Хамдан Кармат
Хамдан Кармат ибн аль-Ашас | |
---|---|
Хамдан Кармат бин Аль-Ашас | |
Персональный | |
Рожденный | Бадакла украдена |
Умер | 899 или позже |
Религия | Шиитский ислам |
Номинал | Исмаилизм |
Секта | Карматы |
Хамдан Кармат ибн аль-Ашас араб . حمدان قرمط بن الأشعث , латинизированный : Хамдан Кармат ибн аль-Ашас ; ок. 874–899 н.э. ( ) был одноименным основателем карматской секты исмаилизма . Первоначально главный исмаилитский миссионер ( даи ) в Нижнем Ираке , в 899 году он поссорился с руководством движения в Саламии после того, как его взял на себя Саид ибн аль-Хусейн (будущий первый Фатимидский халиф ), и с его последователи оторвались от них. Затем Хамдан исчез, но его последователи продолжали существовать в Сирийской пустыне и аль-Бахрейне в течение нескольких десятилетий.
Жизнь
[ редактировать ]Ранняя жизнь Хамдана неизвестна, за исключением того, что он происходил из деревни ад-Дур в районе Фурат Бадакла, к востоку от Куфы . [1] Первоначально он был погонщиком быков и занимался перевозкой грузов. Он вошел в исторические записи своим обращением в доктрину исмаилитов миссионером ( даи ) аль-Хусейном аль-Ахвази. [1] [2] Согласно средневековым источникам о его жизни, это произошло примерно в 261 году хиджры (874/75 г. н.э. ) или 264 году хиджры (877/78 г. н.э.). [1] [2]
Считается, что его фамилия «Кармат» имеет, вероятно, арамейское происхождение. В источниках зафиксированы различные формы и значения: по мнению ат-Табари , его звали Кармитах , «красноглазый»; ан-Наубахти и Низам аль-Мульк представляют собой уменьшительное Карматуя ; другие предполагают, что его имя означало «коротконогий». [1] [3] Традиционно считается, что последователей Хамдана в его честь называли Карамита (единственное число Кармати ), «люди Кармата». [1] [4] Однако известно, что шиитский ученый- двунадесятник аль-Фадл ибн Шадхан , умерший в 873/74 году, написал опровержение «карматских» доктрин. Это означает, что либо Хамдан начал активную деятельность за несколько лет до даты, зафиксированной в источниках, либо, альтернативно, он взял свою фамилию от секты, а не наоборот. [4] [5]
Миссионерская деятельность
[ редактировать ]
Даи , и когда он умер (или покинул аль-Хусейн аль-Ахвази был послан руководством исмаилитов в Саламию этот район), Хамдан взял на себя руководство миссионерской деятельностью исмаилитов в сельских окрестностях ( савад ). Куфы и южного Ирака. Вскоре он перенес свою резиденцию в город Калвадха, к югу от Багдада , и быстро завоевал множество новообращенных среди крестьян и бедуинов . [1] [4] Его успеху способствовали потрясения того времени. был Халифат Аббасидов ослаблен, а Ирак погрузился в хаос из-за Занджского восстания . В то же время основные приверженцы шиитов-двунадесятников становились все более недовольными из-за политического квиетизма их руководства, а также из-за вакуума, образовавшегося после смерти одиннадцатого имама Хасана аль-Аскари и предполагаемого « затмения » двенадцатый имам, Мухаммад аль-Махди , в 874 году. В этом климате милленаризм исмаилитов, проповедовавших скорое возвращение мессии или Махди , был очень привлекателен для недовольных двунадесятников. [4]
Его самым выдающимся учеником и помощником был его зять Абу Мухаммад Абдан , который «обладал высокой степенью независимости» (Дафтари) и назначал своих даи в Ираке, Бахрейне и южной Персии . [6] [4] Среди людей, обученных и посланных на миссии в качестве даи Хамданом и Абу Мухаммадом, были Абу Саид аль-Джаннаби (Персия и Бахрейн), Ибн Хавшаб и Али ибн аль-Фадл аль-Джайшани (в Йемен ), а также а также Абу Абдаллаха аш-Шии , который позже помог обратить Кутаму в Ифрикию и открыл путь к созданию Фатимидского халифата . [6] XI века По словам суннитского ересиолога Абу Мансура аль-Багдади , аль-Мамун, даи, действовавший на юге Персии, был братом Хамдана. [6]
Агенты Хамдана собирали налоги с новообращенных, в том числе одну пятую налога со всех доходов ( хумс ), которые предназначались для махди . [1] [4] Хотя Хамдан переписывался с группой Саламия, их личности оставались секретом, и Хамдан мог проводить свою собственную политику на местном уровне. Таким образом, в 880 году его численность была достаточно велика, чтобы попытаться заключить союз с лидером Занджа Али ибн Мухаммадом , который отклонил это предложение. [4] укреплённое убежище ( дар аль-хиджра ) для своих сторонников недалеко от Куфы. В 890/91 году Хамдан основал [7]
