Специальный клерикальный суд
Специальный клерикальный суд , или Специальный суд для священнослужителей ( персидский : دادگاه ویژه روحانیت , dādgāh-e vizheh-ye ruhāniyat ) — особая иранская судебная система для преследования преступлений, как обычных, так и политических, совершенных исламскими священнослужителями и учеными. Специальный клерикальный суд может лишать сана и лишать права права исламских юристов , выносить приговоры к тюремному заключению, телесным наказаниям, казни и т. д. Суд функционирует независимо от обычной иранской судебной системы , имея собственную систему безопасности и пенитенциарную систему. [ 1 ] «в целом секретные и конфиденциальные» дела, разбирательства и процедуры, [ 2 ] и подотчетен только Верховному лидеру Ирана ( Али Хаменеи по состоянию на 2024 год). [ 3 ] Самым высокопоставленным исламским политиком, подвергшимся судебному преследованию и приговоренному к тюремному заключению со времен иранской революции, был Абдолла Нури (персидский: عبدالله نوری), который был приговорен судом к пяти годам тюремного заключения за политическое и религиозное инакомыслие в 1999 году.
Суд был создан в начале 1980-х годов на разовой основе, впоследствии прекратил свое существование, а затем воссоздан в 1987 году. Он был полностью институционализирован и наделен «кодексом» в 1991 году при Верховном лидере Хаменеи. [ 4 ] Этот кодекс был пересмотрен и расширен в 2005 году. Помимо Специального суда для священнослужителей, существует также Специальный прокурор для священнослужителей, который также назначается Верховным лидером и иногда приравнивается к суду.
По словам ученого Мирьям Кюнклер , «с середины 1990-х годов… суд все чаще использовался как инструмент подавления инакомыслящих священнослужителей, а иногда даже неклерикальных преступников». [ 1 ]
История
[ редактировать ]Лидер Исламской революции аятолла Рухолла Хомейни начал создавать «специальный клерикальный суд» (SCC) для «защиты ислама» и рассмотрения дел с теми, кого он назвал «коррумпированными священнослужителями» в течение нескольких месяцев после Исламской революции в Иране в феврале – марте 1979 года. [ 5 ]
В первые годы иранской революции («первая фаза» суда) [ 2 ] были созданы специальные суды для рассмотрения «преступных» действий, совершенных представителями духовенства. это должны были быть «трибуналы, состоящие из трех священнослужителей и двух местных старейшин» По сообщению Радио Фарда, . [ 5 ] В 1979 году священнослужители были наказаны «по таким обвинениям, как зависимость от бывшего королевского двора, восхваление династии Пехлеви или сотрудничество с САВАК». [ 6 ] На «втором этапе» Суда, с начала 1980 года, он проводил свою работу более дисциплинированно. В конце 1980-х годов суд был официально создан в Куме. [ 6 ]
Преследуемые по суду преступления были действиями, направленными против консолидации власти при аятолле Хомейни , а также против те, которые были совершены «паршивой овцой», нарушившей традиционные правила и нанесшей вред «имиджу духовенства», сообщает Радио Фарда . [ 5 ]
Поскольку новая судебная структура Исламской Республики была разработана и официально оформлена, ТПС не задумывался как ее часть. Однако в 1987 году суды были возрождены указом аятоллы Хомейни , чтобы предать суду откровенного критика дела -Контрас Иран Мехди Хашеми . [ примечание 1 ] Столкнувшись с неодобрением неконституционности ТПС, Хомейни в 1988 году направил письмо меджлисам Ирана , в котором рекомендовал специальным судам начать работу в пределах конституционных границ после окончания ирано-иракской войны . [ примечание 2 ]
В 1990-91 годах, через год после смерти Хомейни, «Специальный клерикальный суд» был учрежден новым Верховным лидером Али Хаменеи. [ 5 ] («третий этап»). [ 2 ] 7 ноября 1990 года Мохаммад Салими был назначен главой второго отделения Специального суда по делам священнослужителей. [ 6 ] Хаменеи «значительно расширил ТПС. Хотя до сих пор суды функционировали на основе какого-либо конкретного кодекса, Хаменеи издал чрезвычайное постановление из 47 статей, которое было расширено в 2005 году. [ 7 ] В Тегеране был один суд, к нему добавилось еще десять отделений по всей стране (Тегеран, Кум, Мешхед, Исфахан, Шираз, Тебриз, Сари, Ахваз, Керман и Хамадан). [ 6 ] Для ГТК была сдана в эксплуатацию «Отдельная тюремная сеть». [ 8 ] Однако во все эти новые изменения не вошли легализация или интеграция суда в официальная иранская система правосудия согласно письму Хомейни. Суд оставался под прямой юрисдикцией Верховного лидера .
