Бадр аль-Джамали
Бадр аль-Джамали Бадр аль-Джамали | |
---|---|
![]() Мечеть Джуюши в Каире, основанная Бадром | |
Умер | 1094 |
Национальность | Фатимидский халифат |
Род занятий | Военачальник, губернатор, визирь |
Годы активности | До 1063–1094 гг. |
Дети | аль-Афдал Шаханшах |
Абуль-Наджм Бадр ибн Абдаллах аль-Джамали аль-Мустансири , [1] более известный как Бадр аль-Джамали ( араб . بدر الجمالى ), был визирем и видным государственным деятелем Фатимидского халифата при халифе аль-Мустансире . Его назначение на пост визиря в 1073 году восстановило состояние государства Фатимидов, которое столкнулось с крахом в предыдущие десятилетия, но также положило начало периоду, когда в визире доминировали военные диктаторы, удерживавшие власть за счет своей военной силы, а не за счет влияния халифа. встреча. Армянин Бадр аль-Джамали инициировал волну армянской миграции в Египет и был первым из серии визирей армянского происхождения, сыгравших важную роль в судьбе Фатимидского халифата в последующем столетии.
Ранняя жизнь и карьера в Сирии
[ редактировать ]происхождения Бадр армянского родился где-то между 1005 и 1008 годами; На момент смерти ему было более 80 лет. [2] [3] Бадр был куплен в качестве раба ( мамлюка ) Джамалом ад-Давлой ибн Аммаром, правителем Триполи , откуда он получил свой эпитет ( нисбах ) аль-Джамали . [2] [3] В остальном его молодость и карьера до ок. 1063 неясны. Однако историк Сета Дадоян предполагает, что его можно идентифицировать с однофамильцем Абуль-Наджмом Бадром , армянским гуламом , который недолго правил Алеппо в 1022 году. [4]
Карьера Бадра начинает документироваться в апреле 1063 года, когда он был назначен военным губернатором ( вали ) Дамаска и его провинции , носящим почетные титулы Короны полководцев ( Тадж аль-Умарах ), командующего армиями ( Мукаддам аль-Джуюш ). и Честь королевства ( Шараф аль-Мульк ). Он сделал своей резиденцией Миццу недалеко от Дамаска. [5] Его срок полномочий был прерван немногим более года спустя после столкновений между его войсками и местным ополчением ( ахдат ) под командованием местного алидского знатного алида Абу Тахира Хайдара и Абу аль-Хусайна. [6] В июле 1066 г. он был вновь назначен на эту должность. Его резиденция находилась в Каср аль-Салтане на равнине Баб аль-Хадид. [7] Его сыновья также служили офицерами в армии Фатимидов под его командованием. Один из них, Шабан, умер в Акре . в это время [7] Его пребывание в Дамаске снова было проблематичным. В 1068 году Абу Тахир поднял еще одно восстание в 1068 году, в результате которого его дворец сгорел дотла, прежде чем восстание было подавлено. [8]
Проблемы Бадра в Сирии были симптомами более широкого недуга, охватившего государство Фатимидов, которое в этот период было близко к полному краху. Приход халифа аль-Мустансира ( годы правления 1036–1094 ) открыл центральное правительство для интриг и соперничества; визирем владели фавориты матери халифа, и вспыхнули фракционные распри между различными этническими контингентами армии Фатимидов, что нанесло ущерб администрации и истощило казну. Открытая гражданская война царила в Каире между турками и черными нубийцами ( Суданом ) в 1062—1067 годах, прежде чем турки под предводительством Насир ад-Давлы ибн Хамдана захватили власть в столице и в Нижнем Египте . Ситуация усугублялась жестоким голодом с 1065 по 1072 год, а также тираническим режимом Насира ад-Даулы: его турки разграбили дворцы и библиотеки Фатимидов и разрушили большую часть столицы, а в 1070 году Ибн Хамдан даже приказал пятничную молитву. прочитать от имени Аббасидского халифа , тем самым фактически свергнув аль-Мустансира. [9] [10] Преобладающая анархия оставила королевскую семью Фатимидов обездоленной, казну пустой, а различные части империи Фатимидов оказались под военной оккупацией: турки в Каире, лавата и другие берберы на побережье, нубийцы в Верхнем Египте и Сирия под вторжением сельджуки турки- . [11] [12]
