Иранский национализм
Правительство Исламской Республики Иран |
---|
Иранский национализм [примечания 1] – это национализм среди народа Ирана и лиц, чья национальная идентичность является иранской. Иранский национализм состоит из политических и социальных движений и настроений, вызванных любовью к иранской культуре , иранским языкам и истории , а также чувством гордости за Иран и иранский народ . Хотя национальное сознание в Иране можно проследить на протяжении веков, национализм стал доминирующим фактором, определяющим иранские настроения, главным образом, с 20-го века. [1] Современный иранский национализм вырос во время Персидской конституционной революции 1905 года . В конституционную эпоху возникла освежающая атмосфера единства и иранских патриотических настроений.Во время династии Пехлеви (1925–1979) иранский национализм пережил возрождение из-за поддержки правительством Пехлеви патриотических настроений.
История
[ редактировать ]Тон или стиль этой статьи могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( Март 2015 г. ) |
Происхождение
[ редактировать ]Политика Ирана впервые упоминается в двадцатых годах третьего века нашей эры как важная черта сасанидской пропаганды. [2]
Иран третьего века потряс конфликт между универсализмом и национализмом , который наиболее ярко проявился в религиозной и культурной сфере. Исход этого конфликта хорошо известен: традиционалистические и националистические импульсы взяли верх, а манихейский универсализм уступил национализму зороастрийских магов . Иранская идентичность, которая до этого момента по существу имела культурный и религиозный характер, приобрела определенную политическую ценность, поставив Персию и персов в центр Эран-Шахра , иными словами, в центр государства, основанного на двойная власть трона и алтаря, поддерживаемая антикварной и архаичной идеологией. Эта идеология становилась все более и более акцентированной в период Сасанидов, достигнув своего апогея во время длительного правления Хосрова I (531-79 гг. н.э.). Конечно, экономические и социальные факторы способствовали победе более сильных классов в обществе, основанном главным образом на сельской экономике, а именно аристократических классов землевладельцев и воинов, а также магического духовенства. [2]
Шуубия
[ редактировать ]Иранская идентичность оказалась под угрозой после падения Сасанидского Ирана и завоевания Ирана арабскими мусульманами . Термин Шуубия относится к реакции персидских мусульман на растущую арабизацию ислама в IX и X веках и дискриминацию иранского народа со стороны оккупантов. В первую очередь это было связано с сохранением персидской культуры и защитой персидской идентичности. Некоторые из известных иранских деятелей Шууби - Башшар ибн Бурд , Исмаил Нисаи , Зеяд и Аджам, Хисам ибн Ада , Абулхассан Али Мадаини , Абу Хатам Саджестани , Ибрагим ибн Мамшад и Абу Абдулла Мухаммад Марзбани . Многие считают Фирдоуси поэтом Шууби.
Иранское интермеццо
[ редактировать ]Термин иранское интермеццо [примечания 2] представляет собой период в истории Ближнего Востока возникло множество местных иранских мусульманских династий , когда на Иранском нагорье . Этот термин примечателен, поскольку он был перерывом между упадком -аббасидов правления и власти арабов и возможным появлением турок-сельджуков в 11 веке. Иранское возрождение заключалось в иранской поддержке, основанной на иранской территории, и, что наиболее важно, в возрождении иранского национального духа и культуры в исламской форме. [3]
Ирано-шиитская идентичность при Сефевидах
[ редактировать ]Иран восстановил свое политическое единство и получил новую отчетливую религиозную идентичность при Сефевидах . Шиитский ислам стал официальной государственной религией и отныне играл важную роль в восстановлении новой этнорелигиозной идентичности иранского народа. Более того, возвышение империи Сефевидов совпало с возвышением соседней Османской империи в Западной Азии и Северной Африке (и, что наиболее важно, на протяжении веков геополитического и идеологического главного соперника Ирана), империи Великих Моголов в Индии и Узбекская империя в Центральной Азии , все придерживающиеся суннитского ислама . Формирование этих политических образований помогло создать среди этих государств отчетливую ирано-шиитскую политическую идентичность. Это также помогло расширить гегемонию персидского языка в большей части исламского мира . Персидская литература , помимо Ирана и его территорий, простирающихся от Северного Кавказа до Персидского залива , производилась от Балкан до Средней Азии и Индийского субконтинента . [4] [5] [6]
Эра Каджара и начало современного национализма