не была прочно восстановлена В течение нескольких лет после подавления Занджского восстания в 883 году власть Аббасидов в Саваде . Только в 891/92 году сообщения из Куфы, осуждающие эту «новую религию» и сообщающие о растущей активности карматов, начали вызывать беспокойство в Багдаде. Однако тогда никаких мер против них предпринято не было. Поскольку эта группа была первой, кто привлек внимание властей Аббасидов, ярлык «карматы» вскоре стал применяться суннитскими источниками к исмаилитскому населению в целом, включая тех, которые не были обращены в свою веру Хамданом. [1] [8]
Доктрина
[ редактировать ]Никакой прямой информации об учении, проповедуемом Хамданом и Абу Мухаммадом, не известно, но современные ученые, такие как Фархад Дафтари, считают, что оно, по всей вероятности, было таким же, как учение, распространявшееся в то время из Саламии и описанное в трудах аль- Наубахти и Ибн Бабавайх . [9] По сути, они провозгласили скорое возвращение седьмого имама, Мухаммада ибн Исмаила, в качестве махди и, таким образом, начало новой эры справедливости; Махди батин провозгласит новый закон, заменяющий ислам, и раскроет «скрытые» или «внутренние» ( ) истины религии своим последователям. До этого эти знания были ограничены, и только посвященные в доктрину могли получить доступ к их части. В результате этих верований карматы часто отказывались от традиционных исламских законов и ритуалов. Современные основные исламские источники утверждают, что это привело к распутному поведению среди них, но это не заслуживает доверия, учитывая их враждебную позицию по отношению к карматам. [1]
Раскол с Саламией и возможное примирение
[ редактировать ]Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
![]() |
![]() |
В 899 году, после смерти предыдущего лидера секты в Саламии, Саид ибн аль-Хусейн , будущий основатель Фатимидского халифата лидером стал . Вскоре он начал вносить изменения в доктрину, что обеспокоило Хамдана. Абу Мухаммад отправился в Саламию, чтобы расследовать это дело, и узнал, что Саид утверждал, что ожидаемым Махди был не Мухаммад ибн Исмаил, а сам Саид. Это вызвало серьезный раскол в движении, поскольку Хамдан осудил руководство Саламии, собрал иракских даи и приказал им прекратить миссионерскую деятельность. Вскоре после этого Хамдан «исчез» из своей штаб-квартиры в Калвадхе. [10] [11] Антиисмаилитский писатель XIII века Ибн Малик сообщает довольно недостоверную информацию о том, что он был убит в Багдаде. [1] [12] в то время как Ибн Хаукаль , писавший в 970-х годах, утверждает, что он примирился с Саидом и стал даи дела Фатимидов под именем Абу Али Хасан ибн Ахмад. По словам Вильферда Маделунга , учитывая симпатии Ибн Хаукаля к Фатимидам и дружбу с сыном Абу Али, «его информация вполне может быть достоверной». [6] [12]
Абу Али Хасан заявил о своем происхождении от Муслима ибн Акила ибн Аби Талиба и поселился в Фустате , столице Египта . Оттуда он попытался восстановить поддержку последователей Хамдана, но те, кто находился в Ираке и Бахрейне, отказались; Однако Ибн Хавшаб в Йемене и Абу Абдаллах аль-Шии в Ифрикии признали его власть и использовали его в качестве посредника с Саидом в Саламии. Когда Саид бежал из Сирии и провел год в Фустате в 904/905 году, Абу Али отвечал за их безопасность. [6] После создания Фатимидского халифата в 909 году Абу Али посетил Саида, ныне халифа, в Ифрикии и был отправлен распространять ислам в Византийской Малой Азии , где он был схвачен и заключен в тюрьму на пять лет. После освобождения он вернулся в Ифрикию, где сын и наследник Саида, будущий халиф аль-Каим би-Амр Аллах , назначил его главным даи с титулом «Ворота ворот» ( баб аль-абваб ). . [а] На этом посту он составил работы, объясняющие доктрину Фатимидов; в « Уммахат аль-Ислам » он опроверг использование философии среди антифатимидских восточных исмаилитов (в том числе в учении Абу Мухаммада Абдана) и вместо этого «утвердил главенство принципа тахвила , эзотерической интерпретации, в Исме». или религиозное учение». Он умер в 933 году, и его сын Абуль-Хасан Мухаммад сменил его на посту главного даи . [6]
