Династия Лоди Мултана
Династия Лоди | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
970–1010 гг. | |||||||||
Капитал | Мултан | ||||||||
Религия | исмаилиты | ||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
Амир | |||||||||
• 970-е-? | Хамид Лоди | ||||||||
• ?-1010 | Фатех Дауд | ||||||||
История | |||||||||
• Учредил | 970-е годы | ||||||||
• Упразднено | 1010 | ||||||||
|
Династия Лоди была последней династией, правившей эмиратом Мултан из своей столицы Мултан в 10 веке.
История
[ редактировать ]Происхождение Хамида Лоди оспаривается. По мнению некоторых ученых, Хамид Лоди предположительно был потомком Сама (или Усамы) Лави, который был сыном Галиба Лави. [1] [2] Другие источники утверждают, что он был из Лоди племени пуштунского . [3] [4] [5] По мнению Сэмюэля Миклоша Штерна , сама династия Лоди могла быть сфабрикована, поскольку ее упоминания начинают появляться только у более поздних историков, таких как Фиришта. [6] Худуд аль-Алам упоминает, что правителем был курайшит. [7] Ибн Хаукал , посетивший Мултан в 367 году хиджры, также упоминает, что правители были потомками Сама бин Лой бин Галиба. [8]
Бану Лави пришел к власти после того, как Джалам ибн Шаям, предыдущий исмаилитский даи, сверг Бану Мунаббих , которые ранее правили эмиратом Мултан, в 959 году. После его смерти Хамид Лави стал эмиром Мултана. По словам Фиришты, Сабуктигин начал совершать набеги на Мултан и Ламган за рабами во время правления Алп-Тегина в Газни . Это привело к созданию союза между Джаяпалой , королём индуистских шахи Кабула Хамидом Лави и королём Бхатии. Он заявляет, что Джаяпала уступил Ламган и Мултан Хамиду в обмен на союз. [9]
Став амиром в Газни в 977 году нашей эры, Сабуктигин заключил договор о невраждебности с Хамидом Лоди, который, по словам Фиришты, согласился признать его своим сюзереном. Мишра заявляет, что подчинение Хамида маловероятно, хотя Сабуктигину, вероятно, удалось расторгнуть свой союз с индуистскими королями посредством дипломатии. [10] Хамид мог взять на себя управление самим городом Мултан после смерти Джалама ибн Шабана, Фатимидов даи , который получил контроль над городом после победы над Бану Мунаббих и мог умереть где-то после 985 года нашей эры. [11]
Однако внук и преемник Хамида, Фатех Дауд , отказался от своей верности Газневидам после того, как увидел, как сын и преемник Сабуктигина Махмуд победил Джаяпалу в 1001 году нашей эры и короля Бхатии в 1004 году нашей эры. Он заключил оборонительный союз с Анандапалой, сыном и преемником Джаяпалы. Махмуд выступил против Мултана в 1006 году нашей эры из-за его исмаилитского элемента, и Дауд повернулся против него. Анандапала попытался заблокировать его продвижение, но потерпел поражение. Махмуд неделю осаждал Мултан и заставил Дауда отказаться от своих исмаилитских взглядов, получив при этом дань в размере 20 000 дирхамов . Вскоре он отправился в Хорасан, чтобы отразить вторжение Илак-хана, и оставил Сукхпалу, псевдоним «Наваса Шах», губернатором недавно завоеванной территории. [12] [13] По другой версии, Дауд удалился со своим сокровищем в Серандип , а Махмуд после завоевания города оштрафовал его жителей на 20 000 дирхамов в качестве дани. [14]
В 1010 году нашей эры Дауд снова восстал против Махмуда, который двинулся на город во время своего восьмого вторжения в Индию. Дауд потерпел поражение и был заключен в тюрьму в форте Гурак, расположенном между Газни и Ламганом, на всю оставшуюся жизнь. [15] [16]
Сын и преемник Махмуда Масуд освободил сына Дауда аль-Асгара из тюрьмы после того, как его убедил Раджпал ибн Сумар , который принадлежал к дому Дауда и чья фракция исмаилитов отделилась от профатимидской фракции . сирийских друзов Лидер Баха ад-Дин аль-Муктана написал письмо ибн Сумару в 1034 году нашей эры, призывая его восстать против Газневидов и восстановить правление исмаилитов. аль-Ашгар тайно возглавил фракцию исмаилитов и восстал в 1041 году нашей эры после смерти Масуда. Его людям удалось захватить форт Мултан , но они были вынуждены покинуть город, когда новый султан Газневидов Маудуд направил против них свои войска. Форт был сдан жителями, согласившимися совершить хутбу от имени аббасидского халифа Аль-Кадира и Маудуда. [17]
Религия
[ редактировать ]Династия Лоди следовала исмаилизму считали еретическими , секте, которую ортодоксальные мусульмане-сунниты . Хамид Хан Лоди, возможно, принадлежал к более терпимой фракции исмаилитов, чем Джалам. [18] [19] Лоди были преданы Фатимидскому халифату и подверглись нападкам со стороны Махмуда Газни за свою веру. По словам Тариха Ямини из аль-Утби, Фатех Дауд согласился перейти в ортодоксальную суннитскую веру, но в конце концов отказался от нее. Махмуд после завоевания Мултана снова устроил резню его жителей-исмаилитов. Соборная мечеть, построенная Джаламом на месте Храма Солнца в Мултане, осталась заброшенной, а старая общинная мечеть, построенная Мухаммадом ибн Касимом, была вновь открыта для молитв. [20]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маклин, Деррил Н. (20 октября 2023 г.). Религия и общество в арабском Синде . БРИЛЛ. п. 533. ИСБН 978-90-04-66929-1 .
