Jump to content

Индуистские шахи

Индуистские шахи
ок. 843 г. – 1026 г. н.э.
Местоположение индуистских шахов и современное государство, ок. 1000
Территория индуистских шахов с соседними государствами около 1000 г. Кабул , первая столица, с Удабхандой и Лахором , следующими столицами индуистских шахов. [1]
Капитал
Религия
Шайва- индуизм
Правительство Монархия
Махараджадхираджа  
ок. 843 г. н. э.
Вызов
ок. 850 г. н. э.
Саманта
ок. 880 г. н.э.
Лаллия
ок. 903 г. н. э.
Торамана
ок. 921 г. н. э.
Бхимадева
• 964– 1001
Джаяпала
ок. 1002 г. н. э.
Анандапала
ок. 1010 г. н. э.
Трилоканапала
ок. 1021 г. н.э.
Бхимапала
Историческая эпоха Раннее Средневековье
• Учредил
т. 843 г. н.э.
• Упразднено
1026 г. н. э.
Предшественник
Преемник
Турецкий Шахи
Королевство Таанк
Газневиды
Сегодня часть Афганистан
Пакистан
Индия

Индуистские шахи, также называемые Уди-шахи, были династией, основанной между 843 и 1026 годами нашей эры. Они пережили несколько волн завоеваний на протяжении почти двух столетий, и их основная территория, как было описано, включала регионы Восточного Афганистана и Гандхары , охватывая территорию до реки Сатледж в современном Пенджабе и расширяясь до долины Кангра . Империя была основана Калларом в ок. 843 г. н. э. после свержения Лагатурмана, последнего тюрк-шахов короля .

История индуистских шахов начинается в 843 году нашей эры, когда Каллар свергнул последнего правителя тюркских шахов Лагатурмана. Саманта сменил его, и именно во время его правления область Кабула была потеряна для персидской империи Саффаридов . [2] Вскоре после этого Лаллия сменила Саманту и вновь завоевала Кабул, одновременно подчинив себе регион Забулистан . [3] [4] Он также примечателен тем, что вступил в конфликт с Самкараварманом из династии Утпала , что привело к его победе и смерти последнего в Хазаре . [5] Бхимадева, следующий известный правитель, сыграл наиболее важную роль в победе над империей Саманидов в Газни и Кабуле в ответ на их завоевания. [6] Затем Джаяпала получил контроль и вступил в конфликт с недавно сформированной Империей Газневидов , однако в конечном итоге потерпел поражение. Во время его правления и правления его сына и преемника Анандапалы было завоевано королевство Лахор . Все последующие правители-шахи сопротивлялись Газневидам, но в конечном итоге потерпели неудачу, что привело к падению империи в 1026 году нашей эры.

Источники

[ редактировать ]

Литература

[ редактировать ]

Никакой литературы от дворов индуистских шахи не сохранилось. В отличие от случая с тюркскими шахами, из хроник соседних держав — Кашмира и Газневи можно получить лишь разрозненные сведения . [7] [а] Калханы (1148–1149). «Раджатарангини» Из первых источников единственным сохранившимся источником является [7] Из последних у нас есть Тарих аль-Хинд Аль-Бируни (ок. 1030 г.), Тарих-и Байхаки Абу'л-Фадла Байхаки (ок. конец 11 века), [б] Зайн аль-Ахбар Абу Саида Гардези и Китаб-и Ямини аль-Утби (ок. 1020 г.). [7] [9] [8]

Некоторые из самых ранних монет индуистских шахов. Аверс : Лежащий бык с надписью Нагари :
Шри Спалапати
Реверс : всадник с поврежденным бактрийским письмом :
Спалапати Шри
т.е. «Лорд-главнокомандующий». [10]

Индуистские шахи выпустили серебряные монеты, которые получили широкое распространение в соседнем Синде. [11] в северо-восточную Европу. [12] Впервые их «открыл» Джеймс Тод , британский востоковед, в 1822 году. [13] Монеты со временем постепенно обесцениваются, с регулярным уменьшением содержания серебра, что позволяет определить последовательность чеканки. [14] В ранних выпусках не упоминаются личные имена, а только общие названия, поэтому они не совпадают с именами, найденными в литературе. [15] Характерный мотив всадника на реверсе и быка на аверсе восходит к индо-скифскому правителю Азесу I.

Надписи и археология

[ редактировать ]

А.Р. Рахман из Университета Каид-и-Азам и Ахмад Хасан Дани провели элементарные полевые исследования в конце 1960-х годов. [7] После этого Итальянская археологическая миссия в Пакистане (IAMP) тщательно обследовала регионы в Свате и его окрестностях . [7] В 1996 году Хан и Мейстер получили лицензию Департамента археологии на «комплексное исследование памятников индуистско-шахи»; раскопки в Кафир-коте и полевые исследования Соляного хребта проводились при помощи Пенсильванского университета и Американского института пакистанских исследований. [16]

Надписи остаются скудными. [17] Чаще всего их можно найти в Удабханде , они либо отмечают ввод в эксплуатацию храмов, либо прикрепляются к основаниям идолов-пьедесталов. [17] Из первого типа - Мир Али надпись , надпись Девал , надпись Деваи, надпись Ратнаманджари, надпись Века, надпись на камне Хунд, надпись Камешваридеви, надпись Барикот и надпись Ишвара - большинство из них в разной степени изуродованы из-за их использования в качестве точильных камней в средневековье. раз и расшифровываются только по частям. [17] [18] Последний вид относительно распространен, но содержит лишь фрагменты мелочей. [17] Язык исключительно шарда . [19] [с] Во всех них упоминается самват , нулевой год которого, согласно двуязычной надписи Заламкота, соответствует 822 году нашей эры; Предполагалось, что оно было инициировано Калларом во время его коронации, как это обычно имело место для большинства индуистских династий средневековой Индии. [20] [21] Гранты на медные земли и т. д. еще не задокументированы. [17]

Происхождение

[ редактировать ]
Всадник на монете Спалапати, т.е. «Владыка войны». Головной убор интерпретировался как тюрбан . [22]

Арабский историк X века Масуди упомянул, что в его время всех царей Гандхары называли « Арабский хахадж для индуистских шахов(который читался по-разному: Хаджадж , Дж.хадж или Чхач ), Эллиот транслитерировал этот персонаж как «Хахадж», а Каннингем приравнял его к племени/клану Джанджуа , которые считались потомками Журанского каганата . [23] Рахман сомневается в этой теории и вместо этого транслитерирует «Дж.хадж», арабизированную форму Чхачха , в то время как сама территория Гандхары называлась «страной Рахбута » ( раджпутов ). [24] так даже сегодня называется регион вокруг столицы индуистских шахи Хунд . [23] В X веке этот регион был оккупирован племенем гахаров и хохаров , значительную часть армии индуистских шахов составлявших, по мнению персидского историка Фиришты, . [23]

