Абуль-Касим аль-Тайиб
Абуль-Касим аль-Тайиб Абу аль-Касим аль-Тайеб | |
---|---|
Рожденный | Февраль/март 1130 г. Каир |
Заголовок | Имам тайибитского исмаилитского шиитского ислама |
Срок | 7 октября 1130 г. - неизвестно. |
Предшественник | аль-Амир би-Ахкам Аллах |
Преемник | неизвестный |
Движение | Тайиби Мустали Исмаилиты Шииты Ислам |
Оппоненты | |
Родитель | аль-Амир би-Ахкам Аллах (отец) |
Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
![]() |
![]() |
Абуль-Касим аль-Тайиб ибн аль-Амир ( أبو القاسم الطيب بن الآمر ) был, согласно тайибитов секте исмаилизма , двадцать первым имамом . Единственный сын халифа аль-Амира би-Ахкам Аллаха , аль-Тайиб был младенцем, когда его отец был убит. В ходе последовавшей борьбы за власть аль-Тайиб исчез; современные историки предполагают, что он умер или был тайно убит одним из соперничающих диктаторов. К 1132 году его дядя аль-Хафиз объявил себя халифом и имамом, преемником аль-Амира. Это не было принято йеменскими исмаилитами, отстаивавшими права ат-Тайиба.
Это ознаменовало создание двух конкурирующих сект мусталитского исмаилизма : хафизи , последовавшей за аль-Хафизом, и тайиби, последовавшей за аль-Тайибом. Тайибиты считают, что ат-Тайиб был спасен из Каира и доставлен в безопасное место, но что он и все последующие имамы тайибитов продолжали скрываться. Вместо этого общину тайиби возглавляла группа «абсолютных миссионеров» ( даи аль-мутлак ).
Жизнь
[ редактировать ]Аль-Тайиб был единственным сыном двадцатого фатимидского имама-халифа аль-Амира би-Ахкам Аллаха , правившего Египтом с 1101 по 1130 год. Аль-Тайиб родился в Каире в феврале/марте 1130 года, и сразу же, по словам одного источник, обозначенный как наследник. [ 1 ] Аль-Амир был убит 7 октября того же года агентами конкурирующей низаритской секты исмаилитского шиизма. [ 2 ] [ 3 ]
Борьба за власть
[ редактировать ]Поскольку потенциальным наследником был только маленький ребенок, власть династии перешла к двоюродному брату аль-Амира, Абд аль-Маджиду , как старейшему из выживших мужчин в династии. [ 4 ] [ 5 ] То, что произошло дальше, по сути, было переворотом: двое фаворитов аль-Амира, Хизар аль-Мульк Хазармард (или Джавармард) и Баргаш, имевшие влияние на армию, объединились с Абд аль-Маджидом, чтобы контролировать правительство. Регентом должен был стать Абд аль-Маджид, который, возможно, рассчитывал на халифат. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Однако неясно, от чьего имени осуществлялось регентство Абд аль-Маджи. [ 9 ] Большинство источников сообщают, что даже существование ат-Тайиба было скрыто, и после этого он полностью исчез из записей. Каким образом так эффективно скрывалось существование ребенка, рождение которого сопровождалось публичными торжествами и воззваниями, неизвестно. Современные ученые предполагают, что аль-Тайиб мог умереть в младенчестве, возможно, даже раньше своего отца; но по крайней мере один современный анонимный сирийский источник утверждает, что он был убит по приказу Абд аль-Маджида. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
В результате этого молчания в официальных источниках существование ат-Тайиба подвергалось сомнению некоторыми ранними исследователями исмаилизма в 20 веке. [ 13 ] Его историчность теперь считается установленной на основании нескольких моментов: сохранились сохранившиеся отчеты о торжествах, организованных аль-Амиром в честь его рождения, разрозненные упоминания о нем в историках XII века и сохранившийся пример, отправленный йеменской королеве Арве аль-Амиру. -Сулейхи , из писем, отправленных дружественным правителям с объявлением об этом событии. [ 4 ] [ 14 ] [ 15 ]
Раскол Хафизи-Тайиби
[ редактировать ]Вместо ат-Тайиба новый режим утверждал, что аль-Амир оставил беременную наложницу и что халиф, мечтая о своей неминуемой смерти, объявил этого нерожденного ребенка своим сыном и своим назначенным ( насс ) преемником, таким образом фактически в обход аль-Тайиба. [ 7 ] [ 16 ] Что вышло из этой беременности, также неясно, поскольку разные источники сообщают, что наложница либо родила дочь, либо плод не удалось найти, либо вскоре после этого Абд аль-Маджид убил ребенка. [ 17 ] Единственное несогласное мнение принадлежит лидеру тайибитов 15-го века и историку Идрису Имаду ад-Дину , который прямо утверждает, что Абд аль-Маджид вступил в должность регента аль-Тайиба. [ 18 ] была правда, новый режим просуществовал недолго, поскольку армия взбунтовалась и назначила Кутайфата визирем Какова бы ни . [ 8 ] [ 19 ] Первоначально Кутайфат оставил Абд аль-Маджида регентом, но последний фактически был пленником; вскоре Кутайфат провозгласил династию полностью свергнутой и отказался от исмаилизма в качестве государственной религии в пользу неопределенно двунадесятнической формы шиизма, в которой он был наместником скрытого имама. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Историк Хайнц Хальм считает вероятным, что Кутайфат на этом этапе устранил аль-Тайиба. [ 23 ]
Кутайфат был убит сторонниками Фатимидов в декабре 1131 года, а Абд аль-Маджид был освобожден из тюрьмы. [ 24 ] [ 25 ] Абд аль-Маджид первоначально возобновил правление в качестве регента, но 23 января 1132 года он провозгласил себя имамом и халифом вместо аль-Амира с царственным именем аль-Хафиз. [ 25 ] [ 24 ] [ 26 ] Крайне нерегулярное вступление Аль-Хафиза на престол и претензии на имамата были в основном приняты верующими исмаилитами во владениях Фатимидов в Египте, Нубии и Леванте , но отвергнуты некоторыми общинами. В частности, это имело место в единственном другом крупном исмаилитском царстве, Йемене, где королева Арва поддержала права ат-Тайиба, в то время как подчиненные региональные династии Хамданидов и Зурайидов признали притязания аль-Хафиза. [ 27 ] [ 28 ] Таким образом, приход к власти аль-Хафиза вызвал серьезный раскол в мусталитской ветви исмаилизма между сторонниками имамата ат-Тайиба (« Тайиби »), противостоявшими сторонникам аль-Хафиза и его преемникам (« Хафизы»). '). [ 28 ] [ 29 ]
Тайибиты считают, что ат-Тайиб не умер, но что аль-Амир доверил его некоему Ибн Мадяну и что младенца спрятали Ибн Мадьян и его помощники, когда Кутайфат пришел к власти. Ибн Мадьян был убит Кутайфатом, но его зять сбежал вместе с ат-Тайибом, который теперь скрылся . Считается, что Аль-Тайиб умер, все еще скрываясь, но у него были потомки, которые дали ряд скрытых имамов, которые продолжают существовать и по сей день. Вместо этого общественное руководство общиной тайиби взяла на себя череда «абсолютных миссионеров» ( даи аль-мутлак ). [ 30 ] [ 31 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хальм 2014 , с. 177.
- ^ Стерн 1951 , с. 194.
- ^ Хальм 2014 , стр. 175–176.
- ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 246.
- ^ Бретт 2017 , с. 261.
- ^ Стерн 1951 , стр. 202–203.
- ^ Jump up to: а б Бретт 2017 , с. 262.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , с. 178.
- ^ Хальм 2014 , стр. 179, 182.
- ^ Стерн 1951 , с. 204.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 246, 261.
- ^ Бретт 2017 , стр. 262–263.
- ^ Стерн 1951 , с. 196.
- ^ Хальм 2014 , стр. 177–178.
- ^ Стерн 1951 , стр. 196–198.
- ^ Стерн 1951 , стр. 203–204.
- ^ Хальм 2014 , с. 179.
- ^ Стерн 1951 , с. 203 (примечание 1).
- ^ Бретт 2017 , с. 263.
- ^ Стерн 1951 , стр. 204–206.
- ^ Бретт 2017 , стр. 263–264.
- ^ Хальм 2014 , стр. 179–181.
- ^ Хальм 2014 , с. 180.
- ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 247.
- ^ Jump up to: а б Бретт 2017 , с. 265.
- ^ Хальм 2014 , с. 182.
- ^ Бретт 2017 , стр. 265–266.
- ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 248.
- ^ Бретт 2017 , с. 266.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 261 и след..
- ^ Хальм 2014 , стр. 184, 185.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбургская история исламских империй. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. дои : 10.1515/9781474421515 . ISBN 978-0-7486-4076-8 .
- Блокнот, Фархад (2000). «Аль-Тайибия » В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э. и Генрихс, WP (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том X: Т – У. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 100-1 403–404. ISBN 978-90-04-11211-7 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Хальм, Хайнц (2014). первых крестовых походов, 1074–1171 гг. . Халифы и ассасины: Египет и Ближний Восток во времена (на немецком языке) Мюнхен: CH Бек. ISBN 978-3-406-66163-1 .
- Стерн, С.М. (1951). «Наследование Фатимидского Имама аль-Амира, Притязания Поздних Фатимидов на Имамат и рост тайибитского исмаилизма». Ориенс . 4 (2): 193–255. дои : 10.2307/1579511 . JSTOR 1579511 .