Аджаяпала (династия Чаулукья)
Аджаяпала | |
---|---|
Король Гурджары | |
Царствование | в. 1171 – 1175 гг. |
Предшественник | Кумарапала |
Преемник | Мулараджа II |
Супруг | Восхождение Деви |
Династия | Летающий |
Религия | индуизм |
Аджаяпала ( гг 1171–1175 . н.э.) был индийским королем из династии Чаулукья (Соланки) в Гуджарате . Он правил современным Гуджаратом и прилегающими территориями в течение короткого периода из своей столицы Анахилапатака (современный Патан).
Ранний период жизни
[ редактировать ]Аджаяпала сменил Кумарапалу на троне Чаулукья. [ 1 ] Согласно Суратхоцаве , написанному поэтом Сомешварой , Аджаяпала был сыном Кумарапалы. Сомешвара был современником сына Аджаяпалы Бхимы II (и, вероятно, Аджаяпалы). [ 2 ]
Однако некоторые более поздние джайнские писатели описывают Аджаяпалу как племянника Кумарапалы и сына Махипалы. Самым ранним из них является Абхаятилака Гани, написавший комментарий к « в » Хемачандры Двьяшрайе 13 веке. [ 1 ] Летописец XIV века Мерутунга также повторяет это утверждение в своем «Тхеравали» , но описывает Аджаяпалу как сына Кумарапалы в своем «Прабандха-Чинтамани» . [ 3 ] Более поздние джайнские летописцы, такие как Джаясимха Сури, Раджашекхара и Джинамандана, повторяют утверждение, что Аджаяпала был племянником Кумарапалы. [ 1 ]
Более вероятно, что Аджаяпала был сыном Кумарапалы. Поздние джайнские писатели, вероятно, заклеймили его как племянника Кумарапалы и изображали его негативно, поскольку он не покровительствовал джайнской вере. [ 3 ]
Вознесение
[ редактировать ]Более поздние джайнские летописцы утверждают, что Аджаяпала убил Кумарапалу, чтобы завоевать трон. Согласно рассказу Джаясимхи Сури, Кумарапала хотел назначить своим преемником либо своего племянника Аджаяпалу, либо внука Пратапамаллу. Он обратился за советом к своему наставнику, лидеру джайнов Хемачандре . Хемачандра сказал Кумарапале, что Аджаяпала не достоин быть царем, и вместо этого рекомендовал Пратапамаллу. Балачандра, злой ученик Хемачандры и друг Аджаяпалы, подслушал этот разговор. Он сообщил об этом Аджаяпале, который пообещал сделать его королевским наставником, когда он станет королем. После смерти Хемачандры Кумарапала заболел от горя. Аджаяпала смешал яд с молоком и спрятал единственное известное противоядие. Кумарапала умер от отравления, и его преемником стал Аджаяпала. Эту легенду повторяли другие летописцы, такие как Раджашекхара и Джинамандана, с небольшими вариациями. [ 4 ]
Это сообщение не похоже на правду, поскольку оно не упоминалось в трудах более ранних джайнских летописцев, таких как Прабхачандра и Мерутунга. Более поздние летописцы, похоже, придумали эти истории, чтобы изобразить Аджаяпалу в негативном свете, поскольку он не покровительствовал джайнизму. [ 1 ]
Военная карьера
[ редактировать ]
Аджаяпала, похоже, сохранил за собой территорию, унаследованную от Кумарапалы. Сюда входили малва , о чем свидетельствует надпись, найденная в Удайпуре, Мадхья-Прадеш . [ 6 ]
Чахамана Шакамбхари
[ редактировать ]По одной из теорий, Аджаяпала подчинил Шакамбхари Чахамана, правителя Сападалакши , возможно, Сомешвару . На это указывает эпитет Карадикрита-Сападалакша-Кшмапала , который был дарован ему в надписях на медных пластинах его сына Бхимы. В тексте XIII века Кирти-Каумуди говорится, что царь Джангала-деши (то есть Сападалакши) был вынужден отдать Аджаяпале золотой шатер и несколько слонов в качестве наказания. Другой писатель Арисимха утверждает, что король Сападалакши послал в Аджаяпалу серебряный шатер. Летописец Балачандра утверждает, что царь Джангала посылал подарки Аджаяпале. [ 2 ]
Основываясь на этих заявлениях, историки Асоке Маджумдар и Дашаратха Шарма предполагают, что Аджаяпала победил Сомешвару и получил от него дань. [ 2 ] [ 7 ] Историк Р.Б. Сингх, с другой стороны, предполагает, что предполагаемая «дань» была просто подарком, посланным Сомешварой Аджаяпале после его восхождения на трон; поэты Гуджарата преувеличили это событие до заявления о победе. В поддержку своей теории Сингх утверждает, что власть Чаулукья значительно ослабла после смерти Кумарапалы, и они не могли подчинить себе могущественных Чахаманов в это время. [ 8 ]
Гухилас из Медапаты
[ редактировать ]Аджаяпала вел войну против Самантасимхи , Гухил правителя Медапаты (современный Мевар). Гухила были покорены Чаулукьями в предыдущие годы, и Самантасимха, похоже, предпринял попытку свергнуть сюзеренитет Чаулукья. Похоже, что Самантасимха добился некоторого успеха против Аджаяпалы, но в конечном итоге потерпел поражение от феодала Аджаяпалы Прахладаны, Парамары вождя Абу . Об этом свидетельствует надпись Абу Прашасти 1231 года н. э. , в которой говорится, что Прахладана защищал царя Гурджара (то есть Аджаяпалу) после того, как Самантасимха сломил власть царя на поле битвы. [ 9 ]
