Джон Дьюри
Джон Дьюри [1] (1596 г. в Эдинбурге [2] — 1680 в Касселе ) — шотландский священник-кальвинист и интеллектуал периода гражданской войны в Англии . Он предпринял попытки воссоединить кальвинистское и лютеранское крыло протестантизма , надеясь на успех, когда переехал в Кассель в 1661 году, но ему это не удалось. Он также был проповедником, памфлетистом и писателем.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Он был четвертым сыном изгнанного шотландского пресвитерианского священника Роберта Дьюри ; [3] Джон вырос в Нидерландах, в Лейдене , учился там в университете. [4] Он был в Кельне, в Валлонской церкви, 1624–1626 гг. [5] а затем в Эльблонге (Эльбинге). Он был близким соратником Самуэля Хартлиба , уроженца Эльблонга, с которым он встретился там и разделял его интерес к образованию. [6] По словам Ричарда Попкина , [7] еще одним ключевым фактором, оказавшим влияние, был Джозеф Мид , у которого Дьюри перенял метод толкования Священных Писаний; эта интерпретация была оспорена недавним исследованием, утверждающим, что Дьюри разработал свой «библейский анализ» до встречи с работами Мида. [8] Находясь в Эльбинге, он перевел на английский антитринитарный труд Самуэля Пжипковского . [9]
С 1628 года Дьюри обратился к Густаву-Адольфу с просьбой о помощи в деле протестантского единства. [10] С 1630 по 1661 год он провел много времени, странствуя по Европе, работая над церковным миром между кальвинистами и лютеранами. [11] Благодаря знакомству с Хартлибом он также встретил Коменского , который также провел несколько лет в Эльбинге.
Вплоть до 1633 года Дьюри пользовался англиканской поддержкой со стороны Джорджа Эббота . В том же году Эббот умер, и его заменил Уильям Лауд , с которым у Дьюри были гораздо более сложные отношения; [12] Кристофер Хилл [13] заявляет, что «Лауду не пригодились усилия Коменского, Дюри и Хартлиба по воссоединению протестантов». Дьюри был рукоположен в 1634 году и отправился в Швецию при поддержке 38 английских пуритан. [14] Связи Дьюри и Хартлиба в 1630-х годах сблизили их с Оливером Кромвелем через Оливера Сент-Джона (родственника по браку и друга) и Годманчестерского проповедника Уолтера Уэллса, соседа. [15]
Затем Дьюри много путешествовал по Северной Европе и был наставником Марии, принцессы Оранской в Гааге. [16] у него была долгая, но безрезультатная встреча с Рене Декартом ; В 1635 году [17] [18] также в Нидерландах он был соратником Адама Борила и Петруса Серрариуса и влиятельной фигурой.
В гражданской войне и Содружестве Англии
[ редактировать ]В ключевой момент в английской и европейской политике Дьюри в августе 1641 года опубликовал « О работе церковного мира» , призывая протестантов объединиться, невзирая на национальные границы. Эта работа была посвящена его покровителю сэру Томасу Роу и была написана в 1638 году. В 1639 году виконт Мандевиль писал Дюри в контексте того, что ситуация, в частности, с немецкими протестантами обсуждалась и связывалась с возможностью англичан и Шотландские церкви могли бы организовать такой союз или стать его посредником. [19]
В 1641 году Дюри и Коменский приехали в Англию; приглашение было обсуждено в проповеди Джона Годена в 1641 году, перед началом работы Долгого парламента . [20] В число сторонников плана по привлечению Коменского тогда входили Джон Пим и лорд Брук, а также Мандевиль. [19]
26 ноября 1645 года Дьюри произнес перед парламентом известную проповедь « Призыв Израиля выйти из Вавилона в Иерусалим» . [21] Ему было дано официальное назначение наставником младших детей Карла I; [22] с 1646 года они находились на попечении Алджернона Перси, 10-го графа Нортумберленда .
