персы

Страница полузащищена
(Перенаправлено с персидского народа )

персы
Персы/персидский/иранский
Общая численность населения
в. 60+ миллионов [1]
Регионы со значительной численностью населения
 Иран 51–65% [2] [3] [4] (также включая Гилакса и Мазандераниса ) [2] от общей численности населения
Языки
Персидский , другие иранские языки
Религия
Большинство:
Шиитский ислам
Меньшинство:
Зороастризм , христианство , вера бахаи , суннитский ислам и другие. [5]
Родственные этнические группы
Другие иранские народы

Персы составляющая ( / ˈ p ɜːr ʒ ən z / PUR -zhənz или / ˈ p ɜːr ʃ ən z / PUR -shənz ) — иранская этническая группа, более половины населения Ирана . [4] Они имеют общую культурную систему и являются носителями персидского языка. [6] [7] [8] а также языков, близких к персидскому . [9]

Древние персы изначально были древним иранским народом , который мигрировал в регион Персида (соответствующий современной иранской провинции Фарс ) к 9 веку до нашей эры. [10] [11] Вместе со своими соотечественниками-союзниками они основали и управляли одними из самых могущественных империй мира. [12] [11] которые широко известны своим огромным культурным, политическим и социальным влиянием, которое охватывало большую часть территории и населения древнего мира . [13] [14] [15] На протяжении всей истории персидский народ вносил большой вклад в искусство и науку . [16] [17] [18] Персидская литература - одна из самых выдающихся литературных традиций мира. [19]

В современной терминологии люди из Афганистана , Таджикистана и Узбекистана, которые по своей природе говорят на персидском языке, известны как таджики , причем в первых двух странах есть свои собственные диалекты персидского языка, известные как дари и таджики соответственно; тогда как жители Кавказа (в первую очередь в современной Азербайджанской Республике и Дагестане , Россия ), хотя и сильно ассимилированные, известны как таты . [20] [21] Однако исторически термины таджикский и тат использовались как синонимы и взаимозаменяемые с персидским языком . [20] Многие влиятельные персидские деятели были выходцами из-за пределов нынешних границ Ирана — с северо-востока в Афганистане и Центральной Азии и, в меньшей степени, с Кавказа на северо-западе. [22] [23] В историческом контексте, особенно в английском языке , «персидский» может определяться более широко (часто как национальная идентичность), охватывая все субъекты древнего персидского государства, независимо от их этнического происхождения.

Этноним

Этимология

Термин «персидский» , означающий «из Персии», происходит от латинского Persia , которое в свою очередь происходит от греческого Persís ( Περσίς ), [24] эллинизированная форма древнеперсидского парса ( 𐎱𐎠𐎼𐎿 ), которая развивается в фарс ( فارس ) на современном персидском языке. [25] В Библии , особенно в книгах Даниила , Эстер , Ездры и Нехемии , оно дается как Парас ( פָּרָס ).

Греческая народная этимология связывает это имя с Персеем , легендарным персонажем греческой мифологии . Геродот рассказывает эту историю: [26] задумав иностранного сына Перса , от которого персы взяли имя. Судя по всему, персы сами знали эту историю, [27] будучи Ксерксом, я пытался использовать его, чтобы подкупить аргивян во время его вторжения в Грецию, но в конечном итоге мне это не удалось.

История использования

Хотя Персида (собственно Персия) была лишь одной из провинций древнего Ирана, [28] разновидности этого термина (например, Персия ) были приняты из греческих источников и использовались в качестве экзонима для всей Персидской империи в течение многих лет. [29] Таким образом, особенно в западном мире , названия Персия и Персидский стали обозначать весь Иран и его подданных. [29] [10]

Некоторые средневековые и ранние современные исламские источники также использовали родственные термину персидский язык для обозначения различных иранских народов и языков, включая говорящих на хорезмийском языке . [30] Мазандерани , [31] и староазербайджанский . [32] Иракский историк X века Аль-Масуди называет пехлеви , дари и азари диалектами персидского языка. [33] путешественник и ученый Ибн Баттута назвал афганцев Кабула В 1333 году средневековый марокканский особым подплеменем персов. [34] Леди Мэри (Леонора Вульф) Шейл в своих наблюдениях за Ираном в эпоху Каджара утверждает, что курды и леки считали себя принадлежащими к расе «старых персов». [35]

21 марта 1935 года тогдашний король Ирана Реза-шах из династии Пехлеви издал указ, в котором просил международное сообщество использовать термин Иран , местное название страны, в официальной переписке. Однако термин «персы» до сих пор исторически используется для обозначения преобладающего населения иранских народов, проживающих на иранском культурном континенте . [36] [37]

История

Персия впервые упоминается в ассирийских источниках третьего тысячелетия до нашей эры в древнеассирийской форме Парахше , обозначающей регион, принадлежавший шумерам . Название этого региона было принято кочевым древним иранским народом , который мигрировал в регион на западе и юго-западе озера Урмия , в конечном итоге став известным как «персы». [10] [38] девятого века до нашей эры Неоассирийская надпись на Черном обелиске Салманасара III , найденная в Нимруде , дает ему в позднеассирийских формах Парсуа и Парсумаш как регион и народ, расположенный в горах Загрос , последний, вероятно, мигрировал на юг и вместе с собой перенесли название региона на то, что впоследствии стало Персидой (собственно Персия, т. е. современный Фарс ), и это считается самым ранним свидетельством существования древнего персидского народа. [39] [40] [41] [42] [43]

Древняя персидская одежда, которую носили солдаты и дворяне. История костюма Брауна и Шайдера (1861–1880).

Древние персы сыграли важную роль в падении Неоассирийской империи . [44] Мидяне , которая к 612 году до нашей эры стала ведущей культурной , еще одна группа древнего иранского народа, объединили регион под властью империи с центром в Мидии и политической державой региона того времени. [45] Тем временем при династии Ахеменидов персы образовали вассальное государство центральной мидийской державы. В 552 г. до н.э. персы-ахемениды восстали против мидийской монархии, что привело к победе Кира Великого над троном в 550 г. до н.э. Персы распространили свое влияние на остальную часть того, что считается Иранским нагорьем , и ассимилировались с неиранскими коренными группами региона, включая эламитов и маннеев . [46]

Карта империи Ахеменидов в ее наибольшем масштабе.

В наибольшей степени Империя Ахеменидов простиралась от частей Восточной Европы на западе до долины Инда на востоке, что делало ее крупнейшей империей, которую когда-либо видел мир. [11] Ахемениды разработали инфраструктуру для поддержки своего растущего влияния, включая основание городов Пасаргады и Персеполь . [47] Империя простиралась до границ греческих городов-государств на территории современной материковой Греции , где персы и афиняне оказывали влияние друг на друга, что, по сути, представляло собой взаимный культурный обмен. [48] царство Его наследие и влияние на Македонское также были особенно огромными. [14] даже на протяжении столетий после ухода персов из Европы после греко-персидских войн . [14]

IV века до нашей эры Древние персидские и греческие солдаты, изображенные на цветной реконструкции саркофага Александра .

В эпоху Ахеменидов персидские колонисты поселились в Малой Азии . [49] В Лидии (важнейшая сатрапия Ахеменидов), близ Сард , находилась Гирканская равнина , получившая, по мнению Страбона , свое название от персидских поселенцев, переселенных из Гиркании . [50] Точно так же недалеко от Сард находилась равнина Кира, что еще раз указывало на присутствие в этом районе многочисленных персидских поселений. [51] Сообщается, что на протяжении всех этих столетий Лидия и Понт были главными центрами поклонения персидским богам в Малой Азии. [51] По словам Павсания , уже во втором веке нашей эры в городах Гирокесарии и Гипепы можно было стать свидетелем ритуалов, напоминавших персидскую огненную церемонию . [51] Митридат III Киус , персидский дворянин и часть персидской правящей элиты города Кий основал Понтийское царство в северной части Малой Азии. , в более поздние годы своей жизни [52] [53] На пике своего могущества, при печально известном Митридате VI Великом , Понтийское царство также контролировало Колхиду , Каппадокию , Вифинию , греческие колонии Херсонеса Таврического и на короткое время римскую провинцию Азию . После длительной борьбы с Римом в Митридатовых войнах Понт потерпел поражение; часть его была включена в состав Римской республики как провинция Вифиния и Понт , а восточная половина сохранилась как клиентское королевство.

