Сардисская синагога
Сардисская синагога | |
---|---|
![]() Сардисская синагога | |
Религия | |
Принадлежность | иудаизм |
Обряд | Романиоты |
Статус | Музей |
Расположение | |
Расположение | Сарды , Турция |
Географические координаты | 38 ° 29'18 "N 28 ° 02'25" E / 38,48833 ° N 28,04028 ° E |
Архитектура | |
Тип | Синагога |
Завершенный | Конец III века н.э. |
Синагога Сардис — синагога, расположенная в провинции Маниса , Турция , самая большая из известных с древности. [ 1 ] Сарды находились под властью многочисленных иностранных правителей до их присоединения к Римской республике в 133 г. до н.э. Город служил тогда административным центром римской провинции Лидия . Сарды были реконструированы после катастрофического землетрясения 17 г. н.э. и долгое время процветали под римским правлением.
Считается, что в Сардисе возникла еврейская община в III веке до нашей эры, поскольку именно тогда Селевкидов царь Антиох III (223–187 до н.э.) поощрял евреев из разных стран, включая Вавилонию, переселиться в Сарды. Историк Иосиф Флавий написал об указе Луция Антония, римского проквестора 50–49 гг. до н. э.: «Луций Антоний... [сардийскому народу] передает привет. Ко мне пришли евреи, являющиеся согражданами Рима, и показали, что у них было собственное собрание, согласно законам их предков [у них было это собрание] с самого начала, а также свое собственное место, где они решали свои дела и споры друг с другом. обратившись ко мне с просьбой, чтобы это было для них законно, я приказал сохранить их привилегии и разрешить им поступать соответственно» (Ант., XIV:10, 17). «Собственное место» обычно понимается как ссылка на синагогу в Сардисе. Иосиф Флавий отметил, что Гай Норбан Флакк, римский проконсул в конце I века до нашей эры поддержал права евреев Сард исповедовать свою религию, включая право делать пожертвования для Храма в Иерусалиме . (Ант., XVI:6,6). [ 2 ]
Археологические экспедиции
[ редактировать ]Первые обширные научные экспедиции в этом районе состоялись между 1910 и 1914 годами. Директор Османского императорского музея (ныне известного как Стамбульские археологические музеи ) Осман Хамди Бей пригласил профессора Говарда Кросби Батлера из Принстонского университета провести экспедицию. Последний сезон они завершили в 1922 году, и профессор Батлер открыл Храм Артемиды и Сардийский некрополь. После этих открытий проф. Батлер неожиданно скончался, и раскопки на этот период прекратились. [ 3 ]
Позже, в 1958 году, профессор археологии Джордж М.А. Ханфманн из Гарвардского университета и декан архитектурного факультета Корнелльского университета профессор Генри Детвейлер начали новую серию экспедиций. В сотрудничестве с Главным управлением культурного наследия и музеев Министерства культуры и туризма Турецкой Республики ежегодные археологические экспедиции на Сарды продолжаются и по сей день. Эта серия экспедиций, продолжавшаяся более шести десятилетий, называется «Археологическое исследование Сарды». Ежегодно группа из 50–80 человек, включая ученых, специалистов и студентов, компетентных в области археологии, истории искусства, археологии, антропологии и многих других дисциплин со всего мира, приезжает в Сарды, чтобы принять участие в исследованиях. [ 3 ]
В 1962 году [ 4 ] В ходе этих раскопок была обнаружена, возможно, самая впечатляющая синагога в западной диаспоре, когда-либо обнаруженная в древности, в которой обнаружено более восьмидесяти надписей на греческом и семь надписей на иврите, а также многочисленные мозаичные полы. (Доказательства на востоке см. в Dura Europos в Сирии .) Открытие синагоги в Сардисе перевернуло предыдущие предположения об иудаизме в поздней Римской империи. Наряду с обнаружением надписи богобоязненных /теосеев из Афродисиады , это дает неоспоримые доказательства продолжающейся жизнеспособности еврейских общин в Малой Азии, их интеграции в общую гражданскую жизнь Римской империи, а также их размера и важности в то время, когда многие ученые ранее предполагали, что что христианство затмило иудаизм.
