Индра
Индра | |
---|---|
![]() Изображение Индры на слоне, Айравата, ок. 1820. | |
Другие имена | Девендра , Махендра , Сурендра, Сурапати, Суреша, Девеша, Девараджа , Амареша, Парджанья , Вендхан, |
Деванагари | Индра |
Санскритская транслитерация | Индра |
Принадлежность | Адитья , Дева , Дикпала , Парджанья |
Обитель | Амаравати , столица Индралоки в Сварге. [1] |
Мантра | Ом Индра Девая Намах Ом Индра Раджая Видмахе Махаиндрайя Дхимахи Танно Индрайа Прачодаят |
Оружие | Ваджра (удар молнии), Астра , Индрастра , Аиндрастра, Васави Шакти. |
Символы | Ваджра , сеть Индры |
День | Воскресенье |
Устанавливать | Айравата (белый слон), Уччайхшравас (белая лошадь) |
Тексты | Веды , Пураны , Упанишады |
Пол | Мужской |
Фестивали | Индра Джатра , Индра Вила , Ракша Бандхан , Лори , Саван , Дипавали |
Генеалогия | |
Родители | Кашьяпа и Адити (согласно Пуранам ) [2] [3] [а] |
Братья и сестры | Адитьи , включая Сурью , Варуну , Бхагу , Арьямана , Митру , Савитра и Ваману. |
Супруга | Шачи |
Дети | Джаянта , Ришабха, Мидхуша, Джаянти , Девасена ( Шашти ), Вали и Арджуна |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Зевс |
Римский эквивалент | Юпитер |
Скандинавский эквивалент | Тор |
Славянский эквивалент | в Перу |
Ханаанский эквивалент | Баал |
Индоевропейский эквивалент | Перквунас |
Кельтский эквивалент | Таранис |
Японский эквивалент | Сусаноо-но-Микото , Цукуёми-но-Микото |
Нуристанский эквивалент | Великий Гиш , Судрем |
Египетский эквивалент | Амон |
буддийский эквивалент | Шакра |
Индра ( / ˈ ɪ n d r ə / ; санскрит : इन्द्र ) — царь дэвов . [4] и Сварга в индуизме . Он связан с небом, молнией, погодой, громом, бурями, дождями, речными потоками и войной. [5] [6] [7] [8]
Индра — самое упоминаемое божество в Ригведе . [9] Он прославляется своими способностями, основанными на его статусе бога порядка. [4] и как тот, кто убил великое зло, асура по имени Вритра , препятствовавший человеческому процветанию и счастью. Индра уничтожает Вритру и его «силы обмана» и тем самым приносит дождь и солнечный свет как спаситель человечества. [8] [10]
Значение Индры в постведической индийской литературе уменьшается, но он по-прежнему играет важную роль в различных мифологических событиях. Он изображен как могущественный герой. [11]
Согласно « Вишну-пуране» , Индра — это титул, который носит царь богов , который меняется каждую Манвантару — циклический период времени в индуистской космологии . В каждой Манвантаре есть свой Индра, и Индра текущей Манвантары называется Пуранхара . [12] [13] [14] [15]
Индра также изображен на буддийском языке ( пали : Indā ). [16] [17] и джайн [18] мифологии. Индра правит долгожданным Дэвов царством перерождения в рамках доктрины сансары буддийских традиций. [19] Однако, как и в постведических индуистских текстах, Индра также является предметом насмешек и низведен до номинального статуса в буддийских текстах. [20] показан как бог, переживающий возрождение. [19] В джайнских традициях, в отличие от буддизма и индуизма, Индра не является царем богов, а царем сверхлюдей, проживающих в Сварга-Локе, и во многом является частью джайнской космологии возрождения. [21] Он также является тем, кто появляется со своей супругой Индрани , чтобы отпраздновать благоприятные моменты в жизни джайнского Тиртханкара , иконография, которая предполагает, что король и королева сверхлюдей, проживающих в Сварге, почтительно отмечают духовное путешествие джайна. [22] [23] Он является грубым эквивалентом Зевса в греческой мифологии или Юпитера в римской мифологии . Силы Индры аналогичны силам других индоевропейских божеств, таких как скандинавский Один , Перун , Перкунас , Залмоксис , Таранис и Тор , которые являются частью великой протоиндоевропейской мифологии . [8] [24] [25]
Иконография Индры показывает, что он владеет ваджрой и ездит на вахане своей Айравате . [26] [27] Обитель Индры находится в столице Сварги Амаравати , хотя он также связан с горой Меру (также называемой Сумеру). [19] [28]
Этимология и номенклатура
[ редактировать ]
Этимологические корни Индры неясны, и с 19 века эта тема является спорной среди ученых, и существует множество предложений. [30] [31] Важными предложениями стали:
- корень инд-у , или «капля дождя», основан на ведической мифологии о том, что он победил дождь и низвел его на землю. [26] [30]
- root ind , или «обладающий великой силой». Это было предложено Вопадевой. [26]
- корень idh или «kindle» и ina или «сильный». [32] [33]
- корень индха , или «зажигатель», за его способность приносить свет и силу ( индрия ), воспламеняющую жизненные силы жизни ( прану ). Это основано на Шатапатха Брахмане . [34]
- корень идам-дра , или «Оно видящее», относится к тому, кто первым постиг самодостаточного метафизического Брахмана . Это основано на Айтарейя Упанишаде . [26]
- корни у древних индоевропейских, индоарийских божеств. [35] Например, утверждает Иоанн Коларуссо , как отражение протоиндоевропейского *h₂nḗr- , греческого anēr , сабинского nerō , авестийского nar- , умбрийского nerus , древнеирландского nert , пуштунского nər , осетинского nart и других, которые все относятся к « самый мужественный» или «герой». [35]
Ученые колониальной эпохи предположили, что Индра имеет этимологические корни с авестийской Андрой , древневерхненемецким *antra («гигант») или старославянским jedru («сильный»), но Макс Мюллер раскритиковал эти предложения как несостоятельные. [30] [36] Более поздние ученые связали ведического Индру с Айнаром (Великим) из черкесской, абазинской и убыхской мифологии и Иннарой из хеттской мифологии. [35] [37] Коларуссо предлагает Понтийский регион [б] Происхождение и что как фонология, так и контекст Индры в индийских религиях лучше всего объясняются индоарийскими корнями и черкесской этимологией (т.е. *inra ). [35] Современные ученые предполагают, что это название произошло от Бактрийско-Маргианского археологического комплекса , где арийцы жили до того, как поселились в Индии.
Другие языки
[ редактировать ]На других языках он также известен как
- Ашкун : Индра
- Бенгальский : (IndroИндро
- Бирманский : Си Ка Мин ( [ðədʑá mɪ́ɰ̃] )
- Китайский : Йинтуолуо Дишитиан. или
- Индонезийский / Малайский : ( Чувства )
- Японский : Тайсякутен Taishakuten. [38]
- Яванский : ꦧꦛꦫꦲꦶꦤ꧀ꦢꦿ ( Батхара Индра )
- Камката-вари : Инра
- Каннада : (IndraИндра
- Кхмерский : Preah In произносится [preah ʔən] )
- Корейский : 제석천 ( Чесокчхон ).
- Лаосский язык : Ин Пха или Пха Нья Pha Nya InИн.