Фатимиды уже потеряли эффективный контроль над северной Сирией в начале 1060-х годов. В 1070 году Махмуд ибн Мирдас из Алеппо приказал прочитать пятничную молитву от имени халифа Аббасидов, а 19 января 1071 года сельджукский правитель Алп Арслан переправился через реку Евфрат в Сирию, а затем был поспешно отправлен на север, чтобы сражаться с византийцами. в Манцикерте . [13] Кроме того, Фатимиды начали терять контроль над прибрежными городами Леванта, которые номинально находились под сюзеренитетом Фатимидов: Ибн Абу Акил из Тира и Амин ад-Давла Абу Талиб аль-Хасан ибн Аммар из Триполи , поддерживаемые торговой аристократией городов. , правили как автономные князья. [8] Чтобы противостоять этим угрозам, в 1069/70 году Бадр был назначен главнокомандующим армией ( Амир аль-Джуюш ) и отправлен в Сирию во главе армии, состоящей из берберов и армян. [14] Чтобы следить за прибрежными городами и обеспечивать свою морскую связь с Египтом, он основал свою резиденцию в прибрежном городе Акра . [7]
В его отсутствие Ибн Хамдан, временно потерявший власть, вновь захватил контроль над столицей. Чтобы укрепить свое положение, Ибн Хамдан пытался обеспечить, чтобы его могущественный соперник оставался оккупированным в Сирии. Пока Бадр был занят осадой Тира, Ибн Хамдан поощрял восстания среди бедуинских племен Бану Кальб и Бану Тайй , а также отправлял ободряющие послания губернатору-отступнику Дамаска Муалле ибн Хайдару и даже самому Алп Арслану, приглашая его вторгнуться в Сирию и отвоевать ее у Фатимидов. [15] Напротив, Бадр привлек на свою сторону огузский клан Навики, спасавшийся от натиска сельджуков, для борьбы с бедуинами. [16] Навики вскоре начали ссориться с Бадром, требуя большей платы за свою службу. Некоторые присоединились к бедуинам, а другие под руководством Ациза ибн Увака основали независимое княжество в Палестине и внутренних районах южной Сирии, признавшее сюзеренитет аббасидского халифа и сельджукского султана в Багдаде. К 1076 году Иерусалим , Рамла и другие города перешли к Навикам, оставив в руках Фатимидов только прибрежные территории. [17]
Визират
[ редактировать ]Прийти к власти
[ редактировать ]В 1073 году Насир ад-Даула был убит конкурирующим турецким полководцем. В том же году голод закончился благодаря хорошему урожаю. [18] Аль-Мустансир ухватился за радикальное решение своих проблем и тайно призвал Бадра на помощь. Последний согласился при условии, что сможет привести с собой свою армянскую охрану. [18] В конце 1073 года Бадр находился в Дамиетте , [1] и прибыл в Каир в январе 1074 года. [18]
Не зная о причине его приезда, турецкое руководство не заподозрило его в злых намерениях. В результате Бадру удалось добиться убийства всех турецких военачальников в столице за короткое время после своего прибытия. [18] После этого подвига аль-Мустансир провозгласил Бадра визирем с множеством полномочий и титулов: он не только оставался Амиром аль-Джуюшем , но и был главным судьей как «Защитник судей мусульман» ( Kāfil quḍāt al-Muslimīn ). и глава исмаилитского дава как «Руководитель миссионеров верующих» ( Хади Дуат аль-Муминин ). [19] [20] Хотя халиф Фатимидов остался у власти, Бадр установил военный режим, в котором он правил «как военный, но популистский диктатор» (Сета Б. Дадоян). [1] Средневековые арабские авторы описывают его положение как «визиря с полными полномочиями» ( wizārat al-tafwīḍ ), которое по сути было похоже на положение султана, установленное сельджукскими правителями по отношению к халифам Аббасидов. [19] Военный характер должности Бадра был проиллюстрирован титулом Амир аль-Джуюш (в народе Миргуш ), который не только стал именем, наиболее часто ассоциируемым с ним, но также использовался Бадром в качестве его собственного отчества. [1] [21] [22] Его частная армия численностью около 7000 человек сформировала ядро новой силы, получившей название Дзююсия . [1] в то время как его собственное имущество и слуги назывались Джуюш-и . [23]
Внутреннее управление
[ редактировать ]После установления контроля над Каиром Бадр приступил к восстановлению центрального контроля в дельте Нила , с востока на запад, что завершилось штурмом Александрии. [2] Восстановление контроля Фатимидов над Верхним Египтом оказалось более трудным, поскольку местные арабские племена защищали фактическую независимость, которую они получили за предыдущие годы. [2] К 1076 году Бадр восстановил власть центрального правительства над Египтом, а роль халифа аль-Мустансира была сведена к чисто ритуальной роли главы общины исмаилитов. [1] Хотя исмаилизм был восстановлен в качестве официальной доктрины, церемонии Фатимидов были сокращены, а суннитам и другим шиитским общинам было разрешено исповедовать свою веру. [1] Бадр сохранил полный контроль над религиозными делами и спонсировал строительство мечетей и церквей. [1]