Архитектурная структура Сардисской синагоги
[ редактировать ]План синагоги напоминает раннехристианские базилики . Однако благодаря многочисленным еврейским и греческим надписям и изображениям меноры , которые были найдены, ее успешно идентифицировали как синагогу. [ 5 ]
Вход проходил через передний двор с колоннадой на востоке. По бокам он был крыт с открытым центром. В первоначальном виде привокзальная площадь была покрыта крашеной штукатуркой и отделана мрамором. Эти украшения были добавлены позже, возможно, в V веке нашей эры. В центре привокзальной площади находился фонтан, где прихожане могли мыть руки перед молитвой.
За привокзальной площадью располагался актовый зал, достаточно большой, чтобы вместить около тысячи человек. Этот зал также украшен мрамором. Однако эти украшения, похоже, были размещены на стенах раньше, чем те, что были во дворе, в начале IV века нашей эры. Кроме того, на них есть надписи на греческом языке, в том числе имена жертвователей. В ходе раскопок были обнаружены две святыни, лежащие сбоку от центра. [ 6 ]
Маниса (Магнесия), еврейская община
[ редактировать ]
Еврейская община романиотов существовала здесь со времен Византийской империи и молилась в синагоге Эц Ха-Хаим. После 1492 года здесь поселились евреи, изгнанные из Испании , присоединившись примерно к ста семьям романиотов. Эти пришельцы основали две синагоги: Лорка и Толедо. В конце 19 века Всемирный израильский союз открыл две школы: одну для мальчиков в 1891 году и одну для девочек в 1896 году. В начале 20 века еврейская община насчитывала около 2000 человек из общей численности населения около 40 000 человек. . Греция завоевала Манису в 1919 году, а когда они отступили в 1922 году, большой пожар уничтожил большую часть города, включая многие еврейские учреждения. Большинство евреев покинули свою общину и эмигрировали во Францию, Южную Америку, США и Подмандатную Палестину . Сегодня в Манисе евреев нет. В Манисе было три еврейских кладбища.
Самый древний был поврежден после турецко-русской войны 1878 года . В 1900 году вокруг второго кладбища, которое до этого было открытым полем, была построена стена. Третий был приобретен в 1930-х годах. Два древних кладбища с тех пор были разрушены. На момент написания своей книги Авраам бен Мордехай Галанте (ум. до 1589 г.) все еще мог читать некоторые из древнейших надгробий. Данные о надгробиях нового кладбища были собраны и компьютеризированы профессором Минной Розен (Институт изучения диаспоры Тель-Авивского университета ), но еще не опубликованы. [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]- История евреев в Турции
- Исторические синагоги
- Список синагог в Турции
- Приенская синагога
- Магнезия на Меандре
- Синагогальный иудаизм
Ссылки и примечания
[ редактировать ]- ^ Сигер, Эндрю Р. (1 октября 1972 г.). «История строительства Сардисской синагоги» . Американский журнал археологии . 76 (4): 425–435. дои : 10.2307/502875 . ISSN 0002-9114 . JSTOR 502875 . S2CID 192976663 .
- ^ «Древняя синагога Сардиса, Турция» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот . Проверено 31 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Археологическое исследование Сарды» . sardisexpedition.org . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ «Археологическое исследование Сарды» . sardisexpedition.org . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Сигер, Эндрю Р. (1972). «История строительства Сардисской синагоги» . Американский журнал археологии . 76 (4): 425–435. дои : 10.2307/502875 . ISSN 0002-9114 . JSTOR 502875 . S2CID 192976663 .
- ^ «Археологическое исследование Сарды» . sardisexpedition.org . Проверено 31 января 2022 г.
- ^ «Аллилуйя! Собирайтесь, молитесь, изучайте – синагоги прошлого и настоящего» . Бейт Хатфуцот .
- ^ «Маниса (Магнасия), еврейская община» . Проверено 27 апреля 2008 г.