[ редактировать ]Современное иранское национальное движение зародилось в конце 19 века. Иранский национализм по своей сути является реакцией на европейский колониализм XIX века в регионе, который привел к потере владений Каджаров на Кавказе . [7] В течение XIX века в . 1804–1813 ) войны русско персидской - результате гг ( вынуждена безвозвратно уступить часть своей территории на Северном и Южном Кавказе, включая нынешнюю Грузию , Дагестан , Азербайджан и Армению , имперской России . [8] Эти территории на протяжении веков были частью концепции Ирана, вплоть до их утраты. [9]
Первоначальные цели этих националистов, например, прекращение феодальной системы землевладения, правительственной лени и коррупции, а также оптовое распределение иранских ресурсов иностранцам, также очень понравились модернизаторам. [1]
Одним из главных и наиболее известных предшественников иранского национализма эпохи Каджара был Мирза Фатали Ахундов , родившийся на недавно захваченных территориях Кавказа в семье землевладельцев, родом из иранского Азербайджана . [10]
Современный национализм
[ редактировать ]Современный национализм в Иране восходит к 1905 году, когда в результате почти бескровной конституционной революции был создан Ирана первый парламент . Реза Шах помог сформировать иранский национализм, наполнив его явно светской идеологией и уменьшив влияние ислама на Иран. Интегрировав европейскую правовую политику вместо исламских судов, Шах убедил в эффективности государственной бюрократии и способствовал сильному чувству иранского национализма. [11] В 1935 году Реза Шах попросил иностранных делегатов и Лигу Наций использовать термин «Иран» в официальной переписке. Кроме того, Реза-шах стремился изменить названия различных городов в честь доисламских персидских царей и мифологических героев, а также продолжать уменьшать власть мулл, стремясь модернизировать Иран. Таким образом, династия Пехлеви безвозвратно встала на путь внедрения в страну определенной формы светского национализма, путь, который в конечном итоге привел ее к конфликту с клерикальным классом страны. Иранский национализм был решающей силой в движении 1951 года за национализацию нефтяных богатств Ирана.
Цель Мосаддыка по национализации иранской нефти вступила в силу в 1951 году. Позволив Ирану иметь полную власть и контроль над своим основным ресурсом, AIOC и другие европейские программы участвовали в международном бойкоте, который в конечном итоге вызвал сдерживание экономики Ирана . [12] После свержения Мосаддыка, руководствуясь помощью США и Великобритании , сын и преемник Реза-шаха Мохаммад Реза Пехлеви сохранил контроль и использовал возросшие цены на газ для расширения модернизации Ирана. [13]
Иранский националистический дискурс часто фокусируется на доисламской истории Ирана . [14] В 20 веке на различные аспекты этого романтического национализма ссылались как монархия Пехлеви , которая использовала такие титулы, как Арьямер «Свет ариев » , так и некоторые лидеры Исламской Республики, последовавшие за ней. [15]
Несмотря на светские тенденции подавляющего большинства иранских националистов, существует группировка под названием « Религиозные националисты» , которые являются иранскими националистами, но также и религиозными мусульманами.
Националистические партии Ирана
[ редактировать ]- Активные партии
- Паниранистская партия (основана в 1941 году, запрещена, действует на территории Ирана )
- Национальный фронт (основан в 1949 г., запрещен, действует на территории Ирана)
- Иранская партия (основана в 1944 году, запрещена, действует на территории Ирана)
- Партия иранского народа (основана в 1949 году, запрещена, действует на территории Ирана)
- Национальная партия Ирана (основана в 1951 году, запрещена, действует на территории Ирана)
- Движение за свободу Ирана (основано в 1961 году, запрещено, действует на территории Ирана)
- Марзе Пор Гохар (основана в 1998 г., запрещена, сослана)
- Совет националистически-религиозных активистов Ирана (основан в 2000 г., запрещен, действует на территории Ирана)
- Исторические вечеринки
- Общество прогресса Ирана (1909–1911)
- Партия Возрождения (1920–1927)
- Партия Иран-и-Нет (1927)
- Партия Прогресса (1927–1932)
- Партия Родина (1940–1946)
- Партия справедливости (1941–1946)
- Лазурная вечеринка (1942–1953)
- Партия национальной воли (1943–1951)
- Движение богопоклонников-социалистов (1943–1960)
- Демократическая партия Ирана (1946–1984)
- Партия «Ария» (1946–1953)
- Партия единства Ирана (1946–1948)
- Общество воинов-мусульман (1948–1955)
- Третья сила (1948–1960)
- Национал-социалистическая рабочая партия Ирана (1952–1953)
- Партия националистов (1957–1963)
- Лига иранских социалистов (1960–1982)
- Освободительное движение народа Ирана (1964–1988)
- Национальный демократический фронт (1979–1981)
- Партия иранцев (1970–1975)
- Партия Растахиз (1975–1979)
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Персидский : иранский национализм
Белудж : Радж иранской дружбы
Курдский : иранский национализм
Гилаки : иранский Иджанай.
