Династия Утпала
Династия Утпала | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
855 г. – 1003 г. н.э. | |||||||||
Капитал | Авантипур | ||||||||
Общие языки | санскрит | ||||||||
Религия | Шиваизм | ||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
Монарх | |||||||||
• 855–883 гг. н. э. | Авантиварман | ||||||||
• 885–902 гг. н. э. | Шанкараварман | ||||||||
• 904–906 гг. н. э. | Сугандха | ||||||||
• 980–1003 гг. н.э. | Дидда | ||||||||
Историческая эпоха | Средневековый | ||||||||
• Учредил | 855 г. н.э. | ||||||||
• Упразднено | 1003 г. н.э. | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Афганистан Индия Пакистан |
Династия Утпала — средневековая династия, правившая Кашмиром с IX по X век. Основанный Авантиварманом в 855 году нашей эры, он пришел на смену династии Каркота . Он возник в северной части Индийского субконтинента. [ 4 ] [ 5 ] города Авантипур и Суяпур Во время правления были основаны множество индуистских храмов, посвященных Вишну и Шиве , а также буддийские монастыри , а также построено , примечательными из которых являются храмы Авантисвара и Авантисвами . [ 6 ]
Источники
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]«Раджатарангини» Калханы , написанная в 11 веке, была призвана очертить прошлое Кашмира. В пятом разделе книги основное внимание уделяется династии Утпала. Династия контролировала эту территорию с 9 по 10 века, возникнув в северной части Индийского субконтинента при Авантивармане в 855 году нашей эры. [ 7 ] [ 8 ] [ а ] Он опирался на самые разные материалы, включая более ранние исторические труды, династические генеалогии, надписи, монеты и Пураны. [ 10 ]
Эта работа имеет оспариваемую репутацию единственной досовременной работы на санскрите, напоминающей позитивистские представления об истории; однако его точность оспаривается - Зутши и другие ученые считают, что стихотворение представляет собой смесь «мифических, политических, социальных, духовных и географических» повествований, цель которых - определить Кашмир как идеализированное этическое пространство. [ 8 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 9 ] [ 14 ] [ 15 ] Тем не менее, историческая точность резко возрастает, начиная с четвертой книги, начиная с повествования о династии Каркота; Книга — обычно критическое издание Аурела Штайна — часто цитируется для реконструкции истории Кашмира. [ 16 ] [ 10 ] [ 7 ] [ 9 ] [ б ]
Монеты
[ редактировать ]Находятся монеты, выпущенные всеми основными правителями династии Утпала. [ 3 ]
Учреждение
[ редактировать ]После смерти Чиппатайапиды, последнего значительного царя династии Каркота, около 840 г. н. э., между его дядями разразилась ожесточенная борьба за власть. Война между Падмой, Утпалой, Кальяной, Мамой и Дхармой за захват контроля над империей становилась все более кровопролитной, а линия преемственности неясной. Тем временем марионеточные короли были поддержаны и отвергнуты, происходящие из рода Каркота, но не сумевшие оказать достаточную власть или установить стабильность. [ 17 ] [ 18 ]
Сын Трибхуванапиды, Аджитапида, был назначен Утпалой сразу после смерти Чиппатайапиды. [ 18 ] Несколько лет спустя Мама провела успешную битву против Утпалы и установила Анангипида. [ 18 ] Три года спустя сын Утпалы Сукхаварман успешно восстал и поставил на престол Утпалапиду, сына Аджитапиды. [ 18 ] Через несколько лет Сухаварман намеревался занять трон сам, но был убит родственником; наконец, его сын Авантиварман сверг Утпалапиду и претендовал на трон ок. 855 г. с помощью министра Суры, основав таким образом династию Утпала. [ 17 ] [ 18 ]
Правило
[ редактировать ]Авантиварман
[ редактировать ]
Авантиварман Кашмирский был основателем династии, он взошел на трон примерно в 855/856 году нашей эры и правил 27 лет до 883 года. [ 18 ] Раджатарангини не фиксирует никакой военной активности во время своего правления, а приграничные территории оставались за пределами суверенитета Кашмира. [ 18 ]
Его министр Суйя отвечал за несколько нововведений в области ирригации и водопользования. [ 18 ] [ 19 ]
Шанкараварман
[ редактировать ]
Присоединение и раннее правление
