Йездегерд I
Йездегерд I 𐭩𐭦𐭣𐭪𐭥𐭲𐭩 | |
---|---|
Король королей Ирана и неиранских стран [а] | |
![]() | |
Шаханшах Сасанидской империи | |
Царствование | 399–420 |
Предшественник | Бахрам IV |
Преемник | Шапур IV |
Умер | 420 Гурган или Тус |
Супруга | Шушандухт |
Проблема | |
Дом | Дом Сасана |
Отец | Шапур III |
Религия | Зороастризм |
Йездигерд I (также пишется Йездгерд и Йездгирд ; среднеперсидский : 𐭩𐭦𐭣𐭪𐭥𐭲𐭩 ) был сасанидским царем царей ( шаханшахом ) Ирана с 399 по 420 год. Сын Шапура III ( годы правления 383–388 ), он сменил своего брата Бахрама IV ( р. 388–399 ) после убийства последнего.
Правление Йездигерда I, в основном без происшествий, рассматривается в истории Сасанидов как период обновления. Хотя в местных источниках его периодически называли «Грешником», Йездигерд был более компетентным, чем его недавние предшественники. Он пользовался теплыми отношениями с Восточной Римской империей и был поручен Аркадием опекой над сыном последней Феодосием . Йездигерд I известен своими дружескими отношениями с евреями и христианами Церкви Востока , которые он признал в 410 году. Из-за этого он был прославлен евреями и христианами как новый Кир Великий ( годы правления 550–530 до н.э.). , царь Иранской империи Ахеменидов , освободивший евреев из вавилонского плена ).
Религиозная и мирная политика короля не нравилась дворянству и зороастрийскому духовенству, чью власть и влияние он стремился обуздать. В конечном итоге это имело неприятные последствия, и Йездигерд I встретил свой конец от рук знати на отдаленном северо-востоке. Затем дворяне попытались помешать сыновьям Йездигерда взойти на трон; его старший сын, Шапур IV , был быстро убит после своего воцарения и заменен Хосровом . Другой сын, Бахрам V , поспешил в сасанидскую столицу Ктесифон с арабской армией и оказал давление на знать, чтобы та признала его шахом .
Этимология
[ редактировать ]Имя Йездегерд представляет собой комбинацию древнеиранского yazad /yazata (божественное существо) и -karta (созданный) – «созданный Богом», сравнимый с иранским Bagkart и греческим Theoktistos . На других языках он известен как Йездекерт ( Пехлеви ); Йезд[е]герд ( новоперсидский ); Йездигерд, Издегерд и Йездегер ( сирийский ); Язкерт ( армянский ); Издегер и Азгер (в Талмуде ); Йездейерд ( арабский ) и Исдигердес (греческий). [1]
Фон
[ редактировать ]
Йездигерд I был сыном Шапура III ( годы правления 383–388 ). Когда брат Йездигерда I Бахрам IV ( годы правления 388–399 ) был убит в 399 году, он стал его преемником. [2] Йездигерд I унаследовал империю, переживавшую неспокойные времена; три его предыдущих предшественника, Бахрам IV, Шапур III и Ардашир II , были убиты знатью. [3] [4] Большая часть высшей знати принадлежала к могущественным парфянским дворянским семьям (известным как вузурганы ), которые были сосредоточены на Иранском нагорье . [5] Являясь основой сасанидской феодальной армии, они были в значительной степени автономны. [5]
Сасанидские шахи мало контролировали вузурганы , и попытки ограничить их обычно дорого обходились шаху (о чем свидетельствует судьба трех предыдущих шахов). [6] Парфянская знать работала на Сасанидского шаха ради личной выгоды, из лояльности и (возможно) осознания арийца , т.е. Иранцы, они имели родство со своими персидскими повелителями. [5] В конце правления Йездигерда могущественный парфянский дом Сурен стал могущественным соратником шаха и играл ключевую роль в делах империи. [7] Авторитет рода Сурен процветал до конца правления внука Йездигерда — Йездигерда II ( годы правления 438–457 ). [7]
Отношения с Восточной Римской империей
[ редактировать ]
Во время правления Йездигерда I его западные соседи в Восточной Римской империи находились в смятении; остготы подняли восстание , совершали набеги на Балканы , франки бушевала гражданская война, в восточных провинциях бунтовали. [1] Вместо того, чтобы эксплуатировать ослабленное государство империи, Йездегерд I римских пленников-христиан, которые были спасены после победы Ирана над гуннами . вернул на римскую территорию [1] Римский император Аркадий ( годы правления 383–408 ) попросил Йездигерда о помощи, чтобы гарантировать наследование его маленького сына Феодосия в результате щедрости шаха. [1] [8]
