Бхима I
Бхима I | |
---|---|
Король Гуджарата | |
Царствование | ок. 1022–1064 гг. Н. Э. |
Предшественник | Дурлабхараджа |
Преемник | Потому что |
Супруг | Бакула деви, Удаямати |
Проблема | Мулараджа, Кшемараджа, Карна , Харипала |
династия | Чаулукья (Соланки) |
Отец | Нагараджа |
Бхима I (ок. 1022–1064 гг. н.э.) был королем Чаулукья , который правил частями современного Гуджарата в Индии. В первые годы его правления произошло вторжение Газневидов правителя Махмуда , который разграбил храм Сомнатха . Бхима покинул свою столицу и укрылся в Канткоте во время этого вторжения, но после ухода Махмуда он восстановил свою власть и сохранил территории своих предков. Он подавил восстание своих вассалов в Арбуде и безуспешно пытался вторгнуться в королевство Наддула Чахамана . К концу своего правления он заключил союз с Калачури царем Лакшми-Карной и сыграл важную роль в падении Парамары царя Бходжи .
Самый ранний из храмов Дилвара и Храм Солнца Модхера были построены во время правления Бхимы. Строительство Рани Ки Вав приписывают его королеве Удаямати.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Отец Бхимы, Нагараджа, был сыном царя Чаулукья Чамунда-раджи . На смену Чамунде пришли братья Нагараджи, Валлабха-раджа и Дурлабха-раджа , именно в таком порядке. И Валлабха, и Дурлабха умерли бездетными. По словам автора XII века Хемачандры , Дурлабха очень любил своего племянника Бхиму и перед своей смертью назначил Бхиму своим преемником. Дурлабха и Нагараджа умерли вскоре после восшествия Бхимы на престол. [2]
Военная карьера
[ редактировать ]Газневидское вторжение
[ редактировать ]В начале своего правления Бхима столкнулся с вторжением Махмуда Газни , чье разграбление храма Сомнатха подробно описано средневековыми мусульманскими историками. По словам Али ибн аль-Асира , Махмуд выступил из Газни 18 октября 1025 года. В Мултане он подробно спланировал свой марш и собрал припасы. Он покинул Мултан 26 ноября с большой армией, хорошо оснащенной для пересечения пустыни Тар , и достиг столицы Чаулукья в декабре 1025 года нашей эры. [3]
Согласно мусульманским источникам, Бхима бежал из своей столицы Анахилапатака (называемой средневековыми мусульманскими историками Нахрвалой). Он укрылся в Кантакоте , позволив Махмуду беспрепятственно войти в столицу Чаулукья. Внезапное вторжение Махмуда в сочетании с отсутствием каких-либо укреплений в Нахрвале, возможно, вынудило Бхиму покинуть свою столицу. Другие жители города, судя по всему, также эвакуировали его, поскольку мусульманские историки не упоминают о каких-либо массовых убийствах или грабежах в столице Чаулукья. [4]
Махмуд отдохнул в Нахрвале несколько дней, пополнил свои запасы, а затем уехал в Сомнатх. Относительно небольшой отряд в 20 000 солдат безуспешно пытался остановить продвижение Махмуда в Модхере . Историк А. К. Маджумдар предполагает, что Храм Солнца в Модхере мог быть построен в память об этой защите. [5] Перевернутая надпись в целле самого храма свидетельствует о разрушении и реконструкции, вероятно, вскоре после 1026 года нашей эры. [6]
Затем Махмуд двинулся в Делаваду . Хотя город сдался, не оказав никакого сопротивления, Махмуд вырезал всех его жителей. Наконец, армия Махмуда достигла Сомнатха 6 января 1026 года нашей эры. Мусульманские историки предполагают, что город был хорошо защищен, вероятно, фортом, охранявшим храм. По словам Абу Саида Гардизи , командир обороняющихся сил бежал на близлежащий остров. Другие защитники оказали сопротивление, но Махмуду удалось захватить форт к 8 января. [7] Затем Махмуд осквернил храм и украл огромное количество богатств, включая драгоценности и серебряных идолов. [8]
