Индуистские шахи
Индуистские шахи | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ок. 843 г. – 1026 г. н.э. | |||||||||||
Капитал |
| ||||||||||
Религия | Шайва- индуизм | ||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||
Махараджадхираджа | |||||||||||
• ок. 843 г. н. э. | Вызов | ||||||||||
• ок. 850 г. н. э. | Саманта | ||||||||||
• ок. 880 г. н.э. | Лаллия | ||||||||||
• ок. 903 г. н. э. | Торамана | ||||||||||
• ок. 921 г. н. э. | Бхимадева | ||||||||||
• 964– 1001 | Джаяпала | ||||||||||
• ок. 1002 г. н. э. | Анандапала | ||||||||||
• ок. 1010 г. н. э. | Трилоканапала | ||||||||||
• ок. 1021 г. н.э. | Бхимапала | ||||||||||
Историческая эпоха | Раннее Средневековье | ||||||||||
• Учредил | т. 843 г. н.э. | ||||||||||
• Упразднено | 1026 г. н. э. | ||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть | Афганистан Пакистан Индия |
Индуистские шахи, также называемые Уди-шахи, были династией, основанной между 843 и 1026 годами нашей эры. Они пережили несколько волн завоеваний на протяжении почти двух столетий, и их основная территория, как было описано, включала регионы Восточного Афганистана и Гандхары , охватывая территорию до реки Сатледж в современном Пенджабе и расширяясь до долины Кангра . Империя была основана Калларом в ок. 843 г. н. э. после свержения Лагатурмана, последнего тюрк-шахов короля .
История индуистских шахов начинается в 843 году нашей эры, когда Каллар свергнул последнего правителя тюркских шахов Лагатурмана. Саманта сменил его, и именно во время его правления область Кабула была потеряна для персидской империи Саффаридов . [2] Вскоре после этого Лаллия сменила Саманту и вновь завоевала Кабул, одновременно подчинив себе регион Забулистан . [3] [4] Он также примечателен тем, что вступил в конфликт с Самкараварманом из династии Утпала , что привело к его победе и смерти последнего в Хазаре . [5] Бхимадева, следующий известный правитель, сыграл наиболее важную роль в победе над империей Саманидов в Газни и Кабуле в ответ на их завоевания. [6] Затем Джаяпала получил контроль и вступил в конфликт с недавно сформированной Империей Газневидов , однако в конечном итоге потерпел поражение. Во время его правления и правления его сына и преемника Анандапалы было завоевано королевство Лахор . Все последующие правители-шахи сопротивлялись Газневидам, но в конечном итоге потерпели неудачу, что привело к падению империи в 1026 году нашей эры.
Источники
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]Никакой литературы от дворов индуистских шахи не сохранилось. В отличие от случая с тюркскими шахами, из хроник соседних держав — Кашмира и Газневи можно получить лишь разрозненные сведения . [7] [а] Калханы (1148–1149). «Раджатарангини» Из первых источников единственным сохранившимся источником является [7] Из последних у нас есть Тарих аль-Хинд Аль-Бируни (ок. 1030 г.), Тарих-и Байхаки Абу'л-Фадла Байхаки (ок. конец 11 века), [б] Зайн аль-Ахбар Абу Саида Гардези и Китаб-и Ямини аль-Утби (ок. 1020 г.). [7] [9] [8]
Монеты
[ редактировать ]Индуистские шахи выпустили серебряные монеты, которые получили широкое распространение в соседнем Синде. [11] в северо-восточную Европу. [12] Впервые их «открыл» Джеймс Тод , британский востоковед, в 1822 году. [13] Монеты со временем постепенно обесцениваются, с регулярным уменьшением содержания серебра, что позволяет определить последовательность чеканки. [14] В ранних выпусках не упоминаются личные имена, а только общие названия, поэтому они не совпадают с именами, найденными в литературе. [15] Характерный мотив всадника на реверсе и быка на аверсе восходит к индо-скифскому правителю Азесу I.
Надписи и археология
[ редактировать ]А.Р. Рахман из Университета Каид-и-Азам и Ахмад Хасан Дани провели элементарные полевые исследования в конце 1960-х годов. [7] После этого Итальянская археологическая миссия в Пакистане (IAMP) тщательно обследовала регионы в Свате и его окрестностях . [7] В 1996 году Хан и Мейстер получили лицензию Департамента археологии на «комплексное исследование памятников индуистско-шахи»; раскопки в Кафир-коте и полевые исследования Соляного хребта проводились при помощи Пенсильванского университета и Американского института пакистанских исследований. [16]
Надписи остаются скудными. [17] Чаще всего их можно найти в Удабханде , они либо отмечают ввод в эксплуатацию храмов, либо прикрепляются к основаниям идолов-пьедесталов. [17] Из первого типа - Мир Али надпись , надпись Девал , надпись Деваи, надпись Ратнаманджари, надпись Века, надпись на камне Хунд, надпись Камешваридеви, надпись Барикот и надпись Ишвара - большинство из них в разной степени изуродованы из-за их использования в качестве точильных камней в средневековье. раз и расшифровываются только по частям. [17] [18] Последний вид относительно распространен, но содержит лишь фрагменты мелочей. [17] Язык исключительно шарда . [19] [с] Во всех них упоминается самват , нулевой год которого, согласно двуязычной надписи Заламкота, соответствует 822 году нашей эры; Предполагалось, что оно было инициировано Калларом во время его коронации, как это обычно имело место для большинства индуистских династий средневековой Индии. [20] [21] Гранты на медные земли и т. д. еще не задокументированы. [17]
Происхождение
[ редактировать ]Арабский историк X века Масуди упомянул, что в его время всех царей Гандхары называли « (который читался по-разному: Хаджадж , Дж.хадж или Чхач ), Эллиот транслитерировал этот персонаж как «Хахадж», а Каннингем приравнял его к племени/клану Джанджуа , которые считались потомками Журанского каганата . [23] Рахман сомневается в этой теории и вместо этого транслитерирует «Дж.хадж», арабизированную форму Чхачха , в то время как сама территория Гандхары называлась «страной Рахбута » ( раджпутов ). [24] так даже сегодня называется регион вокруг столицы индуистских шахи Хунд . [23] В X веке этот регион был оккупирован племенем гахаров и хохаров , значительную часть армии индуистских шахов составлявших, по мнению персидского историка Фиришты, . [23]
Аль-Бируни , современник, утверждал, что шахи были браминами . [25] Однако это противоречит заявлению Масуди, а также Калхане, чьи современники-кшатрии делали ставку на происхождение от индуистских шахов. [25] Рахман предполагает, что либо их принадлежность к браминам была поздним слухом, распространенным для оправдания их первоначальной узурпации трона, либо они были падшими браминами, которые нарушили кастовые правила при исполнении королевских обязанностей. [26] По словам Андре Винка , все остальные источники называют шахов кшатриями . [27]
Рахман принял фольклор среди нынешних жителей Хунда о домусульманских королях региона, принадлежащих к племени Ходи, и предложил происхождение Оди для индуистских шахов, принадлежащих Уддияне , региону в Гандхаре . Он также указал на знаменитую надпись Сенварма в качестве доказательства и предложил Оди-Шахис или Уди-Шахис в качестве точного названия династии. [28] [29] [30] [д] Мейстер нашел аргументы Рахмана убедительными. [32]
История
[ редактировать ]Каллар: первый индуистский шахи
[ редактировать ]Учреждение
[ редактировать ]Аббасиды , во главе с халифом Аль-Мамуном в 815 году нашей эры разгромили кабульскую ветвь тюркских шахов вторгшуюся в Хорасан. [33] [34] После этого поражения тюркским шахам пришлось не только принять ислам, но и уступить ключевые города и регионы. [35] Судя по всему, вскоре последовала еще одна кампания против ветви Гандхара, в ходе которой Халифат дошел до реки Инд на востоке и нанес критическое поражение. [36] Огромная ежегодная дань должна была выплачиваться в обмен на права суверенитета над обеими территориями. [36] [и]
Тюрк-шахи оказались в тяжелом положении и в ок. В 843 году последний правитель Лагатурмана был свергнут одним из своих министров, вазиром -брамином по имени Каллар. [38] [39] Единственное описание событий исходит от Аль-Бируни: [ф] Недостойные манеры Лагатармана заставили его подданных подать многочисленные жалобы Каллару, который, случайно наткнувшись на сокровищницу, быстро покупал себе путь к власти. [8] Каллар заключил короля в тюрьму за коррупцию и стал исполняющим обязанности регента, прежде чем навсегда узурпировать трон. [41] была основана новая династия «индуистских шахи» Таким образом, в Гандхаре . [42] Никто, кроме Аль-Бируни, не упоминает Каллара; ничего не известно ни о его правлении, ни о территориальных размерах, ни даже о датах его правления. [43]
Историки, такие как историк Александр Каннингем, предполагают, что серия монет с названием на аверсе «Спалапати» («Полководец») была отчеканена Калларом. [8] Согласно ошибочному прочтению Эдвардом Клайвом Бэйли испорченных остатков бактрийской легенды как арабских цифр, он предположил, что еще одна серия монет с надписью «Саманта» («Феодатор») также была отчеканена Калларом. [44] Он утверждал, что серия «Спалапати» была отчеканена для обращения в персидских регионах его территории, а серия «Саманта» - для регионов, говорящих на санскрите . [44] и было высказано предположение, что Каллар, возможно, чувствовал неуверенность в легитимности своего правления, пока был жив заключенный в тюрьму правитель тюрк-шахов Лагатурман, и, следовательно, подтверждал свои претензии на лидерство такими косвенными титулами. [45]
Серия «Спалапати», возможно, также была отчеканена последними правителями тюрк-шахов, а не как «Пати Думи», который потерпел поражение от аббасидского халифа Аль-Мамуна , описывается Аль-Азраки и Аль-Бируни как «Испахбад». («Военачальник»), что эквивалентно титулу Спалапати. [46] Поэтому Рахман считает, что Каллар не инициировал никаких изменений в валютной системе последних тюркских шахов. [47] а серия Саманта была отчеканена последующими правителями индуистских шахи. [48] нумизмата и историка Майкла Альрама ; Эта точка зрения отражена в публикациях [49] однако некоторые ученые приписывают всю чеканку монет с быками и всадниками, включая серию Спалапати, индуистским шахам. [50]
Саманта
[ редактировать ]Аль-Бируни отмечает, что Саманта был преемником Каллара и, возможно, был его сыном, но их генеалогическое родство остается неописанным. [51] Как и в случае с Калларом, информация о его правлении или даже о его настоящем имени полностью отсутствует, и он, похоже, воспроизвел систему тюрк-шахи, не указывающую имени на своих монетах. [52] Прототипу серии Саманта следовали все будущие правители индуистских шахов и даже мусульманские Газневиды, пришедшие на смену индуистским шахам. [53]
Потеря Кабула
[ редактировать ]В 870 году н. э. Якуб ибн аль-Лайс , основатель недавно сформировавшейся династии Саффаридов, двинулся на Кабул . Согласно Тарих-и Систану , Саффариды вступили в конфликт с династией Зунбилов, базирующейся в современном Газни , и после победы над ними сын Зунбилов бежал в район, соответствующий Кабулу, что привело к вторжению Якуба. [2] Многочисленные источники подтверждают, что Якуб привозил идолов и слонов аббасидскому халифу Аль-Мутамиду из Кабула, однако неясно, относится ли это к городу или к кабульской долине , хотя, по словам Рехмана, последнее было наиболее вероятным. [54] В «Равжат ас-Сафах» говорится, что правитель Кабула был взят в плен, хотя неясно, был ли это Саманта. [55] Этот регион находился под контролем Саффаридов до 878 г. н. э., прежде чем его отбила Лаллия, преемница Саманты. [56]
Худараяка: губернатор Кабульской долины
[ редактировать ]Неизвестно, какие меры предпринял Якуб для управления Кабулом после своей победы и заключения тогдашнего правителя в тюрьму; у нас есть только Тарих-и Систан, отмечающий, что Кабул находился под властью неназванного губернатора Якуба еще в 878/879 году. [58] Предполагается, что этот губернатор был кровным родственником Саманты, который был благосклонно настроен к исламу и впоследствии принял титул Худараяка (Маленький король), что можно определить по серии монет. [59] [г] Как и в случае с предыдущими правителями, отсутствует информация, в том числе о его настоящем имени, ходе правления и дальнейшей судьбе. [60] Отсутствие его монет в Гандхаре или вокруг нее указывает на отсутствие у него контроля над регионом, который не соприкасался с экспедициями Якуба и, вероятно, принадлежал родственникам Саманты. [60]
Лаллия
[ редактировать ]Повторное завоевание Кабула и вторжение в Газну
[ редактировать ]Лаллия был первым шахи, отмеченным Калханой . Он изображен как великий правитель с огромной силой, сравнимой с теми стандартами, в которых короли других регионов искали убежища в его столице Удабханде , отличающейся от предыдущей столицы Кабула . [61] Якуб Неизвестно, чтобы аннексировал или вторгся в страну Гандхара , и Рехман предполагает, что она находилась под властью Лаллии. [62]
Известно, что Худрайака, саффаридский губернатор Кабула, закончил свое правление в 880 году нашей эры, однако неизвестно, что привело к его падению. Предполагается, что в этом была замешана Лаллия, поскольку, когда Кабул в следующий раз упоминается в 900 году нашей эры, описывается, что он снова стал территорией Шахи. [3] Амр ибн аль-Лайс сменил Якуба на посту Амра из династии Саффаридов в 879 году нашей эры. В « Тарих -и Систане» говорится, что «два индийских царя», реконструированные как Торамана и Асата, описанные как правители и сыновья Лаллии, воспользовались озабоченностью Амра аль-Лайта восстаниями в Хорасане и успешно вторглись в Газни в 900 г. н. э., победив Саффаридского губернатора по имени Фардагин, хотя Тарих не уточняет, был ли это регион Забулистана или город. [4]
Агрессия с династией Утпала
[ редактировать ]Калхана отмечает, что Лаллия была важным союзником гуджратского правителя Алакханы против махинаций династии Утпала , правитель которой Самкараварман вторгся в индуистских шахов ок. 902 г. н.э., однако Калхана далее утверждает, что «могучая слава Лаллии затмила царей севера». [63] Самкараварман был убит шальной стрелой в Хазаре , и ученые заявили о роли Лаллии в его смерти. [5] Год спустя его преемник Гопалаварман повторно вторгся на территорию Шахи, чтобы свергнуть мятежного Шахи, и назначил сына Лаллии Торамана новым именем «Камалука». [64] [час]
Rajat., v, 232-33: Будучи управляющим казначейством, он (Прабхакарадева, премьер-министр Гопалавармана - преемник Шанкаравармана) разграбил богатства влюбленной (царицы) и завоевал королевство Сахи в Удабханде. Он даровал царство мятежного Сахи Торамане, сыну Лилии, и дал ему (новое) имя Камалука.