- Малаялам : Индран ( Индран )
- Пн : (InВ
- Mongolian : Индра (Indra)
- Одия : Индра ( Индро )
- Прасун : Индр
- Сингальский : Инду In̆du или ඉන්ද්ර (IndraИндра
- Тай Лю : ᦀᦲᧃ ( Ин ) или ᦘᦍᦱᦀᦲᧃ ( Пха Я Ин )
- Тамильский : Интиран ( Интиран )
- Телугу : Инруду Indrudu или IndraИндра.
- Tibetan : དབང་པོ་ ( dbang po )
- Тайский : Пхра Ин ( Phra In )
- Вайгали : Индр.
Эпитеты
[ редактировать ]Индра имеет множество эпитетов в индийских религиях, в частности Шакра (शक्र, могущественный),
- Вришан (вришан, могучий)
- Вритрахан (Вритрахан, убийца Вритры )
- Мегхавахана (मेघवाहन, тот, чьим средством передвижения является облако)
- Девараджа (Деварадж, царь богов)
- Девендра (Девендра, повелитель божеств) [39]
- Сурендра (Сурендра, глава божеств)
- Сваргапати (Сваргапати, владыка небес)
- Шатакрату (Сатакрату, совершающий 100 жертвоприношений).
- Ваджрапани (Ваджрапани, обладатель Ваджры, т. е. молнии)
- Васава (Васава, господин Васу)
- Пурандара (पुरंदर, разрушитель фортов)
- Каушика (कौशिक, Вишвамитра родился как воплощение Индры)
- Шачин или Шачиндра (शाचीन, супруга Шачи).
- Парджанья (Дождь)
Происхождение
[ редактировать ]
Индра имеет древнее, но неясное происхождение. Аспекты Индры как божества родственны другим индоевропейским богам; есть боги грома, такие как Тор , Перун и Зевс, которые разделяют части его героической мифологии, действуют как цари богов, и все они связаны с «дождем и громом». [40] Сходство между Индрой из ведической мифологии и Тором из скандинавской и германской мифологии существенно, утверждает Макс Мюллер . И Индра, и Тор — боги бури, обладающие властью над молнией и громом, оба носят молот или его эквивалент, поскольку оба оружия возвращаются в их руки после того, как они его метнули, оба связаны с быками в самых ранних слоях соответствующих текстов, оба используют гром как боевой клич, оба — защитники человечества, оба описаны в легендах о «доении облачных коров», оба — доброжелательные гиганты, боги силы, жизни, брака и боги-целители. [41]
Майкл Янда предполагает, что Индра берет свое начало от индоевропейского *trigw-welumos [или, скорее, *trigw-t-welumos ] «разрушителя ограждающего устройства» ( Вритры , Валы ) и diye-snūtyos «крыльчатка потоков» (освобождённый реки, соответствующие ведическому апам аджас «возбуждающий воды»). [42] похоже на Индру, упоминается среди богов Митанни Храбрый и героический Иннара или Инра, что по звучанию , хурритоязычного народа хеттского региона. [43]
Индра как божество присутствовала в северо-восточной части Малой Азии , о чем свидетельствуют надписи на глиняных табличках Богаз-кой, датированные примерно 1400 годом до нашей эры. На этой табличке упоминается договор, но его значение заключается в четырех именах, которые он почтительно включает: Ми-ит-ра , У-ру-в-на , Ин-да-ра и На-са-ат-ти-ия . Это соответственно Митра, Варуна , Индра и Насатья-Ашвин из ведического пантеона как почитаемые божества, и они также встречаются в авестийском пантеоне, но с Индрой и Наонхайтьей в качестве демонов. Это, по крайней мере, предполагает, что Индра и его собратья-божества были в моде в Южной и Малой Азии примерно к середине 2-го тысячелетия до нашей эры. [32] [44]
Индра восхваляется как высший бог в 250 гимнах Ригведы – индуистского писания , написанного где-то между 1700 и 1100 годами до нашей эры. Он восхваляется как высшее еще в 50 гимнах, что делает его одним из самых знаменитых ведических божеств. [32] Он также упоминается в древней индоиранской литературе, но с большим противоречием по сравнению с Ведами. В ведической литературе Индра — героический бог. В авестийских (древних, доисламских иранских) текстах, таких как Вд. 10.9, Дк. 9.3 и Gbd 27.6-34.27, Индра – или точнее Андра [45] – гигантский демон, противостоящий истине. [35] [с] В ведических текстах Индра убивает заклятого врага и демона Вритру, угрожающего человечеству. В авестийских текстах Вритра не встречается. [45]
Индра называется вртрагна- В Ведах (буквально «убийца препятствий»), что соответствует Веретрагне в зороастрийском существительном веретрагна- . По мнению Дэвида Энтони, древнеиндийская религия, вероятно, возникла среди индоевропейских иммигрантов в зоне соприкосновения реки Зеравшан (современный Узбекистан ) и (современный) Иран. [46] Это была «синкретическая смесь старых центральноазиатских и новых индоевропейских элементов». [46] которые заимствовали «отличительные религиозные верования и практики» [47] из бактрио-маргианской культуры . [47] В этой культуре обнаружено не менее 383 неиндоевропейских слов, включая бога Индру и ритуальный напиток Сома . [48] По словам Энтони,
Многие качества индоиранского бога силы/победы Веретрагны были переданы богу Индре, который стал центральным божеством развивающейся древнеиндийской культуры. Индра был предметом 250 гимнов, четверти Ригведы . Он больше, чем любое другое божество, ассоциировался с Сомой , стимулирующим препаратом (возможно, полученным из эфедры ), вероятно, заимствованным из религии BMAC. Его восхождение к известности было характерной чертой древнеиндийских носителей. [49]
Иконография
[ редактировать ]В Ригведе Индра описывается как волевой, вооруженный молнией, едущий на колеснице:
5. Пусть бычье небо укрепит тебя, бык; как бык, ты путешествуешь со своими двумя бычьими залежами.Как бык с бычьей колесницей, губастый, как бык с бычьей волей, ты, булава, на добычу нас поставил.
