Хасан аль-Аскари
Хасан аль-Аскари Аль-Хасан Аль-Аскари | |
---|---|
11-й шиитский имам | |
В офисе 868 г. н.э. – 874 г. н.э. | |
Предшественник | Али аль-Хади |
Преемник | Мухаммад аль-Махди |
Персональный | |
Рожденный | 8 Раби аль-Сани 232 года хиджры ( ок. 844 г. н.э. ) |
Умер | 8 Раби аль-Авваль 260 г.х. ( ок. 1 января 874 г. (27 лет)) |
Причина смерти | Отравленный [а] |
Место отдыха | Храм Аль-Аскари Самарра , Ирак 34 ° 11'54,5 "с.ш. 43 ° 52'25" в.д. / 34,198472 ° с.ш. 43,87361 ° в.д. |
Религия | Шиитский ислам |
Супруг | Нарджис (оспаривается) |
Дети |
|
Родители |
|
Родственники | Джафар (брат) Мухаммед (брат) |
Часть серии о шиитском исламе. |
Двенадцатилетний шиизм |
---|
![]() |
Хасан ибн Али ибн Мухаммад ( арабский : الحَسَن بْن عَلِيّ بْن مُحَمَّدُ , латинизированный : аль-Хасан ибн Али ибн Мухаммад ; ок. 846–874 ), более известный как Хасан аль-Аск ари ( арабский : الحَسَن ٱلْعَسْكَرِيّ , латинизированный : аль-Хасан аль -Аскари ), был потомком исламского пророка Мухаммеда . Он считается одиннадцатым из Двенадцати Имамов , сменив своего отца Али аль-Хади . Хасан аль-Аскари родился в Медине в 844 году и привезен со своим отцом в гарнизонный город Самарра в 848 году, где халифы Аббасидов держали их под пристальным наблюдением до самой смерти, хотя ни один из них не проявлял политической активности. После смерти аль-Хади в 868 году большинство его последователей признали его сына аль-Аскари своим следующим имамом. Контакты аль-Аскари с шиитским населением были ограничены халифами, и вместо этого он общался со своими последователями через сеть представителей. Он умер в Самарре в 873–874 годах в возрасте около двадцати восьми лет и был похоронен в семейном доме рядом с отцом, который позже превратился в Храм аль-Аскари , крупный центр шиитского паломничества. Шиитские источники обычно возлагают ответственность за смерть аль-Аскари и его отца на Аббасидов. известный ранний шиитский комментарий к Корану Аль-Аскари приписывают .
Аль-Аскари умер, не оставив очевидного наследника, что вызвало повсеместную путаницу и разделило шиитское сообщество на несколько сект, каждая из которых исчезла в течение нескольких десятилетий, за исключением шиитов-двунадесятников. Двунадесятники считают, что у аль-Аскари был сын, широко известный как Мухаммад аль-Махди ( букв. « Праведный путь » ), которого держали в тайне от общественности из-за страха перед преследованием Аббасидов. Аль-Махди унаследовал пост имамата после смерти своего отца и вошел в состояние оккультизма. Говорят, что его жизнь чудесным образом продлена до того дня, когда он снова проявит себя с позволения Бога и наполнит землю справедливостью. Несмотря на то, что Имам скрыт, он по-прежнему несет ответственность за духовное руководство человечеством в вере Двунадесятников, а шиитские рассказы о его случайных встречах с благочестивыми многочисленны и популярны.