— —Калхана
Камалука
[ редактировать ]О правлении правителя индуистских шахи Камалуки ничего определенного не известно, за исключением того, что ему наследовал его сын Бхимадева. Одновременно с его правлением Саффариды быстро уступили свою власть Саманидам . [65] и где-то после 913 г. н.э. вакуум власти привел к возвышению дружественной державы в провинции Газна, династии Лавиков , которая процветала до 962 г. н.э. и поддерживала брачные связи с индуистскими шахами. [66] Существуют различные необоснованные предположения относительно даты окончания правления Камалуки в диапазоне от 900 до 950 г. [67] [я]
Бхимадева
[ редактировать ]Упомянутый как «Бхима» в списке Аль-Бируни и отождествляемый с серией монет Шри Бхимадевы , Бхимадева был одним из наиболее опытных правителей индуистских шахов наряду с Лаллией. [68] Его приход к власти совпал с ростом соседних индуистских королевств, таких как Империя Пала . Согласно надписи на камне Кхаджурахо, долина Кангра находилась под властью царя шахи, которого предположительно звали Бхимадева, и предполагается, что город Бхиманагар в современной Кангре был назван в его честь. [69] В Раджатарангини говорится, что дочь Бхимы была замужем за королем Кашмира из династии Лохара , а его внучка, известная как Дидда , стала королевой и последней правительницей династии Утпала . [70]
Победа над империей Самманидов
[ редактировать ]В последние годы правления Бхимы в ок. В 962 году Алп-Тегин , мятежный турецкий вождь империи Саманидов , аннексировал регионы Забулистана и Кабула с целью ведения священной войны против династии Лавиков и индуистских шахов. Король Лавик бежал во владения Шахи в надежде получить подкрепление для завоевания утраченной территории и в ок. 963 Бхимадеве удалось захватить Газни . Эта победа выгравирована в надписи на плите Хунд, датированной ок. 989 г. н. э., во время правления последующего Шахи Джаяпалы. [6]
...К северу от Инда, который представляет собой массу полных достоинств здесь, на земле, есть (город) по имени Удабхандра , который ученые люди сделали своим домом, образуя общины, так же, как Меру (был сделан своим домом) дом) бессмертными (богами) и другими (сверхъестественными существами)...
...Там жил глава царей Бхима, обладающий ужасной доблестью (или доблестью, подобной доблести Бхимы , легендарного героя), который, победив войска своих врагов, защитил землю...
...Царем этой (страны) является (сейчас) Джаяпаладева, который благодаря своему телу, происхождению и рождению стал единственным героем, чья чистая слава, покинув небеса, достигла вечной обители Брахмана. ...- Отрывки из хундской надписи Джаяпалы (HSI), датированной 146 годом (968 г. н.э.). Перевод Абдура Рехмана. [71]
Смерть Бхимы хронологически приходится на период с 964 по 965 год нашей эры. Надпись на плите Хунда приписывает его кончину «сожжению себя из-за желания Шивы, а не из-за ужасного врага», что предполагает ритуальное самоубийство, а отсутствие каких-либо заметных политических неудач еще раз подтверждает вывод о том, что его смерть произошла при таких обстоятельствах. В 965 году н. э. Газни был отбит у династии Лавиков , преемником Абу Исхаком Алп-Тегина, после смерти Бхимы. [72]
Джаяпала
[ редактировать ]Все преемники Бхимадевы будут носить фамилию «Пала», а мусульманские источники дают смутные указания на спор о престолонаследии, что заставляет многих предполагать, что одна и та же семья больше не правит. [73] Рахман не согласен с тем, что существует достаточно доказательств в пользу такой гипотезы или вывода. [73]
Один Виджаяпаладева (год правления 942 или 963) получен из надписи Ратнаманджари, где он считается «верховным сувереном» или « Махараджадхираджей » . [18] Рахман предположил, что Виджаяпаладева должен был либо принадлежать к кабульской ветви, либо быть местным феодалом Шахи. [8] Хоу не согласен и вместо этого приравнивает Виджаяпаладеву к некоему Таккана Сахи, упомянутому Калханой как мятежник, которого должна была схватить королева Дидда . Кашмира [18] По мнению Хау, эта идентификация вписывается в повествование мусульманских источников; Джаяпала вознесся только после того, как эта угроза была нейтрализована. [18] [Дж]
Сопротивление Газневидам
[ редактировать ]Бильгетегин сменил Абу Исхака Ибрагима в случае его смерти в ноябре 966 года и правил около девяти лет, прежде чем был убит во время вторжения в Гардиз , последний бастион Лавиков. [74] Его преемника Пири описывали как пьяницу, чье репрессивное правление заставило жителей Газны потребовать возвращения Лавика. [74] Лавик организовал еще одну экспедицию с помощью «сына Кабуль-шаха» и встретил мусульманские силы в районе Чарха . [75] Оба выдохнули в войне, и мусульманские силы одержали подавляющую победу, несмотря на их численное превосходство. [76] Сабуктигин стал бесспорным лидером региона Газни, поскольку ему предстояло свергнуть Пири. [77] Кабул был потерян навсегда, и был заложен фундамент империи Газневидов . [77]
В 986–987 годах Джаяпала двинулся к Газни и встретился с . войсками Сабуктигина в Гузаке [78] [к] Война оставалась безрезультатной в течение нескольких дней, прежде чем ситуация повернулась против шахов: Джаяпала был вынужден предложить мирный договор. [80] [л] Махмуд , сын Сабуктигина и боевой командир, хотел нанести решающее поражение, но был вынужден уступить, когда Джаяпала пригрозил сжечь все ценности. [84] [м] Была согласована военная контрибуция в размере одного миллиона шахиских дирхамов и пятидесяти боевых слонов, а некоторые приграничные форты были переданы Газневидам. [84] Соответственно, Джайпала вернулся с командирами Газневидов, которые должны были взять на себя управление уступленными фортами, в то время как некоторые из его родственников и чиновников остались с Сабуктигином в качестве заложников. [84] Как только Джаяпала достиг своих территорий, он расторг договор и бросил командиров в тюрьму, надеясь заставить Сабуктигина обменять заложников. [84]
Сабуктигин отказался поверить, что договор был нарушен, но как только он был установлен вне всякого сомнения, он разграбил приграничный город Ламган : храмы были разрушены, а дома сожжены. [85] В ответ Джаяпала захватил войска неопознанных раджей. [н] и встретился с Газневидами возле Кинди (современный Кандибаг ?). [88] Газневиды неоднократно прорывали позиции противника, используя легкие атаки, а затем предприняли полномасштабную атаку, разгромив шахов, которым пришлось бежать за Инд, несмотря на их подавляющее численное превосходство. [89] Вся территория до Пешавара была потеряна, и Сабуктигин поставил своих сборщиков налогов; местные племена тоже были посвящены в руки Газневидов. [90] . рибат В честь победы в Кинди был заказан [91] Однако вскоре Пешавар и прилегающие регионы вернулись под контроль шахов, вероятно, во время долгой интерлюдии в конфликте Газневидов и шахов. [90] [the]