[ редактировать ]Смерть Авантивармана привела к борьбе за власть. [ 18 ] Шанкараварман был поставлен во главе дел камергером Ратнавардханой . [ 18 ] Однако вместо этого советник Карнапа возвел на трон Сухавармана. [ 18 ] Было проведено множество сражений, прежде чем последний вышел победителем. [ 18 ]
Калхана отмечает, что Шанкараварман вторгся в Гуджарат с армией, состоящей из «девяти лаковых пехотинцев, трехсот слонов и одной лаковой кавалерии»; Алахана, местный правитель, был вынужден подарить часть территории, чтобы сохранить свой суверенитет. [ 18 ] [ 23 ] [ с ] Самкараварман был женат на Сугандхе, дочери соседнего короля, и имел по крайней мере трех других королев, включая одну Сурендравати. [ 18 ] Отмечается, что он принес как культурное, так и экономическое процветание. [ 18 ]
Деспотизм и смерть
[ редактировать ]Однако последние годы его режима были жестокими и отмечены безудержным угнетением, особенно с финансовой точки зрения. [ 18 ] Калхана описал его как «грабителя», который забирал прибыль, полученную от храмов, грабил религиозные учреждения и поставил аграхары и т. д. под прямой контроль короны, обеспечивая при этом минимальные компенсации. [ 18 ]
Принудительный труд был впервые систематически узаконен в Кашмире, а непредоставление таких услуг было признано правонарушением. [ 18 ] [ 24 ] Были созданы новые налоговые службы и разработана тщательно продуманная схема налогообложения, что привело к трудоустройству многочисленных каястх на королевской службе. [ 18 ] Калхана обвиняет этих скромных Каястх в том, что они довели честных жителей деревни до нищеты и разрушили всякую репутацию Шанкаравармана. [ 18 ] Стипендия изо всех сил пыталась процветать, а придворные поэты влачили жалкое существование без оплаты. [ 18 ] Голод и другие бедствия стали обычным явлением. [ 18 ]
Это продолжалось, несмотря на то, что Гопалаварман обвинял своего отца в безудержной жадности и причинял подданным ужасные несчастья. [ 18 ] Наконец, Самкараварман умер в 902 году от шальной стрелы на чужой территории, возвращаясь после успешного завоевания. [ 18 ] Его министры переправили труп в Кашмир, где были отданы последние почести и организованы похоронные обряды; некоторые из его королев и слуг умерли от Сати . [ 18 ] Несмотря на то, что у них было от тридцати до сорока выпусков, никто иной, как Гопалаварман и Самката, не выжили после младенчества, что Калнана приписывал карме . [ 18 ]
Гопалаварман
[ редактировать ]Гопалаварман был назначен новым королем, и Джон Немек отметил, что лабиринтная серия переворотов, начавшаяся с него, была бы достойна эпоса, подобного Махабхарате . [ 25 ] У него было короткое двухлетнее правление (902–904) под регентством Сугандхи. [ 18 ]
Гопалаварман возглавил знаменитую экспедицию против мятежного индуистского шахи, короля Удабханды ок. 903 г. и передал добычу «Торамана-Камалуке». [ 18 ] Однако эта победа возгордила его, и суд стал неприступным для простолюдинов. [ 18 ] Эффективной властью начал обладать любовник Сугандхи, Прабхакарадева, который также был королевским казначеем. [ 18 ] Так продолжалось до тех пор, пока его не поймали на растрате государственной казны и не начали расследование. [ 18 ]
Прабхакарадева нанял Рамадеву, одного из своих родственников, чтобы убить царя с помощью колдовства. [ 18 ] Гопалаварман вскоре умер от лихорадки, а Рамадева покончил жизнь самоубийством после того, как его заговор стал достоянием общественности. [ 18 ] У Гопалавармана было по крайней мере две супруги: Нанда, девочка-ребенок, и Джаялакшми. [ 18 ] На момент смерти у него не было проблем, но Джаялакшми уже была беременна. [ 18 ] Следовательно, Самката взошел на трон только для того, чтобы умереть через десять дней. [ 18 ]
Сугандха
[ редактировать ]
Сугандха захватила трон после Самкаты, очевидно, с намерением закрепить его за своим внуком (от Джаялакшми); однако он умер вскоре после рождения. [ 18 ] Она заняла трон и правила в течение двух лет — в обстановке, отмеченной волнениями тантринов, — прежде чем попытаться установить на престол Нирджитавармана, внука Суравармана, а также ее кровного родственника. [ 18 ]