Последующая история карматского движения
[ редактировать ]После исчезновения Хамдана термин «карматы» сохранили все исмаилиты, которые отказались признать притязания Саида, а впоследствии и династии Фатимидов. [5] Иногда неисмаилиты также применяли это слово в уничижительном смысле по отношению к сторонникам Фатимидов. [5] Абу Мухаммад был убит в том же году по наущению Закаравайха ибн Михравая , очевидно, по указанию Саламии. [11] [14] Последователи Хамдана и Абу Мухаммеда угрожали убить Закаравайха, который сам был вынужден скрываться. [14] Даи , назначенные Абу Мухаммадом, затем возобновили свою работу, осудив претензии Саида в Саламии и продолжив карматское движение, хотя Абу Мухаммад часто упоминался как источник их религиозных и философских работ. [15] Карматское движение (так называемая Баклия ) существовало в нижнем Ираке в течение нескольких десятилетий после этого, и их учение приписывалось в основном Абу Мухаммаду. [12]
В Сирийской пустыне и нижнем Ираке Закаравай вскоре взял на себя инициативу, сначала тайно. Через своих сыновей Закаравай спонсировал великое восстание в Сирии 902–903 гг., которое завершилось битвой при Хаме в ноябре 903 г.; хотя он, вероятно, был задуман для того, чтобы вызвать революцию в поддержку Фатимидов, крупномасштабная реакция Аббасидов, которую он вызвал, и внимание, которое оно привлекло к нему, вынудили Саида отказаться от Саламии и отправиться в Магриб , где он основал государство Фатимидов в Ифрикии . Сам Закаравайх появился на свет в 906 году, заявив, что он махди , и возглавил последние нападения карматов на Аббасидов в Ираке, прежде чем потерпел поражение и был взят в плен в начале следующего года. [16] [17] Карматы добились большего успеха в Бахрейне , где Абу Саид аль-Джаннаби, отправленный в этот регион ок. В 886/87 году Хамдан и Абу Мухаммад основали независимое карматское государство, которое стало серьезной угрозой для Аббасидов в 10 веке. [18] Другие карматские группы существовали независимо в Йемене , Рае и Хорасане . [19]
Сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Маделунг и Хальм 2016 .
- ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 107.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 107–108.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Листы 2007 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б с Маделунг 1978 , с. 660.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Маделунг 2003 .
- ^ Дафтари 2007 , стр. 108–109.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 108, 109.
- ^ Дафтари 2007 , с. 109.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 116–117.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1996 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б с Листы 2007 , с. 120.
- ^ Байхом-Дау 2010 .
- ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 117.
- ^ Маделунг 2007 .
- ^ Дафтари 2007 , стр. 122–123.
- ^ Маделунг 1978 , стр. 660–661.
- ^ Маделунг 1978 , стр. 661, 662.
- ^ Маделунг 1978 , с. 661.
Источники
[ редактировать ]- Байхом-Дау, Тамима (2010). «Баб (в шиизме)» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Маделунг, Уилферд (1978). «Хармати» . Ин ван Донзель, Э .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. и Босворт, CE (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IV: Иран – Ха . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 660–665. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0451 . OCLC 758278456 .
- Маделунг, Уилферд (1996). «Фатимиды и карматы Бахрейна» . В Дафтари, Фархад (ред.). Средневековая исмаилитская история и мысль . Издательство Кембриджского университета . стр. 21–73. ISBN 978-0-521-00310-0 .
- Маделунг, Уилферд (2003). "АМДАН КАРМАТ " В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том XI/6: Хадж Сайях – Гарем I. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 634–635. ISBN 978-0-933273-70-2 .
- Маделунг, Уилферд (2007). «Абдан, Абу Мухаммад» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Маделунг, Уилферд ; Хальм, Хайнц (2016). «Хамдан Кармат» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .