Али ибн аль-Фадл аль-Джайшани
Али ибн аль-Фадл аль-Джайшани ( араб . علي بن الفضل الجيشاني ) был старшим исмаилитским миссионером ( даи ) из Йемена . В сотрудничестве с Ибн Хавшабом он установил исмаилитское вероучение в своей родной стране и завоевал большую часть его в 890-х и 900-х годах во имя скрытого исмаилитского Абдаллы имама аль-Махди Биллаха . После основания Фатимидского халифата в Ифрикии в 909 году и публичного провозглашения аль-Махди Биллаха халифом Ибн аль-Фадл осудил аль-Махди как ложного и вместо этого объявил себя ожидаемым мессией ( махди ). Его бывший коллега Ибн Хавшаб отказался следовать за ним, поэтому Ибн аль-Фадль восстал против него и заставил его капитулировать. Владычество Ибн аль-Фадла быстро рухнуло после его смерти в октябре 915 года. В январе 917 года его цитадель Мудхайхира была захвачена Юфиридами , его дети взяты в плен, а двое его сыновей казнены.
Источник
[ редактировать ]Али ибн аль-Фадл родился в деревне Сухайб, недалеко от города Джайшан (сегодня разрушенного, недалеко от современной Катабы ), на юге Йемена . [1] Член сабейского племени, он был шиитом . Вместе с другими членами своего племени он отправился в паломничество в Мекку в 880 году, а затем продолжил путь на север, чтобы посетить шиитскую святыню Кербела в Ираке . [1] [2] Именно там его пылкая преданность перед могилой аль-Хусейна была отмечена исмаилитским агентом ( даи ), что привело к его вербовке в дело исмаилитов. [2] [3]
В то время доминирующая линия двунадесятного шиизма находилась в кризисе. Исчезновение их одиннадцатого имама , Хасана аль-Аскари , в 874 году, по-видимому, не имевшего потомства мужского пола, вызвало сомнения, и многие шииты были еще больше деморализованы политическим бессилием и квиетизмом руководства двунадесятников против Аббасидского халифата . [4] [5] В этой атмосфере многие недовольные двунадесятники были привлечены к милленаризму конкурирующей исмаилитской ветви, которая проповедовала скорое возвращение Махди , мессианской фигуры исламской эсхатологии , которая, согласно легенде, свергнет узурпировавших Аббасидов и разрушит их столицу Багдад. , восстановить единство мусульман, завоевать Константинополь , обеспечить окончательную победу ислама и установить царство мира и справедливости. [6] [7]
Миссия в Йемен
[ редактировать ]Обращение Ибн аль-Фадла открыло перспективу распространения секретной миссионерской миссии исмаилитов ( дава ) на Йемен. [8] Для этой цели Ибн аль-Фадл объединился с более старым новообращенным, куфаном ибн Хавшабом . Отправившись в конце мая или начале июня 881 года, двое мужчин направились в Куфу, где присоединились к караванам паломников, толпы которых, собранные со всех уголков исламского мира, позволяли им путешествовать анонимно. Завершив ритуалы паломничества в Мекке, двое мужчин прибыли в северный Йемен в августе. [8]
Йемен в то время был неспокойной провинцией империи Аббасидов . Власть халифа традиционно была слабой и в основном ограничивалась столицей Саной , в то время как в остальной части страны сохранялись межплеменные конфликты, иногда относящиеся к доисламским временам. [9] На момент прибытия Ибн аль-Фадла и Ибн Хавшаба страна была политически раздроблена и лишь частично находилась под сюзеренитетом Аббасидов. [10] Большая часть внутренних территорий принадлежала династии Юфиридов , которая как сунниты признавала Аббасидов. После захвата Саны в 861 году их власть простиралась от Саады на севере до аль-Джанада (к северо-востоку от Таиза ) на юге и Хадрамаута на востоке. [11] Соперничающая династия Зиядиды , также номинально лояльная Аббасидам, владела Забидом на западной прибрежной равнине и временами осуществляла значительный контроль над обширными частями страны. [12] Семья Бану Манах правила южными горными районами вокруг Таиза, в то время как в северных частях страны практически доминировали враждующие племена, никому не подчинявшиеся. [12] Отсутствие политического единства, удаленность провинции и ее труднодоступная местность, а также глубоко укоренившиеся шиитские симпатии среди местного населения сделали Йемен «явно плодородной территорией для любого харизматического лидера, обладающего упорством и политической проницательностью для реализации своих амбиций». ". [13]