- Ригведа, Книга 5, Гимн 37: Джеймисон [50]
Оружие Индры, которым он убил злого Вритру, — это Ваджра или молния. Другая альтернативная иконографическая символика для него включает лук (иногда в виде красочной радуги), меч, сеть , петлю, крюк или раковину. [51] Удар молнии Индры называется Бхаудхара. [52]
В постведический период он ездит на большом белом слоне с четырьмя бивнями по имени Айравата . [26] В скульптурах и рельефах в храмах он обычно сидит на слоне или находится рядом с ним. Когда показано, что у него их два, он держит ваджру и лук. [53]
В Шатапатха-брахмане и традициях шактизма Индра считается тем же, что и богиня Шодаши (Трипура Сундари), и ее иконография описывается аналогично иконографии Индры. [54]
Радуга , называется Лук Индры (санскрит: ) indradhanus इन्द्रधनुस . [51]
Литература
[ редактировать ]Ведические тексты
[ редактировать ]
Индра был выдающимся божеством ведической эпохи индуизма. [32] В ведические времена в Ригведе 6.30.4 Индра описывался как превосходящий любого другого бога. Саяна в своем комментарии к «Ригведе» 6.47.18 описал Индру как принимающего множество форм, сделав Агни , Вишну и Рудру своими иллюзорными формами. [55]
Более четверти из 1028 гимнов Ригведы упоминают Индру, что делает его наиболее упоминаемым божеством. [32] [56] Эти гимны представляют сложную картину Индры, но некоторые аспекты Индры часто повторяются. Из них наиболее распространенной темой является то, что он в образе бога с помощью молнии убивает злого змея Вритру , который сдерживал дожди и, таким образом, выпускал дожди и питал землю реками. [30] Например, гимн Ригведы 1.32, посвященный Индре, гласит:
Я рассказал вам о первом из могущественных деяний Индры, которое совершил Ваджра. | 1. Теперь я провозглашу героические деяния Индры, те выдающиеся деяния, которые совершил владелец булавы: |
— Ригведа, 1.32.1–2. [57] |
В мифе Вритра обвился вокруг горы и поймал в ловушку все воды, а именно Семь рек . Все боги покидают Индру из страха перед Вритрой. Индра использует свою ваджру, булаву, чтобы убить Вритру и разбить горы, чтобы выпустить воду. В некоторых версиях ему помогают Маруты или другие божества, а иногда из горы также выпускают скот и солнце. [59] [60] В одной из интерпретаций Ольденберга гимны относятся к змеевидным грозовым облакам, которые собираются с ревущими ветрами (Вритра), Индра тогда рассматривается как бог грозы, который вмешивается в эти облака со своими молниями, которые затем выпускают дожди, питающие пересохшую землю. , урожай и, следовательно, человечество. [61] В другой интерпретации Хиллебрандта Индра — символический бог Солнца ( Сурья ), а Вритра — символический зимний великан (исторические мини-циклы ледникового периода, холода) в самых ранних, а не поздних гимнах Ригведы . Вритра — ледяной демон более холодной Центральной Азии и северных широт, сдерживающий воду. Индра — это тот, кто выпускает воду из зимнего демона, и эта идея позже трансформировалась в его роль бога бури. [61] По мнению Грисволда, это не совсем убедительная интерпретация, поскольку Индра в Ведах одновременно является богом молнии, богом дождя и богом-помощником рекам. Далее, демона Вритру, которого убил Индра, лучше всего понимать как любое препятствие, будь то облака, которые отказываются пропускать дождь, или горы или снег, которые сдерживают воду. [61] Джеймисон и Бреретон также утверждают, что Вритру лучше всего понимать как любое препятствие. Миф о Вритре связан с полуденным прессованием сомы, посвященным Индре или Индре и Марутам. [59]
Хотя в некоторых стихах Индра объявляется царем богов, не существует последовательного подчинения Индре других богов. В ведической мысли все боги и богини эквивалентны и являются аспектами одного и того же вечного абстрактного Брахмана , ни один из которых не является ни выше, ни ниже. Все боги подчиняются Индре, но все боги также подчиняются Варуне, Вишну, Рудре и другим, когда возникает такая ситуация. Далее, Индра также принимает и следует указаниям Савитра (солнечного божества). [62] Индра, как и все ведийские божества, является частью генотеистической теологии древней Индии. [63]
Второй по значимости миф об Индре — о пещере Вала. В этой истории пани украли скот и спрятали его в пещере Вала. Здесь Индра использует силу песен, которые он поет, чтобы открыть пещеру, освободить скот и рассвет. В пещере его сопровождают Ангирасы (а иногда и Навагвы или Дашагвы). Здесь Индра иллюстрирует свою роль царя-жреца по имени Брихаспати . Позже в Ригведе Брихаспати и Индра становятся отдельными божествами, поскольку и Индра, и ведический царь теряют свои священнические функции. Миф о Вале был связан с утренним прессованием сомы, во время которого скот передавался в дар священникам, называемым дакшина . [59]
Индра не является видимым объектом природы в ведических текстах и не является олицетворением какого-либо объекта, а является тем агентом, который вызывает молнии, дожди и реки. [64] Его мифы и приключения в ведической литературе многочисленны: от использования дождей, прорезания гор, чтобы помочь рекам течь, помощи земле в плодородии, высвобождения солнца путем победы над облаками, согревания земли путем преодоления зимних сил, завоевания света и рассвет для человечества, дающий молоко коровам, омолаживающий неподвижное во что-то подвижное и процветающее, и вообще он изображается устраняющим всякие и всяческие препятствия на пути человеческого прогресса. [65] Ведические молитвы Индре, как утверждает Джан Гонда , обычно просят «обеспечить успех этого обряда, низвергнуть тех, кто ненавидит материализованного Брахмана ». [66] Гимны Ригведы провозглашают его «царем, который движется и не движется», другом человечества, который объединяет различные племена на земле. [67]
Индру часто представляют как брата-близнеца Агни (огня) – еще одного главного ведического божества. [68] Тем не менее, он также представлен тем же самым, утверждает Макс Мюллер, как в Ригведическом гимне 2.1.3, в котором говорится: «Ты Агни, Индра, бык среди всех существ; ты широко правящий Вишну, достойный поклонения. . Ты — Брахман, (...)». [69] Он также является частью одной из многих ведических троиц, таких как «Агни, Индра и Сурья», представляющих аспекты существования «создатель-хранитель-разрушитель» в индуистской мысли. [56] [д]
Ригведа 2.1.3 Джеймисон 2014 г. [72]
- Ты, Агни, как бык существ, есть Индра; ты, широко идущий, достойный почтения, есть Вишну. Ты, о владыка священной формулировки, нашедший богатство, являешься Брахманом [Творителем]; тебя, о Распределитель, сопровождает Полнота.