Примерно в 990–991 годах Махмуд был заключен в тюрьму своим отцом Сабуктигином по обвинению в разжигании восстания. [90] Джаяпала, вероятно, пытался использовать раскол в свою пользу, пообещав спасти Махмуда, выдать ему замуж свою дочь и, кроме того, выделить достаточно богатства и войск. [92] Махмуд не отреагировал положительно и, отметив, что Шахи был неверным, заявил о своей абсолютной преданности Сабуктигину и пообещал напасть на Джаяпалу после освобождения. [93]
Аннексия Лахора
[ редактировать ]Примерно в то же время Джаяпале бросил вызов Бхарат, раджа Лахора, который хотел вырвать контроль над Нанданой , Джайламом и Такешаром. [93] Анандапале, тогдашнему губернатору Пенджаба и сыну Джаяпалы, было приказано перехватить силы Бхарата, и в последовавшей битве Бхарат был заключен в тюрьму, а Лахор аннексирован; однако знать Лахора защищала своего старого короля, который был восстановлен в статусе феодала после уплаты дани. [94] Примерно через год сын Бхарата Чандрак сверг его на том основании, что он вел плохо продуманную кампанию против шахов, и стал новым феодалом. [95] По неясным причинам c. В 998–999 годах (через восемь лет после узурпации) Джаяпала объявил войну Лахору под предлогом защиты своего сюзерена Бхарата и отправил Анандапалу. [95] Чандрак попал в засаду и был похищен на поле битвы при Самутле, а Лахор был аннексирован шахами. [96] Рахман предполагает, что шахи пытались под любым предлогом компенсировать свои потери Газневидам. [95]
Смерть
[ редактировать ]В 998 году Махмуд взошел на трон Газневидов в Газни и начал аннексию. [97] Вскоре Махмуд обратил свой взор на шахов, якобы приняв решение каждый год вторгаться на их территории. [97] В последней битве в своей жизни Джаяпала встретился с Махмудом в битве при Пешаваре 27 сентября 1001 года; Считается, что один губернатор Шахи провинции Бардари по имени Адира Афган перешел на другую сторону и способствовал безопасному и быстрому проходу войск Махмуда через провинции Шахи. [98] Махмуд разглядел тактику Джаяпалы по затягиванию конфликта в надежде на получение подкрепления и немедленно объявил войну. [99] Вскоре шахи были в замешательстве, а Джаяпала и пятнадцать его родственников были взяты в плен. [99] Около миллиона шахи были взяты в рабство. [100] Военные трофеи приводили в трепет современных летописцев: одни только королевские ожерелья оценивались более чем в шесть миллионов шахиских дирхамов. [101] Махмуд продолжил свой рейд до Хунда , в то время как его войска преследовали бегущие войска и уничтожали очаги сопротивления. [100] В течение нескольких месяцев вся территория Шахи к западу от Инда подчинилась Махмуду. [100] [п]
В конце концов Джаяпала был освобожден, но мусульманские летописцы расходятся во мнениях относительно подробностей. [100] Унсури , придворный поэт Махмуда, отмечает, что его продали на невольничьем рынке; Минхадж ад-Дин и аль-Малик Исами добавляют цену в 80 дирхамов. [103] Другие, такие как аль-Ансаб, отмечают, что Махмуд отклонил его просьбу о помиловании, но позволил ему выйти на свободу вместо выплаты 2,5 миллионов дирхамов и 50 боевых слонов примерно в марте 1002 года, что Рахман считает более вероятным. [104] Джаяпала вернулся в Хунд и сжег себя в костре после отречения от престола в пользу Анандапалы. [105]
Анандапала
[ редактировать ]Анандапала взошел на престол около апреля 1002 года. [108] Его столица остается неизвестной, но, скорее всего, это был Нандан. [109] [д] Анандапала вступил в брачные отношения с Тунгой, премьер-министром Дидды , тогдашним правителем Кашмира, и имел по крайней мере двух сыновей. [110] Он пользовался значительной известностью как покровитель ученых, хотя тексты его двора не сохранились. [110]
Примерно в апреле 1006 года Махмуд попросил Анандапалу дать согласие на проход его войск через его территории, чтобы достичь Дауда , правителя Мултана. [111] Он отклонил просьбу и даже дошел до того, что разместил войска на берегах Инда, чтобы предотвратить переправу Махмуда. Разъяренный Махмуд развязал катастрофическую войну с шахами и вынудил Анандапалу бежать в Кашмир, прежде чем в конечном итоге завершил свою первоначальную цель - завоевание Мултана. [112] Все эти территории «Хинда» остались под управлением некоего Сукхапалы, неообращенного. [113]
Однако через пару лет Сукхапала отказался от ислама (около конца 1006 г.) и объявил восстание. [113] В этот момент Анандапала попытался освободить себе место, пообещав помочь Махмуду в сдерживании турецких восстаний на другом конце его империи; видимо, он не хотел, чтобы правитель, победивший его, был побежден другим. [114] [р] Неизвестно, было ли принято предложение Анандапалы, но Махмуд приостановил погоню за Илак-ханом и обратил свое внимание на шахов; Сукхапала оказал незначительное сопротивление, прежде чем бежать в Кашмур, откуда его схватили, оштрафовали и приговорили к смерти. [114] Вполне вероятно, что Анандапала стал следующим вассалом Газневидов. [8]
В декабре 1008 г. Махмуд организовал вторжение на индуистских шахов по неясным причинам. [115] Анандапала послал большую армию, замененную соседними войсками под командованием своего сына Трилочанапалы, который прибыл на равнины Чача , но не смог помешать войскам Махмуда переправиться через Инд. [115] Битва при Чаче закончилась поражением индуистских шахов. [116] Махмуд несколько месяцев преследовал беглецов, захватив Нагаркот, чтобы забрать свою военную добычу, и даже взял в заложники сына Анандапалы. [117] Губернаторы были назначены в завоеванных провинциях, и Махмуд вернулся в Газни. [8]
Это будет последний военный конфликт Анандапалы; в следующем году Анандапала отправил к Махмуду посольство. [118] Предложение мира было принято, и взамен индуистские шахи должны были принять статус данника, предоставить (ограниченную) военную поддержку, гарантировать проход войск и выплачивать ежегодную дань. [118] Махмуд послал своих агентов следить за соблюдением мирного договора, и через год нормальные торговые отношения возобновились. [118] Смерть Анандапалы не записана ни в одной хронике; однако можно установить, что это c. конец 1010 - начало 1011. [119] Судьба сына, доставленного обратно в Газни, остается неизвестной.
