Санкус

В древнеримской религии Санкус ( также известный как Сангус или Семо Санкус ) был богом доверия ( fides ), честности и клятв. Его культ , один из самых древних среди римлян, вероятно, возник под влиянием Умбрии . [ а ] Катон [ 2 ] и Силий Италикус [ 3 ] писал, что Санкус был сабинским богом и отцом одноименного сабинского героя Сабуса . Поэтому его иногда считают божеством-основателем .
Клятвы
[ редактировать ]Санкус был богом, который защищал брачные клятвы, гостеприимство, закон, торговлю и особенно официальные контракты . В некоторых клятвах, произнесенных в момент подписания контракта или других важных гражданских долговых актов, Санкус назывался гарантом и призывал его защищать и охранять честь и целостность обязательств подписавших сторон. [ нужна ссылка ]
Этимология
[ редактировать ]Топоним Сангвинето связан с теонимом через имя собственное Санквиний . [ 4 ] : 16 [ 5 ] : 215
Sancus происходит от латинского / умбрийского / сабинского источника (сравните умбрийский Sacra / sakra «священный» и умбрийский теоним Sansi / Saçi ) и связан с латинским sancire («освящать») и, следовательно, Sancus («священный») и Английский святой , священный , святилище , святость и санкция .
За пределами курсива в хеттском языке есть ряд слов, таких как saklai «обряды» и sankunnis «жрец», которые кажутся явно родственными, что предполагает индоевропейский корень * sank-/*sak- «освящать». [ 6 ] Однако возможно, что первое было заимствовано из аккадского сакку (м) «культовые обряды». [ 7 ] и последнее может быть заимствованным словом из шумерского санга «административный жрец». [ 8 ] [ 9 ]
Вудард [ 10 ] интерпретировал Санкуса как римский эквивалент ведического бога Индры (чье имя, вероятно, связано с санскритским indu «капля дождя»), которому приходится полагаться на помощь Марутов , что, по его мнению, соответствует двенадцатым римским семонам Кармен Арвале. , выполняя свою задачу убить дракона Вритру, тем самым освободив воду и предотвратив сквозняк. Он прослеживает этимологию слова Семо от ПИРОГА корня корня * sh₂e (w), несущего значения «лить», «ковш», «течь», «капля», связанные с дождем и посевом. [ 11 ] : 140 [ 10 ] : 186 и далее (Подробнее см. ниже в разделе «Марс и Семо»).
Поклонение
[ редактировать ]Храм, посвященный Санкусу, стоял на Квиринальском холме под названием Семо Санкус Дий Фидиус.
Дионисий Галикарнасский [ 12 ] пишет, что поклонение Семо Санкусу было завезено в Рим в очень ранние времена сабинянами, занимавшими Квириналский холм. Согласно традиции, его культ был введен сабинянами, и, возможно, король Тит Татий посвятил небольшую святыню. [ 13 ] [ б ] Фактическое строительство храма обычно приписывают Луцию Тарквинию Гордому , хотя он был посвящен Спурием Постумием 5 июня 466 г. до н.э. [ 14 ] [ 15 ] : 469–470
Санкус считался сыном Юпитера , мнение, записанное Варроном и приписываемое его учителю Элию Стило . [ 16 ] Он был богом небесного света, мстителем за нечестность, хранителем истины и добросовестности, освятителем договоренностей. Отсюда его отождествление с Геркулесом , который также был хранителем святости клятв. Его фестивальный день пришелся на нонаэ июня (5 июня).
Храм на Квиринале
[ редактировать ]Святыню на Квиринале описал археолог XIX века Р. А. Ланчиани. [ 17 ] Он располагался недалеко от ворот Санкуалис сервиевских стен. [ 18 ] недалеко от современной церкви Сан-Сильвестро-аль-Квиринале , именно на Collis Mucialis . [ 19 ] Классические писатели описывали его как не имеющий крыши, поэтому клятвы можно было давать под небом.
