Караимский иудаизм
Общая численность населения | |
---|---|
≈ 35,000 [1] –50,000 [2] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Израиль | ≈ 40,000 |
Соединенные Штаты | ≈ 1,500 |
Украина (без Крыма) | 481 [3] [4] |
Польша | 346 [5] |
Крым | 295 [6] |
Казахстан | 231 [7] |
Россия (без Крыма) | 215 [8] |
Литва | 192 [9] |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Караимский Hebrew: יהדות קראית, romanized: Yahadut Qara'itиудаизм [а] [б] — еврейское религиозное движение, характеризующееся признанием только письменного Танаха в качестве высшего авторитета в галахе (еврейском религиозном законе ) и теологии . [11] Караимы верят, что все божественные заповеди , данные Моисею, Богом были записаны в письменной Торе без какого-либо дополнительного Устного Закона или объяснений. В отличие от господствующего раввинистического иудаизма , который рассматривает Устную Тору , систематизированную в Талмуде и последующих работах, как авторитетную интерпретацию Торы , евреи-караимы не рассматривают письменные сборники устной традиции в Мидраше или Талмуде как обязательные.
Караимская интерпретация Торы стремится придерживаться простого или наиболее очевидного смысла ( пешат ) текста; это не обязательно буквальное значение текста — напротив, это значение текста, которое естественным образом было понято древними евреями , когда книги Торы были впервые написаны, — без использования Устной Торы. Напротив, раввинистический иудаизм опирается на юридические постановления Синедриона, поскольку они систематизированы в Мидраше, Талмуде и других источниках, чтобы указать на подлинный смысл Торы. [с] Караимский иудаизм требует одинаковой проверки каждой интерпретации Торы, независимо от ее источника, и учит, что является личной ответственностью каждого отдельного еврея изучение Торы и, в конечном итоге, личное решение ее правильного значения . Караимы могут принимать во внимание аргументы, изложенные в Талмуде и других произведениях, но не превознося их над другими точками зрения.
По словам караима Мордехая бен Ниссана (род. 1650), предками караимов была группа под названием Беней Шедек в период Второго Храма . [12] Историки спорят о том, имеет ли караизм прямую связь с саддукеями, восходящими к концу периода Второго Храма (70 г. н. э.), или караизм представляет собой новое возникновение подобных взглядов. Караимы всегда утверждали, что, хотя есть некоторые сходства с саддукеями из-за неприятия авторитета раввинов и Устного закона, существуют и серьезные различия.
Согласно раввину Аврааму ибн Дауду в его «Сефер ха-Каббала» (написанном около 1160 г.), караимское движение кристаллизовалось в Багдаде в гаонский период ( ок. 7–9 вв.) при Аббасидском халифате на территории современного Ирака . Это точка зрения, общепринятая среди евреев-раввинистов. Однако некоторые арабские ученые утверждают, что караимы жили в Египте уже в первой половине седьмого века, основываясь на юридическом документе, которым караимская община в Египте располагала до конца XIX века, в котором говорится о первых исламских Губернатор приказал лидерам общины раввинитов не вмешиваться в обычаи караимов или в то, как они отмечают свои праздники. Говорят, что на нем была отпечатана ладонь Амра ибн аль-Аша ас-Сахми , первого исламского правителя Египта (ум. 664 г.), и, как сообщается, он был датирован 20 г. хиджры (641 г. н. э.). [13] [14]
В свое время караимы составляли значительную часть еврейского населения. [15] По состоянию на 2013 год [update] по оценкам, от 30 000 до 50 000 караимов проживали в Израиле , а также более мелкие общины в Турции, Европе и США. [16] По оценкам отчета 2007 года, из 30 000 человек во всем мире более 20 000 происходят от тех, кто совершил алию из Египта и Ирака в Израиль . [17] Самая крупная караимская община сегодня проживает в израильском городе Ашдод . [18]
История [ править ]
Происхождение [ править ]
Некоторые ученые связывают происхождение караизма с теми, кто отверг талмудическую традицию как новшество. Иуда Халеви XI века , еврейский философ и раввин , написал защиту раввинистического иудаизма под названием « Кузари» , помещая истоки караизма в первый и второй века до нашей эры, во время правления Александра Яннея («Царь Джаннай»), царя Иудеи. с 103 по 76 г. до н. э.:
После него пришел Иуда б. Таббай и Симон б. Шетах с друзьями обоих. В этот период возникло учение караимов вследствие инцидента между мудрецами и царем Джаннаем, который был священником. Его мать находилась под подозрением в том, что она «нечестивая» женщина. Один из мудрецов намекнул на это, сказав ему: «Довольствуйся, о царь Джаннай, царской короной, но оставь священническую корону потомству Аарона». Его друзья настраивали его против мудрецов, советуя запугивать, изгонять, разгонять или убивать их. Он ответил: «Если я уничтожу мудрецов, что станет с нашим Законом?» «Есть писаный закон», — ответили они, — кто хочет изучить его, может прийти и сделать это; не обращайте внимания на устный закон». Он последовал их совету и изгнал мудрецов, в том числе и Симона б. Шетах, его зять. Раввинизм на какое-то время был подавлен. Другая партия попыталась установить закон, основанный на их собственной концепции, но потерпела неудачу, пока Симон б. Шетах вернулся со своими учениками из Александрии и восстановил традицию в ее прежнем состоянии. Караизм, однако, укоренился среди людей, отвергавших устный закон и призывавших себе на помощь всевозможные доказательства, как мы видим сегодня. Что касается Садокейцы и боэтосиане — это сектанты, которые подвергаются анафеме в нашей молитве. [19]
Авраам Гейгер , немецкий учёный XIX века, основавший реформистский иудаизм , постулировал связь между караимами и остатками саддукеев, еврейской секты I века, которая буквально следовала еврейской Библии и отвергала даже представление фарисеев об Устной Торе. прежде чем это было написано. [20] Точка зрения Гейгера основана на сравнении караимской и саддукейской галахи : например, меньшинство в караимском иудаизме не верит в воскресение мертвых или загробную жизнь - позиции, которой также придерживаются саддукеи. Британский богослов Джон Гилл (1767 г.) отмечал:
Во времена Иоанна Гиркана и его сына Александра Яннея возникла секта караимов, противостоящая фарисеям, которые ввели традиции и установили устный закон, который эти люди отвергли. Во времена упомянутых князей жили Симеон бен Шетах и Иуда бен Таббай, расцвет которых произошел в 3621 году утра, эти двое отделились, последний от первого, потому что он не мог принять свои изобретения, которые он сформировал из своего собственного мозга; и от него произошли караимы, которых сначала называли обществом или общиной Иуды бен Таббая, которое впоследствии было изменено на название караимов. [21]
Гилл также связывает возникновение караимской секты с расколом между школами Гиллеля Старшего и Шамая в 30 г. до н.э. [22]
Американский ученый Бернард Ревель отвергает многие аргументы Гейгера в своей опубликованной в 1913 году диссертации « Караимская Галаха» . [23] указывает на многочисленные корреляции между караимской галахой и богословием и интерпретациями Филона Александрийского Ревель также , философа и еврейского ученого I века. Он также отмечает сочинения караима X века, который ссылается на работы Филона, показывая, что караимы использовали сочинения Филона в развитии своего движения. Поздние средневековые караимские комментаторы [ ВОЗ? ] не рассматривал Филона в положительном свете. Эти взгляды показывают разногласия между более поздним караимским богословием и возможными связями с философией Филона, которые могли служить либо отказом от их происхождения, отказом от богословских позиций, которые больше не принимаются, либо тем, что философия Филона не была полностью использована при основании караимов ( хотя некоторые влияния остаются возможными). [ нужна ссылка ]
Ученые начала 20-го века Остерли и Бокс предположили, что караизм сформировался как реакция на подъем ислама . [24] Новая религия признала иудаизм как монотеистическую веру, но заявила, что умаляет ее веру, подчиняясь авторитету раввинов.
9 век [ править ]
Анан бен Давид ( иврит : ענן בן דוד , ок. 715–795 или 811?) широко считается крупным основателем караимского движения. Его последователи, называемые ананитами, не верили, что устный закон раввинов был вдохновлен Богом.
Согласно раввинистическому сообщению XII века, примерно в 760 году умер Шеломо бен Хисдай II, эксиларх в Вавилоне , и два брата из числа его ближайших родственников, Анан бен Давид (чье имя, согласно раввинистическому сообщению, было Анан бен Шафат, но был называемый «Бен-Давидом» из-за его Давидовой линии) и Хананья были следующими в порядке преемственности. В конце концов, Хананья был избран раввинами вавилонских еврейских колледжей (геонимами ) и знатными людьми главных еврейских общин, и этот выбор был подтвержден халифом Багдада.
Возможно, произошел раскол, когда его последователи провозгласили Анана бен Давида эксилархом. [25] Однако не все ученые согласны с тем, что это событие произошло. Леон Немой [26] отмечает: «Натронай, спустя почти девяносто лет после отделения Анана, ничего не говорит нам о своем аристократическом (Давидовом) происхождении или о борьбе за должность эксиларха, которая якобы послужила непосредственной причиной его отступничества». [27] Позже Немой отмечает, что Натронай — набожный раббанит — жил там, где происходила деятельность Анана, и что караимский мудрец Яаков Киркисани никогда не упоминал о предполагаемом происхождении Анана или его кандидатуре на пост Эксиларха . [27]
«Мусульманское правительство расценило то, что разрешение Анану своим последователям провозгласить себя Эксилархом, было изменой. [ нужна ссылка ] Он был приговорен к смертной казни, но его жизнь спас его сокамерник Абу Ханифа , основатель мазхаба или школы фикха (мусульманской юриспруденции), известной как Ханафи . В конечном итоге ему и его последователям было разрешено мигрировать в Палестину . Они построили в Иерусалиме синагогу, которая сохранялась до времен крестовых походов . Из этого центра секта распространилась по Сирии , распространилась на Египет и в конечном итоге достигла Юго-Восточной Европы . [25]
Бен Давид бросил вызов раввинскому истеблишменту. Некоторые ученые полагают, что его последователи, возможно, поглотили еврейские вавилонские секты, такие как исунийцы. [28] (последователи Абу Исы аль-Исфахани ), юдганиты , [29] и остатки доталмудических саддукеев и боэтузиан . Позднее отдельно от ананитов возникли такие секты, как укбариты.