Бадр также провел крупную административную реформу Египта. До этого времени страна была разделена на большое количество (от 60 до 96) небольших округов ( кура ), которые в той или иной форме относились к пагархиям греко -римского Египта . Бадр упразднил их и заменил их 23 провинциями (14 в Нижнем Египте и 9 в Верхнем Египте), которые в общих чертах сохранились до наших дней. [19] Кроме того, Бадр поощрял иммиграцию армян, как мусульман, так и христиан, в Египет. [19] Бадр также спонсировал Армянскую церковь , которая стала серьезным конкурентом Коптской церкви и установила свою собственную, отдельную иерархию. [19] К концу века армянская община Египта насчитывала почти 100 000 человек и была представлена среди высших гражданских и военных должностей Фатимидского Египта. [24]
Военная деятельность
[ редактировать ]В 1075 году два священных города, Мекка и Медина , которые какое-то время признавали халифов Аббасидов , вернулись под сюзеренитет Фатимидов. [19] В том же году между Ацизом и его братьями возникли раздоры. Один из них, Манкли, вступил в контакт с Бадром и даже восстановил имя аль-Мустансира в пятничной молитве на своих территориях вокруг Акры. Однако он продержался против Ациза недолго и был вынужден бежать в Руфайну на севере. [25] В октябре 1076 года Атсиз выступил против Египта, но Бадр объявил джихад ему . Потерпев поражение, Атсиз отступил в Сирию. [26] сельджуки под предводительством Тутуша В 1079 году Бадр послал своего соотечественника-армянина Насра ад-Даулу против Ациза в Дамаске, а с севера к городу подошли (октябрь 1079 года). В результате Фатимиды отступили, и Дамаск вместе с большей частью Сирии перешел к Сельджукам. [27]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Бадр умер 21 июня 1094 года. Аль-Мустансир пытался вернуть себе переданные ему полномочия, но большинство офицеров Бадра поддержали преемственность сына Бадра аль-Афдаля на посту визиря. [23]
Позиция Бадра в истории государства Фатимидов имеет решающее значение. Хотя слияние административной и судебной власти в лице визиря было кульминацией процесса, уже очевидного при предыдущих правителях, Бадр был первым военным, дослужившимся до визиря («визиря меча») при Фатимидах, и более того, своим положением он был обязан не халифу, а поддержке частной военной силы, лично ему верной. [28] [22] Этим Бадр также задал тон своим преемникам: до конца режима Фатимидов в 1171 году визирь находился в основном в руках военных, которые оттесняли халифов на второй план и были фактическими правителями государства. [1] [29] Многие из этих диктаторов были армянами, как Бадр: Бадр со своим сыном аль-Афдалом и внуком Кутайфатом составили «миниатюрную династию» визирей, и еще три армянских визиря-мусульманина последовали за ними, пока не был убит последний из них, Руззик ибн Тала. I , в 1163 году. В этот «армянский период» в истории Фатимидского Египта армяне составляли основу династии Фатимидов. [30]
Здания
[ редактировать ]В 1080-х годах, чтобы защитить город от возможного нападения сельджуков, Бадр приказал восстановить Каир. Старые стены из сырцового кирпича , построенные при основании Каира в 970-х годах, были полностью заменены новым каменным укреплением, построенным под руководством строителей из северной Сирии. Трое ворот городской стены Бадра стоят и по сей день ( Баб аль-Футух , Баб ан-Наср и Баб Зувейла ), а также часть северной городской стены. [31] Он также построил мечеть Джуюши на холме Мукаттам в память о своем сыне аль-Авхаде , который восстал в Александрии и был убит в 1085 году. [1] Среди наиболее примечательных сохранившихся предметов искусства из дерева периода Фатимидов — также минбар , заказанный Бадром для святыни головы Хусейна ибн Али в Аскалоне (ныне расположенный в мечети Ибрагими в Хевроне ; см. Минбар мечети Ибрагими ). [31]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Дадоян 2010 .