Происхождение Индры противоречиво в ведических текстах, и фактически Ригведа 4.17.12 утверждает, что сам Индра, возможно, даже не знает так много о своих матери и отце. Некоторые стихи Вед предполагают, что его матерью была гришти (корова), тогда как в других стихах ее называют Ништигри. Средневековый комментатор Саяна отождествлял ее с Адити , богиней, которая в позднем индуизме является его матерью. Атхарваведа утверждает , что мать Индры — Экаштака, дочь Праджапати . В некоторых стихах ведических текстов говорится, что отцом Индры является Тваштар пара Дьяус и Притхви . , а иногда в качестве его родителей упоминается [72] (стр. 39, 582) [73] [74] По легенде, найденной в нем [ где? ] Перед рождением Индры его мать пытается убедить его не совершать неестественный выход из ее утробы. Сразу после рождения Индра крадет сому у своего отца, и мать Индры предлагает ему напиток. После рождения Индры мать Индры заверяет Индру, что он победит в соперничестве со своим отцом Тваштаром. И неестественный выход из чрева, и соперничество с отцом — универсальные атрибуты героев. [59] В Ригведе женой Индры является Индрани, она же Шачи, и она описана как чрезвычайно гордящаяся своим статусом. [75] В Ригведе 4.18.8 говорится, что после своего рождения Индра был проглочен демоном Кушавой. [76]
Индра также встречается во многих других малопонятных мифах. В одном Индра разбивает повозку Ушас (Зари), и она убегает. В другом Индра побеждает Сурью в гонке на колесницах, оторвав колесо его колесницы. Это связано с мифом, в котором Индра и его приятель Кутса едут на одной и той же колеснице, запряженной конями ветра, к дому Ушаны Кавьи, чтобы получить помощь, прежде чем убить Шушну , врага Кутсы. В одном мифе Индра (в некоторых версиях [ который? ] с помощью Вишну ) стреляет в кабана по имени Эмуша, чтобы добыть особую рисовую кашу, спрятанную внутри или за горой. Другой миф гласит, что Индра убил Намучи, обезглавив его. В более поздних версиях этого мифа Индра делает это с помощью трюка с использованием водной пены. Среди других существ, убитых Индрой, - Шамбара, Пипру, Варчин, Дхуни, Чумури и другие. Колесницу Индры затягивают лани-гнедые лошади, которых называют хари . Они приносят Индру к жертвоприношению и обратно, и им даже предлагают собственные жареные зерна. [59]
Упанишады
[ редактировать ]Древняя Айтарейя Упанишада приравнивает Индру, наряду с другими божествами, к Атману (душе, «я») в духе Веданты интернализации ритуалов и богов. Он начинается со своей космологической теории в стихе 1.1.1 с утверждения, что «вначале здесь был Атман, поистине единственный, - никакой другой мигающей вещи; он подумал: позвольте мне теперь создавать миры». [77] (стр. 294) [78] Эта душа, которую в тексте также называют Брахманом, затем приступает к созданию миров и существ в этих мирах, где все ведийские боги и богини, такие как бог солнца, бог луны, Агни и другие божества, становятся активными органами сотрудничества. тело. [78] [77] (стр. 295–297) [79] Согласно Упанишадам, после этого Атман создает пищу и, таким образом, возникает устойчивая неразумная вселенная. Затем вечный Атман входит в каждое живое существо, наполняя вселенную разумными существами, но эти живые существа не способны воспринимать свой Атман. Первый, кто увидел Атман как Брахман, утверждает Упанишада, сказал: « Идам адарша или «Я видел Это». [78] Другие затем называли этого первого провидца Идам-дрой или «Видящим Оно», который со временем стал загадочно известен как «Индра», потому что, как утверждает Айтарейя Упанишада , всем, включая богов, нравятся короткие прозвища. [77] (стр. 297–298) Мимолетное упоминание Индры в этой Упанишаде, утверждает Ален Даниэлу, является символической народной этимологией. [26]
Раздел 3.9 Брихадараньяка-упанишады связывает Индру с громом, молнией и высвобождением вод. [80] В разделе 5.1 Авьякта -упанишады Индра восхваляется как тот, кто воплощает качества всех богов. [56]
Постведические тексты
[ редактировать ]В постведических текстах Индра изображается как опьяненный гедонистический бог. Его важность снижается, и он превращается в второстепенное божество по сравнению с другими божествами индуистского пантеона, такими как Вишну , Шива или Деви . В индуистских текстах Индра иногда известен как аспект ( аватар ) Шивы . [56]
В Пуранах , Рамаяне и Махабхарате божественный мудрец Кашьяпа описывается как отец Индры, а Адити — как его мать. В этой традиции он представлен как один из их тридцати трех сыновей. [81] [73] Индра женился на Шачи , дочери давана Пуломана . В большинстве текстов утверждается, что у Индры была только одна жена, хотя иногда упоминаются и другие имена. [73] В тексте «Бхагавата-пураны» упоминается, что у Индры и Шачи было трое сыновей: Джаянта , Ришабха и Мидхуша. [82] В некоторых списках добавлены Ниламбара и Рабхус. [74] У Индры и Шачи также было две дочери, Джаянти и Девасена . Джаянти становится супругой Шукры , а Девасена выходит замуж за бога войны Картикею . [12] Индра изображается как духовный отец Вали в Рамаяне и Арджуны в Махабхарате . [20] Поскольку он известен тем, что владеет всеми видами военного оружия, его духовные сыновья Вали и Арджуна также разделяют его боевые качества. У него есть возничий по имени Матали . [83]
У Индры было множество романов с другими женщинами. Одной из таких была Ахалия , жена мудреца Гаутамы. Индра был проклят мудрецом. Хотя «Брахманы» (9–6 вв. до н. э.) являются самыми ранними писаниями, намекающими на их родство, индуистский эпос 7–4 веков до н. э. «Рамаяна» , героем которого является Рама , является первым, в котором этот роман подробно упоминается. [84]
В Пуранах Индра становится источником неприятных дождей, вызванных гневом с намерением причинить вред человечеству. Кришна , аватар Вишну , приходит на помощь, поднимая гору Говардхан на кончике пальца и позволяя человечеству укрыться под горой, пока Индра не исчерпает свой гнев и не смягчится. [20] Согласно Махабхарате , Индра маскируется под брамина , приближается к Карне и просит его кавачу (бронежилет) и кундалу (серьги) в качестве милостыни. Зная о своей истинной личности, Карна снял свою кавачу и кундалу и исполнил желание Индры. Довольный этим поступком, Индра дарит Карне небесный дротик, называемый Васави Шакти. [ нужна ссылка ]
Согласно « Вишну-пуране» , Индра — это положение царя богов, которое меняется в каждой Манвантаре — циклическом периоде времени в индуистской космологии . В каждой Манвантаре есть свой Индра, и Индра текущей Манвантары называется Пуранхара . [12] [13] [14] [15]
Сангамская литература (300 г. до н.э. – 300 г. н.э.)
[ редактировать ]Сангамская литература на тамильском языке содержит больше рассказов об Индре разных авторов. В « Чилаппатикараме » Индра описывается как малайский венкудай маннаван, что буквально означает «Индра с жемчужной гирляндой и белым зонтиком». [85]
В литературе сангама также описывается Индра Вила (праздник Индры), праздник отсутствия дождя, отмечаемый в течение одного полного месяца, начиная с полнолуния в Уттрае ( Чайтре ) и заканчивая полнолунием в Пуяли ( Вайсакхе ). это описано в эпосе «Чилапатикарам» . Подробно [86]
В своей работе «Тируккурал» (около 5 века н.э.) Валлувар цитирует Индру, чтобы проиллюстрировать ценность победы над своими чувствами. [87] [88]
В других религиях
[ редактировать ]Индра – важное божество, которому поклоняются люди калаши , что указывает на его выдающееся положение в древнем индуизме . [89] [90] [и] [91] [ф] [92] [93] [г] [94] [час] [95]
буддизм
[ редактировать ]
Буддийская космология помещает Индру над горой Сумеру , на небесах Траястримша. [17] Он проживает и управляет одним из шести миров перерождения, Дэвов царством Сансары , которое широко распространено в буддийской традиции. [96] [Дж] Перерождение в мире Индры является следствием очень хорошей Кармы (пали: камма ) и накопленных за человеческую жизнь заслуг. [99]

В буддизме Индру обычно называют другим именем — Шакра или Сакка, правителем небес Траястримши . [101] Шакру иногда называют Деванам Индра или «Повелитель дэвов». В буддийских текстах Индра также упоминается под многочисленными именами и эпитетами, как и в индуистских и джайнских текстах. Например, в «Буддачарите » Ашвагхоши в различных разделах Индра упоминается такими терминами, как «тысячеглазый», [102] Пурамдара , [103] Библиотека , [104] Махендра , Марутват , Валабхид и Магхават . [105] В других местах он известен как Девараджан (буквально «царь богов»). Эти имена отражают большое совпадение между индуизмом и буддизмом, а также принятие многих ведических терминов и концепций в буддийскую мысль. [106] Даже термин Шакра , что означает «могучий», появляется в ведических текстах, например, в гимне 5.34 Ригведы . [26] [107]
В Тхеравады буддизме Индра упоминается как Инда в вечернем пении, таком как Удиссанадиттханагатха (Имина). [108]
Бимаранская шкатулка из золота с гранатовой вставкой, датированная примерно 60 г. н. э., но некоторые предположения датируют ее I веком до н. э., является одним из самых ранних доступных археологических свидетельств, подтверждающих важность Индры в буддийской мифологии. На картине изображен Будда в окружении богов Брахмы и Индры. [109] [110]
В Китае , Корее и Японии он известен под иероглифами 帝釋天 (китайский: 釋提桓因, пиньинь: ши ди хуан инь, корейский: «Че-сок-чхон» или 桓因 Хван-ин , японский: «Тай-сяку-тен», кандзи : 帝釈天) и обычно появляется напротив Брахмы в буддийском искусстве. Брахма и Индра вместе почитаются как защитники исторического Будды (китайский: 釋迦, кандзи : 釈迦, также известный как Шакьямуни ), и их часто изображают принимающими первое омовение младенца Будды. Хотя Индру часто изображают как бодхисаттву на Дальнем Востоке , обычно в костюме династии Тан , его иконография также включает в себя боевой аспект, когда он держит молнию на своем слоне. [ нужна ссылка ]
В некоторых школах буддизма и в индуизме образ сети Индры является метафорой пустоты всего сущего и одновременно метафорой понимания Вселенной как паутины связей и взаимозависимостей. [111] [ циклическая ссылка ] .
