Калачурис из Трипури
Калачурис из Трипури | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
возможно, VII век – ок. 1212 г. н. э. | |||||||||||||||||||
Золотая монета царя Гангеядевы ( ок. 1015–1041) из Калачури Трипури. Аверс : Лакшми сидящая . Реверс : «Шримад Гангея Девах» в три строки. | |||||||||||||||||||
![]() Территория Позднего Калакуриса во время правления Лакшмикарны , около 1050 г. н.э. [1] | |||||||||||||||||||
Капитал | Трипури | ||||||||||||||||||
Религия | индуизм | ||||||||||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||
• Учредил | возможно, 7 век | ||||||||||||||||||
• Упразднено | ок. 1212 г. н.э. | ||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
Сегодня часть | Индия |
Калачури из Трипури ( IAST : Калакури ), также известные как Калачури из Чеди , правили частями центральной Индии в период с 7 по 13 века. Они также известны как Поздние Калачури, чтобы отличить их от своих более ранних тезок, особенно Калачури Махишмати . Их основная территория включала исторический регион Чеди (также известный как Дахала - Мандала ), а их столица располагалась в Трипури (современный Тевар недалеко от Джабалпура , Мадхья-Прадеш ).
Происхождение династии неясно, хотя одна теория связывает их с Калачурисами Махишмати. К 10 веку калачури Трипури укрепили свою власть, совершая набеги на соседние территории и ведя войны с Гурджара-Пратихарами , Чанделами и Парамарасами . У них также были супружеские отношения с Раштракутами и Чалукьями Кальяни .
В 1030-х годах царь Калачури Гангеядева принял императорские титулы после достижения военных успехов на своих восточных и северных границах. Королевство достигло своего зенита во время правления его сына Лакшмикарны (1041-1073 гг. н.э.), который принял титул Чакравартин после военных кампаний против нескольких соседних королевств. контролировал часть королевств Парамара и Чандела Он также в течение короткого периода .
Династия постепенно пришла в упадок после Лакшмикарны, преемники которого уступили контроль над своими северными территориями Гахадавалам . Трайлокьямалла , последний известный правитель династии, правил по крайней мере до 1212 года нашей эры, но неизвестно, как и когда закончилось его правление. Во второй половине 13 века бывшие территории Калачури перешли под контроль Парамаров и Чанделов и, в конечном итоге, под контроль Делийского султаната . Ветвь династии, Калачури из Ратнапуры , правила в Ратнапуре (ныне Ратанпур ) в современном Чхаттисгархе .
Происхождение
[ редактировать ]Калачури Трипури в некоторых своих записях альтернативно называли себя Хайхаями: самыми ранними такими записями являются каменные надписи Билахари Ювараджи-девы II. [2] Династия ведет свое происхождение от легендарной лунной династии , заявляя о своем происхождении от легендарного Хайхайи правителя Картавирья Арджуны , который правил из Махишмати . [2] Это утверждение встречается в нескольких надписях Калачури, включая надпись Гьяраспура принца Валлека (сына Кокаллы I), [3] надпись Карны в Варанаси и надпись Яшахкарны в Хайрхе. Некоторые из этих надписей, такие как надпись Хайрха, прослеживают происхождение Картавирьи от Чандры (лунного божества) через Пауравов и Бхарату . [4] Согласно поэме XII века Притхвираджа Виджая , династия произошла от Картавирья Арджуны через некоего Сахасика («мужественного»), который был предком по материнской линии героя поэмы Притхвираджи III . В стихотворении также прослеживается мифическое происхождение Картавирьи от Чандры через его сына Будху (ртуть). [5]
Историк В. В. Мираши предполагает, что калачури Трипури произошли от калачуров Махишмати , правивших в западно-центральной Индии в VI-VII веках. Согласно этой теории, столкнувшись с неудачами против Чалукья на юге, Калачури расширили свою власть на севере; В условиях политического хаоса после упадка империи Харши член семьи обосновался в Каланджаре в конце 7 века и, наконец, переехал в Трипури. [6] Однако нет конкретных доказательств, убедительно доказывающих, что эти две династии были родственниками. [7] Ни в каких дошедших до нас записях династии Махишмати они не описываются как «Хайхайи», хотя в записях их соседей - Чалукья они упоминаются под этим именем. [8]
