу и контроль лицензий и разрешений для медицинских учреждений, регулирует деятельность медицинских работников и фармацевтических препаратов. [18] ЭСКиОАК Обеспечивает/координирует качественную неотложную медицинскую и справочную помощь для улучшения состояния здоровья населения во время стихийного бедствия и ситуации военного положения. ЭСКиОАК функционирует во всех муниципалитетах страны, кроме столицы. К этому времени включено 85 медицинских направлений.После обширной приватизации и децентрализации большинство поставщиков услуг первичного и вторичного уровня стали частными коммерческими организациями с точки зрения собственности, управления и управления. Многие из них вертикально интегрированы с частными поставщиками медицинского страхования и фармацевтическими компаниями. Развитие профессиональных медицинских ассоциаций в Грузии все еще находится на ранней стадии, хотя их существует много. С 2005 года основной деятельностью профессиональных ассоциаций является поддержка Министерства здравоохранения и социального обеспечения в его усилиях по разработке национальных руководств и протоколов клинической практики.
Многочисленные международные партнеры, такие как ВОЗ , ЮНИСЕФ , ЮНФПА , Всемирный банк , USAID , ЕС , Глобальный фонд и т.д., решительно поддерживают сектор здравоохранения в Грузии .
Финансирование
[ редактировать ]Грузия вступила в 1990-е годы с системой здравоохранения, полностью финансируемой за счет налогов, но реформы 1995 года заменили эту систему моделью социального страхования, осуществляемой через Государственную компанию медицинского страхования. дополнительные средства, поступающие из муниципальных фондов здравоохранения и профилактических мероприятий, предоставляемых Министерством труда, здравоохранения и социальной защиты [2]. В 2003 году, после «революции роз», налог на социальное страхование был заменен социальным налогом, который накапливался в государственном бюджете (социальный налог отменен с 2008 года). С 2005 года государственные программы здравоохранения финансируются только за счет бюджетных ассигнований. [8]
2007 год можно считать новым этапом реформы, поскольку правительство Грузии решило делегировать управление государственными ассигнованиями на медицинское страхование целевых групп населения (бедных, учителей, сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих) частному страхованию. компании, ставшие покупателями медицинских услуг для указанных групп населения. Таким образом, если до 2007 года администрирование закупок индивидуальных медицинских услуг осуществлялось единым государственным органом-плательщиком, то с 2007 года медицинские услуги частично закупаются частными страховыми компаниями, которые обеспечивали управление более чем половиной государственных средств, выделяемых на государственные программы здравоохранения. к 2012 году [8]
В феврале 2013 года правительство Грузии запустило программу ВОУЗ, которая ознаменовала значительный сдвиг в том, как финансируется здравоохранение и закупаются медицинские услуги в Грузии, а также стала кульминацией почти двух десятилетий реформ системы здравоохранения в Грузии. Программа ВОУЗ распространила финансируемое государством право на медицинское обслуживание на все население. Программа не предусматривает взносов в том смысле, что грузинам не нужно вносить взносы для поступления. Регистрация предполагает регистрацию у выбранного поставщика первичной медицинской помощи. Пакет льгот охватывает ряд услуг первичной и вторичной медицинской помощи, а также ограниченное количество основных лекарств. В административном плане реформа передала ответственность за приобретение медицинских услуг у частных страховых компаний Управлению государственной службы при Министерстве здравоохранения и социального обеспечения, тем самым создав платформу для перехода от пассивных закупок к активным [11]. Реформы финансирования здравоохранения, начатые с 2013 года и подкрепленные значительным увеличением государственных расходов на здравоохранение, приблизили Грузию к европейским нормам. К ним относятся: (i) почти всеобщее право населения на финансируемую государством медицинскую помощь; (ii) бесплатные посещения семейных врачей; (iii) системы направления и назначения лекарств; (iv) единое закупочное агентство; и (v) более высокие государственные расходы на здравоохранение. Поддержание достигнутого на сегодняшний день охвата и углубление охвата за счет лучшей финансовой защиты от собственных расходов являются политическими приоритетами правительства Грузии.