Христианизация Иберии
Христианизация Иберии ( грузинский : kartlis gakrist'ianeba , латинизированный : kartlis gakrist'ianeba ) [а] относится к распространению христианства в начале IV века в результате проповеди святой Нино в древнем грузинском царстве Картли , известном как Иверия в классической античности . Тогдашний языческий царь Иберии Мириан III королевства объявил христианство государственной религией . По мнению Созомена , это побудило царский «большой и воинственный варварский народ исповедовать Христа и отречься от религии своих отцов». [1] поскольку у грузин-политеистов издавна существовали антропоморфные идолы, известные как «Боги Картли». [2] Король станет главным спонсором, архитектором, инициатором и организатором всех строительных процессов. [3]
По словам Сократа Константинопольского , «иберийцы первыми приняли христианскую веру». [4] вместе с абиссинцами , но точная дата события до сих пор обсуждается. Цари Грузии и Армении были одними из первых монархов в мире, принявших христианскую веру. [5] До эскалации армяно-грузинского церковного соперничества [6] и христологических , плюралистическим и гибким, и только споров, их кавказское христианство было чрезвычайно инклюзивным гораздо позже, когда «национальные» церкви кристаллизовались с VI века. [7] Несмотря на огромное разнообразие региона, процесс христианизации был панрегиональным и межкультурным явлением на Кавказе . [8] Это самые энергичные и космополитические зоны Евразии на протяжении всей поздней античности , достаточно сложные для того, чтобы однозначно отнести грузин и армян к какой-либо одной крупной цивилизации . [9]
Евреи , царской столицы Картли , Мцхеты . сыгравшей значительную роль в христианизации царства, дали сильный толчок углублению связей между Грузинской монархией и Землей , что привело к увеличению присутствия грузин в Палестине Святой Это подтверждается деятельностью Петра Иверского и других паломников, а также древнейшими засвидетельствованными грузинскими надписями Бир-эль-Кутт, найденными в Иудейской пустыне , и грузинскими граффити Назарета и Синая . [10] [11]
Иберия была фактором конкурентной дипломатии Римской и Сасанидской империй и иногда становилась крупным игроком в прокси-войнах между двумя империями. Королевство разделяло многие институты и концепции с соседними иранцами и было физически связано с «Иранским Содружеством» со времен Ахеменидов посредством торговли, войны или брака. [12] Принятие христианства означало, что царь Мириан III сделал культурный и исторический выбор, имевший глубокие международные последствия, хотя его решение не было связано с римскими дипломатическими инициативами. Иберия, архитектурно и художественно уходящая корнями в культуру Ахеменидов, [13] от основания эллинистической эпохи до обращения короны, [14] приступили к новому многоэтапному процессу, на завершение которого ушли столетия, [15] [16] охватывающий весь V, VI и начало VII веков, [17] что привело к появлению сильной грузинской идентичности. [18]
Накануне исторической христианизации король и королева быстро превратились в грузинизированных иностранцев, [19] физическое слияние иранской и греческой культур. Святая Нино тоже была иностранкой, [20] как и первые два главных епископа Картли , которые были греками, посланными римским императором Константином Великим . [21] Лишь в первой половине VI века коренные грузины окончательно захватили высшие церковные посты. Тем не менее, посторонние, такие как греки, [22] Иранцы , армяне и сирийцы продолжали играть заметную роль в управлении Грузинской церковью. [23]
Христианизация апостола [ править ]
Несмотря на то, что Иберия официально приняла христианство в начале IV века, Грузинская Православная Церковь заявляет об апостольском происхождении и считает апостола Андрея основателем Грузинской церкви. Это также подтверждается некоторыми византийскими источниками. Ефрем Мцире (11 век) позже объяснил роль Святой Нино как необходимого «второго крещения» Иберии. Археологические артефакты подтверждают распространение христианства до обращения царя Мириана в IV веке. Некоторые из захоронений третьего века в Грузии включают христианские предметы, такие как перстни-печатки с крестом и ихтисом или якорем и рыбой, что ясно свидетельствует об их христианской принадлежности. Это может означать, что иберийцы из высшего сословия приняли христианство намного раньше, чем дата его «официальной христианизации». [24]