Однако исунийцы, юдганиты, укабариты и мишавиты придерживались взглядов, не совпадавших со взглядами ни ананитов, ни караимов. Абу Иса аль-Исфахани, который был неграмотным портным, называл себя пророком, запрещал разводы, утверждал, что во всех месяцах должно быть тридцать дней, верил в Иисуса и Мухаммеда как в пророков и говорил своим последователям, что они должны изучать Новый Завет и Коран . Юдган был последователем Абу Исы аль-Исфахани и утверждал, что он пророк и Мессия, говоря, что соблюдение Шаббата и Святых дней больше не является обязательным. Исмаил аль-Укбари считал себя пророком Илией и ненавидел Анана. Мишавайх аль-Укбари, который был учеником Исмаила аль-Укбари и основателем Мишавитов, учил своих последователей использовать чисто солнечный календарь из 364 дней и 30-дневных месяцев, настаивая на том, что все Святые Дни и постные дни всегда должны проводиться в определенные дни недели, а не в определенные дни месяцев. Далее он сказал, что Шаббат следует хранить от восхода солнца в субботу до восхода солнца в воскресенье. Большинство ананитов и караимов отвергли подобные убеждения.
«Анан разработал основные принципы своего движения. Его Сефер ха-Мишвот («Книга заповедей») была опубликована около 770 года. Он перенял многие принципы и мнения других антираввинских форм иудаизма, существовавших ранее. Он многое позаимствовал у древних саддукеев и ессеев, остатки которых все еще сохранились и чьи сочинения – или, по крайней мере, сочинения, приписываемые им, – все еще находились в обращении. Так, например, эти старые секты запрещали зажигание любых огней и выход из жилища в субботу. В отличие от саддукеев, Анан и кумранские сектанты разрешали людям покидать свой дом, но запрещали покидать город или лагерь. «Анан сказал, что нельзя выходить из дома по пустякам, а только для того, чтобы пойти на молитву или изучить Священные Писания. Саддукеи требовали соблюдения новолуния для установления дат праздников и всегда проводили праздник Шавуот в воскресенье.
Золотой век [ править ]
В «золотой век караизма» (900–1100 гг.) во всех частях мусульманского мира было создано большое количество караимских произведений, наиболее примечательной из которых является работа, написанная Якобом Киркисани , под названием «Китаб аль-Анвар валь-Маракиб «Китаб аль-Анвар валь-Маракиб » ( »). Кодекс караимских законов»), который дает ценную информацию о развитии караизма и проливает свет также на многие вопросы раввинистического иудаизма. Евреи-караимы смогли получить автономию от раввинистического иудаизма в мусульманском мире и основать свои собственные институты. Караимы в мусульманском мире также получили высокие социальные должности, такие как сборщики налогов, врачи и клерки, и даже получили специальные должности в египетских судах. Ученые-караимы были одними из наиболее выдающихся деятелей философской школы, известной как еврейский калам . [ нужна ссылка ]
По словам историка Сало Виттмайера Барона , когда-то число евреев, присоединившихся к караизму, составляло целых 10 процентов мирового еврейства, и дебаты между раввинистами и лидерами караимов не были редкостью. [ нужна ссылка ]
Среди самых стойких критиков караимской мысли и практики в то время был Саадия Гаон , чьи труды привели к постоянному расколу между некоторыми караимскими и раввинистическими общинами. [ нужна ссылка ]
XIII веке Анекдот о караимах в Египте в
Египет долгое время был бастионом караимов и их учений. [30] По словам Давида бен Соломона ибн Аби Зимры , за один день в Египте большое собрание караимов стало евреями-раввинами во времена нагидского раввина Авраама Маймонида , который, по его словам, «не прочь их принять». [31]
Караимы в Российской империи и Советском Союзе [ править ]
В XIX веке российские власти начали отличать евреев-караимов от евреев-раббанитов, освобождая их от различных репрессивных законов , которые затрагивали евреев-раввинов. В 1830-х годах царский губернатор Таврической губернии , Михаил Семенович Воронцов заявил караимским лидерам, что, хотя Российской империи нравилась идея о том, что караимы не принимают Талмуд они все равно являются евреями и несут ответственность за распятие Иисуса и таким образом, подчиняются законам. Услышав это, лидеры придумали уловку, с помощью которой они могли освободиться от репрессивных законов, и сказали ему, что караимы уже поселились в Крыму еще до смерти Иисуса. Царское правительство тогда заявило, что, если они смогут это доказать, они будут свободны от репрессивных законов. [11]
Лидеры общины поручили Аврааму Фирковичу (1786-1874) собрать все, что могло бы помочь доказать, что караимы не находились в Иерусалиме во времена Иисуса и, следовательно, не несут ответственности за распятие. Своей работой Фиркович помог утвердить среди российских властей идею о том, что караимы, как потомки изгнанного северного царства Израиля, [ нужна ссылка ] уже ушел в изгнание за несколько столетий до смерти Иисуса и, таким образом, не нес за это ответственности. Фиркович сослался на надгробия в Крыму (изменив даты) и собрал тысячи караимских, раввинистических и самаритянских рукописей, в том числе один раввинский документ из Закавказья , в котором утверждается, что тамошние евреи были потомками изгнанников из северного Израильского царства . [32]
Эти действия убедили царя в том, что предки караимов не могли убить Иисуса и что, таким образом, их потомки были свободны от семейной вины .
Несмотря на это, внутри общины Хахамим все еще учил, что караимы были и всегда были частью еврейского народа; молитва велась на иврите, родословная Коэнов , левитов и семей Давидова происхождения тщательно сохранялась, [ нужна ссылка ] а книги, напечатанные на иврите, категорически идентифицировали караимов как евреев.
В 1897 году российская перепись насчитала в Российской империи 12 894 караима. [33]
К началу 20-го века большинство европейских караимов уже не были очень хорошо осведомлены об этой религии, и Серая Шапшал , караимский солдат удачи [ нужна ссылка ] который был наставником последнего Каджар- шаха Персии, Мухаммеда Али-шаха Каджара и русского шпиона, сумел около 1911 года добиться избрания себя главой должность караимов в Российской империи Хахамом (к тому времени, в соответствии с российскими правилами, эта стала скорее политической, чем духовной). Под влиянием пантюркистского движения в Турции. [34] Шапшал сделал свое положение чем-то вроде короля-жреца . Он изменил титул Хахам на « Хахан » (произведение между Хахамом и монголо-тюркским титулом «хан» ), запретил использование иврита и в 1930-х годах вновь ввёл яхвистские элементы (такие как почитание священных дубов на кладбище). [ нужна ссылка ] Он также признал Иисуса и Мухаммеда пророками (чтобы успокоить как царское российское православное правительство, так и тюркские народы-мусульмане). [35]
После большевистской революции 1917 года атеизм стал официальной государственной политикой на советских территориях, а караимские религиозные школы и храмы стали первыми религиозными учреждениями, закрытыми советским правительством. [ нужна ссылка ] Власти допускали только преподавание шапшальских учений о караимах, а официальная позиция согласно советскому закону (перенесенному из российского имперского права) ошибочно считала караимов тюркскими потомками хазар , а не евреями. [36] [ не удалось пройти проверку ]
Не все европейские караимы приняли шапшальское учение. Некоторые ха-Чамим и небольшая часть караимского населения все еще сохраняли свое еврейское наследие, но большинство [ нужна ссылка ] не осмелился открыто выступить против Шапшала в силу своего официального положения по отношению к Советскому Союзу . [37]
Караимы в Египте [ править ]
Караимская община в Египте считалась одной из древнейших и существовала в этой стране около 1300 лет. Между различными караимскими общинами, в том числе в Египте, Турции, Иерусалиме и Крыму, имело место множество взаимодействий, включая финансовую поддержку, должности религиозных лидеров и браки. [38]
возник раскол внутри караимской общины Египта На рубеже 20-го века между теми, кого теперь называют «прогрессистами», и теми, кого называют «традиционалистами». Прогрессисты, среди которых известный писатель и интеллектуал Мурат Фарадж Лиша был в авангарде, призывали к более либеральной интерпретации Галахи , наряду с социальными реформами и большей солидарностью с раббанитами. Традиционалистов возглавлял вождь Хахам Тубия бен Симха Леви Бабович, и они призывали не только к более жесткой интерпретации, но и к большему сепаратизму как со стороны раббанитов, так и со стороны сионизма . Хотя Бабовича уважали за его преданность обществу, его консерватизм и неприятие местных обычаев не имели большого успеха. [39]
В 1950-х годах все еврейское население Египта оценивалось в 80 000 человек, включая 5 000 евреев-караимов. [40] После Объединенной Арабской Республики участия в Шестидневной войне все мужчины-евреи в Египте были помещены в лагеря и содержались там до двух лет, прежде чем были изгнаны из страны, что привело к полному исчезновению евреев и караимов. сообщества к 1970-м годам. Караимы покинули страну одними из последних, и большинство египетских евреев-караимов поселились в Израиле. [41]
Последние главные караимские мудрецы караимской общины Египта. [40] были:
- Хахам Моше Эль-Кодси (1856–1872)
- Хахам Шломо Бен Афеда Ха-Коэн (1873–1875) [42]
- Хахам Шаббатай Мангуби (1876–1906)
- Хахам Аарон Кефели (1907)
- Хахам Браха Бен Ицхак Коэн (1908–1915)
- Хахам Авраам Коэн (1922–1933)
- Хахам Тубиа бен Симха Леви Бабович (1934–1956)
С 1916 по 1921 год из-за Первой мировой войны в Египте не было Главного мудреца. [40]
Убеждения [ править ]
Основные принципы [ править ]
Древнейшие караимские догматы веры были сформулированы ученым и литургом XII века Иудой бен Илией Хадасси в его «Эшколь ха-Кофер» :
(1) Бог — Творец всех сотворенных существ; (2) Он приземлен и не имеет себе равных или соратников; (3) вся вселенная создана; (4) Бог призвал Моисея и других Пророков Библейского канона; (5) только Закон Моисея истинен; (6) знать язык Библии – религиозная обязанность; (7) Храм в Иерусалиме — дворец Правителя мира; (8) вера в Воскресение одновременно с пришествием Мессии; (9) окончательное решение; (10) возмездие.