Пройдя через Сану и Аль-Джанад, Ибн Хавшаб некоторое время оставался в Адене . В какой-то момент или раньше Ибн аль-Фадл покинул своего коллегу, вернувшись в свой родной регион, где начал самостоятельно заниматься прозелитизмом в горах Джебель-Яфии. [14] [15] С этой базы в горах он начал распространять свое послание в близлежащих районах. [2] Вскоре он заручился поддержкой правителя Мудхайкиры . [а] С его помощью Ибн аль-Фадл возглавил успешные атаки на эмира Лаха, контролировавшего горную местность к северу от Адена. [17] В то же время Ибн Хавшаб создал еще один оплот исмаилитов на севере страны, в горах к северо-западу от Саны. [18] Оба мужчины пропагандировали веру в скорое пришествие Махди . [19] В то время как два исмаилитских даи расширяли свое влияние, в 897 году в Йемен вошел еще один шиитский лидер: аль-Хади ила'л-Хакк Яхья , представитель конкурирующей секты Зайдитов , основал государство, базирующееся в Сааде, с самим собой как имамом . [10]
В первоначальной доктрине исмаилитов ожидаемым махди был Мухаммад ибн Исмаил . [20] Однако в 899 году исмаилитский даав раскололся, когда карматы отказались от тайного руководства движением в Саламии, когда будущий основатель Фатимидского халифата Абдаллах аль-Махди Биллах отказался от идеи возвращения Мухаммада ибн Исмаила. и провозгласил себя Махди . [21] [22] И Ибн Хавшаб, и Ибн аль-Фадл остались верны аль-Махди. [17] Аль-Махди вскоре был вынужден бежать из Саламии, и в 905 году, когда он был в Египте, он раздумывал, стоит ли ему переехать в Йемен или в Магриб . [17] Учитывая более поздние события, Вилферд Маделунг предполагает, что сомнения в лояльности Ибн аль-Фадла, возможно, сыграли роль в его окончательном решении выбрать Магриб. [15] Действительно, вождь исмаилитов даи Фируз, который в Саламии был главным доверенным лицом ( бабом ) аль-Махди, [23] оставил последнего в Египте и присоединился к Ибн аль-Фадлу. [24]
25 января 905 года Ибн аль-Фадл изгнал своего бывшего союзника из Мудхайхиры. [25] Два лидера исмаилитов теперь использовали политическое разделение Йемена для расширения своих владений: в ноябре 905 года Ибн аль-Фадл захватил Сану, что позволило Ибн Хавшабу, в свою очередь, захватить базу юфиридов в Шибаме . [17] [15] За исключением удерживаемого Зайдитами Саады на севере, управляемого Зиядидом Забида на западном побережье и Адена на юге, весь Йемен теперь находился под контролем исмаилитов. [25] В конце 905 года, впервые с момента прибытия в Йемен 25 лет назад, эти двое мужчин встретились в Шибаме. [17] Маделунг пишет, что встреча «была явно непростой», поскольку Ибн Хавшаб предостерег Ибн аль-Фадла от чрезмерного растягивания своих сил, что последний проигнорировал. [15] Ибн аль-Фадл был самым активным из этих двоих в последующие годы, проводя кампанию по всей стране против тех, кто все еще выступал против да'ва : весной 906 года он подчинил горные массивы Хадур и Хараз и завоевал города аль-Махджам , аль-Фадл. -Кадра , и, вкратце, даже Забид. [26]
И Сана, и Шибам были ненадолго потеряны зайдитским имамом аль-Хади в 906 году, но Шибам был восстановлен до конца года, и Ибн аль-Фадл вновь занял Сану 17 апреля 907 года. [15] [27] В последующие годы Сана снова переходила из рук в руки несколько раз, пока она наконец не была захвачена Ибн аль-Фадлом в августе 911 года. [15]