Это было встречено значительным сопротивлением со стороны министров, а также тантринов из-за его хромоты, и вместо него они поставили на пост сына Нирджитавармана Партху. [ 18 ] После этого Нирджитаварман остался регентом, но Сугандха и ее советник были изгнаны. [ 18 ] [ д ]
Партха и Нирджитаварман
[ редактировать ]Коронованный в возрасте десяти лет, его десятилетнее правление (906–921) проходило под регентством Нирджитавармана, который, в свою очередь, был марионеткой в руках тантринов и министров. [ 18 ] Подданных притесняли и требовали крупные взятки. [ 18 ]
Самкаравардхана, старший министр, объединился с другим министром Сугандхадитьей, чтобы разграбить королевские финансы; Сыновья премьер-министра Мерубарданы также разбогатели. [ 18 ] В 914 году Сугандха безуспешно пытался вернуть себе трон с помощью Экангаса и вступил в битву с тантринами; она была заключена в тюрьму и казнена. [ 18 ] В 917 году Калхана упоминает о наводнении, которое впоследствии привело к катастрофическому голоду; министры вместе с тантринами получали прибыль, продавая накопленный рис по высоким ценам. [ 18 ]
У Партхи было несколько жен, любовница Самбавати и по крайней мере два сына Унматтаванти и Самкараварман II. [ 18 ] У Нирджитавармана было по крайней мере две царицы — Баппатадеви и Мригавати, дочь Мерувардханы. [ 18 ] Калхана отмечает, что они оба вступили в сексуальные отношения с Сугандхадитьей, чтобы обеспечить трон своим сыновьям - Чакраварману и Сураварману I. [ 18 ] Весь этот период был отмечен борьбой за трон между Партхой и Нирджитаварманом, и в 921 году Партха был окончательно свергнут тантринами. [ 18 ] Калхана ничего не сообщает о двухлетнем правлении Нирджитавармана. [ 18 ] Он умер, посадив Чакравармана на трон. [ 18 ]
Чакраварман и др.
[ редактировать ]
Чакраварман был еще одним ребенком-правителем; Тантрины немедленно попытались вернуть Партху, но тщетно. [ 18 ] Чакраварман правил десять лет (до 933/934), несколько месяцев под регентством своей матери, а затем под руководством бабушки Ксиллики. [ 18 ]
Затем новая революция тантринов привела к власти Суравармана I; он правил около года, прежде чем был вынужден отречься от престола, не сумев собрать требуемые взятки. [ 18 ] Партха был восстановлен, когда Самбавати примирил тантринов в свою пользу, но был свергнут в течение очень короткого периода времени, поскольку Чакраварман пообещал тантринам еще большее богатство. [ 18 ] После восстановления в 935 году он назначил тантринов на важные должности, но ему снова пришлось бежать, так как ему не удалось собрать достаточно налогов. [ 18 ]
После отречения Чакравармана Самкаравардхана отправил своего брата Самбхувардхану вести переговоры с тантринами от его имени. [ 18 ] За столом переговоров он пообещал еще большие взятки и купил себе корону, обманув Самкаравардхана. [ 18 ]
Чакраварман восстановлен
[ редактировать ]Тем временем Чакраварман заключил союз с Дамарами (во главе с Самграмой) в изгнании, и их объединенные силы атаковали Самбхувардхану весной 936 года недалеко от Падмапуры — современного Пампура . [ 18 ] Самкаравардхана, который служил военачальником тантринов, был убит самим Чакраварманом, что Калхана описал как момент безупречной доблести и значимости, поскольку остальные теперь были легко разбиты. [ 18 ] Чакраварман был восстановлен в должности после парада победы по городу, и он отказался помиловать Самбхувардхану и группу тантринов, которые были пойманы при бегстве. [ 18 ]
Его последующее правление, продолжавшееся около года, считается жестоким и чрезмерным, поскольку Калхана считает, что он сбился с пути из-за чрезмерных похвал и общения с людьми из низших каст. [ 18 ] [ 28 ] Особой критики подвергается то, что он предоставил аудиенцию Ранге, знаменитому певцу из скромной касты домба; ее дочери Хамси и Нагалата, как утверждается, при этом поймали короля в ловушку. [ 18 ] [ 29 ] [ 30 ]