Аль-Бируни , современник, утверждал, что шахи были браминами . [25] Однако это противоречит заявлению Масуди, а также Калхане, чьи современники-кшатрии делали ставку на происхождение от индуистских шахов. [25] Рахман предполагает, что либо их принадлежность к браминам была поздним слухом, распространенным для оправдания их первоначальной узурпации трона, либо они были падшими браминами, которые нарушили кастовые правила при исполнении королевских обязанностей. [26] По словам Андре Винка , все остальные источники называют шахов кшатриями . [27]

Рахман принял фольклор среди нынешних жителей Хунда о домусульманских королях региона, принадлежащих к племени Ходи, и предложил происхождение Оди для индуистских шахов, принадлежащих Уддияне , региону в Гандхаре . Он также указал на знаменитую надпись Сенварма в качестве доказательства и предложил Оди-Шахис или Уди-Шахис в качестве точного названия династии. [28] [29] [30] [д] Мейстер нашел аргументы Рахмана убедительными. [32]

Каллар: первый индуистский шахи

[ редактировать ]

Учреждение

[ редактировать ]

Аббасиды , во главе с халифом Аль-Мамуном в 815 году нашей эры разгромили кабульскую ветвь тюркских шахов вторгшуюся в Хорасан. [33] [34] После этого поражения тюркским шахам пришлось не только принять ислам, но и уступить ключевые города и регионы. [35] Судя по всему, вскоре последовала еще одна кампания против ветви Гандхара, в ходе которой Халифат дошел до реки Инд на востоке и нанес критическое поражение. [36] Огромная ежегодная дань должна была выплачиваться в обмен на права суверенитета над обеими территориями. [36] [и]

Тюрк-шахи оказались в тяжелом положении и в ок. В 843 году последний правитель Лагатурмана был свергнут одним из своих министров, вазиром -брамином по имени Каллар. [38] [39] Единственное описание событий исходит от Аль-Бируни: [ф] Недостойные манеры Лагатармана заставили его подданных подать многочисленные жалобы Каллару, который, случайно наткнувшись на сокровищницу, быстро покупал себе путь к власти. [8] Каллар заключил короля в тюрьму за коррупцию и стал исполняющим обязанности регента, прежде чем навсегда узурпировать трон. [41] была основана новая династия «индуистских шахи» Таким образом, в Гандхаре . [42] Никто, кроме Аль-Бируни, не упоминает Каллара; ничего не известно ни о его правлении, ни о территориальных размерах, ни даже о датах его правления. [43]

Необесцененная серия Спалапати (Кабульский монетный двор) — весит от 3,1 до 3,5 г с равномерным содержанием серебра 70%. Аверс : Бык со знаком трисула на горбе и легендой Нагари : Шри Спалапатидева «Господь главнокомандующий». Реверс : Всадник с a в Нагари слева и символ справа. [10]

Историки, такие как историк Александр Каннингем, предполагают, что серия монет с названием на аверсе «Спалапати» («Полководец») была отчеканена Калларом. [8] Согласно ошибочному прочтению Эдвардом Клайвом Бэйли испорченных остатков бактрийской легенды как арабских цифр, он предположил, что еще одна серия монет с надписью «Саманта» («Феодатор») также была отчеканена Калларом. [44] Он утверждал, что серия «Спалапати» была отчеканена для обращения в персидских регионах его территории, а серия «Саманта» - для регионов, говорящих на санскрите . [44] и было высказано предположение, что Каллар, возможно, чувствовал неуверенность в легитимности своего правления, пока был жив заключенный в тюрьму правитель тюрк-шахов Лагатурман, и, следовательно, подтверждал свои претензии на лидерство такими косвенными титулами. [45]

Довольно испорченная серия Самантадева (кабульский монетный двор) — весит от 2,9 до 3,9 г с различным содержанием серебра от 60 до 70%. Аверс : Бык со знаком трисула на горбе и легендой Нагари : Шри Самантадева . Реверс : Всадник с бхи в Нагари слева и символ справа. [10]

Серия «Спалапати», возможно, также была отчеканена последними правителями тюрк-шахов, а не как «Пати Думи», который потерпел поражение от аббасидского халифа Аль-Мамуна , описывается Аль-Азраки и Аль-Бируни как «Испахбад». («Военачальник»), что эквивалентно титулу Спалапати. [46] Поэтому Рахман считает, что Каллар не инициировал никаких изменений в валютной системе последних тюркских шахов. [47] а серия Саманта была отчеканена последующими правителями индуистских шахи. [48] нумизмата и историка Майкла Альрама ; Эта точка зрения отражена в публикациях [49] однако некоторые ученые приписывают всю чеканку монет с быками и всадниками, включая серию Спалапати, индуистским шахам. [50]

Аль-Бируни отмечает, что Саманта был преемником Каллара и, возможно, был его сыном, но их генеалогическое родство остается неописанным. [51] Как и в случае с Калларом, информация о его правлении или даже о его настоящем имени полностью отсутствует, и он, похоже, воспроизвел систему тюрк-шахи, не указывающую имени на своих монетах. [52] Прототипу серии Саманта следовали все будущие правители индуистских шахов и даже мусульманские Газневиды, пришедшие на смену индуистским шахам. [53]

Потеря Кабула

[ редактировать ]

В 870 году н. э. Якуб ибн аль-Лайс , основатель недавно сформировавшейся династии Саффаридов, двинулся на Кабул . Согласно Тарих-и Систану , Саффариды вступили в конфликт с династией Зунбилов, базирующейся в современном Газни , и после победы над ними сын Зунбилов бежал в район, соответствующий Кабулу, что привело к вторжению Якуба. [2] Многочисленные источники подтверждают, что Якуб привозил идолов и слонов аббасидскому халифу Аль-Мутамиду из Кабула, однако неясно, относится ли это к городу или к кабульской долине , хотя, по словам Рехмана, последнее было наиболее вероятным. [54] В «Равжат ас-Сафах» говорится, что правитель Кабула был взят в плен, хотя неясно, был ли это Саманта. [55] Этот регион находился под контролем Саффаридов до 878 г. н. э., прежде чем его отбила Лаллия, преемница Саманты. [56]

Чеканка Саффаридов в Кабуле на арабском языке
Статуя Якуба бин Лаита ас-Саффара ( Забол , Иран), завоевателя столицы индуистских шахов Кабула в 870 году н.э., и монета Саффарида, губернатора Кабула после захвата города, выпущенная около 870 года н.э. в Кабуле на Модель индуистского шахи. Аббасидского дирхама Весовой стандарт . Аверс : Лежащий бык с Нагари. легендой ( Шри Худараяка , «Счастливый маленький раджа »), знак трисула на горбе быка. Реверс : всадник с ( ма ) в Нагари слева, عدل ( «адл» , « Справедливость ») в арабском языке справа. [57]

Худараяка: губернатор Кабульской долины

[ редактировать ]

Неизвестно, какие меры предпринял Якуб для управления Кабулом после своей победы и заключения тогдашнего правителя в тюрьму; у нас есть только Тарих-и Систан, отмечающий, что Кабул находился под властью неназванного губернатора Якуба еще в 878/879 году. [58] Предполагается, что этот губернатор был кровным родственником Саманты, который был благосклонно настроен к исламу и впоследствии принял титул Худараяка (Маленький король), что можно определить по серии монет. [59] [г] Как и в случае с предыдущими правителями, отсутствует информация, в том числе о его настоящем имени, ходе правления и дальнейшей судьбе. [60] Отсутствие его монет в Гандхаре или вокруг нее указывает на отсутствие у него контроля над регионом, который не соприкасался с экспедициями Якуба и, вероятно, принадлежал родственникам Саманты. [60]