В нем была часовня, в которой хранились реликвии королевского периода: бронзовая статуя Танаквила или Геи Цецилии , ее пояс с лекарствами, которые люди приходили забрать, ее прялка, веретено и туфли, [ 20 ] [ с ] [ 21 ] а после захвата Приверна в 329 г. до н. э. из денег, конфискованных у Витрувия Вакка , были изготовлены латунные медальоны или бронзовые колеса (диски) . [ 22 ]
Дионисий Галикарнасский сообщает, что договор между Римом и Габиями в этом храме хранился . Этот договор был, пожалуй, первым международным договором, записанным и сохраненным в письменной форме в Древнем Риме. Его писали на шкуре быка, принесенного в жертву богу по его согласию, и закрепляли на деревянном каркасе или щите. [ 23 ]
По словам Ланчиани, фундамент храма был обнаружен в марте 1881 года на территории бывшего монастыря Сан-Сильвестро-аль-Квиринале (или дельи Арчиони ), позже штаб-квартиры (бывших) Королевских инженеров. Ланчиани сообщает, что памятник имел форму параллелограмма, тридцать пять футов в длину и девятнадцать в ширину, со стенами из травертина и украшениями из белого мрамора . Его окружали вотивные алтари и постамент статуй. В латинской литературе его иногда называют aedes , иногда sacellum , последнее название, вероятно, связано с тем, что это было священное пространство под открытым небом. [ 15 ] : 469 Платнер и Эшби (1929) [ 15 ] хотя пишут, что его фундаменты были обнаружены уже в 16 веке.
Ланчиани предполагает, что статуя, изображенная в этой статье, могла быть найдена на месте святыни Квиринала в том виде, в котором она появилась на антикварном рынке Рима во время раскопок в Сан-Сильвестро .
Статуя и храм на острове Тибр и других
[ редактировать ]У Семо Санкуса было большое святилище в Велитрах, ныне Веллетри , на Вольсков . территории [ 24 ]
Возможно, существовал еще один храм или алтарь ( ара ), посвященный Семо Санкусу, на острове Тибр , недалеко от храма Юпитера Юрария . На этом алтаре есть надпись, которую увидел и неправильно прочитал Юстин ( Semoni Sanco Deo, читается как Simoni Deo Sancto ), и он был обнаружен на острове в июле 1574 года. Он хранится в Galleria Lapidaria Ватиканского музея, первый отсек ( Dii галерея ). Ланчиани выдвигает гипотезу, что, хотя святыня на Квиринале имела сабинское происхождение, на острове Тибр — латинское . Кларидж (1998) сообщает, что статуя Санкуса (с надписью Semo Sancus Dius Fidus ) была найдена на острове Тибр . [ 25 ]
Статуя выполнена в натуральную величину и относится к архаическому типу Аполлона (куроса) . Однако выражение лица и моделирование тела реалистичны. Обе руки отсутствуют, поэтому невозможно сказать, каковы были атрибуты бога, одним из которых, возможно, была палица Геркулеса и/или костница , птица-предсказательница, принадлежащая богу ( avis sanqualis ), гипотезы, выдвинутые археологом Висконти. Об этом сообщает Lanciani . Другие ученые считают, что ему следовало держать молнии в левой руке.
В надписи на постаменте упоминается совет двузубых священников . [ 26 ] Ланчиани ссылается на глоссу Секста Помпея Феста sv bidentalia , в котором говорится, что это были небольшие святилища меньших божеств, которым приносились в жертву Hostiae bidentes , то есть двухлетние ягнята. Фаулер (1899) [ 11 ] говорит, что эти жрецы должны были беспокоиться о молниях, причем двузубые - это технический термин, обозначающий мутеал , дыру (напоминающую колодец), оставленную ударами о землю, и жертвы, используемые для умиротворения бога и очищения места. [ 11 ] : 139
Двузубые жрецы – жрецы Семо Санкуса.
[ редактировать ]По этой причине жрецов Семо Санкуса называли sacerdotes bidentales . Они были организованы, как мирская корпорация, в декурии под председательством пятидесятилетнего магистра .
Их резиденция в святилище на Квиринале располагалась рядом с часовней: она была просторной и просторной, снабженной подачей воды посредством свинцовой трубы. Трубы были вывезены в Капитолийский музей . На них есть та же надпись, что и на основании статуи. [ 27 ] Сейчас статуя находится в Галерее канделябров Ватиканского дворца. Фундамент святыни на Квиринале был разрушен.
Саймон Магус
[ редактировать ]Юстин Мученик пишет, что Симон Волхв , гностик, упомянутый в христианской Библии, совершал такие чудеса с помощью магических действий во время правления Клавдия , что его считали богом и уважали статуей на острове в Тибре, через который пересекают два моста. с надписью Simoni Deo Sancto «Симону Святому Богу». [ 28 ] Однако в 1574 году на рассматриваемом острове была раскопана статуя Семо Санкуса, что заставило большинство ученых поверить, что Юстин перепутал Семони Санко с Симоном Волхвом .
