Jump to content

Базилика

II века до нашей эры Цифровая реконструкция базилики Семпрония на Римском форуме.
II века нашей эры Реконструкция XIX века базилики Ульпия , части Форума Траяна , Рим.
Руины базилики Ерерук 4–5 веков нашей эры.
Руины базилики конца V века нашей эры в Мушаббаке, Сирия.
Реконструкция базилики в Фано по описанию ее архитектора Витрувия.

В древнеримской архитектуре базилика представляла собой большое общественное здание с множеством функций, которое обычно строилось рядом с городским форумом . Базилика на латинском Западе была эквивалентом стои на греческом Востоке. Здание дало название базилики архитектурной форме .

Первоначально базилика представляла собой древнеримское общественное здание, где проводились суды, а также выполнялись другие официальные и общественные функции. Базилики, как правило, представляют собой прямоугольные здания с центральным нефом , окруженным двумя или более продольными нефами , с двухуровневой крышей, которая выше в центре над нефом , чтобы вместить фонарь , и ниже по боковым нефам. Апсида занятый на одном конце, реже на обоих концах или сбоку обычно содержала приподнятый трибунал, римскими магистратами . Базилика располагалась в центре каждого римского города, обычно рядом с форумом и часто напротив храма на форумах имперской эпохи. [1] Базилики также строились в частных резиденциях и императорских дворцах и были известны как «дворцовые базилики».

В поздней античности церковные здания обычно строились либо в виде Мартирии , либо по архитектурному плану базилики. Ряд монументальных христианских базилик был построен во время последнего правления Константина Великого . В постникейский период базилики стали стандартной моделью христианских пространств для коллективного богослужения по всему Средиземноморью и Европе . С начала IV века христианские базилики вместе с связанными с ними катакомбами использовались для захоронения умерших.

В более широком смысле, это название позже было применено к христианским церквям , принявшим тот же основной план. Его по-прежнему используют в архитектурном смысле для описания прямоугольных зданий с центральным нефом и проходами и обычно приподнятой платформой в конце, противоположном двери. В Европе и Америке базилика оставалась наиболее распространенным архитектурным стилем для церквей всех христианских конфессий, хотя этот план здания стал менее доминирующим в зданиях, построенных с конца 20 века.

Католическая церковь стала использовать этот термин для обозначения своих особенно исторических церквей, без ссылки на архитектурную форму .

Происхождение

[ редактировать ]
Остатки базилики Помпеи, интерьер (120 г. до н. э.)
Базилика Помпеи, трибунал

Латинское слово «базилика» происходит от древнегреческого : βασιλικὴ στοά , латинизированного : basilikḗ stoá , букв. 'королевская Стоа '. Первая известная базилика — Базилика Порция на Римском форуме — была построена в 184 г. до н. э. Марком Порцием Катоном (Старшим) . [2] После постройки базилики Катона Старшего этот термин стал применяться к любому большому крытому залу, независимо от того, использовался ли он для бытовых целей, был ли коммерческим помещением, военным сооружением или религиозным зданием. [2]

Пьесы Плавта предполагают, что здания базилики могли существовать до строительства Катона. Пьесы были написаны между 210 и 184 годами до нашей эры и относятся к зданию, которое можно отождествить с Atrium Regium . [3] Другим ранним примером является базилика в Помпеях (конец 2 века до н.э.). Вдохновение, возможно, пришло из таких прототипов, как афинская Стоа Базилейос или гипостильный зал на Делосе , но архитектурная форма больше всего заимствована из залов для аудиенций в королевских дворцах королевств диадохов эллинистического периода . Эти помещения обычно представляли собой высокий неф, окруженный колоннадами. [3]

Эти базилики были прямоугольными, обычно с центральным нефом и проходами, обычно со слегка приподнятой платформой и апсидой на каждом из двух концов, украшенными, возможно, статуей императора, а входы были с длинных сторон. [4] [5] Римская базилика представляла собой большое общественное здание, где можно было решать деловые и юридические вопросы. Еще во времена Августа публичная базилика для ведения бизнеса была частью любого поселения, считавшего себя городом, и использовалась так же, как крытые рыночные дома позднесредневековой Северной Европы, где из-за отсутствия Однако городское пространство располагалось над аркадами. [ объяснить ] [ нужна ссылка ] Хотя их форма была различной, базилики часто содержали внутренние колоннады , разделявшие пространство, образуя нефы или аркадные пространства с одной или обеих сторон, с апсидой на одном конце (или реже на каждом конце), где сидели магистраты, часто на слегка приподнятый помост . Центральный проход – неф – имел тенденцию быть шире и выше, чем боковые проходы, так что свет мог проникать через окна фонаря . [ нужна ссылка ]

В позднюю республиканскую эпоху базилики становились все более монументальными; Юлий Цезарь заменил базилику Семпронию своей собственной базиликой Юлия , освященной в 46 г. до н. э., а базилика Эмилия была перестроена около 54 г. до н. э. настолько эффектно, что Плиний Старший писал, что это было одно из самых красивых зданий в мире (это было одновременно переименован в Базилику Паулли ). После этого, вплоть до IV века нашей эры, монументальные базилики в Риме обычно строились как частными лицами, так и императорами. Эти базилики представляли собой залы для приемов и большие помещения, в которых элитные особы могли произвести впечатление на гостей и посетителей, и их можно было пристроить к большой загородной вилле или городскому дому . Они были проще и меньше, чем гражданские базилики, и их можно было идентифицировать по надписям или их положению в археологическом контексте. Домициан построил базилику на Палатинском холме для своего императорского жилого комплекса около 92 года нашей эры, и небная базилика была типичной для императорских дворцов на протяжении всего имперского периода. [3]

Римская республика

[ редактировать ]
Остатки базилики Эмилия II века до н.э. работы Джулиано да Сангалло в XV веке нашей эры.

Длинные прямоугольные базилики с внутренним перистилем стали типичным элементом римского урбанизма , часто образуя архитектурный фон городского форума и используемые для различных целей. [6] Начиная с Катона в начале второго века до нашей эры, политики Римской республики соревновались друг с другом, строя базилики, носящие их имена, на Римском форуме , в центре древнего Рима . За пределами города базилики символизировали влияние Рима и стали повсеместным атрибутом римских колоний поздней республики с ок. 100 г. до н.э. Самая ранняя сохранившаяся базилика — базилика Помпеи , построенная в 120 году до нашей эры. [6] Базилики были административными и торговыми центрами крупных римских поселений: «типичным архитектурным выражением римской администрации». [7] К нему обычно располагались различные офисы и комнаты, в которых размещалась курия и храм опекуна . [8] Как и римские общественные бани , базилики обычно использовались как места для выставления почетных статуй и других скульптур, дополняя открытые общественные места и улицы. [9]

Помимо базилики Порция на Римском форуме , базилика Эмилия была построена в 179 г. до н.э., а базилика Семпрония - в 169 г. до н.э. [3] В Республике в середине II — начале I веков до нашей эры по всей Италии были построены два типа базилик: либо они были почти квадратными, как в Fanum Fortunae , спроектированном Витрувием , и Cosa , с соотношением ширины и длины 3:4; или же они были более прямоугольными, как базилика Помпеи, соотношение которой составляет 3:7. [10] [3]

Базилика в Эфесе типична для базилик римского Востока, которые обычно имеют очень вытянутую форму и соотношение между 1:5 и 1:9, с открытыми портиками, обращенными к агоре (эллинский форум); на этот дизайн повлияла существующая традиция длинных стоев в эллинистической Азии . [3] В провинциях на западе этой традиции не было, и базилики, построенные римлянами там, были более типично итальянскими, с центральным нефом, отделенным от боковых нефов внутренней колоннадой правильных пропорций. [3]

Руины базиликастоа в Эфесе
Модель базилики Антонина на холме Брайса в Карфагене.
Руины базилики Траяна в Баэло-Клаудии
Руины базилики Северана в Лептис Магна
Руины базилики в Волюбилисе , 217/8. (После анастилоза )

Ранняя Империя

[ редактировать ]

Начиная с Форума Цезаря (лат. forum Iulium ) в конце Римской республики, центр Рима был украшен серией императорских форумов, типичным примером которых было большое открытое пространство, окруженное перистилем, почетными статуями императорской семьи ( gens ) и базилика, часто сопровождаемая другими объектами, такими как храм , рыночные залы и публичные библиотеки . [6] В имперский период статуи императоров с посвящениями часто устанавливались возле трибуналов базилик, как рекомендовал Витрувий. Примеры таких посвятительных надписей известны из базилик в Луках-Ферониае и Велее в Италии и в Куикуле в Африке, Проконсолярисе , а надписи всех видов были видны внутри базилик и вокруг них. [11]

В Эфесе базилика- стоа имела два этажа и три нефа и простиралась вдоль северной стороны гражданской агоры , украшенная колоссальными статуями императора Августа и его императорской семьи. [7]

Остатки большой подземной неопифагорейской базилики, датируемой I веком нашей эры, были найдены недалеко от Порта-Маджоре в Риме в 1917 году и известны как базилика Порта-Маджоре . [ нужна ссылка ] [12]