Трилочанапала и Бхимапала
[ редактировать ]Аль-Бируни считал, что Трилочанапала благосклонно относился к мусульманским подданным, в отличие от своего отца. [110] Трилочанапала не опозорил договор Анандапалы, но когда Махмуд пожелал двинуться к Танесару через территории индуистских шахи, он предложил пощадить город вместо заключенного мирного договора. [120] Махмуд отклонил просьбу и уволил Танесар, пройдя без происшествий через территории Шахи. [121] Однако, по тем или иным причинам, Трилочанапала вскоре прекратил платить ежегодную дань Махмуду и объявил войну. [121]
В ноябре 1013 года Махмуд двинулся в сторону Хинда, чтобы сдержать Трилочанапалу, но не смог преодолеть заснеженные перевалы. [122] Воспользовавшись этой задержкой, Трилочанапала поручил своему сыну Бхимапале организовать войска Шахи и отправился в Кашмир, где получил батальон от царя Санграмараджи из династии Лохара , которым командовал Тунга. [122] Столкновение произошло в середине следующего года. [8] Первоначально Бхимапала начал использовать местную топографию узкого горного перевала в свою пользу и начал яростные партизанские атаки на войска Махмуда - до такой степени, что Ус'би называл его «Бхима, Бесстрашный», пока он не стал уверенным в себе. своего численного превосходства и перешел к открытой войне; В результате хаоса, последовавшего за этой тактической ошибкой, шахи были разбиты, а Бхима был вынужден бежать. [123]
Крепость Нандана была разграблена из-за военных трофеев, и был назначен губернатор Газневидов, а Махмуд отправился на поиски Трилочанапалы. [124] Тем временем Трилочанпала вместе с кашмирскими войсками создал свою базу на берегу реки Пунч . [125] Первоначальный успех в борьбе с разведывательным отрядом Газневидов усилил гордость Тунги, и затем он предпринял катастрофический маневр, не посоветовавшись с опытными шахискими генералами, обеспечив еще одно сокрушительное поражение вместе с полной потерей территории к западу от Тауси. [125] Рахман отметил, что эта кампания стала смертельным ударом для индуистских шахов: «это был уже не вопрос о том, погибнут ли шахи, а вопрос о том, когда». [125]
С самого начала своего правления Трилочанапала решил расшириться на холмы Сивалик , чтобы компенсировать территории, потерянные в конфликтах его предшественников с Газневидами: это привело его к многочисленным конфликтам с Чандар Раем из Шарвы . [125] Но роковая встреча с Махмудом привела к тому, что Трилочанапале некуда было отступить, кроме сиваликов, и вынудила его заключить мирный договор, даже предложив своему сыну жениться на дочери Чандара. [126] Предложение было принято, но Бхима был заключен в тюрьму, когда пошел за невестой домой, а Чандар потребовал возмещения ущерба. [127] Это на время положило конец имперским амбициям Трилочанапалы в Нижних Гималаях, хотя отдельные конфликты продолжались. [127]
Когда Махмуд уволил Шарву, возвращаясь из своей кампании в Канаудже (ок. 1017 г.), Трилочанапала, как известно, нашел убежище у Парамары Бходжи . [128] Вскоре важные государства Доаба заключили договоры друг с другом и с индуистскими шахами, чтобы предотвратить будущие вторжения аналогичного масштаба. [129] Махмуд не одобрял эти союзы и вернулся в октябре 1019 года. [129] поручил людям Трилочанапалы Видьядхара из Чанделы не допустить переправы войск Махмуда через Рамгангу (где-то в районе Буландшахра ), и они заняли позиции на восточном берегу, но не смогли выполнить задачу. [129] Впоследствии Трилочанапала планировал отойти, вероятно, чтобы присоединиться к силам Видьядхары для главного противостояния, но быстрая атака войск Махмуда нанесла еще одно громкое поражение. [130] Буландшахр был уволен, а две его жены и дочери заключены в тюрьму. [130] Он пытался заключить мирный договор, но тщетно, что заставило его бежать в Видьядхару. [130] Неизвестно, добрался ли он до лагеря, но известно, что Видьядхара к тому времени покинул свои посты. [131]
В 1021 году [с] Трилочанапала, к тому времени, по всей вероятности, малозначащий правитель, был убит своими мятежными индуистскими войсками по неизвестным причинам. [131] Бхимапала, который, должно быть, сбежал от Раи где-то между ними, сменил его и продолжал править до 1026 года; ничего не известно о его правлении или территориях. [132]
Неудачный Ренессанс
[ редактировать ]«Адаб аль-харб» — руководство по государственному управлению, созданное во времена Илтутмиша и содержащее множество уникальных сведений о Газневидах — отмечает, что в 1040 году некий Сандбал, внук кабульского шаха, двинулся в сторону Лахора, стремясь использовать заключение Масуда I в тюрьму и, как следствие, политическая нестабильность в его пользу. [133] Армии встретились у Кадар Джура (вар. Калачур), и, несмотря на численное превосходство шахов, они потерпели поражение, поскольку их войска покинули битву в состоянии паники после того, как Сандбал был убит турецким лучником. [133] [134] Судя по всему, он был окружен сиваликами и мог быть наследником шахи — во многих современных мусульманских хрониках упоминается индуистский триумвират, который безуспешно напал на Газневидов примерно в то же время, но упоминаются только два имени: как мелких вождей сивалик, так и не Сэндбал. [133] Некоторые шахи мигрировали в Кашмир и заняли видные должности при своем дворе. [135]
Культура и архитектура
[ редактировать ]Культура
[ редактировать ]Шиваизм практиковался индуистскими шахами и, вероятно, также был преобладающей религией; Саура практиковалась некоторыми субъектами, а также буддизмом и исламом . [136] [137] [18] Кабул экспортировал хлопчатобумажную одежду и индиго. [138] Ибн Хавкал упоминает производство высококачественного хлопка и шерсти во время правления Шахи, когда был отмечен экспорт в Китай и Хорусан. Серебряная руда также выплавлялась в Андарабе , а добыча велась в Панджшерском районе. [139]
Отмечается также, что бактрийское письмо во времена индуистских шахов было прекращено и вместо него заменено письмом Шарада . Обычаи одежды были отмечены как одежда, состоящая из хлопчатобумажной верхней одежды, брюк и обуви, при этом мужчины брили волосы и бороды. [140] Золотая монета Бхимадевы описывает его как носящего Дхоти и Уттарию . [141]
Архитектура
[ редактировать ]Внутри крепостей строились новые храмы, а существующие подвергались капитальному ремонту или перепрофилированию. [142] Архитектурный стиль Гандхар- Нагара разработал различные формулировки при индуистских шахах. [142] Мейстер отмечает, что типичный храм индуистских шахи имеет две камеры на уровне земли, встроенные в башню, ведущую к минарету с амбулаторией наверху, куда можно попасть по лестнице. [143] Он датирует строительство восьми храмов индуистскими шахами, шесть из которых сфотографированы ниже. [144] Существовали также два храма из песчаника в Малоте и Шив-Ганге (10 век), которые представляли собой смесь архитектуры Шахи и Кашмира, что свидетельствует о культурных потоках между двумя государствами. [145]
Археология индуистских шахов остается непризнанной и плохо изученной. [147] Дани приписал индуистским шахам разрушенные форты в Пехуре , Камале и Бате, но без подробных обоснований. [148] Хунд остается главным археологическим памятником. [149] Фрагментарные свидетельства расположены по всей долине Пешавара. [150] Раскопки Рахмана и др. зафиксировали наличие буддийского монастыря в Барикоте , который был перепрофилирован в форт индуистских шахи.