— Иуда бен Илия Хадасси , Эшколь ха-Кофер [43]
Караимские толкования Торы [ править ]
Евреи-караимы не возражают против идеи создания корпуса толкований Торы, а также против расширения и развития нераввинской галахи (еврейского закона), которая стремится придерживаться прямого смысла Танаха. Несколько сотен таких книг были написаны различными караимами -хахамимами (мудрецами) на протяжении всей истории движения, хотя большинство из них сегодня утеряны. Разногласия возникают по поводу того, что раввинская традиция ставит Талмуд и другие сочинения раввинов выше Торы. Караимы считают, что это привело к тому, что традиции и обычаи стали соблюдаться раввинским законом, что противоречит тому, что написано в Торе. У караимов также есть свои традиции и обычаи, унаследованные от предков и религиозных авторитетов. Они известны как Севель ха-Йеруша , что означает «иго [или бремя] наследства». Большую часть этих практик соблюдают в основном традиционные караимы; теоретически любая традиция считается отвергнутой, если она противоречит простому смыслу текста Танаха. Подавляющее большинство этих традиций не навязываются евреям-караимам и не обращаются в иудаизм через караимское движение, за исключением очень немногих, таких как ношение головного убора в караимском стиле. рак .
Те евреи-караимы, которые плохо знакомы с караимским образом жизни, не имеют такого наследия или традиции и склонны полагаться исключительно на Танах и упомянутые в нем практики, а также адаптировать библейские практики к своему культурному контексту. Караимские общины настолько малы и, как правило, изолированы, что их члены обычно перенимают обычаи принимающей страны. В Израиле традиционные караимы также имеют тенденцию культурно ассимилироваться с основным обществом (как светским, так и православным ).
Многие современные евреи-караимы возникли в результате караимского возрождения конца 20 века; Всемирное караимское движение было основано Нехемией Гордон и Хахамом Меиром Рехави в начале 1990-х годов. Караимский еврейский университет (KJU), одобренный Моэсет Хахахамим (Советом мудрецов) в Израиле, был основан для преподавания вводного курса по караимскому иудаизму. Это могло привести к обращению студента в другую веру Бейт-Дином (религиозным еврейским судом), уполномоченным Моэсет Ха-Хахамим . KJU преподает различные формы караимского иудаизма и включает «Севель ха-Йеруша» в свои учебные материалы. Таким образом, новообращенные в караимский иудаизм могут принять или отвергнуть Севель ха-Йеруша.
Шаббат [ править ]
Как и другие евреи, во время Шаббата караимы посещают синагогу, чтобы совершать богослужения и возносить молитвы . Большинство караимов воздерживаются от сексуальных отношений в этот день, поскольку утверждают, что их участие может вызвать утомление и совокупление, в частности, приводит к ритуальной нечистоте в этот священный день, - опасения, которые давно прекратились в раввинистическом иудаизме; кроме того, оплодотворение жены считается мелахой (запрещенной работой). Их молитвенники почти полностью состоят из библейских отрывков. Евреи-караимы часто практикуют полный земной поклон во время молитвы, в то время как большинство других евреев больше не молятся таким образом.
В отличие от евреев-раввинов, караимы не практикуют ритуал зажигания субботних свечей . «Не [разжигайте] ( иврит : биэр пиель Они по-разному интерпретируют стих Торы : форма баар ) огня ни в одном из ваших жилищ в день Шаббат». (Исх. 35:3) В раввинистическом иудаизме каль форма глагола ( понимается как «баар», тогда как форма пиель присутствующая здесь) понимается как не интенсивное, как обычно, а причинное правило. дело в том, что pi'el глагола состояния будет причинным вместо обычного hif'il. Следовательно, биэр означает «зажигать», поэтому раввинистический иудаизм запрещает разжигать огонь в субботу. Подавляющее большинство евреев-караимов считают, что во всем Танахе слово « баар » явно означает «гореть», тогда как еврейское слово, означающее «воспламенять» или «разжигать», — это « хидлик » . Соответственно, основная часть караимского иудаизма считает, что этот отрывок означает, что огонь нельзя оставлять горящим в еврейском доме в субботу, независимо от того, был ли он зажжен до или во время субботы. Однако меньшинство караимов, считающее запрет на разжигание огня, часто позволяет огню продолжать гореть до субботы.
Исторически караимы воздерживались от использования огня или получения от него пользы до окончания субботы, и, соответственно, их дома не зажигались в ночь субботы. Многие современные караимы сегодня используют люминесцентную или светодиодную лампу , работающую от батареек, которую включают перед наступлением Шаббата. Многие соблюдающие караимы либо отключают свои холодильники в субботу, либо выключают автоматические выключатели. [ нужна ссылка ] Караимы считают производство электроэнергии нарушением Шаббата , независимо от того, кто ее производит. Кроме того, некоторые караимы рассматривают покупку электроэнергии, за которую взимается дополнительная плата в течение Шаббата, как коммерческую сделку, запрещенную Танахом, независимо от того, когда производится оплата; снятие показаний электросчетчика ими рассматривается как коммерческая сделка.
Законы ритуальной чистоты [ править ]
Караимы утверждают, что в отсутствие Храма обычное омовение проточной водой (описанной в Торе как «живая» — проточная — вода) должно быть заменено очищением водой, включающей пепел, полученный в ходе ритуала сжигания красной телицы . Караимы полагают, что такая практика существовала до того, как Скиния была построена на Синайском полуострове после Исхода . [44] [45] Они следуют определенным законам Торы, чтобы избежать Тумат Мет (ритуальная нечистота, вызванная контактом с мертвым телом, человеческими костями, могилами или присутствием в пространстве под любым потолком, где умер человек). [46] которые больше не считаются актуальными в раввинистическом иудаизме, за исключением коэнов (членов еврейского священнического класса).
Сефират ха-Омер и Шавуот [ править ]
Караимский метод отсчета дней с момента принесения Омера отличается от раввинского метода. [47] Караимы понимают термин «завтра после субботы» в Левит 23: 15–16 как относящийся к еженедельной субботе, тогда как раввинистический иудаизм интерпретирует его как относящийся к дню отдыха в первый день Хаг ха-Машот . Таким образом, в то время как раввинистический иудаизм начинает отсчет 16 нисана и празднует Шавуот 6 сивана , евреи-караимы ведут отсчет со дня, следующего за еженедельной субботой (т. е. воскресеньем), которая приходится на семь дней Хаг ха-Машот, до день после седьмой еженедельной субботы. Они празднуют Шавуот в это воскресенье, независимо от календарной даты того воскресенья, на которое он приходится.
Цицит (Ṣiṣiyot) [ править ]
Цицит (альтернативно пишется Ṣiṣit, множественное число: Tzitziyot или Ṣiṣiyot) — это завязанная или заплетенная кисточка, которую соблюдающие евреи (как караимы , так и раввины) носят на каждом из четырех углов того, что часто является верхней одеждой или их талитом . Тора ), и повторяет эту заповедь , повелевает Израилю делать кисточки на углах своей четырехугольной одежды, содержащие нить Техелет ( Числа 15:38 используя слово «скрученные шнуры» («Гедилим») вместо «кисти» в Второзаконие 22:12 . Назначение кисточек указано в Книге Чисел как визуальное напоминание израильтянам о необходимости помнить заповеди, данные Богом.
Нить Техелет — это сине-фиолетовая или синяя нить, которая, согласно традициям раввинистического иудаизма, должна быть окрашена особым красителем, полученным из моллюска ( в частности, морской улитки Hexaplex trunculus ). Из-за ряда факторов, в том числе из-за того, что Рим объявил вне закона использование Техелет простыми людьми, источник и практика использования нити Техелет в Циците были утеряны для большинства евреев-раввинов. Их цициет обычно все белые. Евреи-караимы считают, что значение Техелет состоит в том, что цвет нити сине-фиолетовый и ее можно производить из любого источника, включая синтетические промышленные красители, за исключением нечистых (состояние, чаще всего перекрывающееся некошерностью ) морских существ, а не настаивать на определенном краситель. Поэтому они считают, что раввинская традиция полагаться на краситель из моллюска неверна. Они предполагают, что источником красителя был индиго или Isatistinctoria . [48] [49]
У евреев-раввинов есть особые традиции завязывания кисточек. Евреи-караимы, со своей стороны, имеют определенные традиции по способу заплетения кисточек, хотя они и не являются обязательными. Следовательно, способ цициет изготовления обычно отличает караимский цициет от раввинского цициет .