После македонских завоеваний персидские колонисты в Каппадокии и остальной части Малой Азии были отрезаны от своих единоверцев в собственно Иране, но продолжали исповедовать иранскую веру своих предков. [54] Страбон, наблюдавший их в Каппадокийском царстве в первом веке до нашей эры, сообщает (XV.3.15), что эти «разжигатели огня» владели многими «святыми местами персидских богов», а также храмами огня. [54] Страбон, писавший во времена Августа ( годы правления 27 г. до н. э. — 14 г. н. э .), почти через триста лет после падения Персидской империи Ахеменидов, фиксирует лишь следы присутствия персов в западной части Малой Азии; однако он считал Каппадокию «почти живой частью Персии». [55]

Господство Ирана рухнуло в 330 г. до н. э. после завоевания Империи Ахеменидов Александром Великим , но вскоре после этого возобновилось благодаря созданию Парфянской империи в 247 г. до н. э., которая была основана группой древнего иранского народа, вышедшего из Парфии . До парфянской эпохи иранская идентичность имела этническую, языковую и религиозную ценность. Однако это еще не имело политического значения. [56] Парфянский язык , который использовался в качестве официального языка Парфянской империи, оказал влияние на персидский, [57] [58] [59] а также на соседнем армянском языке .

Барельеф в Накше-Рустаме, изображающий победу сасанидского правителя Шапура I над римским правителем Валерианом и Филиппом Араба .

На смену парфянской монархии пришла персидская династия Сасанидов в 224 году нашей эры. Ко времени Сасанидской империи сформировалась национальная культура, полностью осознавшая свою иранскую принадлежность, частично мотивированная восстановлением и возрождением мудрости «старых мудрецов» ( dānāgān pēšēnīgān ). [56] Другие аспекты этой национальной культуры включали прославление великого героического прошлого и архаичного духа. [56] На протяжении всего этого периода иранская идентичность достигла своего апогея во всех аспектах. [56] Среднеперсидский язык , который является непосредственным предком современного персидского языка и множества других иранских диалектов. [57] [60] [61] [62] стал официальным языком империи [63] и был широко распространен среди иранцев. [56]

Парфяне и сасаниды также активно взаимодействовали с римлянами в культурном отношении. Римско -персидские войны и византийско-сасанидские войны на протяжении веков формировали ландшафт Западной Азии , Европы , Кавказа , Северной Африки и Средиземноморского бассейна. На протяжении более 400 лет сасаниды и соседние византийцы признавались двумя ведущими державами мира. [64] [65] [66] Каппадокия в поздней античности , то есть уже в римскую эпоху, все еще сохраняла значительный иранский характер; Стивен Митчелл отмечает в Оксфордском словаре поздней античности : «Многие жители Каппадокии имели персидское происхождение, а иранское поклонение огню засвидетельствовано еще в 465 году». [67]

После арабского завоевания Сасанидской империи в средние века арабские халифаты установили свою власть над регионом на следующие несколько столетий, в течение которых длительный процесс исламизации Ирана происходил . Столкнувшись с культурным и языковым доминированием персов, начиная с халифата Омейядов , арабские завоеватели начали устанавливать арабский язык в качестве основного языка подчиненных народов по всей своей империи, иногда насильственно, что еще больше подтверждало новую политическую реальность в регионе. [68] Арабский термин «Аджам» , обозначающий «людей, неспособных правильно говорить», был принят в качестве обозначения неарабов (или не говорящих по-арабски), особенно персов. [69] Хотя этот термин приобрел уничижительное значение и подразумевал культурную и этническую неполноценность, постепенно он был принят как синоним слова «перс». [68] [70] [71] и до сих пор остается обозначением персоязычных общин, проживающих в современных арабских государствах Ближнего Востока. [72] был основан ряд мусульманских иранских королевств Позже на окраинах приходящего в упадок Аббасидского халифата девятого века , в том числе царство Саманидов , при котором персидский язык стал официально использоваться впервые после двух столетий отсутствия подтверждений существования язык, [73] теперь он получил арабскую графику и большой арабский словарный запас. [74] Персидский язык и культура продолжали преобладать после вторжений и завоеваний монголов и тюрков (включая Ильханство , Газневидов , Сельджуков , Хорезмийцев и Тимуридов ), которые сами были значительно персидизированы , развиваясь в дальнейшем в Малой Азии , Средней Азии и Южной Азии. Азия , где персидская культура процветала благодаря расширению персидских обществ , особенно тюрко-персидских и индо-персидских смесей.

Одним из первых действий, совершенных шахом Исмаилом I из династии Сефевидов, было провозглашение двенадцатой деноминации шиитского ислама официальной религией его недавно основанной Персидской империи . [75]

После более чем восьми столетий иностранного правления в регионе иранская гегемония была восстановлена ​​с появлением Империи Сефевидов в 16 веке. [76] При Империи Сефевидов внимание к персидскому языку и идентичности было еще больше возрождено, и политическая эволюция империи снова сохранила персидский язык в качестве основного языка страны. [77] Во времена Сефевидов и последующих современных иранских династий, таких как Каджары , архитектурные и иконографические элементы времен Сасанидской Персидской империи были повторно включены, связывая современную страну с ее древним прошлым. [78] Современное принятие наследия древних империй Ирана с акцентом на Персидскую империю Ахеменидов, особенно развитое во время правления династии Пехлеви , обеспечивает мотив современной националистической гордости. [79] Современная архитектура Ирана была тогда вдохновлена ​​архитектурой классических эпох страны, особенно с заимствованием деталей из древних памятников в столицах Ахеменидов Персеполе и Пасаргадах и сасанидской столице Ктесифоне . [80] Фарс, соответствующий древней провинции Персии, с ее современной столицей Ширазом , стал центром внимания, особенно во время ежегодного международного фестиваля искусств Шираза и 2500-летия основания Персидской империи . [81] Правители Пехлеви модернизировали Иран и правили им до революции 1979 года .

Антропология

В современном Иране персы составляют большинство населения. [4] Они являются носителями современных диалектов персидского языка . [82] который служит официальным языком страны. [83]

персидский язык

Древнеперсидская клинопись на Бехистунской надписи .

Персидский язык относится к западной группе иранской ветви индоевропейской языковой семьи . Современный персидский классифицируется как продолжение среднеперсидского языка , официального религиозного и литературного языка Сасанидской империи , который сам является продолжением древнеперсидского языка , который использовался во времена империи Ахеменидов . [61] [57] [60] Древнеперсидский — один из старейших индоевропейских языков, зафиксированный в оригинальном тексте. [60] Образцы древнеперсидского языка были обнаружены в современном Иране, Армении , Египте , Ираке , Румынии ( Герла ), [84] [85] и Турция . [86] Самый старый засвидетельствованный текст, написанный на древнеперсидском языке, взят из Бехистунской надписи . [87] многоязычная надпись времен ахеменидского правителя Дария Великого, высеченная на скале в западном Иране.