Калачури Трипури были также известны как Калачури Дахалы или Чайдья («[лорды] страны Чеди»). [7]
История
[ редактировать ]
Мало что известно о первых правителях династии, упоминания о которых встречаются в письменных генеалогиях. Самые ранние дошедшие до нас надписи династии были обнаружены в Чхоти Деори и Сагаре . Эти надписи относятся к периоду правления Шанкараганы I и датируются 8 веком нашей эры. [9]
Как феодалы Раштракута и Пратихара
[ редактировать ]Надпись Кариталай Лакшманараджи I (825-850 гг. н.э.) восхваляет царя Раштракута (имя которого утеряно) и упоминает поражение некоего Нагабхаты (предположительно Гурджара-Пратихара царя Нагабхаты II ). Это говорит о том, что в это время калачури находились в подчинении у своих южных соседей — императоров Раштракута, и воевали против своих северных соседей — императоров Пратихара. У них было множество супружеских связей с Раштракутами. Однако ко времени правления сына или внука Лакшманараджи Кокаллы I (850–890 гг. н.э.) они перешли на сторону Пратихаров. [10]
Кокалла I, по-видимому, был первым могущественным правителем династии, поскольку он регулярно упоминается в генеалогиях более поздних правителей Калачури. Согласно надписям Ратнапура Калачури , у него было 18 сыновей, старший из которых сменил его на троне, а остальные стали губернаторами провинций. Число 18, вероятно, не следует понимать в этом контексте буквально, поскольку оно считалось благоприятным числом и в этом контексте могло использоваться для обозначения того, что у Кокаллы было много сыновей. Старшим сыном, предположительно, был Шанкарагана II, которого современные ученые отождествляют с человеком, упоминаемым в различных источниках под именами «Прасиддха-дхавала», «Мугдха-тунга» и «Рана-виграха». Из остальных сыновей прародителем ветви Ратнапура стал безымянный принц. Среди других сыновей Кокаллы I были Арджуна, упоминаемый в Раштракуты надписях ; и Валлека или Валлавати, известный по надписи в Гьяраспуре. [11]

В надписи Валлека говорится, что он был сыном царицы Наты, которую можно отождествить с принцессой Чанделы «Натта», упомянутой как жена Кокаллы в надписи Варанаси более позднего правителя Карны . [12] Валлека, по-видимому, был последним (или одним из последних) губернатором Калачури области вокруг Гьяраспура, которая впоследствии стала частью территории Чанделы. [13] В надписи говорится, что Валлека служил королю Бходже, который описывается как правитель земли, и упоминается, что Валлека победил нескольких других царей на службе Бходжи. [14] Царя Бходжу можно отождествить с Гурджара-Пратихара императором Михира Бходжей , который упоминается и в других надписях Калачури. Эти другие надписи включают надпись Билхари, которая описывает Бходжу как один из «столпов славы», воздвигнутых Кокаллой I; и надпись Варанаси, в которой Бходжа описывается как получатель защиты Кокаллы. Описания в этих двух надписях заставили более ранних ученых поверить, что Кокалла подчинил Бходжу, но надпись Валлека предполагает, что Калачури подчинялись императору Пратихара Бходже. [15]
На основании надписи Валлека эпиграфист Ричард Г. Саломон предполагает, что Кокалла I был подчиненным Бходжи и сыграл важную роль в расширении юго-восточных границ империи Пратихара. [16] Его подчинение Бходже, возможно, было номинальным, и он, похоже, заложил фундамент империи Калачури, расширив свою сферу влияния в южной части империи Пратихара. [10] Более поздние надписи Калачури сильно преувеличивают славу Кокаллы и используют формулировки, преуменьшающие подчиненное положение Калачури. [17]
Ранние соверены
[ редактировать ]После упадка империй Раштракута и Пратихара Калачури обрели независимость, вероятно, во время правления Ювараджи-девы I (915–945 гг. Н. Э.). [10]
