Христианство в 17 веке


17-го века Миссионерская деятельность в Азии и Америке сильно выросла, пустила корни и развила свои институты, хотя и встретила сильное сопротивление, в частности, в Японии. В то же время христианская колонизация некоторых территорий за пределами Европы увенчалась успехом, движимая как экономическими, так и религиозными причинами. Христианские торговцы были активно вовлечены в работорговлю в Атлантике , в результате которой африканцы переселялись в христианские общины. Сухопутная война между христианством и исламом продолжалась в форме кампаний Габсбургской империи и Османской империи на Балканах , поворотный момент наступил в Вене в 1683 году. Российское царство , где православие было общепринятой религией, расширилось на восток. в Сибирь и Среднюю Азию , регионы исламских и шаманских верований, а также на юго-запад, в Украину униатские восточно-католические церкви , где возникли .
Был опубликован очень большой объем христианской литературы, особенно противоречивой и тысячелетней , а также исторической и научной. Агиография стала более критичной благодаря болландистам , а церковная история стала тщательно разрабатываться и обсуждаться, причем католические ученые, такие как Бароний и Жан Мабийон , и протестанты, такие как Давид Блондель, закладывали направления науки. Христианское искусство барокко и музыка, заимствованная из церковных форм, были поразительны и влияли на художников-мирян, использующих светские выражения и темы. Поэзия и драматургия часто затрагивали библейские и религиозные темы, например, » Джона Мильтона «Потерянный рай .
протестантов и католиков Меняющиеся взгляды
В начале века Яков I Английский выступил против свержения папской власти в ряде противоречивых работ: [2] а убийство французского короля Генриха IV вызвало пристальное внимание к богословским доктринам, связанным с тираноубийством . [3] И Генрих, и Джеймс, по-разному, проводили мирную политику религиозного примирения, направленную на то, чтобы в конечном итоге залечить брешь, вызванную протестантской Реформацией . Хотя прогресс в этом направлении казался более возможным во время Двенадцатилетнего перемирия , конфликты после 1620 года изменили картину; а ситуация в Западной и Центральной Европе после Вестфальского мира оставила более стабильную, но укоренившуюся поляризацию протестантских и католических территориальных государств с религиозными меньшинствами.
Религиозные конфликты в католической Франции из-за янсенизма и Пор-Рояля привели к появлению противоречивой работы «Провинциальные письма» Блеза Паскаля . В нем он нацелился на преобладающую атмосферу морального богословия , специальность ордена иезуитов и позицию Колледжа Сорбонны . Паскаль выступал против казуистики, применявшейся в то время в «делах совести», особенно доктрин, связанных с вероятностностью .
К концу 17-го века «Исторический и критический словарь» Пьера Бэйля представлял собой текущие дебаты в Республике литературы , в основном светской сети ученых и ученых, которые подробно комментировали религиозные вопросы, а также вопросы науки. Сторонники более широкой религиозной терпимости – и скептическая позиция в отношении многих традиционных верований – с возрастающим успехом выступали за изменение отношения во многих областях (включая дискредитацию « Ложных декреталей» и легенды о Папе Иоанне , магии и колдовстве , милленаризме и крайних антикатолических взглядах). пропаганда и толерантность к евреям в обществе).
Полемизм и иренизм [ править ]
Разногласия между католиками и протестантами привели к появлению обширной полемической литературы, написанной как на латыни, чтобы апеллировать к международному мнению образованных людей, так и на местных языках. В условиях, когда мнения считались открытыми для споров, производство полемической литературы входило в обязанности прелатов и других видных церковников, ученых (в университетах) и семинаристов (в религиозных колледжах); такие учреждения, как колледж Челси в Лондоне и колледж Аррас в Париже, были созданы специально для поддержки такого письма.