Размер и лидерство
[ редактировать ]Дела и процедуры, рассматриваемые ВТП, «в целом являются секретными и конфиденциальными», поэтому официальной информации о том, сколько человек суд привлек к ответственности, какие обвинения были предъявлены и вынесены приговоры, нет. [ 2 ] Однако, по одной из оценок (Вилфрида Бухты), в 2000 году в системе ТКК находилось около 3000 заключенных, из них 6000 человек работали в ней. За двенадцатилетний период с 1988 по 2000 год около 600 человек были приговорены к смертной казни и казнены, 2000 священнослужителей были лишены сана, а еще 4000 наказаны тюремным заключением, штрафами или избиениями. [ 9 ] Хотя может показаться, что это связано с необычно большим количеством правонарушителей и наказаний, главный судья ТПС Ходжат аль-Ислам Мохаммад Салими заявил в 2006 году (по существу), что в ТПС регистрируется около 2000 жалоб в год. [ 10 ]
Руководителями Специального канцелярского суда с момента его создания (по состоянию на 1987 год) являются:
- Али Разини (1987–2012)
- Мохаммад Джафар Монтазери (занимает должность с 2012 г.). [ 6 ]
Специальным прокурором Духовного суда с момента его создания (по состоянию на 1987 год) являются:
- Али Фаллахиан (1987–1990)
- Мохаммад Рейшахри (1990–1998)
- Голам-Хосейн Мохсени-Эджеи (1998–2005 годы)
- Мохаммад Салими (2005–2012 гг.)
- Эбрагим Раиси (2012–2021)
- Голам-Хосейн Мохсени-Эджеи (занимает должность с 2021 г.).
Бывшим специальным прокурором Духовного суда был Эбрагим Раиси , назначенный верховным лидером в 2012 году. [ 6 ]
Суд и закон
[ редактировать ]Уникальные характеристики и свободы суда
[ редактировать ]Канцелярские суды не были легализованы или интегрированы в официальную систему правосудия и остаются под прямой юрисдикцией Верховного лидера , а не, как все другие суды в Иране, под судебной властью (т.е. судебной системой Исламской Республики Иран ). . Это придает клерикальным судам уникальные особенности, которые зачастую ограничивают права обвиняемых, находящихся под юрисдикцией судов.
- Судебная власть не имеет полномочий контролировать, контролировать или вмешиваться в дела ТПС. Какие бы другие законы ни применялись к судебным разбирательствам и условиям содержания в тюрьмах в других частях страны, они не применяются к ТПС.