Этот отчет упоминается только римским историком VI века Прокопием и был подвергнут сомнению его коллегой-римским историком Агафием , который писал, что отчет был «на устах» «как у римских простолюдинов, так и у аристократов». [9] но отсутствовал в современных источниках. [8] Однако Йездигерд I согласился выступить в роли защитника Феодосия и пригрозил начать войну против любого, кто попытается подвергнуть его опасности. [8] [1] По словам Прокопия, «верно соблюдая заветы Аркадия, [Йездегерд] принял и продолжал без перерыва политику глубокого мира с римлянами и, таким образом, сохранил империю для Феодосия». [1] Шах послал Антиоха , «самого замечательного и высокообразованного советника и наставника», обучать Феодосия. [1]
Отношения с христианами
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]
Йездигерд I, как и все другие сасанидские правители, был приверженцем зороастризма . [10] один из его предшественников, могущественный сасанидский шах Шапур II ( годы правления 309–379 Считалось, что ), жестоко преследовал христиан Ирана с 340 по 379 годы в ходе «Великого преследования». [11] Хотя и более поздние шахи — Йездигерд I, Бахрам V ( годы правления 420–438 ), Йездигерд II ( годы правления 438–457 ), Пероз I ( годы правления 459–484 ), Хосров I ( годы правления 531–579 ) и Хосров II (годы правления 459–484). р. 591–628 ) — также говорили, что преследовали Церковь Востока , церковь быстро расширялась. [11] Согласно агиографическим источникам, это произошло из-за «непоколебимой враждебности зороастрийских религиозных авторитетов к христианам». [12]
Однако преследование христиан ограничивалось их религиозными лидерами, которые не выполнили обязательства, требуемые от них судом. [13] Хотя Шапур II наказал ведущих священников за неподчинение, ни он, ни его двор не преследовали христианское население в целом; [13] «Великое преследование» было вымышленным. [13] По мнению современного историка Эберхарда Зауэра, сасанидские шахи преследовали другие религии только тогда, когда это было в их неотложных политических интересах. [14] Убийство христиан Шапуром II произошло из-за отказа священнических лидеров более полно участвовать в управлении империей. [13] Наконец, это было достигнуто во время правления Йездигерда, когда лидеры жрецов согласились сотрудничать с двором. [15]
Основание иранской церкви
[ редактировать ]
Правление Йездигерда I стало знаковым событием для христиан Ирана. По совету римского епископа Маруты он признал Церковь Востока в 410 году; это привело к созданию иранской церкви, которая провозгласила свою независимость от римской церкви в 424 году. [16] [1] Указ Йездигерда был назван сасанидской версией Миланского эдикта 313 года римского императора Константина Великого ( годы правления 306–337 ). [1] [17] Церкви, святыни мучеников и монастыри вскоре были основаны под властью иранской бюрократии. [15] Они находились возле двора в сасанидской столице Ктесифоне , что свидетельствует о согласии Йездигерда (который финансировал церкви, главными покровителями которых были восточно-сирийские или римские дипломаты). [15] Одним из его жестов щедрости было разрешение христианам хоронить своих мертвецов, которые, по мнению зороастрийцев, оскверняли землю. [18]
Число христианских элит в бюрократии увеличивалось, и этот поток продолжался до падения империи в 651 году. [15] Хотя священнические лидеры, такие как Шемон Бар Саббае и его коллеги, ревностно выступали против просьбы Шапура II участвовать в имперской бюрократии, епископы начали действовать как агенты Ирана (отмечаясь от зороастризма) в пятом веке. [15] Йездигерд воспользовался услугами жреческих лидеров, отправив патриарха католикоса Ктесифона в качестве посредника между собой и своим братом (правителем Парса на юге Ирана). [1] Другой патриарх был послом Йездигерда к Феодосию. [1] Похоже, шах не очень хорошо разбирался в христианстве и (как и Шапур II) был больше заинтересован в улучшении политических и экономических возможностей своей империи. [19] Благодаря терпимому отношению к христианам он описывается в их летописях как «благородная душа» и второй Кир Великий ( годы правления 550–530 до н. э. ), основатель иранской империи Ахеменидов . [20]