Происхождение и значение
[ редактировать ]Религия в Древний Рим |
---|
![]() |
Практики и убеждения |
Священство |
Божества |
Связанные темы |
Даже в древнем мире это божество окружала путаница, о чем свидетельствуют множественные и непостоянные формы его имени. Элий Стило [ 29 ] отождествил его с Гераклом и объяснил также, что, поскольку римляне называли бога « Диус Фидиус », он был сыном Юпитера, интерпретируя выражение Дий Фидий как Диовис Филиус (сын Юпитера); и чтобы дополнительно прояснить представление о Семо Санкусе как о сыне Юпитера, он объяснил значение выражения «Диовис Филиус», означающего «сын Юпитера», сравнив его в качестве примера с греческим словом « Диоскурос », применяемым к Кастору. ; и утверждал, что так же, как греки называют, например, Кастора «Диоскуром», то есть «юным мальчиком» или «сыном» (kouros) Зевса (Диоса); точно так же римляне называли Санкуса «Диовис Филиус» — «сын Юпитера». В античности поздней Марсиан Капелла помещает Санкуса в область 12 своей космологической системы, которая опирается на этрусскую традицию связывания богов с определенными частями неба. [ 30 ] На Печени Пьяченцы соответствующий случай носит теоним Tluscv . Сложность теонима и многочисленные отношения бога с другими божественными фигурами будут лучше систематически рассмотрены ниже.
Санкус как Семо
[ редактировать ]Первая часть теонима определяет бога как принадлежащего к категории семонов или семунов , божественных сущностей древних римлян и курсивов. [ 31 ] [ 32 ] Во фрагменте Катона , цитируемом у Дионисия Галикарнасского (II 49 1–2), Санк упоминается как демон , а не бог . [ 33 ]
В Риме этот теоним засвидетельствован в carmen Arvale ( semunis alternei advocapit conctos, повторенный трижды) и в двух фрагментарных надписях: CIL V 567 Semoni Sanco Deo Fidio ... decur (ia) bidentalis дал подарок и CIL V 568 Sanco Sancto Semoni Deo. Фидио Священный совет двузубых священников [ 34 ]
За пределами Рима на территории Сабины, Умбрии и Пелиньяна: [ 5 ] : 205 и далее Надпись из Корфиниума на умбрийском языке гласит: Çerfom sacaracicer Semunes sua[d] , «жрец Черфи и Семонов», помещая рядом две сущности cerfi и semunes . Черфи Черфер упоминаются в Таблицах Игувина в связи с Марсом, например, в выражениях как Мартье . Их интерпретация остается неясной: этимологическая и семантическая связь с корнем PIE * ker- , означающим «рост», возможна, хотя проблематична и спорна, поскольку этот корень также означает «рог, голова», что предполагает наличие рогатого божества.
Также на умбрийском языке , в Таблицах Игувинов , сторона b таблички II начинается со слов « seminies tekuries », что интерпретируется как «декуриал [праздник] Семо...», где совершалось жертвоприношение свиньи и козла, хотя первые строки этой таблички трудно перевести с уверенностью. [ 35 ]
Согласно древним латинским источникам, значение термина семоны будет обозначать семигомины (также объясняемые как се-гомины , люди, отделившиеся от обычных, покинувшие свое человеческое состояние: приставка се- как на латыни, так и на греческом языке может обозначать сегрегацию), или дии медиоксуми , то есть боги второго ранга, или полубоги, [ 36 ] существа, принадлежащие к промежуточной сфере между богами и людьми. [ 37 ] [ 38 ] Отношение этих сущностей к Semo Sancus сравнимо с отношением гениев к Genius Iovialis : как среди гениев есть Genius Iovialis , так и среди семон есть Semo Sancus . [ 37 ] Семоны как тогда были бы классом полубогов, то есть людей, которые не разделяли судьбу простых смертных, даже если они не были допущены на Небеса, такие Фавн , Приап , Пик , Сильвани . [ 39 ] Однако некоторые ученые полагают, что такое определение неверно, и что семоны — это духи природы, олицетворяющие репродуктивную силу, скрытую в семенах (лат. Semina ). [ 40 ] разрешалось предлагать только молоко В древние времена к семонам . [ д ]
Божество Семонии с группой Семоний , как показано Фестом св . имеет характеры , которые связывают ее сообщество. Только после этого голову и имущество преступника можно было посвятить соответствующему богу. То, что Семо Санкус получил такой же культ и жертвоприношение, показано в надписи (см. рисунок в этой статье), которая сейчас находится под статуей бога, читающего decuria sacerdotum bidentalium .