- В то время как судьи других судов назначаются главой судебной власти, судьи и прокуроры ТПС назначаются непосредственно Верховным лидером . [ примечание 3 ]
- Он действует на основе бюджета, независимого от судебной власти и утверждаемого не парламентом Ирана или меджлисом, поскольку все бюджеты должны составляться в соответствии с конституцией, а Советом по распознаванию целесообразности , советом, назначаемым Верховным лидером и подотчетным только ему; [ 1 ]
- Верховный суд, являясь частью судебной власти, не обладает юрисдикцией для рассмотрения дел ТПС. Вместо этого апелляции рассматриваются другой палатой духовного суда;
- Все судебные разбирательства закрыты для публики; [ 1 ]
- персонал ТПС не подлежит какому-либо надзору, как, например, Дисциплинарный суд судей, а подчиняется только офису руководителя; [ 1 ]
- Защитник на суде должен выбираться из числа назначенных священнослужителей, чтобы обвиняемый не мог свободно выбирать своего защитника (статья 35 конституции предоставляет обвиняемому право выбирать себе защитника); [ 11 ]
- Зачастую обвиняемые не информируются своевременно о предъявленных им обвинениях. (Статья 32 Конституции Ирана гласит, что обвиняемому должно быть предъявлено надлежащее обвинение, а обвинения против него должны быть сформулированы четко и в письменной форме); [ 11 ]
- Де-факто ТПС применяет иной подход, чем судебная власть, в отношении признанных источников права, например, считая «уголовные кодексы и постановления ТПС второстепенными по отношению к современной фатаве » (это противоречит статье 167 конституции). , в котором говорится, что исламские источники вторичны по отношению к любому кодифицированному закону); [ 12 ]
- Суд управляет собственной системой безопасности и тюремной системой. [ 1 ]
- Поскольку дела передаются в ТПС непосредственно аппаратом Верховного лидера , теоретически Верховный лидер имеет право передать в ТПС любое дело, которое, по его мнению, связано с каким-либо «преступлением». Примером распространения ТПС своей юрисдикции является дело о «нападении на прессу», которое ТПС взял на себя на том основании, что «ответчик является представителем духовенства» («30 декабря 1999 г. Али Афсахи, главный редактор культурно-спортивного журнала «Синама ва Варзеш» , не являвшийся священнослужителем, был заключен в тюрьму на четыре месяца за «оскорбление духовенства»), [ 13 ] несмотря на то, что статья 168 Конституции Ирана гласит, что общие суды являются единственным судебным органом, имеющим юрисдикцию рассматривать правонарушения в сфере печати. [ 14 ]
Иранские консерваторы утверждают, что Верховный лидер Ирана имеет право создавать новые суды, если пожелает, на том основании, что, согласно Конституции Ирана, Верховный лидер обладает абсолютной властью и поэтому не ограничен правилами конституции. [ 15 ]
Жалоба на легитимность
[ редактировать ]Ряд источников поставили под сомнение конституционность системы ТПС. Иранское информационное агентство правозащитников (НРАНА) жалуется, что суд не упомянут в конституции и не одобрен Исламской консультативной ассамблеей. Несколько пунктов конституции указывают на незаконность суда (по мнению НРАНА): [ 6 ]
- Принципы 19, 20 и 107 Конституции предусматривают, что: «Народ Ирана, из каждого племени, к которому он принадлежит, пользуется равными правами, а цвет кожи, раса, язык и т. д. не дают никаких привилегий. Верховный лидер перед законом равен всем остальным». (Затем HRANA заявляет: «Каждое исключение из этого принципа требует юридического разъяснения» — ни одного не было дано);
- согласно конституции, все правонарушения должны расследоваться в судебном органе - "высшем юридическом документе страны" - "за исключением дел, связанных с военными судами";
- в статье 110 Конституции (в которой изложены «обязанности и полномочия» Верховного лидера) нет ссылки на суды. [ 6 ]
Два иранских исламских учёных-реформатора, отсидевшие срок в тюрьме по решению суда – Мохсен Кадивар , [ примечание 4 ] и Хасан Юсефи Эшкевари — также поставили под сомнение его легитимность. Как и Информационное агентство Ирана, Кадивар утверждает, что ТПС является нарушением нескольких статей конституции ИРИ (статьи 57, 177, 110, 172 и 19), в то время как три другие статьи (57, 177 и 110) не содержат упоминаний о суде, функционирующем под руководством Верховного лидера, что и делает ТПС. [ 2 ]
По словам Кадивара, нет никаких сомнений в том, что Специальный клерикальный суд в настоящее время и всегда был «незаконным». "Единственный способ" его легализовать - это добавить "в него новую статью (поправку) и изменить "все вышеупомянутые статьи". [ 2 ]
Эшкевари (который был лишен сана и отсидел несколько лет в тюрьме после того, как был признан судом виновным в «распространении лжи и оскорблении исламских святынь», среди других обвинений) заявляет, что КГК «противоречит современной правовой системе» и «явно» виновен в «дискриминации». против справедливости». Эшкевари утверждает, что суд действует очень похоже на инквизиционный суд средневековых времен: [ 2 ] — проводить тайные собрания, обходиться без присяжных, использовать произвольную власть, сурово обращаться с противниками правителя, которые могут быть слишком влиятельными для обычных законов.