Шанкарагана III , взошедший на трон Калачури около 970 г. н. э., принял агрессивную политику экспансии. Он победил современного царя Гурджара-Пратихара , которым, вероятно, был Виджаяпала. Вероятно, он погиб в битве против Чандел . [18] Шанкарагане наследовал его младший брат Ювараджадева II , который установил супружеские отношения с Кальяни Чалукья правителем Тайлапой II . [19] Царь Парамара . Мунджа , который был врагом Тайлапы, вторгся в королевство Калачури и совершил набег на их столицу Трипури [20] После смерти Ювараджадевы II министры посадили его сына Кокаллу II . на трон [21]
Согласно гургийской надписи Кокаллы, его боялись три соседних царя: царь Гурджара (возможно, слабый правитель Гурджара-Пратихара Раджьяпала), царь Гауда ( Палы правитель Махипала ) и царь Кунтала ( Калаяни Чалукья царь Викрамадитья). В ). Эти утверждения предполагают, что Кокалла совершал набеги на территории этих королей. [21]
Гангеядева , сын и преемник Кокаллы II, взошел на престол около 1015 года нашей эры. [22] В начале своего правления он служил вассалом другого короля, возможно, Парамары царя Бходжи . [23] Он вел войну против Чалукья Кальяни , возможно, как вассал Бходжи. Тройственный союз Бходжи, Гангеядевы и Раджендры Чолы вступил в бой с королем Чалукья Джаясимхой II на нескольких границах. [24] Надписи Калачури и Чалукья утверждают об успехе в этой войне: похоже, что Гангеядева и его союзники были отброшены после достижения некоторых первоначальных успехов. [22]
Бходжа победил Гангеядеву в войне, но в отношении точной хронологии существует некоторая неопределенность. Согласно одной из теорий, Бходжа победил Гангеядеву перед кампанией против Чалукья, в которой Гангеядева сражался как вассал Парамары. [23] Другая теория состоит в том, что эти двое стали врагами после кампании против Чалукья. [25]
Имперская экспансия
[ редактировать ]
В 1030-х годах Гангеядева добился военных успехов на своих восточных и северных границах и принял титул суверенного императора. [27] На востоке он совершил набег на Уткалу при помощи своих вассалов Ратнапуры . Калачури, вероятно, победили в этой войне царя Бхаума-Кара Шубхакара II. [22] Гангеядева, похоже, также вел безрезультатную войну против Яяти, Сомаванши правителя Дакшина Косалы . [22]
На севере Гангеядева расширил свое королевство за счет Чандел , ослабленных вторжениями Газневидов . [28] Он потерпел поражение от короля Чанделы Виджаяпалы . [29] но в конечном итоге расширил свой контроль над священными городами Варанаси и Праягой . [27] Во время своего правления газневидский генерал Ахмад Ниялтыгин совершил набег на Варанаси в 1033 году нашей эры. [30]
Преемник Гангеядевы Лакшмикарна (1041–1073 гг. н. э.) был самым известным военачальником династии. Он принял титул Чакравартин после нескольких успешных кампаний против своих соседей. На востоке он вторгся в Ангу и Вангу (современная Бенгалия). [31] В Ванге он победил царя Чандры , возможно, Говиндачиндру . [31] Позже Лакшмикарна также вторгся в Палы находившийся под властью регион Гауда, . [32] Его вторжение было отражено Наяпалой . Тибетские источники предполагают, что буддийский монах Атиша заключил мирный договор между двумя королями. [33] Лакшмикарна, похоже, также совершил набег на Гауду во время правления преемника Наяпалы Виграхапалы III . В конце концов два короля заключили мирный договор, по которому дочь Лакшмикарны Юванашри вышла замуж за короля Пала. [32]
На юго-западе Лакшмикарна вел безрезультатную войну с Кальяни Чалукья царем Сомешварой I. [31] Похоже, он также воевал со своим юго-восточным соседом, Чола королем Раджадхираджей . [31] На западе он победил царя Гурджара , которого можно отождествить с Чаулукья царем Бхимой I. [31]
