Jump to content

Али ибн аль-Фадл аль-Джайшани

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Али ибн аль-Фадл аль-Джайшани ( араб . علي بن الفضل الجيشاني ) был старшим исмаилитским миссионером ( даи ) из Йемена . В сотрудничестве с Ибн Хавшабом он установил исмаилитское вероучение в своей родной стране и завоевал большую часть его в 890-х и 900-х годах во имя скрытого исмаилитского Абдаллы имама аль-Махди Биллаха . После основания Фатимидского халифата в Ифрикии в 909 году и публичного провозглашения аль-Махди Биллаха халифом Ибн аль-Фадл осудил аль-Махди как ложного и вместо этого объявил себя ожидаемым мессией ( махди ). Его бывший коллега Ибн Хавшаб отказался следовать за ним, поэтому Ибн аль-Фадль восстал против него и заставил его капитулировать. Владычество Ибн аль-Фадла быстро рухнуло после его смерти в октябре 915 года. В январе 917 года его цитадель Мудхайхира была захвачена Юфиридами , его дети взяты в плен, а двое его сыновей казнены.

Источник

[ редактировать ]

Али ибн аль-Фадл родился в деревне Сухайб, недалеко от города Джайшан (сегодня разрушенного, недалеко от современной Катабы [ ар ] ), на юге Йемена . [1] Член сабейского племени, он был шиитом . Вместе с другими членами своего племени он отправился в паломничество в Мекку в 880 году, а затем продолжил путь на север, чтобы посетить шиитскую святыню Кербела в Ираке . [1] [2] Именно там его пылкая преданность перед могилой аль-Хусейна была отмечена исмаилитским агентом ( даи ), что привело к его вербовке в дело исмаилитов. [2] [3]

В то время доминирующая линия двунадесятного шиизма находилась в кризисе. Исчезновение их одиннадцатого имама , Хасана аль-Аскари , в 874 году, по-видимому, не имевшего потомства мужского пола, вызвало сомнения, и многие шииты были еще больше деморализованы политическим бессилием и квиетизмом руководства двунадесятников против Аббасидского халифата . [4] [5] В этой атмосфере многие недовольные двунадесятники были привлечены к милленаризму конкурирующей исмаилитской ветви, которая проповедовала скорое возвращение Махди , мессианской фигуры исламской эсхатологии , которая, согласно легенде, свергнет узурпировавших Аббасидов и разрушит их столицу Багдад. , восстановить единство мусульман, завоевать Константинополь , обеспечить окончательную победу ислама и установить царство мира и справедливости. [6] [7]

Миссия в Йемен

[ редактировать ]

Обращение Ибн аль-Фадла открыло перспективу распространения секретной миссионерской миссии исмаилитов ( дава ) на Йемен. [8] Для этой цели Ибн аль-Фадл объединился с более старым новообращенным, куфаном ибн Хавшабом . Отправившись в конце мая или начале июня 881 года, двое мужчин направились в Куфу, где присоединились к караванам паломников, толпы которых, собранные со всех уголков исламского мира, позволяли им путешествовать анонимно. Завершив ритуалы паломничества в Мекке, двое мужчин прибыли в северный Йемен в августе. [8]

Али ибн аль-Фадл аль-Джайшани находится в Йемене.
Саада
Саада
Забид
Забид
Таиз
Таиз
Шибам
Шибам
Аден
Аден
Занятие
Занятие
Джейшан
Джейшан
Основные города Йемена в 9 веке