Преследование
[ редактировать ]В конце правления Йездигерда его терпимость к христианам была проверена их безрассудством. [21] Абда , епископ Ормазд-Ардашира в Хузестане , и группа христианских священников и мирян сровняли с землей зороастрийский храм огня в ок. 419–420 ; суд призвал их к ответу за свои действия. [22] Говорят, что Йездигерд спросил Абду: «Поскольку ты вождь и лидер этих людей, почему ты позволяешь им презирать наше королевство, нарушать наши приказы и действовать в соответствии со своей собственной волей? Ты разрушаешь и разрушаешь наши молитвенные дома и основания наших храмов огня, которые мы получили от отцов наших отцов в честь?» [22] Хотя Абда и колебался с ответом, священник из его окружения ответил: «Я разрушил фундамент и потушил огонь, потому что это не дом Божий, и огонь не дочь Бога». [22] Сообщается, что снос храма огня был способом продемонстрировать «победу христианства». [22]
Абда отказался восстановить храм огня, и он и его окружение были казнены. [22] В другом месте священник потушил священный огонь и отслужил там мессу . [18] Йездигерд I, вынужденный поддаться давлению зороастрийского духовенства, изменил свою политику по отношению к христианам и приказал их преследовать. [14] Вероятно, из-за смены политики Йездигерд назначил Михра Нарсе из семьи Сурен своим министром ( вузург фрамадар ). [1] Это краткое преследование не испортило изображение Йездигерда I в христианских источниках. [23] некоторые из которых оправдывали его действия. [9]
Отношения с евреями
[ редактировать ]
К евреям Ирана Йездигерд I относился настолько великодушно и почтительно, что их эксиларх называл его новым Киром Великим, освободившим евреев из вавилонского плена . [1] [24] Хотя Йездигерд, как сообщается, любезно приветствовал раввинов и цитировал им Священные Писания, [25] отчет может быть продуктом предвзятой еврейской историографии . [25] У него была жена-еврейка Шушандухт , дочь эксиларха. [26] Личность ее отца неизвестна; возможно, это был Мар Кахана I, Мар Йемар или Мар Зутра . [27] В среднеперсидском тексте по географии «Шахрестаниха и Эраншахр» ( «Столицы провинций Ирана ») сообщается, что Йездигерд поселил евреев в Спахане по просьбе Шушандухта. [27] и она была матерью его сына Бахрама V. [27] По мнению иранолога Эрнста Герцфельда , гробница Эстер и Мордехая в Хамадане была местом захоронения не Эстер и Мордехая , а места захоронения Шушандухта. [28]
Личность и отношения с дворянством и духовенством
[ редактировать ]Римские источники описывают Йездигерда I как проницательного, великодушного и дружелюбного правителя. [29] Говорят, что он был начитанным, «с самого начала» он был известен «благородством характера» и как защитник «бедных и несчастных». [2] Однако персидские и арабские источники называют его «грешником» ( базехкар или безегар ) и «изгоем» ( дабхр ). [29] [2] [б] Они описывают его как монарха, который злоупотреблял своей властью, запугивая и подавляя знать и зороастрийское духовенство. [29] Этот враждебный взгляд на Йездигерда обусловлен его миролюбивым отношением к римлянам и его религиозной терпимостью к незороастрийцам страны (христианам и евреям). [29]
Враждебность духовенства по отношению к Йездегерду была вызвана казнью им нескольких зороастрийских священников, которые не одобряли его дружелюбное управление религиозными меньшинствами. [29] Хорошо зная судьбу своего предшественника, Йездигерд I не мог довериться знати и не позволял ей приобрести чрезмерное влияние за счет царской власти; [2] [24] поэтому он был в разладе с дворянством и духовенством. [2] [30] Однако Йездигерд был более компетентным, чем его недавние предшественники, и его правление рассматривается в истории Сасанидов как период обновления. [31]
Монеты и имперская идеология
[ редактировать ]