Хамси вскоре стала вождем-царицей и начала контролировать государственные дела, назначая собратьев-домбасов (и людей, которые им подчинялись) на важные посты: они стали ближайшими друзьями короля, и их устные приказы были столь же могущественны, как и королевские указы. [ 18 ] Придворным приходилось доедать остатки еды, оставшейся от домб , а министры украшали одежду, имевшую менструальные пятна цариц домбы. [ 18 ] [ 31 ] [ 32 ] Священные места регулярно «осквернялись» низшими кастами. [ 18 ] Адвокат Чакравармана по домбе якобы даже заставил его изнасиловать жену-брамина во время ее ритуального поста под предлогом искупления своих грехов за вступление в сексуальные отношения с женщинами из другой касты. [ 18 ]
Летом 937 года группа стражников Дамары напала ночью на Чакравармана в уборной и преследовала его в спальню Хамси; Чакраварман, не найдя никакого оружия, встретил свой конец в ее объятиях. [ 18 ] Калхана отмечает, что это является возмездием за убийство им множества Дамар в нарушение предыдущего союза. [ 18 ] Жены Чакравармана якобы убеждали охранников забивать ему колени камнями в последние минуты его смерти. [ 18 ]
Унматтаванти
[ редактировать ]Унматтаванти взошел на трон после Чакравармана с помощью министра Сарваты и других. [ 18 ] В режиме, отмеченном бессмысленным насилием, нелепостью и угнетением, им эффективно контролировал министр по имени Парвагупта, который желал занять трон. [ 18 ] Унматтаванти нанял Каястхов на королевскую службу и назначил премьер-министром Ракку, пехотинца-брамина из дома Самграма. [ 18 ]
По приказу Парвагупты он приказал заморить своих братьев голодом, а своего безоружного отца (и мачех) убить. [ 18 ] Калхана упоминает, что Унматтаванти был рад увидеть труп Партхи, который сын Парвагупты Девагупта даже заколол на его глазах. [ 18 ] Калхана также обвиняет Унматтаванти в совершении ряда подлых действий, включая нанесение увечий беременным женщинам, ампутацию конечностей рабочим и избиение обнаженных женщин по декольте . [ 18 ]
У Унматтаванти четырнадцать королев и, вероятно, нет сына. [ 18 ] Он умер от хронической болезни в 939 году, испытывая сильную боль; перед смертью он короновал Суравармана II (которого слуги его сераля ложно провозгласили своим собственным сыном). [ 18 ]
Сураварман II и распад
[ редактировать ]Сураварман II правил всего несколько дней, прежде чем был свергнут своим главнокомандующим Камалвардханой, который объявил восстание со своей базы в Мадавараджье против Дамраса (и, как следствие, Утпалы). [ 18 ] Он бежал из королевства вместе со своей матерью, положив конец династии Утпала. [ 18 ] Камалвардхана созвал собрание брахманов, чтобы назначить следующего правителя, который отклонил его самовыдвижение, а также просьбу матери Суравармана II. [ 18 ]
Вместо этого был выбран Яшаскара, сын Прабхакарадевы. [ 18 ] Это положило конец династии Утпалы и подготовило почву для автократии Дидды . [ 18 ]
Общество
[ редактировать ]Религия
[ редактировать ]Авантиварман был набожным вайшнавом в личной жизни, но публично покровительствовал Шиве. [ 33 ] Вайкунтха Чатурмурти продолжал оставаться божеством-покровителем династии Утпала; Его также почитали в соседних регионах. [ 34 ]
Искусство и архитектура
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]Вся сохранившаяся литература восходит к двору Авантивармана, известного покровителя искусств; Ратнакара и Анандавардхана были его придворными поэтами. [ 18 ]
Святыни и города
[ редактировать ]Авантиварман вместе со своим главным министром Сурой построил множество храмов и городов — Авантипура, Сурапура и храм Авантисвами . [ 18 ] Суйя основал город Суйяпур. [ 18 ] Самкараварман основал Самкарапуру (современный Паттан ) и, вместе с Сугандхой, храмы Шивы Самкарагауриса и Сугандхеша. [ 18 ] К его временам приурочен еще один храм Шивы в Фаттегархе. [ 35 ] [ и ] Во время своего правления Сугандха построила города Сугандхапур и Гопалапур, храм Вишну Гопалакешава и монастырь Гопаламатха. [ 18 ] Нанда освятил святыни Нандакешавы и Нандаматхи. [ 18 ] Мерувардхана построил храм Вишну Мерувардханасвамин в Пуранадхистане (современный Пандретан ). [ 18 ] Самбавати был ответственным за основание святилища Шивы Самбвешвары. [ 18 ]
-
Остатки храма Авантисвами , построенного Авантиварманом из династии Утпала.