Основные дебаты между протестантами и католиками оказались безрезультатными, а богословские вопросы внутри протестантизма вызывали разногласия, а также произошел возврат к иренизму : поиску религиозного мира. Давид Пареус был ведущим реформатским богословом , который выступал за подход, основанный на примирении взглядов. [4] и другие ведущие деятели, такие как Марко Антонио де Доминис , Гуго Гроций и Джон Дьюри В этом направлении работали .
Ересь и демонология [ править ]
Последним человеком, казненным за ересь в Англии , был Эдвард Вайтман в 1612 году. Законодательство, касающееся этого наказания, фактически было изменено только в 1677 году, после чего осужденные по обвинению в ереси подвергались максимум отлучению от церкви . [5] Обвинения в ереси, будь то возрождение позднеантичных дебатов, таких как споры о пелагианстве и арианстве, или более поздние взгляды, такие как социнианство в теологии и коперниканство в натуральной философии , продолжали играть важную роль в интеллектуальной жизни.
В то время как судебное преследование ересей стало менее суровым, интерес к демонологии во многих европейских странах возрос . Скептические аргументы против существования колдовства и одержимости демонами все еще оспаривались богословами до 1680-х годов. В «Гангрене» Томаса Эдвардса использовалась концепция, приравнивающая ересь и одержимость, чтобы привлечь внимание к разнообразию радикальных протестантских взглядов, распространенных в 1640-х годах.
Суд над Галилеем [ править ]

В 1610 году Галилео Галилей опубликовал свой «Sidereus Nuncius» , описывающий наблюдения, которые он сделал с помощью нового телескопа . Эти и другие открытия выявили трудности с пониманием небес, существовавшие с античности, и повысили интерес к таким учениям, как гелиоцентрическая теория Коперника .
В ответ такие ученые, как Козимо Боскалья [6] утверждал, что движение Земли и неподвижность Солнца были ересью, поскольку они противоречили некоторым сведениям, изложенным в Библии , как она понималась в то время. Участие Галилея в спорах по теологии , астрономии и философии завершилось судом над ним и вынесением ему приговора в 1633 году по подозрению в ереси.
Дело Галилея — процесс, в результате которого Галилей вступил в конфликт с Римско-католической церковью из-за поддержки коперниканской астрономии — часто считалось определяющим моментом в истории отношений между религией и наукой .
Протестантизм [ править ]
Протестантские земли в начале 17 века были сосредоточены в Северной Европе, с территориями в Германии , Скандинавии , Англии , Шотландии , а также районами Франции , Нидерландов , Швейцарии , Венгерского королевства и Польши . Тяжелые бои, в некоторых случаях продолжавшие религиозные конфликты предыдущих столетий, наблюдались, особенно в Нидерландах и Пфальцском электорате (где началась Тридцатилетняя война ). В Ирландии была предпринята согласованная попытка создать «плантации» протестантских поселенцев в стране, которая была преимущественно католической, и борьба с религиозным аспектом была серьезной в 1640-х и 1680-х годах. Во Франции урегулирование, предложенное Нантским эдиктом , было сведено на нет в ущерб гугенотскому населению , и эдикт был отменен в 1685 году.
Протестантская Европа была в значительной степени разделена на лютеранскую и реформатскую (кальвинистскую) части, при этом англиканская церковь сохраняла отдельную позицию. Усилия по объединению лютеран и кальвинистов не увенчались успехом; а экуменические амбиции по преодолению раскола протестантской Реформации оставались почти полностью теоретическими. Англиканская церковь под руководством Уильяма Лауда серьезно подошла к деятелям Православной церкви в поисках точек соприкосновения.
Внутри кальвинизма произошел важный раскол с возникновением арминианства ; 1618–1619 Дортский синод годов был национальным собранием, но имел международный резонанс, поскольку учение Арминия было решительно отвергнуто на собрании, на которое были приглашены протестантские богословы из-за пределов Нидерландов. Вестминстерская ассамблея 1640-х годов была еще одним крупным советом, занимавшимся реформатским богословием, и некоторые из ее работ по-прежнему важны для протестантских конфессий.