В Китае Индра (帝釋天 Дишитиан) считается одним из двадцати четырех дэвов-защитников ( 二十四諸天 Èrshísì zhūtiān) буддизма. В китайских буддийских храмах его статуя обычно хранится в зале Махавиры вместе с другими дэвами.
В Японии Индра (帝釈天 Тайсякутен) — один из двенадцати Дэвов, божеств-хранителей, которые встречаются в буддийских храмах или вокруг них (十二天 Jūni-ten ). [112] [113] [114] [115]
Церемониальное название Бангкока утверждает, что город «дан Индрой и построен Вишвакарманом ». [116]
Джайнизм
[ редактировать ]Индра в джайнской мифологии всегда служит учителям Тиртханкары . Индра чаще всего появляется в историях, связанных с Тиртханкарой, в которых сам Индра управляет и празднует пять благоприятных событий в жизни этого Тиртханкары, таких как Чаван кальянак, Джанма кальянак, Дикша кальянак, Кевала Джняна кальянак и мокша кальянак. [117]
В джайнской литературе существует шестьдесят четыре Индры, каждый из которых правит разными небесными царствами, где небесные души, еще не достигшие Кайвальи ( мокши ). согласно джайнизму перерождаются [22] [118] Среди этих многих Индр правителем первого неба Кальпы является Индра, известный как Саудхарма в дигамбаре и Шакра в Шветамбары традиции . Его больше всего предпочитают, обсуждают и часто изображают в джайнских пещерах и мраморных храмах, часто со своей женой Индрани. [118] (стр. 25–28) [119] Они приветствуют верующего, когда он или она входит, обрамляют вход к идолу Джины (завоевателя) и возглавляют богов, пока они празднуют пять благоприятных моментов в жизни Джины, включая его рождение. [22] Эти истории, связанные с Индрой, разыгрываются мирянами в традиции джайнизма во время особой пуджи (поклонения) или праздничных воспоминаний. [22] [118] (стр. 29–33)
В южноиндийской общине дигамбара- джайнов Индра также является титулом потомственных священников, которые руководят функциями джайнского храма. [22]
Зороастризм
[ редактировать ]расхождения иранской и индийской религий друг от друга две основные группы божеств — асуры иранские ( ахура ) и даэвы дэвы (индийские По мере ) приобрели противоположные черты. [ предположение? ] По не совсем понятным причинам [ нужна ссылка ] Асура - с/ ахура демонизировалась в Индии и возвысилась в Иране, тогда как дэва -с/ даэва демонизировалась среди иранцев и возвысилась в Индии. В Вендидаде , одной из частей Авесты , Индра упоминается наряду с Нангхайтьей (ведической Насатьей) и Саврой (Шарва) как относительно второстепенный демон. [120] [121] В то же время многие черты Индры в Ригведе схожи с ахурами Митрой и Веретрагной и иранским легендарным героем Траэтоном (Ферейдуном) . Не исключено, что Индра, первоначально второстепенное божество, впоследствии приобретшее большее значение, по мере возрастания его значимости среди индоариев приобрел черты других божеств. [121]
См. также
[ редактировать ]- Ригведические божества
- Индрешвар
- Дева
- Нахуша
- Адитья
- Локапала
- Дикпала
- Индралока
- Астра
- Астра Индраджита
- Индра Дхваджа
- Индраял
- Ваджра , также Бхаудхара
- Виджая Дхануш
- Траястримша
- Нат
- десять бу
- Дхармапала
- Сакра или Сакка
- Индранама
- вместе
- Тайсякутен
- В Тагьяме
- Ваджрапани
- Юаньши Тяньцзунь
- Нефритовый император
- Хванин
- Tengri
Примечания
[ редактировать ]- ^ Это его родители в Эпосе и Пуранах. Информацию о различных более ранних версиях см. в #Literature.
- ^ — Понтийское море регион вблизи Черного моря .
- ^ В божествах, подобных Индре в хеттской и европейской мифологии, он также является героем. [35]
- ↑ Идея Тримурти в индуизме, утверждает Ян Гонда , «похоже, развилась из древних космологических и ритуалистических спекуляций о тройственном характере отдельного бога, в первую очередь Агни , чьи рождения три или трижды и который является тройным светом». , имеет три корпуса и три станции». [70] (стр. 218–219) Другие троицы, помимо более распространенных «Брахма, Вишну, Шива», упомянутые в древних и средневековых индуистских текстах, включают: « Индра , Вишну, Брахманаспати», «Агни, Индра , Сурья», «Агни, Ваю, Адитья», «Махалакшми». , Махасарасвати и Махакали» и другие. [70] (стр. 212–226) [71]
- ^ Известные места включают Хадду, недалеко от Джелалабада, но буддизм, похоже, никогда не проникал в отдаленные долины Нуристана, где люди продолжали практиковать раннюю форму политеистического индуизма. [90]
- ↑ Вплоть до конца девятнадцатого века многие нуристанцы практиковали примитивную форму индуизма. Это была последняя область Афганистана, принявшая ислам, и обращение было совершено мечом. [91]
- ^ Некоторые из их божеств, которым поклоняются в племени Калаш, похожи на индуистских богов и богинь, таких как Махадев в индуизме, которого в племени Калаш называют Махандео. ... Все члены племени также посещают Махандео для поклонения и молитвы. После этого они добираются до гри (места танцев). [93]
- ^ Калаша — уникальный народ, живущий всего в трех долинах недалеко от Читрала в Пакистане, столицы Северо-Западной пограничной провинции, граничащей с Афганистаном. В отличие от своих соседей в горах Гиндукуша как на афганской, так и на пакистанской стороне границы, калаши не приняли ислам . В середине 20-го века несколько деревень Калаша в Пакистане были насильственно обращены в эту доминирующую религию, но люди боролись с обращением, и как только официальное давление было снято, подавляющее большинство продолжало исповедовать свою собственную религию. Их религия представляет собой форму индуизма, которая признает множество богов и духов и была связана с религией древних греков... учитывая их индоарийский язык... религия Калаши гораздо более тесно связана с индуизмом. своих индийских соседей — религии Александра Великого и его армии. [94]
- ^ Однако для подавляющего большинства буддистов в странах Тхеравады орден монахов рассматривается буддистами-мирянами как средство получения наибольшего количества заслуг в надежде накопить хорошую карму для лучшего перерождения. [97]
- ^ Ученые [97] [я] [98] Обратите внимание, что лучшее перерождение, а не нирвана, было основной целью подавляющего большинства буддистов-мирян. В буддийских традициях этого добиваются посредством накопления заслуг и хорошей каммы .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Далал, Рошен (2014). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги о пингвинах. ISBN 9788184752779 – через Google Книги.