Общие расходы на здравоохранение в Грузии – 8,5 процента ВВП в 2015 году – намного выше, чем в среднем по странам с доходом выше среднего (7,0 процента), и приближаются к среднему показателю по ЕС (10 процентов). С 2012 по 2015 год бюджет здравоохранения увеличился более чем вдвое, увеличившись с 5,3 процента до 8,6 процента от общих государственных расходов, а в процентах от ВВП — с 1,7 процента до 2,9 процента. В этом отношении Грузия переживает резкий рост расходов на сектор здравоохранения, что соответствует опыту других стран со средним уровнем дохода на момент внедрения ВОУЗ. Государственные расходы на здравоохранение в Грузии в основном формируются из общих налоговых поступлений и направляются на программу всеобщего охвата услугами здравоохранения и вертикальные программы, все из которых находятся в ведении SSA. [19] Несмотря на рост государственных расходов на здравоохранение, ООП остается доминирующим источником финансирования здравоохранения в Грузии, заполняя пробел в расходах на здравоохранение, который не покрывается из государственных источников. Расходы на собственные нужды в Грузии сократились и, по оценкам, составляют 57 процентов всех расходов на здравоохранение (73% в 2012 году). [19]
Критика
[ редактировать ]В Грузии чрезвычайно большое количество врачей на душу населения по сравнению с другими европейскими странами: в 2015 году на каждые 100 000 человек приходилось 573,3 врача. Число медсестер на 100 000 населения с 1998 года снижается и намного меньше, чем в упомянутых странах. выше (419 на 100 000 населения). Отношение количества медсестер к числу врачей в 2015 году составило 0,7. [12]
Больницы
[ редактировать ]В советское время количество больниц было большим. В 1999 году в Грузии было 246 больниц (или 287 специализированных, в том числеспециализированные институты) предоставили 22 491 больничную койку. [7] К 2015 году в стране насчитывалось 12 830 больничных коек (2014 год – 11 675). Количество коек на 100 000 населения составило 345,1 (2014 г. - 313,3), коэффициент занятости 193,1 (2014 г. - 188,3), ALOS 5,3 (2014 г. - 5,2), коэффициент оборота 36,4 (2014 г. - 36,3). После введения программы всеобщего здравоохранения наблюдался быстрый рост госпитализации как в амбулаторные, так и в стационарные учреждения. По сравнению с 2012 годом обеспеченность стационарными услугами 100 тысяч населения увеличилась на 50%. В 2015 году количество обращений населения в амбулаторно-поликлинические учреждения вырастает до 4,0 на 1 человека (2,1 в 2012 году). [20]
Известные больницы в Грузии включают следующие:
- Американский Госпиталь Тбилиси [21]
- Батумская инфекционная больница [22]
- Клиника Бочоришвили, Тбилиси [22]
- Кардиологическая больница, Тбилиси [23]
- Клиническая больница №1, Тбилиси [23]
- Клиническая больница № 4, Тбилиси [23]
- Клиническая больница № 9, Тбилиси [23]
- Клиническая больница Тбилисского государственного университета имени И. Джавахишвили, Тбилиси [23]
- Государственная клиническая больница Э. Пипиа, Тбилиси [23]
- Геогоспитали, Зестафони
- Горийский военный госпиталь , Гори [22]
- Кутаисская специализированная больница
- Кутаисская инфекционная больница [22]
- Психиатрическая клиническая больница, Тбилиси [23]
- Центральная клиническая больница имени Н. Кипшидзе Тбилисского государственного медицинского университета, Тбилиси [23]
- Больница Н. Барнова, Тбилиси [23]
- Сачхерская больница [22]
- Тбилисская центральная больница, Тбилиси [23]
- Тбилисская республиканская больница, Тбилиси [22]
- Тбилисская инфекционная больница [22]
- Тбилисская больница СЭА
- Университетская клиника, Тбилиси [22]
- Клинический госпиталь ветеранов войны, Тбилиси [23]
- Зугдидская специализированная больница
- Зугдидская инфекционная больница [22]
Больницы в Абхазии :
- Гагрская центральная районная больница, Гагрский район , Абхазия
- Гагрская курортная больница, Гагрский район , Абхазия
- Гальская центральная больница, Гальский район, Абхазия
- Гудаутская больница, Гудаутский район , Абхазия
- Больница Сокуми, Сухуми , Абхазия
Больницы в Южной Осетии
- Республиканская Цхинвальская больница, Цхинвали [24] [25]
- Мобильные больницы из России, созданные в 2020 году. [26]
Основные реформы здравоохранения
[ редактировать ]Основные реформы здравоохранения и политические меры до 2013 г. см. в рамке. [ нужна ссылка ]
![]() | Эта статья предоставляет недостаточный контекст для тех, кто не знаком с предметом . ( Март 2019 г. ) |
Крупные реформы здравоохранения и политические меры
[ редактировать ]- До 1995 г. - модель Семашко, полностью государственные услуги.