Пуританское движение и гражданская Англии в война
В 1640-х годах Англия, Шотландия, Уэльс и Ирландия пережили религиозные распри, сравнимые с теми, которые пережили их соседи несколькими поколениями ранее. Злоба, связанная с этими войнами, отчасти объясняется природой пуританского движения, описание которого многие историки считают неудовлетворительным. На ранних этапах своего существования пуританское движение (конец 16–17 веков) выступало за реформу англиканской церкви в рамках кальвинистской традиции, стремясь сделать англиканскую церковь более похожей на протестантские церкви Европы, особенно Женевы . Пуритане отказались полностью одобрить все ритуальные указания и формулы Книги общей молитвы ; навязывание литургического порядка посредством юридической силы и проверки превратило пуританство в явное оппозиционное движение.
Гражданская война в Англии представляла собой серию вооруженных конфликтов и политических махинаций между парламентариями и роялистами . Первая вторая (1642–46) и третьей (1648–49) гражданские войны столкнули сторонников короля Карла I со сторонниками Длинного парламента , а в войне (1649–51) произошли бои между сторонниками короля Карла II и сторонниками парламента Рампа . Войны закончились победой парламента в битве при Вустере 3 сентября 1651 года.
Война привела к суду и казни Карла I , изгнанию его сына Карла II и замене английской монархии сначала Содружеством Англии (1649–53), а затем протекторатом ( 1653–59) под властью Англии. Оливера Кромвеля Личное правило . В Ирландии военная победа парламентских сил установила протестантское господство .
Придя к политической власти в результате Первой гражданской войны в Англии, пуританское духовенство получило возможность создать национальную церковь по пресвитерианскому образцу; по причинам, которые также были в значительной степени политическими, им не удалось сделать это эффективно. После английской Реставрации 1660 года англиканская церковь за несколько лет была очищена от пуританских элементов. Преемники пуритан с точки зрения их убеждений называются диссидентами и нонконформистами и включают в себя тех, кто сформировал различные реформатские конфессии .
Пуританская эмиграция [ править ]
Эмиграцию протестантов в Северную Америку, которая стала Новой Англией , возглавила группа пуританских сепаратистов, базирующаяся в Нидерландах (« паломники »). Основав колонию в Плимуте в 1620 году, они получили грамоту от короля Англии . Эта успешная, хотя поначалу довольно трудная, колония положила начало протестантскому присутствию в Америке (ранее французские, испанские и португальские поселения были католическими). В отличие от испанцев и французов, английские колонисты не приложили первоначальных усилий для евангелизации коренных народов. [7]
Римский католицизм [ править ]
Посвящения Марии [ править ]
Папа Павел V и Григорий XV постановили в 1617 и 1622 годах, что утверждение о том, что Мария была зачата непорочной, недействительно. Александр VII заявил в 1661 году, что душа Марии свободна от первородного греха . Популярное Марианское благочестие было еще более красочным и разнообразным, чем когда-либо прежде, и включало многочисленные Марианские паломничества , Мариан Сальве богослужения , новые Марианские литании , Марианские театральные пьесы, Марианские гимны , Марианские процессии . Марианские братства , сегодня в основном несуществующие, насчитывали миллионы членов. [8]
Папа XI Иннокентий
Во второй половине 17 века Папа Иннокентий XI рассматривал учащающиеся нападения Турции на Европу, которые поддерживались Францией, как главную угрозу для Церкви. Он создал польско-австрийскую коалицию для разгрома Турции под Веной в 1683 году. Ученые назвали его святым папой, потому что он исправил злоупотребления со стороны церкви, включая симонию , кумовство и щедрые папские расходы, из-за которых он унаследовал папский долг в 1683 году. 50 000 000 скуди . Устранив некоторые почетные должности и введя новую финансовую политику, Иннокентий XI смог восстановить контроль над финансами Церкви. [9]
Франция и галликанство [ править ]
В 1685 году галликанистский король Людовик XIV Франции издал отмену Нантского эдикта , положив конец столетию религиозной терпимости. Франция вынудила католических богословов поддержать соборность и отрицать непогрешимость папы . Король угрожал Папе Иннокентию XI созывом Католического Вселенского Собора и военным захватом Папского государства. [10] Абсолютное французское государство использовало галликанизм, чтобы получить контроль практически над всеми важными церковными должностями , а также над многими церковными владениями. [9] [11]
Распространение христианства [ править ]

Расширение Католической Португальской империи и Испанской империи при значительной роли Римско-католической церкви привело к христианизации коренных народов Америки, таких как ацтеки и инки . Более поздние волны колониальной экспансии, такие как борьба за Индию со стороны голландцев , Англии, Франции, Германии, России и Испании, привели к христианизации за пределами Азии, например, на Филиппинах.