- ^ Сейфейдинович, Азимов, Мухаммед; Эдмунд, Босворт, Клиффорд; ЮНЕСКО (31 декабря 1998 г.). История цивилизаций Центральной Азии: эпоха достижений: с 750 г. н.э. до конца пятнадцатого века . Издательство ЮНЕСКО. п. 302-303. ISBN 978-92-3-103467-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Лодис» . справочные материалы . дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0584 . Проверено 22 мая 2024 г.
«Луди связаны с кланом афганского племени гильзай [см. гхалзай] и правили частями северной Индии в течение 77 лет. Афганцы пришли на равнины Инда из Роха [см.] еще в 934/711-12 годах с армия Мухаммеда б. Касима, завоевателя Синда, и объединившись в политическом союзе с индуистско-шахитскими [см.] правителями Лахора, и получив часть Ламгана [см. Ламганат] для поселения, построила форт в горах Пешавара для защиты. ¶ Панджаб от набегов Во время правления Алптигина в Газне, когда его главнокомандующий Себуктигин совершил набег на Ламган и Мултан, афганцы обратились за помощью к Радже Джайпалу, который назначил своего вождя, шейха Хамида Лоди, наместником вилаятов Ламган и Мултан. Шейх Хамид назначил своих людей губернаторами этих округов, и тем самым афганцы приобрели политическое значение; их поселения простирались на юг от Ламгана до Мултана, включая районы Банну и Дера Исмаил Хана. Позже поселилась семья из племени Лоди. в Мултане, которым в 396/1005 году правил Абу аль-Фатх Дауд, внук шейха Хамида.
- ^ Лал, Кишори Саран (1969). Исследования по истории Азии: материалы Азиатского исторического конгресса, 1961 . [Опубликовано для] Индийского совета по культурным связям [издательством Asia Publishing House]. ISBN 978-0-210-22748-0 .
- ^ Ахмад, Зульфикар (1988). Заметки о Пенджабе и Индии Великих Моголов: отрывки из журнала Исторического общества Пенджаба . Публикации Санг-э-Мил. п. 533.
- ^ Сэмюэл Миклош Штерн (октябрь 1949 г.). «Правление исмаилитов и пропаганда в Синде». Исламская культура . 23 . Совет исламской культуры: 303.
- ^ Сэмюэл Миклош Штерн (октябрь 1949 г.). «Правление исмаилитов и пропаганда в Синде». Исламская культура . 23 . Совет исламской культуры: 303.
- ^ Сайед Сулейман Надви (1964). Индо-арабские отношения: английский перевод арабского слова О'Хинд Ке Таллугат . Институт индо-ближневосточных культурных исследований. стр. 167–168.
- ^ Йогендра Мишра (1972). Индуистские сахи Афганистана и Пенджаба, 865-1026 гг. н.э.: этап исламского продвижения в Индию . Вайшали Бхаван. стр. 100–101.
- ^ Йогендра Мишра (1972). Индуистские сахи Афганистана и Пенджаба, 865-1026 гг. н.э.: этап исламского продвижения в Индию . Вайшали Бхаван. стр. 102–103.
- ^ Н.А. Белудж; А.К. Рафики (1998). «Регионы Синд, Белуджистан, Мултан и Кашмир» . История цивилизаций Центральной Азии, Том 4 . ЮНЕСКО. п. 297. ИСБН 9789231034671 .
- ^ Йогендра Мишра (1972). Индуистские сахи Афганистана и Пенджаба, 865-1026 гг. н.э.: этап исламского продвижения в Индию . Вайшали Бхаван. стр. 132–135.
- ^ Халик Ахмед Низами (2002). Религия и политика в Индии в тринадцатом веке . Издательство Оксфордского университета. п. 307.
- ^ Нилима Сен Гупта (1984). Культурная история Каписа и Гандхара . Сандип Пракашан. п. 50.
- ^ М. А. Касем (1958). Мусульманское правление в Индии: от вторжения Мухаммада бин Касима до битвы при Плесси, 712–1757 гг . ЗА Касем. п. 42.
- ^ Фауджа Сингх, изд. (1958). История Пенджаба: 1000–1526 гг . н.э. Департамент исторических исследований Пенджаба, Пенджабский университет. стр. 66, 75.
- ^ Н.А. Белудж; А.К. Рафики (1998). «Регионы Синд, Белуджистан, Мултан и Кашмир» . История цивилизаций Центральной Азии, Том 4 . ЮНЕСКО. стр. 298–299. ISBN 9789231034671 .
- ^ Н.А. Белудж; А.К. Рафики (1998). «Регионы Синд, Белуджистан, Мултан и Кашмир» . История цивилизаций Центральной Азии, Том 4 . ЮНЕСКО. п. 298. ИСБН 9789231034671 .
- ^ Н. А. Белудж (1995). Земли Пакистана: перспективы, исторические и культурные . Фонд Эль-Машрики. п. 60.
- ^ Андре Винк (1991). Аль-Хинд, Создание индо-исламского мира, Том I: Раннесредневековая Индия и распространение ислама, 7-11 века . Брилл. п. 217. ИСБН 9789004092495 .