Титулы
[ редактировать ]Хасан ибн Али известен под титулами аль-Самет ( букв. « тихий » ), аль-Хади ( букв. « проводник » ) и аль-Заки ( букв. « чистый » ), [1] хотя его наиболее распространенный титул - аль-Аскари ( букв. « военный » ), в связи с его почти пожизненным заключением в Самарре , [2] гарнизонный город недалеко от Багдада был столицей Аббасидов . , который в то время [3] [4] Будучи правнуком Али аль-Риды , восьмого из Двенадцати имамов , Хасан был также известен своим современникам как Ибн аль-Рида ( букв. «сын ар-Риды»). [5] [6]
Рождение и молодость
[ редактировать ]Большинство шиитских источников утверждают, что Хасан ибн Али родился в Раби аль-Аввале 230 года хиджры (ноябрь 844 г.). [5] хотя другие данные даты варьируются от 845 до 847 года. [1] [2] [7] В настоящее время шииты отмечают 8 Раби аль-Сани как его день рождения. [8] Хасан родился в Медине . [5] [2] [1] хотя Дональдсон поставил под сомнение это, поскольку он не уверен в выборе между Мединой и Самаррой. [9] Его отцом был десятый шиитский имам Али аль-Хади , а матерью — освобожденная рабыня ( умм валад ), имя которой в разных источниках по-разному дается как Худайт, Сьюзен или Салил. [5] В возрасте около двух лет, [2] Хасан был доставлен в Самарру вместе со своим отцом в 233 или 234 году хиджры (847–849). [5] [10] где последний находился под пристальным наблюдением халифов Аббасидов до своей смерти в 254 (868 г.), примерно двадцать лет спустя. [11]
Когда Хасану было около двадцати двух лет, [2] Говорят, что агент его отца провиденциально купил византийскую наложницу по имени Нарджис (Нарцисс), [12] которую отдали замуж за Хасана, [13] и позже родила ему единственного сына. [2] [14] Другие источники называют ее по-разному: Сайкал, Савсан и Райхана. [15] Подробные рассказы Маджлеси и Туси описывают Нарджис как пленную внучку византийского императора и благочестивую женщину, которой во сне рассказали о ее будущем союзе с Хасаном. [16] [15] хотя эти отчеты были описаны как агиографические. [13] Некоторые другие источники описывают Нарджиса как нубийца . [13]
Назначение имамом
[ редактировать ]После смерти аль-Хади в 868 году большинство его последователей признали его сына Хасана аль-Аскари своим следующим имамом. Шиитские источники сообщают, что аль-Хади назначил Хасана следующим имамом за несколько месяцев до своей смерти. [17] [5] После аль-Хади другой его сын, Джафар, безуспешно претендовал на имамат себе. [17] Маделунг добавляет, что некоторые ожидали, что другой сын аль-Хади, Абу Джафар Мухаммад , но он умер раньше своего отца в Самарре. следующим имамом станет [10]
Имамат
[ редактировать ]Имамат аль-Аскари начался в 868 году и продлился всего около шести лет. [2] перекрываясь с халифатами Аббасидов аль-Мутазза , аль-Мухтади и аль-Мутамида . [12] В эти годы аль-Аскари, хотя и не был политически активным, в основном жил под домашним арестом в Самарре и находился под постоянным наблюдением. [5] [18] Поэтому он общался со своими последователями в основном через сеть представителей. [2] [19] особенно Усман ибн Саид . [5] Табатабай и Сачедина пишут, что аль-Аскари не разрешалось никаких социальных контактов с шиитским населением в целом. [7] [20] Табатабай также предполагает, что эти ограничения были наложены на аль-Аскари потому, что халифат узнал о традициях, циркулирующих среди шиитской элиты, которые предсказывали, что одиннадцатый имам станет отцом эсхатологического Махди . [21] Небольшие группы гулатов ( букв. « преувеличители » ), в основном сформировавшиеся ранее, продолжали свою деятельность и при жизни аль-Аскари. Они часто наделяли божественностью шиитских имамов и включали Намирию, последовавшего за Мохаммадом ибн Носайром Намири в Куфе , и Эшакию, приверженцев Эшака ибн Мохаммада Нахаи Басри в Басре , Багдаде и Мадаине . [1]
Правление аль-Мутаза ( годы правления 866–869 ) и аль-Мухтади ( годы правления 869–870 )
[ редактировать ]После смерти своего отца в 868 году аль-Аскари был заключен в тюрьму аль-Мутазом в Багдаде и содержался в тюрьме в течение короткого правления аль-Мухтади, следующего халифа. [12] [1]
Правление аль-Мутамида ( годы правления 870–892 )
