Сабиняне
История Италии |
---|
Портал Италии |
Сабиняне Sabines США : / ˈ s eɪ b aɪ n z / , SAY -bynes , Великобритания : / ˈ s æ b aɪ n z / , SAB -eyens ; [1] Латынь : Сабини ; итал .: Сабини — все экзонимы ) — италийский народ , живший в центральных Апеннинских горах (см. Сабина ) древнего итальянского полуострова , населявший также Лацио к северу от Анио до основания Рима .
Сабиняне разделились на две популяции сразу после основания Рима, о котором говорится в римской легенде. Дивизия, как бы она ни возникла, не является легендарной. Население, расположенное ближе к Риму, переселилось в новый город и объединилось с ранее существовавшими гражданами, положив начало новому наследию, которое произошло от сабинян, но также было латинизировано . Второе население оставалось горным племенным государством, которое в конце концов вступило в войну против Рима за его независимость вместе со всеми другими италийскими племенами. Впоследствии он был ассимилирован с Римской республикой .
Этимология
[ редактировать ]Сабиняне произошли непосредственно от древних умбрийцев и принадлежали к той же этнической группе, что и самниты и сабеллы , о чем свидетельствуют общие этнонимы сафинеис (в древнегреческом σαφινείς ) и топонимы сафиним и сафина (в происхождении терминов Самний и Сабин ). [2] Индоевропейский стало корень * Saβeno или * Sabh развился в слово Сафен , которое позже Сафином . От Safinim , Sabinus , Sabellus и Samnis корень индоевропейский можно извлечь , * sabh- , который становится Sab- в латино-фалисканском и Saf- в оско-умбрийском : Sabini и * Safineis . [3]
В какой-то момент в доисторические времена население, говорящее на одном языке, распространилось как на Самний, так и на Умбрию . Салмон предполагает, что это был обычный курсив, и выдвигает дату 600 г. до н. э., после чего общий язык начал разделяться на диалекты. Эта дата не обязательно соответствует каким-либо историческим или археологическим свидетельствам; Разработка синтетического взгляда на этнологию протоисторической Италии — незавершенная и продолжающаяся задача. [4]
Лингвист Юлиус Покорный относит этимологию несколько дальше назад. Предполагая, что -a- была изменена из -o- во время какого-то доисторического проживания в Иллирии , он выводит имена из расширения o-степени * swo-bho- расширенной e-степени * swe-bho- притяжательного прилагательного , * s(e)we- , возвратного местоимения, * se- , «сам» (источник английского self ). В результате получается набор индоевропейских племенных названий (если не эндоним индоевропейцев): германские свебы и семноны , суйоны ; кельтские сеноны ; славянские сербы и лужи ; Курсив Сабелли , Сабини и т. д., а также большое количество терминов родства. [5]
Язык
[ редактировать ]Сабин | |
---|---|
Сабинский язык | |
Произношение | [сабина] |
Родной для | Sabina (SabinumСабина |
Область | Центральная Италия |
Этническая принадлежность | Сабиняне |
Вымерший | Лишь следы лексики, в основном от Марка Теренция Варрона , I век до н.э. |
Индоевропейский
| |
Латинский алфавит | |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | sbv |
sbv | |
глоттолог | sabi1245 |
Лингвистический ландшафт Центральной Италии в начале римской экспансии | |
Карта, показывающая расположение сабинян. Границей с Лацием на юге была река Аниена ; однако не исключено, что сабиняне простирались до Региллового озера немного южнее его возле Габии . | |
О сабинском языке сохранилось мало; однако есть несколько толкований древних комментаторов, и одна или две надписи были предварительно идентифицированы как Сабинские. В латинских надписях из сабинской страны также используются личные имена, но они даны в латинской форме. Роберт Сеймур Конвей в своих «Курсивных диалектах » приводит около 100 слов, которые варьируются от сабинского происхождения до, возможно, сабинского происхождения. В дополнение к этому он цитирует топонимы, происходящие от сабинского, иногда делая попытки реконструкции сабинской формы. [6] Основываясь на всех доказательствах, « Список лингвистов» предварительно относит сабинский к члену умбрийской группы италийских языков индоевропейской семьи , тогда как глоттолог относит его к старозабелльскому диалекту наряду с южнопиценским и пресамнитским .