Повторное завоевание Кабула и вторжение в Газну

[ редактировать ]

Лаллия был первым шахи, отмеченным Калханой . Он изображен как великий правитель с огромной силой, сравнимой с теми стандартами, в которых короли других регионов искали убежища в его столице Удабханде , отличающейся от предыдущей столицы Кабула . [61] Якуб Неизвестно, чтобы аннексировал или вторгся в страну Гандхара , и Рехман предполагает, что она находилась под властью Лаллии. [62]

Известно, что Худрайака, саффаридский губернатор Кабула, закончил свое правление в 880 году нашей эры, однако неизвестно, что привело к его падению. Предполагается, что в этом была замешана Лаллия, поскольку, когда Кабул в следующий раз упоминается в 900 году нашей эры, описывается, что он снова стал территорией Шахи. [3] Амр ибн аль-Лайс сменил Якуба на посту Амра из династии Саффаридов в 879 году нашей эры. В « Тарих -и Систане» говорится, что «два индийских царя», реконструированные как Торамана и Асата, описанные как правители и сыновья Лаллии, воспользовались озабоченностью Амра аль-Лайта восстаниями в Хорасане и успешно вторглись в Газни в 900 г. н. э., победив Саффаридского губернатора по имени Фардагин, хотя Тарих не уточняет, был ли это регион Забулистана или город. [4]

Агрессия с династией Утпала

[ редактировать ]

Калхана отмечает, что Лаллия была важным союзником гуджратского правителя Алакханы против махинаций династии Утпала , правитель которой Самкараварман вторгся в индуистских шахов ок. 902 г. н.э., однако Калхана далее утверждает, что «могучая слава Лаллии затмила царей севера». [63] Самкараварман был убит шальной стрелой в Хазаре , и ученые заявили о роли Лаллии в его смерти. [5] Год спустя его преемник Гопалаварман повторно вторгся на территорию Шахи, чтобы свергнуть мятежного Шахи, и назначил сына Лаллии Торамана новым именем «Камалука». [64] [час]

Rajat., v, 232-33: Будучи управляющим казначейством, он (Прабхакарадева, премьер-министр Гопалавармана - преемник Шанкаравармана) разграбил богатства влюбленной (царицы) и завоевал королевство Сахи в Удабханде. Он даровал царство мятежного Сахи Торамане, сыну Лилии, и дал ему (новое) имя Камалука.

Камалука

[ редактировать ]

О правлении правителя индуистских шахи Камалуки ничего определенного не известно, за исключением того, что ему наследовал его сын Бхимадева. Одновременно с его правлением Саффариды быстро уступили свою власть Саманидам . [65] и где-то после 913 г. н.э. вакуум власти привел к возвышению дружественной державы в провинции Газна, династии Лавиков , которая процветала до 962 г. н.э. и поддерживала брачные связи с индуистскими шахами. [66] Существуют различные необоснованные предположения относительно даты окончания правления Камалуки в диапазоне от 900 до 950 г. [67] [я]

Бхимадева

[ редактировать ]
Сильно испорченная серия Бхимадева - встречается почти исключительно в Афганистане и весит от 3,1 до 3,2 г. Аверс : Лежащий бык с легендой. Шри Бхимадева . Реверс : Всадник со знаменем; на в Нагари слева; след символа вправо. [10]

Упомянутый как «Бхима» в списке Аль-Бируни и отождествляемый с серией монет Шри Бхимадевы , Бхимадева был одним из наиболее опытных правителей индуистских шахов наряду с Лаллией. [68] Его приход к власти совпал с ростом соседних индуистских королевств, таких как Империя Пала . Согласно надписи на камне Кхаджурахо, долина Кангра находилась под властью царя шахи, которого предположительно звали Бхимадева, и предполагается, что город Бхиманагар в современной Кангре был назван в его честь. [69] В Раджатарангини говорится, что дочь Бхимы была замужем за королем Кашмира из династии Лохара , а его внучка, известная как Дидда , стала королевой и последней правительницей династии Утпала . [70]

Победа над империей Самманидов

[ редактировать ]

В последние годы правления Бхимы в ок. В 962 году Алп-Тегин , мятежный турецкий вождь империи Саманидов , аннексировал регионы Забулистана и Кабула с целью ведения священной войны против династии Лавиков и индуистских шахов. Король Лавик бежал во владения Шахи в надежде получить подкрепление для завоевания утраченной территории и в ок. 963 Бхимадеве удалось захватить Газни . Эта победа выгравирована в надписи на плите Хунд, датированной ок. 989 г. н. э., во время правления последующего Шахи Джаяпалы. [6]

Хундская надпись Джаяпаладевы. [8]

...К северу от Инда, который представляет собой массу полных достоинств здесь, на земле, есть (город) по имени Удабхандра , который ученые люди сделали своим домом, образуя общины, так же, как Меру (был сделан своим домом) дом) бессмертными (богами) и другими (сверхъестественными существами)...

...Там жил глава царей Бхима, обладающий ужасной доблестью (или доблестью, подобной доблести Бхимы , легендарного героя), который, победив войска своих врагов, защитил землю...
...Царем этой (страны) является (сейчас) Джаяпаладева, который благодаря своему телу, происхождению и рождению стал единственным героем, чья чистая слава, покинув небеса, достигла вечной обители Брахмана. ...

- Отрывки из хундской надписи Джаяпалы (HSI), датированной 146 годом (968 г. н.э.). Перевод Абдура Рехмана. [71]

Смерть Бхимы хронологически приходится на период с 964 по 965 год нашей эры. Надпись на плите Хунда приписывает его кончину «сожжению себя из-за желания Шивы, а не из-за ужасного врага», что предполагает ритуальное самоубийство, а отсутствие каких-либо заметных политических неудач еще раз подтверждает вывод о том, что его смерть произошла при таких обстоятельствах. В 965 году н. э. Газни был отбит у династии Лавиков , преемником Абу Исхаком Алп-Тегина, после смерти Бхимы. [72]

Джаяпала

[ редактировать ]

Все преемники Бхимадевы будут носить фамилию «Пала», а мусульманские источники дают смутные указания на спор о престолонаследии, что заставляет многих предполагать, что одна и та же семья больше не правит. [73] Рахман не согласен с тем, что существует достаточно доказательств в пользу такой гипотезы или вывода. [73]

Один Виджаяпаладева (год правления 942 или 963) получен из надписи Ратнаманджари, где он считается «верховным сувереном» или « Махараджадхираджей » . [18] Рахман предположил, что Виджаяпаладева должен был либо принадлежать к кабульской ветви, либо быть местным феодалом Шахи. [8] Хоу не согласен и вместо этого приравнивает Виджаяпаладеву к некоему Таккана Сахи, упомянутому Калханой как мятежник, которого должна была схватить королева Дидда . Кашмира [18] По мнению Хау, эта идентификация вписывается в повествование мусульманских источников; Джаяпала вознесся только после того, как эта угроза была нейтрализована. [18] [Дж]