Тфилин [ править ]
Евреи-караимы не носят тфилин ни в каком виде. По мнению караимов, библейские отрывки, цитируемые в связи с этой практикой, носят метафорический характер и означают «всегда помнить Тору и дорожить ею». Это потому, что заповедь в Священном Писании гласит: «И слова сии, которые Я повелеваю тебе сегодня, будут на сердце твоем»… «И навяжи их как знак на руку твою, и будут они для украшения на лбу между глаза твои». (Второзаконие 6:5,9) Поскольку слова не могут быть в сердце или связаны на руке, весь отрывок понимается метафорически. [17] Более того, те же выражения («И свяжи их как знак на руку твою», а также «и будут они как украшение на лбу между глазами твоими») используются в Исходе 13:9 в отношении заповедей Хаг ха-Масота. , в Исходе 13:16 в отношении ритуала искупления первенцев, во Второзаконии 6:8 в отношении «Асерет ха-Дварим» (Десять речей, обычно неправильно переводимых как «Десять заповедей») и во Второзаконии 11:18. в отношении всех слов Торы, что указывает на то, что с караимской точки зрения они должны носить метафорический характер (потому что невозможно ритуально «написать» и «связать» их сердца сами).
Брак [ править ]
Брак среди евреев-караимов мало чем отличается от брака среди раббанитов. нет ограничений на многоженство Единственное заметное отличие заключается в том, что в караимском иудаизме . Однако в наши дни это становится все более редким явлением, и способность мужа брать других жен зависит не только от его способности одинаково выполнять свои обязанности перед ними, но и от принятия этого поступка основной женой. Основная жена вполне имеет право включить в свой брачный контракт пункт, запрещающий многоженство. [50]
Мезузот [ править ]
Как и тфилин, караимы интерпретируют Священное Писание, предписывающее писать Закон на дверных косяках и городских воротах, как метафорическое наставление, в частности, соблюдать Закон дома и вдали от дома. Это связано с тем, что предыдущая заповедь в том же отрывке является источником тфилин в раввинистическом иудаизме и понимается метафорически из-за языка. В результате весь отрывок понимается как метафора. Поэтому они не вывешивают мезузот есть небольшая табличка с Десятью заповедями , хотя у многих евреев-караимов на дверных косяках .
Однако христианские свидетельства XIX века рассказывают о караимской синагоге в Константинополе, в которой, как сообщается, была мезуза . [51] В Израиле, стремясь обеспечить комфорт евреям-раввинам, многие евреи-караимы выставляют мезузот, но не из-за веры в то, что это предписано.
Мамзерим [ править ]
И во Второзаконии 23:3, и в Захарии 9:6 еврейское слово мамзер упоминается наряду с народами Аммона и Моава (во Второзаконии 23:3), а также филистимскими городами Ашкелоном, Газой, Экроном и Ашдодом (в Захарии 9). :5–6). Исходя из этого, караимы пришли к наиболее логичному пониманию еврейского слова мамзер , которое современные евреи-раввины понимают как относящееся либо к детям, рожденным от прелюбодеяния, либо от инцеста (Талмуд Бавли, Масехет Евамот), чтобы фактически говорить о нации или народе. . Караимы считают, что такое понимание идеально вписывается в контекст как Второзакония 23, так и Захарии 9 (и это также было пониманием комментатора-раввиниста Йеуды бен Шмуэля ибн Билама). Несколько средневековых еврейских мудрецов-раввинитов сочли необходимым обсудить эту тему со средневековыми еврейскими мудрецами-караимами.
Четыре вида [ править ]
Караимский иудаизм определяет Четыре вида ( Арбаат хаМиним ) несколько иначе, чем раввинистические евреи, т.е. (1) плод великолепного дерева ( Пери Эш Хадар ), который не обязательно должен быть этрогом (желтым цитрусовым плодом), требуемым раввинским законом, однако это может быть либо любое сезонное фруктовое дерево, которое отдельный еврей считал великолепным, либо ветви оливковых деревьев с оливками, которые считались великолепными иудейскими израильтянами в поколении Неемии , как видно из Неемии 8; (2) листья финиковой пальмы ( Капот Темарим ) вместо закрытых пальмовых листьев, используемых евреями-раввинами; (3) ветви густолиственных деревьев ( Эш Авот ), которые могут быть из инжира, лавра и эвкалипта, а не только из ветвей мирта; и (4) ветви ивы ( Аравот Нахал ), например, клен, дуб, тис и орех, в отличие от ветвей ивы, предписанных раввинами. Евреи-караимы всегда считали, что Арбаат ха-Миним используется для строительства крыши Сукки ( мн. Суккот ); они не превращены в лулав и потрясен в шести направлениях, как это принято в раввинской практике. В Книге Неемии (8:15) израильтянам предписывается строить свой Суккот из четырех видов: оливковых ветвей и ветвей масличного дерева (плодов великолепного дерева), а также листьев финиковой пальмы, ветвей мирта и ветвей густолиственные деревья упоминаются в том же отрывке, что и материалы для строительства сукки.
И нашли они, написано в Торе: Как повелел Господь чрез Моисея, чтобы сыны Израилевы сидели в сукке в праздник в седьмом месяце. И те, которые услышат, и пошлют голос по всем городам своим и в Иерусалим, чтобы сказать: поднимитесь на гору и принесите оливковые листья и оливковые деревья, и миртовые листья и финиковые деревья Бот: чтобы сделать сукку, как написано.
И нашли они в Торе написанное, как ЯХВЕ повелел через Моисея, чтобы дети Израиля жили в Суккоте в праздник седьмого месяца; и чтобы они объявили и провозгласили во всех городах своих и в Иерусалиме, говоря: «Выйдите в горы и принесите ветви оливковые, и ветви масличного дерева, и ветви мирта, и пальмовые ветви, и ветви густолиственных деревьев, сделать Суккот, как написано.
- Неемия 8: 14–15.
Кто такой еврей? [ редактировать ]
Караимский иудаизм следует по отцовской линии, то есть евреем является либо тот, чей отец еврей (поскольку почти все еврейское происхождение в Танахе прослеживается по отцовской линии), либо оба родителя которого являются евреями, либо тот, кто подвергся формальному обращению, которое влечет за собой обрезание для необрезанных. мужчин и формально принимая Бога Израиля как своего Бога, а народ Израиля как свой собственный народ.
Караимы считают, что обращение в еврейский народ должно совершаться после проживания среди евреев (предпочтительно караимов) в форме обета (доминирующая позиция среди современных караимов утверждает, что эта клятва должна быть принесена перед караимским Бейт-Дином, члены которого действуют от имени Совета мудрецов Израиля); см. Исход 12:43–49, Руфь 1:16, Есфирь 8:17 и Исаия 56:1–8 и изучение Танаха. Также Иезекииль пророк утверждает, что герим («пришельцы»), присоединившиеся к детям Израиля, получат в наследство землю среди колен Израиля, среди которых они будут жить во время окончательного Искупления. [52]
Произношение Тетраграмматона [ править ]
В средние века некоторые, например евреи-караимы в Большом Хорасане , считали произнесение Тетраграмматона мицвой , поскольку это имя встречается примерно 6800 раз в Танахе . [53] Сегодня публичное произнесение Тетраграмматона является спорным вопросом среди караимов. Практически все традиционные караимы считают произношение имени Бога кощунственным и придерживаются раввинской традиции заменять Адонай , когда встречаются с ЯХВЕ во время чтения. [54] Другие караимы и некоторые выходцы из раввинского происхождения, такие как Нехемия Гордон и Хахам Меир Рехави , а также некоторые примкнувшие к народу Израиля через караимский иудаизм, такие как Джеймс Уокер и Дэниел бен Иммануил, не считают произношение Тетраграмматона быть запрещено. Однако среди ученых существуют разногласия относительно правильного произношения Тетраграмматона.
Сочинения [ править ]
Караизм создал обширную библиотеку комментариев и полемики, особенно во время своего «золотого века». Эти сочинения вызвали новую и полную защиту Мишны и Талмуда , кульминацией которых стали сочинения Саадиа Гаона и его критика караизма. Хотя он выступал против караизма, комментатор-раввин Авраам ибн Эзра регулярно цитировал караимских комментаторов, особенно Йефета бен Али , до такой степени, что среди некоторых караимов существует легенда. [ ВОЗ? ] что Ибн Эзра был учеником бен Али.
Самый известный караимский полемист - Ишак бен Авраам из книги Троки «Укрепленная вера» ( חזוק אמונה ), всеобъемлющая контрхристианская миссионерская полемика , которая позже была переведена на латынь Иоганном Кристофом Вагенсейлем как часть более крупного сборника еврейской антихристианской полемики под названием Tela Ignea satanaæ, sive Arcani et Horribiles Judæorum Adversus Christum, Deum, et Christianam Religionem Libri (Альтдорф, 1681: «Огненные стрелы сатаны, или Тайные и ужасные книги евреев против Христа, Бога и христианской религии»). Многие контрмиссионерские материалы, выпускаемые сегодня, основаны на тех же темах, что и эта книга, или охватывают их.
Научные исследования караимской письменности все еще находятся в зачаточном состоянии и во многом обязаны коллекциям Фирковича караимских рукописей в Национальной библиотеке России , которые стали доступны после распада Советского Союза. Усилия ученых по каталогизации Национальной библиотеки Франции , США и Англии продолжают давать новое понимание караимской литературы и мысли.