[ редактировать ]Преследование шиитов продолжалось при аль-Мутамиде, сыне аль-Мутаваккиля . [22] Считается, что большая часть тюремного опыта аль-Аскари произошла во время халифата аль-Мутамида, который в шиитских источниках представлен как его главный угнетатель. [12] Говорят, что аль-Аскари критиковал халифа за ограничение управления хумсом ( букв. « одна пятая » ), исламской милостыней, распределяемой среди потомков пророка. [23] которым было запрещено получать общую милостыню при жизни пророка. [24] При его жизни основным источником помощи беднякам его клана Бану Хашим был доход от сельскохозяйственных земель в Фадаке . [25] Исторически сложилось так, что Абу Бакр , первый халиф Рашидун , прекратил политику пророка и, в частности, вновь присвоил Фадак как общественную собственность. [24] [25] вынуждая Бану Хашим полагаться на общую милостыню, [24] возможно, чтобы подорвать их притязания на халифат и лишить их привилегий как родственников пророка. [26] [27] Эта политика была частично отменена его преемником Умаром . [28] а затем Омейядом Умаром II , хотя более поздние халифы снова включили Фадак в государственную казну. [23]
Смерть
[ редактировать ]
В возрасте около двадцати восьми лет, [22] аль-Аскари умер 1 или 8 раби аль-авваля 260 года хиджры (25 декабря 873 года или 1 января 874 года) после недельной болезни. [2] [5] В настоящее время шииты отмечают 8-й Раби аль-Авваль . по этому случаю [8] Шиитские источники обычно связывают его смерть с отравлением по наущению аль-Мутамида. [2] В течение недели его болезни многие известные деятели Алидов и Аббасидов посетили его на смертном одре, и халиф также послал своих врачей и слуг сопровождать имама. [5] Однако, учитывая, что у аль-Аскари не было явного наследника, [29] [22] Табатабай утверждает, что халиф намеревался внимательно следить за имамом и позже продолжил поиски его потомства после его смерти. [29] Хуссейн, Амир-Моэци и Сачедина представили аналогичные отчеты. [30] [13] [31]
Аль-Аскари был похоронен в семейном доме, рядом со своим отцом Али аль-Хади . [32] [11] Позже различные покровители-шииты и сунниты превратили дом в главную святыню. Совсем недавно Насер ад-Дин Шах Каджар приказал перестроить комплекс в 1868-9 годах, а в 1905 году был добавлен золотой купол. [11] В храме также находится могила его тети Хакима Хатун . [33] Будучи важным местом паломничества шиитов, храм подвергся бомбардировке в феврале 2006 года и сильно пострадал. [34] Еще одно нападение произошло 13 июня 2007 года, в результате чего были разрушены два минарета святыни. [35] [36] Власти Ирака возлагают ответственность за это нападение на «Аль-Каиду» . [37]
Преемственность
[ редактировать ]Будучи одиннадцатым шиитским имамом, аль-Аскари умер в 873–874 годах, не оставив явного наследника. [1] что создало повсеместную путаницу ( хайра ) и разделило шиитскую общину на двадцать сект. [38] [22] Однако все эти секты исчезли в течение ста лет, за исключением шиитов-двунадесятников. [39] [1] Некоторые из них считали, что имамат прекратил свое существование вместе с аль-Аскари, а вакифия утверждала, что позже он станет эсхатологическим Махди . Другие пришли к выводу, что Мухаммад ибн аль-Хади , умерший брат аль-Аскари, должно быть, был истинным имамом. Третьи приняли имамата Джафара ибн аль-Хади , другого брата аль-Аскари. [40] которые ранее безуспешно претендовали на имамат после смерти их отца аль-Хади. [22] Некоторые считали, что двенадцатый имам в конце времен родится у потомка аль-Аскари. [41]
затемнение
[ редактировать ]Группа, которая впоследствии стала «Двунадесятниками», в основном считала, что у аль-Аскари был сын, [22] по имени Абу аль-Касим Мухаммад, то же имя, что и пророк. [15] [29] Родился около 255 (868 г.), [41] [42] он также известен как Мухаммад аль-Махди ( букв. « Праведный путь » ). [43] Из-за страха преследований Аббасидов Мухаммеда скрывали от общественности, и о его существовании было известно только нескольким доверенным соратникам одиннадцатого имама. [22] [13] Говорят, что после смерти своего отца Мухаммед единственный раз появился на публике, возглавив поминальные молитвы по своему отцу, а не по своему дяде Джафару. [15] [44] После этого его не видели публично, и он впал в состояние оккультизма из-за страха преследования. [15] [43] Говорят, что это произошло в семейном доме в Самарре, где в настоящее время стоит мечеть, под которой находится подвал ( сардаб ), в котором скрывается колодец (Бир аль-Гайба, букв. « Колодец сокрытия » ), в котором, как говорят, исчез аль-Махди. [45] [46] [14]