- ^ Далал, Рошен (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0-14-341421-6 .
- ^ Я, 1975 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бауэр, Сьюзен Уайз (2007). История древнего мира: от самых ранних отчетов до падения Рима (1-е изд.). Нью-Йорк: WW Нортон . п. 265. ИСБН 978-0-393-05974-8 .
- ^ Гопал, Мадан (1990). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 66 – через Интернет-архив.
- ^ Шоу, Джеффри М., доктор философии; Деми, Тимоти Дж., доктор философии. (27 марта 2017 г.). Война и религия: энциклопедия веры и конфликтов . Гугл Ксенжки. ISBN 9781610695176 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) [3 тома] - ^ Перри, Эдвард Делаван (1885). «Индра в Ригведе». Журнал Американского восточного общества . 11 (1885): 121. doi : 10.2307/592191 . JSTOR 592191 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Берри, Томас (1996). Религии Индии: индуизм, йога, буддизм . Издательство Колумбийского университета. стр. 20–21 . ISBN 978-0-231-10781-5 .
- ^ Гонда, Январь (1989). Гимны Индры в Ригведе . Архив Брилла. п. 3. ISBN 90-04-09139-4 .
- ^ Грисволд, Херви де Витт (1971). Религия Ригведа . Мотилал Банарсидасс. стр. 177–180. ISBN 978-81-208-0745-7 .
- ^ «Ахаля, Ахаля: 15 определений» . Библиотека мудрости . нд . Проверено 14 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рошен Далал (2010). Религии Индии: краткое руководство по девяти основным конфессиям . Книги Пингвинов Индия. стр. 190, 251. ISBN. 978-0-14-341517-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Датт, Манмат Нат. Вишну Пурана . стр. 170–173.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уилсон, Гораций Хейман (1840). «Вишну Пурана» . www.sacred-texts.com . Книга III, глава I, страницы 259–265 . Проверено 15 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гита Пресс Горакхпур. Вишну Пуран, иллюстрированный переводами на хинди Gita Press Gorakhpur (на санскрите и хинди). стр. 180–183.
- ^ «Словарь | Буддийская дверь» . www.buddhistdoor.net . Проверено 18 января 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хелен Жозефина Барони (2002). Иллюстрированная энциклопедия дзэн-буддизма . Издательская группа Розен. п. 153. ИСБН 978-0-8239-2240-6 .
- ^ Лиза Оуэн (2012). Вырезание преданности в джайнских пещерах в Эллоре . БРИЛЛ Академик. п. 25. ISBN 978-90-04-20629-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Роберт Э. Басвелл младший; Дональд С. Лопес младший (2013). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. стр. 739–740. ISBN 978-1-4008-4805-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Венди Донигер (2015), Индра: индийское божество , Британская энциклопедия
- ^ Наоми Эпплтон (2014). Повествование о карме и перерождении: буддийские и джайнские истории о нескольких жизнях . Издательство Кембриджского университета. стр. 50, 98. ISBN. 978-1-139-91640-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Кристи Л. Уайли (2009). Джайнизм от А до Я. Пугало Пресс. п. 99. ИСБН 978-0-8108-6821-2 .
- ^ Джон Э. Корт (22 марта 2001 г.). Джайны в мире: религиозные ценности и идеология в Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 161–162. ISBN 978-0-19-803037-9 .
- ^ Мадан, Теннесси (2003). Омнибус индуизма . Издательство Оксфордского университета. п. 81. ИСБН 978-0-19-566411-9 .
- ^ Бхаттачарджи, Сукумари (2015). Индийская теогония . Издательство Кембриджского университета. стр. 280–281.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Ален Даниэлу (1991). Мифы и боги Индии: классический труд об индуистском политеизме из серии Принстон-Боллинген . Внутренние традиции. стр. 108–109. ISBN 978-0-89281-354-4 .
- ^ Т. А. Гопинатха Рао (1993). Элементы индуистской иконографии Мотилал Банарсидасс. п. 111. ИСБН 978-81-208-0878-2 .
- ^ Уилкингс 2001 , с. 52.
- ^ Сита Пиерис; Эллен Рэйвен (2010). ABIA: Индекс искусства и археологии Южной и Юго-Восточной Азии: Том третий – Южная Азия . БРИЛЛ Академик. п. 232. ИСБН 978-90-04-19148-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Фридрих Макс Мюллер (1903). Антропологическая религия: Гиффордские лекции, прочитанные в Университете Глазго в 1891 году . Лонгманс Грин. стр. 395–398 .
- ^ Чакраварти, Ума (1995). «К этимологии слова НДРА ». Летопись Бхандаркарского института восточных исследований . 76 (1–4): 27–33. JSTOR 41694367 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Херви Де Витт Грисволд (1971). Религия Ригведа . Мотилал Банарсидасс. стр. 177–178 со сноской 1. ISBN. 978-81-208-0745-7 .
- ^ Эдвард Делаван Перри (1885). «Индра в Ригведе». Журнал Американского восточного общества . 11 : 121. дои : 10.2307/592191 . JSTOR 592191 .
- ^ Аннетт Уилке; Оливер Мобус (2011). Звук и коммуникация: эстетическая культурная история санскритского индуизма . Вальтер де Грюйтер. стр. 418 со сноской 148. ISBN. 978-3-11-024003-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Джон Коларуссо (2014). Нартские саги Кавказа: мифы и легенды черкесов, абазов, абхазов и убыхов . Издательство Принстонского университета. п. 329. ИСБН 978-1-4008-6528-4 .
- ^ Винн, Шан ММ (1995). Небеса, герои и счастье: индоевропейские корни западной идеологии . Университетское издательство Америки. п. 371, примечание 1. ISBN 978-0-8191-9860-0 .
- ^ Чакраборти, Ума (1997). Индра и другие ведические божества: эвгемеристическое исследование . ДК Принтмир. стр. 91, 220. ISBN. 978-81-246-0080-1 .
- ^ Обращение президента WHD Rouse Folklore , Vol. 18, № 1 (март 1907 г.), стр. 12-23: «Царь богов - Сакка, или Индра»
- ^ Уилкингс 2001 , с. 53.
- ^ Александр Стюарт Мюррей (1891). Руководство по мифологии: греческая и римская, скандинавская и древнегерманская, индуистская и египетская мифология, 2-е издание . Сыновья К. Скрибнера. стр. 329–331.
