Эмират Мултан
Эмират Мултан | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
855–1010 | |||||||||
Чеканка эмира Мунаббиха I, расцвет 912-3 гг. н.э. Аверс : Шри ади/вараха («Господь Ади Вараха », аватар Вишну ) в Брахми в две строки. [1] Реверс : Три дробинки; Лиллах Мунаббих на арабском языке ниже. [2] | |||||||||
![]() Карта эмирата Мултан около 900 г. н.э. | |||||||||
Капитал | Мултан | ||||||||
Религия | ислам | ||||||||
Правительство | Эмират | ||||||||
История | |||||||||
• Мунаббих I пришел к власти при Аббасидском халифате | 855 | ||||||||
861 | |||||||||
• Бану Лави свергла Бану Мунаббих. | 959 | ||||||||
• Эмират Мултан прекращает свое существование | 1010 | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Пенджаб, Пакистан |
Эмират Мултан (855–1010 гг.) — средневековый мусульманский эмират в Пенджабе, центр которого располагался вокруг города Мултан , современной части Пенджаба, Пакистан . Первоначально им управляло племя Бану Мунаббих . В 959 году н. э. исмаилиты карматы- под предводительством Бану Лави получили контроль над Эмиратом, а в 1010 году он был завоеван Империей Газневидов . [3]
Расположение
[ редактировать ]Эмират Мултан стал независимым после распада халифата Аббасидов . В основном расположенный в Южном Пенджабе, он граничил с Королевством Хинду-Шахи на севере в Пенджабе и с Эмиратом Хаббаридов на юге в Синде .
История
[ редактировать ]Мултан вместе с Синдом перешел под власть мусульман в результате завоевания халифата Омейядов под командованием генерала Мухаммада бин Касима . В течение середины девятого века власть Аббасидов в Синде постепенно ослабевала. Поскольку власть центрального правительства над Синдом снизилась, регион пережил период децентрализации. [4] Мултан также стал столицей независимого эмирата под властью арабского племени Бану Мунаббих.
Бану Пророк (855–959 гг. Н.э.)
[ редактировать ]К середине 800-х годов Бану Мунаббих (также известный как Бану Сама ), заявлявший о своем происхождении от Пророка Мухаммеда , племени курайшитов пришел к власти в Мултане и основал Эмират, который правил в течение следующего столетия. [5] В начале 10 века Ибн Руста первым сообщил о прочно утвердившемся эмирате в Мултане. сообщил, что Мухаммед III, полное имя которого было Мухаммад бин аль-Касим бин Мунаббих, Аль-Бируни был первым из правителей Бану Мунаббих (Самид) Мултана - он завоевал Мултан и выпустил серебряные даммы с его индуистским эпитетом «Михирадева». («Бог Солнца») на реверсе. [5]
В эту эпоху Храм Солнца в Мултане отметил, что арабский географ X века Аль-Мукаддаси располагался в самой густонаселенной части города. [6] Было отмечено, что индуистский храм приносил мусульманским правителям большие налоговые поступления. [7] по некоторым данным, до 30% доходов государства. [8] В это время арабское прозвище города было Фарадж Байт ад-Захаб («Пограничный золотой дом»), что отражало важность храма для экономики города. [8]

Междуцарствие Джалама бин Шайбана (959–985 гг. н. э.)
[ редактировать ]К середине X века Мултан попал под влияние карматов . Карматы были изгнаны из Египта и Ирака после своего поражения там от рук Аббасидов . Они вырвали контроль над городом у проаббасидского эмирата Бану Мунаббих. [9] и присягнул на верность Фатимидскому халифату, базирующемуся в Каире, а не Аббасидскому халифату в Багдаде . [10] [11] [12]
Джалам бин Шайбан , даи -прозелит , которого отправил в этот регион фатимидский халиф Имам аль-Муиз , [13] города был отправлен на замену предыдущего даи , обвиненного в пропаганде синкретической версии ислама, включающей индуистские обряды. [8] – хотя его замена, вероятно, была результатом доктринальных разногласий относительно преемственности в исмаилитском имамате . [6] [12] Это было в конце его правления. [а] , что Храм Солнца в Мултане был разрушен (вместе с другой давно существовавшей суннитской мечетью Джама) и на этом месте была построена новая мечеть. [8]
Лоди/Лави (985–1010 гг. н. э.)