Сразу после смерти аль-Аскари, [47] его главный представитель ( вакиль ), Усман аль-Амри , утверждал, что он Баб ( букв. « врата » ) скрытого аль-Махди. Вероятно, это не было радикальным изменением для шиитов. Действительно, десятый и одиннадцатый имамы также фактически находились в тени для большинства шиитов, поскольку оба имама содержались почти изолированно и под пристальным наблюдением со стороны халифов Аббасидов в Самарре. [48] Усман получал петиции и давал на них ответы, иногда в письменном виде. [49] По словам Дафтари, эти ответы были написаны рукой Усмана: [49] тогда как Хусейн считает, что почерк и стиль не изменились даже после смерти Усмана, предполагая, что ответы были написаны аль-Махди. Эта последовательность, по мнению Хусейна, частично объясняет единодушие его последователей относительно того, когда началось Большое Затмение. [50]
Позже Усман представил своего сына Абу Джафара Мухаммада ибн Усмана как следующего представителя аль-Махди. В свою очередь, он назначил Абу аль-Касима аль-Хусейна ибн Руха ан-Наубахти следующим представителем . Примерно через семьдесят лет этот период Малого Затмения ( аль-гайбат ас-сугра ) закончился смертью четвертого представителя, Абу аль-Хасана Али ибн Мухаммада ас-Самарри , который, как говорят, получил письмо от аль-Махди. в 329 (941). В письме предсказывалась смерть Абу аль-Хасана через шесть дней и объявлялось о начале Великого Затмения ( аль-гайбат аль-кубра ), которое, как говорилось в письме, будет продолжаться до тех пор, пока Бог не даст разрешение аль-Махди снова проявить себя в время, когда земля будет наполнена тиранией. [51] Было отмечено, что в ранних шиитских источниках число этих агентов не ограничивалось четырьмя. [49] [52] и Момен предполагает, что бывшая сеть представителей ( вукала ), вероятно, продолжала действовать во время Малого Затмения. [52]
Двенадцатеричная доктрина оккультизма
[ редактировать ]Двунадесятое учение о оккультизме ( гайба ) выкристаллизовалось в первой половине четвертого (десятого) века. [53] В своей простейшей форме эта доктрина гласит, что Мухаммад аль-Махди, двенадцатый имам, не умер, но был сокрыт Богом от человечества, и его жизнь была чудесным образом продлена до того дня, когда он снова проявит себя с разрешения Бога, чтобы заполнить землю со справедливостью. Это затмение продолжается до тех пор, пока жизни Имама не угрожают враги. [54] и до тех пор, пока человечество не будет готово принять его руководство. [55] Во время Малого Затмения он поддерживал контакт со своими последователями через четыре Баба (врата). Во время Великого Затмения, начавшегося в 329 (941 г.) и продолжающегося по сей день, прямой связи не было. [56] [53] [57] хотя имам по-прежнему остается ответственным за духовное руководство человечеством в шиитской вере, [58] как солнце за тучей все еще дает свет и тепло. [54] Также считается, что аль-Махди иногда является благочестивым лично или чаще во снах и видениях. Сообщения об этих встречах популярны среди шиитов. [56] [59] [13] Шиитская литература по доктрине оккультизма обширна и основана как на рациональных, так и на текстовых аргументах. [43] Одним из таких примеров является знаменитый хадис, приписываемый пророку как шиитскими, так и суннитскими властями. [57] В этом хадисе говорится: «Если бы у земли остался только один день существования, Бог продлил бы этот день до тех пор, пока человек из моего потомства, чье имя будет моим именем, а его фамилия — моей фамилией, не проявит себя; он наполнит земля, наполненная до тех пор насилием и угнетением, гармонией и справедливостью». [60] [61]
Работает
[ редактировать ]Известный ранний шиитский комментарий к Корану приписывается аль-Аскари. [62] , считают его подлинным некоторые шиитские авторитеты, в частности аль-Муфид . [63] В контексте обязанностей шиитов в отсутствие имамов хадис, приписываемый аль-Аскари, приводится Мавани. В хадисе говорится: «Население обязано следовать за юристом, который воздерживается от совершения зла, упоминает о своей вере, противостоит плотским желаниям и подчиняется повелениям Аллаха». [64] Хайдер цитирует хадис, приписываемый аль-Аскари, об особых характеристиках, отличающих шиитов от более широкой массы мусульман: «Есть пять признаков верующего: пятьдесят один цикл молитвы [ежедневно], паломничество к Хусейну гробница через сорок дней после годовщины его смерти, ношение кольца на правой руке, положение лба на земле в земном поклоне и вслух чтение басмалы ( букв . « во имя Бога » ) [ во время ежедневных молитв]». [65] Сообщается, что в контексте заступничества ( шафаа ) аль-Аскари сказал, что лишь малая часть милости Бога ( рахма ) была рассеяна среди Его творений в этом мире. Вся Божья милость будет распространена в Судный День, посредством чего истинные мусульмане смогут успешно ходатайствовать за свои общины. [66]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Соломка 1987 года .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Момент 1985 , с. 44.
- ^ Дональдсон 1933 , с. 209.
- ^ Дафтари 2013 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Элиаш 2022 .
- ^ Дональдсон 1933 , с. 218.
- ^ Перейти обратно: а б Табатабай 1975 , с. 184.
- ^ Перейти обратно: а б Момент 1985 , с. 239.
- ^ Дональдсон 1933 , с. 217.
- ^ Перейти обратно: а б Маделунг 1985 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бернхаймер 2022 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Дональдсон 1933 , с. 222.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Амир-Моэцци 2007 .
- ^ Перейти обратно: а б Глассе 2008 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Момент 1985 , с. 161.
- ^ Дональдсон 1933 , стр. 218–222.
- ^ Перейти обратно: а б Дафтари 2013 , стр. 62, 63.
- ^ Пирс 2016 , с. 137.
- ^ Халмс 2013 .
- ^ Сачедина 1981 , с. 29.
- ^ Табатабай 1975 , стр. 184, 185.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Листы 2013 , с. 63.
- ^ Перейти обратно: а б Дональдсон 1933 , с. 225.
- ^ Перейти обратно: а б с Маделунг 1997 , с. 50.
- ^ Перейти обратно: а б Саджади 2022 .
- ^ Аслан 2011 , с. 122.
- ^ Джафри 1979 , стр. 47, 48.
- ^ Маделунг 1997 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б с Табатабай 1975 , с. 185.
- ^ Хусейн 1986 , с. 76.
- ^ Сачедина 1981 , с. 41.
- ^ Эспозито 2004 , с. 27.
- ^ Эспозито 2004 , с. 105.
- ^ Адамец 2017 , стр. 388.
- ^ «Взрыв произошел в ключевом шиитском храме Ирака» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 7 ноября 2016 года . Проверено 14 сентября 2016 г.
- ^ «Взрыв в Ираке нанес ущерб шиитскому храму» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 2 октября 2016 года . Проверено 14 сентября 2016 г.
- ^ Грэм Боули (13 июня 2007 г.). «Минареты шиитского храма в Ираке разрушены в результате нападения». Нью-Йорк Таймс.
- ^ Момент 1985 , с. 59.
- ^ Момент 1985 , с. 60.
- ^ Момент 1985 , стр. 59, 60.
- ^ Перейти обратно: а б Момент 1985 , с. 162.
- ^ Дональдсон 1933 , с. 229.
- ^ Перейти обратно: а б с Глив 2004 .
- ^ Дональдсон 1933 , с. 234.
- ^ Момент 1985 , стр. 161, 162.
- ^ Дональдсон 1933 , с. 233.
- ^ Модарресси 1993 , с. 77.
- ^ Момент 1985 , стр. 162, 163.
- ^ Перейти обратно: а б с Листы 2013 , с. 64.
- ^ Хусейн 1986 , стр. 139, 140.
- ^ Момент 1985 , стр. 162–164.
- ^ Перейти обратно: а б Момент 1985 , с. 164.
- ^ Перейти обратно: а б Листы 2013 , с. 67.
- ^ Перейти обратно: а б Момент 1985 , с. 165.
- ^ Собхани 2001 , с. 118.
- ^ Перейти обратно: а б Момент 1985 , с. 65.
- ^ Перейти обратно: а б Табатабай 1975 , с. 186.
- ^ Табатабай 1975 , стр. 174, 175.
- ^ Корбин 2014 , с. 70.
- ^ Корбин 2014 , с. 71.
- ^ Пирс 2016 , с. 65.
- ^ Поле 2009 .
- ^ Мавани 2013 , с. 63.
- ^ Мавани 2013 , с. 187.
- ^ Хайдер 2011 , стр. 246, 247.
- ^ Мавани 2013 , стр. 51, 52.
Ссылки
[ редактировать ]- Хэлм, Х. (1987). "АСКАРИ " Энциклопедия Ираника Том. II/7 п. 769.