Отношения между Санкусом и семонами кармен Арвале остаются неясными, хотя некоторые ученые полагают, что Семо Санкус и Салус Семония или Диа Семония будут представлять собой основное значение этой архаической теологии. Также было предложено понимать эти отношения в свете отношений между ведическим богом Индрой или его спутником Тритой Апья и марутами . [ 42 ] [ 10 ] : 221 и далее Норден (1939) предположил греческое происхождение. [ 5 ]
Санкус и Салус
[ редактировать ]Два бога были связаны несколькими способами. Их святыни ( aedes ) находились очень близко друг к другу на двух соседних вершинах Квиринала, Collis Mucialis и Salutaris соответственно. [ 43 ] Некоторые ученые также утверждают, что некоторые надписи Санкусу были найдены на Collis Salutaris . [ 44 ] Более того, Салус — первое из ряда божеств, упомянутых Макробием. [ 45 ] связанные по своей сакральности: Salus , Semonia , Seia , Segetia , Tutilina , требовавшие соблюдения diesferiatus человека , случайно произнесшего их имя. Эти божества были связаны с древними аграрными культами долины Большого цирка , которые остаются весьма загадочными. [ 46 ] : том I [ 47 ] [ 48 ]
Статуя Танаквила, помещенная в святилище Санкуса, славилась тем, что в ее поясе содержались лекарства, которые люди приходили собирать, называемые пребией . [ 49 ] [ 4 ] Как многочисленные статуи мальчиков носят апотропные золотые буллы , «пузыри» или «медальоны», в которых содержались средства против зависти или сглаза , Палмер (1994) [ 4 ] заметил связь между ними и пребией статуи Танаквила в часовне Санкуса. [ 4 ] : 17 и далее
Виссова , [ 50 ] север , [ 5 ] и латте [ 51 ] написание божества по имени Салус Семония [ 50 ] [ 51 ] [ 5 ] : 205 и далее который, однако, засвидетельствован только в одной надписи первого года упоминается Salus Semonia нашей эры , где в последней строке (семнадцатая строка) . Ученые сходятся во мнении, что эта линия является более поздним дополнением и не может быть точно датирована. [ 52 ] В других надписях Салус никогда не связан с Семонией. [ и ]
Санкус Диос Фидий и Юпитер
[ редактировать ]Отношения между двумя богами очевидны, поскольку оба отвечают за клятву, связаны с ясным дневным небом и могут владеть молниями. Это совпадение функциональных символов вызвало путаницу в отношении личности Санкуса Дия Фидия как среди древних, так и среди современных ученых, поскольку Дий Фидий иногда считался еще одним теонимом Юпитера. [ 46 ] Автономия Семо Санкуса от Юпитера и тот факт, что Диус Фидиус является альтернативным теонимом, обозначающим Семо Санкус (а не Юпитер), подтверждается именем соответствующего умбрийского бога Фиса Санси , которое объединяет две составные части Санкуса и Диуса Фидия : в Умбрийский и Сабинский Фис является точным корреспондентом Фидия , как и Сабинский Клаус на латыни. Клавдий. [ 53 ] [ 54 ] [ ж ] Но санси / сачи встречается и с Юпатером , а также отдельно, и с умбрийскими теонимами Фисовиус и Вестиций.
Тот факт, что Санкус как Юпитер отвечает за соблюдение клятв, законов гостеприимства и верности ( Фидес ), делает его божеством, связанным со сферой и ценностями суверенитета, то есть тем, что Дюмезиль называет «первой функцией». [ 46 ]
Виссова (1909, [ 55 ] 1912 [ 50 ] : 131 и далее ) выдвинул гипотезу, что Семо Санкус является «гением» Юпитера. Фаулер (1899) [ 11 ] предупредил, что эта интерпретация выглядит анахронизмом, и было бы приемлемо только сказать, что Санк — гений Иовий , как это следует из Таблиц Игувина ; [ 11 ] : 189 концепция гения божества . засвидетельствована только в имперский период
Момсен , [ нужна ссылка ] Фаулер , [ 11 ] и Дюмезиль , [ 46 ] среди прочего, отверг ответственность за традицию, приписывающую римскому культу Семо Санкуса Диуса Фидия сабинское происхождение, отчасти по лингвистическим причинам, поскольку теоним латинский, и никаких упоминаний или свидетельств о сабинском Семо около Рима не обнаружено, в то время как Семоны засвидетельствованы на латыни в « Carmen Arvale» . По их мнению, Санкус должен был быть божеством, которое разделяли все древние италийские народы, будь то оско-умбрийцы или латино-фалисканцы. [ 56 ]
Подробности культа Фиса Санция в Игувии и культа Фидеса в Риме. [ 57 ] например, использование мандракулума , куска льняной ткани, покрывающего правую руку священнослужителя, и urfeta ( orbeta ) или orbes ahenei , своего рода небольшого бронзового диска, принесенного в правую руку жертвователем в Игувиуме и также низложенного в храме Семо Санкуса в 329 г. до н.э. после предательства. [ 58 ] подтвердите параллелизм.