[ редактировать ]Династия Лоди/Лави была основана шейхом Хамидом , происхождение Хамида оспаривается. По мнению некоторых ученых, Хамид предположительно был потомком Сама (или Усамы) Лави, сына Галиба Лави. [14] [15] Другие источники утверждают, что он был из Лоди племени пуштунского . [16] [17] [18] Аль-Масуди , посетивший Мултан после 912 года нашей эры, утверждает, что правитель Абу Лахаб аль-Мунабба бин Асад аль-Карши происходил из клана Усамы или Сама бин Луайя бин Галиба. [19] [20] Худуд аль-Алам упоминает, что правителем был курайшит. [21] Ибн Хаукал , посетивший Мултан в 367 году хиджры, также упоминает, что правители были потомками Сама бин Лой бин Галиба. [22] По мнению Сэмюэля Миклоша Штерна , сама династия Лоди могла быть сфабрикована, поскольку ее упоминания начинают появляться только у более поздних историков, таких как Фиришта. [21]
Шейх Хамид Лоди/Лави (985–997)
[ редактировать ]Во время правления шейха Хамида газневидский амир Сабуктагин вторгся в Мултан в 381/991 году в его эпоху, но позже заключил перемирие с Хамидом Лоди, поскольку исмаилитский Мултан служил буферным государством между растущей турецкой державой Газна и старые индуистские правители — императорские Пратихары Канауджа .
Фатех Дауд (997–1010)
[ редактировать ]Абул Фатех Дауд был внуком и преемником Хамида Лоди. [25] Во время его правления Мултан подвергся нападению со стороны Газневидов , что дестабилизировало государство исмаилитов. Махмуд из Газны вторгся в Мултан в 1005 году, проведя серию кампаний, в ходе которых некоторые исмаилиты были убиты, а большинство позже обратилось в суннитский ханафитский фикх . [26] Город был сдан, и Абдул Фатех Дауду было разрешено сохранить контроль над городом при условии, что он будет придерживаться суннитской интерпретации ислама. [27] Махмуд назначил новообращенного индуиста Наваса Хана управлять регионом в отсутствие Махмуда. Получив власть, Ниваса Хан отказался от ислама и попытался обеспечить контроль над регионом в сговоре с Абдул Фатех Даудом. [27] Затем Махмуд Газни возглавил еще одну экспедицию в Мултан в 1007 году нашей эры против Ниваса-хана, который затем был схвачен и вынужден отдать свое личное состояние Газни. [27]
Фатех Дауд был затем свергнут Махмудом Газни . [28] во время завоевания Мултана. [29] Он сбежал в форт, где замуровался, и в конце концов был помилован Махмудом Газни с обещанием уплаты выкупа. [30] Абул Фатх Дауд предложил ежегодную дань в размере 200 000 золотых дирхамов и переход от шиитского исмаилитского фикха к суннитскому ханафитскому фикху . Условия были приняты, и султан Махмуд Газневи также силой взыскал с населения Мултана два миллиона дирхамов. После смерти Фатеха Дауда эмират был упразднен и присоединен к империи Газневидов. [31]
Культура и общество
[ редактировать ]
Экономика Мултана в тот период казалась довольно динамичной. Арабский историк X века Аль-Масуди среднеазиатские караваны из исламского Хорасана . отмечал Мултан как город, где собирались [10] Персидский географ X века Эстахри отмечал, что город Мултан был примерно вдвое меньше Мансуры Синда , но имел большее население, которое вместе с Мултаном было единственными двумя арабскими княжествами в Южной Азии.
на арабском языке . В обоих городах говорили [8] хотя Эстахри сообщил, что жители Мултана также говорили на персидском языке , [10] что отражает важность торговли с Хорасаном. Полиглоссия сделала купцов Мултани культурно подходящими для торговли с исламским миром. [10] X века Худуд аль-Алам отмечает, что правители Мултана также контролировали Лахор . [10] хотя тогда этот город был потерян для Империи индуистских шахов . [10] В 10 веке правители Мултана проживали в лагере за пределами города под названием Джандравар и раз в неделю въезжали в Мултан на спине слона для пятничных молитв . [32]
Во время правления Джалама бин Шайбана Мултан продолжал оставаться процветающим городом, о чем свидетельствует известный географ и путешественник Аль-Мукадасси в 985 году;
«Жители Мултана — шииты… В Мултане хутба читается от имени Фатимидского халифа Египта, и это место управляется по его приказу. Отсюда в Египет регулярно отправляются подарки».