- ^ Фридрих Макс Мюллер (1897). Вклад в науку мифологии . Лонгманс Грин. стр. 744–749 .
- ^ Янда, Майкл (2000). Элевсин: индоевропейское наследие мистерий . Институт лингвистики Инсбрукского университета. стр. 261–262. ISBN 978-3-85124-675-9 .
- ^ фон Дассов, Ева (2008). Государство и общество в эпоху поздней бронзы . Университетское издательство Мэриленда. стр. 77, 85–86. ISBN 978-1-934309-14-8 .
- ^ Рэпсон, Эдвард Джеймс (1955). Кембриджская история Индии . Издательство Кембриджского университета. стр. 320–321. GGKEY:FP2CEFT2WJH.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мюллер, Фридрих Макс (1897). Вклад в науку мифологии . Лонгманс Грин. стр. 756–759 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Энтони 2007 , с. 462.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Беквит 2009 , с. 32.
- ^ Энтони 2007 , с. 454-455.
- ^ Энтони 2007 , с. 454.
- ^ Джеймисон, Стефани; Бреретон, Джоэл (23 февраля 2020 г.). Ригведа . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190633394 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Даниэлу, Ален (1991). Мифы и боги Индии: классический труд об индуистском политеизме из серии Принстон-Боллинген . Внутренние традиции. стр. 110–111. ISBN 978-0-89281-354-4 .
- ^ Гопал, Мадан (1990). Гаутам, К.С. (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 75 .
- ^ Массон-Орсель и Морен 1976 , с. 326.
- ^ Ален Даниэлу (1991). Мифы и боги Индии: классический труд об индуистском политеизме из серии Принстон-Боллинген . Внутренние традиции. п. 278. ИСБН 978-0-89281-354-4 .
- ^ «Ригведа 6.47.18 [английский перевод]» . 27 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ален Даниэлу (1991). Мифы и боги Индии: классический труд об индуистском политеизме из серии Принстон-Боллинген . Внутренние традиции. стр. 106–107. ISBN 978-0-89281-354-4 .
- ^ Ригведа: Суктам 1.32 , Wikisource Ригведа, санскритский текст
- ^ Стефани Джеймисон (2015). Ригведа – древнейшая религиозная поэзия Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 135. ИСБН 978-0190633394 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Стефани Джеймисон (2015). Ригведа – древнейшая религиозная поэзия Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 38–40. ISBN 978-0190633394 .
- ^ Ольденберг, Герман (2004) [1894 (первое издание), 1916 (второе издание)]. Die Religion Des Veda [ Религия Вед ] (на немецком языке). Перевод Шротри, Шридхара Б. Мотилала Банарсидасса. п. 77.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Херви Де Витт Грисволд (1971). Религия Ригведа . Мотилал Банарсидасс. стр. 180–183 со сносками. ISBN 978-81-208-0745-7 .
- ^ Артур Берридейл Кейт (1925). Религия и философия Вед и Упанишад . Мотилал Банарсидасс. стр. 93–94. ISBN 978-81-208-0645-0 .
- ^ Фридрих Макс Мюллер (1897). Вклад в науку мифологии . Лонгманс Грин. п. 758 .
- ^ Фридрих Макс Мюллер (1897). Вклад в науку мифологии . Лонгманс Грин. п. 757 .
- ^ Ян Гонда (1989). Гимны Индры в Ригведе . Архив Брилла. стр. 4–5. ISBN 90-04-09139-4 .
- ^ Ян Гонда (1989). Гимны Индры в Ригведе . Архив Брилла. п. 12. ISBN 90-04-09139-4 .
- ^ Херви Де Витт Грисволд (1971). Религия Ригведа . Мотилал Банарсидасс. п. 180, стих 1.32.15. ISBN 978-81-208-0745-7 .
- ^ Фридрих Макс Мюллер (1897). Вклад в науку мифологии . Лонгманс Грин. п. 827 .
- ^ Мюллер, Фридрих Макс (1897). Вклад в науку мифологии . Лонгманс Грин. п. 828 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гонда, Ян (1969). «Индуистская троица». Антропос . 63–64 (1–2): 212–226. JSTOR 40457085 .
- ^ Уайт, Дэвид (2006). Поцелуй йогини . Издательство Чикагского университета. стр. 4, 29. ISBN. 978-0226894843 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джеймисон, Стефани В. (2014). Ригведа: Самая ранняя религиозная поэзия Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 39, 582. ISBN. 9780199370184 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Далал, Рошен (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. стр. 164–165. ISBN 978-0-14-341421-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джордан, Майкл (14 мая 2014 г.). Словарь богов и богинь . Издательство информационной базы. ISBN 978-1-4381-0985-5 .
- ^ Кинсли, Дэвид (1988). Индуистские богини: видения божественной женственности в индуистской религиозной традиции . Издательство Калифорнийского университета. стр. 17–18 . ISBN 978-0-520-90883-3 .
- ^ Гриффит, RTH, изд. (1920). Гимны Ригведы . Бенарес, Индиана: EJ Lazarus and Co.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хьюм, Роберт (1921). «стихи 1.1.1 и 1.3.13–.3.14». Тринадцать основных Упанишад . Издательство Оксфордского университета. стр. 294–298 со сносками.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дойссен, Пол (1997). Шестьдесят Упанишад Вед . Том. 1. Мотилал Банарсидасс. стр. 15–18. ISBN 978-81-208-0430-2 .
- ^ Бронкхорст, Джон (2007). Большая Магадха: исследования культуры ранней Индии Блестящий. п. 128. ИСБН 978-90-04-15719-4 .
- ^ Оливель, Патрик (1998). Ранние Упанишады: Аннотированный текст и перевод . Издательство Оксфордского университета. п. 20. ISBN 978-0-19-535242-9 .
- ^ Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Мотилал Банарсидасс. п. 318. ИСБН 978-81-208-0597--2 .
- ^ Даниэлу, Ален (декабрь 1991 г.). Мифы и боги Индии: классический труд об индуистском политеизме из серии Принстон-Боллинген . Внутренние традиции / Медведь и компания с. 109. ИСБН 978-0-89281-354-4 .
- ^ Доусон, Джон (5 ноября 2013 г.). Классический словарь индуистской мифологии и религии, географии, истории и литературы . Рутледж. п. 205. ИСБН 978-1-136-39029-6 .
- ^ Зёнен, Рената (февраль 1991 г.). «Индра и женщины» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 54 (1): 68–74. дои : 10.1017/S0041977X00009617 . ISSN 1474-0699 . S2CID 162225024 .
- ^ С. Кришнамурти (2011). Силаппадикарам . Бхарати Путхакалаям.
- ^ С. Кришнамурти (2011). Силаппадикарам . Бхарати Путхакалаям. стр. 31–36.
- ^ PS Сундарам (1987). Курал (Тируваллувар) . Книги о пингвинах. стр. 21, 159. ISBN 978-93-5118-015-9 .
- ^ С. Н. Кандасами (2017). Тируккурал: Исследовательский комментарий: Книга Арама . Ченнаи: Манивасагар Падхиппагам. стр. 42–43.
- ^ Бежан, Фруд (19 апреля 2017 г.). «Забытые язычники Пакистана получают должное» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 11 июля 2017 г.