Некоторые аспекты ритуала присяги Диуса Фидия, такие как действия под открытым небом и/или в комплексе частных резиденций, а также тот факт, что у храма Санкуса не было крыши, натолкнули романиста О. Сакки на мысль, что клятва Диуса Фидия предшествовала клятве Юпитера Ляписа или Юпитера Феретриуса и должна иметь свое начало в ритуалах доисторического времени, когда храм находился на открытом воздухе и определялся природными ориентирами, например, самым высоким близлежащим деревом. [ г ] [ 60 ] Подтверждением этой интерпретации является объяснение теонима Sancus как означающего небо на Сабинском языке, данное Иоганнесом Лидусом, этимология, однако, отвергается Дюмезилем и Брикелем. [ 54 ] среди других. [ 61 ] [ 62 ] Это утверждение также противоречит тому факту, что первый элемент Юпитера восходит к [протоиндоевропейскому] *diēu- «яркий (небо)», и что родственные индоевропейские божества Юпитера (такие как Древнее норвежские Tyr ) также связаны с соблюдением клятвы.
Все известные подробности о Санкусе связывают его с сферой fide , клятв, уважения договоров и их санкции, то есть божественной гарантии от их нарушения. Все эти ценности свойственны суверенным богам и общие с Юпитером (и с Митрой в ведической религии ).
Санкус и Геркулес
[ редактировать ]Интерпретация Элием Стило теонима как Dius Filius частично основана на взаимозаменяемости и чередовании букв d и l в сабинском языке, что могло сделать возможным прочтение Dius Fidius как Dius Filius , то есть клятвы Диоса Куроса, которыми Санкус поделился с Гераклом: Wissowa назвал это выбранной комбинацией , [ 55 ] [ 50 ] интерпретируя его как гения ( семо ) Юпитера. [ 11 ] : 136 который довольно критично относится к такой интерпретации Виссовой. Интерпретация Стило в ее лингвистическом аспекте выглядит неподкрепленной формой теонима в Таблицах Игувина , где он фигурирует как Fisus или Fisovius Sancius , формула, включающая в себя две составные части теонима. [ 11 ] : 137 [ 63 ] Этот теоним уходит корнями в древнее И.Э. * bh(e)idh-tos и образован на корневой основе * bheidh- , общей для латинского Fides .
Связь с Геркулесом выглядит гораздо более существенной с богословской точки зрения. Геркулес, особенно в древней Италии, сохранил многие архаичные черты божества-основателя и гаранта добросовестности и верности. Отношения с Юпитером двух персонажей можно считать аналогичными. Следовательно, как некоторые древние ученые, такие как Варрон и Макробий, так и современные, такие как Вудард (2006), [ 10 ] рассматривать их как одно целое.
Санкус и Марс
[ редактировать ]В Игувиуме Фис Санций связан с Марсом в ритуале жертвоприношения у Порта («Ворот») Тесенаки как один из богов малой триады. [ ч ] и этот факт доказывает его военную связь с Умбрией. Это можно объяснить военной природой концепции санкций , подразумевающей применение репрессий. Термин «святилище» также имеет в римском праве военное значение: стены города являются святыми . [ 54 ] : 135–137
Военный аспект Санкуса подчеркивается также на примере самнитского legio linteata , избранной части армии, сформированной из благородных солдат, связанных рядом особо убедительных клятв и находившихся под особой защитой Юпитера. В то время как обычные солдаты были одеты в пурпурно-красный палудаментум с золотой атрибутикой, солдаты легиона были одеты в белое с серебряной атрибутикой, что явно демонстрировало их разную преданность и защитников. Эта строгая связь ритуала с Юпитером подчеркивает военный аспект верховного бога, который дополняет обычную роль Марса в особых случаях, т.е. когда есть необходимость в поддержке его власти. [ 54 ]
Чудо, рассказанное Ливием о avis sanqualis , который разбил дождевой камень или метеорит, упавший в священную рощу Марса в Крустмерии в 177 г. до н.э., также рассматривалось некоторыми учеными как признак воинственного аспекта Санкуса. Вудард [ 10 ] Санкус интерпретировал Санкуса как римский эквивалент ведийского бога Индры , которому приходится полагаться на помощь Марутов , что, по его мнению, соответствует двенадцатым римским семонам Кармен Арвале , в его задаче убить дракона Вритру, тем самым освободив воды и предотвращение сквозняка. Он прослеживает этимологию слова Семо от ПИРОГА корня * sh₂e (w), несущего значения «лить», «ковш», «течь», «капля», связанные с дождем и посевом. [ 11 ] : 140 [ 10 ] : 186 и далее В римском мифе Геракл представлял этого мифического персонажа, убившего чудовище Какуса . Санкус был бы идентичен Геркулесу и строго связан, хотя и не идентичен, с Марсом, как это подразумевается в старых культах Салии Тибура , рассказанных Варроном и другими древними авторами, цитируемыми Макробием. Трехглавое божество, представленное рядом с Геркулесом в этрусских гробницах и отраженное в мудре убийства Какуса , соответствовало бы чертам чудовища, убитого Индрой в сочетании с Тритой Апья. [ 64 ] [ 10 ] : 220 сл.