- 1995-2003 гг. – Введение социального медицинского страхования, обязательных налогов на заработную плату за здравоохранение и создание государственного фонда здоровья (ГФЗ).
- 1999 г. – разработана Национальная политика здравоохранения.
- 1999 г. - Министерство здравоохранения и Министерство социальных дел объединились в MoLHSA.
- 2007 г. - Генеральный план развития государственных больниц, предусматривающий полное изменение курса в больничном секторе на основе приватизации, одобренной правительством; Почти все больницы проданы частному сектору
- 2007-2014 - Государственные средства, выделенные частным страховым компаниям для управления государственной программой медицинского страхования для целевого населения (люди, живущие за чертой бедности, действуют учителя).
- 2009-2010 гг. - Внедрение программы государственного добровольного медицинского страхования.
- 2012-2014 гг. - Создание государственной программы медицинского страхования пенсионеров, детей до 5 лет, студентов, инвалидов.
- 2013 г. – Внедрение программы всеобщего здравоохранения (Фаза I-II).
- 2014 г. - Внедрение рецептурной системы.
- 2015 г. – Внедрение программы элиминации гепатита С.
- 2015-2017 гг. - Создание регионализации перинатальной службы.
- 2017 г. - Внедрение Государственной лекарственной программы по хроническим заболеваниям.
- 2017 г. - Начало III фазы программы всеобщего здравоохранения - Стратификация услуг по группам доходов. [7] [8] [1]
С 2013 года стартовала программа «Всеобщее здравоохранение», которая положила начало всеобщему доступу к финансируемым государством медицинским услугам для всех граждан Грузии. Программа «Универсальное здравоохранение» охватывает плановую амбулаторную, неотложную амбулаторно-стационарную и плановую хирургическую помощь, а также лечение онкологических заболеваний и родоразрешение. [1]
Исследования, проведенные Всемирным банком, Всемирной организацией здравоохранения и Агентством США по международному развитию, выявили основные достижения Программы всеобщего здравоохранения: расширение доступа к медицинским услугам, рост использования медицинских услуг, а также снижение финансовых барьеров и расширение покрытия. В публикации Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения «Доклад о состоянии здравоохранения в Европе за 2015 год» Программа всеобщего здравоохранения в Грузии была признана успешным проектом. С мая 2017 года в целях дальнейшего реформирования программы было целесообразно разработать новые критерии дифференциации бенефициаров. Основной целью реформы является предоставление услуг, более ориентированных на потребности, и развитие подхода «социальной справедливости». Пакет услуг привязан к доходам населения.
С 1 июля 2017 года для лиц с хроническими заболеваниями, состоящих на учете в единой базе данных «социально незащищенных семей» и их рейтинговый балл не превышает 100 000, введена в действие государственная программа обеспечения лекарствами при хронических заболеваниях. Программа предусматривает обеспечение пациентов рядом лекарств от хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы, хронических заболеваний легких, диабета (2 типа) и заболеваний щитовидной железы.
21 апреля 2015 года между компанией «Гилаад» и правительством Грузии был подписан Меморандум о взаимопонимании, который заложил основу для ликвидации гепатита С в Грузии. Услуги предоставляются лицам с гепатитом С, удостоверяющим гражданство Грузии, и лицам с нейтральными проездными документами, а также обвиняемым/осужденным, помещенным в пенитенциарные учреждения. [12]
Увеличение государственного финансирования охраны здоровья матери и ребенка и легкость доступа к высококачественным медицинским услугам сыграли важную роль в снижении смертности матерей и детей. Грузия смогла достичь Цели развития тысячелетия №4, поскольку в 2015 году уровень смертности детей в возрасте до пяти лет составил 10,2 на 1000 живорождений. [12]
Инициатива начала процесса регионализации перинатальной помощи с мая 2015 года является значительным шагом вперед в укреплении системы здравоохранения матерей и новорожденных, которая предполагает определение уровней поставщиков перинатальных услуг, их роли и ответственности, чтобы обеспечить правильные сроки оказания перинатальной помощи. направление пациента в правильное медицинское учреждение и, при необходимости, эффективное направление.
См. также
[ редактировать ]- Грузия (страна)
- Очертание Грузии (страны)
- Указатель статей по Грузии (стране)
- Политика Грузии (страны)
- Права человека в Грузии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «Обзор государственных расходов Грузии» (PDF) . Группа Всемирного банка . 2017.
- ^ «Инициатива по измерению прав человека – первая глобальная инициатива по отслеживанию соблюдения прав человека в странах» . Humanrightsmeasurement.org . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ «Грузия — Трекер прав HRMI» . www.righttracker.org . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ «Грузия — Трекер прав HRMI» . www.righttracker.org . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ «Грузия — Трекер прав HRMI» . www.righttracker.org . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ «Грузия — Трекер прав HRMI» . www.righttracker.org . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Гамкрелидзе, Амиран (2002). «Системы здравоохранения в переходный период: Грузия. Европейская обсерватория по системам здравоохранения. Том 4, № 2» (PDF) . Проверено 5 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Чантуридзе и др. 2009. «Грузия: Обзор системы здравоохранения». Системы здравоохранения в переходный период. Группа Всемирного банка. 2017. Обзор государственных расходов Грузии.
- ^ «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, общая» . Группа Всемирного банка . Проверено 30 апреля 2022 г.
- ^ «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мужчины» . Группа Всемирного банка . Проверено 30 апреля 2022 г.
- ^ «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины» . Группа Всемирного банка . Проверено 30 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Статистический ежегодник здравоохранения 2016» . ЮЛПЛ Национальный центр контроля заболеваний и общественного здоровья им. Л. Сакварелидзе . 2016 . Проверено 5 января 2021 г.
- ^ ЮЛПЛ «Л. Национальный центр контроля заболеваний и общественного здоровья им. Сакварелидзе». 2017. «Статистический ежегодник здравоохранения 2016».
- ^ Правительство Грузии. Постановление N724 от 26.12.2014. Об утверждении Государственной концепции системы здравоохранения Грузии на 2014-2020 годы «Всеобщее здравоохранение и управление качеством для защиты прав пациентов»
- ^ «Министерство труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии» . Архивировано из оригинала 26 февраля 2021 г. Проверено 28 мая 2018 г.
- ^ «ЮЛПЛ «Агентство социального обслуживания» » . Архивировано из оригинала 19 июня 2022 г. Проверено 28 мая 2018 г.
- ^ ЮЛПЛ «Национальный центр по контролю заболеваний и общественного здоровья им. Сакварелидзе»
- ^ ЮЛПП «Агентство государственного регулирования медицинской деятельности (ГРАМА)
- ^ Перейти обратно: а б Министерство труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии. Национальные счета здравоохранения, 2001-2015 гг.
- ^ ЮЛПЛ «Л. Национальный центр контроля заболеваний и общественного здоровья им. Сакварелидзе». 2017. «Статистический ежегодник здравоохранения 2016».
- ^ «Больницы в Тбилиси» . Автомобиль Allianz Worldwide . Проверено 5 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Насколько подготовлена система здравоохранения Грузии к пандемии COVID-19?» . Гори Цивил . Проверено 5 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Больницы в Тбилиси» . Бизнес-справочник Джорджии . Проверено 5 января 2021 г.
- ^ «Грузия: Медицинская группа MSF посетила больницу Южной Осетии» . Врачи без границ . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ «В зоне грузино-югоосетинского конфликта завершена реконструкция цхинвальской больницы» . РельефВеб . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ "Минобороны России передает мобильный госпиталь для оказания медицинской помощи при лечении новой коронавирусной инфекции населению Республики Южная Осетия" . Министерство обороны России . Проверено 6 января 2021 г.