На обратном пути Махмуд узнал, что могущественный индуистский король по имени Парам Дев собрал большую армию, чтобы сразиться с ним. Гардези в своем «Китаб Зайнул-Ахбар» (ок. 1048 г. н. э.) утверждает, что Махмуд предпочел избегать любой конфронтации с этим королем. Захватчик вез с собой большое количество награбленного богатства, что, возможно, побудило его избежать битвы. Махмуд решил вернуться через Мансуру в Синде , хотя маршрут, соединяющий Гуджарат и Синд, был более опасным, чем путь по пустыне в Мултан. Более поздние мусульманские историки также упоминают об этом инциденте. [9] Историк XVI века Фиришта отождествил Парама Дева с Бхимой I, назвав его царем Нахрвалы. Историк А. К. Маджумдар согласен с этим определением, утверждая, что «Парам» может быть мусульманской неправильной транскрипцией слова «Бхима». [10] Ученые, критикующие эту теорию, отождествляют Парамдева с Парамара царем Бходжей , который правил соседней территорией малва . К.Н. Сет и Махеш Сингх отмечают, что Бхима взошел на трон недавно и не был могущественным правителем во время набега Махмуда. Фактически, как свидетельствуют мусульманские историки, он бежал из своей столицы и скрылся в Канткоте. Мусульманские историки до Фиришты, такие как Гардизи и Низамуддин Ахмад, упоминают царя Нахрвалы и Парама Дева как двух разных царей. В отличие от Бхимы, Бходжа был могущественным и известным правителем того времени. Бходжа также был шиваитом и, согласно Удайпуру Прашасти , построил храм, посвященный Соманатхе (аспекту Шивы). Таким образом, осквернение Махмидом храма Сомнатх в Гуджарате побудило Бходжу повести против него армию. На основании этих свидетельств некоторые ученые отождествляют Парама Дева с Бходжей. «Парам Дев», вероятно, является искажением «Парамара-Дева» или титулов Бходжи Парамабхаттакара - Парамешвара. . [11] [12]
Вторжение в Синд
[ редактировать ]По мнению учёного XII века Хемачандры , которому покровительствовали Чаулукья, Бхима победил Хаммуку, правителя Синда . Это утверждение также повторил летописец XIV века Мерутунга . Рассказ Хемачандры о войне Бхимы против Синда выглядит следующим образом: однажды шпионы Бхимы сообщили ему, что цари Андхры , Пундры и Магадхи подчинились ему. С другой стороны, Хаммука (царь Синдху, то есть Синда) и Карна (царь Чеди ) не только отказались признать его верховенство, но и опорочили его. Затем Бхима двинулся в Синд, пересекая мост и реку Инд при этом . Он победил Хаммуку, который был вынужден признать его превосходство. Позже он также победил Карну. [13]
Нет никаких эпиграфических свидетельств того, что Бхима победил царя Синда. В отсутствие каких-либо подтверждающих доказательств историческая точность этого рассказа сомнительна. Историк А. К. Маджумдар предполагает, что Хаммука мог быть потомком династии Саиндхава , которая, вероятно, происходила из Синда. Известно, что эта династия в последний раз правила западной Саураштрой в 915 году нашей эры. Как и в Хаммуке, имена его правителей оканчивались на -ка: Ранака, Джайка и Аггука. [14]
Парамарас Арбуды
[ редактировать ]Парамарская ветвь Арбуды была феодалом Чаулукьев со времен Мулараджи правления . Однако где-то до 1031 года н.э. правитель Абу Парамара Дхандука восстал против Бхимы. Бхима победил его и назначил Вималу новым дандапати (губернатором) Арбуды. [14] Вимала построил храм Адинатхи в 1031 году нашей эры, поэтому на горе Абу восстание Дхандхуки должно было произойти до этого года. [15]