Связанные группы

Существует несколько этнических групп и сообществ, этнически или лингвистически связанных с персидским народом, проживающих преимущественно в Иране, а также на территории Афганистана, Таджикистана, Узбекистана, Кавказа, Турции, Ирака и арабских государств Персидского залива . [88]

Таджики говорящие — коренные жители Таджикистана , Афганистана и Узбекистана, на персидском языке на различных диалектах. [20] Таджики Таджикистана и Узбекистана являются носителями таджикского языка , который является официальным языком Таджикистана, а жители Афганистана говорят на дари , одном из двух официальных языков Афганистана.

Таты — иранский народ , родом с Кавказа (преимущественно проживающий в Азербайджанской Республике и Российской республике Дагестан ), говорят на языке ( татском языке ), близком к персидскому. [89] Происхождение татского народа восходит к ираноязычному населению, переселенному на Кавказ ко времени Сасанидской империи. [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96]

Луры , этнический иранский народ , родом из западного Ирана, часто ассоциируются с персами и курдами . [97] Они говорят на различных диалектах языка Лури , который считается потомком среднеперсидского языка . [98] [99] [62]

Хазарейцы , , составляющие третью по численности этническую группу в Афганистане [100] [101] [102] говорю на персидском языке по имени Хазараги , [103] что, точнее, является частью континуума диалекта дари. [104] [105] Аймаки полукочевой народ, родом из Афганистана. [106] говорят на разновидности персидского языка под именем Аймаки , который также принадлежит к континууму диалекта дари. [82] [107]

Персоязычные сообщества, проживающие в современных арабских странах, обычно обозначаются как Аджам . [72] включая Аджам Бахрейна , Аджам Ирака и Аджам Кувейта .

Парсы Южную — зороастрийская община персидского происхождения, мигрировавшая в Азию , спасаясь от религиозных преследований после падения Сасанидской империи . [108] Они сыграли значительную роль в развитии Индии , Пакистана и Шри-Ланки , а также сыграли роль в развитии иранского национализма в конце правления Каджара и династии Пехлеви. [109] Они в основном расположены в западных регионах Индии, главным образом в штатах Гуджарат и Махараштра , с меньшими общинами в других частях Индии, а также в Южной и Юго-Восточной Азии. [110] Они говорят на диалектной версии гуджарати и больше не говорят на персидском языке. [111] Однако они продолжают использовать авестийский язык в качестве богослужебного языка. [111] Парсы адаптировали многие обычаи и тенденции окружавших их индийских групп, такие как индийские нормы одежды и соблюдение многих индийских фестивалей и церемоний. [111]

Культура

От Персиды и всей Мидийской, Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской империй древнего Ирана до соседних греческих городов-государств и Македонского царства . [112] [14] а позже и во всем средневековом исламском мире , [113] [17] На протяжении всего пути до современного Ирана и других частей Евразии персидская культура распространялась, прославлялась и инкорпорировалась. [114] [18] [113] [115] Это связано главным образом с ее геополитическими условиями и ее сложными отношениями с постоянно меняющейся политической ареной, когда-то столь же доминирующей, как Империя Ахеменидов.

Художественное наследие персов эклектично и включает в себя вклады как Востока, так и Запада. Благодаря центральному расположению Ирана персидское искусство послужило точкой слияния восточных и западных традиций. Персы внесли свой вклад в различные виды искусства, включая каллиграфию , ковроткачество , изделия из стекла , лаковые изделия , маркетри ( хатам ), изделия из металла , миниатюрную иллюстрацию , мозаику , гончарное дело и текстильный дизайн . [16]

Литература

Известно, что персидский язык является одной из старейших и наиболее влиятельных литератур в мире. [19] Древнеперсидские письменные произведения засвидетельствованы в нескольких надписях между VI и IV веками до нашей эры, а среднеперсидская литература засвидетельствована в надписях парфянской и сасанидской эпох, а также в зороастрийских и манихейских писаниях между III и X веками нашей эры. Новая персидская литература процветала после арабского завоевания Ирана , самые ранние записи которой относятся к 9 веку. [116] и получил развитие как придворная традиция во многих восточных судах. [19] « Шахнаме» , Фирдоуси произведения Руми , « Рубайят» , Омара Хайяма « Пандж Гандж» , Низами Гянджеви « Диван » Хафеза , «Совещание птиц» Аттара из Нишапура и сборник «Гулистана» и «Бустана » Саади Ширази . знаменитые произведения средневековой персидской литературы. Процветающая современная персидская литература также была сформирована произведениями таких писателей, как Ахмад Шамлу , Форуг Фаррохзад , Мехди Ахаван-Салес , Парвин Этесами , Садег Хедаят и Симин Данешвар и других.

Не вся персидская литература написана на персидском языке, поскольку в нее также могут быть включены произведения, написанные персами на других языках, например арабском и греческом. В то же время не вся литература, написанная на персидском языке, написана этническими персами или иранцами, поскольку тюркские, кавказские и индийские авторы также использовали персидскую литературу в среде персидских культур .

Архитектура

Наиболее яркими примерами древней персидской архитектуры являются произведения Ахеменидов, родом из Персиды . Архитектура Ахеменидов , датируемая расширением империи около 550 г. до н. э., процветала в период художественного роста, который оставил после себя наследие, начиная от торжественной гробницы Кира Великого в Пасаргадах до построек в Персеполе и Накше-Ростаме . [117] Цитадель Бама , массивное сооружение площадью 1 940 000 квадратных футов (180 000 м²). 2 ), построенный на Шелковом пути в Баме , датируется примерно 5 веком до нашей эры. [118] Типичной особенностью архитектуры Ахеменидов был ее эклектичный характер, в который были включены элементы мидийской архитектуры, ассирийской архитектуры и азиатской греческой архитектуры. [119]

Архитектурное наследие Сасанидской империи включает, среди прочего, замковые укрепления, такие как Дербентские укрепления (расположенные на Северном Кавказе , ныне часть России ), замок Рудхан и замок Шапур-Хваст , такие дворцы, как дворец Ардашира и дворец Сарвестан , такие мосты, как Шахристанский мост и мост Шапури , арка Ктесифона и рельефы в Так-е Бостан .

Архитектурные элементы времен древней персидской империи Ирана были приняты и включены в более поздний период. [78] Они использовались особенно во время модернизации Ирана во время правления династии Пехлеви, чтобы способствовать характеристике современной страны с ее древней историей. [79] [80]

Сады

Ксенофонт в своем «Оэкономике » [120] говорится:

«Великий царь [Кир II]... во всех округах, в которых он проживает и посещает, заботится о том, чтобы были paradeisos («рай»), как они [персы] их называют, полные хороших и красивых вещей, которые есть в почве. производить."

Персидский сад , самые ранние примеры которого были найдены по всей империи Ахеменидов, занимает важное место в персидской архитектуре. [121] Сады занимали важное место для ахеменидских монархов. [120] и использовал передовые знания Ахеменидов в области водных технологий, [122] включая акведуки , самые ранние зарегистрированные ручьи с самотеком и бассейны, расположенные в геометрической системе. Огораживание этих симметрично расположенных насаждений и орошения инфраструктурой типа дворца создавало впечатление «рая». [123] Само слово «рай» происходит от авестийского «pairidaēza» ( древнеперсидское paridaida ; новоперсидское pardis , фердоус ), что буквально переводится как «обнесенный стеной». Персидский сад , характеризующийся четырехсторонним дизайном ( чарбак ), на протяжении всей истории развивался и принимал различные формы. [120] а также был принят в различных других культурах Евразии. года он был внесен в ЮНЕСКО В июне 2011 Список всемирного наследия .

Ковры

Персидский ковер, хранящийся в Лувре .

Ковроткачество является неотъемлемой частью персидской культуры. [124] а персидские ковры считаются одними из самых детализированных произведений искусства, выполненных вручную.

