Jump to content

Хамдан Кармат

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Хамдан Кармат ибн аль-Ашас
Хамдан Кармат бин Аль-Ашас
Персональный
Рожденный
Бадакла украдена
Умер 899 или позже
Религия Шиитский ислам
Номинал Исмаилизм
Секта Карматы

Хамдан Кармат ибн аль-Ашас араб . حمدان قرمط بن الأشعث , латинизированный : Хамдан Кармат ибн аль-Ашас ; ок. 874–899 н.э. ( ) был одноименным основателем карматской секты исмаилизма . Первоначально главный исмаилитский миссионер ( даи ) в Нижнем Ираке , в 899 году он поссорился с руководством движения в Саламии после того, как его взял на себя Саид ибн аль-Хусейн (будущий первый Фатимидский халиф ), и с его последователи оторвались от них. Затем Хамдан исчез, но его последователи продолжали существовать в Сирийской пустыне и аль-Бахрейне в течение нескольких десятилетий.

Ранняя жизнь Хамдана неизвестна, за исключением того, что он происходил из деревни ад-Дур в районе Фурат Бадакла, к востоку от Куфы . [1] Первоначально он был погонщиком быков и занимался перевозкой грузов. Он вошел в исторические записи своим обращением в доктрину исмаилитов миссионером ( даи ) аль-Хусейном аль-Ахвази. [1] [2] Согласно средневековым источникам о его жизни, это произошло примерно в 261 году хиджры (874/75 г. н.э. ) или 264 году хиджры (877/78 г. н.э.). [1] [2]

Считается, что его фамилия «Кармат» имеет, вероятно, арамейское происхождение. В источниках зафиксированы различные формы и значения: по мнению ат-Табари , его звали Кармитах , «красноглазый»; ан-Наубахти и Низам аль-Мульк представляют собой уменьшительное Карматуя ; другие предполагают, что его имя означало «коротконогий». [1] [3] Традиционно считается, что последователей Хамдана в его честь называли Карамита (единственное число Кармати ), «люди Кармата». [1] [4] Однако известно, что шиитский ученый- двунадесятник аль-Фадл ибн Шадхан , умерший в 873/74 году, написал опровержение «карматских» доктрин. Это означает, что либо Хамдан начал активную деятельность за несколько лет до даты, зафиксированной в источниках, либо, альтернативно, он взял свою фамилию от секты, а не наоборот. [4] [5]

Миссионерская деятельность

[ редактировать ]
Карта Ирака конца 9 века.

Даи , и когда он умер (или покинул аль-Хусейн аль-Ахвази был послан руководством исмаилитов в Саламию этот район), Хамдан взял на себя руководство миссионерской деятельностью исмаилитов в сельских окрестностях ( савад ). Куфы и южного Ирака. Вскоре он перенес свою резиденцию в город Калвадха, к югу от Багдада , и быстро завоевал множество новообращенных среди крестьян и бедуинов . [1] [4] Его успеху способствовали потрясения того времени. был Халифат Аббасидов ослаблен, а Ирак погрузился в хаос из-за Занджского восстания . В то же время основные приверженцы шиитов-двунадесятников становились все более недовольными из-за политического квиетизма их руководства, а также из-за вакуума, образовавшегося после смерти одиннадцатого имама Хасана аль-Аскари и предполагаемого « затмения » двенадцатый имам, Мухаммад аль-Махди , в 874 году. В этом климате милленаризм исмаилитов, проповедовавших скорое возвращение мессии или Махди , был очень привлекателен для недовольных двунадесятников. [4]

Его самым выдающимся учеником и помощником был его зять Абу Мухаммад Абдан , который «обладал высокой степенью независимости» (Дафтари) и назначал своих даи в Ираке, Бахрейне и южной Персии . [6] [4] Среди людей, обученных и посланных на миссии в качестве даи Хамданом и Абу Мухаммадом, были Абу Саид аль-Джаннаби (Персия и Бахрейн), Ибн Хавшаб и Али ибн аль-Фадл аль-Джайшани Йемен ), а также а также Абу Абдаллаха аш-Шии , который позже помог обратить Кутаму в Ифрикию и открыл путь к созданию Фатимидского халифата . [6] XI века По словам суннитского ересиолога Абу Мансура аль-Багдади , аль-Мамун, даи, действовавший на юге Персии, был братом Хамдана. [6]