- Элиаш, Дж. (2022). «Хасан аль-Аскари». В Бирмане, П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Дафтари, Фархад (2013). История шиитского ислама . ИБ Таурис. ISBN 9780755608669 .
- Табатабай, Сайид Мохаммад Хоссейн (1975). Шиитский ислам . Перевод Сайида Хоссейна Насра Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-87395-390-8 .
- Дональдсон, Дуайт М. (1933). Шиитская религия: история ислама в Персии и Ираке . АМС Пресс.
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300034998 .
- Мавани, Хамид (2013). Религиозная власть и политическая мысль в двунадесятническом шиизме: от Али до пост-Хомейни . Рутледж. ISBN 978-0-415-62440-4 .
- Бернхаймер, Тереза (2022). «Али Л-Хади» . Во флоте, Кейт (ред.). Энциклопедия ислама (Третье изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Глассе, Сирил, изд. (2008). «Скрытый Имам» . Новая энциклопедия ислама . Альта Мира. стр. 178, 179. ISBN. 9781905299683 .
- Маделунг, Уилферд (1985). «АЛИ АЛЬ-ХАДИ» . Энциклопедия Ираники . Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года.
- Маделунг, Уилферд (1997). Преемственность Мухаммеда: исследование раннего халифата . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-64696-0 .
- Саджади, Садек (2022). «Фадак» . Исламская энциклопедия . Справочник по Бриллу в Интернете.
- Аслан, Реза (2011). Нет бога, кроме Бога: Истоки, эволюция и будущее ислама . Случайный дом. ISBN 9780812982442 .
- Джафри, SHM (1979). Истоки и раннее развитие шиитского ислама . Лондон: Лонгман.
- Халмс, Эдвард Д.А. (2013). «ХАСАН АЛЬ-АСКАРИ, АБУ МУХАММАД ХАСАН ИБН АЛИ (ок. 845–74 гг. н.э.)» . В Неттоне, Ян Ричард (ред.). Энциклопедия исламской цивилизации и религии . Рутледж. п. 217. ИСБН 9781135179670 .
- Глив, Роберт (2004). «ГАЙБА(Т)» . Мартин, Ричард К. (ред.). Энциклопедия ислама и мусульманского мира . Том. 2. Справочник Макмиллана. стр. 273, 274. ISBN. 0-02-865604-0 .
- Корбин, Генри (2014). История исламской философии . Перевод Шеррарда, Лиадайн. Рутледж. ISBN 9781135198893 .
- Хайдер, Наджам (2011). Истоки шиитов: идентичность, ритуалы и священное пространство в Куфе восьмого века . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139503310 .
- Эспозито, Джон Л., изд. (2004). Оксфордский словарь ислама . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199757268 .
- Кампо, Хуан Э. (2009). «тафсир» . Энциклопедия ислама . Факты в файле, Inc. 652. ИСБН 978-0-8160-5454-1 .
- Амир-Моэцци, Мохаммад Али (2007). «ИСЛАМ В ИРАНЕ vii. КОНЦЕПЦИЯ Махди В ДВЕНАДЦАТИ ШИИЗМЕ» . Энциклопедия Ираника . Том. ХIV/2. стр. 136–143.
- Адамец, Людвиг В. (2017). Исторический словарь ислама (Третье изд.). Роуман и Литтлфилд. ISBN 9781442277236 .
- Хусейн, Джассим М. (1986). Сокрытие Двенадцатого Имама: историческая справка . Рутледж Кеган и Пол. ISBN 9780710301581 .
- Собхани, Джафар (2001). Доктрины шиитского ислама (PDF) . Перевод Шах-Каземи, Реза. ИБТаурис. ISBN 01860647804 .
{{cite book}}
: CS1 maint: игнорируются ошибки ISBN ( ссылка ) - Модарресси, Хосейн (1993). Кризис и консолидация в период формирования шиитского ислама: Абу Джафар ибн Киба ар-Рази и его вклад в имамитскую шиитскую мысль (PDF) . Дарвин Пресс. ISBN 9780878500956 . Архивировано из оригинала (PDF) 16 июня 2022 года . Проверено 21 мая 2022 г.
- Пирс, Мэтью (2016). Двенадцать непогрешимых людей: имамы и становление шиизма . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674737075 .
- Сачедина, Абдулазиз Абдулхусейн (1981). Исламский мессианизм: идея Махди в двунадесятническом шиизме . СУНИ Пресс. ISBN 9780873954426 .