После окончания войны в Англии он выступал как за религиозную терпимость , так и за принятие парламентского режима. Он навлек на себя недовольство Вестминстерской ассамблеи , к которой принадлежал, [23] за его участие в публикации 1648 года (совместно с Хартлибом и Джоном Гудвином ) в переводе части богословского труда «Satanae Strategemata» Якова Аконтия о терпимости. [24] Он призвал рантера Абиезера Коппе покаяться, [25] и помог составить его отречение. [26] В памфлетах от марта и октября 1649 года он привел аргументы в пользу поддержки парламента Рампа . [27] Холм [28] помещает Дьюри вместе с Энтони Ашамом и Маршамонтом Недхэмом как сторонников теории о том, что парламент обладает легитимностью, дарованной Богом, потому что он обладает властью де-факто . Барбара Левальски называет аргументы Дьюри «гоббсовскими». [29] Холм [30] считает, что провал плана Кромвеля по созданию единой протестантской церкви в Англии 1650-х годов положил конец экуменическим идеям Дьюри.
В 1652 году он перевел Джона Мильтона » «Эйконокласты на французский язык как Eikonoklastēs, ou, Réponse au livre entitle Eikon basilikē . В 1655 году Мильтон цитировал письма Дьюри в своей книге « Pro se defensio contra Alexander Morus» . [31]
отправил его в качестве дипломата В 1654 году Оливер Кромвель в Германию, Нидерланды и Швейцарию. [32] [33] В 1652/3 году он отправился с Булстродом Уайтлоком в Швецию. [34]
Он также работал с Уайтлоком в качестве заместителя библиотекаря с 1649 года в коллекции, восходящей к Джейн Ламли . Его книга 1650 года о библиотечном деле , которую иногда называют первой такой работой, стала результатом его опыта работы на этом посту. [35]
Евреи и гебраисты
[ редактировать ]Дьюри встретил Манассию бен Исраэля в 1644 году и услышал от него рассказ о Антонио де Монтесиносом предполагаемом открытии Десяти племен в Америке. [36] Дьюри выступил в поддержку проекта Хартлибского кружка для Колледжа иудаики. [37] Парламент лоббировал выделение средств. Предложенными преподавателями были Иоганн Стефанус Риттангель , Кристиан Равиус и Менассия бен Исраэль. [38]
В 1649 году Дьюри обратился к Манассии с дополнительным запросом на тему десяти колен, результатом которого стала публикация « Надежды Израиля» . В 1650 году появилась книга Томаса Торогуда « Евреи в Америке »; Дьюри прочитал его в рукописи и внес свой вклад в более поздние издания. [36] Он включил информацию о караимах , к которым у него был особый интерес, из Риттангеля. [39] [40]
Считается, что Дьюри был одним из тех, кто из окружения Кромвеля повлиял на решение разрешить евреям официальный въезд в Англию (они были изгнаны Эдвардом I). [41] Он был осторожным автором брошюры 1656 года « Дело совести: законно ли принимать евреев в христианское сообщество» , в которой он изложил определенные условия, которые евреи должны выполнить, чтобы быть принятыми (никакое богохульство, прозелитизм и т. д.). ). [42] На вопрос, заданный ему Хартлибом относительно общей законности их признания, Дьюри ответил утвердительно; но с точки зрения целесообразности он считал, что обстоятельства определенного времени и места могут сделать их признание неразумным. [43]
Иреницизм и милленаризм
[ редактировать ]Длительные экуменические усилия Дьюри принесли ему имя ирениста . [44] Эту территорию он в некоторой степени делил со своим современником Гуго Гроцием . Дьюри вступил в контакт с Гроцием через своего последователя Самсона Джонсона (1603–1661). [45] Эти отношения испортились, поскольку Дьюри приложил руку к увольнению Джонсона с должности капеллана Елизаветы, королевы Богемии , подозреваемой в социнианстве . [46] По словам Тревора-Ропера,