Ахеменидское искусство ковров и ковров широко признано. Ксенофонт описывает производство ковров в городе Сарды, утверждая, что местные жители гордятся своим производством ковров. Особое упоминание о персидских коврах сделано также Афинеем Навкратисским в его «Дейпнософистах» , когда он описывает «восхитительно вышитый» персидский ковер с «нелепыми формами грифонов ». [125]

Ковер Пазырык , скифский ворсовый ковер, датируемый IV веком до нашей эры и считающийся старейшим существующим ковром в мире, изображает элементы ассирийского и ахеменидского дизайна, включая стилистические отсылки к рисункам каменных плит, найденным в персидских царских зданиях. [125]

Музыка

Танцоры и музыканты, изображенные на сасанидской серебряной чаше V-VII веков нашей эры.

По сообщениям Ксенофонта, при дворе Ахеменидов присутствовало большое количество певцов. Однако о музыке той эпохи мало информации. Музыкальная сцена Сасанидской империи имеет более доступную и подробную документацию, чем более ранние периоды, и особенно более очевидна в контексте зороастрийских музыкальных ритуалов . [126] В целом сасанидская музыка имела влияние и была принята в последующие эпохи. [127]

В иранской музыке в целом используются разнообразные музыкальные инструменты, уникальные для региона, которые значительно изменились с древних и средневековых времен. В традиционной сасанидской музыке октава делилась на семнадцать тонов. К концу 13 века иранская музыка также сохраняла октаву с двенадцатью интервалами, что напоминало западные аналоги. [128]

Обряды

Иранский Новый год , Навруз , что в переводе означает «новый день», персы и другие народы Ирана отмечают начало весны в день весеннего равноденствия в первый день фарвардина , первого месяца иранского месяца. календаря , что соответствует примерно 21 марта по григорианскому календарю. Древняя традиция, сохранившаяся в Иране и ряде других стран, находившихся под влиянием древних империй Ирана. [129] [130] Навруз внесен в ЮНЕСКО списки нематериального культурного наследия . [131] В Иране празднования Новруза (включая Чаршанбе Сури и Сиздебедар ) начинаются накануне последней среды предыдущего года по иранскому календарю и продолжаются 13-го числа нового года. Исламские фестивали также широко отмечаются персами-мусульманами.