Связь между Санкусом и Марсом может быть объяснена далее тем, что Семо Санкуса можно было считать тождественным богу Эниалиусу, сыну Марса ( Аресу ); но иногда Эниалиус служил также эпитетом самого Ареса (Марса), поэтому эти двое стали считаться очень похожими по характеру, и их личности иногда могли пересекаться. Пирро Лигорио в Торинском кодексе сообщает о предании об этом боге (Санкусе), найденном в городе Риети , населенном сабинянами, и пишет так: «[…] Hoggidì questa città chiamano Rieti, et delle sue antichità si trova questa База Ротонда-нель-Меццо-делла-Суа-Пьяцца, Сопра-ла-Кале-Фу-Джа la statua di Sancte Sabinorum che è il Genio detto Sango et alcuni il chiamano Genio altri Enialio figliuolo di Marte, alcuni vogliono che sia Hercole, altri Apolline […]», что переводится как: «В настоящее время они называют этот город Риети, и его древний артефакты: это округлое основание можно найти в центре его квадрата, на вершине которого стояла статуя. из Sancte Sabinorum, который является гением по имени Сангус, и некоторые называют его гением, другие Эниалиосом, сыном Марса, некоторые утверждают, что он Геркулес, другие Аполлон […]». [ 65 ]
Санкус в Этрурии
[ редактировать ]Что касается этрусской религии, то Н. Томас Де Граммонд предложил идентифицировать Санкуса по надписи Selvans Sanchuneta , найденной на раскопанном циппусе близ Больсены; однако другие учёные связывают этот эпитет с местным семейством гентилициум . [ 66 ] Теоним Тек Санс, найденный на бронзовых статуях (одна из которых изображает мальчика, а другая — arringatore , «оратор») из района недалеко от Кортоны, рассматривается как этрусская форма того же теонима. [ 4 ] : 17 и далее
Сноски
[ редактировать ]- ^ [Дий Фидиус] уже отождествляется с Семо Санкусом, другим присяжным богом, известным в римской религии. Диус Фидиус и Семо в древние времена были разными божествами; Соединение в клятве сделало двоих одним богом для римских учёных и, возможно, не только для них.[...] У него был храм на Квиринале, [...] который был построен в 466 г. до н.э. Он был освящен в I веке до нашей эры, а его строительство приписали царю Тарквинию. Поскольку он находился на Квиринале, по другим данным, его основали сабиняне Т. Татия. [ 1 ]
- ^ Обратите внимание, что Варрон не упоминает Санкуса в списке богов. Варрон . Лингва Латина . V 72. которому царь Татий посвятил святыни.
- ^ Веррий снова говорит, что лекарства, которые, как предполагается, нашла Гея Цецилия, жена Тарквиния Приски, и смешала со своей зоной, которой опоясана ее статуя в доме Санкуса, которого называют богом веры. , называются Пребией; и в какой опасной зоне таранов берут. Он говорит, что они называются добродетелями, потому что предотвращают зло.
- ^ "Древние называли Румам мамой. Варрон Катон , или О воспитании детей : подталкивайте Семоны к молоку, а не к вину; Кунину из-за колыбели, Румину из-за рома, то есть, по-старому, маменьку ..." [ 41 ]
- ^ Ара Салютус с плиты алтаря из Пренесте; Салют поколом на кувшине от Орта; Salus Ma[gn]a на циппусе из Баньякавалло; Салюс на кипарисе из священной рощи Писаурум; Общественное здравоохранение из Флоренции .
- ^ Юпатер Санций идентичен Семо Санкусу, богу фидиусу латинян. Здесь мы видим Фиса Санция, который изначально был атрибутом самого Юпатера в его функции хранителя Фидес , а затем превратился в отдельного бога со своей собственной сферой в качестве хранителя клятв и договоров… Умбрийский бог… с комбинацией две формы римского бога в его имени оказывают настоящую услугу в установлении единства Диуса Фидия и Семо Санкуса как единого бога Семо Санкуса Диуса Фидия . [ 5 ]
- ^
Сакки (2001) цитирует Нониуса Марцелла свритуиса : (L, стр. 494)
- И вот, в наших домашних обрядах тот, кто желает долго присягать в вере, обычно выходит под дождь.