Около половины калашей исповедуют форму древнего индуизма, наполненную старыми языческими и анимистическими верованиями.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Баррингтон, Николас; Кендрик, Джозеф Т.; Шлагинтвайт, Рейнхард (18 апреля 2006 г.). Путешествие в Нуристан: исследование загадочных глубин Афганистана . ИБ Таурис . п. 111. ИСБН 9781845111755 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вайс, Митч; Маурер, Кевин (31 декабря 2012 г.). Выхода нет: История доблести в горах Афганистана . Беркли Калибр. п. 299. ИСБН 9780425253403 .
- ^ Гай, Раджат (17 февраля 2014 г.). «Спасите Калаш!» . Бизнес-стандарт Индии . Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джамиль, Кашиф (19 августа 2019 г.). «Учал — праздник пастухов и земледельцев племени калаш» . Ежедневные Таймс . Проверено 23 января 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уэст, Барбара А. (19 мая 2010 г.). Энциклопедия народов Азии и Океании . Издание информационной базы . п. 357. ИСБН 9781438119137 .
- ^ Витцель, М. (2004). «[Отрывок: религия Калаш ] Ригведическая религиозная система и ее предшественники в Центральной Азии и Гиндукуше». В Гриффитсе, А.; Хубен, ДЖЕМ (ред.). Веды: тексты, язык и ритуалы (PDF) . Гронинген: Форстен. стр. 581–636. Архивировано (PDF) из оригинала 17 августа 2010 г. Проверено 11 марта 2022 г.
- ^ Трейнор 2004 , с. 62.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фаулер, Мерв (1999). Буддизм: верования и практики . Сассекс Академик Пресс. п. 65. ИСБН 978-1-898723-66-0 . Архивировано из оригинала 31 августа 2016 года.
- ^ Гованс, Кристофер (2004). Философия Будды: Введение . Рутледж. п. 169. ИСБН 978-1-134-46973-4 .
- ^ Басуэлл, Роберт Э. младший; Лопес, Дональд С. младший (2013). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. стр. 230–231. ISBN 978-1-4008-4805-8 .
- ^ Пупонгпан, Варапорн (2007). «Тайское царствование в период Аюттхая: заметка о его божественных аспектах, касающихся Индры». Международный журнал Университета Силпакорн . 7 : 143–171.
- ^ Холт, Джон Клиффорд; Киннард, Джейкоб Н.; Уолтерс, Джонатан С. (2012). Составляющие сообщества: буддизм Тхеравады и религиозные культуры Южной и Юго-Восточной Азии . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 45–46, 57–64, 108. ISBN. 978-0-7914-8705-1 .
- ^ Коуэлл и Дэвис 1969 , стр. 5, 21.
- ^ Коуэлл и Дэвис 1969 , с. 44.
- ^ Коуэлл и Дэвис 1969 , с. 71 сноска 1.
- ^ Коуэлл и Дэвис 1969 , с. 205.
- ^ Роберт Э. Басвелл младший; Дональд С. Лопес младший (2013). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. п. 235. ИСБН 978-1-4008-4805-8 .
- ^ Санскрит: Ригведа 5.34 , Wikisource;
Английский перевод: Уилсон, HH (1857). Ригведа Санхита: Сборник древних индуистских гимнов . Трюбнер и компания. стр. 288–291, 58–61. - ^ «Часть 2 – Вечернее песнопение» . www.Watpasantidhamma.org . Проверено 18 января 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лопес, Дональд С. младший (2013). От камня к плоти: Краткая история Будды . Издательство Чикагского университета. п. 37. ИСБН 978-0-226-49321-3 .
- ^ Доббинс, К. Уолтон (март – июнь 1968 г.). «Два гандхарских реликвария». Восток и Запад . 18 (1–2): 151–162. JSTOR 29755217 .
- ^ Сеть Индры (книга)#cite note-FOOTNOTEMalhotra20144-10
- ^ «Двенадцать небесных божеств (дэвов)» . Нара, Япония: Национальный музей Нары. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 31 декабря 2015 г.
- ^ Бисвас, С. (2000). Искусство Японии . Северный. п. 184. ИСБН 978-817211269-1 .
- ^ Штуттерхайм, Виллем Фредерик; и др. (1995). Легенды о Раме и рельефы Рамы в Индонезии . Публикации Абхинава. стр. xiv–xvi . ISBN 978-817017251-2 .
- ^ Снодграсс, А. (2007). Символизм Ступы, Мотилал Банарсидасс . Издательство Мотилал Банарсидасс. стр. 120–124, 298–300. ISBN 978-812080781-5 .
- ^ Бангкок [Бангкок]. Информационный бюллетень Королевского института (на тайском языке). 3 (31). Декабрь 1993 г. Воспроизведено в Бангкок [Крунг Тхеп Маханакхон] (на тайском языке). Архивировано из оригинала 6 декабря 2014 года . Проверено 12 сентября 2012 г.
- ^ Госвами 2014 , с. 245.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Оуэн, Лиза (2012). Вырезание преданности в джайнских пещерах в Эллоре . БРИЛЛ Академик. стр. 25–28, 29–33. ISBN 978-90-04-20629-8 .
- ^ Глазенапп, Хельмут (1999). Джайнизм: индийская религия спасения . Мотилал Банарсидасс. стр. 268–269. ISBN 978-81-208-1376-2 .
- ^ Яршатер, Эхсан (2000) [1983]. «Иранская национальная история». Кембриджская история Ирана . Том. 3 (1). Издательство Кембриджского университета . п. 348. ИСБН 978-0-521-20092-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маландра, WW (2004). «Индра » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, онлайн- издание Фонд Энциклопедии Ираника . Получено 14 апреля.
Библиография
[ редактировать ]- Мани, Веттам (1 января 2015 г.). Пураническая энциклопедия: всеобъемлющий труд с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0597-2 .
- Госвами, Б.Н. (2014). Дух индийской живописи: близкое знакомство со 100 великими произведениями 1100–1900 годов . Книги о пингвинах . ISBN 978-0-670-08657-3 .
- Энтони, Дэвид В. (2007). Лошадь, колесо и язык. Как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир . Издательство Принстонского университета.
- Беквит, Кристофер И. (2009). Империи Шелкового пути . Издательство Принстонского университета.
- Коуэлл, Э.Б.; Дэвис, Фрэнсис А. (1969). Буддийские тексты Махаяны . Курьерская корпорация. ISBN 978-0-486-25552-1 .
- Уилкингс, WJ (2001) [1882]. Индуистская мифология, Веды и Пураны (переиздание). Элиброн Классика. ISBN 9780766188815 . Архивировано из оригинала 9 октября 2014 года.
Перепечатка оригинала Thaker, Spink & Co., Калькутта, Индиана.
- Массон-Орсель, П .; Морен, Луиза (1976). «Индийская мифология». Новая энциклопедия мифологии Ларусса . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательская группа Hamlyn. стр. 325–359.
- Янда М., Элевсин, индоевропейское наследие мистерий (1998).
- Трейнор, Кевин (2004). Буддизм: Иллюстрированное руководство . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-517398-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ли, Фил. «Божества Индры и Сканды в корейском буддизме» . Чикагская богословская школа. Чикаго, Иллинойс: Чикагский университет.
- «Индра, Повелитель Штормов и Царь Царства Богов» . Филадельфия, Пенсильвания: Художественный музей Филадельфии.
- «Деревянный идол Индры – 13 век, период Камакура» . Нара, Япония.