См. также

Ссылки

  1. ^ «Персидский, Иранский» . Этнолог . Проверено 11 декабря 2018 г. Общее количество иранских персидских пользователей во всех странах.
  2. ^ Перейти обратно: а б Эллинг, Расмус Кристиан (18 февраля 2013 г.). Меньшинства в Иране: национализм и этническая принадлежность после Хомейни . Спрингер. п. 19. ISBN  978-1-137-04780-9 . В «Справочнике фактов » «персидские и персидские диалекты» составляют 58 процентов, но 51 процент населения являются этническими персами, в то время как Библиотека Конгресса утверждает, что на персидском языке «говорят как на родном языке по крайней мере 65 процентов населения и как на втором языке». язык у значительной части оставшихся 35 процентов. Таким образом, «персы», упомянутые в последнем отчете, должны также включать Гилаки и Мази. Однако гилаки и мази на самом деле принадлежат к другой ветви иранской языковой подсемейства, чем персидский, и поэтому их можно рассматривать не как диалекты, а как отдельные языки. Достаточно сказать, что в то время как некоторые ученые рассматривают такие категории, как Гилакис и Мазандаранис, как относящиеся к отдельным этническим группам из-за их языковых особенностей, другие относят их к «персам» точно на том же основании.
  3. ^ Крейн, Кейт; Лал, Ролли; Мартини, Джеффри (6 июня 2008 г.). Политическая, демографическая и экономическая уязвимость Ирана . Корпорация РЭНД. п. 38. ISBN  9780833045270 . Проверено 17 января 2023 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с «Профиль страны: Иран» (PDF) . Библиотека Конгресса – Отдел федеральных исследований . Май 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 7 октября 2015 г. Проверено 30 апреля 2019 г.
  5. ^ «Гоман Опрос» .
  6. ^ Бек, Лоис (2014). Кочевники в послереволюционном Иране: Кашкайцы в эпоху перемен . Рутледж. п. XXII. ISBN  978-1317743866 . (...) этнический перс; придерживается культурных систем, связанных с другими этническими персами (...)
  7. ^ Самади, Хабибе; Перкинс, Ник (2012). Болл, Мартин; Кристал, Дэвид; Флетчер, Пол (ред.). Оценка грамматики: языки Ларса . Многоязычные вопросы. п. 169. ИСБН  978-1-84769-637-3 .
  8. ^ Файр, Р.Н. (29 марта 2012 г.). «ИРАН против НАРОДОВ ИРАНА» . Энциклопедия Ираника . Самая большая группа людей в современном Иране — это персы (*см.), которые говорят на диалектах языка, называемого фарси на персидском языке, поскольку это был прежде всего язык народа Фарса».
  9. ^ Анонби, Эрик Дж. (20 декабря 2012 г.). «ЛОРИ ЯЗЫК ii. Социолингвистический статус лори» . Энциклопедия Ираника . Напротив, в субпровинции Нехаванд в Хамадане проживают этнические персы, для которых нлори является родным языком. (...) То же самое верно и в отношении территорий к юго-западу, югу и востоку от лорийского языкового ареала (...): хотя разновидности, на которых там говорят, демонстрируют больше структурного сходства с лори, чем с персидским, носители идентифицируют себя как этнически персидский.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Ксавье де Планхол (24 января 2012 г.). «ФАРС и. География» . Энциклопедия Ираника . Том. IX. стр.?–336. Имя Фарс, несомненно, засвидетельствовано в ассирийских источниках с третьего тысячелетия до нашей эры под формой Парахше. Первоначально это была «земля лошадей» шумеров (Герцфельд, стр. 181–82, 184–86). Название было принято иранскими племенами, обосновавшимися здесь в 9 веке до нашей эры на западе и юго-западе озера Урмия. Парсуа (Парса) упоминаются там впервые в 843 г. до н. э., во время правления Салманассара III, а затем, после их миграции на юго-восток (Бемер, стр. 193–97), название было перенесено между 690 и 1997 гг. 640, в область, ранее называвшуюся Аншан (см.) в эламских источниках (Герцфельд, стр. 169–71, 178–79, 186). С этого момента название приобрело оттенок этнического региона, земли персов, и вскоре после этого персы основали обширную империю Ахеменидов. Таким образом, возникла бесконечная путаница между узким, ограниченным географическим использованием этого термина (Персия в смысле земли, где вышеупомянутые персидские племена сформировали ядро ​​своей власти) и более широким, более общим использованием этого термина. для обозначения гораздо большей территории, затронутой политическим и культурным сиянием Ахеменидов. Путаница между двумя значениями этого слова была постоянной, вызванной греками, которые использовали имя Персай для обозначения всей империи.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Сакс, Дэвид; Мюррей, Освин; Броуди, Лиза Р. (2005). Энциклопедия древнегреческого мира . Факты в файле. п. 256 ( в правой части страницы ). ISBN  978-0-8160-5722-1 .
  12. ^ Шмитт Р. «ДИНАСТИЯ АХАМЕНИДОВ» . Энциклопедия Ираника . Том. I. стр. 414–426. В 550 г. до н.э. Кир (которого греки называли «Великим») сверг Мидийскую империю под предводительством Астиага и привел персов к господству над иранскими народами; он добился совместного правления над всем Ираном как первый настоящий монарх династии Ахеменидов. За несколько лет он основал беспрецедентную многонациональную империю — первую мировую империю исторического значения, поскольку она охватывала все предыдущие цивилизованные государства древнего Ближнего Востока. (...) Персидская империя была многонациональным государством под руководством персов; среди этих народов особое положение занимали мидийцы, иранская братская нация персов.
  13. ^ Фарр, Эдвард (1850). История персов . Роберт Картер. стр. 124 –7.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Ройсман и Уортингтон 2011 , с. 345.
  15. ^ Дюрант, Уилл (1950). Эпоха веры . Саймон и Шустер. п. 150. Отдавая свой долг, сасанидское искусство экспортировало свои формы и мотивы на восток, в Индию, Туркестан и Китай, на запад, в Сирию, Малую Азию, Константинополь, на Балканы, Египет и Испанию.
  16. ^ Перейти обратно: а б Берк, Эндрю; Эллиот, Марк (2008). Иран . Одинокая планета. стр. 295 и 114–5 ( по архитектуре ) и стр. 68–72 ( по искусству ). ISBN  9781742203492 .
  17. ^ Перейти обратно: а б Ованнисян, Ричард Г.; Сабах, Жорж (1998). Персидское присутствие в исламском мире . Издательство Кембриджского университета. стр. 80–83. ISBN  9780521591850 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Спулар, Бертольд; Марцинковски, М. Исмаил (2003). Персидская историография и география . Национальная библиотека Pte Ltd. ISBN  9789971774882 .
  19. ^ Перейти обратно: а б с Арберри, Артур Джон (1953). Наследие Персии . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 200. ИСБН  0-19-821905-9 .
  20. ^ Перейти обратно: а б с «ТАДЖИК И. ЭТНОНИМ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ» . Энциклопедия Ираника . 20 июля 2009 г. К середине эпохи Сефевидов использование таджика для обозначения «персов Ирана» можно считать литературной аффектацией, выражением традиционного соперничества между Людьми Меча и Людьми Пера. Пьетро делла Валле, писавший из Исфахана в 1617 году, цитирует только парси и Аджами как автонимы для коренных персов, а Тат и раиат «крестьянин (ры), подданный (и)» как уничижительные гетеронимы, используемые элитой Кезельбаш (Кизилбаш) Торкман. Возможно, примерно к 1400 году упоминание о настоящих таджиках было направлено в основном на персоязычных жителей Афганистана и Центральной Азии; (...)
  21. ^ Остлер, Николас (2010). Последний лингва-франка: английский до возвращения Вавилона . Пингвин Великобритания. стр. 1–352. ISBN  978-0141922218 . Известно, что слово «тат» в разное время использовалось для обозначения крымских готов, греков и оседлых народов в целом, но его основным упоминанием стали персы в пределах тюркских владений. (...) Тат в настоящее время специализируется на обозначении особых групп ираноязычных жителей запада Каспийского моря.
  22. ^ Наваи, Али Шир (тр. и редактор Роберта Деверо) (1996). Мухакамат аль-лугат . Лейден: Брилл. п. 6.
  23. ^ Старр, Сан-Франциско (2013). Утерянное Просвещение: Золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до Тамерлана . Издательство Принстонского университета.
  24. ^ Περσίς . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
  25. ^ Харпер, Дуглас. «Персия» . Интернет-словарь этимологии .
  26. ^ Геродот. «61». Истории . Том. Книга 7.
  27. ^ Геродот. «150». Истории . Том. Книга 7.
  28. ^ Уилсон, Арнольд (2012). «Средние века: Фарс». Персидский залив (RLE Иран А) . Рутледж. п. 71. ИСБН  978-1136841057 .
  29. ^ Перейти обратно: а б Эксуорси, Майкл (2017). Иран: что нужно знать каждому . Издательство Оксфордского университета. п. 16. ISBN  978-0190232962 .
  30. ^ Например, Аль-Бируни , носитель хорезмийского языка, называет «народ Хорезма» «ветвью персидского дерева». Видеть: Аль-Бируни (2001). Аль-Асар аль-Бакийя ан аль-Курун аль-Халийя [ Оставшиеся знамения прошлых столетий] Тегеран: Мирас-е Мактуб. п. 56. А народы Хаваризма и в Канва Гсна ً мин Доха аль-Фурс (... ) (Перевод: «Народ Хорезма — ветвь персидского древа».)
  31. Язык, используемый в Марзбан-наме , был, по словам историка XIII века Саада ад-Дина Варавини, «языком Табаристана и древнего персидского языка ( фарси-йи хадим-и бастан )». Видеть: Крамерс, Дж. Х. (2007). «Марзбан-Нама» . В Бирмане, П.; Бьянки, Теория; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама . Брилл . Проверено 18 ноября 2007 г.
  32. Арабский мусульманский писатель X века Ибн Хавкал в своем «Сурат аль-Ард » называет «язык народа Азербайджана и большей части народа Армении» аль-фаресия . Яршатер, Э. (18 августа 2011 г.). «АЗЕРБАЙДЖАН vii. Иранский язык Азербайджана» . Энциклопедия Ираника Том. III. стр. 100-1 238–245.
  33. ^ Аль Масуди (1894 г.). Де Гойже, MJ (ред.). Книга Аль-Тамбих ва-ль-Ишраф (на арабском языке). Брилл. стр. 77–78.
  34. ^ Ибн Баттута (2004). Путешествие по Азии и Африке, 1325–1354 гг . Рутледж. п. 180. ИСБН  0-415-34473-5 . Мы отправились дальше в Кабул, бывший огромный город, на месте которого сейчас находится деревня, населенная персидским племенем, называемым афганцами. Они держат горы и ущелья, обладают значительной силой и в основном разбойники. Их главная гора называется Кух Сулейман . Рассказывают, что пророк Сулейман [Соломон] взошел на эту гору и, окинув взглядом Индию, покрытую тогда тьмой, вернулся, не войдя в нее.
  35. ^ Шейл, леди Мэри Леонора Вульф (1856). Взгляд на жизнь и нравы в Персии . Дж. Мюррей. п. 394 .
  36. ^ «Персидский» . Мерриам-Вебстер . 13 августа 2010 года . Проверено 10 июня 2012 г.
  37. ^ Баусани, Алессандро (1971). Персы, от древнейших дней до двадцатого века . Элек. ISBN  978-0-236-17760-8 .
  38. ^ Стернс, Питер Н., изд. (2001). «Мидяне и персы, ок. 1500–559». Энциклопедия всемирной истории (6-е изд.). Компания Houghton Mifflin.
  39. ^ Шмитт, Р. (21 июля 2011 г.). «ДИНАСТИЯ АХЕМЕНИДОВ» . Энциклопедия Ираника . Том. I. стр. 414–426. Род Ахеменидов, возможно, правил персидскими племенами уже в 9 веке до нашей эры, когда они еще были расселены на севере Ирана у озера Урмия и притока ассирийцев. О царе по имени Ахемен нет исторических свидетельств; но, возможно, именно при нем персы под давлением мидийцев, ассирийцев и урартов мигрировали на юг, в область Загроса, где они основали недалеко от эламитских границ небольшое государство Парсумаш (с резиденцией в современном Маседе -э Солайман в горах Бахтиари, по Р. Гиршману).
  40. ^ Стротман, Рольф; Верслуйс, MJ (2017). Персидизм в древности . Франц Штайнер Верлаг. п. 22. ISBN  9783515113823 . . (сноска 53).
  41. ^ Заринков, Абдулхосейн. Рузгаран: История Ирана под властью Пехлевийского султаната Сокут Розгаран: История Ирана от начала до падения династии Пехлеви. [ Times: История Ирана от начала до падения монархии Пехлеви ] (на персидском языке). Сохан. п. 37.
  42. ^ Фирузманди, Бахман (1996). Мад, Хаксаманы, Ашканы, Сасаны Мидия, Ахемениды, Парфяне, Сасаниды [ Мидиан, Ахеменид, Арсакид, Сасанид ]. Марлик. стр. 12–20, 155.
  43. ^ Эдульджи, Кентукки (2012), «Зороастрийское наследие» , Институт наследия , получено 9 апреля 2014 г.
  44. ^ Оппенгейм, А. Лео (1964). Древняя Месопотамия: портрет мертвой цивилизации . Издательство Чикагского университета. п. 49.
  45. ^ Яршатер, Эхсан (29 марта 2012 г.). «ИРАН ii. ИРАНСКАЯ ИСТОРИЯ (1) Доисламские времена» . Энциклопедия Ираника . Том. XIII. стр. 212–224. Из многочисленных иранских племен, поселившихся на Иранском нагорье, именно мидяне (...) приобрели власть и достигли выдающегося положения. (...) Наконец, в 612 г. до н. э., в союзе с вавилонянами он напал на ассирийскую столицу Ниневию. Их объединенным силам удалось разрушить Ассирийскую империю, тем самым уничтожив державу, которая безжалостно и эффективно правила Ближним Востоком в течение нескольких столетий. (...) Ахемен (см. Хаксаманиш ), одноименный предок Ахеменидов по Дарию I, образовал царство на эламской территории Аншан в Фарсе как вассал мидийского царя (...).
  46. ^ Ксавье де Планхол (29 марта 2012 г.). «ИРАН и ЗЕМЛИ ИРАНА» . Энциклопедия Ираника . Том. XIII. стр. 204–212.
  47. ^ Гейтс, Чарльз (2003). Древние города: археология городской жизни на древнем Ближнем Востоке и в Египте, Греции и Риме . Психология Пресс. п. 186. ИСБН  9780415121828 .
  48. ^ Маргарет Кристина Миллер (2004). Афины и Персия в пятом веке до нашей эры: исследование культурной восприимчивости . Издательство Кембриджского университета. п. 243. ИСБН  9780521607582 .
  49. ^ Raditsa 1983 , p. 105.
  50. ^ Радица 1983 , с. 102, 105.
  51. ^ Перейти обратно: а б с Raditsa 1983 , p. 102.
  52. ^ МакГинг 1986 , с. 15.
  53. ^ Ван Дам 2002 , с. 17.
  54. ^ Перейти обратно: а б Бойс 2001 , с. 85.
  55. ^ Raditsa 1983 , p. 107.
  56. ^ Перейти обратно: а б с д и Ньоли, Герардо (30 марта 2012 г.). «ИРАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ II. ДОИСЛАМСКИЙ ПЕРИОД» . Энциклопедия Ираника . Том. XIII. стр. 504–507. Надписи Дария I (...) и Ксеркса, в которых перечислены различные провинции империи, ясно дают понять, что между концом VI и серединой V века до нашей эры персы уже знали принадлежности к арии «иранской» нации (...). Дарий и Ксеркс хвастаются принадлежностью к роду, который они называют «иранским»: они провозглашают себя «иранцами» и «иранцами», ария и ария чича соответственно, в надписях, в которых иранские страны стоят первыми в составленном списке. в новом иерархическом и этногеографическом порядке по сравнению, например, со списком стран в надписи Дария в Бехистуне (...). Все эти свидетельства показывают, что имя арья «иранец» было собирательным определением, обозначавшим народы (...), которые осознавали свою принадлежность к одной этнической группе, говорили на одном языке и имели религиозную традицию, основанную на культе Ахура Мазда. (...) Хотя вплоть до конца парфянского периода иранская идентичность имела этническую, языковую и религиозную ценность, она еще не имела политического значения. Идея «иранской» империи или царства является чисто сасанидской. (...) Таким образом, именно в сасанидский период доисламская иранская идентичность достигла апогея своего проявления во всех аспектах: политическом, религиозном, культурном и языковом (с растущим распространением среднеперсидского языка). Его основными ингредиентами были обращение к героическому прошлому, которое отождествляли или смешивали с малоизвестным происхождением Ахеменидов (...), а также к религиозной традиции, главным источником которой была Авеста.
  57. ^ Перейти обратно: а б с Аммон, Ульрих; Диттмар, Норберт; Маттейер, Клаус Дж.; Трудгилл, Питер (2008). Социолингвистика / Социолингвистика (2-е изд.). Вальтер де Грюйтер. п. 1912. ISBN  978-3110199871 . Язык пехлеви (также известный как среднеперсидский) был официальным языком Ирана во времена династии Сасанидов (с 3 по 7 века нашей эры). Пехлеви является прямым продолжением древнеперсидского языка и использовался в качестве письменного официального языка страны. Однако после мусульманского завоевания и падения Сасанидов арабский язык стал доминирующим языком страны, а пехлеви потерял свое значение и постепенно был заменен дари, разновидностью среднеперсидского языка, со значительными элементами заимствования из арабского и парфянского языков.
  58. ^ Виндфур, Г. (1989). «Иранский Новый Запад». В Шмитте, Р. (ред.). Сборник иранских языков . Висбаден стр. 251–62. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  59. ^ Асатрян, Гарник С. (28 ноября 2011 г.). «ДИМЛИ» . Энциклопедия Ираника . Том. VI. стр. 405–411.