Стипендия
[ редактировать ]Стипендия индуистских шахов [v] остаются скудными. [7]
Колониальные ученые — Джеймс Принсеп , Александр Каннингем , Генри Майерс Эллиот , Эдвард Томас и др. — публиковали публикации об индуистских шахах, прежде всего с нумизматической точки зрения. [152] Первый подробный том по этой теме появился в 1972 году Йогендрой Мишрой, профессором кафедры истории Университета Патны ; он тщательно исследовал Раджатарангини, но ему не хватало нумизматики и палеографии. [153] В следующем году Дина Бандху Панди — профессор истории искусств в индуистском университете Банарас — опубликовал свою докторскую диссертацию, но его работа с мусульманскими источниками, монетами и т. д. была полна ошибок, в первую очередь связанных с исключительной зависимостью от английских переводов арабских/персидских хроник. . [154] Обе эти работы в целом считаются устаревшими и неточными. [7]
В 1979 году Абдур Рехман получил докторскую степень в Австралийском национальном университете по «истории, археологии, чеканке монет и палеографии» тюркских шахов и индуистских шахов под руководством Артура Ллевеллина Башама . [7] [155] С тех пор он опубликовал множество публикаций на эту тему и считается авторитетом в этом вопросе. [7] [16] В 2010 году Майкл В. Мейстер, заведующий кафедрой истории искусств Университета Пенсильвании, опубликовал монографию о храмовой архитектуре Сахиса; он работал с Рахманом над многочисленными полевыми расследованиями. [16] В 2017 году Иджаз Хан получил докторскую степень в Школе древней истории и археологии Университета Лестера по теме «Археология поселений индуистских шахи в Северо-Западном Пакистане». [7]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Рехман предполагает, что приграничные государства отделились от Халифата во время прихода к власти индуистских шахов, и им было о чем беспокоиться.
- ^ У него была еще одна работа «Тарих-и-Ямини» , посвященная этой теме; оно потеряно. [8]
- ↑ Бактрийский курсив, похоже, впал в немилость индуистских шахов. [19]
- ^ Для получения более подробной информации о надписи (и Odi Kings) обратитесь к [31]
- ^ Дань составила 1 500 000 дирхамов и 2 000 рабов в год. [37]
- ^ Отрывок гласил:
Последним царем этой расы был Лагатарман [тюркских шахов], а его визирем был Каллар, брахман. Последнему повезло, поскольку он случайно нашел спрятанные сокровища, которые дали ему большое влияние и власть. В результате последний король этого тибетского дома, после того как он так долго удерживал царскую власть, постепенно упустил ее из своих рук. Кроме того, у Лагатармана были дурные манеры и худшее поведение, из-за чего люди сильно жаловались на него вазиру. Теперь вазир заковал его в цепи и заключил в тюрьму за коррупцию, но потом ему самому понравилось правление, его богатство позволило ему осуществить задуманное, и так он занял царский трон. После него правили цари-брахманы Саманд (Саманта), Камалу, Бхим (Бхима), Джайпал ( Джаяпала ), Анандапала , Тароджанапала ( Трилочанапала ). Последний был убит в 412 году хиджры (1021 год нашей эры), а его сын Бхимапала пять лет спустя (1026 год нашей эры). Эта династия индуистских Шахий ныне вымерла, и от всего дома больше не осталось ни малейшего остатка.
- Аль-Бируни , Тарих аль-Хинд («История Индии»). [40] - ^ В противном случае сам Якуб никогда бы не провозгласил себя такими скромными титулами, а более поздние индуистские шахи, восстановившие суверенитет, вообще не будут чеканить монету на арабском языке. [60] Кроме того, этот ряд соответствовал явно более низкому весовому стандарту арабского дирхема, введенному после денежной реформы Абд аль-Малика. [60]
- ↑ Судя по описанию Калханы, Гопалаварман, похоже, произвел смену режима, чтобы установить более послушного правителя.
- ↑ Некоторые высказывались за начало 900-х годов, пытаясь подтолкнуть Бхимадеву ближе к основанию династии, поскольку он чеканил монеты серии Саманта; Раман счел этот аргумент необоснованным, поскольку монеты серии Саманта были отчеканены Махмудом Газни еще в начале 11 века. [67]
- ↑ Рехман утверждал, что ученые, считающие Тхаккану преемником Бхимадевы, ошибаются.
- ^ В некоторых мусульманских историях название места также пишется как Багурак и Гурак. [79]
- ↑ Обстоятельства, которые привели к этому внезапному развитию событий, описаны Утби своеобразно: Сабуктегин намеренно загрязнил источник сверхъестественных сил, чтобы вызвать снежную бурю адских размеров, ослепившую людей Джаяпалы. [81] Историки-позитивисты поняли, что это относится к катастрофическому шторму. [82] Однако Али Анушахр считает, что рассказ о шторме отражает описание озера Фраздан (современный Гауд -и-Зира ), расположенного примерно в том же районе и с истоком океана Фраккард из Большого Бундахишна , и отмечает, что описание Утби озера Восточные границы были основаны на письмах, полученных Судом, поэтому он предполагает, что местные жители все еще верили в зороастрийский миф во время конфликта, и Сабуктегин использовал его для повышения своего авторитета перед своими подданными. [83]
- ↑ Аль-Утби отмечает, что Сабуктигин согласился на это предложение «из-за милосердия, которое он испытывал к тем, кто был его союзными лордами». Точный смысл неясен.
- ^ Современные мусульманские источники отмечают, что Джаяпала получил помощь от соседних индийских государств; Фиришта, написавший более 600 лет спустя, станет первым летописцем, запомнившим их имена: Дели, Аджмир, Калунджур и Канаудж. [86] Рахман сомневается в точности Фиришты, поскольку ни дошедшая до нас литература, ни сохранившиеся надписи этих государств не говорят о таком грандиозном политическом маневре. [87]
- ↑ Феришта упоминает, что Махмуд разместил гарнизон в Пешаваре; это должно было быть либо отозвано, либо исключено Джаяпалой. [90]
- ^ Вероятно, примерно в это же время командир Махмуда Арслан Джадиб построил в Заламкоте некий мавзолей (или гробницу) для павших, который в конечном итоге будет завершен в 1011 году. См. [102] о двуязычной надписи Заламкота.
- ^ Некоторые ученые предполагают, что это Лахор.
- ↑ Эта информация исходит от Аль-Бируни, человека, который описал Анандапалу как человека, питающего величайшую ненависть к исламу. [114]
- ^ Эта дата взята из Аль-Бируни. Ибн Аль-Асир говорит, что Трилочанапала погиб вскоре после своего поражения от рук Махмуда.
- ↑ Храм D — по обозначениям Мейзера — возле главных ворот на севере. В комплексе четыре храма.
- ^ Храм B, согласно обозначениям Мейзера. В комплексе восемь храмов.
- ^ Название происходит от Аль-Бируни. Этимологическое происхождение слова «Шахи» остается малоизученным; оно произошло либо от греческого, либо от персидского языка. Царский эпитет, впервые использованный правителями Кушаны. Фактическое название династии, то есть то, как они называли себя или свое государство, остается неизвестным. В целом, особенностью королевств на крайнем северо-западе Индии было то, что они обозначали себя в отношении своей географической принадлежности, а не семейной или религиозной принадлежности. [151]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 146, карта XIV.2(к). ISBN 0226742210 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Две последние династии шахов . 1976. стр. 96–101.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Две последние династии шахов . 1976. с. 110.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Две последние династии шахов . 1976. с. 110-111.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Две последние династии шахов . 1976. с. 113.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Две последние династии шахов . 1976. с. 128-130.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Хан 2017 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Рехман 1976 .