Кухня [ править ]
Караимская кухня демонстрирует глубокое влияние египетских кулинарных традиций наряду с известными османскими , турецкими и персидскими элементами. Влияние египетской кухни проявляется в таких блюдах, как тамийя по-египетски ( фалафель ), фава-бобы и тушеное мясо мулухия . Османско-турецкие элементы включают баба гануш (называемый баба нуга в караимской кухне), пастирма , мухаллеби и кунафе , который в караимской традиции готовится с орехами, а не с сыром, что соответствует более ранним вариантам десерта. Признаки персидского влияния можно увидеть в приготовлении кешка , блюда из риса и зелени. [55]
Караимская кухня отличается уникальной традицией приготовления лапши : создается тонкая лапша ручной работы, называемая тигринины , приправленная специальной караимской смесью заатар , которая сочетает в себе сушеные листья иссопа и молотый чеснок , что отличается от более типичной региональной заатарской смеси иссопа и сумаха. и кунжут . Матфуна — это разновидность фриттаты или пирога с заварным кремом, приготовленного из картофеля и лука , иногда с добавлением остатков субботнего тушеного мяса. Характерная для кухни смесь специй, маклиф , включает душистый перец , белый перец , черный перец , мускатный орех , розу, корицу и гвоздику , что вносит свой вклад в вкусовые характеристики караимских блюд. [55]
Во время праздника мацы, как караимы называют канун Песаха , их соблюдение отличается: тарелка седера отсутствует, а благословения предназначены специально для мацы , марора и мяса на гриле. В основное праздничное меню обычно входит жареное мясо, приготовленное на гриле, салат из горьких трав с добавлением листьев цикория, дополненный лимонным соком и цедрой , а также домашние хрустящие лепешки . Хотя караимы традиционно воздерживаются от вина на Песах, поскольку это ферментированный продукт, изменения, вызванные секуляризацией и смешанными браками, привели к тому, что некоторые члены общины включили вино в празднование Песаха. [55]
Караимы, Аарон бен Моше бен Ашер масоретский и текст
Аарон бен Моисей бен Ашер был еврейским ученым из Тверии , известным как самый авторитетный из тиверийских масоретов и членом семьи, которая участвовала в создании и поддержании масоретского текста (авторитетного текста еврейского писания), поскольку в минимум пять поколений. Его тиверийская озвучка Библии по-прежнему остается, по сути, текстом, который все евреи продолжают использовать, и он был первым систематическим грамматистом иврита.
Его «Сефер дикдукей ха-Тамим» («Грамматика пунктуации/вокализации») представлял собой оригинальный сборник грамматических правил и масоретской информации. Грамматические принципы в то время не считались достойными самостоятельного изучения. Ценность этой работы в том, что грамматические правила, представленные Беном Ашером, впервые раскрывают лингвистическую основу вокализации. Он оказал огромное влияние на мир библейской критики .
В девятнадцатом веке некоторые ученые предположили, что Аарон Бен Ашер мог быть караимом, а не евреем-раввином. Аарон Дотан исследовал этот вопрос со многих точек зрения и пришел к выводу, что Бен Ашер был евреем-раввинистом, но Рафаэль Зер снова поднял этот вопрос и представил новые доказательства. [56]
В 989 году неизвестный писец бывшей рукописи Невиима поручился за тщательность, с которой была написана его копия, заявив, что он озвучил и добавил масоретский текст «из книг, озвученных Аароном бен Моисеем Бен-Ашером». [ Эта цитата нуждается в цитировании ] Маймонид , приняв точку зрения бен Ашера относительно открытых и закрытых секций, помог установить и распространить свою власть. «Книга, на которую мы полагались в этих вопросах, — это книга, хорошо известная в Египте, включающая двадцать четыре книги, которая много лет находилась в Иерусалиме с целью корректуры книг из нее. С тех пор все полагались на нее. Бен-Ашер корректировал ее и тщательно изучал ее в течение многих лет, и много раз корректировал ее, пока я полагался на нее, когда правильно писал Сефер Тору ». [57]
Караимы сегодня [ править ]
По оценкам численности современного караимского движения, их число в Соединенных Штатах составляет 1500 человек . [58] около 80 константинопольских караимов в Турции , [59] и около 30 000 в Израиле , [60] самые большие общины находятся в Рамле , [61] Ашдод и Беэр-Шева . их около 1800 В Европе , в первую очередь в Украине (с Крымом ), где их около 800, в Польше — 250 — 350, в Казахстане , в Литве — 200 и в России (без Крыма) — 200. За последние десятилетия большинство этих сообществ пережили серьезный упадок.
В начале 1920-х годов британский мандатный чиновник в Иерусалиме зафиксировал посещение караимской синагоги, которую он описывает как «маленькую, средневековую, полуподземную», обслуживающую «крошечную иерусалимскую колонию караимов». [62]
В начале 1950-х годов Главный раввинат Израиля первоначально возражал против иммиграции евреев-караимов в Израиль и безуспешно пытался воспрепятствовать ей. [ нужна ссылка ] процитировала слова раввина Давида Хаима Челуша, главного раввина Нетаяны, Однако в 2007 году газета «Джерузалем пост» который сказал: «Караим — это еврей. Мы принимаем их как евреев и каждого из них, кто желает вернуться [к основному течению иудаизма». ] мы принимаем обратно. Когда-то возник вопрос о том, нужно ли караимам проходить символическое обрезание, чтобы перейти в раввинистический иудаизм, но раввинат согласен, что сегодня в этом нет необходимости». [63]
Моше Марзук , один из египетских евреев, казненных в 1954 году за закладку бомб в Каире на службе израильской военной разведки (« Дело Лавона »), был караимом. Марзука считали героем в Израиле; однако его караимская идентичность преуменьшалась в газетах, которые обычно описывали его просто как египетского еврея. Однако в 2001 году израильское правительство через Почтовое управление Израиля выпустило специальный памятный лист в честь него и многих других евреев-караимов, отдавших свои жизни за Израиль.
В Израиле еврейским руководством караимов руководит группа под названием «Всеобщий караимский иудаизм». Большинство членов совета «Хахамим» имеют египетское еврейское происхождение. Самая крупная караимская община сегодня проживает в Ашдоде . [18]
В США проживает около 1500 караимов. [58] Конгрегация Бнай Исраэль расположена в Дейли-Сити, Калифорния , пригороде Сан-Франциско. Это единственная караимская синагога в Соединенных Штатах, имеющая постоянное специализированное помещение. Лидеры общины — выходцы из египетских караимов. Один известный прихожанин, Марк Хедер, казначей синагоги, описал свое интернирование в египетском лагере для военнопленных во время Шестидневной войны 1967 года. Исполняющий обязанности общины рав (Хакхам ) Джо Песса также был среди арестованных египетским правительством. Другая, гораздо меньшая по размеру община, караимская еврейская община Орах Саддиким, существует в Олбани, штат Нью-Йорк, но им еще предстоит найти постоянное специализированное помещение, а тем временем они продолжают использовать комнату в доме своего Хахама , Авраама Бен-Рахамиэля. Канай, как их временная синагога. [64]
1 августа 2007 года некоторые члены первого выпуска Караимского еврейского университета были обращены в веру, что стало первыми новыми официально уполномоченными членами караимского иудаизма за 542 года. [65] На церемонии в синагоге в Северной Калифорнии десять взрослых и четверо несовершеннолетних присоединились к еврейскому народу, приняв ту же клятву, которую дала Руфь. Курс обучения в группе длился более года. Это обращение произошло спустя 15 лет после того, как Караимский совет мудрецов отменил многовековой запрет на принятие новообращенных. [66] 17 февраля 2009 года присягу принял второй выпуск новообращенных. Среди них 11 взрослых и 8 несовершеннолетних.
Около 80 караимов проживают в Стамбуле , Турция , где единственная караимская синагога в Турции, Кахал ха-Кадош Бене Микра , все еще функционирует (в субботу и в праздничные дни) в районе Хаскёй в европейской части города.
В Польше караимы являются признанным меньшинством, представленным Ассоциацией польских караимов ( польский : Związek Karaimów Polskich ) и Религиозной ассоциацией караимов в Польской Республике ( польский : Karaimski Związek Religijny w Rzeczypospolitej Polskiej ). Караимы живут в основном в Варшаве , Вроцлаве и Труймясте и их окрестностях ; они лингвистически ассимилированы. [67]
Небольшое караимское сообщество, преимущественно онлайновое, Конгрегация Бней Микра, было основано в Пхёнтхэке, Южная Корея, в ноябре 2022 года американским солдатом, бывшим раввином. Связан с восточноевропейским караизмом . [68]
В Швейцарии также существует еврейская община караимов: Евреи-караимы Европы (KJE). [69] Эта община принята Универсальным караимским иудаизмом (UKJ) в Израиле и евреями-караимами Америки (KJA), ее члены также признаны евреями израильским государством. Алия в Израиль также возможна для новообращенных. Община следует традиционному обряду в египетском стиле. В Эглисау работает небольшой общественный центр с молитвенной комнатой, который поддерживается Хахамом Меиром Йосефом Рехави . Караимский еврейский университет существует вместе с KJA и UKJ.
В 2016 году Религиозный совет евреев-караимов единогласно переизбрал своего главного раввина раввина Моше Фирроуза еще на четырехлетний срок. Фирруз занимает должность главного раввина с 2011 года. [2]
Караизм по раввинистических мнению евреев
Ученые раввинистического иудаизма, такие как Маймонид, пишут, что людей, отрицающих божественный авторитет Устной Торы , следует причислять к еретикам. Однако в то же время Маймонид считает ( Хилхот Мамрим 3:3 ), что большинство караимов и других людей, утверждающих, что они отрицают «устное учение», не должны нести ответственность за свои ошибки в законе, потому что они введены в заблуждение. родителями и похожи на тинок шенишба (пленного младенца) или на принужденного. [70]
Ученые-раввины традиционно считали, что, поскольку караимы не соблюдают раввинский закон о разводе, существует сильная презумпция того, что они мамзерим (прелюбодейные ублюдки), поэтому брак с ними запрещен, даже если они вернутся в раввинистический иудаизм. Некоторые недавние ученые-ашкенази-хареди считают, что караимов следует рассматривать как язычников во всех отношениях, хотя это не является общепринятым. Они спешат добавить, что это мнение не направлено на оскорбление караимов, а лишь на то, чтобы дать отдельным караимам возможность интегрироваться в основной иудаизм путем обращения . [71] Напротив, в 1971 году Овадия Йосеф , который тогда был главным раввином Сефарадим и Эдот ха-Мизрах Израиля, провозгласил, что египетские караимы являются евреями и что евреям-раввинам разрешено вступать с ними в брак. [ нужна ссылка ]
В ответ на позицию караимов в отношении авторитета Талмуда ортодоксальный сначала возражает, что большая часть Устного закона, кодифицированного в Мишне и Талмуде , иудаизм является юридическими постановлениями последнего Синедриона , органа из 71 старейшины, который составлял высший судебный суд в древнем Израиле, и что не все Устные Законы буквально являются «Законами, данными Моисею на горе Синай». Решения, принятые этим Высоким судом, должны соблюдаться, как таковой Закон Моисея ( Второзаконие 17), это придает его юридическим постановлениям божественную власть. Караимы отвергают авторитет этого Синедриона, сложившегося в период Второго Храма, отчасти потому, что он представлял собой смесь разных людей, а не только священников и левитов, как того требует Тора. Синедрион также отобрал законную власть у потомков Садока , служивших священниками в Иерусалимском Храме . По сути, это та же точка зрения, которой придерживались саддукеи и боэтузиане в период Второго Храма. Во-вторых, раввинистический иудаизм указывает на бесчисленные примеры библейских заповедей, которые либо слишком двусмысленны, либо задокументированы в такой краткой форме, что надлежащее соблюдение не может быть обеспечено в национальном масштабе без дальнейшего законодательства, предусмотренного Талмудом. Караимы отвечают, что сама Тора гласит: «Этот закон, который я повелеваю вам, не слишком труден для вас и не далёк от него. Не на небесах, чтобы сказать, кто взойдет на небеса и принесёт его нам, и заставь нас понять это, что мы делаем это?» что указывает на то, что Тора может быть легко понята среднестатистическому израильтянину. Примеры, приводимые в раввинистическом иудаизме как законы, требующие раввинского объяснения, включают: [72]
- Тфилин : Как указано, среди прочего, во Второзаконии 6:8, тфилин следует накладывать на руку и на голову между глазами. Однако нет никаких подробностей о том, что такое тфилин и как их следует создавать. Караимы, однако, утверждают, что, поскольку другие отрывки Танаха с похожим языком читаются метафорически, стихи, из которых раввины выводят закон тфилин, также следует читать метафорически.
- Законы кашрута : Как указано, среди прочего, в Исходе 23:19, козленка нельзя варить в молоке матери. Помимо множества других проблем с пониманием неоднозначной природы этого закона, в Торе нет огласовочных символов; они предусмотрены масоретской традицией. Это особенно актуально для данной заповеди, поскольку еврейское слово, обозначающее молоко , идентично слову, обозначающему жир, при отсутствии гласных. Без устной традиции неизвестно, заключается ли нарушение в смешивании мяса с молоком или с жиром. Караимы утверждают, что гласные текста были сохранены масоретами, которые сами были караимами.
- Законы о субботе : учитывая серьезность нарушения субботы, а именно смертную казнь, можно было бы предположить, что будут даны указания относительно того, как именно следует соблюдать столь серьезную и основную заповедь. Однако информации о том, что можно и нельзя совершать в субботу, практически нет. Тем не менее караимы соблюдают Шаббат в соответствии со своими традициями и интерпретациями, как описано в разделе выше.
- Мезуза : Второзаконие 6:9 иногда интерпретируется как означающее, что мезузу необходимо разместить на дверных косяках дома. Однако нет подробностей относительно того, где находится косяк, все ли это косяки или только один, какие слова в него входят, как следует писать слова или как следует строить мезузу. Как и в случае с отрывком, из которого раввины выводят традицию тэфилин, караимы утверждают, что этот отрывок также следует понимать метафорически, а не буквально.
Ортодоксальный иудаизм также отмечает, что Тора никогда не предназначалась для соблюдения как личный завет между отдельным евреем и Богом, а как национальный завет, в котором Тора действует как конституция Израиля в целом. Ортодоксальные евреи [ ВОЗ? ] отметим, что Тора никогда не могла бы применяться в качестве национального закона, как это было во времена Иисуса Навина, царя Давида и Ездры, если бы у каждого отдельного еврея было свое собственное мнение о том, как соблюдать ее заповеди. Для того чтобы Тора могла должным образом управлять еврейским народом и чтобы ее законы соблюдались по закону с наказаниями и санкциями, предписанными Торой, эти законы должны быть законодательно закреплены и четко определены правящим Синедрионом. Караимы [ ВОЗ? ] возразите, что соблюдение Торы в национальном масштабе может быть законодательно закреплено только потомками Садока в Храме в Иерусалиме согласно Торе (Второзаконие 17) и пророками (Иезекииль 44), а не путем собрания мнений различных раввинов.
В целом, для караимов приведенные выше раввинские толкования, закрепленные в устном законе, являются лишь одной из форм толкования. Они не предопределены Богом и не являются ни обязательными Галахой, ни практическим религиозным законом.
Раввинская классификация еврея [ править ]
Ортодоксальный раввинат считает ребенка матери-караимки галахическим евреем. Напротив, тот, кто является евреем по отцовской линии (тот, чей отец еврей), считается евреем Моэсет Хахахамим (Совет караимских мудрецов) при условии, что он был воспитан евреем в детстве. Хотя широко признано, что евреи-караимы являются галахическими евреями (по-видимому, за исключением тех, кто присоединился к еврейскому народу через караимское движение), все еще остается вопрос о том, разрешены ли браки между общинами караимов и раввинитов. Два главных сефардских раввина Элияху Бакши-Дорон [73] и Овадия Йосеф [74] поощрял такие браки, надеясь, что это поможет караимам ассимилироваться с основным иудаизмом. Маймонид постановил, что евреи, выросшие в караимской семье, считаются Тинок ше'Нишба , как младенцы, взятые в плен неевреями; их нельзя наказать за якобы своенравное поведение, потому что оно является результатом влияния родителей. [75]
В 2013 году The Economist сообщил, что «раввины, работающие в министерстве религии Израиля, считали караимские браки недействительными, штрафовали своих мясников за утверждение о том, что они кошерны, и требовали, чтобы караимы, вступающие в брак с ортодоксальными еврейками, обращались в христианство, иногда им приходилось проходить тавилу, или крещение ». Представитель главного раввината сообщил The Economist , что «Израиль — еврейское государство, и евреи имеют высшие права. Но караимы не евреи». Р. Моше Фирруз, глава Совета мудрецов караимов, выразил протест, заявив, что «раввинат лишает нас нашей религиозной свободы». [76]
См. также [ править ]
- Крымские караимы
- Константинопольские караимы
- Критика Талмуда
- Письмо фалашам
- Письмо караимских старейшин Аскалона
- Список евреев-караимов
- Аарон бен Моше бен Ашер – усовершенствователь тиверийской письменности , считается создателем самой точной версии масоретского текста.
- Анан бен Давид – основатель ананитов, группы, ставшей частью караимского движения.
- Бенджамин ан-Нахаванди - считается некоторыми [ ВОЗ? ] как настоящий создатель караизма
- Элайджа Башьязи
- Мордехай Султанский – выдающийся ученый XIX века.
- Шломо бен Афеда Ха-Коэн (1826–1893), считается последним мудрецом константинопольских караимов.
- Хайманот , еще одна форма неравбанитского иудаизма, исповедуемая Бета-Израилем.
- самаритянство
- Коранизм , аналогичная позиция в исламе.
- Sola scriptura , аналогичная позиция в христианстве.
Примечания [ править ]
- ^ ( / ˈ k ɛər ə . aɪ t / ) или караизм ( / ˈ k ɛər ə . ɪ z əm / , иногда пишется караитизм ( / ˈ k ɛər ə . ɪ t ɪ z əm / ; иврит : יהדות קראית ут Кара' это ); также пишется караимский иудаизм , караизм или караитизм.
- ^ Связано с Микрой ( מקרא ), еврейское название еврейской Библии и корень кара ( קרא ), что означает «провозглашать» или «читать». Некоторые ранние караимы называли себя בני מקרא или בעלי מקרא «Люди Книги», и ученые не уверены, они или их оппоненты придумали термин קראים караимы . Симха Пинскер пришел к выводу, что некоторые ранние караимы называли себя кара или караи в смысле «миссионер» или «прозелитист»; а позже караимы, неверно истолковав этот термин как этноним, стали использовать его по отношению к себе. [10]
- ^ В этом устном законе используются методы ремез (подразумевается или подсказка), драш (интерпретация, экзегеза ) и сод (глубокий, скрытый смысл, отождествляемый с Каббалой ).