Агенты Хамдана собирали налоги с новообращенных, в том числе одну пятую налога со всех доходов ( хумс ), которые предназначались для махди . [1] [4] Хотя Хамдан переписывался с группой Саламия, их личности оставались секретом, и Хамдан мог проводить свою собственную политику на местном уровне. Таким образом, в 880 году его численность была достаточно велика, чтобы попытаться заключить союз с лидером Занджа Али ибн Мухаммадом , который отклонил это предложение. [4] укреплённое убежище ( дар аль-хиджра ) для своих сторонников недалеко от Куфы. В 890/91 году Хамдан основал [7]

не была прочно восстановлена В течение нескольких лет после подавления Занджского восстания в 883 году власть Аббасидов в Саваде . Только в 891/92 году сообщения из Куфы, осуждающие эту «новую религию» и сообщающие о растущей активности карматов, начали вызывать беспокойство в Багдаде. Однако тогда никаких мер против них предпринято не было. Поскольку эта группа была первой, кто привлек внимание властей Аббасидов, ярлык «карматы» вскоре стал применяться суннитскими источниками к исмаилитскому населению в целом, включая тех, которые не были обращены в свою веру Хамданом. [1] [8]

Доктрина

[ редактировать ]

Никакой прямой информации об учении, проповедуемом Хамданом и Абу Мухаммадом, не известно, но современные ученые, такие как Фархад Дафтари, считают, что оно, по всей вероятности, было таким же, как учение, распространявшееся в то время из Саламии и описанное в трудах аль- Наубахти и Ибн Бабавайх . [9] По сути, они провозгласили скорое возвращение седьмого имама, Мухаммада ибн Исмаила, в качестве махди и, таким образом, начало новой эры справедливости; Махди батин провозгласит новый закон, заменяющий ислам, и раскроет «скрытые» или «внутренние» ( ) истины религии своим последователям. До этого эти знания были ограничены, и только посвященные в доктрину могли получить доступ к их части. В результате этих верований карматы часто отказывались от традиционных исламских законов и ритуалов. Современные основные исламские источники утверждают, что это привело к распутному поведению среди них, но это не заслуживает доверия, учитывая их враждебную позицию по отношению к карматам. [1]

Раскол с Саламией и возможное примирение

[ редактировать ]

В 899 году, после смерти предыдущего лидера секты в Саламии, Саид ибн аль-Хусейн , будущий основатель Фатимидского халифата лидером стал . Вскоре он начал вносить изменения в доктрину, что обеспокоило Хамдана. Абу Мухаммад отправился в Саламию, чтобы расследовать это дело, и узнал, что Саид утверждал, что ожидаемым Махди был не Мухаммад ибн Исмаил, а сам Саид. Это вызвало серьезный раскол в движении, поскольку Хамдан осудил руководство Саламии, собрал иракских даи и приказал им прекратить миссионерскую деятельность. Вскоре после этого Хамдан «исчез» из своей штаб-квартиры в Калвадхе. [10] [11] Антиисмаилитский писатель XIII века Ибн Малик сообщает довольно недостоверную информацию о том, что он был убит в Багдаде. [1] [12] в то время как Ибн Хаукаль , писавший в 970-х годах, утверждает, что он примирился с Саидом и стал даи дела Фатимидов под именем Абу Али Хасан ибн Ахмад. По словам Вильферда Маделунга , учитывая симпатии Ибн Хаукаля к Фатимидам и дружбу с сыном Абу Али, «его информация вполне может быть достоверной». [6] [12]