После его разрушения в 60 году нашей эры Лондиниум ( Лондон ) был наделен своим первым форумом и базиликой при династии Флавиев . [13] Базилика ограничивала северный край форума типичным нефом, приделами и трибуналом, но с нетипичным полуподвалом на западной стороне. [13] В отличие от Галлии , комплексы базилик-форумов в Римской Британии обычно не включали храм; вместо этого святыня обычно находилась внутри самой базилики. [13] Однако в Лондиниуме, вероятно, вообще не было храма, примыкающего к первоначальной базилике, а вместо этого поблизости был построен современный храм. [13] Позже, в 79 году нашей эры, надпись увековечила завершение строительства базилики размером 385 на 120 футов (117 м × 37 м) в Веруламиуме ( Сент-Олбанс ) при губернаторе Гнее Юлиусе Агриколе ; напротив, первая базилика в Лондиниуме имела размеры всего 148 на 75 футов (45 × 23 м). [13] Самая маленькая известная базилика в Великобритании была построена силурами в Каервенте и имела размеры 180 на 100 футов (55 × 30 м). [13]

Когда Лондиниум стал колонией , весь город был перепланирован и возведен новый огромный комплекс форум-базилика, больший, чем любой другой в Британии. [14] Базилика Лондиниума длиной более 500 футов (150 м) была самой большой к северу от Альп и имела такую ​​​​же длину, как современный собор Святого Павла . [14] Только более поздний комплекс базилика-форум в Тревероруме был больше, в то время как в Риме только базилика Ульпия высотой 525 футов (160 м) превосходила лондонскую по размеру. [14] Вероятно, он имел аркадные, а не трабеатные проходы и двойной ряд квадратных офисов на северной стороне, служивший административным центром колонии , а его размер и великолепие, вероятно, указывают на императорское решение изменить административную столицу Британии на Лондиниум из Камулодуна ( Колчестер ), как и все столицы провинций, назывался колониями . [14] В 300 году базилика Лондиниума была разрушена в результате восстания, которое возглавил Август отколовшейся империи Британской Караузий . [15] Остатки великой базилики и ее арок были обнаружены во время строительства рынка Лиденхолл в 1880-х годах. [14]

В Коринфе в I веке нашей эры на восточной стороне форума была построена новая базилика. [7] Возможно, именно внутри базилики апостол Павел , согласно Деяниям апостолов ( Деяния 18:12–17 ), был расследован и признан невиновным суффектом консулом Луцием Юнием Галлио Аннеаном , братом Сенеки Младшего , после предъявления обвинений. против него выступили представители местной еврейской диаспоры . [7] с надписью под открытым небом Вместо этого современная традиция связывает этот инцидент с бемой на самом форуме. [7]

Император Траян построил в Риме свой собственный императорский форум, а также базилику Ульпию, посвященную в 112 году. [16] [3] Форум Траяна (лат. forum Traiani ) был отделен от храма Траяна , библиотеки Ульпиана и его знаменитой колонны, изображающей дакийские войны , базиликой. [16] [3] Это был особенно величественный образец, чье особое симметричное расположение с апсидой на обоих концах повторялось в провинции как характерная форма. [3] Чтобы улучшить качество римского бетона, используемого в базилике Ульпия, был импортирован вулканический шлак из Неаполитанского залива и Везувия , который хотя и был тяжелее, но был прочнее пемзы, доступной ближе к Риму. [17] Bailica Ulpia, вероятно, является ранним примером перекладин, сдерживающих боковое давление цилиндрического свода, опирающегося на колоннаду; и перекладины, и шлаки использовались в современных работах в Термах Траяна , а затем в купольном своде Адриана Пантеона . [17]

В начале 123 года умерла августа и вдова императора Траяна Помпея Плотина . Адриан , преемник Траяна, обожествил ее и построил в ее честь базилику в южной Галлии . [18]

Базилика Илариана (построенная ок. 145–155 ) была спроектирована для использования в культе Кибелы . [3]

Самая большая базилика, построенная за пределами Рима, была построена при династии Антонинов на холме Бирса в Карфагене . [19] Базилика была построена вместе с форумом огромных размеров и была современницей большого комплекса общественных бань и новой системы акведуков протяженностью 82 мили (132 км), самой длинной в то время в Римской империи. [19]

Базилика в Лептис-Магна , построенная Септимием Севером столетие спустя, примерно в 216 году, является ярким примером традиционного типа III века нашей эры, наиболее заметным среди произведений, на которые повлияла базилика Ульпия. [2] [3] Базилика в Лептисе была построена в основном из известнякового тесаного камня , но апсиды на обоих концах были только из известняка во внешних секциях и построены в основном из бутовой кладки, облицованной кирпичом, с рядом декоративных панелей в opus reticulatum . [20] Базилика стояла на новом форуме и сопровождалась программой работ Северана в Лептисе, включая парилки , новую гавань и общественный фонтан. [6] В Волюбилисе , главном городе Мавретании Тингитана , базилика по образцу Лептиса Магны была построена во время недолгого правления Макрина . [21]

Базилики на Римском форуме

[ редактировать ]
Бюст Августа из базиликастои Эфеса , . испорченный христианским крестом [9]

Поздняя античность

[ редактировать ]
Евфразиева базилика , Пореч , середина VI века.
Церковь Ахейропоэта с односторонними аркадами
Трабеата церкви Рождества Христова с двойными боковыми приделами
Руины домашней базилики на вилле Романа дель Казале , площадь Армерина , IV век.

План нефов базилики был принят рядом религиозных культов в поздней античности . [2] В Сардисе размещалась в монументальной базилике городская синагога , обслуживающая местную еврейскую диаспору . [22] Новым религиям, таким как христианство, требовалось пространство для коллективного богослужения, и ранняя церковь приспособила базилику для богослужений. [8] Поскольку они могли вместить большое количество людей, базилики были приняты для христианского литургического использования после Константина Великого . Ранние церкви Рима представляли собой базилики с апсидальным трибуналом и использовали те же методы строительства колонн и деревянной кровли. [2]

В начале IV века в Риме произошли изменения в погребальной и погребальной практике: от прежних предпочтений к захоронению на кладбищах, популярных со II и III веков нашей эры, к более новой практике захоронения в катакомбах и захоронения в христианских помещениях. сами базилики. [23] И наоборот, новые базилики часто возводились на месте существующих раннехристианских кладбищ и мартирий , связанных с верой в телесное воскресение , а культ священных мертвых монументализировался в форме базилики. [24] Традиционные гражданские базилики и булевтерии пришли в упадок с ослаблением класса куриалов (лат. curiales ) в IV и V веках, в то время как их структуры хорошо подходили для требований конгрегационалистских литургий. [24] Преобразование этих типов зданий в христианские базилики также имело символическое значение, утверждая доминирование христианства и заменяя старую политическую функцию общественного пространства и центра города решительным христианским социальным заявлением. [24] Традиционные монументальные гражданские удобства, такие как гимназии , палестры и термы, также вышли из употребления и стали излюбленными местами для строительства новых церквей, в том числе базилик. [24]

При Константине базилика стала самым престижным стилем церковного строительства, была «нормативной» для церковных зданий к концу 4-го века и была повсеместно распространена в Западной Азии, Северной Африке и большей части Европы к концу 7-го века. . [25] Христиане также продолжали проводить службы в синагогах, домах и садах и продолжали практиковать крещение в реках, прудах и римских банях. [25] [26]

Развитие христианских базилик началось еще до правления Константина: дом из сырцового кирпича III века в Акабе стал христианской церковью и был перестроен в базилику. [25] Внутри находился прямоугольный зал собраний с фресками , а в восточной части - амвон , кафедра и алтарь. [25] Также внутри церкви находились катуменон (для оглашенных ), баптистерий, диаконикон и протез : все черты типичны для церквей-базилик более позднего 4-го века. [25] Христианское сооружение, включавшее прототип триумфальной арки в восточной части более поздних константинских базилик. [25] Известная как церковь Мегиддо , она была построена в Кефар-Отнае в Палестине , возможно, ок. 230 г., для или силами римской армии, дислоцированной в Легио (позже Ладжун ). [25] Его дарственные надписи включают имена женщин, которые внесли свой вклад в строительство и были его основными покровителями, а также имена мужчин. [25] Ряд зданий, которые ранее считались построенными в Константиновском периоде или в IV веке, были переоценены как относящиеся к более поздним периодам, а некоторые примеры базилик IV века не распределены по всему Средиземноморскому миру совсем неравномерно. [27] Христианские базилики и мартирии, относящиеся к IV веку, редки на материковой Греции и на Кикладах , в то время как христианские базилики Египта, Кипра , Сирии , Трансиордании , Испании и Галлии почти все относятся к более позднему времени. [27] Базилика у Магнесианских ворот Эфеса , епископальная церковь в Лаодикии на Лике и две заочные церкви в Сардисах — все они считались постройками 4-го века, но на основании слабых доказательств. [24] Разработка керамической хронологии поздней античности помогла решить вопросы датировки базилик того периода. [28]

три примера базилики дископерта или « гипаэтральной базилики» без крыши над нефом. Предполагается, что существовали [29] Анонимный паломник VI века из Пьяченцы описал «базилику, построенную с четырехпортиком и открытым средним атриумом» в Хевроне , в то время как в Пече и недалеко от Салоны два разрушенных здания V века, интерпретация которых обсуждается, могли быть либо церквями-базиликами без крыши, либо просто дворами с экседра в конце. [29] Старая теория Эйнара Дюггве о том, что они были архитектурным посредником между христианским мартириумом и классическим герооном, больше не принимается во внимание. [29]

Великолепие раннехристианских базилик отражало покровительство императора и напоминало его императорские дворцы, а также отражало королевские ассоциации базилики с эллинистическими королевствами и даже более ранними монархиями, такими как фараоновский Египет . [25] Точно так же имя и ассоциация перекликались с христианскими заявлениями о царственности Христа - согласно Деяниям апостолов, самые ранние христиане собрались у царской Стои Соломона в Иерусалиме, чтобы утвердить царское наследие Иисуса. [25] Для ранних христиан Библия предоставила свидетельство того, что Первый Храм и дворец Соломона были гипостильными залами и чем-то напоминали базилики. [25] Гипостильные синагоги, часто построенные с апсидами в Палестине к VI веку, имеют общее происхождение с христианскими базиликами в гражданских базиликах и с гипостильными залами в доримском стиле в Средиземноморском бассейне, особенно в Египте, где были доклассические гипостили. продолжали строиться в имперский период и сами были преобразованы в церкви в VI веке. [25] Другое влияние на эволюцию христианских базилик, возможно, оказали элементы домашней и дворцовой архитектуры доконстантиновского периода христианства, в том числе зал для приемов или аула (древнегреческий: αὐλή , латинизированный: aulḗ , букв. «двор») и атриумы . и триклинии элитных римских жилищ [25] Универсальность формы базилики, ее разнообразие размеров и орнамента зарекомендовали себя в раннехристианской церкви : базилики могли быть грандиозными, как базилика Максенция на Римском форуме , или более практичными, как так называемая базилика Бахира в Босре , в то время как Базилика Константиниана на Латеранском холме имела средние размеры. [25] Эта базилика, строительство которой началось в 313 году, была первой имперской христианской базиликой. [25] Императорские базилики были впервые построены для христианской евхаристической литургии во времена правления Константина. [26]

Церкви-базилики не были экономически неактивными. Подобно нехристианским или гражданским базиликам, церкви-базилики выполняли коммерческую функцию, неотъемлемую часть местных торговых путей и экономики. Амфоры, обнаруженные в базиликах, свидетельствуют об их экономическом использовании и могут раскрыть их положение в более широких сетях обмена. [28] В Дионе, недалеко от горы Олимп в Македонии , ныне являющемся археологическим парком последней пятого века , Кладбищенская базилика , небольшая церковь, была полна глиняных черепков со всего Средиземноморья , что свидетельствует о обширной экономической деятельности, имевшей место там. [28] [30] Точно так же в Марони Петрера на Кипре амфоры, раскопанные археологами в церкви-базилике V века, были импортированы из Северной Африки, Египта, Палестины и бассейна Эгейского моря , а также из соседней Малой Азии . [28] [31]

По словам Вегеция , написание ок. В 390 году базилики были удобны для обучения солдат позднеримской армии в ненастную погоду. [3]

Базилика Максенция

[ редактировать ]
Остатки базилики Максенция и Константина в Риме. От здания остался только северный придел.
План базилики Максенция и Константина.
IV века Базилика Константина в Трире Константина была небной базиликой, использовавшейся для приема политических клиентов . Окна апсиды на самом деле меньше боковых, что создает оптическую иллюзию еще большего размера и расстояния.

IV века Базилика Максенция , начатая Максенцием между 306 и 312 годами и, согласно Аврелия Виктора » « Де Цезарибусу , завершенная Константином I, была новшеством. [32] [33] Раньше базилики в основном имели деревянные крыши, но эта базилика обходилась без деревянных ферм и вместо этого использовала крестовые своды из римского кирпича и бетона, чтобы создать одно из крупнейших крытых пространств древнего мира: 80 м в длину, 25 м в ширину и 35 м в высоту. . [3] [32] Вершины . крестовых сводов, крупнейших римских образцов, составляли 35 м [32] Свод поддерживался мраморными монолитными колоннами высотой 14,5 м. [32] Глубина фундамента достигает 8 метров. [17] Свод поддерживался кирпичными решетчатыми ребрами (лат. bipedalis ), образующими решетчатые ребра, раннюю форму реберного свода , и равномерно распределявшими нагрузку по пролету свода. [17] Подобные кирпичные ребра использовались в термах Максенция на Палатинском холме , где они поддерживали стены на вершине свода. [17] Также известная как Базилика Константиниана , «Базилика Константина» или Базилика Нова , «Новая базилика», она оказалась последней гражданской базиликой, построенной в Риме. [3] [32]

Внутри базилики в центральный неф можно было попасть через пять дверей, открывающихся из вестибюля на восточной стороне и заканчивающихся апсидой на западном конце. [32] Еще одна, более мелкая апсида с нишами для статуй была добавлена ​​к центру северной стены во время второй строительной кампании, а в западной апсиде размещалась колоссальная акрололитическая статуя императора Константина, восседающего на троне. [32] Фрагменты этой статуи сейчас находятся во дворе Палаццо Консерватори на Капитолийском холме , входят в состав Капитолийских музеев . Напротив северной апсиды на южной стене был пристроен еще один монументальный вход, оформленный портиком из порфировых колонн . [32] Одна из оставшихся мраморных внутренних колонн была удалена в 1613 году Папой Павлом V и установлена ​​в качестве почетной колонны возле церкви Санта-Мария-Маджоре . [32]

Константиновский период

[ редактировать ]
Аула Палатина , базилика Константина в Трире , ок. 310

В начале 4-го века Евсевий использовал слово «базилика» ( древнегреческий : βασιλική , латинизированный : basilika ) для обозначения христианских церквей; в последующие века, как и раньше, слово «базилика» по-гречески относилось к гражданским, нецерковным зданиям и лишь в редких исключениях к церквям. [34] Тем не менее церкви по форме имели базиликанскую форму, с апсидой или трибуналом в конце нефа и типичными двумя или более проходами. [34] иногда нартекс с экзонартексом) или вестибюль К входу вместе с атриумом мог быть пристроен ( , а в интерьере могли иметься трансепты , пастофор и галереи основная схема с окнами фонаря и деревянной стропильной крышей. , но наиболее предпочтительной оставалась типичный церковный тип до VI века. [34] Духовенство должно было оставлять неф свободным для литургических шествий, а миряне должны были находиться в галереях и проходах по обе стороны. [34] Функция христианских церквей была аналогична функции гражданских базилик, но сильно отличалась от храмов современного греко-римского политеизма : в то время как в языческие храмы входили в основном священники и, таким образом, их великолепие было видно снаружи, внутри христианских базилик было видно основное украшение. прихожанам, допущенным внутрь. [25] Христианские священники не взаимодействовали с участниками во время ритуалов, которые проводились через определенные промежутки времени, тогда как языческие священники были обязаны совершать отдельные жертвоприношения в более хаотичной обстановке на территории храма, на фоне фасада храма. [25] В базиликах, построенных для христианских целей, интерьер часто украшался фресками , но деревянная крыша этих зданий часто разрушалась и не могла сохранить хрупкие фрески внутри. [27] Таким образом, была потеряна важная часть ранней истории христианского искусства , которая стремилась передать раннехристианские идеи преимущественно неграмотному позднеантичному обществу. [27] Снаружи церковные комплексы базилики включали кладбища, баптистерии и купели , которые «определяли ритуальный и литургический доступ к священному», повышали социальный статус церковной иерархии и дополняли развитие христианского исторического ландшафта; Константин и его мать Елена были покровителями базилик в важных христианских местах на Святой Земле и в Риме, а также в Милане и Константинополе. [27]

Около 310 года, еще будучи самопровозглашенным августом , непризнанным в Риме, Константин начал строительство базилики Константиниана или Аула Палатина , «палатинского зала», в качестве приемного зала для своей императорской резиденции в Трире ( Августа Треверорум ), столице Бельгики Прима. . [3] Снаружи небная базилика Константина была простой и утилитарной, но внутри была очень богато украшена. [35]

Во время правления Константина I базилика была построена для Папы в бывших казармах Equites uniquees Augusti , кавалерийского подразделения преторианской гвардии . [36] (Константин распустил преторианскую гвардию после поражения их императора Максенция и заменил ее другим телохранителем, Scholae Palatinae .) [36] В 313 году Константин начал строительство Константинианской базилики на Латеранском холме. [25] собором Рима Эта базилика стала кафедральным , известным как Святой Иоанн Латеранский , и была более богато украшена и больше, чем любое предыдущее христианское сооружение. [25] Однако из-за своего удаленного расположения от Римского форума на окраине города он не соединялся со старыми имперскими базиликами на форумах Рима. [25] За пределами базилики находилась конная статуя Марка Аврелия , редкий образец античной статуи, которая никогда не находилась под землей. [9]

Согласно Liber Pontificalis , Константин также отвечал за богатое внутреннее убранство Латеранского баптистерия, построенного при Папе Сильвестре I (годы правления 314–335), расположенного на высоте около 50 метров (160 футов). [26] Латеранский баптистерий был первым монументальным отдельно стоящим баптистерием, и в последующие века христианские базилики часто оснащались такими баптистериями. [26]

В Цирте христианская базилика, воздвигнутая Константином, была захвачена его противниками — донатистами . [36] После того, как Константин не смог разрешить донатистский спор путем принуждения между 317 и 321 годами, он позволил донатистам, которые доминировали в Африке , сохранить базилику и построить новую для католической церкви . [36]

Первоначальными титульными церквями Рима были частные резиденции, которые были пожертвованы для преобразования в места христианского богослужения. [25] Над виллой I века нашей эры и примыкающими к ней позже складом и Митреумом к 350 году была возведена большая церковь-базилика, превратившая более ранние постройки под ней в склеп. [25] Базилика была первой церковью Сан-Клементе-аль-Латерано . [25] Точно так же в Санти-Джованни-э-Паоло-аль-Челио целый древний городской квартал II века – островок на Целийском холме – был похоронен под базиликой IV века. [25] Это место уже почиталось как место мученичества трех раннехристианских захоронений, а часть островка была украшена в стиле, предпочитаемом христианскими общинами, часто посещавшими ранние катакомбы Рима . [25]

К 350 году в Сердике ( София , Болгария ) была возведена монументальная базилика – церковь Святой Софии , охватывающая более ранние постройки, включая христианскую часовню, молельню и кладбище, датируемое ок. 310. [25] Другой крупной базиликой этого периода в этой части Европы является Великая базилика в Филиппополе ( Пловдив , Болгария) IV века нашей эры.

Валентинианско-Феодосийский период

[ редактировать ]

В конце IV века спор между никейским и арианским христианством достиг апогея в Медиолане ( Милан ), где Амвросий . епископом был [37] На Пасху 386 года арианская партия, которой отдавала предпочтение династия Феодосия , попыталась отобрать право пользования базиликой у никейского партизана Амвросия. [37] По словам Августина Гиппопотама , спор привел к тому, что Амвросий организовал «православную» сидячую забастовку в базилике и организовал чудесное изобретение и перевод мучеников , чьи скрытые останки были явлены в видении . [37] Во время сидячей забастовки Августин приписывает Амвросию введение антифонного пения из «восточных регионов», чтобы придать дух ортодоксальному собранию, хотя на самом деле музыка, вероятно, была частью христианского ритуала со времен посланий Павла . [38] [37] Прибытие и перезахоронение нетленных останков мучеников в базилике ко времени празднования Пасхи рассматривалось как мощный шаг к божественному одобрению. [37]

В Филиппах рынок, примыкающий к форуму I века, был снесен и заменен христианской базиликой. [7] Гражданские базилики по всей Малой Азии стали христианскими храмами; примеры известны в Эфесе, Аспендосе и в Магнесии на Меандре . [24] Великая базилика в Антиохии Писидийской — редкая надежно датированная христианская базилика IV века, бывшая соборной церковью города. [24] Мозаика пола отдает должное епископу Оптимусу своей преданностью делу. [24] Оптимус был современником Василия Кесарийского и переписывался с ним ок. 377. [24] Оптимус был делегатом города на Первом Константинопольском соборе в 381 году, поэтому одноапсидная базилика длиной 70 м у городских стен, должно быть, была построена примерно в это время. [24] В Писидии в поздней античности было построено несколько христианских базилик, особенно в бывших булевтериях , как в Сагалассосе , Сельге , Педнелиссе , в то время как гражданская базилика была преобразована для использования христианами в Кремне . [24]

В Халкидоне , напротив Константинополя на Боспоре, мощи Евфимии – предполагаемой христианской мученицы Диоклетиановых гонений – были помещены в мартириуме, сопровождаемом базиликой. [39] Базилика уже существовала, когда Эгерия проходила через Халкидон в 384 году, а в 436 году Мелания Младшая во время своего путешествия в Святую Землю. церковь посетила [39] По описанию Евагрия Схоластика церковь можно идентифицировать как базилику с приделами, прикрепленную к мартирию и которой предшествует атриум . [40] ( Халкидонский собор 8–31 октября 451 г.) проходил в базилике, которая должна была быть достаточно большой, чтобы вместить более двухсот епископов, присутствовавших на его третьем заседании, вместе с их переводчиками и слугами; Всего на Соборе присутствовало около 350 архиереев. [41] [42] В экфрасисе своей одиннадцатой Астерий проповеди Амасейский описал икону в церкви, изображающую мученическую кончину Евфимии. [39] Церковь была восстановлена ​​под патронажем патриции и дочери Олибрия Юлианы Аникии . [43] Папа Вигилий бежал туда из Константинополя во время Трехглавого спора . [44] Базилика, находившаяся за стенами Халкидона, была разрушена персами во время Византийско-Сасанидской войны 602–628 годов во время одной из сасанидских оккупаций города в 615 и 626 годах. [45] Сообщается, что мощи Евфимии были перенесены в новую церковь Святой Евфимии в Константинополе в 680 году, хотя Сирил Манго утверждал, что перевод так и не состоялся. [46] [47] Впоследствии проповедь Астерия « О мученичестве святой Евфимии» была выдвинута в качестве аргумента в пользу иконопочитания на Втором Никейском соборе 787 года. [48]

большая церковь-базилика, посвященная Марии, матери Иисуса была построена В конце IV века в Эфесе в бывшей южной стое (коммерческой базилике) храма Адриана Олимпия . [49] [50] Эфес был центром римской провинции Азия и местом расположения знаменитого храма Артемиды , одного из семи чудес древнего мира. [51] Он также был центром римского имперского культа в Азии; Эфес был трижды провозглашен неокоросом ( букв. « хранитель храма » ) и построил храм Себастоев для династии Флавиев . [51] Базилика Девы Марии, вероятно, была местом проведения Эфесского собора 431 года и Второго Эфесского собора 449 года , созванных Феодосием II . [49] В какой-то момент во время христианизации римского мира христианские кресты были вырезаны на лицах колоссальных статуй Августа и Ливии , стоявших в базиликастое Эфеса ; кресты, возможно, предназначались для изгнания демонов в процессе, похожем на крещение. [9] На восточном кладбище Иераполя с куполом V века восьмиугольный мученик апостола Филиппа был построен рядом с церковью-базиликой, а в Мирах базилика Святого Николая была построена на могиле Святого Николая . [24]

В Константинополе самые ранние церкви-базилики, такие как базилика V века в монастыре Студиос , в основном были оборудованы небольшим крестообразным склепом ( древнегреческий : κρυπτή , латинизированный : kryptḗ , букв. «скрытый»), пространством под церковным полом внизу. алтарь. [52] Обычно в эти склепы можно было попасть изнутри апсиды, хотя и не всегда, как в церкви Святого Иоанна VI века в Хебдомоне , где доступ осуществлялся снаружи апсиды. [52] В Салониках римская баня , где, по традиции, был замучен Деметрий Салоникский , была помещена под базилику Святого Деметрия V века , образуя склеп. [52]

Крупнейшие и старейшие церкви-базилики в Египте находились в Пбоу , общежительном монастыре, основанном Пахомием Великим в 330 году. [53] На смену базилике IV века пришло большое здание V века (36×72 м) с пятью нефами и внутренними колоннадами из колонн из розового гранита, вымощенных известняком. [53] Этот монастырь был административным центром Пахомийского ордена, где монахи собирались дважды в год и чья библиотека, возможно, содержала множество сохранившихся рукописей библейских, гностических и других текстов на греческом и коптском языках . [53] В Северной Африке позднеантичные базилики часто строились по двойному плану. [54] В V веке базилики с двумя апсидами, несколькими нефами и двойными церквями были обычным явлением, включая примеры соответственно в Суфетуле , Типасе и Джемиле . [54] базилических церквей Северной Африки Как правило, алтари располагались в нефе, а основным строительным материалом был opus africanum из местного камня, а сполия использовалась нечасто. [54]

Совет Церкви Востока Селевкии-Ктесифона был созван сасанидским императором Йездигердом I в его столице в Ктесифоне ; согласно Synodicon Orientale , император приказал бывшие церкви в Сасанидской империи восстановить и перестроить священнослужителей и аскетов , освободить заключенных в тюрьму , а их несторианским христианским общинам разрешить свободно передвигаться и открыто практиковать. [55]

В восточной Сирии Церковь Востока развивалась по типичному образцу церквей-базилик. [55] Отдельные входы для мужчин и женщин были устроены в южной или северной стене; внутри восточный конец нефа был отведен для мужчин, а женщины и дети стояли позади. В нефе находилась бема , из которой можно было читать Священное Писание , и которая была вдохновлена ​​эквивалентом в синагогах и регламентирована Антиохийской церковью . [55] Собор 410-х постановил, что в архидиакон будет воскресенье читать Евангелие от вемы . [55] Стоя рядом с бемой , миряне могли повторять ответы на чтение, а если их расположить рядом с шкаконой («обнесенной стеной дорожкой на уровне пола, соединяющей бему с алтарем»), они могли попытаться поцеловать или прикоснуться к Евангелию во время его обработки. из дьяконской комнаты в бему и оттуда в алтарь . [55] Около десяти восточных церквей в восточной Сирии были тщательно исследованы археологами . [55]

Христианская базилика была построена в первой половине V века в Олимпии , где статуя Зевса работы Фидия отмечалась как одно из семи чудес древнего мира со времен списка II века до нашей эры, составленного Антипатром Сидонским . [56] [57] Культурный туризм процветал в Олимпии, и древнегреческая религия продолжала практиковаться там даже в IV веке. [56] В Никополе в Эпире , основанном Августом в ознаменование его победы в битве при Акциуме в конце Последней войны Римской республики , в период поздней античности были построены четыре раннехристианские базилики, остатки которых сохранились до наших дней. [58] В IV или V веке Никополь был окружен новой городской стеной. [58]

В Болгарии есть крупные базилики того времени, такие как Еленская базилика и Красная церковь .

Руины монастыря Студиос с зеленой античной колоннадой и в косматеском стиле полом на месте.

Леонидский период

[ редактировать ]

На Крите римские города пострадали от неоднократных землетрясений в 4 веке, но между ок. 450 и ок. В 550 г. было построено большое количество христианских базилик. [59] Крит на протяжении всей поздней античности был провинцией , Македонской епархии управляемой из Салоник. [59]

Девять базилических церквей были построены в Неа Анхиалосе , древних Фтиотских Фивах ( древнегреческий : Θη̑βαι Φθιώτιδες , латинизированный : Τhḗbai Phthiṓtides ), который в период своего расцвета был основным портом Фессалии . Епископской кафедрой была трехнефная базилика А , церковь Святого Димитрия Салоникского , подобная церкви Ахейропоэтоса в Салониках . [60] Его атриум, возможно, имел пару башен по обе стороны, а его постройка датируется концом V - началом VI века. [60] Базилика Эльпидиос – Базилика B – была того же возраста, и в городе находился большой комплекс церковных зданий, включая Базилику G с ее роскошными мозаичными полами и надписью середины VI века, провозглашающей покровительство епископа Петра. За оборонительной стеной находилась базилика D , кладбищенская церковь VII века. [60]

Стоби ( древнегреческий : Στόβοι , латинизированный : Stóboi ), столица конца 4-го века провинции Македония II Салутарис , в поздней античности имела многочисленные базилики и шесть дворцов. [61] Старая базилика имела две фазы геометрических тротуаров, вторая фаза которых покровительствовала епископу Евстафию. Новая епископская базилика была построена епископом Филиппом на руинах более ранней постройки, а еще две базилики находились внутри стен. [61] Центральная базилика заменила синагогу на месте, снесенном в конце V века, а также существовала Северная базилика и другие базилики без стен. [61] Там были найдены различные мозаики и скульптурные украшения, и хотя город пострадал от остготов в 479 году и землетрясения в 518 году, перестав после этого быть крупным городом, он оставался епископством до конца VII века и базилики Филиппа. был темплон восстановлен в 8 веке. [61]

Малая базилика Филиппополя ( Пловдив , Болгария) во Фракии была построена во второй половине V века нашей эры.

Юстиниановский период

[ редактировать ]

Юстиниан I построил в Эфесе большую базилику, базилику Святого Иоанна , над предполагаемой гробницей Иоанна Апостола . [51] Церковь представляла собой куполообразную крестообразную базилику, строительство которой началось в 535/6 году; Огромный и богато украшенный, он был построен в том же стиле, что и церковь Святых Апостолов Юстиниана в Константинополе. [49] [24] Базилика Юстиниана заменила более раннее, меньшее по размеру сооружение, которое Эгерия планировала посетить в IV веке, а остатки ветки акведука длиной 2130 футов (650 м), построенной для снабжения комплекса водой, вероятно, датируются периодом правления Юстиниана. [49] [62] Эфесские базилики Святой Марии и Святого Иоанна были оборудованы баптистериями с наполнительными и сливными трубами: обе купели были вровень с полом и непригодны для крещения младенцев . [26] Как и большинство баптистерий Юстиниана на Балканах и в Малой Азии , баптистерий базилики Святого Иоанна находился на северной стороне нефа базилики; 734 м 2 баптистерий был отделен от базилики коридором шириной 3 м. [26] По словам сирийского писателя VI века Иоанна Эфесского , сирийского православного христианина, инославные миафизиты проводили службы хиротонии во дворе базилики Святого Иоанна под покровом ночи. [49] Несколько за пределами древнего города, на холме Сельчук , базилика Юстиниана стала центром города после арабо-византийских войн VII века . [49]

В Константинополе Юстиниан построил самую большую купольную базилику: на месте базилики IV века Церкви Святой Мудрости император приказал построить огромную купольную базилику, сохранившуюся до наших дней: собор Святой Софии . [27] Эта базилика, которая «продолжает оставаться одной из самых впечатляющих и смелых в архитектурном отношении церквей Средиземноморья», была Константинопольским собором и патриаршей церковью Константинопольского Патриарха . [27] Собор Святой Софии, первоначально основанный Константином, находился в социальном и политическом центре Константинополя, недалеко от Большого дворца , терм Зевксиппа и константинопольского ипподрома , а штаб-квартира Вселенского Патриархата находилась в непосредственной близости от базилики. [63]

Епископ Пореча середины VI века ( латынь : Parens или Parentium ; древнегреческий: Πάρενθος , латинизированный: Párenthos ) заменил более раннюю базилику IV века великолепной Евфразиевой базиликой в ​​стиле современных базилик в Равенне . [64] Некоторые капители колонн были из мрамора из Греции, идентичного капителям базилики Сан-Витале, и, должно быть, были импортированы из византийского центра вместе с колоннами и некоторыми сектильными произведениями . [64] есть мозаика из раковин В трех апсидах базилики , а прекрасный сектиль на центральной стене апсиды «исключительно хорошо сохранился». [64]

Базилика церкви Святой Софии в Сердике (София, Болгария) IV века была перестроена в V веке и в конечном итоге заменена новой монументальной базиликой в ​​конце VI века, а некоторые этапы строительства продолжались и в VIII веке. [65] Эта базилика была собором Сердики и была одной из трех базилик, которые, как известно, находились за пределами стен; Еще три церкви находились в пределах города-крепости, из которых церковь Святого Георгия представляла собой бывшую римскую баню, построенную в 4 веке, а еще одна - бывший Митреум. [65] Базилики были связаны с кладбищами с христианскими надписями и захоронениями. [65]

Другой базиликой этого периода в Болгарии была Беловская базилика (6 век нашей эры).

Миафизит , обращенный из Церкви Востока , Ахудемма построил новую базилику ок. 565 г. посвящен святому Сергию в Айн -Кенойе (или Айн -Кене согласно Бар-Гебрею его в епископа Арбай рукоположил ) после того, как Иаков Барадей и во время обращения в свою веру среди бедуинов Арбайстана Бет - в Сасанидской империи. [66] По словам биографа Ахудеммы, эта базилика и ее мартирий в верхней части долины Тигра должны были быть копией базилики Святого Сергия в Сергиополе ( Ресафа ), в среднем Евфрате , чтобы арабам не пришлось путешествовать так далеко. в паломничестве. [66] Скорее всего, при поддержке Хосрова I в ее строительстве и защите от несториан , соперников миафизитов , базилика была частью попытки контролировать приграничные племена и ограничить их контакты с римской территорией Юстиниана, договорившегося в 562 Пятидесятилетний мирный договор о выплате Хосрову 30 000 номизмат ежегодно в обмен на демилитаризацию границы после последней фазы римско-персидских войн . [66] После упоминания в 828 и 936 годах базилика в Айн как руины . -Кенойе исчезла из письменной истории, хотя, возможно, оставалась занятой на протяжении веков, и была заново открыта Карстеном Нибуром в 1766 году [67] Название современного места Каср Серидж происходит от посвящения базилики Святому Сергию. [66] Построение Касра Сериджа, возможно, было частью политики терпимости Хосрова и его преемников к миафизитству - контраст с преследованием иноверцев Юстинианом в Римской империи. [66] Сама эта политика побудила многие племена поддержать дело Персии, особенно после смерти в 569 году царства Гассанидов миафизитского короля аль-Хариса ибн Джабалы ( латынь : Флавий Арета , древнегреческий : Ἀρέθας ) и подавления римлянами в 584 году династия его преемников. [66]

Дворцовые постройки

[ редактировать ]
План христианской церкви базиликальной формы с затененной частью трансепта . Либо часть нефа, лежащая на схеме к западу, либо хор могут вместо этого иметь структуру зала. Хор также может быть безпроходным.

В период Римской империи (примерно после 27 г. до н.э.) во дворцах также стали базилики для больших публики. В III веке христианской эры правящая элита реже появлялась на форумах.