В середине 1050-х годов Лакшмикарна и Бхима объединились против Парамары царя Бходжи . Эти двое одновременно атаковали королевство малва Парамара с противоположных направлений. [32] По словам летописца XIV века Мерутунги, Бходжа умер в тот момент, когда два короля напали на малва. Лакшмикарна захватил королевство Парамара, что побудило Бхиму начать экспедицию, чтобы вернуть свою долю военных трофеев. [32] За короткое время Лакшмикарна уступил контроль над малва в пользу преемника Бходжи Джаясимхи , который получил помощь от принца Кальяни Чалукья Викрамадитьи VI. [32] Впоследствии Карна объединился с соперником и братом Викрамадитьи Сомешварой II и снова вторгся в малва. Однако эти двое были вынуждены отступить из-за брата Бходжи Удаядитьи . [34]
Лакшмикарна также подчинил Чанделы царя Девавармана (ок. 1050–1060 гг. н.э.), который, похоже, погиб в битве против него. [32] Похоже, он сохранял контроль над значительной частью территории Чанделы более десяти лет, прежде чем был свергнут преемником Девавармана Кирттиварманом в 1070-х годах нашей эры. [32]
Отклонить
[ редактировать ]Сын Лакшмикарны Яшакарна (ок. 1073–1123 гг. н.э.) совершил набег на некоторые соседние территории, но уступил северные части своего королевства, включая Варанаси , Гахадавалам . [37] Он также потерпел поражение от Парамары царя Лакшмадевы и Чанделы царя Саллакшанавармана . [38]
Сын Яшакарны Гаякарна женился на внучке Парамары царя Удаядитьи , что привело к миру между двумя королевствами. [38] Однако он, похоже, потерпел поражение от Чанделы короля Маданавармана . [39] Калачури Ратнапуры , которые ранее служили вассалами Трипури Калачурис, заявили о своей независимости во время правления Гаякарны. Гаякарна безуспешно пытался подчинить их. [38]
Сын Гаякарны Нарасимха вернул территории, утраченные Маданаварманом. Нарасимха, похоже, умер, не оставив наследника, так как ему наследовал его брат Джаясимха . [38] Джаясимха потерпел поражение от короля Чанделы Парамарди . Он также отправил неудачную экспедицию против Ратнапура Калачурис, чтобы подчинить их. [40]
Во время правления преемника Джаясимхи Виджаясимхи северный феодер по имени Саллакшана безуспешно пытался свергнуть сюзеренитет Калачури. [41] Известно, что преемник Виджаясимхи Трайлокьямалла правил по крайней мере до 1212 года нашей эры. Он претендовал на титул «Лорд Каньякубджи », но из-за отсутствия каких-либо подтверждающих доказательств нельзя с уверенностью сказать, действительно ли он захватил Каньякубжу. [41]
Трайлокьямалла - последний известный король своей династии. Неизвестно, когда и как закончилось его правление. Известно, что во второй половине XIII века бывшие территории Калачури перешли под контроль Парамарасов , Чанделов , Делийского султаната и Сеунов (Ядавов Девагири) . [42]
Религия
[ редактировать ]
Шиваизм - преобладающая вера, упомянутая в надписях Трипури Калачури. [43] Несколько лидеров Шайвов ( ачарья ) служили королевскими наставниками (раджагуру) царям Калачури; В их число входили Пуруша-Шива (Яшакарне ) , Шакти-Шива ( Гаякарне ), Кирти-Шива (Нарасимхе ) и Вимала-шива ( Джаясимхе ). [44] Гангеядева установил Шивалинга в Пиаване. [31] и его сын Лакшмикарна построили храм Карна-меру в Варанаси , который, вероятно, был посвящен Шиве . Говорят, что Яшакарна поклонялся храму Шивы в Дракшараме во время вторжения в регион Андхра. [37] Покровительство царицы Гаякарны Альханадеви привело к возвышению религиозных лидеров пашупата-шиваитов в королевстве Калачури. [38]
Надпись Гьяраспура, написанная сыном Кокаллы I Валлекой, в которой записано основание джайнского принцем храма, ярко выражена в шиваитских образах и формулировках с вайшнавским подтекстом. [43] Поскольку эта надпись является единственной записью династии, связанной с джайнами, неясно, была ли такая синкретическая тенденция особенностью джайнизма, практиковавшегося на территории Калачури, или эта надпись является единичным случаем. [45] Храм, упомянутый в надписи, может быть современным храмом Маладеви , который представляет собой смесь джайнской и брахманической иконографии. [46]
Список правителей
[ редактировать ]
Ниже приводится список правителей Трипури Калачури с оценками их правления: [51]
- Вамараджа-дева (675–700 гг. н.э.)
- Шанкарагана I (750-775 гг. н.э.)
- Лакшмана-раджа I (825–850 гг. н.э.)
- Воппа-раджа, описанный как предшественник Кокаллы в надписи Гьяраспура, был либо сыном Лакшмана-раджи I, либо другим именем этого царя. [3]
- Кокалла I (850–890 гг. н.э.); его младший сын основал филиал Ратнапура Калачури.
- Шанкарагана II (890-910 гг. н.э.), он же Мугдхатунга
- Балахарша (910-915 гг. н. э.)
- Ювараджа-дева I (915-945 гг. н.э.), псевдоним Кейураварша
- Лакшмана-раджа II (945–970 гг. н.э.)
- Шанкарагана III (970-80 гг. н.э.)
- Ювараджа-дева II (980-990 гг. н. э.)
- Кокалла II (990-1015 гг. н.э.)
- Гангея-дева (1015–1041 гг. н. э.)
- Лакшми-Карна (1041–1073 гг. н.э.), он же Карна
- Яша-Карна (1073-1123 гг. н.э.)
- Гая-карна (1123-1153 гг. н. э.)
- Нара-Симха (1153-1163 гг. н. э.)
- Джая-Симха (1163–1188 гг. Н. Э.)
- Виджая-Симха (1188–1210 гг. н.э.)
- Трайлокья-малла (ок. 1210 г. - минимум 1212 г. н.э.) [41]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Издательство Оксфордского университета, Цифровая библиотека Южной Азии. п. 147, Карта «к».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Р.К. Шарма 1980 , с. 2.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ричард Саломон 1996 , с. 151.
- ^ РК Шарма 1980 , стр. 1–2.
- ^ DC Сиркар 1971 , с. 153.
- ^ V. V. Mirashi 1974 , p. 376.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Р.К. Шарма 1980 , с. 8.
- ^ РК Шарма 1980 , стр. 2–3.
- ^ Ом Пракаш Мишра 2003 , с. 13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ричард Саломон 1996 , с. 154.
- ^ Ричард Саломон 1996 , стр. 149–150.
- ^ Ричард Саломон 1996 , с. 133.
- ^ Ричард Саломон 1996 , с. 150.
- ^ Ричард Саломон 1996 , стр. 146–147.
- ^ Ричард Саломон 1996 , стр. 151–152.
- ^ Ричард Саломон 1996 , с. 152.
- ^ Ричард Саломон 1996 , стр. 152–153.
- ^ V. V. Mirashi 1957 , p. 486.
- ^ V. V. Mirashi 1957 , pp. 486–487.
- ^ V. V. Mirashi 1957 , p. 487.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б V. V. Mirashi 1957 , p. 488.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д V. V. Mirashi 1957 , p. 489.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кришна Нараин Сет 1978 , с. 170.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , стр. 144–145.
- ^ Махеш Сингх 1984 , с. 65.
- ^ «Танцующий Ганеша» . Метрополитен-музей.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б V. V. Mirashi 1957 , p. 490.
- ^ РК Дикшит 1976 , с. 98.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , с. 88.
- ^ РК Дикшит 1976 , с. 100.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж V. V. Mirashi 1957 , p. 491.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г V. V. Mirashi 1957 , p. 492.