Абу Али Хасан заявил о своем происхождении от Муслима ибн Акила ибн Аби Талиба и поселился в Фустате , столице Египта . Оттуда он попытался восстановить поддержку последователей Хамдана, но те, кто находился в Ираке и Бахрейне, отказались; Однако Ибн Хавшаб в Йемене и Абу Абдаллах аль-Шии в Ифрикии признали его власть и использовали его в качестве посредника с Саидом в Саламии. Когда Саид бежал из Сирии и провел год в Фустате в 904/905 году, Абу Али отвечал за их безопасность. [6] После создания Фатимидского халифата в 909 году Абу Али посетил Саида, ныне халифа, в Ифрикии и был отправлен распространять ислам в Византийской Малой Азии , где он был схвачен и заключен в тюрьму на пять лет. После освобождения он вернулся в Ифрикию, где сын и наследник Саида, будущий халиф аль-Каим би-Амр Аллах , назначил его главным даи с титулом «Ворота ворот» ( баб аль-абваб ). . [а] На этом посту он составил работы, объясняющие доктрину Фатимидов; в « Уммахат аль-Ислам » он опроверг использование философии среди антифатимидских восточных исмаилитов (в том числе в учении Абу Мухаммада Абдана) и вместо этого «утвердил главенство принципа тахвила , эзотерической интерпретации, в Исме». или религиозное учение». Он умер в 933 году, и его сын Абуль-Хасан Мухаммад сменил его на посту главного даи . [6]

Последующая история карматского движения

[ редактировать ]

После исчезновения Хамдана термин «карматы» сохранили все исмаилиты, которые отказались признать притязания Саида, а впоследствии и династии Фатимидов. [5] Иногда неисмаилиты также применяли это слово в уничижительном смысле по отношению к сторонникам Фатимидов. [5] Абу Мухаммад был убит в том же году по наущению Закаравайха ибн Михравая , очевидно, по указанию Саламии. [11] [14] Последователи Хамдана и Абу Мухаммеда угрожали убить Закаравайха, который сам был вынужден скрываться. [14] Даи , назначенные Абу Мухаммадом, затем возобновили свою работу, осудив претензии Саида в Саламии и продолжив карматское движение, хотя Абу Мухаммад часто упоминался как источник их религиозных и философских работ. [15] Карматское движение (так называемая Баклия ) существовало в нижнем Ираке в течение нескольких десятилетий после этого, и их учение приписывалось в основном Абу Мухаммаду. [12]

В Сирийской пустыне и нижнем Ираке Закаравай вскоре взял на себя инициативу, сначала тайно. Через своих сыновей Закаравай спонсировал великое восстание в Сирии 902–903 гг., которое завершилось битвой при Хаме в ноябре 903 г.; хотя он, вероятно, был задуман для того, чтобы вызвать революцию в поддержку Фатимидов, крупномасштабная реакция Аббасидов, которую он вызвал, и внимание, которое оно привлекло к нему, вынудили Саида отказаться от Саламии и отправиться в Магриб , где он основал государство Фатимидов в Ифрикии . Сам Закаравайх появился на свет в 906 году, заявив, что он махди , и возглавил последние нападения карматов на Аббасидов в Ираке, прежде чем потерпел поражение и был взят в плен в начале следующего года. [16] [17] Карматы добились большего успеха в Бахрейне , где Абу Саид аль-Джаннаби, отправленный в этот регион ок. В 886/87 году Хамдан и Абу Мухаммад основали независимое карматское государство, которое стало серьезной угрозой для Аббасидов в 10 веке. [18] Другие карматские группы существовали независимо в Йемене , Рае и Хорасане . [19]

  1. Титул баб широко использовался в эзотерической терминологии исмаилизма для обозначения «ведущего ученика и уполномоченного представителя Имама » и присваивался лидерам Фатимидского дава . [13]

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c9d2f099f6e4e06d623ad06dd45fea20__1717590720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/20/c9d2f099f6e4e06d623ad06dd45fea20.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hamdan Qarmat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)