Азербайджанский : иранский национализм
Туркмены : иранский национализм
Арабский : иранский национализм - ↑ Такое явно придуманное обозначение было введено Владимиром Минорским «Иранское интермеццо» в «Исследованиях по истории Кавказа » (Лондон, 1953) и подхвачено Бернардом Льюисом , среди других, в его книге «Ближний Восток: краткая история последние 2000 лет (Нью-Йорк, 1995).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коттам, Ричард В. (1979). Национализм в Иране: Обновлено до 1978 г. Питтсбург: Издательство Питтсбургского университета. ISBN 0-8229-5299-8 . Проверено 31 января 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ньоли, Герардо. «ИРАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ II. ДОИСЛАМСКИЙ ПЕРИОД» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 17 ноября 2011 г. Проверено 11 сентября 2011 г.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Льюис, Бернард. Ближний Восток: 2000 лет истории от зарождения христианства до наших дней . стр. 81–82.
- ^ Ашраф, Ахмад. «ИРАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ III. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ИСЛАМСКИЙ ПЕРИОД» . Энциклопедия Ираника . Проверено 8 февраля 2012 г.
- ^ Матти, Руди (2009). «Был ли Сефевидский Иран империей?». Журнал экономической и социальной истории Востока . 53 (1–2). Брил: 244. doi : 10.1163/002249910X12573963244449 . S2CID 55237025 .
- ^ Итон, Р. Персидский космополис. Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Азии. Получено 3 мая. 2023 г., https://oxfordre.com/asianhistory/view/10.1093/acrefore/9780190277727.001.0001/acrefore-9780190277727-e-402 .
- ^ Патрик Клоусон пишет:
- «Со времен Ахеменидов иранцы имели географическую защиту. Но высоких гор и огромной пустоты иранского нагорья уже было недостаточно, чтобы защитить Иран от русской армии или британского флота. И в прямом, и в переносном смысле Иран сжался. В начале девятнадцатого века Азербайджан, Армения, большая часть Грузии были иранскими, но к концу века вся эта территория была потеряна в результате военных действий Европы. Иран перевел свои территориальные потери в чувство того и другого. виктимизация и склонность интерпретировать действия Европы через призму заговора. Это, в свою очередь, помогло сформировать иранский национализм в XXI веке». Клоусон, Патрик; Рубин, Майкл (2005). Вечный Иран ([Онлайн-Аусг.]. Ред.). Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 31–32 . ISBN 1-4039-6276-6 .
- ^ Тимоти К. Даулинг Россия в войне: от монгольского завоевания до Афганистана, Чечни и других стран, стр. 728-729 ABC-CLIO, 2 дек. 2014 год ISBN 1598849484
- ^ Фишер и др. 1991 , с. 329.
- ^ Тадеуш Свентоховский , Россия и Азербайджан: пограничье в переходный период (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета), 1995, стр. 27-28:
- ^ Хант, Майкл (2014). Мир изменился с 1945 года по настоящее время . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 279. ИСБН 9780199371020 .
- ^ Хант, Майкл (2014). Мир изменился с 1945 года по настоящее время . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 280–281. ISBN 9780199371020 .
- ^ Хант, Майкл (2014). Мир изменился с 1945 года по настоящее время . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 282.
- ^ Адиб-Могаддам, Аршин (2006). «Размышления об арабском и иранском ультранационализме» . Ежемесячный обзорный журнал . 06.11. .
- ^ Кедди, Никки Р.; Ричард, Янн (2006). Современный Иран: корни и результаты революции . Издательство Йельского университета . стр. 178ф. ISBN 0-300-12105-9 . .
Источники
[ редактировать ]- Фишер, Уильям Бейн; Эйвери, П.; Хэмбли, GR G; Мелвилл, К. (1991). Кембриджская история Ирана . Том. 7. Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0521200954 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Зия-Эбрахими, Реза (2016). Возникновение иранского национализма: раса и политика смещения . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0231175760 .