Сопротивление Газневидам

[ редактировать ]

Бильгетегин сменил Абу Исхака Ибрагима в случае его смерти в ноябре 966 года и правил около девяти лет, прежде чем был убит во время вторжения в Гардиз , последний бастион Лавиков. [74] Его преемника Пири описывали как пьяницу, чье репрессивное правление заставило жителей Газны потребовать возвращения Лавика. [74] Лавик организовал еще одну экспедицию с помощью «сына Кабуль-шаха» и встретил мусульманские силы в районе Чарха . [75] Оба выдохнули в войне, и мусульманские силы одержали подавляющую победу, несмотря на их численное превосходство. [76] Сабуктигин стал бесспорным лидером региона Газни, поскольку ему предстояло свергнуть Пири. [77] Кабул был потерян навсегда, и был заложен фундамент империи Газневидов . [77]

В 986–987 годах Джаяпала двинулся к Газни и встретился с . войсками Сабуктигина в Гузаке [78] [к] Война оставалась безрезультатной в течение нескольких дней, прежде чем ситуация повернулась против шахов: Джаяпала был вынужден предложить мирный договор. [80] [л] Махмуд , сын Сабуктигина и боевой командир, хотел нанести решающее поражение, но был вынужден уступить, когда Джаяпала пригрозил сжечь все ценности. [84] [м] Была согласована военная контрибуция в размере одного миллиона шахиских дирхамов и пятидесяти боевых слонов, а некоторые приграничные форты были переданы Газневидам. [84] Соответственно, Джайпала вернулся с командирами Газневидов, которые должны были взять на себя управление уступленными фортами, в то время как некоторые из его родственников и чиновников остались с Сабуктигином в качестве заложников. [84] Как только Джаяпала достиг своих территорий, он расторг договор и бросил командиров в тюрьму, надеясь заставить Сабуктигина обменять заложников. [84]

Сабуктигин отказался поверить, что договор был нарушен, но как только он был установлен вне всякого сомнения, он разграбил приграничный город Ламган : храмы были разрушены, а дома сожжены. [85] В ответ Джаяпала захватил войска неопознанных раджей. [н] и встретился с Газневидами возле Кинди (современный Кандибаг ?). [88] Газневиды неоднократно прорывали позиции противника, используя легкие атаки, а затем предприняли полномасштабную атаку, разгромив шахов, которым пришлось бежать за Инд, несмотря на их подавляющее численное превосходство. [89] Вся территория до Пешавара была потеряна, и Сабуктигин поставил своих сборщиков налогов; местные племена тоже были посвящены в руки Газневидов. [90] . рибат В честь победы в Кинди был заказан [91] Однако вскоре Пешавар и прилегающие регионы вернулись под контроль шахов, вероятно, во время долгой интерлюдии в конфликте Газневидов и шахов. [90] [the]

Примерно в 990–991 годах Махмуд был заключен в тюрьму своим отцом Сабуктигином по обвинению в разжигании восстания. [90] Джаяпала, вероятно, пытался использовать раскол в свою пользу, пообещав спасти Махмуда, выдать ему замуж свою дочь и, кроме того, выделить достаточно богатства и войск. [92] Махмуд не отреагировал положительно и, отметив, что Шахи был неверным, заявил о своей абсолютной преданности Сабуктигину и пообещал напасть на Джаяпалу после освобождения. [93]

Аннексия Лахора

[ редактировать ]

Примерно в то же время Джаяпале бросил вызов Бхарат, раджа Лахора, который хотел вырвать контроль над Нанданой , Джайламом и Такешаром. [93] Анандапале, тогдашнему губернатору Пенджаба и сыну Джаяпалы, было приказано перехватить силы Бхарата, и в последовавшей битве Бхарат был заключен в тюрьму, а Лахор аннексирован; однако знать Лахора защищала своего старого короля, который был восстановлен в статусе феодала после уплаты дани. [94] Примерно через год сын Бхарата Чандрак сверг его на том основании, что он вел плохо продуманную кампанию против шахов, и стал новым феодалом. [95] По неясным причинам c. В 998–999 годах (через восемь лет после узурпации) Джаяпала объявил войну Лахору под предлогом защиты своего сюзерена Бхарата и отправил Анандапалу. [95] Чандрак попал в засаду и был похищен на поле битвы при Самутле, а Лахор был аннексирован шахами. [96] Рахман предполагает, что шахи пытались под любым предлогом компенсировать свои потери Газневидам. [95]

В 998 году Махмуд взошел на трон Газневидов в Газни и начал аннексию. [97] Вскоре Махмуд обратил свой взор на шахов, якобы приняв решение каждый год вторгаться на их территории. [97] В последней битве в своей жизни Джаяпала встретился с Махмудом в битве при Пешаваре 27 сентября 1001 года; Считается, что один губернатор Шахи провинции Бардари по имени Адира Афган перешел на другую сторону и способствовал безопасному и быстрому проходу войск Махмуда через провинции Шахи. [98] Махмуд разглядел тактику Джаяпалы по затягиванию конфликта в надежде на получение подкрепления и немедленно объявил войну. [99] Вскоре шахи были в замешательстве, а Джаяпала и пятнадцать его родственников были взяты в плен. [99] Около миллиона шахи были взяты в рабство. [100] Военные трофеи приводили в трепет современных летописцев: одни только королевские ожерелья оценивались более чем в шесть миллионов шахиских дирхамов. [101] Махмуд продолжил свой рейд до Хунда , в то время как его войска преследовали бегущие войска и уничтожали очаги сопротивления. [100] В течение нескольких месяцев вся территория Шахи к западу от Инда подчинилась Махмуду. [100] [п]

В конце концов Джаяпала был освобожден, но мусульманские летописцы расходятся во мнениях относительно подробностей. [100] Унсури , придворный поэт Махмуда, отмечает, что его продали на невольничьем рынке; Минхадж ад-Дин и аль-Малик Исами добавляют цену в 80 дирхамов. [103] Другие, такие как аль-Ансаб, отмечают, что Махмуд отклонил его просьбу о помиловании, но позволил ему выйти на свободу вместо выплаты 2,5 миллионов дирхамов и 50 боевых слонов примерно в марте 1002 года, что Рахман считает более вероятным. [104] Джаяпала вернулся в Хунд и сжег себя в костре после отречения от престола в пользу Анандапалы. [105]

Анандапала

[ редактировать ]

Анандапала взошел на престол около апреля 1002 года. [108] Его столица остается неизвестной, но, скорее всего, это был Нандан. [109] [д] Анандапала вступил в брачные отношения с Тунгой, премьер-министром Дидды , тогдашним правителем Кашмира, и имел по крайней мере двух сыновей. [110] Он пользовался значительной известностью как покровитель ученых, хотя тексты его двора не сохранились. [110]

Примерно в апреле 1006 года Махмуд попросил Анандапалу дать согласие на проход его войск через его территории, чтобы достичь Дауда , правителя Мултана. [111] Он отклонил просьбу и даже дошел до того, что разместил войска на берегах Инда, чтобы предотвратить переправу Махмуда. Разъяренный Махмуд развязал катастрофическую войну с шахами и вынудил Анандапалу бежать в Кашмир, прежде чем в конечном итоге завершил свою первоначальную цель - завоевание Мултана. [112] Все эти территории «Хинда» остались под управлением некоего Сукхапалы, неообращенного. [113]

Однако через пару лет Сукхапала отказался от ислама (около конца 1006 г.) и объявил восстание. [113] В этот момент Анандапала попытался освободить себе место, пообещав помочь Махмуду в сдерживании турецких восстаний на другом конце его империи; видимо, он не хотел, чтобы правитель, победивший его, был побежден другим. [114] [р] Неизвестно, было ли принято предложение Анандапалы, но Махмуд приостановил погоню за Илак-ханом и обратил свое внимание на шахов; Сукхапала оказал незначительное сопротивление, прежде чем бежать в Кашмур, откуда его схватили, оштрафовали и приговорили к смерти. [114] Вполне вероятно, что Анандапала стал следующим вассалом Газневидов. [8]

В декабре 1008 г. Махмуд организовал вторжение на индуистских шахов по неясным причинам. [115] Анандапала послал большую армию, замененную соседними войсками под командованием своего сына Трилочанапалы, который прибыл на равнины Чача , но не смог помешать войскам Махмуда переправиться через Инд. [115] Битва при Чаче закончилась поражением индуистских шахов. [116] Махмуд несколько месяцев преследовал беглецов, захватив Нагаркот, чтобы забрать свою военную добычу, и даже взял в заложники сына Анандапалы. [117] Губернаторы были назначены в завоеванных провинциях, и Махмуд вернулся в Газни. [8]

Это будет последний военный конфликт Анандапалы; в следующем году Анандапала отправил к Махмуду посольство. [118] Предложение мира было принято, и взамен индуистские шахи должны были принять статус данника, предоставить (ограниченную) военную поддержку, гарантировать проход войск и выплачивать ежегодную дань. [118] Махмуд послал своих агентов следить за соблюдением мирного договора, и через год нормальные торговые отношения возобновились. [118] Смерть Анандапалы не записана ни в одной хронике; однако можно установить, что это c. конец 1010 - начало 1011. [119] Судьба сына, доставленного обратно в Газни, остается неизвестной.

Трилочанапала и Бхимапала

[ редактировать ]

Аль-Бируни считал, что Трилочанапала благосклонно относился к мусульманским подданным, в отличие от своего отца. [110] Трилочанапала не опозорил договор Анандапалы, но когда Махмуд пожелал двинуться к Танесару через территории индуистских шахи, он предложил пощадить город вместо заключенного мирного договора. [120] Махмуд отклонил просьбу и уволил Танесар, пройдя без происшествий через территории Шахи. [121] Однако, по тем или иным причинам, Трилочанапала вскоре прекратил платить ежегодную дань Махмуду и объявил войну. [121]

Махмуд Газни верхом на слоне после завоевания Индии.

В ноябре 1013 года Махмуд двинулся в сторону Хинда, чтобы сдержать Трилочанапалу, но не смог преодолеть заснеженные перевалы. [122] Воспользовавшись этой задержкой, Трилочанапала поручил своему сыну Бхимапале организовать войска Шахи и отправился в Кашмир, где получил батальон от царя Санграмараджи из династии Лохара , которым командовал Тунга. [122] Столкновение произошло в середине следующего года. [8] Первоначально Бхимапала начал использовать местную топографию узкого горного перевала в свою пользу и начал яростные партизанские атаки на войска Махмуда - до такой степени, что Ус'би называл его «Бхима, Бесстрашный», пока он не стал уверенным в себе. своего численного превосходства и перешел к открытой войне; В результате хаоса, последовавшего за этой тактической ошибкой, шахи были разбиты, а Бхима был вынужден бежать. [123]

Крепость Нандана была разграблена из-за военных трофеев, и был назначен губернатор Газневидов, а Махмуд отправился на поиски Трилочанапалы. [124] Тем временем Трилочанпала вместе с кашмирскими войсками создал свою базу на берегу реки Пунч . [125] Первоначальный успех в борьбе с разведывательным отрядом Газневидов усилил гордость Тунги, и затем он предпринял катастрофический маневр, не посоветовавшись с опытными шахискими генералами, обеспечив еще одно сокрушительное поражение вместе с полной потерей территории к западу от Тауси. [125] Рахман отметил, что эта кампания стала смертельным ударом для индуистских шахов: «это был уже не вопрос о том, погибнут ли шахи, а вопрос о том, когда». [125]

С самого начала своего правления Трилочанапала решил расшириться на холмы Сивалик , чтобы компенсировать территории, потерянные в конфликтах его предшественников с Газневидами: это привело его к многочисленным конфликтам с Чандар Раем из Шарвы . [125] Но роковая встреча с Махмудом привела к тому, что Трилочанапале некуда было отступить, кроме сиваликов, и вынудила его заключить мирный договор, даже предложив своему сыну жениться на дочери Чандара. [126] Предложение было принято, но Бхима был заключен в тюрьму, когда пошел за невестой домой, а Чандар потребовал возмещения ущерба. [127] Это на время положило конец имперским амбициям Трилочанапалы в Нижних Гималаях, хотя отдельные конфликты продолжались. [127]

Когда Махмуд уволил Шарву, возвращаясь из своей кампании в Канаудже (ок. 1017 г.), Трилочанапала, как известно, нашел убежище у Парамары Бходжи . [128] Вскоре важные государства Доаба заключили договоры друг с другом и с индуистскими шахами, чтобы предотвратить будущие вторжения аналогичного масштаба. [129] Махмуд не одобрял эти союзы и вернулся в октябре 1019 года. [129] поручил людям Трилочанапалы Видьядхара из Чанделы не допустить переправы войск Махмуда через Рамгангу (где-то в районе Буландшахра ), и они заняли позиции на восточном берегу, но не смогли выполнить задачу. [129] Впоследствии Трилочанапала планировал отойти, вероятно, чтобы присоединиться к силам Видьядхары для главного противостояния, но быстрая атака войск Махмуда нанесла еще одно громкое поражение. [130] Буландшахр был уволен, а две его жены и дочери заключены в тюрьму. [130] Он пытался заключить мирный договор, но тщетно, что заставило его бежать в Видьядхару. [130] Неизвестно, добрался ли он до лагеря, но известно, что Видьядхара к тому времени покинул свои посты. [131]

В 1021 году [с] Трилочанапала, к тому времени, по всей вероятности, малозначащий правитель, был убит своими мятежными индуистскими войсками по неизвестным причинам. [131] Бхимапала, который, должно быть, сбежал от Раи где-то между ними, сменил его и продолжал править до 1026 года; ничего не известно о его правлении или территориях. [132]

Неудачный Ренессанс

[ редактировать ]
Двуязычная чеканка Газневидов Масуда I из Газни (годы правления 1030–1040 гг. Н. Э.), Заимствованная из рисунков индуистских шахи, с именем Масуда ( персидский : مسعود ) вокруг головы всадника.