Мултан меньше Мансуры по размеру. но имеет большое население. Фруктов не так много... но они продаются дешевле... Как и в Сирафе, в Мултане есть деревянные дома. Здесь нет дурного поведения и пьянства, а осужденных за эти преступления наказывают смертной казнью или каким-либо суровым приговором. Бизнес честный и честный. О путешественниках заботятся хорошо. . Большинство жителей – арабы. Они живут у реки. Это место изобилует растительностью и богатством. Здесь процветает торговля. Хорошие манеры и хорошая жизнь заметны повсюду. Правительство справедливое. Женщины города одеты скромно, без макияжа и почти ни с кем не разговаривают на улицах. Вода полезна для здоровья, а уровень жизни высок. Здесь счастье, благополучие и культура, персидский язык понимают. Прибыль бизнеса высокая. Люди здоровы, но город не чистый. Дома маленькие. Климат теплый и засушливый. Люди темноватого цвета. В Мултане монета чеканится в стиле египетской монеты Фатимидов, но обычно используются монеты Канхари. [33] [ нужна полная цитата ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Храм Солнца упоминается в хронике аль-Мукаддаси за 985 год. Мы не знаем дату смерти Шейбана, но его преемник Шейх Хамид заключил перемирие с Сабуктигином в 991 году. Таким образом, храм, должно быть, был снесен где-то между ними. .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ахмед, Билал; Тандон, Панкадж; Бхандаре, Шайлендра (2020). «ДВУЯЗЫЧНЫЕ МОНЕТЫ СУЛАЙМАНА: САМИД АМИР СРЕДНЕВЕКОВОГО МУЛТАНА» (PDF) . Журнал Восточного нумизматического общества . 239 :15.
- ^ «Британский музей» . Британский музей .
- ^ «Тарих-э-Пакистан (Васти Ахад)» . Яхья Амджад . Проверено 12 ноября 2023 г.
- ^ Белудж и Рафики, с. 294
- ^ Jump up to: а б Рафик, АК; Белудж, Н.А. РЕГИОНЫ СИНДА, БЕЛУЧИСТАНА, МУЛТАНА И КАШМИРА: ИСТОРИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА (PDF) . ЮНЕСКО. ISBN 978-92-3-103467-1 .
- ^ Jump up to: а б Маклин, Деррил Н. (1989). Религия и общество в арабском Синде . БРИЛЛ. ISBN 9789004085510 .
- ^ Сингх, Нагендра Кр (1997). Божественная проституция, Нагендра Кр Сингх . п. 44. ИСБН 9788170248217 .
- ^ Jump up to: а б с д и Наводнение, Финбарр Бэрри (2009). Объекты перевода: материальная культура и средневековая «индуистско-мусульманская» встреча . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691125947 .
- ^ Осими, Мухаммед (1992). История цивилизаций Центральной Азии (т. 4, часть-1) . Мотилал Банарсидасс, 1992. ISBN. 9788120815957 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хабиб, Ирфан (2011). Экономическая история средневековой Индии, 1200–1500 гг . Пирсон Образовательная Индия. ISBN 9788131727911 .
- ^ Глоссарий племен и каст Пенджаба и Северо-Запада..., Том 1. Автор Х.А. Роуз . Atlantic Publishers & Dist. 1997. с. 489. ИСБН 9788185297682 .
- ^ Jump up to: а б из: Мултан , 20 марта 2017 г.
- ^ Тадждин, Мумтаз Али . Энциклопедия исмаилизма . Проверено 12 марта 2017 г.
- ^ Маклин, Деррил Н. (20 октября 2023 г.). Религия и общество в арабском Синде . БРИЛЛ. п. 533. ИСБН 978-90-04-66929-1 .
- ^ Сейфейдинович, Азимов, Мухаммед; Эдмунд, Босворт, Клиффорд; ЮНЕСКО (31 декабря 1998 г.). История цивилизаций Центральной Азии: эпоха достижений: с 750 г. н.э. до конца пятнадцатого века . Издательство ЮНЕСКО. п. 302-303. ISBN 978-92-3-103467-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Лодис» . справочные материалы . Проверено 22 мая 2024 г.
«Луди связаны с кланом афганского племени гильзай [см. гхалзай] и правили частями северной Индии в течение 77 лет. Афганцы пришли на равнины Инда из Роха [см.] еще в 934/711-12 годах с армия Мухаммеда б. Касима, завоевателя Синда, и объединившись в политическом союзе с индуистско-шахитскими [см.] правителями Лахора, и получив часть Ламгана [см. Ламганат] для поселения, построила форт в горах Пешавара для защиты. ¶ Панджаб от набегов Во время правления Алптигина в Газне, когда его главнокомандующий Себуктигин совершил набег на Ламган и Мултан, афганцы обратились за помощью к Радже Джайпалу, который назначил своего вождя, шейха Хамида Лоди, наместником вилаятов Ламган и Мултан. Шейх Хамид назначил своих людей губернаторами этих округов, и тем самым афганцы приобрели политическое значение; их поселения простирались на юг от Ламгана до Мултана, включая районы Банну и Дера Исмаил Хана. Позже поселилась семья из племени Лоди. в Мултане, которым в 396/1005 году правил Абу аль-Фатх Дауд, внук шейха Хамида.
- ^ Лал, Кишори Саран (1969). Исследования по истории Азии: материалы Азиатского исторического конгресса, 1961 . [Опубликовано для] Индийского совета по культурным связям [издательством Asia Publishing House]. ISBN 978-0-210-22748-0 .
- ^ Ахмад, Зульфикар (1988). Заметки о Пенджабе и Индии Великих Моголов: отрывки из журнала Исторического общества Пенджаба . Публикации Санг-э-Мил. п. 533.
- ^ Ахмад Наби Хан (1974). «Мултан во время правления арабов и исмаилитов». У Ахмада Хасана Дани ; Вахид-уз-Заман (ред.). Материалы Первого конгресса истории и культуры Пакистана, состоявшегося в Исламабадском университете в апреле 1973 г.: адреса, протоколы и документы . Университет Исламабада Пресс. стр. 280–282.
- ^ Финбар Барри Флуд (27 апреля 2011 г.). «Конфликт и космополитизм в «арабском» Синде» . У Ребекки М. Браун; Дебора С. Хаттон (ред.). Спутник азиатского искусства и архитектуры . Уайли. п. 387. ИСБН 978-1-4443-9632-4 . Проверено 23 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Сэмюэл Миклош Штерн (октябрь 1949 г.). «Правление исмаилитов и пропаганда в Синде». Исламская культура . 23 . Совет исламской культуры: 303.
- ^ Сайед Сулейман Надви (1964). Индо-арабские отношения: английский перевод арабского слова О'Хинд Ке Таллугат . Институт индо-ближневосточных культурных исследований. п. 167-168.
- ^ Чандра, Сатиш (2004). Средневековая Индия: От султаната до Великих Моголов-Делийского султаната (1206-1526) - Часть первая . Публикации Хар-Ананда. стр. 19–20. ISBN 978-81-241-1064-5 .
- ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 32, 146. ISBN 0226742210 .
- ^ Джона Бланк. Муллы на мэйнфрейме: ислам и современность среди Дауди Борас . Издательство Чикагского университета, 2001, стр. 37.
- ^ Вирани, Шафик Н. Исмаилиты в средние века: история выживания, поиск спасения (Нью-Йорк: Oxford University Press), стр. 100.
- ^ Jump up to: а б с Мехта, Джасвант Лал (1980). Расширенное исследование истории средневековой Индии, Том 1 . Sterling Publishers Pvt Ltd. ISBN 9788120706170 .
- ^ Мансур Ахмад Ханифи. Краткая история мусульманского правления в Индо-Пакистане . Идеальная библиотека, 1964 г., стр. 21.
- ^ Фархад Дафтари. Исмаилиты в средневековых мусульманских обществах . Институт исмаилитских исследований, IB Taurius and Company. Страница 68
- ^ Самина Рахман. Домогольская Индия . Страница 61
- ^ Махар Абдул Хак Сумра. Историческое исследование династии Сумра в Синде и Пенджабе с 11 по середину 14 века . Beacon Books
- ^ Андре Винк, Аль-Хинд: Создание индо-исламского мира , Том. 2, 244.
- ^ Государство исмаилитов в Мултане (онлайн), 2021 г.