Йемен в то время был неспокойной провинцией империи Аббасидов . Власть халифа традиционно была слабой и в основном ограничивалась столицей Саной , в то время как в остальной части страны сохранялись межплеменные конфликты, иногда относящиеся к доисламским временам. [9] На момент прибытия Ибн аль-Фадла и Ибн Хавшаба страна была политически раздроблена и лишь частично находилась под сюзеренитетом Аббасидов. [10] Большая часть внутренних территорий принадлежала династии Юфиридов , которая как сунниты признавала Аббасидов. После захвата Саны в 861 году их власть простиралась от Саады на севере до аль-Джанада [ ар ] (к северо-востоку от Таиза ) на юге и Хадрамаута на востоке. [11] Соперничающая династия Зиядиды , также номинально лояльная Аббасидам, владела Забидом на западной прибрежной равнине и временами осуществляла значительный контроль над обширными частями страны. [12] Семья Бану Манах правила южными горными районами вокруг Таиза, в то время как в северных частях страны практически доминировали враждующие племена, никому не подчинявшиеся. [12] Отсутствие политического единства, удаленность провинции и ее труднодоступная местность, а также глубоко укоренившиеся шиитские симпатии среди местного населения сделали Йемен «явно плодородной территорией для любого харизматического лидера, обладающего упорством и политической проницательностью для реализации своих амбиций». ". [13]

Пройдя через Сану и Аль-Джанад, Ибн Хавшаб некоторое время оставался в Адене . В какой-то момент или раньше Ибн аль-Фадл покинул своего коллегу, вернувшись в свой родной регион, где начал самостоятельно заниматься прозелитизмом в горах Джебель-Яфии. [14] [15] С этой базы в горах он начал распространять свое послание в близлежащих районах. [2] Вскоре он заручился поддержкой правителя Мудхайкиры . [а] С его помощью Ибн аль-Фадл возглавил успешные атаки на эмира Лаха, контролировавшего горную местность к северу от Адена. [17] В то же время Ибн Хавшаб создал еще один оплот исмаилитов на севере страны, в горах к северо-западу от Саны. [18] Оба мужчины пропагандировали веру в скорое пришествие Махди . [19] В то время как два исмаилитских даи расширяли свое влияние, в 897 году в Йемен вошел еще один шиитский лидер: аль-Хади ила'л-Хакк Яхья , представитель конкурирующей секты Зайдитов , основал государство, базирующееся в Сааде, с самим собой как имамом . [10]

В первоначальной доктрине исмаилитов ожидаемым махди был Мухаммад ибн Исмаил . [20] Однако в 899 году исмаилитский даав раскололся, когда карматы отказались от тайного руководства движением в Саламии, когда будущий основатель Фатимидского халифата Абдаллах аль-Махди Биллах отказался от идеи возвращения Мухаммада ибн Исмаила. и провозгласил себя Махди . [21] [22] И Ибн Хавшаб, и Ибн аль-Фадл остались верны аль-Махди. [17] Аль-Махди вскоре был вынужден бежать из Саламии, и в 905 году, когда он был в Египте, он раздумывал, стоит ли ему переехать в Йемен или в Магриб . [17] Учитывая более поздние события, Вилферд Маделунг предполагает, что сомнения в лояльности Ибн аль-Фадла, возможно, сыграли роль в его окончательном решении выбрать Магриб. [15] Действительно, вождь исмаилитов даи Фируз, который в Саламии был главным доверенным лицом ( бабом ) аль-Махди, [23] оставил последнего в Египте и присоединился к Ибн аль-Фадлу. [24]

25 января 905 года Ибн аль-Фадл изгнал своего бывшего союзника из Мудхайхиры. [25] Два лидера исмаилитов теперь использовали политическое разделение Йемена для расширения своих владений: в ноябре 905 года Ибн аль-Фадл захватил Сану, что позволило Ибн Хавшабу, в свою очередь, захватить базу юфиридов в Шибаме . [17] [15] За исключением удерживаемого Зайдитами Саады на севере, управляемого Зиядидом Забида на западном побережье и Адена на юге, весь Йемен теперь находился под контролем исмаилитов. [25] В конце 905 года, впервые с момента прибытия в Йемен 25 лет назад, эти двое мужчин встретились в Шибаме. [17] Маделунг пишет, что встреча «была явно непростой», поскольку Ибн Хавшаб предостерег Ибн аль-Фадла от чрезмерного растягивания своих сил, что последний проигнорировал. [15] Ибн аль-Фадл был самым активным из этих двоих в последующие годы, проводя кампанию по всей стране против тех, кто все еще выступал против да'ва : весной 906 года он подчинил горные массивы Хадур и Хараз и завоевал города аль-Махджам , аль-Фадл. -Кадра , и, вкратце, даже Забид. [26]