«Адаб аль-харб» — руководство по государственному управлению, созданное во времена Илтутмиша и содержащее множество уникальных сведений о Газневидах — отмечает, что в 1040 году некий Сандбал, внук кабульского шаха, двинулся в сторону Лахора, стремясь использовать заключение Масуда I в тюрьму и, как следствие, политическая нестабильность в его пользу. [133] Армии встретились у Кадар Джура (вар. Калачур), и, несмотря на численное превосходство шахов, они потерпели поражение, поскольку их войска покинули битву в состоянии паники после того, как Сандбал был убит турецким лучником. [133] [134] Судя по всему, он был окружен сиваликами и мог быть наследником шахи — во многих современных мусульманских хрониках упоминается индуистский триумвират, который безуспешно напал на Газневидов примерно в то же время, но упоминаются только два имени: как мелких вождей сивалик, так и не Сэндбал. [133] Некоторые шахи мигрировали в Кашмир и заняли видные должности при своем дворе. [135]

Культура и архитектура

[ редактировать ]

Культура

[ редактировать ]

Шиваизм практиковался индуистскими шахами и, вероятно, также был преобладающей религией; Саура практиковалась некоторыми субъектами, а также буддизмом и исламом . [136] [137] [18] Кабул экспортировал хлопчатобумажную одежду и индиго. [138] Ибн Хавкал упоминает производство высококачественного хлопка и шерсти во время правления Шахи, когда был отмечен экспорт в Китай и Хорусан. Серебряная руда также выплавлялась в Андарабе , а добыча велась в Панджшерском районе. [139]

Отмечается также, что бактрийское письмо во времена индуистских шахов было прекращено и вместо него заменено письмом Шарада . Обычаи одежды были отмечены как одежда, состоящая из хлопчатобумажной верхней одежды, брюк и обуви, при этом мужчины брили волосы и бороды. [140] Золотая монета Бхимадевы описывает его как носящего Дхоти и Уттарию . [141]

Архитектура

[ редактировать ]

Внутри крепостей строились новые храмы, а существующие подвергались капитальному ремонту или перепрофилированию. [142] Архитектурный стиль Гандхар- Нагара разработал различные формулировки при индуистских шахах. [142] Мейстер отмечает, что типичный храм индуистских шахи имеет две камеры на уровне земли, встроенные в башню, ведущую к минарету с амбулаторией наверху, куда можно попасть по лестнице. [143] Он датирует строительство восьми храмов индуистскими шахами, шесть из которых сфотографированы ниже. [144] Существовали также два храма из песчаника в Малоте и Шив-Ганге (10 век), которые представляли собой смесь архитектуры Шахи и Кашмира, что свидетельствует о культурных потоках между двумя государствами. [145]

Эхамукхалинг : лингам с лицом Шивы. Афганистан 9 века. Искусство царства индуистских шахи. [146]

Археология индуистских шахов остается непризнанной и плохо изученной. [147] Дани приписал индуистским шахам разрушенные форты в Пехуре , Камале и Бате, но без подробных обоснований. [148] Хунд остается главным археологическим памятником. [149] Фрагментарные свидетельства расположены по всей долине Пешавара. [150] Раскопки Рахмана и др. зафиксировали наличие буддийского монастыря в Барикоте , который был перепрофилирован в форт индуистских шахи.

Стипендия

[ редактировать ]

Стипендия индуистских шахов [v] остаются скудными. [7]

Колониальные ученые — Джеймс Принсеп , Александр Каннингем , Генри Майерс Эллиот , Эдвард Томас и др. — публиковали публикации об индуистских шахах, прежде всего с нумизматической точки зрения. [152] Первый подробный том по этой теме появился в 1972 году Йогендрой Мишрой, профессором кафедры истории Университета Патны ; он тщательно исследовал Раджатарангини, но ему не хватало нумизматики и палеографии. [153] В следующем году Дина Бандху Панди — профессор истории искусств в индуистском университете Банарас — опубликовал свою докторскую диссертацию, но его работа с мусульманскими источниками, монетами и т. д. была полна ошибок, в первую очередь связанных с исключительной зависимостью от английских переводов арабских/персидских хроник. . [154] Обе эти работы в целом считаются устаревшими и неточными. [7]

В 1979 году Абдур Рехман получил докторскую степень в Австралийском национальном университете по «истории, археологии, чеканке монет и палеографии» тюркских шахов и индуистских шахов под руководством Артура Ллевеллина Башама . [7] [155] С тех пор он опубликовал множество публикаций на эту тему и считается авторитетом в этом вопросе. [7] [16] В 2010 году Майкл В. Мейстер, заведующий кафедрой истории искусств Университета Пенсильвании, опубликовал монографию о храмовой архитектуре Сахиса; он работал с Рахманом над многочисленными полевыми расследованиями. [16] В 2017 году Иджаз Хан получил докторскую степень в Школе древней истории и археологии Университета Лестера по теме «Археология поселений индуистских шахи в Северо-Западном Пакистане». [7]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Рехман предполагает, что приграничные государства отделились от Халифата во время прихода к власти индуистских шахов, и им было о чем беспокоиться.
  2. ^ У него была еще одна работа «Тарих-и-Ямини» , посвященная этой теме; оно потеряно. [8]
  3. Бактрийский курсив, похоже, впал в немилость индуистских шахов. [19]
  4. ^ Для получения более подробной информации о надписи (и Odi Kings) обратитесь к [31]
  5. ^ Дань составила 1 500 000 дирхамов и 2 000 рабов в год. [37]
  6. ^ Отрывок гласил:

    Последним царем этой расы был Лагатарман [тюркских шахов], а его визирем был Каллар, брахман. Последнему повезло, поскольку он случайно нашел спрятанные сокровища, которые дали ему большое влияние и власть. В результате последний король этого тибетского дома, после того как он так долго удерживал царскую власть, постепенно упустил ее из своих рук. Кроме того, у Лагатармана были дурные манеры и худшее поведение, из-за чего люди сильно жаловались на него вазиру. Теперь вазир заковал его в цепи и заключил в тюрьму за коррупцию, но потом ему самому понравилось правление, его богатство позволило ему осуществить задуманное, и так он занял царский трон. После него правили цари-брахманы Саманд (Саманта), Камалу, Бхим (Бхима), Джайпал ( Джаяпала ), Анандапала , Тароджанапала ( Трилочанапала ). Последний был убит в 412 году хиджры (1021 год нашей эры), а его сын Бхимапала пять лет спустя (1026 год нашей эры). Эта династия индуистских Шахий ныне вымерла, и от всего дома больше не осталось ни малейшего остатка.