- ^ Рехман 1976 , с. 89.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Алчин 2019 , с. 458–459.
- ^ Наводнение 2018 , с. 38.
- ^ Наводнение 2018 , с. 25.
- ^ Рехман 1976 , с. 190.
- ^ МАКДОУОЛЛ 1968 .
- ^ Хан 2017 , с. 23.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Магистратура 2010 , с. 9.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Рехман 1976 , с. 218.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Хоу 2016 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 219.
- ^ Рехман 1976 , с. 241, 318.
- ^ Рахман 1998 , с. 473.
- ^ Рехман 1976 , с. 187 и пл. В. Б., «всадник изображен в головном уборе, напоминающем тюрбан, с небольшим шариком наверху».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рехман 1976 , стр. 48–50.
- ^ Рехман 1976 , с. 48.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 51.
- ^ Рехман 1976 , с. 52.
- ^ Подмигните, Андре (1991). Аль-Хинд: Создание индо-исламского мира . БРИЛЛ. п. 125. ИСБН 978-90-04-09249-5 .
- ^ Рахман, Абдул (2002). «Новый взгляд на хингалов, тюрков и индуистских сахов» (PDF) . Древний Пакистан . XV : 37–42.
- ^ Мейстер, Майкл В. (2005). «Проблема расширения платформы на Северном Кафиркоте» (PDF) . Древний Пакистан . XVI : 41–48.
- ^ Рахман 2002a , с. 41.
- ^ За 2003 год .
- ^ Мейстер, Майкл В. (2005). «Проблема расширения платформы на Северном Кафиркоте» (PDF) . Древний Пакистан . XVI : 41–48.
- ^ Рехман 1976 , с. 85.
- ^ Альрам, Майкл (1 февраля 2021 г.). «Нумизматическое наследие сасанидов на Востоке» в Сасанидском Иране в контексте поздней античности: серия лекций Бахари в Оксфордском университете . БРИЛЛ. стр. 20–21. ISBN 978-90-04-46066-9 .
- ^ Рехман 1976 , с. 85-86.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 86.
- ^ Рехман 1976 , с. 87.
- ^ Рехман 1976 , с. 87-88.
- ^ Куваяма, Шошин (1976). «Тюркские шахи и соответствующие брахманские скульптуры в Афганистане» . Восток и Запад . 26 (3/4). Istituto Italiano per l'Africa e l'Oriente : 405. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29756318 .
- ^ Куваяма, Шошин (1976). «Тюркские шахи и соответствующие брахманские скульптуры в Афганистане» . Восток и Запад . 26 (3/4): 403. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29756318 .
- ^ Рехман 1976 , с. 88.
- ^ Рехман 1976 , с. 91.
- ^ Рехман 1976 , с. 90, 93-94.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 186.
- ^ Рехман 1976 , с. 92.
- ^ Рехман 1976 , стр. 93, 175.
- ^ Рехман 1976 , с. 96.
- ^ Рехман 1976 , с. 93.
- ^ Пайман, Зафар; Альрам, Майкл (1 января 2010 г.). «Тепе Нарендж: Королевский монастырь на возвышенности Кабула, с комментариями к чеканке монет» . Журнал искусства и археологии Внутренней Азии . 5 : 33–58. дои : 10.1484/J.JIAAA.1.103268 . ISSN 1783-9025 .
- ^ Альрам, Майкл (1 февраля 2021 г.). «Нумизматическое наследие сасанидов на Востоке», в книге «Сасанидский Иран в контексте поздней античности: серия лекций Бахари в Оксфордском университете» . БРИЛЛ. п. 21, полное исследование, страницы 5–21. ISBN 978-90-04-46066-9 .
- ^ Рехман 1976 , с. 95.
- ^ Две последние династии шахов . 1976. с. 50.
- ^ Совет 2006 , с. 238.
- ^ Две последние династии шахов . 1976. стр. 102–102.
- ^ Две последние династии шахов . 1976.
- ^ Две последние династии шахов . 1976. с. 105.
- ^ Наводнение 2018 , с. 25-26.
- ^ Рехман 1976 , с. 105.
- ^ Рехман 1976 , с. 105-106.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Рехман 1976 , с. 106.
- ^ Две последние династии шахов . 1976. с. 107.
- ^ Две последние династии шахов . 1976. с. 110.
- ^ МИШРА, ЙОГЕНДРА (1972). Индуистские сахи Афганистана и Пенджаба . СМ СУШИЛА ДЭВИ. п. 34.
- ^ Рехман 1976 , с. 113-114, 117.
- ^ Рехман 1976 , с. 117.
- ^ Рехман 1976 , с. 118-119.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 120.
- ^ Рехман 1976 , с. 121.
- ^ Две последние династии шахов . 1976. с. 124.
- ^ Две последние династии шахов . 1976. с. 123-124.
- ^ Рехман 1978 .
- ^ Две последние династии шахов . 1976. с. 130.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 131-133.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 133.
- ^ Рехман 1976 , с. 133-134.
- ^ Рехман 1976 , с. 134.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 134-135.
- ^ Рехман 1976 , с. 135.
- ^ Рехман 1976 , с. 12, 135.
- ^ Рехман 1976 , с. 135-136.
- ^ Анушахр 2005 , с. 278-279.
- ^ Анушахр 2005 , с. 279.
- ^ Анушахр 2005 , с. 289-290.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Рехман 1976 , с. 136.
- ^ Рехман 1976 , с. 136-137.
- ^ Рехман 1976 , с. 335-336.
- ^ Рехман 1976 , с. 336-337.
- ^ Рехман 1976 , с. 14, 137.
- ^ Рехман 1976 , с. 137-138.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Рехман 1976 , с. 138.
- ^ Рехман 1976 , с. 14.
- ^ Рехман 1976 , с. 138-139.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 139.
- ^ Рехман 1976 , с. 139-140.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рехман 1976 , с. 140.
- ^ Рехман 1976 , с. 140-141.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 141.
- ^ Рехман 1976 , с. 141-142.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 142.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Рехман 1976 , с. 143.
- ^ Рехман 1976 , с. 142-143.
- ^ Рахман 2002b .
- ^ Рехман 1976 , с. 144-145.
- ^ Рехман 1976 , с. 146.
- ^ Рехман 1976 , с. 146-147.
- ^ Чандра, Сатиш (2004). Средневековая Индия: От султаната до Великих Моголов-Делийского султаната (1206–1526) — Часть первая . Публикации Хар-Ананда. стр. 19–20. ISBN 978-81-241-1064-5 .
- ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 32, 146. ISBN. 0226742210 .
- ^ Рехман 1976 , с. 147.
- ^ Рехман 1976 , с. 147-148.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рехман 1976 , с. 157.
- ^ Рехман 1976 , с. 148.
- ^ Рехман 1976 , с. 148-149.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 149-150.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рехман 1976 , с. 150.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 151.
- ^ Рехман 1976 , с. 151-152.