- («таким образом, согласно нашим обрядам, тот, кто желает принести клятву Диусом Фидием, он, как правило, идет к комплювию [некрытому пространству внутри дома]»). [ 59 ]
- ^ Основная триада состоит из Иове , Марте и Вофиуне , называемых Грабовиями ; рядом с ним есть второстепенный, компоненты которого связаны каждый с одним из Грабов : Требус Иовий с Иове, Фис Санций с Марте и Тефер Иовий с Вофиуном соответственно. ср. Брикель (1979) [ 54 ] : 136
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Латте, Курт (1967). «Клятва богов». В Бенгтсоне, Герман (ред.). Римская религиозная история . Справочник классических исследований (на немецком языке). Том 5 (2-е изд.). Мюнхен, Германия: CH Beck (опубликовано в 1992 г.). стр. 126–127. ISBN 9783406013744 . Проверено 4 июня 2016 г.
- ^ Во фрагменте, сохранившемся Дионисием Галикарнасским , 2.49.2.
- ^ Силий Италикус Пуника VIII 421.
- ^ Jump up to: а б с д и Палмер, REA (1994). «Медальон золотой, ящеричный». Ин Холл, Дж. Ф. (ред.). Этрусское влияние на цивилизации Италии . стр. 16, 17 и след.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г
Норден, Э. (1939). От древнеримских жрецов-буков (на немецком и английском языках). Лунд. п. 220.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «священный | Найдите в онлайн-словаре этимологии» . www.etymonline.com . Проверено 7 декабря 2023 г.
- ^ Блэк, Джереми А.; Джордж, Арканзас; Постгейт, Дж. Н. (2000). Краткий словарь аккадского языка Издательство Отто Харрасовица. ISBN 978-3-447-04264-2 .
- ^ «Месопотамские жрецы и жрицы» . История . 19 сентября 2014 г. Проверено 7 декабря 2023 г.
- ^ онлайн-хеттский словарь ids https://ids.clld.org/units/208-911/
- ^ Jump up to: а б с д и ж г
Вудард, Роджер Д. (2006). Римское и ведическое сакральное пространство . Чикаго. стр. 186 и далее, 221 и далее.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж
Фаулер, WW (1899). Римские праздники периода республики . Лондон, Великобритания. стр. 136–140, 189.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Дионисий Галикарнасский . древности Римские . II 49, 2.
- ^
OvidОвидий быстро VI 217–218.
Проперс IV 9, 74;
TertullianТертуллиан Народам II 9, 13
Varro . Lingua Latina . V 52. - ^
Дионисий Галикарнасский . древности Римские . IX 60.
OvidОвидий быстро VI 213.
ЦИЛ . Том. Я (2-е изд.). п. 220. 319. - ^ Jump up to: а б с
Платнер, С.Б.; Эшби, Т. (1929). Топографический словарь Древнего Рима . Лондон, Великобритания. стр. 469–470.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Varro . Lingua Latina . V 66.
- ^
Ланчиани, РА (1893 г.). Языческий и христианский Рим Бостон, Массачусетс; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. стр. 100-1 32–33.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Секст Помпей Фест св Санкуалис Порта п. 345 л.
- ^
VarroВаррон Латинский язык V 52.
Холм Муциал: Квинтицепс у дома Деи Фиди; в зале, где мы обычно находимся дома .
- ^
PlutarchПлутарх вопросы Римские 30
Плиний Старший . Естественная история . VIII 94. - ^ Секст Помпей Фест св пребия п. 276 л.
- ^ Ливи . [название не указано] . VIII 20, 8.
- ^ Дионисий Галикарнасский . древности Римские . IV 58, 4.
- ^ Ливи . [название не указано] . XXXII 1, 10.
- ^ Кларидж, Аманда (1998). Рим: Оксфордский археологический справочник . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. п. 226.
- ^ ЦИЛ . Том VI. 568.
- ^ ЦИЛ . Том. XV. 7253.
- ^ Джастин Мартир . «Глава XXVI — Волшебники, которым христиане не доверяют» . Первое извинение .
- ^ Сохранено в Варрон . Латинского языка . 5.66.
- ^ Вайншток, Стефан (1946). «Марсиан Капелла и космическая система этрусков». Журнал римских исследований . 36 :105, особенно. [примечание 19]. дои : 10.2307/298044 . JSTOR 298044 . S2CID 161832349 : Марсиан, вероятно, получил свою систему от Варрона и через промежуточный источник от Нигидия Фигула .
- ^ Марсианус Капелла , II 156
- ^ Фульгенций О проповеди древних 11
- ^ Марк Порций Катон , цит. Дионисий Галикарнасский . Римские древности . II 49 1-2.
- ^
ЦИЛ . Том. Я (2-е изд.). 2436.