  60. ^ Перейти обратно: а б с Скьярво, Prods Oktor (29 марта 2012 г.). «ИРАН vi. ИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ И ПИСЬМЕНИ (2) Документация» . Энциклопедия Ираника . Том. XIII. стр. 348–366. Лишь официальные языки древнеперсидский, среднеперсидский и новоперсидский представляют три стадии одного и того же языка, тогда как между другими среднеиранскими и современными иранскими языками тесные генетические связи установить трудно. Современный ягноби принадлежит к той же диалектной группе, что и согдийский, но не является прямым потомком; Бактрийцы могут быть тесно связаны с современными Йидой и Мунджи (Мунджани); а Вакхи (Вахи) принадлежит Хотанезе. (...) Новый персидский язык, потомок среднеперсидского языка и официальный язык иранских государств на протяжении веков, сегодня широко используется в Иране и за его пределами в нескольких вариантах.
  61. ^ Перейти обратно: а б Лазард, Гилберт (1975). «Возникновение нового персидского языка». Во Фрае, Р.Н. (ред.). Кембриджская история Ирана . Том. 4. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 595–632. Язык, известный как новоперсидский, который в этот период обычно назывался именем дари или парси-и дари , лингвистически может быть классифицирован как продолжение среднеперсидского языка, официального, религиозного и литературного языка Сасанидского Ирана, который сам является продолжением среднеперсидского языка. древнеперсидского языка Ахеменидов. В отличие от других языков и диалектов, древних и современных, иранской группы, таких как авестийский, парфянский, согдийский, курдский, пушту и др., древнесреднеперсидский и новоперсидский представляют собой один и тот же язык на трех этапах его истории. Он возник в Фарсе (истинной персидской стране с исторической точки зрения) и отличается диалектическими особенностями, которые до сих пор легко узнаваемы среди диалектов, преобладающих в северо-западном и восточном Иране.
  62. ^ Перейти обратно: а б Кун, КС «Демография и этнография». Иран . Энциклопедия ислама . Том. IV. Э. Дж. Брилл. стр. 10–8. Луры говорят на искаженной форме архаического персидского языка (...)
  63. ^ Фортсон, Бенджамин В. (2009). Индоевропейский язык и культура: Введение . Джон Уайли и сыновья. п. 242. Среднеперсидский язык был официальным языком династии Сасанидов (...)
  64. ^ ( Шапур Шахбази 2005 )
  65. ^ Стиллман, Норман А. (1979). Евреи арабских стран . Еврейское издательское общество. п. 22. ISBN  0827611552 .
  66. ^ Международный конгресс византийских исследований (30 сентября 2006 г.). Материалы 21-го Международного конгресса византийских исследований, Лондон, 21-26 августа 2006 г. Том. 1–3. Издательство Эшгейт. п. 29. ISBN  075465740X .
  67. ^ Митчелл 2018 , с. 290.
  68. ^ Перейти обратно: а б Фрай, Ричард Нельсон; Заринкуб, Абдолхосейн (1975). Кембриджская история Ирана . Том. 4. Лондон. п. 46. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  69. ^ «АДЖАМ» . Энциклопедия Ираника . Том. I. 29 июля 2011. С. 700–701.
  70. ^ Эспозито, Джон Л. (21 октября 2004 г.). Оксфордский словарь ислама . Издательство Оксфордского университета. п. 12. ISBN  9780199757268 . Люди, неспособные нормально говорить. Относится к неарабам. Обозначает культурную и этническую неполноценность. Форма прилагательного: аджами. В основном используется для обозначения персов (и в конечном итоге является их синонимом).
  71. ^ Нгом, Фаллу; Зито, Алекс (2012). «Литература стран Африки к югу от Сахары, Аджами». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, ТРИ . дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_26630 .
  72. ^ Перейти обратно: а б Энде, Вернер; Штайнбах, Удо (2010). Ислам в современном мире: Справочник по политике, религии, культуре и обществу . Издательство Корнельского университета. п. 533. ИСБН  9780801464898 .
  73. ^ Пол, Людвиг (19 ноября 2013 г.). «ПЕРСИДСКИЙ ЯЗЫК i. Ранний новоперсидский» . Энциклопедия Ираника .
  74. ^ Перри, Джон Р. (10 августа 2011 г.). «АРАБСКИЙ ЯЗЫК против арабских элементов в персидском языке» . Энциклопедия Ираника . Том. II. стр. 229–243.
  75. ^ Мастерс, Брюс (2009). «Багдад» . В Агостоне, Габор; Мастерс, Брюс (ред.). Энциклопедия Османской империи . Нью-Йорк : факты в архиве . п. 71. ИСБН  978-0-8160-6259-1 . LCCN   2008020716 . Архивировано из оригинала 16 мая 2016 года . Проверено 21 июня 2022 г.
  76. ^ Савори, РМ (1980). Иран под властью Сефевидов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 3. Почему существует такая путаница в отношении происхождения этой важной династии, которая восстановила иранскую идентичность и основала независимое иранское государство после восьми с половиной веков правления иностранных династий?
  77. ^ Матти, Руди (28 июля 2008 г.). «ДИНАСТИЯ СЕФАВИДОВ» . Энциклопедия Ираника .
  78. ^ Перейти обратно: а б Хилленбранд, Р. (11 августа 2011 г.). «АРХИТЕКТУРА VI. Периоды Сефевидов и Каджаров» . Энциклопедия Ираника . Том. II. стр. 345–349. Надписи Сефевидов на доисламских памятниках (например, Персеполисе и Бисотуне), возможно, предвещают то массовое заимствование и отождествление с древним Ираном, которое позже характеризовало Каджаров, но надписей недостаточно, чтобы окончательно подтвердить эту точку зрения. (...) Неожиданный всплеск активности в светской архитектуре приходится на 17 век. Были построены мосты, функции которых шире, чем просто транспортировка транспорта, возрождая сасанидские обычаи (...). (...) Украшение Каджара обычно безошибочно узнаваемо. Особой популярностью пользовались простые, довольно резкие изразцовые геометрические или эпиграфические узоры из небольших глазурованных кирпичей. В репертуар плиток cuerda seca теперь вошли эпизоды из эпического и легендарного прошлого, портреты европейцев, сцены из современной жизни, а также геральдический герб страны со львом и солнцем (...). В павильонах и дворцах были изображены фигурные картины, которые возрождали иконографию сасанидского царства (дворец Негарестан, Тегеран) или выдавали влияние европейских иллюстрированных журналов или рисовали открытки с изображением пейзажей и туристических мест (...).
  79. ^ Перейти обратно: а б Аманат, Аббас (22 марта 2012 г.). «ИСТОРИОГРАФИЯ ix. ПЕРИОД ПЕХЛАВИ (1)» . Энциклопедия Ираника . Том. XII. стр. 377–386. Типичный для сопоставимых националистических историографий начала 20-го века (например, греческой, итальянской, египетской и турецкой), исторический нарратив, спонсируемый государством при Пехлеви, решительно отдавал предпочтение подчеркиванию мощи и славы древних персидских империй, что поддерживалось новыми археологическими и текстовыми свидетельствами. (...) Более того, пропаганда древнего прошлого как массового инструмента пропаганды на службе государства породила националистическую гордость, которая оказалась вредной для беспристрастных исторических исследований. (...) Наиболее заметным изменением в националистической историографии при Реза-шахе стал акцент на доисламском, и особенно на Ахеменидском, прошлом.
  80. ^ Перейти обратно: а б Уилбер, Д.Н. (11 августа 2011 г.). «АРХИТЕКТУРА VII. Пехлеви перед Второй мировой войной» . Энциклопедия Ираника . Том. II. стр. 349–351.
  81. ^ Ашраф, Ахмад (24 января 2012 г.). «ФАРС iv. История в периоды Каджара и Пехлеви » Энциклопедия Ираника Том. IX. стр. 100-1 341–351.
  82. ^ Перейти обратно: а б «Подсемейство: Фарсовые» . Глоттолог . Проверено 1 мая 2019 г.
  83. ^ «Иран» . Кембриджский университет. Архивировано из оригинала 18 сентября 2012 года . Проверено 16 июля 2013 г.
  84. ^ Курт 2013 , с. 197.
  85. ^ Шмитт 2000 , с. 53.
  86. ^ Кент, Р.Г. (1950). Древнеперсидский: Лексикон грамматических текстов . Американское восточное общество. п. 6.
  87. ^ ( Schmitt 2008 , стр. 80–1)
  88. ^ «Социолингвист Эссекса X – 2005» (PDF) . Эссексский университет. 2005. с. 10. Архивировано из оригинала (PDF) 14 октября 2013 года . Проверено 29 сентября 2013 г.