Преследование учреждений
[ редактировать ]КГК выносит приговоры не только преступникам и священнослужителям-диссидентам. Они также подвергают цензуре и конфискуют работы, которые могут бросить вызов теологическому и юриспруденционному авторитету Верховного лидера, особенно те работы, написанные высокопоставленными аятоллами, которые выступают против велаятских факихов или конкретной политики режима. [ 16 ]
25 июня 2000 года КГК приказал тегеранской ежедневной газеты «Баян» , которой руководил Ходжатолеслам Али Акбар Мохташеми прекратить выпуск . Мохташеми был бывшим министром внутренних дел и помощником президента Мохаммада Хатами . [ 17 ]
В начале августа 1999 года Духовный суд «наложил пятилетний запрет» на газету « Салам» . Салам был основан в 1991 году после того, как группе левых, но «ветеранов-революционеров», проправительственных священнослужителей, консервативный Совет стражей не только запретил консервативному Совету стражей баллотироваться в Ассамблею экспертов , но и не смог найти ни одной газеты, даже готовой напечатать эти новости. и их протест. (Несмотря на ограниченный тираж и сосредоточенность на влиянии на политику, газета стала очень популярной и помогла избрать президента-реформатора Мухаммада Хатами в 1997 году.) [ 18 ] До этого запрета по крайней мере один из священнослужителей, Мохаммад Мусави Хойниха , издатель «Салама» , был осужден за клевету и распространение ложной информации. [ 19 ]
Объяснение уникального статуса
[ редактировать ]Лидер Иранской исламской революции и основатель Исламской Республики аятолла Рухолла Хомейни также создал религиозно-политическую концепцию велаят-э факих или « Опека (исламского) юриста », которая считала, что, поскольку правительство должно/должно быть При управлении в соответствии с традиционными исламскими законами ( шариатом ) законным правителем (до нового появления « непогрешимого имама ») будет ведущий исламский юрист ( факих , знаток шариата), который будет править людьми и нацией. Он (только мужчины) будет обеспечивать политическую « опеку ». В Иране для выполнения этой роли был создан пост Верховного лидера . Хотя огромная популярность Хомейни проложила путь к этой системе правления, семь из восьми ведущих шиитских юристов того времени (восьмым юристом был Хомейни) не приняли «статус вали-е факих, который был предоставлен в Иранском соглашении 1979 года». конституция. [ примечание 5 ]
Ученый Мирьям Кюнклер видит связь между отсутствием клерикальной поддержки богословской основы Верховного лидера и особыми полномочиями (прямой контроль со стороны Верховного лидера, нахождение вне судебной системы Исламской Республики и Конституции Ирана , судебные процессы которые закрыты для публики и не позволяют обвиняемым выбирать себе защитника, и приговор которых не может быть обжалован в Верховном суде Ирана и т. д.), суда, посвященного только религиозным делам. священнослужители. Если причина пребывания на посту правителя-хранителя основана на принципе велаят-э факих , а диссидентские священнослужители-богословы являются именно теми людьми, которые могли бы «доказать, в какой степени велаят-э факих несовместим с шиитскими традициями и в какой степени что это богословская новинка, основная функция которой состоит в оправдании применения авторитарного правления»; [ 21 ] [ примечание 6 ] затем
«Нетрудно представить, как КГК, учитывая его правовой статус вне какой-либо подотчетной и прозрачной проверки со стороны какого-либо правительственного учреждения, кроме Офиса Верховного лидера , может превратиться в основной инструмент Верховных лидеров для дисциплинирования и преследования инакомыслящих священнослужителей. " [ 23 ]
Избранный список заключенных
[ редактировать ]Среди хотя бы сколько-нибудь выдающихся священнослужителей, с которыми «разобрались» в Исламской Республике: [ 6 ]
- Абдолла Нури (27 ноября 1999 года он был осужден СГБ за оскорбление аятоллы Хомейни , публикацию антирелигиозных материалов, возмущение общественного мнения, оскорбление должностных лиц, пропаганду связей с Соединенными Штатами и приговорен к пяти годам тюремного заключения - самый высокопоставленный исламский политик, приговоренный к тюремному заключению после революции; [ 24 ] [ 25 ]
- Ахмад Азари Коми (арестован в 1997 году после критики Верховного лидера Хаменеи. Был насильственно изгнан из духовных институтов в Куме, а когда его срок в Совете стражей закончился, его новая кандидатура в 1998 году была отклонена Советом стражей);
- Хусейн-Али Монтазери (держался под стражей с 1997 по 2003 год после критики власти Хаменеи);
- Мохаммад Казем Шариатмадари (зачитал признание в шоу по телевидению, находился под домашним арестом примерно с 1982 года до своей смерти в 1986 году);
- Юсеф Сааней (офисы в Куме подверглись нападению военизированных формирований «Басидж» в декабре 2009 года — сотрудники избиты, а офисы разрушены; в январе 2010 года Ассоциация преподавателей богословия Кума объявила его больше не марджа ат-Таклид);
- Абдул-Карим Мусави Ардебили ,
- Асадолла Баят-Зенджани
- Абдол-Хамид Масуми-Техрани (приговаривался к тюремному заключению духовным судом как минимум дважды);
- Хасан Табатабаи Коми - содержится под домашним арестом [ 26 ] и скончался в заточении) [ 6 ]
- Ахмед Хонсари
- Мохаммад Рухани [ 27 ]
- Мохаммад Садек Рухани
- Мохаммад аль-Ширази
- Мохаммед Рида аль-Ширази
- Мохаммад Тахер аль-Шубайр аль-Хакани [ 27 ]
- Ясубедин Растегар Джуйбари
- Хосейн Каземейни Боруджерди
- Махмуд Абу аль-Хасан аль-Талегани [ 28 ]
- Шейх Мухаммад Тахир Аль Шаббир Хан [ 28 ]
- Шейх Мухаммад Али аль-Абтахи [ 28 ]
- Шейх Садик аль-Ширази [ 28 ]
- Абдолкарим Соруш [ 28 ] [ 27 ]
Провел некоторое время в тюрьмах Духовного суда.
- Хади Гаффари (жесткий священнослужитель, специализирующийся на конфискации экспроприированной собственности, был осужден за растрату в начале 1990-х годов), [ 29 ]
- Али Техрани (транслировал антиисламские выступления по багдадскому радио и телевидению, говорящим на фарси; был арестован по возвращении в Иран в 1995 году и приговорен к 20 годам тюремного заключения, но был освобожден через десять лет в 2005 году);
- Абдолмаджид Морадзехи (помощник суннитского священнослужителя, арестованного в январе 2023 года за «манипулирование общественным мнением» и «несколько раз общение с иностранными лицами и средствами массовой информации»); [ 30 ]
- Каземейни Боруджерди (заключен в тюрьму Эвин за «преступления против Бога», после того как отказался принять доктрину абсолютного велаят-э факиха); [ 31 ]
- Мортеза Фахим Кермани
- Хади Габель (осужден за оскорбление Верховного лидера);
- Ахмад Габель
- Хади Хаменеи (брат Верховного лидера Али Хаменеи , советник президента Мохаммада Хатами , дважды госпитализирован из-за травм головы, избиений сторонниками жесткого руководства, SCC временно запретил его Hayat-e No в январе 2000 года) газету
- Мохсен Кадивар (приговорен КГБ к 18 месяцам тюремного заключения в 1999 году за распространение ложной информации о иранской «священной системе Исламской Республики» и помощи врагам Исламской революции;
- Хасан Юсефи Эшкевари (осужденный КГК за «отрицание и оскорбление священной религии ислама», «оскорбление высокопоставленных чиновников» и другие обвинения, приговорен к четырем годам тюремного заключения);
Священнослужители, казненные («за зависимость от прежнего режима» или деятельность, запрещенную Исламской республикой) по приказу Духовного суда: [ 6 ]
- Голам-Хусейн Данеши (обвиняемый в сотрудничестве с САВАК, казнен 13 марта 1979 г.), [ 32 ]
- Мехди Хашеми (противник тайных сделок режима в деле Иран-контрас , он был казнен в сентябре 1987 года официально за подстрекательство к мятежу, убийство и связанные с этим обвинения)
- Абдолреза Хиджази (проповедник из Тегерана, обвиненный в подготовке государственного переворота вскоре после революции; был лишен сана и казнен в 1983 году); [ 2 ]
Приговорены к смертной казни и казнены за непристойное поведение (прелюбодеяние):
См. также
[ редактировать ]- Исламский революционный суд
- Мехди Хашеми
- Дело Иран-Контрас
- Мохаммад Мусави Хойниха
- Мохсен Кадивар
- Абдулла Нури
- Ахмад Азари Коми
- Хусейн-Али Монтазери
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Указ напечатан в газете «Эттелаат» от 12 июня 1987 года.
- ↑ Хомейни написал в письме, адресованном Третьему Меджлису в 1988 году: «Многие из постановлений и указов, которые я издал за последние несколько лет, были вызваны тем, что Исламская революция и Исламская Республика еще не находились на стабильной основе, а также потому, что особых чрезвычайных условий, созданных войной. Однако теперь, когда война окончена и мы приближаемся к стабильности, мы должны вернуться к Конституции и все должно быть определено в рамках Конституции».
- ↑ Согласно статье 13 § (1) Указа ВТП, «[т]ВТП и его прокуратура обладают юрисдикцией выносить решения по всем делам, порученным ему Верховным лидером».
- ^ "Профессор-исследователь исламоведения на факультете религиоведения Университета Дьюка"
- ^ Этими священнослужителями (известными как мараджи ) были аятоллы Абу аль-Касим аль-Хуи (или аль-Хойи, ум. 1992), Мохаммад Казем Шариат-Мадари (ум. 1986), Шихаб ад-Дин Мараши-Наджафи. (ум. 1992), Хасан Коми (ум. 2007), Мохаммед Реза Голпаегани (ум. 1993), Мохаммад Али Араки (ум. 1994), Ахмад Хонсари (ум. 1985) [ 20 ]
- ^ По словам Мирьям Кюнклер, клерикальное инакомыслие в Исламской Республике «не является единообразным. Оно принимает различные формы, и его мотивы разнообразны. Некоторые полностью отвергают концепцию велаят-э факих, в то время как другие принимают ее, но осуждают персонализацию, которую имеет эта позиция. опытные как при Хомейни, так и при Хаменеи, некоторые принимают притязания Хомейни на велаят, в то время как они отвергают притязания Хаменеи, а другие принимают велаят-э; факих, но не согласен с конкретной политикой, особенно с тем, в какой степени офис лидера вмешивается в управление религиозными семинариями и содержание учебных программ». [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Кюнклер, 2010, 2
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Дивсалар, Махтаб (8 ноября 2019 г.). «Специальный клерикальный суд Ирана: место, где духовенство встречает «справедливость» » . Замене Медиа . Проверено 5 февраля 2023 г.
- ^ Структура власти в Иране
- ^ Кюнклер, 2010, 48.
- ^ Jump up to: а б с д «Судьба и наказание священнослужителей-диссидентов в Иране» . Радио Фарда. 16 января 2019 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Четыре десятилетия специального суда для священнослужителей; специальный отчет» . ХРАНА . 13 февраля 2018 года . Проверено 5 февраля 2023 г.
- ^ «ЗАКОН О СПЕЦИАЛЬНЫХ СУДАХ ДУХОВЕНСТВА. ПОСТАНОВЛЕНИЕ О СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОКУРАТУРАХ И СУДАХ ДУХОВЕНСТВА» . Портал данных Ирана . Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ Кюнклер, 2010, 17.
- ^ Буча, В. (2000) Кто правит Ираном? Структура власти в Исламской Республике (Вашингтон, Вашингтонский институт ближневосточной политики): 97-98); цитируется по Кюнклеру, 2010, 37.
- ↑ интервью IRNA, 1 марта 2006 г., цитируется по Künkler, 2010, 37.
- ^ Jump up to: а б Кюнклер, 2010, 22
- ^ Кюнклер, 2010, 23.
- ^ Кюнклер, 2010, 26.
- ^ «ИРАН» (PDF) . Международная комиссия юристов . Август 2002. с. 199 . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ↑ См. Афтабе Йезд , 18 августа 2002 г. Также Этемад, 5 января 2005 г.
- ^ Кюнклер, 2010, 31.
- ^ Кюнклер, 2010, 42.
- ↑ Отвечая только Богу , Женева Абдо, Джонатан Лайонс
- ↑ Нападения на прессу, 1999 г.: Иран, КЗЖ.
- ^ Кюнклер, 2010, 2-4.
- ^ Кюнклер, 2010, 49.
- ^ Кюнклер, 2010, 6-7.
- ^ Кюнклер, 2010, 20.
- ^ Иран: Абдолла Нури, узник совести
- ^ Ши, Нина (26 января 2009 г.). « Оскорбление ислама: улица с односторонним движением в неправильном направлении» . Гудзонский институт. Архивировано из оригинала 14 июня 2009 года . Проверено 16 июля 2009 г.
- ^ Закон о всеобъемлющих иранских санкциях 1995 года – С. 277: Слух..., Том 4 . Соединенные Штаты. Конгресс. Сенат. Комитет по банковскому делу, жилищному строительству и городским делам. 1995. с. 48. ИСБН 9780160474828 .
- ^ Jump up to: а б с Кюнклер, Мирьям (13 мая 2009 г.). «Особый суд духовенства (Дадга-Йе Вижех-Йе Руханият) и репрессии против духовенства-диссидента в Иране» . ССРН . Рочестер, Нью-Йорк. дои : 10.2139/ssrn.1505542 . ССНР 1505542 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Позиция иранского режима в отношении несогласных религиозных авторитетов и священнослужителей» Международный институт иранских исследований (на арабском языке) . Проверено 16 декабря 2022 г.
- ^ «Муллы-миллионеры» . Форбс. 21 июля 2003 года . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ «Иран протестует против помощника суннитского священнослужителя, арестованного в иранском Захедане за «манипулирование» общественным мнением» . АФП. 31 января 2023 г. Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Шерилл, Клифтон В. (2018). Потеря легитимности: конец харизматической тени Хомейни ... с. 51. ИСБН 9781498564151 . Проверено 15 февраля 2023 г.
- ^ «Мемориал Омид, мемориал в защиту прав человека в Иране. История одного человека Голамхосейна Данеши» . Центр Абдоррахмана Боруманда по правам человека в Иране . Проверено 24 февраля 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Мирьям Кюнклер (24 мая 2010 г.). Специальные суды духовенства и репрессии против духовенства-диссидента в Иране . ССРН . Проверено 4 февраля 2023 г.