Мухаммад аль-Таки
Мухаммад аль-Таки | |
---|---|
Мухаммад аль-Таки | |
Девятый исмаилитский имам | |
В офисе 828–840 | |
Предшественник | Ахмад аль-Вафи |
Преемник | Абдулла ар-Ради |
Заголовок |
|
Персональный | |
Рожденный | 149 АХ (приблизительно 789/790) |
Умер | 212 АХ (приблизительно 839/840) Саламия |
Место отдыха | Саламия , Сирия |
Религия | Шиитский ислам |
Дети |
|
Родитель |
|
Другие имена | Ахмад ибн Абдаллах |
Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
![]() |
![]() |
Абу аль-Хусейн Ахмад ибн Абдаллах ибн Мухаммад ибн Исмаил ٱلُحُسَيْن أَبُو ибн Исмаил ( арабский : أَحْمَد ٱبْد ٱللَّٰه ٱبْن ٱلْحَُسَ يْن , латинизированный : 790–840 , . ) ок ( Абу аль-Хусейн Ахмад ибн Абдаллах ибн Мухаммад араб . Мухаммад مُحَمَّد ٱلْتَقِيّ : , латинизированный аль- Таки , букв. «Мухаммед Благочестивый»), был потомком исламского пророка Мухаммеда и девятым из исмаилитских имамов , сменив своего отца Ахмада аль-Вафи ( ум. 828). ). Как и его отец, он жил преимущественно в Саламии , и Абдаллах ибн Маймун аль-Кадда , главный миссионер ( даи хиджабом ( букв. « прикрытие » ), продолжал служить для него ). Известный под титулом Сахиб ар-Расаил ( букв. « Владыка посланий » ), ат-Таки, как говорят, подготовил вместе со своими последователями энциклопедический текст, названный « Энциклопедией Братьев Чистоты» ( Расаил Ихван аль-Сафа ). Он умер в 840 году в Саламии, и ему наследовал его сын аль-Хусейн .
Со смертью Джафара ас-Садика в 148/765 г., Исмаила ( ум. 158/775 ) и Мухаммеда ( ум. 197/813 ) серьезность преследований Аббасидов значительно возросла. Исмаилитские имамы были вынуждены сгущать свое укрытие, поэтому первый даур ас-сатр вступил в силу с 197/813 по 268/882 годы, в котором имамы были известны как аль-а'имма аль-мастурин ( букв. ' скрытые имамы » ). Сокрытие закончилось с основанием Фатимидского халифата ( годы правления 909–1171 ).
Историческая справка
[ редактировать ]Со смертью Джафара ас-Садика в 148/765 г., Исмаила ( ум. 158/775 ) и Мухаммеда ( ум. 197/813 ) серьезность преследований Аббасидов значительно возросла. [1] [2] Исмаилитские были имамы вынуждены усилить свое сокрытие, поэтому первый даур ас-сатр («период сокрытия») [а] вступил в силу с 197/813 по 268/882 годы, когда имамы были известны как аль-аимма аль-мастурин ( буквально « скрытые имамы » ). [1] [4] [5] В это время личность живого имама была скрыта для защиты, и община продолжала действовать под руководством Мухаммада ибн Исмаила. [6] Согласно более поздней традиции, это были Абдаллах (8-й имам), Ахмад (9-й имам) и аль-Хусейн (10-й имам). [7] [8] Среди более поздних исмаилитских историков Ахмад ибн Ибрагим ан-Найсабури , автор книги «Иститар аль-Имам» , составленной при фатимидском имаме-халифе аль-Азизе Биллахе ( годы правления 975–995 ), по-видимому, первым упомянул имена три «тайных» имама. [8]
Современный историк периода Фатимидов Шайнул Джива объясняет, что во время даура ас-Сатра (765–909 гг. н. э.) исмаилитская доктрина распространилась от Йемена до Ифрикии (современный Тунис и восточный Алжир ), с ее наиболее заметными проявлениями. приверженцами являются Кутама берберы из Северной Африки . [9]
Жизнь
[ редактировать ]Ахмад ибн Абдаллах родился в 174/790 году. [10] Он сменил своего отца на посту второго главы исмаилитского дава ( букв. « миссия » ) и, как и он, жил торговцем в Саламии в Сирии . [11] [12] Его худжатом был Абдаллах ибн Маймун аль-Кадда , главный миссионер ( даи хиджабом ( букв. « прикрытие » ). ), продолжавший служить для него [13] [10] [14] Ат-Таки жил, вероятно, в конце второго и начале третьего века мусульманской эры . [15] Он имел репутацию глубоко образованного человека. [16] Аль-Таки был известен как выдающийся хашимитский торговец, заставлявший людей собираться в его резиденции. [10] [17] [16] Он подозревал сирийского губернатора, который передал свой отчет аббасидскому халифу аль -Мамуну ( годы правления 813–833 ), который отдал приказ арестовать аль-Таки, но последний заранее покинул Саламию на несколько лет. [10] [17] Помимо распространения своего послания через своих даи, ат-Таки в свое время активно занимался социально-философскими проблемами. [18]