- ^ Рехман 1976 , с. 152-153.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рехман 1976 , с. 155.
- ^ Рехман 1976 , с. 156.
- ^ Рехман 1976 , с. 157-158.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 158.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 159.
- ^ Рехман 1976 , с. 159-160.
- ^ Рехман 1976 , с. 161.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Рехман 1976 , с. 162.
- ^ Рехман 1976 , с. 162-163.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 163.
- ^ Рехман 1976 , с. 163-164.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рехман 1976 , с. 164.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рехман 1976 , с. 165.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 166.
- ^ Рехман 1976 , с. 166-167.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рехман 1976 , с. 329-330.
- ^ Шафи, Икбал М. (1 апреля 1938 г.). «Свежий свет на Газневидов» . Исламская культура . 46 (1): 213–215.
- ^ Рехман 1976 , с. 90, 322-325.
- ^ Мейстер, Майкл В. (1 марта 2007 г.). «Изображение иконопрактики и иконопластики в Южной Азии» . Res: Антропология и эстетика . 51 : 13–32. дои : 10.1086/RESv51n1ms20167713 . ISSN 0277-1322 . S2CID 133267017 .
- ^ Рехман 1976 , с. 33-34.
- ^ Рехман 1976 , с. 30.
- ^ «Последние две династии сахов: анализ их истории, археологии, чеканки монет и палеографии» (PDF) . п. 30.
- ^ «Последние две династии сахов: анализ их истории, археологии, чеканки монет и палеографии» (PDF) . стр. 33–36.
- ^ «Последние две династии сахов: анализ их истории, археологии, чеканки монет и палеографии» (PDF) . п. 205.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Магистратура 2010 .
- ^ Мастера 2010 , с. 12.
- ^ Мастера 2010 , с. 36-38.
- ^ Мастера 2010 , с. 57-59.
- ^ Коссак и Лернер 1994 .
- ^ Мастера 2010 , с. 5.
- ^ Рехман 1976 , с. 268.
- ^ Рехман 1976 , с. 269.
- ^ Мастера 2010 , с. 4.
- ^ Саломон 2003 .
- ^ Рехман 1976 , с. xii-xiii.
- ^ Рехман 1976 , с. xiii.
- ^ Рехман 1976 , с. xiii-xiv.
- ^ Рехман 1976 , с. xvi.
Источники
[ редактировать ]- Хан, Иджаз (13 октября 2017 г.). Исследование археологии поселений династии индуистских шахи (ок. 822 г. н. э. – ок. 1026 г. н. э.) в Северо-Западном Пакистане (Диссертация). Университет Лестера.
- Рехман, Абдур (январь 1976 г.). Последние две династии сахов: анализ их истории, археологии, чеканки монет и палеографии (Диссертация). Австралийский национальный университет.
- Хав, Наша Бин Родзиади (2016). Исследование и анализ надписей Брахми и Шрадха из Гандхры: их влияние на религиозный, культурный и исторический ландшафт региона (Диссертация). Университет Пешавара.
- Рахман, Абдур (1998). «Двуязычная надпись Заламкота» . Восток и Запад . 48 (3/4): 469–473. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29757399 .
- Рахман, Абдул (август 2002 г.). «Новый взгляд на хингалов, тюрков и индуистских сахов» (PDF) . Древний Пакистан . XV : 37–42.
- Рахман, Абдул (август 2002b). «Арслан Джадиб, губернатор Тииса: первый мусульманин, завоевавший Сват» . Древний Пакистан . XV : 11–14.
- Рехман, Абдур (1978). «Надпись Джаяпалы Сахи» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии (1): 32–33. ISSN 0035-869X . JSTOR 25210916 .
- Хинубер, Оскар (2003). Вклад в объяснение надписи Сенавармы . Трактаты Академии наук и литературы (на немецком языке). Издательство Франца Штайнера. ISBN 978-3-515-08203-7 .
- Саломон, Ричард (2003). «Обзор Палола Сахи: их каменные надписи, надписи на бронзе, рукописные колофоны и подопечные. Материалы по истории Гилгита и Чиласа. Древности Северного Пакистана, отчеты и исследования, том 5» . Бюллетень Азиатского института . 17 : 185-188. ISSN 0890-4464 . JSTOR 24049315 .
- Балог, Даниэль (12 марта 2020 г.). Гуннские народы в Центральной и Южной Азии: источники их происхождения и истории . Бархуис. п. 362. ИСБН 978-94-93194-01-4 .
- Шарма, Рам Шаран (2003). Раннесредневековое индийское общество: исследование феодализации . Ориент Блэксван. п. 130. ИСБН 978-81-250-2523-8 .
- Олчин, Раймонд (3 июня 2019 г.). Археология Афганистана: от древнейших времен до периода Тимуридов: новое издание . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1-4744-5047-8 .
- МАКДОУЭЛЛ, ДЭВИД В. (1968). «Шахи Кабула и Гандхары» . Нумизматическая хроника . 8 : 192–194. ISSN 0078-2696 . JSTOR 42666553 .
- Коссак, Стивен; Лернер, Мартин (1994). «Искусство Южной и Юго-Восточной Азии» . Бюллетень Метрополитен-музея . 51 (4): 35–37. дои : 10.2307/3269200 . JSTOR 3269200 .
- Мейстер, Майкл В. (26 июля 2010 г.). Храмы Инда: исследования индуистской архитектуры древнего Пакистана . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-19011-5 .
- Ким, Хён Джин (19 ноября 2015 г.). Гунны . Рутледж. ISBN 978-1-317-34091-1 .
- Флад, Финбарр Б. (20 марта 2018 г.). Объекты перевода: материальная культура и средневековая «индуистско-мусульманская» встреча . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-18074-8 .
- Инаба, Минору (2015). «Предприятие на границе: завоевание Газны Альптегином и его продолжение». Средневековая Центральная Азия и персидский мир . стр. 108–128. дои : 10.5040/9780755695133.ch-005 . ISBN 9780755695133 .
- Инаба, Минору (2017). «По Гиндукушу периода Аббасидов». Империи Аббасидов и Каролингов . стр. 123–150. дои : 10.1163/9789004353046_007 . ISBN 9789004353046 .
- Джунта, Роберта (2006). «Подборка исламских монет из раскопок Удеграма, Сват» . Восток и Запад . 56 (1/3): 237–262. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29757689 .
- Анушахр, Али (октябрь 2018 г.). «Слон и повелитель: Индия около 1000 г. н.э.» . Журнал Королевского азиатского общества . 28 (4): 615–644. дои : 10.1017/S1356186318000093 . ISSN 1356-1863 . S2CID 165840777 .
- Анушахр, Али (2005). « Утби и Газневиды у подножья горы» . Иранские исследования . 38 (2): 271–291. дои : 10.1080/00210860500096337 . ISSN 0021-0862 . JSTOR 4311725 . S2CID 161342122 .
- Болл, Уорик; Бордо, Оливье; Дауэлл, Дэвид В. Мак; Симс-Уильямс, Николас; Таддеи, Маурицио (май 2019 г.). «От кушанов до шахов». В Олчине, Раймонд; Болл, Уорик; Хаммонд, Норман (ред.). Археология Афганистана: от древнейших времен до периода Тимуридов (2-е изд.). Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748699179 .