Христианизация королевской семьи [ править ]
Часть серии о |
История Грузии |
---|
Согласно «Грузинским хроникам» и летописи « Обращение Картли» , каппадокийка Нино обратила в христианство царицу Нану , а затем царя Мириана III , что привело к христианизации всего Картлийского царства и его народа. [25] Греко-римские историки Тиранний Руфин . [б] Геласий Кесарийский , Геласий Кизикский , Феодорит , Сократ Константинопольский и Созомен — все имеют схожие повествования о грузинской традиции. Единственное существенное отличие этих греко-римских повествований от грузинской традиции — это то, что Нино была безымянным римским пленником, которого привезли в Иберию. Согласно грузинским источникам, Нино была дочерью Завилона и Сусанны. [26] семья, наделенная прямой, но маловероятной связью с Иерусалимом. [27] Однажды, когда она поехала в Иерусалим навестить отца, она спросила, знает ли кто-нибудь, где Бесшовная Риза Иисуса находится . Ей сказали, что оно хранится «в восточном городе Мцхета , страна Картли [т.е. Иберия]». [28] Она решила отправиться в Иберию и в конце концов достигла гор Джавахети , после четырех месяцев путешествия, в июне . Она пробыла два дня на озере Паравани , а затем продолжила свой путь в сторону царского города Мцхета. [29] Добравшись до столицы, она оказалась на языческом празднике, проводимом в честь бога Армази , в церемонии которого принимал участие царь Мириан. Нино, потрясенная этим событием, начала молиться, в результате чего поднялся «сильный ветер», который разрушил языческую статую. [30] Позже к ней подошли слуги царицы Наны, страдавшей от тяжёлой болезни. Ее попросили вылечить королеву. Царица тут же исцелилась, и Нино обратила ее в христианство. Услышав об исцелении царицы, король «очень удивился». [31] Сначала он выступал против новой религии своей жены, пока однажды он тоже не столкнулся с чудом во время охоты, верховой езды и «осмотра Уплисцихе » через леса горы Тхоти, когда его внезапно окружила угрожающая тьма солнечного затмения . [32]
И царь Дашты был один, и ходил он по горам и долинам, испуганный и потрясенный. Он стоял на одном месте и пожертвовал своей жизнью. И как будто он пришёл к собственному познанию и подумал в своём сердце: «Смотрите, я сделал это своим богам, и я не нашёл надо мной никакой пощады. Теперь, чему он проповедует Нино Хуар и Хуартсмуль и разделяет исцеление, его урожай, но трудно спасти меня от этого, потому что я жив в аду, а не в начале, если бы это было создано ради земли, то есть если бы она была создана для меня, то, О Боже, просвети эту тьму и заставь меня обитать во имя Твое, и я воздвигну столп Джуара и буду поклоняться ему, и построю дом как мою часовню, и буду послушен первосвященникам суда Нино.
И король остался один и ходил по холмам и лесам испуганный и испуганный. Он стоял на одном месте и отчаялся за свою жизнь. И когда он пришел в сознание, то решил в сердце своем: «Так вот, я имел своего бога и не нашел радости. Пусть проповедуемый Нино крест и тот, который был распят и делает исцеление, своим слава – разве он не достаточно силен, чтобы спасти меня от этой беды? Ведь я жив в ад и не знаю, как весь мир был разрушен, или это только для меня? Чтобы я оказался в такой беде, о Боже Нино, просвети тьму и укажи мне место мое, и я узнаю Твое имя, и воздвигну Крестный столп, и буду уважать его, и построю мне дом, чтобы молитесь и будете послушны вере Нино Римской. [33]
Когда он наконец призвал на помощь Христа, нового Бога своей жены, дневной свет тут же вернулся. Царь спрыгнул с коня, воздел руки к «восточному небу » и сказал:
Ты Бог всех богов и Господь всех господ, Бог, с которым говорит Нино.
Ты — Бог над всеми другими Богами и Господь над всеми другими Лордами, Бог, которого провозглашает Нино. [34]
Сказав это, царь еще раз пообещал новому Богу воздвигнуть «Крестный столп » . Царь благополучно вернулся в столицу и был встречен своей «царицей и всем народом» Картли. Он пошел со своей армией, чтобы увидеть Нино. По настоянию Нино король заложил фундамент церкви в память о своей новой вере — христианстве. [35] По мнению армянского историка Мовсеса Хоренаци , после обращения Мириана Нино «уничтожила образ Армази, бога-громовержца». [36] Когда церковь была завершена, царь отправил послов к императору Константину Великому с просьбой прислать духовенство для содействия утверждению веры в королевстве. По Созомену , услышав известие об обращении Иберии, «римский император обрадовался, удовлетворив каждую просьбу, которая была предложена». [37]
Основание Грузинской церкви и распространение новой религии в Картли стали возможными во многом благодаря деятельности царей и аристократии . [38] Основная церковностроительная деятельность царя Мириана в Мцхете заключалась в строительстве собора Светицховели , согласно грузинской традиции, связанной с Бесшовной ризой Иисуса . [39] привезенный благочестивым евреем по имени Илия, очевидцем Распятия Иисуса , в Мцхету из Иерусалима в первом веке. [40] [41] [42] Однако монастырь Самтавро короля , собственная усыпальница , был построен за городом. Это напоминает положение церковных построек Константина Великого и его семьи за пределами римского померия . Но гробница первого грузинского царя-христианина находилась внутри церкви, а гробницы членов Константиновской династии располагались в отдельном императорском мавзолее рядом с церковью. Также Константиновские церкви были посвящены культу христианских мучеников . [43] тогда как в ранней грузинской церкви не было мучеников. [44]
После христианизации монархии [45] Грузины активизировали свои контакты со Святой Землей . В дохристианской Иберии еврейская община существовала еще во времена Навуходоносора II . [46] и в иберийской идеологии священного существовали тесные и глубокие связи со святостью Иерусалима . Это иберийское увлечение Иерусалимом и Сионом во многом предшествовало заявлениям о беспрецедентной «византинизации» Грузии. [47] [48] Монархи Багратиони произошли непосредственно от царя Давида . [49] Иберия, имея прямую связь с Иерусалимом, уже имела там несколько монастырей. Именно в Иерусалиме Руфин встретился с Бакурием, и к концу IV века там был основан грузинский монастырь. [50] Во времена правления Вахтанга I , грузинского царя-героя, [51] глава Грузинской церкви получил сан католикоса , а Грузинская церковь была признана автокефальной церковью Антиохийской . [52]
Христианизация деревни [ править ]
Несмотря на королевский энтузиазм по поводу новой религии и ее принятие в придворных кругах, христианство медленно укоренялось в сельских районах королевства. [53] Нино и ее окружение встретили враждебность со стороны горцев, населявших юго-восточные склоны Кавказских гор , но в конечном итоге их убедили отдать своих идолов. Сопротивление возникло и внутри еврейской общины Мцхеты. [54] Первые шаги в христианизации сельской местности Иберии произошли в конце пятого и начале шестого веков, когда местные монашеские традиции глубоко укоренились и способствовали распространению христианства в более периферийные регионы Картли. [55] Где-то в 530-х или 540-х годах Тринадцать ассирийских отцов , в Мцхету прибыли [56] чья деятельность привела к основанию около шестнадцати монастырей и других церквей по всей Грузии, многие из фундаментов которых, построенных в шестом веке, можно увидеть и сегодня. [57]
Дата христианизации [ править ]
По оценкам историков, дата обращения варьировалась на протяжении большей части долгого правления царя Мириана. Даты, предложенные зарубежными и грузинскими учеными, следующие: 312, 317, 318, 320, 323, 325/6/7/8, 330/1/2/3/4/5/6/7. Когда-то широко распространенное мнение, что обращение Иберии произошло в 337 году нашей эры, сегодня многие ученые считают, что это 326 год нашей эры. [58] возможно, «третье воскресенье после Пасхи», согласно Иоанну Зосиме , это было 1 мая, [59] год, традиционно проводимый Грузинской Православной Церковью . [60]
Помимо историков, обращение Иберии в течение десятилетий представляет больший интерес для ученых -астрономов , которые утверждают, что существует высокая вероятность того, что полное солнечное затмение 319 года нашей эры, 6 мая, является точной датой обращения Грузии в христианство. затмение, достигшее восточной Грузии, и эта «гипотеза затмения» не нова. [61] Затмение по модели ΔT ≈7500 с азимутальным углом Солнца около 290°. [62] заставит короля и его товарищей-охотников – или королевское окружение – стать свидетелями всего этого, но не горожан поблизости. [63] Условия видимости короля на горе Тхоти могли быть аналогичны солнечному затмению 11 июля 2010 года , которое можно было наблюдать на закате с гористой местности Патагонии . [64] Во время затмения 319 года нашей эры наблюдатели на более низких высотах возле Мцхеты увидели бы, как небо преждевременно потемнело, а затем немного посветлело, без Солнца повторного появления из-за горизонта . На близлежащих возвышенностях, например там, где мог находиться король, полное затмение действительно могло быть замечательным зрелищем. Л.В. Моррисон и Ф.Р. Стивенсон согласно своей геофизической модели ΔT ≈7450±180° не противоречат этому сценарию и интригующей возможности, [65] но остается открытым вопрос, заслуживают ли древние и средневековые письменные отчеты доверия и действительно ли они основаны на реальных фактах. [66]
Согласно «Грузинским хроникам», это был «один день лета, 20 июля, суббота». [67]
См. также [ править ]
- Христианизация Армении
- Константин Великий и христианство
- Христианство как государственная религия Рима
Примечания [ править ]
- ^ Грузинская историография называет это событие Обращением Картли ( Мокцевай Картлисай ), так же, как и летопись .
- ^ Руфин опирался на Бакурия Иберийского , грузинского князя или «маленького царя». [68] и главный полководец императора Феодосия I , [69] [70] как один из источников обращения грузин в христианство.
Ссылки [ править ]
- ^ Шафф, с. 263
- ^ Рэпп (2016), место: 4308.
- ^ Плонтке-Люнинг, с. 469
- ^ Шафф, с. 23
- ^ Рапп и Мгалоблишвили, с. 266
- ^ Рэпп (2016), место: 5439.
- ^ Рапп и Мгалоблишвили, с. 264
- ^ Рэпп, с. 4
- ^ Рэпп (2016), место: 413.
- ^ Рапп и Мгалоблишвили, с. 267
- ^ Рэпп (2016), место: 628.
- ^ Рапп и Мгалоблишвили, с. 263
- ^ Рэпп (2016), место: 753.
- ^ Рэпп, с. 18
- ^ Хаас, (2008), с. 106
- ^ Санни, с. 20
- ^ Рэпп (2016), место: 2221.
- ^ Хаас, с. 44
- ^ Рэпп (2016), местонахождение: 8678.
- ^ Рэпп (2016), место: 7149.
- ^ Рэпп (2016), место: 8445.
- ^ Мгалоблишвили, Тамила (1998). Древнее христианство на Кавказе . стр. 6–7.
- ^ Рэпп (2016), местоположение: 8454.
- ^ Хаас, (2008), с. 114
- ^ Рэпп (2016), местоположение: 8361.
- ↑ Грузинские хроники, страница изд. 76, строка изд. 8.
- ^ Рэпп (2016), место: 3658.
- ^ Грузинские хроники, страница изд. 79, строка изд. 2–5.
- ^ Грузинские хроники, страница изд. 85, строка изд. 5–6.