В тексте Сукрита-Кирти-Калолини упоминается инцидент, в котором Аджаяпала с небольшим перевесом победил вражеского царя. Вероятно, это отсылка к его конфликту с Самантасимхой . [ 9 ]
Смерть
[ редактировать ]Аджаяпала умер в 1175 году нашей эры, где-то между 25 марта и 7 апреля. Летописец XIV века Мерутунга утверждает, что Пратихара по имени Ваяджаладева зарезал Аджаяпалу. Точность этого утверждения сомнительна, поскольку рассказ Мерутунги об Аджаяпале в целом ненадежен. [ 10 ]
Мулараджа II , сын Аджаяпалы и Наикидеви, сменил его на троне Чаулукья. После смерти Мулараджи младший сын Аджаяпалы Бхима II . на трон взошел [ 11 ]
Религия
[ редактировать ]Аджаяпала покровительствовал брахманической вере , в отличие от своего предшественника Кумарапалы, который также покровительствовал джайнизму, особенно в более поздний период своей жизни. Надпись Девапаттана прашасти полководца Чаулукья Шридхары хвалится тем, что Аджаяпала заставил дерево ведической религии снова вырасти. [ 12 ]
Надписи Аджаяпалы, а также его сыновей описывают его как Парама-Махешвару («преданного Шивы »), что необычно для Чаулукьяса. По словам современного поэта Сомешвары, во время его правления Шиве поклонялись ежедневно, а брамины хорошо вознаграждались. [ 12 ] Согласно Сомешвары Суратхоцаве Махакавье , его отец Кумара II служил священником ( пурохита ) в Аджаяпале. Сомешвара утверждает, что Кумара исцелил боевые раны Аджаяпалы молитвами Шиве и отказался принять подарки в виде драгоценностей от короля. [ 13 ]
Изображение в джайнских рассказах
[ редактировать ]Более поздние джайнские летописцы обвиняют Аджаяпалу в преследовании джайнов. Это утверждение не кажется исторически верным: эти джайнские авторы, вероятно, изображали Аджаяпалу в негативном свете, потому что он не поддерживал джайнизм в такой степени, как Кумарапала. [ 1 ]
Летописец XIV века Мерутунга был первым джайнским писателем, представившим Аджаяпалу в негативном свете. Он дает следующий отчет о проступках Аджаяпалы: Аджаяпала начал разрушать храмы, построенные Кумарапалой, хотя и прекратил такую деятельность, услышав саркастические замечания шута. Амрабхата (или Амбада), генерал, который возглавил успешную военную кампанию против Шилахары короля Малликарджуны во время правления Кумарапалы, отказался признать Аджаяпалу новым королем. В результате солдаты Аджаяпалы убили Амрабхату. Аджаяпала также приказал сжечь заживо своего недавно назначенного главного министра Капардина. Он также приказал убить ученика Хемачандры Рамачандру, положив его на нагретую медную пластину. [ 14 ]
Летописцы после Мерутунги, начиная с Джаясимхи Сури, продолжают обвинять Аджаяпалу в отравлении Кумарапалы. [ 6 ]
Джайнские писатели до Мерутунги, в том числе современники Аджаяпалы, не упоминают о какой-либо антиджайнской деятельности Аджаяпалы. Например, Яшахапала описывает Аджаяпалу как великого царя, а себя описывает как «лебедя на лотосоподобных стопах Аджаядевы» (то есть Аджаяпалы). Сомапрабха в своей «Сатартха-кавье» также восхваляет Аджаяпалу. [ 12 ] Арисимха и Балачандра также восхваляют Аджаяпалу. Удаяпрабха сравнивает его с божеством Индрой . Надпись Ваступала -Теджапала прашасти восхваляет его самообладание. Маникьячандра в своей «Паршванатха-чарите» (ок. 1219 г. н.э.) прямо заявляет, что джайнский ученый Вардхамана был жемчужиной дворов Кумарапалы и Аджаяпалы и украсил их дворы своими дискуссиями о джайнской доктрине. [ 6 ]
Культурные мероприятия
[ редактировать ]Нарапати написал «Нарапати-джаячарья» , труд по астрономии и астрологии , в Валлинагаре во время правления Аджаяпалы. Позже Адитья-дев написал « Бала-тантра-махарнава» или «Нарапати-виджайя» на основе труда Нарапати. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б с Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б Асоке Кумар Маджумдар 1956 , стр. 126–127.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 125.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 501.
- ^ Jump up to: а б с Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 130.
- ^ Дашаратха Шарма 1959 , с. 70.
- ^ РБ Сингх 1964 , стр. 157–158.
- ^ Jump up to: а б Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 128.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 131.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б с Асоке Кумар Маджумдар 1956 , с. 129.
- ^ Би Джей Сандесара (1953). Литературный кружок Махаматьи Ваступалы и его вклад в санскритскую литературу . Серия Сингхи Джайн. п. 46.
- ^ Асоке Кумар Маджумдар 1956 , стр. 128–129.
- ^ Дэвид Пингри , изд. (1970). Перепись точных наук на санскрите . Серия А. Том. 1. Американское философское общество. п. 48.
Библиография
[ редактировать ]- Асоке Кумар Маджумдар (1956). Чаулукьяс из Гуджарата . Бхаратия Видья Бхаван. OCLC 4413150 .
- Дашаратха Шарма (1959). Ранние династии Чаухан . С. Чанд / Мотилал Банарсидасс. ISBN 9780842606189 .
- РБ Сингх (1964). История Чахаманов . Н. Кишор. OCLC 11038728 .