Дхандхука нашел прибежище у Бходжи , Парамары царя Малавы . Согласно «Тиртха Кальпе» Джинапрабхи Сури , Бхима позже восстановил Дхандхуку в качестве своего вассала. [15]
В надписи 1042 г. н. э. о сыне Дхандхуки Пурнапале говорится, что он правил Арбуда- мандалой как Махараджадхираджа («царь великих царей») после победы над своим врагом. Это предполагает, что Парамары Арбуды, возможно, снова восстали против власти Бхимы. [14] Однако к 1062 году н.э. эта территория снова оказалась под контролем Бхимы, о чем свидетельствует надпись Вимала. [16]
Парамары Бхинмала
[ редактировать ]Бхима победил и заключил в тюрьму Кришнудева, правителя парамарской ветви Бхинмала . Однако Наддула Чахаманы победили Бхиму и освободили Кришнудева. Об этом свидетельствует надпись Кахамана на холме Сундха . Впоследствии Кришнадева правил независимо от Бхимы; его надписи описывают его как Махараджадхираджа . [16]
Кахаманас из Наддулы
[ редактировать ]Кахамана Надулы правили территорией к северу от королевства Чаулукья. Согласно надписи на холме Сундха , царь Чахаманы Анахилла победил Бхиму. [16] Анахилла, вероятно, отразила вторжение Бхимы. [17]
Надпись на холме Сундха, а также другая надпись Чахамана гласят, что более поздний король Анахилла также победил отряд слонов Бхимы. Говорят также, что Анахилла уничтожила армию Бхимы и захватила большую часть его территории. Его сыновья Балапрасад и Джендрараджа также приняли участие в войне против Бхимы. Балапрасад заставил Бхиму освободить Кришнудева (парамара, правителя Бхимала) из тюрьмы. Джендрараджа разгромил силы Бхимы при Шандераке (современный Сандерао ). [18]
Место сражений позволяет предположить, что агрессором в этой войне был Бхима, а чахаманы отразили его вторжение. Война продолжалась во время правления преемника Бхимы Карны. [19]
Парамары малва
[ редактировать ]Бхима заключил союз с Калачури царем Лакшми-Карной и сыграл значительную роль в падении Бходжи , Парамара династии малва . Это достижение зафиксировано несколькими летописцами и надписями Чаулукья. [19]
Наиболее подробный отчет о соперничестве между Бхимой и Бходжей дает летописец XIV века Мерутунга. Однако в легендарном рассказе Мерутунги трудно отделить историческую правду от вымысла, который звучит так: Бхима и Бходжа изначально были друзьями, но Бходжа разработал план вторжения в Гуджарат. Когда шпион Бхимы сообщил ему о плане Бходжи, Бхима отправил своего посла Дамару ко двору Бходжи. Дамара спровоцировала Бходжу напасть на Чалукья Кальяни , которые убили предыдущего правителя Парамары Мунджу . Таким образом, Дамаре удалось отвлечь внимание Бходжи от королевства Бхимы. Пока Бходжа столкнулся с войной с Кальяни Чалукьями, Дамара солгал ему, что Бхима также начал марш против него. Это обеспокоило Бходжу, который умолял Дамару убедить Бхиму отказаться от марша к малва. Дамара согласилась сделать это, если Бходжа подарит Бхиме пару слонов, что Бходжа и сделал. [20]
Мерутунга далее утверждает, что, пока Бхима вел войну против короля Синда, дигамбарский генерал Бходжи Кулачандра разграбил столицу Чаулукья Анахилапатаку. Впоследствии Мерутунга упоминает несколько инцидентов, которые позволяют предположить, что два короля поддерживали дипломатические отношения. Однажды, когда Бходжа поклонялся своему семейному божеству в храме на окраине своей столицы Дхары , богиня предупредила его, что он окружен вражескими солдатами. Бходжу чуть не убили гуджаратские солдаты Алуя и Колуя, но ему удалось бежать. [20]
В конце концов Мерутунга описывает смерть Бходжи следующим образом: Однажды царь Калачури Карна вызвал Бходжу на войну или состязание по строительству храма. Бходжа выбрал второй вариант и проиграл состязание Карне. Однако Бходжа отказался признать верховенство Карны. В результате Карна вторгся в малва с востока при поддержке 136 вассалов. Он также попросил Бхиму вторгнуться в малва с востока. Бходжа умер от болезни, когда эти два короля вторглись в его королевство. После его смерти Карна захватил его столицу и все его богатства. [21]
По словам Мерутунги, именно Карна захватил Дхару после смерти Бходжи. Другие летописцы Чаулукья утверждают, что Бхима захватил Дхару. Вполне возможно, что Бхима совершил набег на Дхару позже. [22] В одной конкретной хронике Кирти-Каумуди утверждается, что Бхима захватил Бходжу, но великодушно освободил его и сохранил ему жизнь. Это не подтверждается историческими свидетельствами. [23]
Калачурис из Трипури
[ редактировать ]Бхима и Калачури царь Лакшми-Карна оставались союзниками до смерти Бходжи. Впоследствии между ними, похоже, возник спор по поводу дележа добычи от победы. Летописцы Чаулукья утверждают, что Бхима легко подчинил Карну, но такие утверждения не имеют большой исторической ценности. Писатель XII века Хемачандра утверждает, что Бхима отправил своего посла Дамодару в Карну, требуя свою долю активов Парамары. Описание Дамодарой силы Бхимы напугало Карну, который начал восхвалять Бхиму и подарил ему золотой трон Бходжи. Летописец XIV века Мерутунга утверждает, что Бхима потребовал от Карны половину королевства Бходжи. Когда Карна отказался, посол Бхимы Дамара вошел во дворец Карны с 32 пехотинцами и похитил Карну, пока король Калачури спал. Карна в конце концов заключил мир, отдав Бхиме золотую святыню. [24]
Эти рассказы летописцев Чаулукья кажутся исторически неточными, поскольку Карна был слишком силен, чтобы его мог покорить посол Бхимы. Хемачандра вообще не упоминает о конфликте Бхимы с Бходжей, а названные им союзники Бхимы в борьбе с Карной все вымышлены. Рассказ Мерутунги, кажется, заимствован частично из «Двьяшрайи » Хемачандры и частично из «Кирти-Каумуди» . [24]
Тем не менее, есть некоторые исторические свидетельства конфликта между Бхимой и Карной. Карны Надпись на камне Рева утверждает, что, когда он приблизился к стране Гурджара (то есть к королевству Бхимы Гуджарат), женщины Гурджара пролили слезы и овдовели. Возможно, что Бхима получил некоторое преимущество над Карной после того, как калачури потерпели решительное поражение от Кальяни Чалукья царя Сомешвары I. [25]
Личная жизнь
[ редактировать ]Царицей Бхимы была Удаямати. По словам Хемачандры , у него было три сына: Мулараджа, Кшемараджа и Карна . Мулараджа умер при жизни Бхимы, и Кшемараджа отверг трон. В результате Карна сменил Бхиму. [26]
Мерутунга, с другой стороны, утверждает, что тремя сыновьями Бхимы были Мулараджа, Карна и Харипала. Из них Харипала родился от куртизанки по имени Бакуладеви. Историк А. К. Маджумдар предполагает, что рассказ Мерутунги кажется более точным, поскольку добровольный отказ от престола был очень редок. Хемачандра, который был царским придворным, вероятно, хотел избежать упоминания внебрачного сына Харипалы и поэтому замалчивал генеалогию. [27]
Храмы и сооружения
[ редактировать ]- Внутренняя резьба внутри храма Кумбхария Махавира
- Храм Шивы возле храма Сандери Мата
- Еще один храм возле храма Сандери Мата.