- ↑ Грузинские хроники, страница изд. 91, строка изд. 13.
- ↑ Грузинские хроники, страница изд. 105, строка изд. 12.
- ^ Рэпп (2016), место: 3749.
- ↑ Грузинские хроники, страница изд. 109, строка изд. 14–24.
- ^ Грузинские хроники, страница изд. 110, строка изд. 5–6.
- ^ Хаас, (2008), с. 107
- ^ Рэпп (2016), место: 4370.
- ^ Шафф, с. 264
- ^ Плонтке-Люнинг, с. 454
- ^ Плонтке-Люнинг, с. 461
- ^ Хаас, с. 29
- ^ Мгалоблишвили, с. 40
- ↑ Грузинские хроники, страница изд. 99, строка изд. 14.
- ^ Плонтке-Люнинг, с. 462
- ^ Плонтке-Люнинг, с. 463
- ^ Рэпп, с. 5
- ^ Мгалоблишвили, с. 39
- ^ Рэпп, с. 1
- ^ Рэпп (2016), место: 482.
- ^ Хаас, (2008), с. 110
- ^ Хаас, (2008), с. 111
- ^ Рэпп, с. 22
- ^ Хаас, с. 42
- ^ Хаас, (2008), с. 116
- ^ Рэпп (2016), место: 4277.
- ^ Хаас, (2008), с. 117
- ^ Хаас, (2008), с. 119
- ^ Хаас, (2008), с. 120
- ^ Заутер, Симония, Стивенсон и Орчистон, стр. 31
- ^ Мгалоблишвили, с. 44
- ^ Заутер, Симония, Стивенсон и Орчистон, стр. 32
- ^ Заутер, Симония, Стивенсон и Орчистон, стр. 26
- ^ Заутер, Симония, Стивенсон и Орчистон, стр. 42
- ^ Заутер, Симония, Стивенсон и Орчистон, стр. 41
- ^ Заутер, Симония, Стивенсон и Орчистон, стр. 35
- ^ Заутер, Симония, Стивенсон и Орчистон, стр. 43
- ^ Заутер, Симония, Стивенсон и Орчистон, стр. 44
- ↑ Грузинские хроники, страница изд. 108, строка изд. 17.
- ^ Шафф, с. 25
- ^ Хаас, (2008), с. 108
- ^ Шафф, с. 135
Библиография [ править ]
- Грузинские хроники , Обращение царя Мириана и с ним всей Картли святой Матерью и апостолом Нино, Часть № 30
- Плонтке-Люнинг, А. (2011) Рассказы о ранних церковных постройках в Армении и Грузии, Московский государственный университет.
- Хаас, К. (2014) Геополитика и грузинская идентичность в поздней античности: опасный мир Вахтанга Горгасали, Brill Publishers
- Хаас, К. (2008) Горный Константин: христианизация Аксума и Иберии, Журнал поздней античности 1.1, издательство Университета Джонса Хопкинса
- Суни, Р.Г. (1994) Создание грузинской нации, издательство Indiana University Press
- Мгалоблишвили, Т. (2014) Древнее христианство на Кавказе, Routledge
- Рапп, С.Х. младший (2016) Сасанидский мир глазами грузин, Кавказ и Иранское Содружество в позднеантичной грузинской литературе, Государственный университет Сэма Хьюстона, США, Рутледж
- Рапп, С.Х. младший (2014) Новые взгляды на «Землю героев и гигантов»: грузинские источники по истории Сасанидов, Государственный университет Сэма Хьюстона
- Рапп С.Х. младший и Мгалоблишвили Т. (2011) Манихейство в позднеантичной Грузии? Глава 17, Университет Оклахомы
- Заутер, Дж. Симония, И. Стивенсон, Ф. Р. и Орчистон, В. (2015) Легендарное полное солнечное затмение четвертого века в Джорджии: факт или фантазия? Спрингер Паблишинг
- Шафф, П. (2007) Никейские и постникейские отцы : вторая серия, том II Сократ, Созомен