-
Рельефы из храма Авантисвами
Скульптура
[ редактировать ]-
Буддийское божество Чакрасамвара, 9–10 века н.э. ЛАКМА. [ 36 ]
-
Бодхисаттва Падмапани, Кашмир, 10 век, Линден-музей , Штутгарт.
Список правителей
[ редактировать ]Правитель | Царствование |
---|---|
Авантиварман | 853/855 – 883 гг. н. э. |
Шанкараварман | 883–902 гг. н. э. |
Гопалаварман | 902–904 гг. н.э. |
Санката | 904 г. н.э. |
Сугандха | 904–906 гг. н. э. |
Парта | 906 – 921 гг. н. э. |
Нирджитаварман | 921 – 922 гг. н.э. |
Чакраварман | 922–933 гг. н.э. |
Шураварман I | 933–934 гг. н.э. |
Парта (2-е правление) | 934–935 гг. н.э. |
Чакраварман (2-е правление) | 935 г. н.э. |
Шанкаравардхана (или Шамбхувардхана) | 935–936 гг. н.э. |
Чакраварман (3-е правление) | 936 – 937 гг. н.э. |
Унматтаванти («Безумный Аванти») | 937 – 939 гг. н. э. |
Шураварман II | 939 г. н. э. |
Яшаскарадева | 939 г. н. э. |
Будьте осторожны | 948 г. н.э. |
Санграмадева (Сангграма I) | 948 г. н.э. |
Парвагупта | 948–950 гг. н.э. |
Кхемгупта | 950–958 гг. н.э. |
Абхиманью II | 958–972 гг. н. э. |
похотливый | 972–973 гг. н. э. |
Трибхуванагупта | 973–975 гг. н. э. |
Бхимагупта | 975–980 гг. н.э. |
Дидда | 980–1009/1012 гг. н.э. |
Дидда (ок. 980–1003 гг. н.э.) посадила на трон Самграмараджа , сына своего брата, который стал основателем династии Лохара .
Примечания
[ редактировать ]- ^ По крайней мере три других Раджатарангини были написаны в средневековом Кашмире. С тех пор они потеряны. [ 9 ]
- ↑ Штейн комментирует: «С приходом на престол Авантивармана мы достигаем того периода истории Кашмира, для которого работы Калханы представляют нам поистине исторические записи».
- ^ Более подробную информацию см. Куваяма, Шошин (1976). «Тюркские шахи и соответствующие брахманские скульптуры в Афганистане» . Восток и Запад . 26 (3/4): 375–407. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29756318 .
- ↑ Изгнание, по-видимому, также было местью Прабхакарадеве, оскорбившему ранее тантринов. Сугандха переехал в Хаскапуру.
- ^ Подробное описание см. Г. Коули, В. (31 августа 1866 г.). «Заметки о некоторых храмах Кашмира» . Журнал Азиатского общества Бенгалии . XXXV (II): 113–114.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Митчинер, Майкл (1979). Восточные монеты и их стоимость: Неисламские государства и западные колонии: 600–1979 гг. Н.э., Том 3 . Хокинс. стр. 37 (монета 159–160).