- ^ Алака Чаттопадхьяя 1999 , с. 98.
- ^ V. V. Mirashi 1957 , p. 493.
- ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 37, 147. ISBN. 0226742210 .
- ^ Итон, Ричард М. (25 июля 2019 г.). Индия в персидскую эпоху: 1000–1765 гг . Пингвин Великобритания. п. 38. ISBN 978-0-14-196655-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б V. V. Mirashi 1957 , p. 494.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и V. V. Mirashi 1957 , p. 495.
- ^ Сисиркумар Митра 1977 , стр. 112–113.
- ^ V. V. Mirashi 1957 , p. 496.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с V. V. Mirashi 1957 , p. 497.
- ^ V. V. Mirashi 1957 , p. 498.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ричард Саломон 1996 , с. 155.
- ^ Р.К. Шарма 1980 , с. 84.
- ^ Ричард Саломон 1996 , стр. 155–156.
- ^ Ричард Саломон 1996 , с. 156.
- ^ Ом Пракаш Мишра 2003 , стр. 13–14.
- ^ Вибхути Бхушан Мишра 1973 , с. 157.
- ^ Раджив Кумар Верма 2015 , с. 59.
- ^ Ом Пракаш Мишра 2003 , с. 14.
- ^ Раджив Кумар Верма 2015 .
Библиография
[ редактировать ]- Алака Чаттопадхьяя (1999). Атиша и Тибет . Мотилал Банарсидас. ISBN 978-81-208-0928-4 .
- Р.К. Дикшит (1976). Канделлы Джеджакабхукти . Абхинав. ISBN 9788170170464 .
- В. В. Мираши (1957). «Калакурис». В Р.С. Шарме (ред.). Всеобъемлющая история Индии: 985-1206 гг. н.э. Том. 4 (Часть 1). Конгресс истории Индии / Народное издательство. ISBN 978-81-7007-121-1 .
- В. В. Мираши (1974). Бхавабхути . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1180-5 .
- Вибхути Бхушан Мишра (1973). Религиозные верования и обычаи Северной Индии в период раннего средневековья . БРИЛЛ. ISBN 90-04-03610-5 .
- Ом Пракаш Мишра (2003). Археологические раскопки в Центральной Индии: Мадхья-Прадеш и Чхаттисгарх . Публикации Миттала. ISBN 978-81-7099-874-7 .
- Сисиркумар Митра (1977). Ранние правители Кхаджурахо . Мотилал Банарсидасс. ISBN 9788120819979 .
- Ричард Саломон (1996). «Каменная надпись Британского музея о принце Трипури Калакури Валлеке». Индо-иранский журнал . 39 (2): 133–161. дои : 10.1163/000000096790084999 . JSTOR 24662062 .
- Кришна Нараин Сет (1978). Рост могущества Парамара в малва . Прогресс. ОСЛК 8931757 .
- Р.К. Шарма (1980). Калачури и их времена . Сандип. OCLC 7816720 .
- Сингх, Махеш (1984). Бходжа Парамара и его времена . Бхаратия Видья Пракашан . Проверено 25 марта 2021 г.
- Округ Колумбия Сиркар (1971). Исследования религиозной жизни древней и средневековой Индии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-2790-5 .
- Раджив Кумар Верма (2015). «Надписи Калачури: отражение истощения политической власти» (PDF) . Витика . 1 (3). Архивировано из оригинала (PDF) 26 января 2017 года . Проверено 16 октября 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рахал Дас Банерджи (1931). Хайхайи Трипури и их памятники . Правительство Индии.
- Рамника Джалали; Раджни Манкотия (2003). Взгляд на Калачурис из Трипурари . Винод. ISBN 978-81-85599-59-5 .
- Надписи эпохи Калачури Чеди , Corpus Inscriptionum Indicarum, том 4 ( часть 1 заархивирована 23 сентября 2016 года в Wayback Machine , а часть 2 заархивирована 23 сентября 2016 года в Wayback Machine )