миссии католические - Римско
В эпоху Великих географических открытий Римско -католическая церковь основала ряд миссий в Америке и других колониях с целью распространения христианства в Новом Свете и обращения коренных народов. В то же время миссионеры, такие как Франциск Ксаверий , а также другие иезуиты , августинцы , францисканцы и доминиканцы, двигались в Азию и на Дальний Восток. Португальцы отправили миссии в Африку.
Самая значительная неудача римско-католической миссионерской работы произошла в Эфиопии . Хотя ее правитель, император Сусеньос , публично заявил о своем переходе в католицизм в 1622 году, провозглашение католицизма официальной религией в 1626 году привело к усилению гражданской войны. После отречения Сусениоса его сын и преемник Фасилидес изгнал архиепископа Афонсу Мендеса и его братьев -иезуитов в 1633 году, а затем в 1665 году приказал сжечь оставшиеся религиозные сочинения католиков. С другой стороны, другие миссии (особенно миссия Маттео Риччи иезуитская в Китае) были относительно мирными и были сосредоточены на интеграции , а не на культурном империализме .
Первую католическую миссию в Сычуани осуществил Лодовико Бульо в 1640 году. [12] Первая католическая церковь была построена в Пекине в 1650 году. [13] Император предоставил католикам свободу вероисповедания. Риччи изменил католическую веру в соответствии с китайским мышлением, разрешив, среди прочего, почитание мертвых. Ватикан не согласился и запретил любую адаптацию в так называемом споре о китайских обрядах в 1692 и 1742 годах.
Восточное православие [ править ]
Спор между Константинополем и Александрией [ править ]
В споре с Патриархом Александрийским Никифором Вселенский Патриарх Константинопольский Парфений I встал на сторону иерархов , Синайской Церкви предоставив им разрешение совершать богослужения в Каире во время пребывания Никифора в Молдовлахии . После того, как Никифор вернулся в Александрию, его протесты заставили Парфения отозвать свое разрешение. Тем не менее, напряженность по этому вопросу между двумя Церквами сохранялась. [14]
Ясский Синод [ править ]
В 1641 году Парфений созвал в Константинополе синод , на котором присутствовали восемь прелатов и четыре сановника церкви. термин «Пресуществление» Говорят, что на этом синоде был утвержден . В следующем году Парфений организовал более важный Ясский Синод . [15] Целью этого собрания было противодействовать некоторым католическим и протестантским доктринальным ошибкам, проникшим в православное богословие, и предложить всеобъемлющее православное заявление об истине веры. [16] Включая представителей греческой и славянской церквей, он осудил кальвинистское учение, приписываемое Кириллу Лукарису , и ратифицировал (несколько исправленный текст) Петра Могилы ( «Expositio fidei» « Заявление веры» , также известное как « Православное исповедание» ), описание христианского вероисповедания. Православие в формате вопросов и ответов. [17] [18] [19] Заявление о вере стало основополагающим для установления отношения православного мира к реформационной мысли. Главным вкладом Синода было укрепление чувства единства в Восточной Православной Церкви посредством обнародования авторитетного заявления, согласованного всеми основными кафедрами. [16]
Синод Иерусалима [ править ]
В 1672 году Иерусалимский Патриарх Досифей II созвал Иерусалимский Синод , который отверг все кальвинистские доктрины и переформулировал православные учения таким образом, чтобы отличить их от римского католицизма, а также протестантизма.
