Jump to content

Аятолла

Аятолла ( Великобритания : / ˌ ə ˈ t ɒ l ə / или США : / ˌ ə ˈ to l ə / ; Персидский : аятолла , латинизированный : аятолла , Персидское произношение: [ɒːjjætˌolˈlɒːh] ) — почетный титул высокопоставленных -двунадесятников шиитских священнослужителей в Иране , который получил широкое распространение в 20 веке. [1] [2]

Первоначально использовавшийся как титул, присвоенный народным/церковным признанием небольшому числу наиболее выдающихся марджа ат-таклид муджтахидов , он пострадал от «инфляции» после иранской революции 1979 года , когда его стали использовать для «любого авторитетного муджтахида». [3] К 2015 году он был расширен и теперь включает всех студентов, сдавших выпускной экзамен Муджтахида. [4] что привело к появлению «тысяч» аятолл. [5]

Название не используется суннитской общиной Ирана. [1] ни шииты в Ливане , Пакистане или Индии . [1] В Ираке этот титул известен, но используется только для священнослужителей иранского происхождения. [1]

В западном мире – особенно после иранской революции – он ассоциировался с Рухоллой Хомейни , который был настолько известен, что его часто называли «Аятоллой».

Этимология

[ редактировать ]

Название первоначально происходит от арабского слова Ayah, предварительно модифицированного определенным артиклем al и постмодифицированного словом Аллах , образуя āyatu llāh ( арабский : آية الله ). [6] Комбинация была переведена на английский как «Знак Бога». [1] «Божественный знак» [2] или «Отражение Бога». [7] Это часто используемый термин в Коране , но его использование в этом контексте, по-видимому, является конкретной ссылкой на стих 41:53 : «Мы покажем им Наши знамения на горизонте и в них самих». [1] также использовали его для обозначения «Двенадцати имамов» . хотя шииты [8]

Используемые варианты: аяту ллахи фи л-анам ( арабский : аятолла фи Аль-Анам , букв. «Знамение Бога среди человечества»), [9] аяту ллахи фи ль-аламайн араб . Знак , ) форма Бога в двух мирах двойная ( [9] или фи л-аламин ( арабский : في العالمین , букв. «в мирах», форма множественного числа ) [10] и аяту ллахи фи л-вара ( арабский : Стих Бога среди смертных , букв. «Знамение Бога среди смертных»). [9]

Квалификация

[ редактировать ]

Хотя среди шиитских священнослужителей не существует формальной иерархической структуры, для описания ситуации можно разработать «иерархию различий». [11] Традиционно звание аятоллы в народе присваивалось лишь очень немногим высшим рангам. [5] выдающийся Муджтахид . [1] Квалификация включена

  • будучи определенным Муджтахидом ,
  • считаться среди сверстников лучшими в аламийате ( букв. « превосходство в обучении » ) и
  • превосходство в риясате ( букв. « лидерство » ), что определяется народным одобрением, а также сбор огромного количества хумов (религиозных налогов). [9]

Следовательно, к 1960-м годам священнослужитель, которого называли аятоллой, должен был быть маржей . [9]

Тенденция девальвации

[ редактировать ]

С тех пор титул аятоллы (и другие иранские шиитские титулы) «удешевился». [1] [12] [5]

Рой Моттахеде описывает, как определялся титул аятоллы в середине-конце 20 века.

Только титулы «правовед» ( факих ) и «образец для подражания» ( марджа ат-таклид ) имели фиксированное значение. В противном случае титулы ... на самом деле выражали неформальное согласие мулл относительно степени уважения, которое они хотели оказывать друг другу. Учитель в медресе мог бы сильно обидеться, если бы в письме мирянин не назвал его «аятоллой», но он решительно отверг бы этот титул, если бы к нему публично обращались как к аятолле — то есть до тех пор, пока он не почувствовал, что другие муллы его уровень терпел бы, если бы к нему так обращались, и тогда он спокойно позволил бы своим ученикам навязать ему этот титул. [13]

По словам Майкла М. Дж. Фишера , иранская революция привела к «быстрому увеличению религиозных титулов», так что почти каждого высокопоставленного священнослужителя стали называть аятоллой. [14] резкое увеличение числа людей, называющих себя аятоллами. [12]

Неписаное правило обращения к шиитским священнослужителям было разработано после 1980-х годов в результате иранской революции. [9] несмотря на то, что официального институционального способа присвоения званий не существует. [5] Сначала титул, который был зарезервирован для марджи, постепенно стал применяться к авторитетному муджтахиду. [3] С послереволюционной бюрократизацией шиитских семинарий в Исламской Республике были введены четыре уровня обучения, и те священнослужители, которые заканчивают четвертый уровень, также известный как Дарс-э-Харедж ( букв. « за пределами текста » ), и проходят финальный уровень. экзамене, назывались аятоллами. [4] Муджан Момен писал в 2015 году, что каждый священнослужитель, завершивший обучение, называет себя аятоллой, и эта тенденция привела к появлению «тысяч аятолл». [5]

Эта инфляция привела к изобретению нового титула — Аятолла аль-Узма ( букв. « Великое знамение Бога » ). [5] Первоначально около полдюжины человек обращались как аль-Узма, но по состоянию на 2015 год число людей, претендовавших на этот титул, как сообщается, превысило 50. [5]

Политический подтекст

[ редактировать ]
Рухолла Хомейни , известный на Западе как «Аятолла»

Еще одним постреволюционным изменением в том, что делает аятоллу, стал отказ (по крайней мере, во многих важных ситуациях) от чисто религиозных полномочий и неформального одобрения и замена их политическими критериями. [15]

Али Хаменеи , к которому обращались с титулом среднего уровня Худжат аль-Ислам , когда он был президентом Ирана , был удостоен титула аятоллы сразу после того, как он был избран Верховным лидером Ирана в 1989 году, без соблюдения обычных неписаных критериев (таких как как автор Рисалы ). [16] С 2010-х годов источники, находящиеся под контролем правительства, стали давать ему более выдающиеся титулы, такие как Великий аятолла и Имам . [15]

Некоторые священнослужители, такие как Мохаммад Казем Шариатмадари. [2] и Хусейн-Али Монтазери , [17] Попавшие в немилость правителей были понижены в ранге из-за того, что к ним не обращались как к аятоллам.

Использование

[ редактировать ]

Истоки, начало 20 века.

[ редактировать ]

Самый ранний известный адрес этого титула принадлежит Ибн Мутаххару Аль-Хилли (умер в 1374 г.), однако он не использовался в качестве титула для тех, кто соответствовал критериям до 20 века. [1] Глассе заявляет, что после доминирования в ветви Двунадесятников последователей школы Усули и упадка школы Ахбари популяризировали этот титул , Усули как попытку повысить свой статус. [2] Мирза Али Ака Тебризи был первым, кто использовал термин «аятулла» для обозначения источников подражания в Наджафе, особенно Ахунда Хурасани (1839–1911), чтобы отличить их от священнослужителей более низкого ранга в Тегеране во время Персидской конституционной революции 1905–1911 годов. . [18] ( Мирза Сайед Мохаммад Табатабай и Сейед Абдулла Бехбахани Согласно Логатнаме Дехходе, также были удостоены этой почетной награды от конституционалистов .) [19]

Хамид Алгар утверждает, что этот титул вошел в общее употребление, возможно, потому, что он был «косвенным результатом реформы и укрепления религиозного института в Куме ». [1] Абдул-Карим Хаери Язди (1859–1937), основавший Кумскую семинарию , может быть первым, кто будет носить этот титул, по словам Алгара. [1]

Хотя титул аятолла время от времени использовался в 1930-е годы, [1] он получил широкое распространение в 1940-х годах. [2]

Этапы современных титулов шиитских священнослужителей в Иране

[ редактировать ]
Обычно Марджа и издает фетву.
Может быть меньшим муджтахидом Может быть великим Муджтахидом Обычно великий Муджтахид
Разрешено получать благотворительность
Разрешено носить церковную одежду
Студент
( букв. « Студент » )
Сегатолеслам
( букв. « Доверие ислама » )
Худжат аль-Ислам
( букв. « Доказательство ислама » )
Худжат аль-Ислам валь-Муслимин
( букв. « Доказательство ислама и мусульман » )
Аятолла
( букв. « Знак Бога » )
Аятолла аль-Узма
( букв. « Великий знак Божий » )
Источники: [9] [10] [20]

Великий Аятолла

[ редактировать ]

Лишь немногим из наиболее важных аятолл присвоено звание Великого Аятоллы ( Аятолла Узма , «Великое Знамение Божие»). Когда аятолла приобретает значительное число последователей и его религиозно правильные взгляды признаются, его считают Марджа-и-Таклид , что в просторечии означает «великий аятолла». [21] Обычно в качестве прелюдии к такому статусу муджтахид [примечание 1] его просят опубликовать юридический трактат, в котором он отвечает на вопросы о применении ислама в повседневной жизни в настоящее время. [22] Рисала — это слово, обозначающее трактат, и такая юридическая работа называется рисала-йиамалийя, или «трактат по практическому праву». [23] и обычно это переосмысление книги Аль-Урвату ль-Вутка . [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Среди шиитов муджтахид - это человек, который обычно считается первоначальным авторитетом в исламском праве.
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Алгар 1987 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Глассе 2003 г.
  3. ^ Jump up to: а б Момен, Введение в шиитский ислам , 1985, стр.205-6.
  4. ^ Jump up to: а б Голкар 2017 , стр. 219
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Моменты 2015 , с. 178
  6. ^ Лиман 2006 , стр. 85–86
  7. ^ Салкинд 2006 , с. 739, том. 1
  8. ^ Хьюз 2013 , с. 126
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г Кальмар 2009 г.
  10. ^ Jump up to: а б Наср, Наср и Дабаши 1989 , с. 265–266
  11. ^ Момент 1985 , с. 204
  12. ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 205–206
  13. ^ Моттахеде, Рой (2000) [1985]. Мантия Пророка: Религия и политика в Иране . Оксфорд: Один мир. п. 241.
  14. ^ Фишер, Майкл М.Дж. (1980). Иран: от религиозного спора к революции . Издательство Гарвардского университета]. п. 2016. ISBN  9780674466159 .
  15. ^ Jump up to: а б Зурайда, Мохд Дон; Мэй, Алан (2013), «Дискурсивное представление верховного лидера Ирана в онлайн-СМИ», Discourse & Society , 24 (6): 743–762, doi : 10.1177/0957926513486222 , JSTOR   24441464 , S2CID   146360568
  16. ^ Амузегар, Джахангир (2014). Исламская Республика Иран: размышления о развивающейся экономике . Рутледж. п. 210. ИСБН  978-1-85743-748-5 .
  17. ^ Дарьяи, Турадж (2012). Оксфордский справочник по истории Ирана . Оксфордские справочники по истории. Издательство Оксфордского университета. п. 378. ИСБН  9780199732159 .
  18. ^ Германн 2013 , с. 439.
  19. ^ Билл, Джеймс А. (1982), «Власть и религия в революционном Иране», Middle East Journal , 36 (1): 22–47, JSTOR   4326354
  20. ^ Голкар 2017 , стр. 219–223
  21. ^ Эмад Эль-Дин Шахин (2016). Оксфордский справочник по исламу и политике . Издательство Оксфордского университета . п. 400. ИСБН  9780190631932 .
  22. ^ Сиддики, Калим (1980). Исламская революция: достижения, препятствия и цели . Лондон: Открытая пресса Мусульманского института . п. 26. ISBN  978-0-905081-07-6 .
  23. ^ Хайри, Абдул-Хади (1977). Шиизм и конституционализм в Иране: исследование роли персидских жителей Ирака в иранской политике . Лейден, Южная Голландия: Brill. п. 198. ИСБН  978-90-04-04900-0 .

Общие и цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Германн, Денис (1 мая 2013 г.). «Ахунд Хорасани и иранское конституционное движение» . Ближневосточные исследования . 49 (3): 430–453. дои : 10.1080/00263206.2013.783828 . ISSN   0026-3206 . JSTOR   23471080 . S2CID   143672216 .
  • Алгар, Хамид (18 августа 2011 г.) [15 декабря 1987 г.]. «Аяталлах» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника . Фаск. 2. Том. III (Интернет-изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Bibliotheca Persica Press. п. 133.
  • Глассе, Сирил (2003). «Аятолла». Новая энциклопедия ислама . Роуман Альтамира. п. 71. ИСБН  978-0759101890 .
  • Лиман, Оливер (2006). «Айя». Коран: Энциклопедия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  0-415-32639-7 .
  • Салкинд, Нил Дж., изд. (2006). «Исламская вера (Иман) и практика (Ибадат)». Энциклопедия человеческого развития . Том. 1. МУДРЕЦ. ISBN  9781412904759 .
  • Хьюз, Аарон В. (2013). Энциклопедия человеческого развития . Издательство Колумбийского университета. ISBN  9780231531924 .
  • Кальмар, Жан (2009). «Аятолла» . В Эспозито, Джон Л. (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780195305135.001.0001 . ISBN  9780199861255 . Архивировано из оригинала 16 июля 2019 года.
  • Наср, Сейед Вали Реза; Наср, Сейед Хосейн; Дабаши, Хамид (1989). Ожидание тысячелетия: шиизм в истории . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  978-0887068447 .
  • Голкар, Саид (2017). «Клерикальная милиция и секьюритизация семинарий в Иране». Современный ислам . 11 (3): 215–235. дои : 10.1007/s11562-017-0384-8 . S2CID   151998952 .
  • Момен, Муджан (1985), Введение в шиитский ислам: история и доктрины двунадесятного шиизма , издательство Йельского университета, ISBN  9780300034998
  • Момен, Муджан (2015), Шиитский ислам: руководство для начинающих , Oneworld Publications, ISBN  9781780747880
[ редактировать ]
  • Словарное определение аятоллы в Викисловаре
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d49cc7fc5a454101fe97394be91b5bfb__1717811880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d4/fb/d49cc7fc5a454101fe97394be91b5bfb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ayatollah - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)