Ссылки [ править ]
- ^ «Караимские евреи в Египте, Израиле и районе залива Сан-Франциско» . Стэнфордские библиотеки . Проверено 4 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лидман, Мелани (28 января 2016 г.). «Евреи-караимы единогласно переизбирают главного раввина» . Таймс Израиля . Проверено 4 ноября 2018 г.
- ^ 1,196 Karaites in Ukraine as a whole (including Crimea) Распределение населения по национальности и родному языку УКРАИНА Distribution of the population by nationality and mother tongue, Ukraine (Russian language version)
- ^ Population in Autonomous Republic of the Crimea = 671, population in Sevastopol city council area = 44. 671+44 = 715. Распределение населения по национальности и родному языку, Автономная Республика Крым ( Distribution of the population by nationality and mother tongue, Autonomous Republic of the Crimea )
Распределение населения по национальности и родному языку, Г.Севастополь (горсовет) ( Distribution of the population by nationality and mother tongue, Sevastopol city council ) - ^ Население. Демографический и социальный статус и структура Национальной переписи населения и жилищного фонда 2011 года.
- ^ "Национальный состав населения Российской Федерации согласно переписи населения 2021 года" . Retrieved 3 January 2023 .
- ^ «Данные о населении мира, ООН» .
- ^ "Национальный состав населения Российской Федерации согласно переписи населения 2021 года" . Retrieved 3 January 2023 .
- ^ «Переписи населения и жилищного фонда - Официальный статистический портал» (на литовском языке).
- ^ Пинскер, Симха (1860). Древности: к религиозным записям Библии и их литературе согласно еврейским и арабским рукописям [ Древности: к религиозным записям Библии и их литературе согласно еврейским и арабским рукописям ] (на иврите). Вена : Гедрукт бей Адальберт делла Торре. стр. 16 и далее.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Колер, Кауфманн ; Харкави, Авраам де (1901–1906). «Караимы и караизм» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Например, см. Сефер Дод Мордехай Мордехая бен Ниссана о разделении Дома Израиля на две части, [1699; впервые опубликовано в Вене, 1830 г.] переиздано в Рамле, Израиль , в 1966 г. издательством «Хеврат ха-Слаха ЛиВней Микра» (издательством евреев-караимов Израиля).
- ^ Аль-Тахдиб , №. 38, 5 сент. 1902, с. 158.
- ↑ Аш-Шуббан Аль-Карраин 4, 2 июня 1937 г., с. 8, и Мурад Эль-Кодси, Евреи-караимы Египта , 1987.
- ^ Джейкобс, AJ (9 сентября 2008 г.) [2007]. Год жизни по Библии: скромное стремление одного человека следовать Библии настолько буквально, насколько это возможно . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 69. ИСБН 9780743291484 . Проверено 29 апреля 2023 г.
Золотой век караимов пришелся на средние века: примерно 10 процентов евреев когда-то были караимами.
- ↑ Изабель Кершнер , «Новое поколение еврейской секты начинает борьбу за защиту своего места в современном Израиле» , The New York Times , 4 сентября 2013 г. — «[...] община оценивается от 30 000 до 50 000 человек из населения Израиля восемь миллионов. Есть также меньшие общины в США, Турции и Европе».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фриман, Джошуа. «Установление (устного) закона» . «Джерузалем Пост» . Проверено 29 апреля 2023 г.
Хотя большинство людей признают, что трудно точно сказать, сколько караимов существует сегодня, по оценкам, население Израиля составляет примерно от 20 000 до 25 000, что составляет подавляющее большинство из примерно 30 000 караимов в мире. [...] После создания Государства Израиль многие караимы, особенно из Египта, переехали в Израиль, поселившись в Рамле, Беэр-Шеве, Иерусалиме, Ашдоде и других районах.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сообщество Ашдода (на иврите)
- ^ Халеви, Иуда. «Сефер Ха Кузари» . Sacred-texts.com . Проверено 5 ноября 2015 г.
- ^ Колтун-Фромм, Кен (3 июля 2006 г.). Либеральный иудаизм Авраама Гейгера: личный смысл и религиозный авторитет . Издательство Университета Индианы . п. 52.
- ^ Гилл, Джон (1778 г.), «Диссертация о древности еврейского языка» , Сборник проповедей и трактатов... , стр. 538–42 .
- ^ Гилл, Джон. Сборник проповедей и трактатов...: к которым предваряются «Воспоминания о жизни, творчестве и характере автора», Том 3 . Лондон: Джордж Кейт, 1778. стр. = 529.
- ^ Ревель, Бернар (1913). Караимская Галаха: и ее связь с садуккейской, самаритянской и… Филадельфия. ISBN 9781548603533 . Проверено 7 мая 2010 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Остерли, WOE и Box, GH (1920) Краткий обзор литературы раввинистического и средневекового иудаизма , Берт Франклин: Нью-Йорк.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б свободном доступе : Абрахамс, Израиль (1911). « Караимы ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 22 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 705. . Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ «Немой, Леон» . www.jewishvirtuallibrary.org .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б См. Караимскую антологию ; Йельская иудаика, серия 7
- ^ Ярон, Йосеиф. «Вторая диаспора» . Краткая история еврейских сект . Иудаизм.about.com. Архивировано из оригинала 20 января 2013 года . Проверено 28 октября 2012 г.
- ^ «Юдганхитцы» . Еврейская энциклопедия . Проверено 28 октября 2012 г.
- ^ Аль-Шуббан Аль-Карраин 4, 2 июня 1937 г., с. 8 и Эль-Кодси, Мурад (1987). Караимские евреи Египта, 1882-1986 гг . Вилпринт. ISBN 978-0-9620052-0-6 .
- ^ Ибн Аби-Зимра, Давид (1882 г.). Аарон Волден (ред.). Ответ Радбаза (на иврите). Том. 2. Варшава.
{{cite book}}
: CS1 maint: location missing publisher (link), s.v. Part VII, responsum # 9 (first printed in Livorno 1652; reprinted in Israel, n.d.) (ОСЛК 233235313 ) - ^ Земля их рождения и пути зачисления Крым, страна в семенных колониях семей Израиля и Иуды, изгнанников Иерусалима, пришедших на помощь своим братьям из своих городов в войне Шимрона , и Гедалия, сын царя, напрасно держал их головы, потому что они были полны сатама. И они лишили жизни Манассию, прежде чем они захватили Шимрон, и сражались перед изгнанниками в города Мидии, чтобы держать их подальше от своих братьев, и они были там до дней Камбиса, сына Кира, царя ( а), и он оказал им доброту. в том, что повел их на войну с сыновьями Мидии, потому что они были близко к земле шиитов, чтобы сразиться с царицей Тальмирой, чтобы отомстить ей за кровь своего отца, и, победив ее солдат, он был схвачен живым, и он привел его ко мне. как победитель твоего царя, и убил его кровью его отца, и завоевал его землю, и они попросили его, и он дал ее им как дворец, и он поставил в ней уполномоченных, и они вернулись с миром, и Израиль и народ вернувшиеся забрали с войны своих женщин, свое богатство и свое имущество, и они будут сидеть там на ложе, которое приготовил для него отец его Кир, есть рука, и есть рука, и имя на еврейском распятии его сына и на ионическом троне положила она мечи свои, и они поклонились в полях и в скале Евреи, которые в Церо и в городе Испании на море скифов, которые плывут и плывут из своих гнезд в город Матраху, город Иония, город резиденции моего отца во время изгнания Тита, они — наши братья иудеи, добродетель изгнания Иерусалима, которую Тит воплотил прежде всего в города Иона, в Писантию и ее дочерей, и из там они распространились до города Тираписа и его сестер до города Матрачи во времена Юланума, императора Писантии, который любит евреев, и поэтому они говорят на йонском языке по сей день, и когда я приезжаю в свой родной город здесь Шумчи, город царства Дария Мидянского, Ширван в пятом году правления Господа Хосдори, персы, тысяча триста изгнанников, я перевел эту книгу Торы для господина Мордехая, друг Бен Шимон, получивший стипендию Ица И его воля состоит в том, чтобы компания вавилонских Мишны и Талмуда была склонна размышлять над ним и его семенем до конца света, добрый знак Аминь Авраам Фиркович . «Документ Манжалиса» («Версия списка, найденного в Манджалисе / Каморара... Авраама Пирквица в 1981 году»)
- ↑ Результаты переписи населения Российской империи 1897 года, таблица XII (Религии). Архивировано 24 октября 2012 г. на Wayback Machine.
- ^ См. работу Дэна Шапиры на эту тему. [ который? ] .
- ^ «Сапсаль, Серая Маркович – Рассказ о его жизни» . Orahsaddiqim.org. 6 июня 1936 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 19 сентября 2011 г. <-- это надежный источник? -->
- ^ Караимы в Холокосте? , Случай ошибочной идентификации, Нехемия Гордон
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 июня 2011 года . Проверено 11 января 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Ахиезер, Голда (2021). Крымские караимские общины: история, культура и лидерство в начале ХХ века . Дейли-Сити, Калифорния. ISBN 978-1-73304-924-5 . OCLC 1350605285 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Цоффар, Рут (2006). Пятна культуры: этночтение еврейских женщин-караимов . Издательство Государственного университета Уэйна. стр. 44–45.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эль-Кодси, Мурад (1987). Караимские евреи Египта, 1882–1986 гг . Лайонс, штат Нью-Йорк (83-89 Broad St., Lyons 14489): Wilprint. ISBN 0-9620052-0-7 . OCLC 17859226 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Дэвид А.М. Виленский (16 февраля 2017 г.). «Караимская молитва: Малоизвестная еврейская община строит центр, чтобы рассказать свою историю – J» . Дж . Jweekly.com . Проверено 28 февраля 2017 г.