- ^ Каннингем, Александр (1894). Монеты средневековой Индии седьмого века . п. Табличка IV, № 2.
- ^ Перейти обратно: а б Каннингем, Александр (1894). Монеты средневековой Индии седьмого века . п. 45.
- ^ Сен, Сайлендра Нат (1999). Древняя индийская история и цивилизация . Нью Эйдж Интернэшнл. п. 295. ИСБН 978-8122-411-98-0 .
- ^ Райна, Мохини Касба (2013). Кашур Люди, говорящие на кашмирском языке: аналитическая перспектива . Издательство Партридж, Сингапур. п. 9. ISBN 978-1482-899-47-4 .
- ^ Варику, К. (2009). Культурное наследие Джамму и Кашмира Пентагон Пресс. п. 88. ИСБН 978-8182-743-76-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Сиудмак, Джон (1 января 2013 г.). 1. Историческая и культурная история Кашмира до 1003 года нашей эры . Брилл. стр. 11, 16–19, 251, 262. ISBN. 978-90-04-24832-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Зутши, Читралекха (2019). «Кашмир как священное пространство». Кашмир . Дели: Издательство Оксфордского университета. Особенно Благословенный Пейзаж/Периферийное Королевство.
- ^ Перейти обратно: а б с ЗУТШИ, ЧИТРАЛЕХА (2011). «Перевод прошлого: переосмысление повествований «Раджатарангини» в колониальной Индии» . Журнал азиатских исследований . 70 (1): 5–27. дои : 10.1017/S0021911810002998 . ISSN 0021-9118 . JSTOR 41302205 . S2CID 146160013 .
- ^ Перейти обратно: а б Витцель, Майкл (1990). Об индийской исторической письменности: роль вамсавали» 2. doi « Японская ассоциация исследований Южной Азии: 10–11, 30. : 10.11384 /jjasas1989.1990.1 .
- ^ Рой, Кумкум (1994). «Определение домашнего хозяйства: некоторые аспекты предписаний и практики в ранней Индии» . Социолог . 22 (1/2): 15. дои : 10.2307/3517849 . ISSN 0970-0293 . JSTOR 3517849 .
- ^ Шульман, Дэвид (1 апреля 2013 г.). «Предисловие: Раджатарангини Калханы: Что это такое?» . Обзор экономической и социальной истории Индии . 50 (2): 127–130. дои : 10.1177/0019464613487096 . ISSN 0019-4646 . S2CID 220678233 .
- ^ Броннер, Игаль (1 апреля 2013 г.). «От завоевателя к знатоку: рассказ Калханы о Джаяпиде и формировании Кашмира как царства знаний» . Обзор экономической и социальной истории Индии . 50 (2): 161–177. дои : 10.1177/0019464613487098 . ISSN 0019-4646 . S2CID 144762916 .
- ^ Дезсо, Чаба (2020). «X.1.3: Светская традиция Кашмира». В Балоге, Дэниел (ред.). Гуннские народы в Центральной и Южной Азии: источники их происхождения и истории . Гронинген: Баркхаус. стр. 296–308. ISBN 9789493194014 .
- ^ Бисвас, Атрейи (1971). Политическая история хунов в Индии . Издательство Мунширам Манохарлал. стр. 112–113, 135, 138, 143. ISBN. 978-0-88386-301-5 .
- ^ Витцель, Майкл (сентябрь 1991 г.). «БРАМИНЫ КАШМИРА» (PDF) . стр. 24–28.
- ^ Перейти обратно: а б Сиудмак, Джон (1 января 2013 г.). 1. Историческая и культурная история Кашмира до 1003 года нашей эры . Брилл. стр. 11, 16–19, 251, 262. ISBN. 978-90-04-24832-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что CB копия компакт-диск Этот см. cg ч Там СиДжей ск кл см Штейн, Марк Аурель (1900). Раджатарангини Калханы: хроника царей Кашмира . Вестминстер: Арчибальд Констебль . стр. 97–103, 137, 143 (Введение), 186–232 (Раджатарангини Калаханы: Пятая книга).
- ^ Билхэм, Роджер; Бали, Бикрам Сингх (1 февраля 2014 г.). «Оползень и наводнение, вызванное землетрясением девятого века в Кашмирской долине, а также ущерб, нанесенный землетрясением средневековым храмам Кашмира» . Бюллетень сейсмостойкой инженерии . 12 (1): 79–109. Бибкод : 2014BuEE...12...79B . дои : 10.1007/s10518-013-9504-x . ISSN 1573-1456 . S2CID 96425661 .
- ^ «Метрополитен-музей» . www.metmuseum.org .
- ^ Коссак, Стивен; Лернер, Мартин (1994). «Искусство Южной и Юго-Восточной Азии» . Бюллетень Метрополитен-музея . 51 (4): 35, рис.25. дои : 10.2307/3269200 . JSTOR 3269200 .
- ^ Метрополитен-музей. Том. 10, Азия . Метрополитен-музей. 1987. с. 128. ИСБН 9780870994531 .
- ^ Штейн, Марк Аурел (1973). «Вклад в историю сахов Кабула» . Восток и Запад . 23 (1/2): 13–20. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29755834 .
- ^ Шарма, Махеш (1 декабря 2004 г.). «Государственное формирование и культурный комплекс в западных Гималаях: генеалогия и эпиграфы Чамбы - 700–1650 гг. Н. Э.». Обзор экономической и социальной истории Индии . 41 (4): 400–401. дои : 10.1177/001946460404100403 . ISSN 0019-4646 . S2CID 144871096 .
- ^ Немец, Джон (2017). «Умереть, чтобы возместить обиду другого: О Прае / Прайопавеше (на) в Раджатарангини Калханы » Журнал Американского восточного общества . 137 : 49.doi : (1 ) 10.7817/jameroriesoci.137.1.0043 . ISSN 0003-0279 . JSTOR 10.7817/jameriesoci.137.1.0043 .
- ^ «Метрополитен-музей» . www.metmuseum.org .
- ^ Метрополитен-музей. Том. 10, Азия . Метрополитен-музей. 1987. с. 127. ИСБН 9780870994531 .
- ^ ХАННЕДЕР, Дж. (2002). «О «Смерти санскрита» » . Индо-иранский журнал . 45 (4): 305. дои : 10.1163/000000002124994847 . ISSN 0019-7246 . JSTOR 24664154 .
- ^ ВЕКЕРДИ, ЮСЕФ (1981). «О социальной предыстории цыган» . Восточный журнал Венгерской академии наук . 35 (2/3): 243–254. ISSN 0001-6446 . JSTOR 23682188 .
- ^ Золлер, Клаус Питер (2017). «Традиции трансгрессивной сакральности (против богохульства) в индуизме» . Акта Ориенталия . 78 : 1–162. дои : 10.5617/ao.7265 . ISSN 1600-0439 .
- ^ Уайт, Дэвид Гордон (1992). «Вы то, что вы едите: аномальный статус собак-поваров в индуистской мифологии». В Кхаре, Равиндра (ред.). Вечная пища: гастрономические идеи и опыт индуистов и буддистов . Олбани: SUNY Press. ISBN 978-1-4384-0891-0 .
- ^ Тёржок, Юдит (2012). «Толерантность и ее пределы в Кашмире двенадцатого века: тантрические элементы в Раджатарангини Калханы». Индология Тауриненсия . XXXVIII : 15.
- ^ ПАЛ, ПРАТАПАДИТЯ (2007). «Свидетельства джайнизма в Афганистане и Кашмире в древние времена» . Бюллетень Азиатского института . 21:32 . ISSN 0890-4464 . JSTOR 24049361 .
- ^ Публикации Марга (1989). Искусство и архитектура древнего Кашмира . Публикации Марга. п. 85. ИСБН 978-81-85026-06-0 . Проверено 17 декабря 2012 г.
- ^ Гранофф, Филлис (1979). «Махешвара/Махакала: уникальный буддийский образ из Кашмира» . Искусство Азии 41 (1): 64–82. дои : 10.2307/3249500 . ISSN 0004-3648 . JSTOR 3249500 .
- ^ «Коллекции буддийского божества Чакрасамвары LACMA» . Collections.lacma.org .