На Синоде присутствовало большинство видных представителей Восточной Православной Церкви , в том числе шесть митрополитов, помимо Досифея и его отставного предшественника, и его постановления получили всеобщее признание как выражение веры Восточной Православной Церкви.
Вопреки как Римско-католической церкви, так и большинству протестантов, Синод подтвердил, что Святой Дух исходит только от Бога-Отца , а не от Отца и Сына. [20]
В постановлениях Синода, получивших название « Исповедь Досифея» , он подтвердил существующие православные верования, несовместимые с кальвинистскими доктринами, заявив, что необходима апостольская преемственность епископов, что для спасения необходимы добрые дела, совершаемые с верой, что существует семь таинств, что Евхаристия это одновременно и таинство, и жертва, приносимая как за мертвых, так и за живых.
Русская Православная Церковь [ править ]
Падение Константинополя на Востоке в 1453 году привело к значительному смещению тяжести в сторону поднимающегося государства Россия, «Третьего Рима». Возрождение также стимулировало программу реформ патриархов молитвенников. В результате возникло движение под названием « Старообрядчество », которое повлияло на русское православное богословие в направлении консерватизма и эрастианства .
Хронология [ править ]
См. также [ править ]
- Алгонкинская Библия
- История христианства
- История протестантизма
- Барокко, Просвещение и революции
- Османская империя
- Возрождение и Реформация
- История восточного православия
- Хронология английской Реформации
- Хронология христианства
- Хронология христианских миссий
- Хронология Римско-католической церкви
- Хронологический список святых и блаженных XVII века.
Ссылки [ править ]
- ^ «И теперь, наконец,... дело дошло до такого вывода, что мы очень надеемся, что англиканская церковь (так в оригинале) пожнет тем самым хорошие плоды...» Wikisource . . . 1611 — через
- ^ У.Б. Паттерсон, Король Джеймс VI и я и воссоединение христианского мира (1997), стр. 50,86.
- ^ Ролан Муснье , Убийство Генриха IV: проблема тираноубийства и консолидация французской абсолютной монархии в начале 17 века , Часть II (английский перевод 1973 года)
- ^ «Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога, том VIII: Мораль - Петерсен - Эфирная библиотека христианской классики» . Ccel.org . Проверено 29 июля 2014 г.
- ^ Кейт Томас , Религия и упадок магии
- ^ Майкл Шарратт, Галилей: решительный новатор (2000), с. 109.
- ^ МакКаллох, Диармайд, Реформация: История (Нью-Йорк: Penguin Books, 2004), с. 540
- ^ Цёпфл 579
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Даффи, Святые и грешники (1997), стр. 188–191.
- ^ Франзен 326
- ^ Норман, Римско-католическая церковь: иллюстрированная история (2007), с. 137
- ^ Витек, Джон В. «Лодовико Бульо (1606–1682)» . Биографический словарь китайского христианства . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ Франзен 323
- ^ Никифор (1639-1645)
- ^ Константинопольский и Ясский соборы
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон Энтони МакГакин (15 декабря 2010 г.). Энциклопедия восточного православного христианства, комплект из 2 томов . Джон Уайли и сыновья. стр. 325–. ISBN 978-1-4443-9254-8 .
- ^ Ясский Синод на oxfordreference.com
- ^ Сеченский, Энтони Эдвард (2010). Филиокве: история доктринального спора . Издательство Оксфордского университета. п. 183. ИСБН 978-0-19537204-5 .
- ^ Символы веры христианского мира с историей и критическими примечаниями. Том I. История вероучений. § 16. Православное исповедание Могиласа, 1643 г. н.э.
- ↑ В Декрете 1 Исповедания говорится: «Мы веруем в единого Бога, истинного, всемогущего и бесконечного, Отца, Сына и Святого Духа, Отца нерожденного, Сына, рожденного от Отца прежде веков и единосущного Ему. и Духа Святого, исходящего от Отца и единосущного Отцу и Сыну. Эти три Лица в одной сущности мы называем Пресвятой Троицей, — всякой тварью вечно благословляемой, прославляемой и почитаемой» ( кальвинизм как Ересь).
- ^ Такер, 2004, 69.
- ^ Кейн, с. 64
- ^ «Николя Триго (1577–1628 гг.)» . Ютопиан.com . Проверено 29 июля 2014 г.
- ^ Андерсон, 399
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кейн, 68 лет
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Барретт, с. 27
- ^ «Кармелитская миссия на Малабаре» . Ocd.pcn.net. Архивировано из оригинала 19 августа 2018 г. Проверено 29 июля 2014 г.
- ^ Герберманн, с. 456
- ^ «Религии Южного Вьетнама в вере и фактах: VII. Католицизм в Южном Вьетнаме» . Sacred-texts.com . Проверено 29 июля 2014 г.
- ^ Делани, Джон Дж. и Джеймс Эдвард Тобин. Словарь католической биографии , Doubleday, 1961, стр. 227
- ^ Латуретт, 1941, том. III, с. 277
- ^ Хенце, с. 99
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Латуретт, 1941, вып. III, с. 176
- ^ Такер, 2004, с. 75
- ^ «Евангелизация континента» . Ewtn.com. 1986-12-31 . Проверено 29 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кейн, с. 82
- ^ Олсон, с. 115
- ^ Латуретт, 1941, том. III, с. 164
- ^ Такер, 2004, с. 78
- ^ Кейн, с. 69
- ^ Кейн, с. 76
- ^ Гловер, 55 лет.
- ^ [1] Архивировано 16 мая 2008 г., в Wayback Machine.
- ^ Эллиот, Элизабет. Через врата великолепия , Tyndale House Publishers, 1986, стр. 15
- ^ Герберманн, с. 388
- ^ Гау, Бонар. Мадагаскар и протестантское влияние: работа британских миссий, 1818–1895 гг. , Издательство Университета Далхаузи, 1979, стр. 2.
- ^ «Центр азиатско-тихоокеанских исследований – Университет Сан-Франциско (USF)» . Pacificrim.usfca.edu. Архивировано из оригинала 26 июня 2010 г. Проверено 29 июля 2014 г.
- ^ Андерсон, 367
- ^ «Добро пожаловать в Исследовательский центр Рэнделла в Пайнленде, Флорида» . Flmnh.ufl.edu . Проверено 29 июля 2014 г.
- ^ «Библиотека Ламбетского дворца: Документы Общества христианской веры» . Mundus.ac.uk. 12 марта 2002 г. Архивировано из оригинала 16 января 2014 г. Проверено 29 июля 2014 г.
- ^ Латуретт, 1941, том. III, с. 189
- ^ [2] Архивировано 10 апреля 2009 г., в Wayback Machine.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Эслер, Филип Ф. Раннехристианский мир . Рутледж (2004). ISBN 0-415-33312-1 .
- Уайт, Л. Майкл. От Иисуса к христианству . ХарперКоллинз (2004). ISBN 0-06-052655-6 .
- Фридман, Дэвид Ноэль (Эд). Библейский словарь Эрдмана . Вм. Издательство Б. Эрдманс (2000). ISBN 0-8028-2400-5 .
- Пеликан, Ярослав Ян. Христианская традиция: возникновение католической традиции (100–600) . Издательство Чикагского университета (1975). ISBN 0-226-65371-4 .