  89. ^ Грюнберг, Александр (1966). «Татский язык». Виноградов В.В. (ред.). Языки народов СССР . Том. 1: Индоевропейские языки. стр. 281–301. Татский язык относится к юго-западной группе иранских языков и по своему грамматическому строю и лексическому содержанию близок к персидскому и таджикскому языкам.
  90. ^ Ханам, Р., изд. (2005). Энциклопедическая этнография Ближнего Востока и Средней Азии . Том. 1: ПЗ. Издательство «Глобал Вижн». п. 746. Современные таты являются потомками ираноязычного населения, изгнанного из Персии династией Сасанидов в V-VI веках.
  91. ^ Виндфур, Гернот (1979). Персидская грамматика: история и состояние ее изучения . Вальтер де Грюйтер. п. 4. (...) Татско-персидский язык, на котором говорят на Восточном Кавказе (...)
  92. ^ Долби, Эндрю (2014). Словарь языков: полный справочник по более чем 400 языкам . Издательство Блумсбери. п. 109. ИСБН  978-1408102145 . (...) и Тат (разновидность персидского) (...)
  93. ^ Виндфур, Гено (2013). Иранские языки . Рутледж. п. 417. ИСБН  978-1135797041 . Северо-западным форпостом персов является Кавказский Тат-Персидский (...)
  94. ^ В. Минорский, "Тат" в М.Т. Хоутсма и др., ред., Энциклопедия ислама: словарь географии, этнографии и биографии мусульманских народов, 4 тома. и приложения, Лейден: поздний Э. Дж. Брилл и Лондон: Лузак, 1913–38.«Как и большинство персидских диалектов, тати не очень регулярен в своих характерных чертах (...)».
  95. ^ Керслейк, К. (январь 2010 г.). «Журнал исламских исследований». 21 (1). Oxford University Press (опубликовано 4 марта 2010 г.): 147–151. Это сравнение глагольных систем трех разновидностей персидского языка — стандартного персидского, татского и таджикского (...) {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  96. ^ Борджиан, Хабиб (2006). «Материалы по языку табари из «Исследований людей» Ильи Березина. Иран и Кавказ . 10 (2). Брилл: 243–258. дои : 10.1163/157338406780346005 . Он включает гилани, талыш, табари, курдский, габри и тати-персидский кавказский язык, причем все, кроме последнего, принадлежат к северо-западной группе иранских языков.
  97. ^ Фрай, Ричард Н. (1983). Справочник классических исследований, часть 3, том 7 . Бек. п. 29. ISBN  978-3406093975 .
  98. ^ Стиль, Дональд (5 апреля 2012 г.). «Исфахан XXI. ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ДИАЛЕКТЫ» . Энциклопедия Ираника Том. XIV. стр. 100-1 93–112.
  99. ^ Кун, К.С. «Иран: демография и этнография». Энциклопедия ислама . Том. IV. Э. Дж. Брилл. стр. 8–10.
  100. ^ «Афганистан — Всемирная книга фактов» . Центральное разведывательное управление . Проверено 17 июля 2015 г.
  101. ^ Хайдер, Камаль (12 ноября 2011 г.). «Хазарейская община нашла убежище в Пешаваре» . Аль-Джазира на английском языке . Проверено 13 ноября 2011 г.
  102. ^ «Профиль страны: Афганистан» (PDF) . Библиотека Конгресса. Август 2008 года . Проверено 5 мая 2019 г.
  103. ^ Киффер, Чарльз М. (20 марта 2012 г.). «ХАЗАРА iv. Хазарагский диалект» . Энциклопедия Ираника . Том. XII. стр. 90–93 . Проверено 5 июня 2014 г.
  104. ^ Шурманн, Франц (1962). Монголы Афганистана: Этнография Моголов и родственных им народов Афганистана . Гаага, Нидерланды: Мутон. п. 17. ОСЛК   401634 .
  105. ^ Джамал, Абедин (2010). Отношение к Хазараги . Тезисы. п. 217 . Проверено 5 мая 2019 г.
  106. ^ Джаната, А. «АЙМАК» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника (Интернет-изд.). США: Колумбийский университет.
  107. ^ «Аймак» . Энциклопедия мировой культуры . www.evercultura.com . Проверено 14 августа 2009 г.
  108. ^ Мараши, Афшин (08.06.2020). Изгнание и нация: парсийское сообщество Индии и создание современного Ирана . Издательство Техасского университета. ISBN  978-1-4773-2082-2 .
  109. ^ Рингер, Моника М. (2012), Аманат, Аббас; Ведждани, Фарзин (ред.), «Иранский национализм и зороастрийская идентичность» , «Иран перед лицом других: границы идентичности в исторической перспективе », Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, США, стр. 267–277, doi : 10.1057/9781137013408_13 , ISBN  978-1-137-01340-8 , получено 17 марта 2023 г.
  110. ^ Палсеция, Джесси С. (1 января 2001 г.). Парсы Индии: сохранение идентичности в Бомбее . БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-12114-0 .
  111. ^ Перейти обратно: а б с Палсеция, Джесси С. (2001). Парсы Индии: сохранение идентичности в Бомбее . Брилл. п. 13.
  112. ^ Гроте, Джордж (1899). Греция: I. Легендарная Греция: II. Греческая история до правления Писистрата в Афинах . Том. 12. П. Ф. Кольер. п. 106.
  113. ^ Перейти обратно: а б Лапидус, Ира Марвин (2002). История исламских обществ . Издательство Кембриджского университета. п. 127. ИСБН  9780521779333 .
  114. ^ Сагар, Кришна Чандра (1992). Иностранное влияние на Древнюю Индию . Северный книжный центр. п. 17. ISBN  9788172110284 .
  115. ^ Миллер, Маргарет Кристина (2004). Афины и Персия в пятом веке до нашей эры: исследование культурной восприимчивости . Издательство Кембриджского университета. стр. 243–251. ISBN  9780521607582 .
  116. ^ Скьярвё, Продс Октор. «Иран vi. Иранские языки и письменность (2) Документация» . Энциклопедия Ираника . Том. XIII. стр. 348–366 . Проверено 30 декабря 2012 г.
  117. ^ Марко Буссагли (2005). Понимание архитектуры . ИБТаурис. п. 211. ИСБН  9781845110895 .
  118. ^ Рафи Хамидпур ДЕ Дабфе, Рафи Хамидпур (2010). Земля Льва, Земля Солнца . АвторДом. п. 54. ИСБН  9781449091491 .
  119. ^ Чарльз Генри Каффин (1917). Как изучать архитектуру . Додд, Мид и компания. п. 80 . Персидская архитектура.
  120. ^ Перейти обратно: а б с Пенелопа Хобхаус; Эрика Ханнингер; Джерри Харпур (2004). Сады Персии . Калес Пресс. стр. 7–13. ISBN  9780967007663 .
  121. ^ Факур, Мехрдад. «САД I. ПЕРИОД АХЕМЕНИДОВ» . Энциклопедия Ираника Том. Х. стр. 100-1 297–298 . Получено 30 декабря.
  122. ^ Л. Мэйс (2010). Древние водные технологии . Спрингер. стр. 95–100. ISBN  9789048186327 .
  123. ^ Мехди Хансари; М. Реза Мохтадер; Минуш Явари (2004). Персидский сад: отголоски рая . Издательство Маг. ISBN  9780934211758 .
  124. ^ Мэри Бич Лэнгтон (1904). Как знать восточные ковры, справочник . Д. Эпплтон и компания. стр. 57–59 . Персидские ковры.
  125. ^ Перейти обратно: а б Рональд В. Ферье (1989). Искусство Персии . Издательство Йельского университета. стр. 118–120. ISBN  0300039875 .
  126. ^ ( Lawergren 2009 ) iv. Первое тысячелетие нашей эры (1) Сасанидская музыка, 224–651 гг.
  127. ^ Сейед Хоссейн Наср (1987). Исламское искусство и духовность . СУНИ Пресс. стр. 3–4. ISBN  9780887061745 .
  128. ^ Джанет М. Грин; Жозефина Тралл (1908). Американская история и энциклопедия музыки . Я. Сквайр. стр. 55–58 . музыка Персии.
  129. ^ Шахбази, А. Шапур (15 ноября 2009 г.). «НОВРУЗ II. В исламский период» . Энциклопедия Ираника (онлайн-изд.).
  130. ^ «Генеральная Ассамблея признает 21 марта Международным днем ​​Навруз, а также меняет формат на 23–24 марта. Диалог по финансированию развития - освещение встреч и пресс-релизы» . ООН . Проверено 20 марта 2017 г.
  131. ^ ЮНЕСКО (2009). «Список нематериального наследия» . Проверено 9 марта 2011 г.

Источники

  • Ансари, Али М. (2014). Иран: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0199669349 .
  • Бойс, Мэри (2001). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Психология Пресс. ISBN  978-0415239028 .
  • МакГинг, Британская Колумбия (1986). Внешняя политика Митридата VI Евпатора, царя Понта . БРИЛЛ. ISBN  978-9004075917 .
  • Митчелл, Стивен (2018). «Каппадокия». Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0192562463 .
  • Радица, Лев (1983). «Иранцы в Малой Азии». В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана, Том. 3 (1): Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1139054942 .
  • Ройсман, Джозеф; Уортингтон, Ян (2010). Спутник Древней Македонии . Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-1-4051-7936-2 .
  • Ройсман, Джозеф; Уортингтон, Ян (2011). Спутник Древней Македонии . Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-1-4443-5163-7 .
  • Ван Дам, Раймонд (2002). Снежное царство: римское правление и греческая культура в Каппадокии . Издательство Пенсильванского университета. ISBN  978-0812236811 .

Внешние ссылки