- Дьюри, как и Гроций, был идеалистом, но их идеалы были не совсем одинаковыми. Он хотел добиться не воссоединения ради мира Церкви, а объединения всех протестантов для священной войны: в частности, союза лютеран и кальвинистов . [47]
Иренизм и философосемитизм Дьюри можно понимать как взаимосвязанные аспекты экспансионистского протестантского движения, ориентированного на Великобританию, Ирландию, континентальную Европу и атлантический мир. В этом понимании португальские евреи (и американские индейцы) предстают жертвами испанского католицизма, отчаянно нуждающимися в помощи протестантов. [48]
Ричард Попкин и Джеффри Джу утверждали, что Дьюри был милленаристом. Говорят, что его милленаристские взгляды указывали на 1655 год как на апокалиптический. [49] Против этой точки зрения утверждалось, что Дьюри предупреждал читателей о попытках предсказать наступление Тысячелетия. В своем предисловии к милленаристскому трактату «Clavis Apocalyptica» Дьюри, кажется, выступает против идеи политического милленаризма и защищает более «моральную» интерпретацию милленаризма. [50]
Позиция в Круге Хартлиба
[ редактировать ]Пансофизм и алхимия
[ редактировать ]Алхимия находилась в пределах интересов Хартлибианской группы, [51] и в этом были замешаны Дьюри и его жена. В 1649 году Уорсли задавали вопросы по дистилляции . [52] В первой половине 1651 года Дьюри был свидетелем Джорджа Старки . явной трансмутации [53] а затем порекомендовал Старки Мориэну . [54]
Семья
[ редактировать ]В 1645 году он женился на Дороти Мур (урожденной Кинг), ирландской вдове-пуританке. [55] Дороти Дьюри (так в оригинале), дочь сэра Джона Кинга и Кэтрин Друри, была известным писателем об образовании и роли женщин в церкви. [56] Матч организовала племянница Дороти, Кэтрин Джонс, виконтесса Ранела (1615–1691). [57] дочь Ричарда Бойля, 1-го графа Корка , и жена Артура Джонса, 2-го виконта Ранелаха . [58] Если быть точным в отношении несколько непростых отношений, Артур Мур, первый муж Дороти, и Фрэнсис Джонс, урожденная Мур, мать Артура Джонса, были братом и сестрой, оба детьми Гаррета Мура, 1-го виконта Мура . [59] Этим браком Дьюри был связан с Робертом Бойлом , братом леди Ранела.
Их дочь Дора Катерина Дьюри (1654–1677) была Генриха Ольденбурга второй женой . У Дороти также было два сына от первого мужа. [60]
Работает
[ редактировать ]- Демонстративный анализ
- Параенезин
- Ответ лютеранам
- О достижении мира среди евангелистов четыре предложения, три из которых написаны преподобным лордом епископом (1638 г.) вместе с Томасом Мортоном , Джоном Давенантом и Джозефом Холлом.
- Краткий отчет о том, что в последнее время пытались обеспечить церковный мир среди протестантов (1641 г.)
- Краткая беседа о деле мира в церковной жизни (1641 г.)
- Богословская консультация по делу содействия церковному миру (1641 г.)
- Хорошие советы о мире реформированных церквей (1641 г.) с Джоном Давенантом, Томасом Мортоном, Джозефом Холлом и Джеймсом Ашером.
- Предложение, направленное на благо общества нынешнего века и потомков (1642 г.) [61]
- Эпистолярный дискурс (1644 г.)
- Модель церковного управления (1647 г.)
- Соображения, ведущие к счастливому завершению Реформации Англии в церкви и государстве (1647 г.) с Сэмюэлем Хартлибом
- Реформатская школа (1648 г.), под редакцией Х. М. Нокса (1958 г.)
- Соображения относительно настоящего соглашения [62] (1649)
- Сезонный дискурс [63] (1649)
- Реформатский хранитель библиотеки (1650 г.) Онлайн-текст в Project Gutenberg
- Неизменный, постоянный и единодушный Миротворец, явленный в мир (1650 г.)
- Ответ на возражения против принятия помолвки (1650 г.)
- Jvst повторные предложения на скромные предложения (1650 г.)
- Реформатский духовный земледелец (1652 г.) [64]
- Сводная платформа глав практического божества, на которую подали иск служители протестантских церквей за границей и которая далее расширена в трактате, озаглавленном «Искренний призыв к евангельскому общению» (1654 г.)
- Краткий ответ на некоторые возражения и возражения, высказанные против въезда и проживания евреев в этом Содружестве: с просьбой от их имени или некоторыми аргументами, доказывающими, что это не только законно, но и обязанность тех, для кого это Забота о предоставлении им свободы и защиты (они живут мирно) в этой стране (1656 г.)
- Декларация Джона Дьюри, чтобы раскрыть истину о его пути и поведении во все эти смутные времена (1660 г.)
- Продром Иренейских договоров (1662 г.)
- Отрывок из «Гармонии исповеданий», предлагаемых реформатским церквям для изучения перед предложением лютеранской работы (1671 г.)
- Прикосновение к разуму Апокалипсиса самим Апокалипсисом (1674 г.)
- Истинный христианин (1676)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джон Дюри или Дюри, Йоханнес Дюре, Йоханнес Дюре, Иоганн Дюре, Жан Дюре.
- ^ «Хронология Дьюри» . Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 31 октября 2021 г.
- ^ Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900. .
- ^ Тернбулл, 1947, с. 127. В письме к Хартлибу он пишет, что воспитывался в Лейдене и учился там во Французском колледже.
- ^ Дж. Т. Янг (1998), Вера, алхимия и натурфилософия: Иоганн Мориен, реформатский разведчик и Круг Хартлиба , стр.11.
- ^ Хью Тревор-Ропер , Три иностранца , стр. 251 в книге «Религия, Реформация и социальные изменения »; онлайн PDF. Архивировано 13 декабря 2006 г. в Wayback Machine .
- ^ Попкин, История западной философии Пимлико / История Колумбии (1998/9), стр. 334.
- ^ Лешо, Христианство без пристрастий (2011), с. 417-419.
- ^ «Реформация в Беларуси» . Белреформ.орг . Архивировано из оригинала 24 октября 2021 года . Проверено 31 октября 2021 г.
- ^ «Каталог круга Хартлиб, номер 66» . Mhs.ox.ac.uk. Архивировано из оригинала 31 октября 2021 года . Проверено 31 октября 2021 г.
- ^ Тернбулл, 1947, стр. 132-291.
- ^ Хью Тревор-Ропер, архиепископ Лауд (издание 1962 г.), стр. 264–9.
- ^ Нация перемен и новизны (1990), с. 83.
- ^ Кристофер Хилл, Интеллектуальные истоки английской революции (1965), стр. 100. Хилл перечисляет среди английских сторонников Дьюри Ричарда Холдсворта (стр. 100), Джона Стоутона (стр. 101), Джона Пима (стр. 107); Томас Гудвин , Филип Най и Генри Бертон (стр.308).
- ^ PDF-файл. Архивировано 20 апреля 2017 г. в Wayback Machine , стр. 4; Джон Моррилл , Природа английской революции (1993), с. 138 – Уэллс учился в Лейдене.
- ^ Краткий словарь национальной биографии
- ^ Джонатан Исраэль , Голландская Республика (1995), стр.589; см. также Попкин, с. 334.
- ^ Джонатан Исраэль, «Радикальное Просвещение» (2001), стр. 204, говоря о 30 годах спустя, описывает Дьюри как антикартезианца и корреспондента Иоганна Генриха Хайдеггера .
- ^ Jump up to: а б Джон Адамсон, Благородное восстание (2007), с. 361.
- ^ Хилл, Интеллектуальное происхождение , с. 104.
- ^ Кристофер Хилл , Английская Библия и революция семнадцатого века (1993), с. 111.
- ^ Хилл, Интеллектуальное происхождение , с. 102.
- ^ «Список членов Вестминстерской ассамблеи» . Архивировано из оригинала 8 ноября 2008 года . Проверено 31 октября 2021 г.
- ^ Хилл, Интеллектуальное происхождение , с. 102; Хилл, Милтон , с. 289.
- ^ Кристофер Хилл, Опыт поражения (1984), с. 42.
- ^ Хилл, Нация перемен , с. 201.
- ^ Ричард Так , Философия и правительство 1572–1651 (1993), стр. 257–259.
- ^ Кристофер Хилл, Неспокойные, мятежные и раздираемые люди (1988), с. 314; также Хилл, Опыт, стр. 101.
- ^ Жизнь Джона Мильтона (2000) с. 249; Хилл, Интеллектуальные последствия, с. 21 подтверждает идею, что эти теоретики предвосхитили Томаса Гоббса .
- ^ Некоторые интеллектуальные последствия английской революции (1980), с. 73.
- ^ Барбара Левальски , Жизнь Джона Мильтона (2000), с. 324.
- ^ Тревор-Ропер, Три иностранца , стр.283.
- ^ «ОуэнКоресп1» . Архивировано из оригинала 12 мая 2007 года . Проверено 15 мая 2007 г. , письмо 19 Евангелическим церквям , датированное мартом 1654 г., с подписантами.
- ^ Хилл, Интеллектуальное происхождение , с. 103.
- ^ Хилл, Интеллектуальное происхождение , с. 215.
- ^ Jump up to: а б «См. Тюдор Парфитт, «Потерянные колена Израиля » . 2002. стр. 74–7. Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 15 мая 2007 г.
- ^ Янг, стр.43. Первый колледж по иудаике (1984 г.) Ричарда Генри Попкина .
- ^ Марша Кейт Шухард (январь 2002 г.). Восстановление храма видения: каббалистическое масонство и культура Стюартов . БРИЛЛ. п. 457. ИСБН 978-90-04-12489-9 . Проверено 11 марта 2013 г.
- ^ Йоханнес Ван Ден Берг; Ян Де Брейн (1999). Религиозные течения и перекрестные течения: очерки раннего современного протестантизма и протестантского просвещения . БРИЛЛ. п. 48. ИСБН 978-90-04-11474-6 . Проверено 11 марта 2013 г.
- ^ Мордехай Л. Виленский, Отношение Томаса Барлоу и Джона Дьюри к реадмиссии евреев в Англию , The Jewish Quarterly Review, New Ser., Vol. 50, № 3 (январь 1960 г.), стр. 256–268.
- ^ Хилл, Интеллектуальное происхождение , с. 102-3.
- ^ Скульт, Мел (1978). Ожидания тысячелетия и еврейские свободы: исследование усилий по обращению евреев в Британию до середины девятнадцатого века . Архив Брилла. стр.26-27.
- ^ «ДЬЮРИ, ДЖОН» . Сайт еврейской энциклопедии . Архивировано из оригинала 31 октября 2021 года . Проверено 31 октября 2021 г.
- ^ С. Мандельброт, Джон Дьюри и практика иренизма , в книге «Религиозные изменения в Европе 1650–1914: Очерки Джона Макманнерса», изд. Н. Астон, 41–58. (Оксфорд, 1997 г.); А. Мильтон, Неизменный миротворец? Джон Дьюри и политика иренизма в Англии, 1628–1643 гг. в книге «Самуэль Хартлиб и всеобщая реформация: исследования в области интеллектуального общения», изд. М. Гринграсс, М. Лесли и Т. Рэйлор, 95–117. (Кембридж, 1994).
- ^ «Примечание» (PDF) . Igitur-archive.library.uu.nl . п. 81. Архивировано (PDF) из оригинала 3 февраля 2007 г. Проверено 15 мая 2007 г.
- ^ Хью Тревор-Ропер, От контрреформации к славной революции (1992), стр. 71–2.
- ^ Хью Тревор-Ропер, От контрреформации к славной революции (1992), стр.68.
- ^ Фрадкин, Джереми (апрель 2017 г.). Протестантское единство и антикатолицизм: иренизм и филосемитизм Джона Дьюри в контексте. Архивировано 12 марта 2018 года в Wayback Machine . Журнал британских исследований , 56 (2), стр. 273-294. дои:10.1017/jbr.2017.2
- ^ Парфитт, стр.80.
- ^ Гибсон, Апокалиптическая мысль Джона Дьюри: переоценка , Журнал церковной истории, том 60, № 3, июль 2009 г., стр. 1–15; см. более тщательную интерпретацию Лешо, Un christianisme sans partité (2011), стр., с. 447-454.
- ^ Янг, с. 161.
- ^ Уильям Р. Ньюман и Лоуренс М. Принсипи (2002), Алхимия, испытанная в огне , с. 244.
- ^ Янг с. 229.
- ^ Ньюман и Принсипи, с. 246.
- ^ Пал, Кэрол, Республика женщин , Издательство Кембриджского университета, 2012, стр.133
- ^ «Дьюри [урожденная Кинг], Дороти (ок. 1613–1664), писательница по образованию | Оксфордский национальный биографический словарь» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. 2004. doi : 10.1093/ref:odnb/55437 . Проверено 18 марта 2020 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Pal (2012) p.133
- ^ Кристофер Хилл, Милтон и английская революция (1977), с. 146; Хилл там также подтверждает связь Лицида.
- ^ Кокейн, GE Complete Peerage переиздано в 6 томах, Gloucester 2000 Vol. VIII с.543
- ^ Хилл, Милтон , с. 215.
- ^ Предложил организовать публичные лекции по изучению Священных Писаний; Хилл с.237.
- ^ См. Hill English Bible , стр. 191–2.
- ^ Своевременный дискурс ... 1. Какими должны быть основания и методы нашей реформации в религии и обучении. 2. Как даже в эти смутные времена можно продвигать Работу: Посредством знания восточных языков и еврейских тайн; Агентством по развитию всеобщего обучения.
- ^ В основном Hartlib, выдержка в формате PDF. Архивировано 29 сентября 2007 г. на Wayback Machine .
Ссылки
[ редактировать ]- Дж. Минтон Баттен (1944) Джон Дьюри, защитник христианского воссоединения , Чикаго, University of Chicago Press
- Г.Х. Тернбулл (1947) Хартлиб, Дьюри и Коменский: почерпнутые сведения из документов Хартлиба , Лондон, University Press of Liverpool (Hodder & Stoughton)
- Томас Х. Х. Рэй (1998) Джон Дьюри и королевская дорога к благочестию
- Пьер-Оливье Лешо (2011) Христианство «без пристрастий». Иренизм и метод Джона Дьюри (около 1600–1680)
- Пьер-Оливье Лешо (2011/2012) «Между рамизмом, социнианизмом и энтузиазмом. Интеллектуальный контекст анализа Джона Дьюри Demonstrativa Sacrae Scripturae», Acta Comeniana. Международный обзор исследований Коменского и ранней современной интеллектуальной истории , 25, 2011/12, с. 93-123.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Джона Дьюри в Project Gutenberg
- Работы Джона Дьюри или о нем в Internet Archive
- Работы Джона Дьюри в цифровой библиотеке Постреформации
- Биография Джона Дьюри
- Библиография, содержащая множество названий Дьюри.
- Фридрих Вильгельм Бауц (1975). «Дьюри (Дьюри, Дуреус), Джон». В Бауце, Фридрих Вильгельм (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 1. Хамм: Бауц. столбцы. 1433–1434. ISBN 3-88309-013-1 .