Бхима, также известный как Бхимадева, построил несколько религиозных и светских зданий. [28] Мерутунга утверждает, что он построил храм Трипурушапрасада в Анахилапатаке (ныне Патан ) в честь своего умершего сына. Он также построил храмы Бхимешвара и Бхаттарика Бхируани. Он восстановил храм Сомнатх после его разрушения Газни. Мерутунга приписывает Удаямати раскопки водохранилища в Анахилапатаке; Говорят, что этот танк был лучше, чем танк Сахастралинга в городе. Согласно популярной традиции, она также заказала Рани ки вав королевы ( ступенчатый колодец ). [29] Его министр, а затем губернатор Чандравати, Вимала построил храм Адинатх Джайн, один из храмов Дилвара , на горе Абу в последние годы правления Бхимы. Он также построил еще один храм в Патане и Вимала Васахи на Шатрунджае (отремонтированный в 17 веке). Храм Солнца в Модхере (1026-27 гг. н. э.), за исключением Рангамандапы и резервуара, был реконструирован во время правления Бхимы. Бхактамарастротра Вритти Ратнамандира (1370 г. н. э.) и Упадешатарангини (ок. 15 века) упоминают строительство храмов Адинатхи и Паршванатхи Шрешти Джинахом в Дхавалакке ( Дхолке ) в этот период. [30]
Храм Вагешвари/Кхамбалаи Мата в Дхинодже в районе Патан был построен в тот же период, что и храм Солнца Модхера. Храмы Ачалешвара Махадева и Джаганнатхи на горе Абу были современниками храма Адинатха. Храм Лимбоджи Мата в Дельмале на севере Гуджарата также относится к тому же периоду. Небольшой храм Сомешвары в Гораде недалеко от Мехсаны ; Храм Шивы и храм Сандери Мата в Сандере в районе Патан относятся к 11 веку. Разрушенный храм в Муламадхавпуре в Саураштре является современником храма Шивы в Сандере. Панхнатх Махадев и ранние сохранившиеся части храмов Амбика в Хедбрахме также относятся к этому периоду. Большой мраморный храм Махавиры (1062 г. н. э.), из пяти джайнских храмов в Кумбхарии , является последним крупным храмом этого периода. Столбы и перемычки из ваз и листьев храма этого периода в Патане повторно используются во входной шлюзовой камере Хана Саровара. Мечеть Танка в Дхолке имеет четыре украшенные колонны бхадрака , использованные из небольшого святилища того времени. Плохо отреставрированный храм Солнца и еще один храм, посвященный Дайтьясудане Вишну в Прабхас Патан также принадлежит к этому периоду. [30]
Ступенчатый колодец Анкол Мата в Даваде и Ступенчатый колодец Мата Бхавани в Ахмедабаде принадлежали третьей четверти XI века. [31]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 498.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 43.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , стр. 43–44.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 44-45.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 45.
- ^ Лобо, Вибке (1982). Храм Солнца в Модере: Монография по архитектуре и иконографии . Верлаг CH Бек. п. 32. ISBN 978-3-406-08732-5 .
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , стр. 45–46.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 46.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , стр. 162–163.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 44.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , стр. 163–165.
- ^ Махеш Сингх 1984 , стр. 61–62.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б с Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Кришна Нараин Сет, 1978 , стр. 180–181.
- ^ Jump up to: а б с Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 50.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 125.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , стр. 50–51.
- ^ Jump up to: а б Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б Асоке Кумар Маджумдар 1956 , стр. 51–52.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , стр. 52–53.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 53.
- ^ Кришна Нараин Сет 1978 , с. 184.
- ^ Jump up to: а б Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 54.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 55.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 56.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , стр. 55–56.
- ^ Мадхусудан А. Даки 1961 , с. 28.
- ^ Винод Чандра Шривастава 2008 , с. 857.
- ^ Jump up to: а б Мадхусудан А. Даки 1961 , стр. 28–35, 74–76.
- ^ Джейн-Нойбауэр 1981 , с. 20.
Библиография
[ редактировать ]- Асоке Кумар Маджумдар (1956). Чаулукьяс из Гуджарата . Бхаратия Видья Бхаван. OCLC 4413150 .
- Дашаратха Шарма (1959). Ранние династии Чаухан . С. Чанд / Мотилал Банарсидасс. ISBN 9780842606189 .
- Кришна Нараин Сет (1978). Рост могущества Парамара в малва . Прогресс.
- Джайн-Нойбауэр, Ютта (1981). Степвеллы Гуджарата: в историко-художественной перспективе . Публикации Абхинава. ISBN 978-0-391-02284-3 .
- Мадхусудан А. Дакай (1961). Дева, Кришна (ред.). «Хронология храмов Соланки в Гуджарате» . Журнал Мадхья-Прадеша Итихас Паришад . 3 . Бхопал : Мадхья-Прадеш Итихас Паришад.
- Махеш Сингх (1984). Бходжа Парамара и его времена . Бхаратия Видья Пракашан.
- Винод Чандра Шривастава (2008). История сельского хозяйства в Индии до 1200 г. н.э. Концепция. п. 857. ИСБН 978-81-8069-521-6 .