X века По мнению арабского ученого Ибн ан-Надима ( ум. 995 ), ат-Таки отправил даи аль-Хусайна аль-Ахвази в окрестности ( савад ) Куфы. [11] [19] Последний обратил Хамдана Кармата « карматскую » секту и основал в Ираке . [11] [20] [19] Антиисмаилитский писатель Аху Мухсин ( ум. 965 ) утверждал, что ат-Таки направил даи Абу Абдаллаха аш-Шии в Магриб в 279/892–93 годах и, таким образом, заложил основу для более поздней Фатимидов власти там. . [11]
Сектантская литература приписывает ему публикацию «Энциклопедии Братьев Чистоты» ( Расаил Ихван ас-Сафа ), благодаря чему он известен как Сахиб ар-Расаил ( букв. « господин посланий » ). [21] [22] [23] Кроме того, некоторые исмаилитские источники сообщают, что авторство «Расаила» может относиться даже ко временам самого имама Джафара ас-Садика , не учитывая вклады трех его скрытых преемников-имаматов. [23] Название представляет собой работу «Искренних братьев» или «Братьев чистоты», общества, процветавшего в Басре : дискуссий о литературе, религии, философии и науке. [16] [24] В этой работе наряду с идеями исмаилитов была представлена доисламская мудрость, такая как эллинистическая философия и вавилонская астрология . [18] Послания тайно готовились в пещере, а когда набралось достаточное количество, их одновременно разместили в ведущих мечетях земель Аббасидов. [18] [24] [23] В сорок четвертом трактате содержится утверждение об Иисусе ( Исе уникальное в мусульманской литературе ) . [25] Публикация Расаила послужила поводом для разжигания волнений против Исмаилии; Поэтому аль-Таки принял меры предосторожности и передвигался, всегда в одежде торговца, между Дайламом , Куфой и Аскаром Мукрамом , домом своего отца. [26] [11]
Именно когда Правообладатель (т.е. Имам Мухаммад ат-Таки) был проинформирован об этой теории, он составил свою Энциклопедию, раскрыв в ней четыре философские дисциплины, чего не смогли сделать его враги. С помощью этого укрепились столпы шариата, а его законы стали применяться благодаря поддержке параллелей и намеков на реальный смысл, которым нельзя было пренебрегать или считать невозможным. [27]
- Идрис Имад ад-Дин , Захр аль-Маани
Согласно исмаилитской традиции, халиф аль-Мамун стремился обнаружить источник Расаила Ихван ас-Сафа и собрал группу ученых для обсуждения текста; В этих обсуждениях принял участие представитель ат-Таки, которого в народе называют Даи ат-Тирмизи. [18] [17] аль-Мамун сделал вид, что полностью принял исмаилитское учение, выразил желание встретиться с ат-Таки и сказал: «Я пылкий поклонник Имама [ат-Таки]. Я лелею желание передать его мой халифат Имаму, когда я увижу его и буду служить ему всем сердцем». [17] Ат-Тирмизи не был уверен в искренности этой просьбы, однако, чтобы защитить ат-Таки, заявил, что имамом является он сам. [18] Аль-Мамун быстро обезглавил ат-Тирмизи. [28] [29] [18]
Сообщается, что аль-Таки умер в 225/840 году в Саламии после того, как завещал должность имамата своему сыну аль-Хусейну по фамилии Абдаллах ар-Ради . [30] [22] [26] Другой его сын, Мухаммад Абу'л-Шалаглах по фамилии Саид аль-Хайр, чье потомство жило в Саламии и было убито от рук карматов в 290/902 году. [30]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Тадждин 1997 , с. 177.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 90, 95–96.