И Сана, и Шибам были ненадолго потеряны зайдитским имамом аль-Хади в 906 году, но Шибам был восстановлен до конца года, и Ибн аль-Фадл вновь занял Сану 17 апреля 907 года. [15] [27] В последующие годы Сана снова переходила из рук в руки несколько раз, пока она наконец не была захвачена Ибн аль-Фадлом в августе 911 года. [15]

Восстание против Абдаллы аль-Махди Биллаха

[ редактировать ]

В этот момент Ибн аль-Фадл публично отказался от верности Абдалле аль-Махди Билле, который раскрыл себя и основал Фатимидский халифат в Ифрикии в 909 году. [15] [27] Точная причина осуждения Ибн аль-Фадла неизвестна; возможно, это были личные амбиции, вызванные его многочисленными успехами, [28] или разочарование в аль-Махди. Аль-Махди, очевидно, ожидал, что движение, которое привело его к власти в Ифрикии, вскоре распространится на восток, в сторону Египта , где его силы соединятся с его йеменскими сторонниками. По этой причине он отправил йеменским верующим письмо, подтверждающее его происхождение от Джафара ас-Садика , последнего общего имама, признанного как двунадесятниками, так и исмаилитами. Это письмо вызвало большое беспокойство и разногласия, поскольку не только заявленная генеалогия была явно ложной, но и аль-Махди постарался разъяснить, что, хотя он и был «ожидаемым» Махди , его правление не приведет к концу времен , а просто представляет собой еще одно звено в линии имамов, которая должна была продолжаться бесконечно в будущем, тем самым противореча всем милленаристским ожиданиям, возложенным на его личность. [29] Историк Майкл Бретт даже предполагает, что, поскольку Ибн аль-Фадл и Ибн Хавшаб, как прямо сказано, впервые встретились в Йемене в 905/6 году, история их совместной миссии, возможно, была выдумкой, хотя он также подчеркивает, что рассматриваемые доктринальные вопросы неясны. [30] Историк Фархад Дафтари называет Ибн аль-Фадла «карматом», что указывает на его несогласие с утверждениями аль-Махди, как и первые карматы в 899 году. [31] Более того, Ибн аль-Фадль зашел так далеко, что вместо этого объявил себя истинным махди . [32]

Когда Ибн Хавшаб отверг требования своего коллеги присоединиться к нему и раскритиковал его действия, Ибн аль-Фадл выступил против Ибн Хавшаба. Шибам и Джебель-Зухар были взяты в плен, а после нескольких боев Ибн Хавшаб был блокирован в Джебель-Масваре. После восьми месяцев осады, в апреле 912 года, Ибн Хавшаб добился условий и передал своего сына Джафара в заложники. Джафара вернули через год с золотым ожерельем в подарок. [15] [33] Ибн аль-Фадл умер 28 октября 915 г. в Мудхайхире от неизвестной болезни; позже исмаилитская легенда утверждала, что он был отравлен агентами аль-Махди, выдававшими себя за врачей. [33]

Его смерть последовала за смертью его бывшего коллеги Ибн Хавшаба в декабре прошлого года. [33] оставил вакуум власти, который был быстро использован юфиридским правителем Асадом ибн Ибрагимом , который признал сюзеренитет Ибн аль-Фадла и оставил контроль над Саной. [32] В январе 916 года Асад начал возвращать крепости, захваченные исмаилитами в предыдущие годы. Сын и преемник Ибн аль-Фадла, Фафа (или Гафа), не смог остановить его наступление, и 6 января 917 года силы Юфиридов штурмовали Мудхайхиру, взяв двух сыновей и трех дочерей Ибн аль-Фадла. Узник Фадла. После своего возвращения в Сану Асад казнил двух братьев и двадцать их последователей и отправил их головы халифу Аббасидов в Багдад . [33] [32] В отличие от быстрого конца южных владений исмаилитов, северная община, основанная Ибн Хавшабом, сохранилась до наших дней. [33]

См. также

[ редактировать ]
  1. Историк Элла Ландау-Тассерон указывает на сообщение в аль-Макризи о неком аль-Хасане ибн Фарадже ас-Санадики, исмаилитском миссионере, который где-то во второй половине 9-го века «обосновался в Мудхайхире, приобрел множество последователей и завоевал Йемен. Он выдавал себя за пророка, совершил много злодеяний и стал причиной массовой эмиграции». Однако совершенно неясно, когда это произошло и есть ли связь с более поздними событиями. [16]
  1. ^ Jump up to: а б Хальм 1991 , стр. 40.
  2. ^ Jump up to: а б с Листы 2007 , с. 109.
  3. ^ Хальм 1991 , стр. 41.
  4. ^ Хальм 1991 , стр. 38–39.
  5. ^ Дафтари 2007 , стр. 107–108.
  6. ^ Дафтари 2007 , стр. 108, 132–133.
  7. ^ Хальм 1991 , стр. 28–29.
  8. ^ Jump up to: а б Хальм 1991 , стр. 42.
  9. ^ Ландау-Тассерон 2010 , стр. 419–421.
  10. ^ Jump up to: а б Ландау-Тассерон 2010 , с. 424.
  11. ^ Ландау-Тассерон 2010 , с. 422.
  12. ^ Jump up to: а б Ландау-Тассерон 2010 , стр. 421, 424.
  13. ^ Орел 1994 , стр. 111, 114.
  14. ^ Хальм 1991 , стр. 42, 44.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Маделунг 1991 , с. 439.
  16. ^ Ландау-Тассерон 2010 , с. 426.
  17. ^ Jump up to: а б с д и Хальм 1991 , стр. 177.
  18. ^ Хальм 1991 , стр. 44.
  19. ^ Маделунг 1991 , с. 438.
  20. ^ Хальм 1991 , стр. 27–29.
  21. ^ Хальм 1991 , стр. 64–67.
  22. ^ Дафтари 2007 , стр. 116–117.
  23. ^ Хальм 1991 , стр. 61.
  24. ^ Дафтари 2007 , с. 125.
  25. ^ Jump up to: а б Хальм 1991 , стр. 176.
  26. ^ Хальм 1991 , стр. 177–178.
  27. ^ Jump up to: а б Хальм 1991 , стр. 178.
  28. ^ Ландау-Тассерон 2010 , с. 427.
  29. ^ Хальм 1991 , стр. 146–147, 178.
  30. ^ Бретт 2001 , с. 77.
  31. ^ Дафтари 2007 , стр. 122, 125.
  32. ^ Jump up to: а б с Листы 2007 , с. 122.
  33. ^ Jump up to: а б с д и Хальм 1991 , стр. 179.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Геддес, Чарльз Л. (1983). «Отступничество Али бин аль-Фадла». В Бидвелле, Роберт Л.; Смит, Дж. Рекс (ред.). Аравийские и исламские исследования: статьи, представленные Р.Б. Сержанту по случаю его выхода на пенсию с кафедры арабского языка сэра Томаса Адама в Кембриджском университете . Лондон: Лонгман. стр. 80–85. ISBN  0-58278308-9 .
  • Джива, Шаинул (1988). «Происхождение деятельности исмаилитского дава в Йемене». Бюллетень Британского общества ближневосточных исследований . 15 (1): 50–63. дои : 10.1163/19585705-12341302 . JSTOR   43577567 .
  • Хальм, Хайнц (1981). «Сират ибн Хаушаб: Исмаилитский да'ва в Йемене и Фатимиды». Мир Востока (на немецком языке). 12 :107-135. ISSN   0043-2547 . JSTOR   25683010 .
  • Лангруди, Реза Резазаде (2014). «Движение Кармати Али бин аль-Фадла в Йемене (268–303/881–915)». Студия Исламика . 109 (2): 191–207. дои : 10.1163/19585705-12341302 . JSTOR   43577567 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: efa74891c5abc454e39e8b3cb28d1a4d__1692667560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/4d/efa74891c5abc454e39e8b3cb28d1a4d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ali ibn al-Fadl al-Jayshani - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)