На монетах Йездигерда I он изображен в сочетании куполообразной короны, которую использовал Ардашир II , с двумя зубцами и полумесяцем на вершине. [1] Его правление знаменует собой сдвиг в политической перспективе Сасанидской империи, которая (первоначально ориентированная на Запад) переместилась на Восток. [32] Сдвиг, возможно, был спровоцирован враждебными племенами в восточном Иране. [32] Война с иранскими гуннами , возможно, пробудила мифическое соперничество между мифологическими иранскими каянскими правителями и их туранскими врагами, что иллюстрируется младоавестийскими текстами . [32] Титул Рамшахра (миротворца в [его] владениях) был добавлен к традиционному «Королю царей иранцев и неиранцев» на монетах Йездигерда. [33] [34] [с] В среднеперсидской героической поэме «Айадгар-и Зариран» ( «Завещание Зарера ») этот титул использовался последним каянским монархом ( Виштаспой X века ) и встречается в зороастрийском Денкарде . [36] Сасанидский интерес к каянской идеологии и истории сохранялся до конца империи. [37]
При Йездигерде I в городе Йезд был основан монетный двор (под аббревиатурой монетного двора «YZ»), что свидетельствует о его растущем значении. [38] В Гурре также был основан монетный двор. [39] и, возможно, Гарум . [40]
Строительная деятельность
[ редактировать ]Йездигерд I известен тем, что приказал обновить ряд городов, в том числе Кумис , Хамадан, Сузы , Шуштар и Спахан. [41] Говорят, что его военачальники основали города Акда и Майбуд . [38]
Смерть и преемственность
[ редактировать ]
V века Йездегерд I умер в 420 году. По словам армянского историка Мовсеса Хоренаци , причиной его смерти стала болезнь. [1] Однако , согласно старой народной легенде, упомянутой Фирдоуси в « Шахнаме» , его насмерть забила белая лошадь, внезапно поднявшаяся из Чишмих-и Су или Чишмих-и Сабза (зеленого источника), примыкающего к городу Тус . в восточной провинции Абаршахр . [42] Сообщается, что после этого лошадь внезапно исчезла. [43] Немецкий востоковед Теодор Нёльдеке предположил, что «Фирдоуси безрассудно привил эту традицию к традициям своего родного города Туса». [43] и убийство могло произойти в Гургане ; [43] легенда предшествовала работе Фирдоуси. [43] Независимо от того, произошла ли смерть Йездигерда в Тусе или в Гургане, легенда, вероятно, была сфабрикована парфянской знатью, которая приказала убить Йездигерда I на далеком северо-востоке (традиционная родина парфян и часть вотчины трех сильных парфянских семей, включая Канарангийцев , которые базировались в районе Туса). [43]
Знать и духовенство, презиравшие Йездигерда I, теперь стремились лишить его сыновей королевской власти. Известны три: Шапур, Бахрам и Нарсе. [36] [1] Шапур (царь-правитель Армении ) бросился в Ктесифон и принял корону как Шапур IV , но был предан своими придворными и убит. [1] [36] сына Бахрама IV Хосрова . Затем дворянство посадило на трон [36] Бахрам, выросший при дворе Лахмидов в аль-Хире , прибыл в Ктесифон с арабской армией и оказал давление на знать, чтобы та признала его шахом Бахрамом V. [1] Его брат Нарсе был назначен губернатором Абаршахра. [1]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Шахбази 2003 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шахбази 2005 .
- ^ Макдонаф 2013 , с. 604 (примечание 3).
- ^ Визехёфер 2018 .
- ^ Jump up to: а б с Макдонаф 2013 , с. 604.
- ^ Макдонаф 2013 , с. 604 (см. также примечание 3).
- ^ Jump up to: а б Пуршариати 2008 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б с Эдвелл 2013 , с. 850.
- ^ Jump up to: а б Макдонаф 2008 , с. 132.
- ^ Пейн 2015 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Пейн 2015 , с. 25.
- ^ Пейн 2015 , стр. 25–26.
- ^ Jump up to: а б с д Пейн 2015 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б Зауэр 2017 , с. 190.
- ^ Jump up to: а б с д и Пейн 2015 , с. 44.
- ^ Шайеган 2013 , с. 808.
- ^ Макдоноу 2008 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б Бойс 1984 , с. 121.
- ^ Пейн 2015 , с. 46.
- ^ Дарьяи 2019 , с. 37.
- ^ Бойс 1984 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б с д и Пейн 2015 , с. 47.
- ^ Макдоноу 2008 , с. 131.
- ^ Jump up to: а б Киа 2016 , с. 280.
- ^ Jump up to: а б Дарьяи 2014 , с. 78.
- ^ Дарьяи 2002 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б с Нетцер 2007 , стр. 74–77.
- ^ Нетцер 1998 , стр. 657–658.
- ^ Jump up to: а б с д и Киа 2016 , с. 279.
- ^ Киа 2016 , стр. 279–280.
- ^ Дарьяи и Резахани 2017 , с. 158.
- ^ Jump up to: а б с Шайеган 2013 , с. 807.
- ^ Шиндель 2013 , стр. 836–837.
- ^ Дарьяи 2002 , с. 91.