Восстание против Абдаллы аль-Махди Биллаха
[ редактировать ]В этот момент Ибн аль-Фадл публично отказался от верности Абдалле аль-Махди Билле, который раскрыл себя и основал Фатимидский халифат в Ифрикии в 909 году. [15] [27] Точная причина осуждения Ибн аль-Фадла неизвестна; возможно, это были личные амбиции, вызванные его многочисленными успехами, [28] или разочарование в аль-Махди. Аль-Махди, очевидно, ожидал, что движение, которое привело его к власти в Ифрикии, вскоре распространится на восток, в сторону Египта , где его силы соединятся с его йеменскими сторонниками. По этой причине он отправил йеменским верующим письмо, подтверждающее его происхождение от Джафара ас-Садика , последнего общего имама, признанного как двунадесятниками, так и исмаилитами. Это письмо вызвало большое беспокойство и разногласия, поскольку не только заявленная генеалогия была явно ложной, но и аль-Махди постарался разъяснить, что, хотя он и был «ожидаемым» Махди , его правление не приведет к концу времен , а просто представляет собой еще одно звено в линии имамов, которая должна была продолжаться бесконечно в будущем, тем самым противореча всем милленаристским ожиданиям, возложенным на его личность. [29] Историк Майкл Бретт даже предполагает, что, поскольку Ибн аль-Фадл и Ибн Хавшаб, как прямо сказано, впервые встретились в Йемене в 905/6 году, история их совместной миссии, возможно, была выдумкой, хотя он также подчеркивает, что рассматриваемые доктринальные вопросы неясны. [30] Историк Фархад Дафтари называет Ибн аль-Фадла «карматом», что указывает на его несогласие с утверждениями аль-Махди, как и первые карматы в 899 году. [31] Более того, Ибн аль-Фадль зашел так далеко, что вместо этого объявил себя истинным махди . [32]
Когда Ибн Хавшаб отверг требования своего коллеги присоединиться к нему и раскритиковал его действия, Ибн аль-Фадл выступил против Ибн Хавшаба. Шибам и Джебель-Зухар были взяты в плен, а после нескольких боев Ибн Хавшаб был блокирован в Джебель-Масваре. После восьми месяцев осады, в апреле 912 года, Ибн Хавшаб добился условий и передал своего сына Джафара в заложники. Джафара вернули через год с золотым ожерельем в подарок. [15] [33] Ибн аль-Фадл умер 28 октября 915 г. в Мудхайхире от неизвестной болезни; позже исмаилитская легенда утверждала, что он был отравлен агентами аль-Махди, выдававшими себя за врачей. [33]
Его смерть последовала за смертью его бывшего коллеги Ибн Хавшаба в декабре прошлого года. [33] оставил вакуум власти, который был быстро использован юфиридским правителем Асадом ибн Ибрагимом , который признал сюзеренитет Ибн аль-Фадла и оставил контроль над Саной. [32] В январе 916 года Асад начал возвращать крепости, захваченные исмаилитами в предыдущие годы. Сын и преемник Ибн аль-Фадла, Фафа (или Гафа), не смог остановить его наступление, и 6 января 917 года силы Юфиридов штурмовали Мудхайхиру, взяв двух сыновей и трех дочерей Ибн аль-Фадла. Узник Фадла. После своего возвращения в Сану Асад казнил двух братьев и двадцать их последователей и отправил их головы халифу Аббасидов в Багдад . [33] [32] В отличие от быстрого конца южных владений исмаилитов, северная община, основанная Ибн Хавшабом, сохранилась до наших дней. [33]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ Историк Элла Ландау-Тассерон указывает на сообщение в аль-Макризи о неком аль-Хасане ибн Фарадже ас-Санадики, исмаилитском миссионере, который где-то во второй половине 9-го века «обосновался в Мудхайхире, приобрел множество последователей и завоевал Йемен. Он выдавал себя за пророка, совершил много злодеяний и стал причиной массовой эмиграции». Однако совершенно неясно, когда это произошло и есть ли связь с более поздними событиями. [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хальм 1991 , стр. 40.
- ^ Jump up to: а б с Листы 2007 , с. 109.
- ^ Хальм 1991 , стр. 41.
- ^ Хальм 1991 , стр. 38–39.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 107–108.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 108, 132–133.
- ^ Хальм 1991 , стр. 28–29.
- ^ Jump up to: а б Хальм 1991 , стр. 42.
- ^ Ландау-Тассерон 2010 , стр. 419–421.
- ^ Jump up to: а б Ландау-Тассерон 2010 , с. 424.
- ^ Ландау-Тассерон 2010 , с. 422.
- ^ Jump up to: а б Ландау-Тассерон 2010 , стр. 421, 424.
- ^ Орел 1994 , стр. 111, 114.
- ^ Хальм 1991 , стр. 42, 44.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Маделунг 1991 , с. 439.
- ^ Ландау-Тассерон 2010 , с. 426.
- ^ Jump up to: а б с д и Хальм 1991 , стр. 177.
- ^ Хальм 1991 , стр. 44.
- ^ Маделунг 1991 , с. 438.
- ^ Хальм 1991 , стр. 27–29.
- ^ Хальм 1991 , стр. 64–67.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 116–117.
- ^ Хальм 1991 , стр. 61.
- ^ Дафтари 2007 , с. 125.
- ^ Jump up to: а б Хальм 1991 , стр. 176.
- ^ Хальм 1991 , стр. 177–178.
- ^ Jump up to: а б Хальм 1991 , стр. 178.
- ^ Ландау-Тассерон 2010 , с. 427.
- ^ Хальм 1991 , стр. 146–147, 178.
- ^ Бретт 2001 , с. 77.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 122, 125.
- ^ Jump up to: а б с Листы 2007 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б с д и Хальм 1991 , стр. 179.
Источники
[ редактировать ]- Бретт, Майкл (2001). Возвышение Фатимидов: мир Средиземноморья и Ближнего Востока в четвертом веке хиджры, десятом веке нашей эры . Средневековое Средиземноморье. Том. 30. Лейден: БРИЛЛ. ISBN 9004117415 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Орел, АБДР (1994). «Аль-Хади Яхья б. аль-Хусейн б. аль-Касим (245–98/859–911): биографическое введение, предыстория и значение его имамата» . Новые арабские исследования . 2 : 103–122. ISSN 1351-4709 .
- Хальм, Хайнц (1991). : Возвышение Фатимидов ( Империя Махди на немецком языке). Мюнхен: CH Бек. ISBN 978-3-406-35497-7 .
- Ландау-Тассерон, Элла (2010). «Аравия». В Робинсоне, Чейз Ф. (ред.). Новая Кембриджская история ислама, Том 1: Формирование исламского мира, с шестого по одиннадцатый века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 397–447. ISBN 978-0-521-83823-8 .
- Маделунг, Уилферд (1991). «Мансур аль-Яман» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VI: Махк – Мид . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 438–439. ISBN 978-90-04-08112-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Геддес, Чарльз Л. (1983). «Отступничество Али бин аль-Фадла». В Бидвелле, Роберт Л.; Смит, Дж. Рекс (ред.). Аравийские и исламские исследования: статьи, представленные Р.Б. Сержанту по случаю его выхода на пенсию с кафедры арабского языка сэра Томаса Адама в Кембриджском университете . Лондон: Лонгман. стр. 80–85. ISBN 0-58278308-9 .
- Джива, Шаинул (1988). «Происхождение деятельности исмаилитского дава в Йемене». Бюллетень Британского общества ближневосточных исследований . 15 (1): 50–63. дои : 10.1163/19585705-12341302 . JSTOR 43577567 .
- Хальм, Хайнц (1981). «Сират ибн Хаушаб: Исмаилитский да'ва в Йемене и Фатимиды». Мир Востока (на немецком языке). 12 :107-135. ISSN 0043-2547 . JSTOR 25683010 .
- Лангруди, Реза Резазаде (2014). «Движение Кармати Али бин аль-Фадла в Йемене (268–303/881–915)». Студия Исламика . 109 (2): 191–207. дои : 10.1163/19585705-12341302 . JSTOR 43577567 .