    - Аль-Бируни , Тарих аль-Хинд («История Индии»). [40]
  7. ^ В противном случае сам Якуб никогда бы не провозгласил себя такими скромными титулами, а более поздние индуистские шахи, восстановившие суверенитет, вообще не будут чеканить монету на арабском языке. [60] Кроме того, этот ряд соответствовал явно более низкому весовому стандарту арабского дирхема, введенному после денежной реформы Абд аль-Малика. [60]
  8. Судя по описанию Калханы, Гопалаварман, похоже, произвел смену режима, чтобы установить более послушного правителя.
  9. Некоторые высказывались за начало 900-х годов, пытаясь подтолкнуть Бхимадеву ближе к основанию династии, поскольку он чеканил монеты серии Саманта; Раман счел этот аргумент необоснованным, поскольку монеты серии Саманта были отчеканены Махмудом Газни еще в начале 11 века. [67]
  10. Рехман утверждал, что ученые, считающие Тхаккану преемником Бхимадевы, ошибаются.
  11. ^ В некоторых мусульманских историях название места также пишется как Багурак и Гурак. [79]
  12. Обстоятельства, которые привели к этому внезапному развитию событий, описаны Утби своеобразно: Сабуктегин намеренно загрязнил источник сверхъестественных сил, чтобы вызвать снежную бурю адских размеров, ослепившую людей Джаяпалы. [81] Историки-позитивисты поняли, что это относится к катастрофическому шторму. [82] Однако Али Анушахр считает, что рассказ о шторме отражает описание озера Фраздан (современный Гауд -и-Зира ), расположенного примерно в том же районе и с истоком океана Фраккард из Большого Бундахишна , и отмечает, что описание Утби озера Восточные границы были основаны на письмах, полученных Судом, поэтому он предполагает, что местные жители все еще верили в зороастрийский миф во время конфликта, и Сабуктегин использовал его для повышения своего авторитета перед своими подданными. [83]
  13. Аль-Утби отмечает, что Сабуктигин согласился на это предложение «из-за милосердия, которое он испытывал к тем, кто был его союзными лордами». Точный смысл неясен.
  14. ^ Современные мусульманские источники отмечают, что Джаяпала получил помощь от соседних индийских государств; Фиришта, написавший более 600 лет спустя, станет первым летописцем, запомнившим их имена: Дели, Аджмир, Калунджур и Канаудж. [86] Рахман сомневается в точности Фиришты, поскольку ни дошедшая до нас литература, ни сохранившиеся надписи этих государств не говорят о таком грандиозном политическом маневре. [87]
  15. Феришта упоминает, что Махмуд разместил гарнизон в Пешаваре; это должно было быть либо отозвано, либо исключено Джаяпалой. [90]
  16. ^ Вероятно, примерно в это же время командир Махмуда Арслан Джадиб построил в Заламкоте некий мавзолей (или гробницу) для павших, который в конечном итоге будет завершен в 1011 году. См. [102] о двуязычной надписи Заламкота.
  17. ^ Некоторые ученые предполагают, что это Лахор.
  18. Эта информация исходит от Аль-Бируни, человека, который описал Анандапалу как человека, питающего величайшую ненависть к исламу. [114]
  19. ^ Эта дата взята из Аль-Бируни. Ибн Аль-Асир говорит, что Трилочанапала погиб вскоре после своего поражения от рук Махмуда.
  20. Храм D — по обозначениям Мейзера — возле главных ворот на севере. В комплексе четыре храма.
  21. ^ Храм B, согласно обозначениям Мейзера. В комплексе восемь храмов.
  22. ^ Название происходит от Аль-Бируни. Этимологическое происхождение слова «Шахи» остается малоизученным; оно произошло либо от греческого, либо от персидского языка. Царский эпитет, впервые использованный правителями Кушаны. Фактическое название династии, то есть то, как они называли себя или свое государство, остается неизвестным. В целом, особенностью королевств на крайнем северо-западе Индии было то, что они обозначали себя в отношении своей географической принадлежности, а не семейной или религиозной принадлежности. [151]
  1. ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 146, карта XIV.2(к). ISBN  0226742210 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Две последние династии шахов . 1976. стр. 96–101.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Две последние династии шахов . 1976. с. 110.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Две последние династии шахов . 1976. с. 110-111.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Две последние династии шахов . 1976. с. 113.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Две последние династии шахов . 1976. с. 128-130.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Хан 2017 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Рехман 1976 .
  9. ^ Рехман 1976 , с. 89.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Алчин 2019 , с. 458–459.
  11. ^ Наводнение 2018 , с. 38.
  12. ^ Наводнение 2018 , с. 25.
  13. ^ Рехман 1976 , с. 190.
  14. ^ МАКДОУОЛЛ 1968 .
  15. ^ Хан 2017 , с. 23.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Магистратура 2010 , с. 9.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Рехман 1976 , с. 218.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Хоу 2016 .
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 219.
  20. ^ Рехман 1976 , с. 241, 318.
  21. ^ Рахман 1998 , с. 473.
  22. ^ Рехман 1976 , с. 187 и пл. В. Б., «всадник изображен в головном уборе, напоминающем тюрбан, с небольшим шариком наверху».
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рехман 1976 , стр. 48–50.
  24. ^ Рехман 1976 , с. 48.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 51.
  26. ^ Рехман 1976 , с. 52.
  27. ^ Подмигните, Андре (1991). Аль-Хинд: Создание индо-исламского мира . БРИЛЛ. п. 125. ИСБН  978-90-04-09249-5 .
  28. ^ Рахман, Абдул (2002). «Новый взгляд на хингалов, тюрков и индуистских сахов» (PDF) . Древний Пакистан . XV : 37–42.
  29. ^ Мейстер, Майкл В. (2005). «Проблема расширения платформы на Северном Кафиркоте» (PDF) . Древний Пакистан . XVI : 41–48.
  30. ^ Рахман 2002a , с. 41.
  31. ^ За 2003 год .
  32. ^ Мейстер, Майкл В. (2005). «Проблема расширения платформы на Северном Кафиркоте» (PDF) . Древний Пакистан . XVI : 41–48.
  33. ^ Рехман 1976 , с. 85.
  34. ^ Альрам, Майкл (1 февраля 2021 г.). «Нумизматическое наследие сасанидов на Востоке» в Сасанидском Иране в контексте поздней античности: серия лекций Бахари в Оксфордском университете . БРИЛЛ. стр. 20–21. ISBN  978-90-04-46066-9 .
  35. ^ Рехман 1976 , с. 85-86.
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 86.
  37. ^ Рехман 1976 , с. 87.
  38. ^ Рехман 1976 , с. 87-88.
  39. ^ Куваяма, Шошин (1976). «Тюркские шахи и соответствующие брахманские скульптуры в Афганистане» . Восток и Запад . 26 (3/4). Istituto Italiano per l'Africa e l'Oriente : 405. ISSN   0012-8376 . JSTOR   29756318 .