- ^ Шапира, Дэн (2003). Авраам Фиркович в Стамбуле: (1830–1832); прокладывая путь тюркскому национализму . КараМ. ISBN 975-6467-03-7 . OCLC 845616211 .
- ^ В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Колер, Кауфманн ; Хирш, Эмиль Г. (1901–1906). «Символы веры» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Вайикра (Левит) 22:6.
- ^ Ярон, Ю.; Песса, Джо; Канаи, Авраам ; Эль-Гамиль, Йосеф (2003). Введение в караимский иудаизм: история, теология, практика и культура . Олбани, Нью-Йорк : Центр Киркисани. ISBN 978-0-9700775-4-7 .
- ^ Шугармен, Катриэль. «Низшие уровни нечистоты – Зав» . Архив интересных фактов Торы . Всемирный центр Ортодоксального союза Сеймура Дж. Абрамса в Иерусалиме. Архивировано из оригинала 8 августа 2009 года . Проверено 27 марта 2011 г.
- ^ Считая Омер
- ↑ Хахам Меир Йосеф Рехави, «Они сделают себе Сисит (бахрома/кисточка)». Архивировано 23 мая 2013 г. в Wayback Machine , Хараитский иудаизм.
- ^ Доктор Кертис Д. Уорд, «Что такое настоящий Техелет?» , 5 января 2011, блог Уорда
- ^ Ольшови-Шлангер, Юдит. «Караимские женщины» . Проверено 7 февраля 2024 г.
Хотя брак женщины с более чем одним мужчиной одновременно запрещен, караимский мужчина в принципе может иметь более одной жены при условии, что он может выполнять все свои обязанности по отношению к обеим женщинам. Однако право мужа взять вторую жену может быть ограничено путем включения в договор обручения или брачного договора специального положения, запрещающего многоженство.
- ^ Бонар, Эндрю Александр ; М'Чейн, Роберт Мюррей (1849). Рассказ о исследовательской миссии Шотландской церкви к евреям в 1839 году . Эдинбург: Уайт. п. 361.
- ^ Иезекииль 47: 21–2317. И вы разделили эту землю себе – коленам Израилевым. И раздели его в наследие себе и иноплеменникам, живущим среди тебя, у которых есть дети среди тебя и которые были для тебя, как среди сынов Израилевых, они наследуют вместе с тобой среди колен Израилевых. И был он в колене, в котором жил, жил с ним, там наследство его отдашь, говорит Господь Иегова.И разделите себе землю эту по коленам Израилевым. И вы разделите его по жребию в наследство себе и пришельцам, живущим у вас и рождающим среди вас детей. И они будут для тебя, как уроженцы среди сынов Израилевых, — с тобою они получат наследство в коленах Израилевых . И будет, в каком колене поселяется пришельец, там и отдай ему наследие его», — говорит Господь ЯХВЕ.
- ^ «Псевдокумисианская проповедь караимам», Американская академия еврейских исследований , XLIII : 49–105, 1976.
- ^ «Псевдокумисианская проповедь караимам», Американская академия еврейских исследований , XLIII : 49–105, 1976 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Варед, Ронит (20 марта 2024 г.). «В эту ночь мы все готовим на костре: уникальную кухню караимского иудаизма» . «Гаарец» (на иврите) . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ «Ардон Zoom Viewer» . Архивировано из оригинала 10 июня 2016 года . Проверено 11 мая 2016 г.
- ^ Маймонид, Законы тфилин, мезузы и Сефер Торы, 8:5
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Виленски, Дэвид (2018) «Расширяющееся будущее единственной караимской синагоги в Америке» jweekly.com
- ^ «Карайлас Стамбула». Журнал Стамбульского института . 3 :97–102. 1957.
- ^ Корреспондент Дж. (1999) 30 000 караимов Израиля следуют Библии, а не Талмуду jweekly.com
- ^ «Караимский центр» . Туристический объект Рамла. Архивировано из оригинала 7 февраля 2015 года.
- ^ Люк, сэр Гарри (1953) Города и люди. Автобиография. Том II. Эгейское море, Кипр, Турция, Закавказье и Палестина. (1914–1924) . Джеффри Блес. Лондон. стр.245
- ^ Фриман, Джошуа. «Установление (устного) закона». Архивировано 11 марта 2013 г. в Wayback Machine . «Джерузалем Пост» , 22 мая 2007 г., стр. 14.
- ^ «Фонд строительства синагоги» . Orahsaddiqim.org. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 19 сентября 2011 г.
- ^ «Обращение на века | j. Еженедельник еврейских новостей Северной Калифорнии» . Jewishsf.com. 2 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 15 февраля 2009 г. . Проверено 19 сентября 2011 г.
- ↑ Караимы совершают первое обращение за 500 лет. Архивировано 11 октября 2008 г. в Wayback Machine . 2 августа 2007 г., Последние новости JTA.
- ^ «Характеристика национальных и этнических меньшинств в Польше» (на польском языке). Варшава: Министерство внутренних дел (МВД Польши). Архивировано из оригинала 25 февраля 2012 года . Проверено 7 апреля 2012 г.
- ^ «Около 3» . Конгрегация Бней Микра . Проверено 12 января 2023 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Караимские евреи Европы» . караитеевреи Европы . Проверено 22 февраля 2022 г.
- ^ Маймонид, Мишне Тора, Судьи, Законы мятежников, 3:3
- ^ «Шиур 06 - Караимы и хазары - Раввин Менахем Левин - TD19189» . toradownloads.com . Проверено 18 декабря 2018 г.
- ^ «Риетти, раввин Джонатан. Устный закон: сердце Торы» . Архивировано из оригинала 10 ноября 2020 года . Проверено 7 марта 2008 г.
- ^ Теумин 18, 20
- ^ Ябия Омер ЭХ 8:12
- ^ Хилхот Мамрим 3: 2–3
- ^ «Кто такой еврей?» . Экономист . 18 мая 2013 года . Проверено 5 июля 2016 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Астрэн, Фред (2004). Караимский иудаизм и историческое понимание ISBN 1-57003-518-0
- Баер, Ицхак (1993). История евреев в христианской Испании : University of North Carolina Press (том 1)
- Эль-Кодси, Мурад (2002). Просто для справки в истории караимских евреев Египта в наше время.
- Фрэнк, Дэниел, «Караимский ритуал», в изд. Лоуренса Файна, « Иудаизм на практике: от средневековья до нового времени», Принстонские чтения по религиям, Vol. 2, Издательство Принстонского университета, Принстон, Нью-Джерси, 2001, стр. 248–264. ISBN 0-691-05786-9
- Гербер, Джейн С. (1994). Евреи Испании, история сефардского опыта
- Ласкер, Дэниел Дж. (2002), «Свитки Мертвого моря в историографии и самооценке современных караимов», в: Dead Sea Discoveries , vol. 9 Выпуск 3, стр. 281, 14–294; два : 10.1163/156851702320917832 ; (АН 8688101)
- Ласкер, Дэниел Дж. (2008), От Иуды Хадасси до Илии Башьятчи: Исследования караимской философии позднего средневековья (Лейден, Брилл) (Приложения к Журналу еврейской мысли и философии, 4), стр. xvi, 296
- МакГинли, Джон В. (2006). «Письменное» как призвание еврейского зачатия ( ISBN 0-595-40488-X )
- Миллер, Филип. Караимский сепаратизм в России XIX века.
- Немой, Леон, изд. (1939–43). Китаб аль-анвар валь-маракиб, Кодекс караимского права Якуба аль-Киркисани . Том. 1–5. Нью-Йорк: Мемориальный фонд Александра Когута. ОСЛК 614641958 .
- Немой, Леон (1969). Караимская антология , Йельский университет. Нажимать. ISBN 0-300-03929-8 (первое издание 1963 г.)
- Поллиак, Мейра (редактор) (2004). Караимский иудаизм: Введение в караимские исследования (Лейден, Брилл).
- Ревель, Бернар (1913). Караимская Галаха . Филадельфия: Cahan Printing Co. Инк. [1]
- Рустоу, Марина (2008). Ересь и политика сообщества: евреи Фатимидского халифата (издательство Корнельского университета).
- Шапира, Дэн (2003). Авраам Фиркович в Стамбуле (1830–1832): Прокладывая путь тюркскому национализму (Анкара, Карам).
- Шапира, Дэн (2006). «Замечания об Аврааме Фирковиче и еврейском «Документе Меджелиса » , Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae , 59:2, стр. 131–180.
- Шулвас, Моисей А. (1983) История еврейского народа: Том II, Раннее средневековье ( ISBN 0895266571 )
- Ярон и др. Введение в караимский иудаизм ISBN 0-9700775-4-8
Внешние ссылки [ править ]
- » . Статья Колера Кауфмана и Авраама де Харкави в Еврейской энциклопедии (1901-1906) о «Караимах и караизме
- Подробная статья «Караимы» в Энциклопедии Иудаика (авторы: Дэниел Дж. Ласкер, Эли Цитонн, Хаггей Бен-Шаммай, Джозеф Хеллер, Леон Немой, Шломо Хофман)
- Универсальный караимский иудаизм Израиля. Архивировано 10 февраля 2018 г. в Wayback Machine.
- Караимские евреи Америки
- Караимские идеи
- Всемирный Альянс Караимов
- Караимский уголок
- Караимский еврейский университет
- Исследования караимского иудаизма
- Что такое караизм и существуют ли еще караимы? – Дэниел Дж. Ласкер – ANE Today – август 2022 г.
- Лекция о караимах и хазарах Thinktorah.org