- ^ Наср 1966 , с. 159.
- ^ Макарем 1969 .
- ^ Дафтари 2007 , с. 712.
- ^ Дафтари 1998 , с. 3.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 100, 507.
- ^ Jump up to: а б Тадждин 1997 , с. 205.
- ^ Душа 2018 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б с д Тадждин 2009 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б с д и Солома 1984 года .
- ^ Тадждин 2009 , с. 29.
- ^ Иванов 1942 , с. 250.
- ^ Рахим 2004 , стр. 839–4.
- ^ Холлистер 1953 , стр. 207, 208.
- ^ Jump up to: а б с Холлистер 1953 , с. 208.
- ^ Jump up to: а б с д Тадждин 1997 , с. 186.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Рахим 2004 , с. 840.
- ^ Jump up to: а б Маделунг и Хальм 2016 .
- ^ Дафтари 2007 , с. 107.
- ^ Тадждин 1997 , стр. 185, 186.
- ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б с Лиман 2015 , с. 239.
- ^ Jump up to: а б Тадждин 2009 , с. 31.
- ^ Холлистер 1953 , стр. 208, 209.
- ^ Jump up to: а б Холлистер 1953 , с. 209.
- ^ Иванов 1942 , с. 251.
- ^ Иванов 1942 , с. 252.
- ^ Тадждин 1997 , с. 187.
- ^ Jump up to: а б Тадждин 1997 , с. 198.
Источники
[ редактировать ]- Халм, Х. (1984). «Ахмад ибн Абдаллах» . Энциклопедия Ираника . Том. Я. стр. 638–639.
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Тадждин, Мумтаз Али (1997). Исмаилиты через историю (PDF) . Карачи: издательство исламских книг.
- Тадждин, Мумтаз Али (2009). Краткая история шиитских исмаилитских имамов . Карачи.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Иванов, Владимир (1942). Исмаилитское предание о возвышении Фатимидов . Ассоциация исламских исследований. ISBN 978-0-598-52924-4 .
- Холлистер, Джон Норман (1953). Шииты Индии . Лузак. ISBN 978-8170691068 .
- Лиман, Оливер, изд. (2015). «Ихван аш-Сафа». Биографическая энциклопедия исламской философии . Издательство Блумсбери. ISBN 9781472569455 .
- Макарем, Сами Насиб (1969). Скрытые имамы исмаилитов . аль-Абхат.
- Джива, Шаинул (2018). Фатимиды. 1. Возвышение мусульманской империи . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-1-78453-935-1 .
- Дафтари, Фархад (1998). Краткая история исмаилитов . Издательство Эдинбургского университета . ISBN 978-0-7486-0687-0 .
- Наср, Сейед Хосейн (1966). Идеалы и реалии ислама . Прегер .
- Рахим, Хабибе (2004). «Таки Мухаммад». В Jestice, Филлис Г. (ред.). Святые люди мира: Межкультурная энциклопедия . Академик Блумсбери . ISBN 978-1-57607-355-1 .
- Маделунг, Уилферд ; Хальм, Хайнц (2016). «Хамдан Кармат» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_30252 . ISSN 1873-9830 .