Теперь они имели тенденцию доминировать в своих городах благодаря роскошным дворцам и загородным виллам, расположенным немного в стороне от традиционных центров общественной жизни. Однако вместо того, чтобы уходить от общественной жизни, эти резиденции были форумом, сделанным частным.

- Питер Браун, Пол Вейн, 1987 г.

Сидя на трибуне своей базилики, великий человек встречался со своими зависимыми клиентами каждое утро рано утром .

Базилика Константина в Трире , Палатинская Аула (306 г. н.э.), все еще стоит. Частная базилика, раскопанная в Булла Регия (Тунис), в «Охотничьем доме», датируется первой половиной V века. Его приемная или зал для аудиенций представляет собой длинное прямоугольное пространство, похожее на неф, окруженное зависимыми комнатами, которые в большинстве случаев также открываются друг в друга и заканчиваются полукруглой апсидой с соответствующими пространствами трансепта . Сгруппированные колонны подчеркивали «пересечение» двух осей.

Христианское принятие формы базилики

[ редактировать ]
Структурные элементы готической базилики.
Варианты: если крыши имеют небольшой уклон, трифориумная галерея может иметь собственные окна или отсутствовать.

В IV веке, когда имперские власти декриминализовали христианство Миланским эдиктом 313 года и благодаря деятельности Константина Великого и его матери Елены , христиане были готовы строить более крупные и красивые здания для поклонения, чем тайные места встреч. (такие как Горница , пещерные церкви , домашние церкви, такие как церковь мучеников Иоанна и Павла ), которые они использовали. Архитектурные формулы храмов были непригодны из-за их языческих ассоциаций, а также из-за того, что языческие культовые церемонии и жертвоприношения происходили на открытом воздухе, под открытым небом, на глазах у богов, на фоне храма, в котором находились культовые фигуры и сокровищница. Когда Константин хотел увековечить память о своем императорском благочестии, подходящей моделью была знакомая традиционная архитектура базилик. [69]

Существовало несколько вариантов основного плана светской базилики, всегда своего рода прямоугольный зал, но тот, который обычно использовался для церквей, имел центральный неф с одним нефом с каждой стороны и апсиду на одном конце, противоположном главной двери, на конце. другой конец. В апсиде (а часто и перед ней) располагалась приподнятая площадка, на которой располагался алтарь и откуда совершало богослужения духовенство. В светском строительстве этот план чаще использовался для небольших залов для аудиенций императоров, губернаторов и очень богатых людей, чем для больших общественных базилик, выполняющих функции судов и других общественных целей. [70] Константин построил базилику такого типа в своем дворцовом комплексе в Трире, которую позже очень легко использовали в качестве церкви. Это длинный прямоугольник высотой в два этажа, с рядами арочных окон один над другим, без приделов (в этой императорской базилике не было торгового обмена) и в дальнем конце, за огромной аркой, апсида, в которой Константин удерживаемое состояние.

Разработка

[ редактировать ]
Успение Пресвятой Богородицы в Бад-Кенигсхофене ( Франкония , Германия ) — псевдобазилика.

Поставив вместо престола алтарь , как это было сделано в Трире, образовалась церковь. Базилики этого типа были построены в Западной Европе, Греции, Сирии, Египте и Палестине, то есть в любом раннем центре христианства . Хорошие ранние примеры архитектурной базилики включают церковь Рождества в Вифлееме (6 век), церковь Святого Илии в Салониках (5 век) и две великие базилики в Равенне .

Первые базилики с трансептами были построены по приказу императора Константина как в Риме, так и в его «Новом Риме», Константинополе :

Около 380 года Григорий Назианзен , описывая Константиновскую церковь Святых Апостолов в Константинополе, первым указал на ее сходство с крестом. Поскольку примерно в то же время распространялся культ креста , это сравнение имело ошеломляющий успех.

- Ивон Тебер , Вейн, 1987 г.

Таким образом, христианская символическая тема вполне естественно была применена к форме, заимствованной из гражданских полупубличных прецедентов. Первой великой христианской базиликой, спонсируемой Империей, является базилика Святого Иоанна Латеранского , которая была подарена епископу Рима Константином прямо перед или около Миланского эдикта в 313 году и была освящена в 324 году. В Риме были построены базилики: Санта-Сабина и собор Святого Павла за стенами (4 век), а позже и Святого Климента (6 век).

Христианская базилика IV или V веков стояла за полностью огороженным передним двором, окруженным колоннадой или аркадой, подобно стое или перистилю , который был ее предком, или монастырю , который был ее потомком. Вход на эту привокзальную площадь осуществлялся снаружи через ряд зданий, расположенных вдоль общественной улицы. Это был архитектурный план базилики Святого Петра в Риме, пока в 15 веке ее не снесли, чтобы освободить место для современной церкви, построенной по новому плану.

В большинстве базилик центральный неф выше проходов и образует ряд окон, называемый фонарем. Некоторые базилики на Кавказе , особенно в Армении и Грузии , имеют центральный неф лишь немного выше двух нефов и односкатную крышу, покрывающую все три. В результате интерьер становится намного темнее. Этот план известен как «восточная базилика» или «псевдобазилика» в Центральной Европе. Своеобразный тип базилики, известный как трехцерковная базилика , был разработан в раннесредневековой Грузии и характеризуется центральным нефом, полностью отделенным от приделов сплошными стенами. [71]

Постепенно в раннем средневековье возникли массивные романские церкви, сохранившие основной план базилики.

В средневековой Болгарии Великая базилика была завершена около 875 года. Архитектурный комплекс в Плиске , первой столице Первого Болгарского царства , включал собор , архиепископский дворец и монастырь. [72] Базилика была одним из величайших христианских соборов в Европе того времени, ее площадь составляла 2920 квадратных метров (31 400 квадратных футов). действующая церковь Святой Софии в Охриде Еще один пример средневековой Болгарии – .

В Румынии церковь и как здание, и как учреждение обозначается словом biserică , происходящим от термина базилика.

В Соединенных Штатах стиль копировали с вариациями. Американская церковь, построенная по архитектуре раннехристианской базилики, церкви Святой Марии (немецкой) в Пенсильвании , была снесена в 1997 году.

Католические церкви

[ редактировать ]
Базилика Святого Петра , в Ватикане главная базилика католической церкви, представляет собой здание центрального плана, увеличенное базиликальным нефом.

В католической церкви базилика — это церковь с особыми привилегиями. Обычно он размещается в большом и важном здании . Это обозначение может быть сделано Папой или может датироваться незапамятными временами. [73] [74] Церкви-базилики отличаются церемониальными целями от других церквей. Здание не обязательно должно быть базиликой в ​​архитектурном смысле. Базилики - это либо крупные базилики, из которых четыре, все в Римской епархии , либо второстепенные базилики, которых по состоянию на 2019 год насчитывалось 1810 во всем мире. . [75] Умбракулум чтобы выставлен в базилике с правой стороны (то есть со стороны Послания) от алтаря, указать, что церкви присвоен статус базилики.

См. также

[ редактировать ]

Архитектура

[ редактировать ]
  1. ^ Хениг, Мартин (редактор), Справочник римского искусства , Phaidon, стр. 55, 1983, ISBN   0714822140 ; Сир, FB, «Архитектура, 1, а) Религиозное», раздел в книге Дайан Фавро и др. «Рим древний». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн . Издательство Оксфордского университета. Проверено 26 марта 2016 г., требуется подписка.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Робертс, Джон, изд. (2007), «Базилика» , Оксфордский словарь классического мира , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780192801463.001.0001 , ISBN  978-0-19-280146-3
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Дамсер, Элиша Энн (2010), «Базилика» , Гагарин, Майкл (редактор), Оксфордская энциклопедия Древней Греции и Рима , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780195170726.001.0001 , ISBN  978-0-19-517072-6
  4. ^ Оксфордский словарь христианского искусства и архитектуры (2013 г.) ISBN   978-0-19968027-6 ), с. 117
  5. ^ «Институт сакральной архитектуры – Статьи – Эсхатологическое измерение церковной архитектуры» . Sacredarchitecture.org .
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Донати, Джеймисон К. (4 ноября 2014 г.), Маркони, Клементе (редактор), «Город в греческом и римском мире» , Оксфордский справочник по греческому и римскому искусству и архитектуре (онлайн-изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/oxfordhb/9780199783304.013.011 , ISBN  978-0-19-978330-4
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Дэвис, Томас В. (2019), Карахер, Уильям Р.; Дэвис, Томас В.; Петтигрю, Дэвид К. (ред.), «Археология Нового Завета за пределами Евангелий» , Оксфордский справочник по раннехристианской археологии , Oxford University Press, стр. 45–63, doi : 10.1093/oxfordhb/9780199369041.013.34 , ISBN  978-0-19-936904-1
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дарвилл, Тимоти (2009), «базилика» , Краткий Оксфордский археологический словарь , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780199534043.001.0001 , ISBN  978-0-19-953404-3
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кристенсен, Троэлс Мируп (2019), Карахер, Уильям Р.; Дэвис, Томас В.; Петтигрю, Дэвид К. (ред.), «Статуи» , Оксфордский справочник по раннехристианской археологии , Oxford University Press, стр. 332–349, doi : 10.1093/oxfordhb/9780199369041.013.19 , ISBN  978-0-19-936904-1
  10. ^ Витрувий, Архитектура , V: 1.6–10.
  11. ^ Херле, Фредерик (6 января 2015 г.). Брюун, Кристер; Эдмондсон, Джонатан (ред.). Римский император и императорская семья . Том. 1 (онлайн-ред.). Издательство Оксфордского университета. стр. 178–201. дои : 10.1093/oxfordhb/9780195336467.013.010 . ISBN  978-0-19-533646-7 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  12. ^ Баньяни, Гилберт (1919). « Подземная базилика Порта-Маджоре » . Журнал римских исследований . 9 : 78–85. дои : 10.2307/295990 . JSTOR   295990 . S2CID   163868898 – через JSTOR.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Меррифилд, Ральф (1983). Лондон, город римлян . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. стр. 61–67. ISBN  978-0-520-04922-2 .
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Меррифилд, Ральф (1983). Лондон, город римлян . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. стр. 68–72. ISBN  978-0-520-04922-2 .
  15. ^ Джонсон, Бен. «Остатки лондонской римской базилики и форума» . Историческая Великобритания . Проверено 29 июня 2020 г.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кэмпбелл, Джон Брайан (2014), Хорнблауэр, Саймон; Спофорт, Энтони (ред.), «Траян» , «Оксфордский спутник классической цивилизации » , Эйдинов, Эстер (заместитель ред.) (2-е изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198706779.001.0001 , ISBN  978-0-19-870677-9
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Ланкастер, Линн (2009). Олесон, Джон Питер (ред.). «Римская инженерия и строительство» . Оксфордский справочник по технике и технологиям в классическом мире . doi : 10.1093/oxfordhb/9780199734856.001.0001 . ISBN  9780199734856 .
  18. ^ Бирли, Энтони Р.; Хорнблауэр, Саймон; Спофорт, Энтони (2014), Хорнблауэр, Саймон; Спофорт, Антоний (ред.), «Адриан» , «Оксфордский спутник классической цивилизации » , Эйдинов, Эстер (заместитель ред.) (2-е изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198706779.001.0001 , ISBN  978-0-19-870677-9
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уич, Уильям Нассау; Уормингтон, Брайан Герберт; Уилсон, Роджер Дж. А. (2014), Хорнблауэр, Саймон; Спофорт, Энтони (ред.), «Карфаген» , «Оксфордский спутник классической цивилизации » , Эйдинов, Эстер (заместитель ред.) (2-е изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198706779.001.0001 , ISBN  978-0-19-870677-9
  20. ^ Уилсон, Эндрю И. (2003). «Панели Opus reticulatum в базилике Северана в Лепцис-Магна» . Квадерни ди Археология делла Ливия 18 : 369–379.
  21. ^ Роджерсон, Барнаби (2018). В поисках древней Северной Африки: история шести жизней . Лондон: Издательство Haus. п. 283. ИСБН  978-1-909961-55-5 .
  22. ^ Гудман, Мартин Дэвид (2014), Хорнблауэр, Саймон; Спофорт, Энтони (ред.), «Синагога» , «Оксфордский спутник классической цивилизации» , Эйдинов, Эстер (заместитель ред.) (2-е изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198706779.001.0001 , ISBN  978-0-19-870677-9
  23. ^ Моррис, Ян (2014), Хорнблауэр, Саймон; Спофорт, Энтони (ред.), «мертвый, избавление» , «Оксфордский спутник классической цивилизации» , Эйдиноу, Эстер (заместитель ред.) (2-е изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198706779.001.0001 , ISBN  978-0-19-870677-9
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Таллоен, Питер (2019), Карахер, Уильям Р.; Дэвис, Томас В.; Петтигрю, Дэвид К. (ред.), «Малая Азия» , Оксфордский справочник по раннехристианской археологии , Oxford University Press, стр. 494–513, doi : 10.1093/oxfordhb/9780199369041.013.24 , ISBN  978-0-19-936904-1
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Стюарт, Чарльз Энтони (2019). Карахер, Уильям Р.; Дэвис, Томас В.; Петтигрю, Дэвид К. (ред.). «Церкви» . Оксфордский справочник по раннехристианской археологии . doi : 10.1093/oxfordhb/9780199369041.001.0001 . ISBN  9780199369041 .
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Резерфорд, Х. Ричард (2019). Карахер, Уильям Р.; Дэвис, Томас В.; Петтигрю, Дэвид К. (ред.). «Баптистерии в древних местах и ​​обрядах» . Оксфордский справочник по раннехристианской археологии . doi : 10.1093/oxfordhb/9780199369041.001.0001 . ISBN  9780199369041 .
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Карахер, Уильям Р.; Петтигрю, Дэвид К. (28 февраля 2019 г.), Карахер, Уильям Р.; Дэвис, Томас В.; Петтигрю, Дэвид К. (ред.), «Археология раннего христианства: история, методы и состояние поля» , Оксфордский справочник по раннехристианской археологии , Oxford University Press, стр. xv–27, doi : 10.1093 /oxfordhb/9780199369041.013.1 , ISBN  978-0-19-936904-1
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мур, Р. Скотт (2019), Карахер, Уильям Р.; Дэвис, Томас В.; Петтигрю, Дэвид К. (ред.), «Гончарное дело» , Оксфордский справочник по раннехристианской археологии , Oxford University Press, стр. 295–312, doi : 10.1093/oxfordhb/9780199369041.013.17 , ISBN  978-0-19-936904-1
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джонсон, Марк Дж. (2005) [1991], Каждан, Александр П. (редактор), «Basilica Discoperta» , Оксфордский словарь Византии , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780195046526.001.0001 , ISBN  978-0-19-504652-6
  30. ^ Фрагулис, К.; Минасидис, К.; Менцос, А. (2014). Пулу-Пападимитриу, Наталья; Нодару, Элени; Киликоглу, Василис (ред.). Керамика из кладбищенской базилики ранневизантийского города Диона . Оксфорд, Великобритания: Британские археологические отчеты. стр. 297–304. дои : 10.30861/9781407312514 . ISBN  978-1-4073-1251-4 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  31. ^ Мэннинг, Стерт В. (2002). Позднеримская церковь в Марони Петрера: обследование и раскопки 1990–1997 годов, а также другие следы римских останков в нижней части долины Марони, Кипр . Мэннинг, Эндрю; Экардт, Хелла. Никосия, Кипр: Фонд АГ Левентиса. п. 78. ИСБН  9963-560-42-3 . OCLC   52303510 .
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Фёрч, Рейнхард (2006). «Базилика Константиниана» . Новый Поли Брилла .
  33. ^ Аврелий Виктор, о Цезарях , хл :26
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Джонсон, Марк Дж.; Уилкинсон, Джон (2005) [1991], Каждан, Александр П. (редактор), «Базилика» , Оксфордский словарь Византии , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780195046526.001.0001 , ISBN  978-0-19-504652-6
  35. ^ Томас, Эдмунд (2010). Баркьези, Алессандро; Шайдель, Уолтер (ред.). «Архитектура» . Оксфордский справочник по римским исследованиям . стр. 837–858. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199211524.001.0001 . ISBN  9780199211524 .
  36. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Дэвис, Рэймонд Питер (2014), Хорнблауэр, Саймон; Спофорт, Энтони (ред.), «Константин I» , «Оксфордский спутник классической цивилизации » , Эйдиноу, Эстер (заместитель ред.) (2-е изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198706779.001.0001 , ISBN  978-0-19-870677-9
  37. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Перкинс, Фем (8 ноября 2018 г.). Уро, Ристо; Дэй, Джульетта Дж.; Ройтто, Рикард; ДеМарис, Ричард Э. (ред.). «Ритуал и православие» . Оксфордский справочник по раннехристианским ритуалам . doi : 10.1093/oxfordhb/9780198747871.001.0001 . ISBN  9780198747871 .
  38. ^ Августин Гиппопотам, Исповедь , ix :7:15–16
  39. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кляйн, Константин (2018), Николсон, Оливер (редактор), «Халкидон» , Оксфордский словарь поздней античности , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198662778.001.0001 , ISBN  978-0-19-866277-8 , получено 8 июля 2020 г.
  40. Евагрий Схоластик, Церковная история , II.3: «Округ состоит из трех огромных сооружений: одно открытое, украшенное длинным двором и колоннами со всех сторон, а другое, в свою очередь, после этого почти одинаково по ширине и длине. и колонны, но отличаются только крышей наверху». Уитби, Майкл, изд. (2000). Церковная история Евагрия Схоластика . Переведенные тексты для историков 33. Издательство Ливерпульского университета. стр. 63–64 и примечания 24–27. doi : 10.3828/978-0-85323-605-4 (неактивен 17 февраля 2024 г.). ISBN  978-0-85323-605-4 . {{cite book}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на февраль 2024 г. ( ссылка )
  41. ^ Уитби, Майкл, изд. (2000). Церковная история Евагрия Схоластика . Переведенные тексты для историков 33. Издательство Ливерпульского университета. стр. 63–64 и примечания 24–27. doi : 10.3828/978-0-85323-605-4 (неактивен 17 февраля 2024 г.). ISBN  978-0-85323-605-4 . {{cite book}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на февраль 2024 г. ( ссылка )
  42. ^ Пападакис, Аристеидес (2005) [1991], Каждан, Александр П. (ред.), «Халкидон, Совет» , Оксфордский византийский словарь (онлайн-изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780195046526.001. 0001 , ISBN  978-0-19-504652-6 , получено 9 июля 2020 г.
  43. ^ Хаарер, Фиона (2018), Николсон, Оливер (редактор), «Анисия Джулиана» , Оксфордский словарь поздней античности , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198662778.001.0001 , ISBN  978-0-19-866277-8 , получено 9 июля 2020 г.
  44. ^ Нил, Бронвен (2018), Николсон, Оливер (редактор), «Вигилиус» , Оксфордский словарь поздней античности , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198662778.001.0001 , ISBN  978-0-19-866277-8 , получено 9 июля 2020 г.
  45. ^ Фосс, Клайв Ф.В. (2005) [1991], Каждан, Александр П. (редактор), «Халкидон» , Оксфордский словарь Византии (онлайн-изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780195046526.001.0001 , ISBN  978-0-19-504652-6 , получено 9 июля 2020 г.
  46. ^ Бардилл, Джонатан (2004). Кирпичные штампы Константинополя . Издательство Оксфордского университета. стр. 56–57. ISBN  978-0-19-925522-1 .
  47. ^ Манго, Кирилл (1999). «Мощи святой Евфимии и Константинопольский синаксарий». Бюллетень Badia Greca Гроттоферраты . 53 :79–87.
  48. ^ МакИчни, Роберт (2018), Николсон, Оливер (редактор), «Астерий Амасейский» , Оксфордский словарь поздней античности , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198662778.001.0001 , ISBN  978-0-19-866277-8 , получено 8 июля 2020 г.
  49. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Тонеманн, Питер (22 марта 2018 г.), Николсон, Оливер (редактор), «Эфес» , Оксфордский словарь поздней античности , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198662778.001.0001 , ISBN  978-0-19-866277-8
  50. ^ Ван Дам, Раймонд (2008). Эшбрук Харви, Сьюзен; Хантер, Дэвид Г. (ред.). Восток (1): Греция и Малая Азия . Издательство Оксфордского университета. стр. 323–343. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199271566.003.0017 . ISBN  978-0199271566 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  51. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Колдер, Уильям Мойр; Кук, Джон Мануэль; Руше, Шарлотта; Спофорт, Энтони (2014), Хорнблауэр, Саймон; Спофорт, Энтони (ред.), «Эфес» , «Оксфордский спутник классической цивилизации » , Эйдинов, Эстер (заместитель ред.) (2-е изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198706779.001.0001 , ISBN  978-0-19-870677-9
  52. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джонсон, Марк Дж. (2005) [1991], Каждан, Александр П. (ред.), «Склеп» , Оксфордский словарь Византии , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780195046526.001.0001 , ISBN  978-0-19-504652-6
  53. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Триллинг, Джеймс; Каждан, Александр П. (2005) [1991], Каждан, Александр П. (редактор), «Pbow» , Оксфордский словарь Византии , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780195046526.001.0001 , ISBN  978-0-19-504652-6
  54. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Лорке, Уильям; Кифер, Кэтрин М. (2005) [1991], Каждан, Александр П. (редактор), «Северная Африка, Памятники» , Оксфордский словарь Византии , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780195046526.001.0001 , ISBN  978-0-19-504652-6
  55. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Уокер, Джоэл (2012). Джонсон, Скотт Фицджеральд (ред.). От Нисибиса до Сианя: Церковь Востока в позднеантичной Евразии . Издательство Оксфордского университета. стр. 994–1052. doi : 10.1093/oxfordhb/9780195336931.013.0031 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  56. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Морган, Кэтрин А.; Хорнблауэр, Саймон; Спофорт, Энтони (2014), Хорнблауэр, Саймон; Спофорт, Энтони (ред.), «Олимпия» , «Оксфордский спутник классической цивилизации » , Эйдинов, Эстер (заместитель ред.) (2-е изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198706779.001.0001 , ISBN  978-0-19-870677-9
  57. ^ Бродерсен, Кай (2014), Хорнблауэр, Саймон; Спофорт, Энтони (ред.), «Семь чудес древнего мира» , «Оксфордский спутник классической цивилизации » , Эйдиноу, Эстер (заместитель ред.) (2-е изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198706779.001. 0001 , ISBN  978-0-19-870677-9
  58. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Перселл, Николас; Мюррей, Уильям М. (2014), Хорнблауэр, Саймон; Спофорт, Энтони (ред.), «Никополис» , «Оксфордский спутник классической цивилизации » , Эйдинов, Эстер (заместитель ред.) (2-е изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198706779.001.0001 , ISBN  978-0-19-870677-9
  59. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лэйдлоу, Уильям Эллисон; Никсон, Люсия Ф.; Прайс, Саймон РФ (2014), Хорнблауэр, Саймон; Спофорт, Энтони (ред.), «Крит, греки и римляне» , «Оксфордский справочник классической цивилизации» , Эйдиноу, Эстер (заместитель ред.) (2-е изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198706779.001.0001 , ISBN  978-0-19-870677-9
  60. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Грегори, Тимоти Э. (2005) [1991], Каждан, Александр П. (ред.), «Неа Анхиалос» , Оксфордский словарь Византии , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780195046526.001.0001 , ISBN  978-0-19-504652-6
  61. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Каждан, Александр П. (2005) [1991], Каждан, Александр П. (ред.), «Стоби» , Оксфордский словарь Византии , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780195046526.001.0001 , ISBN  978-0-19-504652-6
  62. ^ Озиш, Юнал; Аталай, Айхан; Оздемир, Ялчин (1 декабря 2014 г.). «Гидравлическая мощность древних систем транспортировки воды в Эфес» . Водоснабжение . 14 (6): 1010–1017. дои : 10.2166/ws.2014.055 . ISSN   1606-9749 .
  63. ^ Валериан, Доминик (1 февраля 2013 г.). Кларк, Питер (ред.). Ближний Восток: VII–XV вв . Издательство Оксфордского университета. стр. 263–264. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199589531.013.0014 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  64. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кинни, Дейл (2005) [1991], Каждан, Александр П. (редактор), «Пореч» , Оксфордский словарь Византии , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780195046526.001.0001 , ISBN  978-0-19-504652-6
  65. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ризос, Эфтимиос; Дарли, Ребекка (2018), Николсон, Оливер (редактор), «Сердика» , Оксфордский словарь поздней античности , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198662778.001.0001 , ISBN  978-0-19-866277-8
  66. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Оутс, Дэвид (1962). «Каср Серидж: Базилика шестого века в Северном Ираке». Ирак . 24 (2): 78–89. дои : 10.2307/4199719 . ISSN   0021-0889 . JSTOR   4199719 . S2CID   164090791 .
  67. ^ Симпсон, Сент-Джон (1994). «Записка о Каср Серидже» . Ирак . 56 . Британский институт изучения Ирака: 149–151. дои : 10.2307/4200392 . JSTOR   4200392 .
  68. ^ Чурчич, Слободан (2005) [1991], Каждан, Александр П. (редактор), «Типы церковных планов» , Оксфордский словарь Византии , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780195046526.001.0001 , ISBN  978-0-19-504652-6
  69. ^ «Церкви плана базилики» . Cartage.org.lb. Архивировано из оригинала 12 января 2012 года . Проверено 17 февраля 2012 г.
  70. ^ Синдикус, 40 лет.
  71. ^ Лусли Лиминг, Эмма (2018). Архитектура и аскетизм: культурное взаимодействие Сирии и Грузии в поздней античности . Тексты и исследования восточного христианства, Том: 13. Брилл. стр. 115–121. ISBN  978-90-04-37531-4 .
  72. ^ «Восстановление Великой Базилики – это память, патриотизм и туризм» .
  73. ^ 1 CIC 1917, кан. 1180, как указано в «Историческом и каноническом развитии базилик» , ГАБРИЭЛ ЧОУ ХОЙ-ЯН, Торонто, Онтарио, Канада, 13 мая 2003 г. (пересмотрено 24 июня 2003 г.). «Только в 1917 году Кодекс канонического права официально признал de jure церкви, которые имели извечный обычай использовать титул базилики, как имеющие такое право на этот титул.81 Мы называем такие церкви незапамятными».
  74. ^ Титул малых базилик впервые был присвоен церкви Сан-Никола-ди-Толентино в 1783 году. Более старую малую базилику называют «незапамятной базиликой».
  75. ^ «Базилики мира» . GCatholic.org . 2019 . Проверено 12 декабря 2019 г.

Общие источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9d7004abff48f17f9b9319c1211dc135__1717853160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/35/9d7004abff48f17f9b9319c1211dc135.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Basilica - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)