Историческая география
[ редактировать ]Латиноязычные называли исконную территорию сабинян, расположенную между современными регионами Лацио , Умбрии и Абруццо , Сабинумом . По сей день [update], оно носит название древнего племени в итальянской форме Сабина . В современном регионе Лацио (или Лацио ) Сабина представляет собой субрегион, расположенный к северо-востоку от Рима , вокруг Риети .
История
[ редактировать ]Происхождение и ранняя история
[ редактировать ]Сабиняне поселились в Сабинуме примерно в десятом веке до нашей эры, основав города Реате , Требула Мутуеска и Курес Сабини. [7] [8] Дионисий Галикарнасский упоминает сабинян в связи с аборигенами , у которых они якобы украли их столицу Листу, с внезапным военным действием, начавшимся из Амитернума . [9] Древние историки спорили о конкретном происхождении сабинян. По словам Страбона , сабиняне после длительной войны с умбрами переселились в землю опиков , следуя древнему италийскому обряду Ver Sacrum . Затем сабиняне изгнали Опичи и расположились лагерем в этом регионе. [10] Зенодот Трезенский утверждал, что сабиняне изначально были умбрами, которые изменили свое название после того, как были изгнаны с территории Реатины пеласгами . Порций Катон утверждал, что сабиняне были народом, названным в честь Сабуса , сына Санкуса (бога местности, иногда называемого Юпитером Фидиусом). [11] В другом сообщении, упомянутом в сочинении Дионисия, группа лакедемонян бежала из Спарты, поскольку считала законы Ликурга слишком суровыми. В Италии они основали спартанскую колонию Форония (недалеко от Поментинских равнин), а некоторые из этой колонии поселились среди сабинян. Согласно отчету, сабинские привычки к воинственности (агрессивному или воинственному поведению) и бережливости (благоразумию во избежание расточительства) заимствовались у спартанцев. [12] Плутарх также упоминает в «Житии Нумы Помпилия» «сабинян, которые объявляют себя колонией лакедемонян». Плутарх также писал, что Пифагор из Спарты, победивший на Олимпийских играх в беге по бегу, помог Нуме организовать управление городом и многие спартанские обычаи, которые он познакомил с Нумой и народом. [13]
В Риме
[ редактировать ]Легенда о сабинянках
[ редактировать ]Легенда гласит, что римляне похитили сабинянок, чтобы заселить недавно построенный Рим. Возникшая в результате война закончилась только тем, что женщины бросились и свои дети между армиями своих отцов и мужей. Изнасилование сабинянок стало распространенным мотивом в искусстве; женщины, заканчивающие войну, - менее частый, но все еще появляющийся мотив.
По словам Ливия , после конфликта сабинское и римское государства объединились, и сабинский царь Тит Татий совместно правил Римом с Ромулом до смерти Татия пять лет спустя. В Риме были введены три новые цензуры всадников , в том числе одна , названная Татиенсес в честь сабинского короля.
Вариант этой истории изложен в псевдоэпиграфическом «Сефер ха-Яшар» (см. Яшер 17:1–15 ).
Традиции
[ редактировать ]Традиция предполагает, что население раннего Римского королевства возникло в результате союза сабинян и других народов. Некоторые из родов Римской республики гордились своим сабинским наследием, например, род Клавдия , принимая Сабина в качестве когномена или агномена . некоторые специфически сабинские божества и культы В Риме были известны : Семо Санкус и Квирин , и по крайней мере один район города, Квиринал , где располагались храмы этих последних божеств, когда-то был сабинским центром. Экстравагантные заявления Варрона и Цицерона о том, что предсказания , гадания во снах и поклонение Минерве и Марсу возникли у сабинян, являются спорными, поскольку это были общие италийские и латинские обычаи, а также этрусские обычаи , хотя их поддерживал Нума Помпилиус . второй король Рима и сабинянин. [14]
Религия
[ редактировать ]Сабинские боги
[ редактировать ]- Успех
- Диана [а]
- Ферония [а]
- Удача [а]
- фон [а]
- Фидес [б] [а] [16]
- Флора [а]
- Херентас (эквивалент Венеры ) [17]
- Лары (божества - хранители) [а]
- Ларунда [а]
- Лючина [а]
- Офицер [а]
- Мамерс [с] [а]
- Мефитис
- Минерва [а]
- новенсайды [18] [а] (совет богов грома)
- Операции [а]
- Палес [а]
- Квирин [а]
- Сабус
- Салюс [а]
- Санкус
- Сатурн [а]
- Солнце [а]
- Соранус [д]
- Стрения
- Сумманус [и] [а]
- Конечная остановка [а]
- Вакцина
- Ведиовис [д] [а]
- Вортумнус [а]
- теленок
- Вулкан [а]
Многие из этих божеств были общими с этрусской религией , а также были приняты в производную самнитскую и древнеримскую религию .Римский автор Варрон , который сам был сабинского происхождения, приводит список сабинских богов, усыновленных римлянами. [15] В другом месте Варрон называет Сола Индигеса , у которого была священная роща в Лавиниуме Сабиной , но в то же время приравнивает его к Аполлону . [19] [20] Из перечисленных, пишет он, «некоторые имена имеют корни в обоих языках, поскольку деревья, растущие на границе владения, проникают в оба поля. Можно сказать, что Сатурн, например, имеет здесь другое происхождение, как и Диана». [ф]
Варрон в своих произведениях делает различные заявления о сабинском происхождении, некоторые из которых более правдоподобны, чем другие, и его список не следует принимать за чистую монету. [21] Но о важности сабинян в раннем культурном формировании Рима свидетельствует, например, похищение невест сабинянок людьми Ромула , а также сабинская этническая принадлежность Нумы Помпилиуса , второго царя Рима , которому принадлежат приписывал многие религиозные и правовые институты Рима. [22] Варрон, однако, говорит, что алтари большинству этих богов были установлены в Риме царем Татием в результате обета ( votum ). [г]
Состояние
[ редактировать ]Во время расширения Древнего Рима произошла серия конфликтов с сабинянами. Маний Курий Дентатус завоевал сабинян в 290 г. до н. э. В том же году сабинянам было предоставлено гражданство без избирательного права. [23] Право избирательного права было предоставлено сабинянам в 268 г. до н. э. [24]
Выдающиеся сабиняне
[ редактировать ]Роды сабинского происхождения
[ редактировать ]- Раса Эмилия – Патриций
- Род Аурелия
- Кальпурнийская гонка
- Лысая нация
- Клавдия Генс - патриций
- Любимый род – Патриций
- Род Флавии
- Позвонил бы (генс)
- Род Марсия - патриций
- угрозы (нация)
- Appia gens – патриций
- Опсия род
- Остория род
- Пантулея (род)
- Петрония раса
- Пинарийская гонка
- Помпилия нация
- Помпония гонка
- Поппейская раса
- Квиринианская раса
- Люди Рании
- Род Рубеллии
- Сабиния люди
- Люди Сафинии
- Саллюстия род
- Насыщенность нации
- Сертория род
- Сициния род
- Тарпейская раса – Патриций
- Гены тинеи
- Семья тети
- Валерия Род - Патриций
Римляне сабинского происхождения
[ редактировать ]- Тит Татий , легендарный король сабинян
- Но Помпилий , легендарный царь Рима
- Анк Марций , легендарный король Рима
- Квинт Серторий , республиканский генерал
- Секст Веттулен Цериалис , римский сенатор, военачальник и первый легат Иудеи.
- Аттий Клавдий , основатель римской расы Клавдиев.
- Гай Саллюстий Крисп , римский писатель.
- Марк Теренций Варрон , римский ученый
- Веспасиан , римский император и основатель династии Флавиев.
Галерея
[ редактировать ]- Погребальный инвентарь VII-VI вв. до н.э.
- Украшения из бронзы и янтаря, ок. 800-700 гг. до н. э.
- Ювелирные изделия, гр. 800-700 гг. до н.э.
- Орнаменты, гр. 800-700 гг. до н. э.
- Орнаменты, гр. 800-700 гг. до н. э.
- Бронзовые украшения, ок. 800-700 гг. до н. э.
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Позже принят в древнеримскую религию . [15]
- ^ О Фидес см . также Семо Санкус или Диус Фидиус.
- ^ Бог войны с атрибутами грома.
- ^ Jump up to: а б Бог огня подземного мира с атрибутами грома.
- ^ Бог тьмы с атрибутами грома.
- ^ Латынь : от которого некоторые имена имеют свои корни на обоих языках, например, деревья, которые рождаются на границе и ползают по обоим полям: ибо Сатурн может быть сказано здесь по другой причине, и у сабинян, и поэтому Диана.
- ^ Варрон говорит, что Татий посвятил алтари « Опсу , Флоре , Ведиовису и Сатурну ; Солнцу , Луне , Вулкану и Сумманусу ; а также Ларунде , Терминусу , Квиринусу , Вортумнусу , Ларам , Диане и Люцине . "
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уэллс, Джон К. (2008). Словарь произношения Лонгмана (3-е изд.). Лонгман. ISBN 978-1-4058-8118-0 .
- ^ Амбросоли, Солон (1966). Итальянский журнал NVMISMATICA и смежных наук (PDF) (на итальянском языке). Павия: Популярная типографика. п. 70.
- ^ Лосось 1967 , с. 30.
- ^ Лосось 1967 , стр. 29–30.
- ^ Pokorny 1959 , pp. 882–884.
- ^ Конвей, Роберт Сеймур (1897). Курсивные диалекты, отредактированные с помощью грамматики и глоссария . Кембридж: Университетское издательство. стр. 351–369.
- ^ Экологичность (20 февраля 2021 г.). «Сабиняне и земледелие: происхождение, история, легенды, скотоводство, посевы» . Экологически устойчивый мир (на итальянском языке) . Проверено 10 декабря 2021 г.
- ^ Отдых, Бенедикт (1985). Учебная конференция: Предыстория, история и цивилизация сабинян (на итальянском языке). Центр варронских исследований.
- ^ Дионисий Галикарнасский. «Книга I.14». Римские древности .
В двадцати четырех стадиях от упомянутого города стояла Листа, родной город аборигенов, который еще раньше внезапной атакой захватили сабиняне, выступив против него ночью из Амитерна.
- ^ Страбон , География , книга 5, 7 г. до н.э., с. 250, Александрия,
- ^ Дионисий Галикарнасский. «Книга II.49». Римские древности .
Но Зенодот Трезенский,... историк, сообщает, что умбры, коренной народ, сначала жили на территории Реатины, как она называется, и что, изгнанные оттуда пеласгами, они пришли в страну, которую они ныне населяющие и меняющие свое название с местом своего обитания, от умбрийцев стали называть сабинянами. Но Порций Катон говорит, что сабинский род получил свое название от Сабуса, сына Санка, божества этой страны, и что этого Санка некоторые называли Юпитером Фидиусом.
- ^ Дионисий Галикарнасский. «Книга II.49». Римские древности .
В местных историях имеется и другое сообщение о сабинянах, согласно которому среди них поселилась колония лакедемонян в то время, когда Ликург, будучи опекуном своего племянника Евнома, передал свои законы Спарте. История гласит, что некоторые спартанцы, недовольные суровостью его законов и отделившиеся от остальных, полностью покинули город и, пройдя через обширное морское пространство, дали богам обет поселиться на первой земле. они должны достичь; ибо их охватила тоска по какой бы то ни было земле. Наконец они создали ту часть Италии, которая лежит вблизи Поментинских равнин, и назвали место, где они впервые высадились на берег, Форонией, в память о своем перенесении через море, и построили храм богине Форонии, к которой они обратились со своими обеты; эту богиню, изменив одну букву, теперь называют Феронией. И некоторые из них, отправившись оттуда, поселились среди сабинян. Именно по этой причине, говорят они, многие привычки сабинян являются спартанскими, особенно их любовь к войне, бережливость и строгость во всех поступках своей жизни. Но хватит о сабинской расе.
- ^ Плутарх. «1». Нума .
Пифагор, спартанец, который стал олимпийским победителем в беге на шестнадцатой Олимпиаде (на третий год которой Нума стал царем), и что во время своих странствий по Италии он познакомился с Нумой и помог ему устроить управление городом, откуда и произошло, что многие спартанские обычаи смешались с римскими, как Пифагор научил им Нуму. И в любом случае Нума был сабинянином по происхождению, а сабиняне будут считать, что они были колонистами из Лакедемона. Однако хронологию трудно установить, особенно ту, которая основана на именах победителей Олимпийских игр, список которых, как говорят, был опубликован в позднее время Гиппием Элидским, не имевшим полностью авторитетных оснований. за его работу. Поэтому я начну с удобного места и изложу примечательные факты, которые я обнаружил в жизни Нумы.
- ^ Банбери, Эдвард Герберт (1857). «Сабини». Смит, Уильям (ред.). Словарь греческой и римской географии . Том. II Иабадий – Цимет. Бостон: Литтл, Браун и компания. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Jump up to: а б Варрон, из Lingua Latina 5.74
- ^ Вудард, Роджер Д. Индоевропейское священное пространство: ведический и римский культ . стр 184. [ когда? ]
- ^ Шейд, Джон (07 марта 2016 г.). "Венера". Оксфордский классический словарь . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.6730 . ISBN 978-0-19-938113-5 .
- ^ Или Novensiles : написание -d- вместо -l- характерно для сабинского языка.
- ^ Варрон . Латинского языка . 5.68.
- ^ Рехак, Пол (2006). Империум и Космос: Август и северное Марсово поле . Университет Висконсина Пресс. стр 94.
- ^ Кларк, Анна. (2007). Божественные качества: культ и община в республиканском Риме . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 37–38;
Денч, Эмма . (2005). Убежище Ромула: римская идентичность от эпохи Александра до эпохи Адриана . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 317–318. - ^ Фаулер, WW (1922). Религиозный опыт римского народа . Лондон, Великобритания. стр 108.
- ^ Веллеус Патеркул 1.14.6
- ^ Веллеус Патеркул 1.14.7
Источники
[ редактировать ]Древний
[ редактировать ]- Овидий , Фасти (Книга III, 167–258)
- Овидий, Искусство любви (Книга I, 102)
- Ливий , Из города основанного (Книга I, 9-14)
- Цицерон , Де Республика (Книга II, 12–14)
- Плутарх , Параллельные жизни (Ромул, 14–20)
- Ювенал , Сатиры (Книга III, 81–85)
- Марас, Даниэле Ф.; Микетти, Лаура Мария; Смит, Кристофер Дж.; Тасси Скандоне, Елена (2023). Fontes antiqui Sabinorum. Сабиняне и Сабина в греческих и латинских литературных источниках . Рим: Герма Бретшнейдера. ISBN 9788891327437 .
Современный
[ редактировать ]- Дональдсон, Джон Уильям (1860). «Глава IV: Сабелло-осканский язык». Варрониан: критическое и историческое введение в этнографию древней Италии и филологическое изучение латинского языка . Лондон: Джон В. Паркер и сын.
- Лосось, ET (1967). Самний и самниты . Лондон: Издательство Кембриджского университета.
- Покорный, Юлий (2005) [1959]. Индогерманские этимологические слова Woerterbuch . Лейден: Проект Индоевропейского этимологического словаря Лейденского университета (IEED). Архивировано из оригинала 27 сентября 2006 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Роберт. «Сабинянки Ливия и идеал Конкордии». Труды Американской филологической ассоциации 125 (1995): 291–319. дои : 10.2307/284357 .
- Маклахлан, Бонни. Женщины в Древнем Риме: Справочник . Лондон: Bloomsbury Academic, 2013. [ ISBN отсутствует ]