- ^ Дарьяи 2002 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б с д Дарьяи 2014 , с. 22.
- ^ Дарьяи 2002 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б Чоксы 2020 , с. 227.
- ^ Мири 2012 , с. 55.
- ^ Мири 2012 , с. 93.
- ^ Чоксы 2020 , с. 225.
- ^ Пуршариати 2008 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б с д и Пуршариати 2008 , с. 67.
Источники
[ редактировать ]- Бойс, Мэри (1984). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Психология Пресс. стр. 1–252. ISBN 9780415239028 .
- Чокси, Джамшид К. (2020). «Йезд: «Добрый и благородный город» и «Обитель поклонения» ». В Дюран-Геди, Давид; Моттахеде, Рой; Пол, Юрген (ред.). Города средневекового Ирана . Брилл. стр. 217–252. ISBN 978-90-04-43433-2 .
- Дарьяи, Турадж (2014). Сасанидская Персия: Взлет и падение империи . ИБТаурис. стр. 1–240. ISBN 978-0857716668 .
- Дарьяи, Турадж (2000). «Йездегерд II » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, онлайн- издание Фонд Энциклопедии Ираника.
- Дарьяи, Турадж; Резахани, Ходадад (2017). «Сасанидская империя». В Дарьяи, Турадж (ред.). Царь семи стран: история древнего иранского мира (3000 г. до н.э. – 651 г. н.э.) . UCI Иорданский центр персидских исследований. стр. 1–236. ISBN 9780692864401 .
- Дарьяи, Турадж (2002). «История, эпос и нумистатика: о титуле Йездигерда I (Рамшахра)». Американский журнал нумизматики . 14 : 89–95. JSTOR 43580250 . ( требуется регистрация )
- Дарьяи, Турадж (2019). «Сасанидская империя» . Сирийский мир : 33–43.
- Эдвелл, Питер (2013). «Сасанидские взаимодействия с Римом и Византией». В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник по Древнему Ирану . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–1021. ISBN 9780190668662 .
- Киа, Мехрдад (2016). Персидская империя: Историческая энциклопедия [2 тома]: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1610693912 .
- Макдонаф, Скотт (2008). «Второй Константин?: Сасанидский король Йездгард в христианской истории и историографии». Журнал поздней античности . 1 . Издательство Университета Джонса Хопкинса: 127–140. дои : 10.1353/jla.0.0000 . S2CID 162392426 .
- Макдонаф, Скотт (2013). «Военные и общество в Сасанидском Иране». В Кэмпбелле, Брайан; Тритл, Лоуренс А. (ред.). Оксфордский справочник по войне в классическом мире . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–783. ISBN 9780195304657 .
- Мири, Негин (2012). «Сасанидский Парс: историческая география и административная организация» . Сасаника : 1–183. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Нетцер, Амнон (2007). «Исфахан XVIII. Еврейская община » В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том XIV/1: Исфахан IX. Период Пехлеви – Исфахан XXII. Газийский диалект . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 74–77. ISBN 978-0-933273-99-3 .
- Нетцер, Амнон (1998). «Эсфирь и Мордехай» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том VIII/6: Эршад аз-Зераа – Этешад-аль-Салтана . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 657–658. ISBN 978-1-56859-055-4 .
- Пейн, Ричард Э. (2015). Состояние смеси: христиане, зороастрийцы и иранская политическая культура в поздней античности . Университет Калифорнии Пресс. стр. 1–320. ISBN 9780520961531 .
- Пуршариати, Парване (2008). Упадок и падение Сасанидской империи: Сасанидско-Парфянская конфедерация и арабское завоевание Ирана . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-1-84511-645-3 .
- Зауэр, Эберхард (2017). Сасанидская Персия: между Римом и степями Евразии . Лондон и Нью-Йорк: Издательство Эдинбургского университета. стр. 1–336. ISBN 9781474401029 .
- Шиндель, Николаус (2013). «Сасанидская чеканка». В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник по Древнему Ирану . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–1021. ISBN 9780190668662 .
- Шахбази, А. Шапур (2003). «Йездегерд I » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, онлайн- издание Фонд Энциклопедии Ираника.
- Шахбази, А. Шапур (2005). «Сасанидская династия » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, онлайн- издание Фонд Энциклопедии Ираника.
- Шайеган, М. Рахим (2013). «Сасанидская политическая идеология». В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник по Древнему Ирану . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–1021. ISBN 9780190668662 .
- Визехёфер, Йозеф (2018). «Йездигерд I (МП Йездгирд)» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .