Аятолла
Часть серии о шиитском исламе. |
Двенадцатилетний шиизм |
---|
![]() |
Аятолла ( Великобритания : / ˌ aɪ ə ˈ t ɒ l ə / или США : / ˌ aɪ ə ˈ to oʊ l ə / ; Персидский : аятолла , латинизированный : аятолла , Персидское произношение: [ɒːjjætˌolˈlɒːh] ) — почетный титул высокопоставленных -двунадесятников шиитских священнослужителей в Иране , который получил широкое распространение в 20 веке. [1] [2]
Первоначально использовавшийся как титул, присвоенный народным/церковным признанием небольшому числу наиболее выдающихся марджа ат-таклид муджтахидов , он пострадал от «инфляции» после иранской революции 1979 года , когда его стали использовать для «любого авторитетного муджтахида». [3] К 2015 году он был расширен и теперь включает всех студентов, сдавших выпускной экзамен Муджтахида. [4] что привело к появлению «тысяч» аятолл. [5]
Название не используется суннитской общиной Ирана. [1] ни шииты в Ливане , Пакистане или Индии . [1] В Ираке этот титул известен, но используется только для священнослужителей иранского происхождения. [1]
В западном мире – особенно после иранской революции – он ассоциировался с Рухоллой Хомейни , который был настолько известен, что его часто называли «Аятоллой».
Этимология
[ редактировать ]Название первоначально происходит от арабского слова Ayah, предварительно модифицированного определенным артиклем al и постмодифицированного словом Аллах , образуя āyatu llāh ( арабский : آية الله ). [6] Комбинация была переведена на английский как «Знак Бога». [1] «Божественный знак» [2] или «Отражение Бога». [7] Это часто используемый термин в Коране , но его использование в этом контексте, по-видимому, является конкретной ссылкой на стих 41:53 : «Мы покажем им Наши знамения на горизонте и в них самих». [1] также использовали его для обозначения «Двенадцати имамов» . хотя шииты [8]
Используемые варианты: аяту ллахи фи л-анам ( арабский : аятолла фи Аль-Анам , букв. «Знамение Бога среди человечества»), [9] аяту ллахи фи ль-аламайн араб . Знак , ) форма Бога в двух мирах двойная ( [9] или фи л-аламин ( арабский : في العالمین , букв. «в мирах», форма множественного числа ) [10] и аяту ллахи фи л-вара ( арабский : Стих Бога среди смертных , букв. «Знамение Бога среди смертных»). [9]
Квалификация
[ редактировать ]Хотя среди шиитских священнослужителей не существует формальной иерархической структуры, для описания ситуации можно разработать «иерархию различий». [11] Традиционно звание аятоллы в народе присваивалось лишь очень немногим высшим рангам. [5] выдающийся Муджтахид . [1] Квалификация включена
- будучи определенным Муджтахидом ,
- считаться среди сверстников лучшими в аламийате ( букв. « превосходство в обучении » ) и
- превосходство в риясате ( букв. « лидерство » ), что определяется народным одобрением, а также сбор огромного количества хумов (религиозных налогов). [9]
Следовательно, к 1960-м годам священнослужитель, которого называли аятоллой, должен был быть маржей . [9]
Тенденция девальвации
[ редактировать ]С тех пор титул аятоллы (и другие иранские шиитские титулы) «удешевился». [1] [12] [5]
Рой Моттахеде описывает, как определялся титул аятоллы в середине-конце 20 века.
Только титулы «правовед» ( факих ) и «образец для подражания» ( марджа ат-таклид ) имели фиксированное значение. В противном случае титулы ... на самом деле выражали неформальное согласие мулл относительно степени уважения, которое они хотели оказывать друг другу. Учитель в медресе мог бы сильно обидеться, если бы в письме мирянин не назвал его «аятоллой», но он решительно отверг бы этот титул, если бы к нему публично обращались как к аятолле — то есть до тех пор, пока он не почувствовал, что другие муллы его уровень терпел бы, если бы к нему так обращались, и тогда он спокойно позволил бы своим ученикам навязать ему этот титул. [13]
По словам Майкла М. Дж. Фишера , иранская революция привела к «быстрому увеличению религиозных титулов», так что почти каждого высокопоставленного священнослужителя стали называть аятоллой. [14] резкое увеличение числа людей, называющих себя аятоллами. [12]
Неписаное правило обращения к шиитским священнослужителям было разработано после 1980-х годов в результате иранской революции. [9] несмотря на то, что официального институционального способа присвоения званий не существует. [5] Сначала титул, который был зарезервирован для марджи, постепенно стал применяться к авторитетному муджтахиду. [3] С послереволюционной бюрократизацией шиитских семинарий в Исламской Республике были введены четыре уровня обучения, и те священнослужители, которые заканчивают четвертый уровень, также известный как Дарс-э-Харедж ( букв. « за пределами текста » ), и проходят финальный уровень. экзамене, назывались аятоллами. [4] Муджан Момен писал в 2015 году, что каждый священнослужитель, завершивший обучение, называет себя аятоллой, и эта тенденция привела к появлению «тысяч аятолл». [5]
Эта инфляция привела к изобретению нового титула — Аятолла аль-Узма ( букв. « Великое знамение Бога » ). [5] Первоначально около полдюжины человек обращались как аль-Узма, но по состоянию на 2015 год число людей, претендовавших на этот титул, как сообщается, превысило 50. [5]
Политический подтекст
[ редактировать ]
Еще одним постреволюционным изменением в том, что делает аятоллу, стал отказ (по крайней мере, во многих важных ситуациях) от чисто религиозных полномочий и неформального одобрения и замена их политическими критериями. [15]
Али Хаменеи , к которому обращались с титулом среднего уровня Худжат аль-Ислам , когда он был президентом Ирана , был удостоен титула аятоллы сразу после того, как он был избран Верховным лидером Ирана в 1989 году, без соблюдения обычных неписаных критериев (таких как как автор Рисалы ). [16] С 2010-х годов источники, находящиеся под контролем правительства, стали давать ему более выдающиеся титулы, такие как Великий аятолла и Имам . [15]
Некоторые священнослужители, такие как Мохаммад Казем Шариатмадари. [2] и Хусейн-Али Монтазери , [17] Попавшие в немилость правителей были понижены в ранге из-за того, что к ним не обращались как к аятоллам.
Использование
[ редактировать ]Истоки, начало 20 века.
[ редактировать ]Самый ранний известный адрес этого титула принадлежит Ибн Мутаххару Аль-Хилли (умер в 1374 г.), однако он не использовался в качестве титула для тех, кто соответствовал критериям до 20 века. [1] Глассе заявляет, что после доминирования в ветви Двунадесятников последователей школы Усули и упадка школы Ахбари популяризировали этот титул , Усули как попытку повысить свой статус. [2] Мирза Али Ака Тебризи был первым, кто использовал термин «аятулла» для обозначения источников подражания в Наджафе, особенно Ахунда Хурасани (1839–1911), чтобы отличить их от священнослужителей более низкого ранга в Тегеране во время Персидской конституционной революции 1905–1911 годов. . [18] ( Мирза Сайед Мохаммад Табатабай и Сейед Абдулла Бехбахани Согласно Логатнаме Дехходе, также были удостоены этой почетной награды от конституционалистов .) [19]
Хамид Алгар утверждает, что этот титул вошел в общее употребление, возможно, потому, что он был «косвенным результатом реформы и укрепления религиозного института в Куме ». [1] Абдул-Карим Хаери Язди (1859–1937), основавший Кумскую семинарию , может быть первым, кто будет носить этот титул, по словам Алгара. [1]
Хотя титул аятолла время от времени использовался в 1930-е годы, [1] он получил широкое распространение в 1940-х годах. [2]
Этапы современных титулов шиитских священнослужителей в Иране
[ редактировать ]Обычно Марджа и издает фетву. | ||||||||||||||
Может быть меньшим муджтахидом | Может быть великим Муджтахидом | Обычно великий Муджтахид | ||||||||||||
Разрешено получать благотворительность | ||||||||||||||
Разрешено носить церковную одежду | ||||||||||||||
Студент ( букв. « Студент » ) | Сегатолеслам ( букв. « Доверие ислама » ) | Худжат аль-Ислам ( букв. « Доказательство ислама » ) | Худжат аль-Ислам валь-Муслимин ( букв. « Доказательство ислама и мусульман » ) | Аятолла ( букв. « Знак Бога » ) | Аятолла аль-Узма ( букв. « Великий знак Божий » ) | |||||||||
Источники: [9] [10] [20] |
Великий Аятолла
[ редактировать ]Лишь немногим из наиболее важных аятолл присвоено звание Великого Аятоллы ( Аятолла Узма , «Великое Знамение Божие»). Когда аятолла приобретает значительное число последователей и его религиозно правильные взгляды признаются, его считают Марджа-и-Таклид , что в просторечии означает «великий аятолла». [21] Обычно в качестве прелюдии к такому статусу муджтахид [примечание 1] его просят опубликовать юридический трактат, в котором он отвечает на вопросы о применении ислама в повседневной жизни в настоящее время. [22] Рисала — это слово, обозначающее трактат, и такая юридическая работа называется рисала-йиамалийя, или «трактат по практическому праву». [23] и обычно это переосмысление книги Аль-Урвату ль-Вутка . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Среди шиитов муджтахид - это человек, который обычно считается первоначальным авторитетом в исламском праве.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Алгар 1987 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Глассе 2003 г.
- ^ Jump up to: а б Момен, Введение в шиитский ислам , 1985, стр.205-6.
- ^ Jump up to: а б Голкар 2017 , стр. 219
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Моменты 2015 , с. 178
- ^ Лиман 2006 , стр. 85–86
- ^ Салкинд 2006 , с. 739, том. 1
- ^ Хьюз 2013 , с. 126
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кальмар 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Наср, Наср и Дабаши 1989 , с. 265–266
- ^ Момент 1985 , с. 204
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 205–206
- ^ Моттахеде, Рой (2000) [1985]. Мантия Пророка: Религия и политика в Иране . Оксфорд: Один мир. п. 241.
- ^ Фишер, Майкл М.Дж. (1980). Иран: от религиозного спора к революции . Издательство Гарвардского университета]. п. 2016. ISBN 9780674466159 .
- ^ Jump up to: а б Зурайда, Мохд Дон; Мэй, Алан (2013), «Дискурсивное представление верховного лидера Ирана в онлайн-СМИ», Discourse & Society , 24 (6): 743–762, doi : 10.1177/0957926513486222 , JSTOR 24441464 , S2CID 146360568
- ^ Амузегар, Джахангир (2014). Исламская Республика Иран: размышления о развивающейся экономике . Рутледж. п. 210. ИСБН 978-1-85743-748-5 .
- ^ Дарьяи, Турадж (2012). Оксфордский справочник по истории Ирана . Оксфордские справочники по истории. Издательство Оксфордского университета. п. 378. ИСБН 9780199732159 .
- ^ Германн 2013 , с. 439.
- ^ Билл, Джеймс А. (1982), «Власть и религия в революционном Иране», Middle East Journal , 36 (1): 22–47, JSTOR 4326354
- ^ Голкар 2017 , стр. 219–223
- ^ Эмад Эль-Дин Шахин (2016). Оксфордский справочник по исламу и политике . Издательство Оксфордского университета . п. 400. ИСБН 9780190631932 .
- ^ Сиддики, Калим (1980). Исламская революция: достижения, препятствия и цели . Лондон: Открытая пресса Мусульманского института . п. 26. ISBN 978-0-905081-07-6 .
- ^ Хайри, Абдул-Хади (1977). Шиизм и конституционализм в Иране: исследование роли персидских жителей Ирака в иранской политике . Лейден, Южная Голландия: Brill. п. 198. ИСБН 978-90-04-04900-0 .
Общие и цитируемые источники
[ редактировать ]- Германн, Денис (1 мая 2013 г.). «Ахунд Хорасани и иранское конституционное движение» . Ближневосточные исследования . 49 (3): 430–453. дои : 10.1080/00263206.2013.783828 . ISSN 0026-3206 . JSTOR 23471080 . S2CID 143672216 .
- Алгар, Хамид (18 августа 2011 г.) [15 декабря 1987 г.]. «Аяталлах» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника . Фаск. 2. Том. III (Интернет-изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Bibliotheca Persica Press. п. 133.
- Глассе, Сирил (2003). «Аятолла». Новая энциклопедия ислама . Роуман Альтамира. п. 71. ИСБН 978-0759101890 .
- Лиман, Оливер (2006). «Айя». Коран: Энциклопедия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-32639-7 .
- Салкинд, Нил Дж., изд. (2006). «Исламская вера (Иман) и практика (Ибадат)». Энциклопедия человеческого развития . Том. 1. МУДРЕЦ. ISBN 9781412904759 .
- Хьюз, Аарон В. (2013). Энциклопедия человеческого развития . Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231531924 .
- Кальмар, Жан (2009). «Аятолла» . В Эспозито, Джон Л. (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780195305135.001.0001 . ISBN 9780199861255 . Архивировано из оригинала 16 июля 2019 года.
- Наср, Сейед Вали Реза; Наср, Сейед Хосейн; Дабаши, Хамид (1989). Ожидание тысячелетия: шиизм в истории . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0887068447 .
- Голкар, Саид (2017). «Клерикальная милиция и секьюритизация семинарий в Иране». Современный ислам . 11 (3): 215–235. дои : 10.1007/s11562-017-0384-8 . S2CID 151998952 .
- Момен, Муджан (1985), Введение в шиитский ислам: история и доктрины двунадесятного шиизма , издательство Йельского университета, ISBN 9780300034998
- Момен, Муджан (2015), Шиитский ислам: руководство для начинающих , Oneworld Publications, ISBN 9781780747880
Внешние ссылки
[ редактировать ]Словарное определение аятоллы в Викисловаре