- ^ Jump up to: а б с д Беккер 1960 , с. 870.
- ^ Jump up to: а б Дадоян 2013 , с. 80.
- ^ Дадоян 2013 , стр. 78–80.
- ^ Дадоян 2013 , стр. 80–81.
- ^ Дадоян 2013 , стр. 25, 81.
- ^ Jump up to: а б с Дадоян 2013 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б Дадоян 2013 , с. 26.
- ^ Дафтари 1990 , стр. 193–194.
- ^ Лев 1991 , стр. 44–45.
- ^ Беккер 1960 , стр. 869–870.
- ^ Лев 1991 , стр. 45.
- ^ Дадоян 2013 , стр. 25–26, 48.
- ^ Дадоян 2013 , стр. 26–27.
- ^ Дадоян 2013 , с. 27.
- ^ Дадоян 2013 , стр. 43–47.
- ^ Дадоян 2013 , стр. 47–48.
- ^ Jump up to: а б с д Листы 1990 , с. 194.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хальм 2014а .
- ^ Дафтари 1990 , стр. 194–195.
- ^ Лев 1991 , стр. 47–48.
- ^ Jump up to: а б Сандерс 1998 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б Живой 1991 , с.
- ^ Дадоян 2013 , с. 67.
- ^ Дадоян 2013 , с. 48.
- ^ Дадоян 2013 , стр. 48–49.
- ^ Дадоян 2013 , с. 49.
- ^ Лев 1991 , стр. 46–47.
- ^ Сандерс 1998 , стр. 153, 157.
- ^ Дадоян 2013 , стр. 67–68, 77.
- ^ Jump up to: а б Блум 2012 .
Источники
[ редактировать ]- аль-Имад, Лейла С. (1990). Визирь Фатимидов (979-1172) . Берлин: Клаус Шварц Верлаг. ISBN 3-922968-82-1 . , стр. 96–109.
- Беккер, Швейцария (1960). «Бадр аль-Джамали» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 869–870. OCLC 495469456 .
- Блум, Джонатан М. (2012). «Фатимидское искусство и архитектура» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_27044 . ISSN 1873-9830 .
- Дадоян, Сета Б. (2013). Армяне в средневековом исламском мире: армянская реальная политика в исламском мире и расходящиеся парадигмы: случай Киликии с одиннадцатого по четырнадцатый века . Издатели транзакций. ISBN 978-1-4128-4577-9 .
- Дадоян, Сета (2010). «Бадр аль-Джамали» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_23492 . ISSN 1873-9830 .
- Дафтари, Фархад (1990). Исмаилиты: их история и доктрины . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-37019-6 .
- Хальм, Хайнц (2014a). «Фатимиды» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_27045 . ISSN 1873-9830 .
- Хальм, Хайнц (2014b). первых крестовых походов, 1074–1171 гг. . Халифы и ассасины: Египет и Ближний Восток во времена (на немецком языке) Мюнхен: CH Бек. ISBN 978-3-406-66163-1 .
- Лев, Яаков (1991). Государство и общество в Фатимидском Египте . Лейден: Брилл. ISBN 9789004093447 .
- Сандерс, Паула А. (1998). «Государство Фатимидов, 969–1171» . В Петри, Карл Ф. (ред.). Кембриджская история Египта, Том 1: Исламский Египет, 640–1517 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 151–174. ISBN 0-521-47137-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Саджади, Садек (2015). «Бадр аль-Джамали» . В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Энциклопедия Исламика Интернет . Брилл Онлайн. ISSN 1875-9831 .
- 1000 рождений
- 1094 смерти
- Армянский народ 11 века
- Люди XI века из Фатимидского халифата
- Генералы Фатимидского халифата
- Фатимидские правители Дамаска
- Визири Фатимидского халифата
- Фатимид Гилман
- Средневековые армянские генералы
- Египетский народ армянского происхождения
- Армянские мусульмане-шииты
- Принял шиитский ислам из Армянской Апостольской церкви.