  40. ^ Куваяма, Шошин (1976). «Тюркские шахи и соответствующие брахманские скульптуры в Афганистане» . Восток и Запад . 26 (3/4): 403. ISSN   0012-8376 . JSTOR   29756318 .
  41. ^ Рехман 1976 , с. 88.
  42. ^ Рехман 1976 , с. 91.
  43. ^ Рехман 1976 , с. 90, 93-94.
  44. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 186.
  45. ^ Рехман 1976 , с. 92.
  46. ^ Рехман 1976 , стр. 93, 175.
  47. ^ Рехман 1976 , с. 96.
  48. ^ Рехман 1976 , с. 93.
  49. ^ Пайман, Зафар; Альрам, Майкл (1 января 2010 г.). «Тепе Нарендж: Королевский монастырь на возвышенности Кабула, с комментариями к чеканке монет» . Журнал искусства и археологии Внутренней Азии . 5 : 33–58. дои : 10.1484/J.JIAAA.1.103268 . ISSN   1783-9025 .
  50. ^ Альрам, Майкл (1 февраля 2021 г.). «Нумизматическое наследие сасанидов на Востоке», в книге «Сасанидский Иран в контексте поздней античности: серия лекций Бахари в Оксфордском университете» . БРИЛЛ. п. 21, полное исследование, страницы 5–21. ISBN  978-90-04-46066-9 .
  51. ^ Рехман 1976 , с. 95.
  52. ^ Две последние династии шахов . 1976. с. 50.
  53. ^ Совет 2006 , с. 238.
  54. ^ Две последние династии шахов . 1976. стр. 102–102.
  55. ^ Две последние династии шахов . 1976.
  56. ^ Две последние династии шахов . 1976. с. 105.
  57. ^ Наводнение 2018 , с. 25-26.
  58. ^ Рехман 1976 , с. 105.
  59. ^ Рехман 1976 , с. 105-106.
  60. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Рехман 1976 , с. 106.
  61. ^ Две последние династии шахов . 1976. с. 107.
  62. ^ Две последние династии шахов . 1976. с. 110.
  63. ^ МИШРА, ЙОГЕНДРА (1972). Индуистские сахи Афганистана и Пенджаба . СМ СУШИЛА ДЭВИ. п. 34.
  64. ^ Рехман 1976 , с. 113-114, 117.
  65. ^ Рехман 1976 , с. 117.
  66. ^ Рехман 1976 , с. 118-119.
  67. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 120.
  68. ^ Рехман 1976 , с. 121.
  69. ^ Две последние династии шахов . 1976. с. 124.
  70. ^ Две последние династии шахов . 1976. с. 123-124.
  71. ^ Рехман 1978 .
  72. ^ Две последние династии шахов . 1976. с. 130.
  73. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 131-133.
  74. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 133.
  75. ^ Рехман 1976 , с. 133-134.
  76. ^ Рехман 1976 , с. 134.
  77. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 134-135.
  78. ^ Рехман 1976 , с. 135.
  79. ^ Рехман 1976 , с. 12, 135.
  80. ^ Рехман 1976 , с. 135-136.
  81. ^ Анушахр 2005 , с. 278-279.
  82. ^ Анушахр 2005 , с. 279.
  83. ^ Анушахр 2005 , с. 289-290.
  84. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Рехман 1976 , с. 136.
  85. ^ Рехман 1976 , с. 136-137.
  86. ^ Рехман 1976 , с. 335-336.
  87. ^ Рехман 1976 , с. 336-337.
  88. ^ Рехман 1976 , с. 14, 137.
  89. ^ Рехман 1976 , с. 137-138.
  90. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Рехман 1976 , с. 138.
  91. ^ Рехман 1976 , с. 14.
  92. ^ Рехман 1976 , с. 138-139.
  93. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 139.
  94. ^ Рехман 1976 , с. 139-140.
  95. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рехман 1976 , с. 140.
  96. ^ Рехман 1976 , с. 140-141.
  97. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 141.
  98. ^ Рехман 1976 , с. 141-142.
  99. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 142.
  100. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Рехман 1976 , с. 143.
  101. ^ Рехман 1976 , с. 142-143.
  102. ^ Рахман 2002b .
  103. ^ Рехман 1976 , с. 144-145.
  104. ^ Рехман 1976 , с. 146.
  105. ^ Рехман 1976 , с. 146-147.
  106. ^ Чандра, Сатиш (2004). Средневековая Индия: От султаната до Великих Моголов-Делийского султаната (1206–1526) — Часть первая . Публикации Хар-Ананда. стр. 19–20. ISBN  978-81-241-1064-5 .
  107. ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 32, 146. ISBN.  0226742210 .
  108. ^ Рехман 1976 , с. 147.
  109. ^ Рехман 1976 , с. 147-148.
  110. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рехман 1976 , с. 157.
  111. ^ Рехман 1976 , с. 148.
  112. ^ Рехман 1976 , с. 148-149.
  113. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 149-150.
  114. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рехман 1976 , с. 150.
  115. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 151.
  116. ^ Рехман 1976 , с. 151-152.
  117. ^ Рехман 1976 , с. 152-153.
  118. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рехман 1976 , с. 155.
  119. ^ Рехман 1976 , с. 156.
  120. ^ Рехман 1976 , с. 157-158.
  121. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 158.
  122. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 159.
  123. ^ Рехман 1976 , с. 159-160.
  124. ^ Рехман 1976 , с. 161.
  125. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Рехман 1976 , с. 162.
  126. ^ Рехман 1976 , с. 162-163.
  127. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 163.
  128. ^ Рехман 1976 , с. 163-164.
  129. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рехман 1976 , с. 164.
  130. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рехман 1976 , с. 165.
  131. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рехман 1976 , с. 166.
  132. ^ Рехман 1976 , с. 166-167.
  133. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рехман 1976 , с. 329-330.
  134. ^ Шафи, Икбал М.‌ (1 апреля 1938 г.). «Свежий свет на Газневидов» . Исламская культура . 46 (1): 213–215.
  135. ^ Рехман 1976 , с. 90, 322-325.
  136. ^ Мейстер, Майкл В. (1 марта 2007 г.). «Изображение иконопрактики и иконопластики в Южной Азии» . Res: Антропология и эстетика . 51 : 13–32. дои : 10.1086/RESv51n1ms20167713 . ISSN   0277-1322 . S2CID   133267017 .
  137. ^ Рехман 1976 , с. 33-34.
  138. ^ Рехман 1976 , с. 30.
  139. ^ «Последние две династии сахов: анализ их истории, археологии, чеканки монет и палеографии» (PDF) . п. 30.
  140. ^ «Последние две династии сахов: анализ их истории, археологии, чеканки монет и палеографии» (PDF) . стр. 33–36.
  141. ^ «Последние две династии сахов: анализ их истории, археологии, чеканки монет и палеографии» (PDF) . п. 205.
  142. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Магистратура 2010 .
  143. ^ Мастера 2010 , с. 12.
  144. ^ Мастера 2010 , с. 36-38.
  145. ^ Мастера 2010 , с. 57-59.
  146. ^ Коссак и Лернер 1994 .
  147. ^ Мастера 2010 , с. 5.
  148. ^ Рехман 1976 , с. 268.
  149. ^ Рехман 1976 , с. 269.
  150. ^ Мастера 2010 , с. 4.
  151. ^ Саломон 2003 .
  152. ^ Рехман 1976 , с. xii-xiii.
  153. ^ Рехман 1976 , с. xiii.
  154. ^ Рехман 1976 , с. xiii-xiv.
  155. ^ Рехман 1976 , с. xvi.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c5959ffa1beba3818cec516a711e85ac__1721646360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/ac/c5959ffa1beba3818cec516a711e85ac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hindu Shahis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)