Se] monibu [s
Реконструкция сомнительна. - ^ Поултни, Джеймс Уилсон (1959). Бронзовые столы Игувия . Библиотеки Джорджа А. Сматерса, Университет Флориды. Балтимор: Американская филологическая ассоциация.
- ^ Festus s.v. medioxumi .
- ^ Jump up to: а б Шайффеле в Поли Реальской энциклопедии der Altertumwissenschaften sv Semones со ссылкой на Присциана, стр. 683.
- ^ Fulgentius De Sermone Antiquorum 11; Фест св хемона ; Варрон (без ссылки) от Semideus ; Хартунг I. 41: от Серере и Сабины Семоны полусамостоятельной, больше похожей на гения ; также Gdywend Mythologie bei der Romer пар. 261: в Сабине - благочестивые люди, может быть, Ларес. все дии медиоксумы . Кроме того , к этой категории относятся
- ^ ср. Овидий Метаморфозы I 193-195.
- ^ Даренберга и Сальо Словарь греческих и римских древностей Семо Санкуса .
- ^ У. Песталоцца Юно Капротина (1934) [в] «Исследования и материалы по истории религий», стр. 64, со ссылкой на Ноний Марцелл De Compendiosa Doctrina (Мюллер) I, стр. 245
- ^
Пиги, Великобритания (1967). «Римская молитва». В АА.; ВВ. (ред.). Молитва . Рим. стр. 605–606.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) [ нужна полная цитата ] - ^ Varro Lingua Latina V 53
- ^ Джесси Б. Картер в Энциклопедии религии и этики, том. 13 св Салус
- ^ MacrobiusМакробиус Сатурналии У меня 16,8. См Сатурналии. . также
- ^ Jump up to: а б с д и ж
Дюмезиль, Г. (1974). Архаичная религия романов (на французском языке). Париж, Франция.
{{cite book}}
: CS1 maint: местонахождение отсутствует, издатель ( ссылка ) Итальянский перевод Милан (1977), с. 189. - ^ Чирасси Коломбо в ANRW 1981 г.
- ^ TertullianТертуллиан О очках VIII 3.
- ^ Festus s.v. praebia
- ^ Jump up to: а б с д
Виссова, Г. (1912). «Санкус». Лексикон Рошера . Религия и культ римлян. Мюнхен, Германия. стр. 139 и далее.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б
Латте, К. (1960). Романская религиозная история . Мюнхен, Германия. стр. 49–51.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^
Палмер, REA (1990). Исследования северного Марсова поля в Древнем Риме .
Salus Semonia положил победу народа
- ^ Jump up to: а б с
Розенцвейг, Ирен (1937). Ритуал и культ в доримском Игувии . Лондон, Великобритания. стр. 210, 275.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г Брикель, Д. (1979). «О военных аспектах умбрийского бога Фиса Санция». Смеси французской школы Древнего Рима . стр. 134–137.
- ^ Jump up to: а б с Виссова, Г. (1909). «Семо Санкус». Лексикон Рошера . Том IV. с 3654.
- ^
Дюмезиль (1974, 1977) [ 46 ] : 80 [примечание 25]
цитирует Виссову (1909); [ 55 ]
Дюмезиль полностью отвергает традицию синецизма Рима. [ 46 ] - ^ ср. Ливий I 21, 4; Сервиус Эн. Я 292 по этому рецепту Нумы .
- ^
Ливи . [название не указано] . VIII 20, 8.
Фаулер (1899 г.); [ 11 ] : 138
[ 53 ] : 210
Кирпич (1979) [ 54 ] : 136 - ^ Сакки, О. (2001). «Три васо дель Квиринале». Revue Internationale de droit de l'Antiquité : 309–311.
- ^
MacrobiusМакробиус Сатурналии III 11, 5. обсуждается использование частной менсы в качестве алтаря, упомянутое в ius Papirianum ;
Граний Флакк . Индигитамента . 8 (Х. 109). описывает клятву царя Нумы , согласно которой он просил всех богов о наказании за лжесвидетельство. - ^ LydusЛидус Месяцев IV 90
- ^ Капдевиль, Г. (1995). «Боги Марсиана Капеллы». Журнал истории религий : 290.
- ^
Розенцвейг (1937) [ 53 ] : 275
цитируется Норденом (1939): [ 5 ] [ 54 ] : 134–135
- Дативы Ia 15 Fiso Bag, VI b 3 Fiso Sansie; звательный падеж VI b 9, 10, 12, 14, 15 Fissure Sansie;
- винительный падеж VI b 8 Фисови Санси;
- родительный падеж VI b15 Фисовье Санси;
- дательный падеж VI b 5.6, от VII до 37 без фиксированного; Я до 17 Исправлено.
- ^ Макробий Сатурналии III 12, 1-8
- ^
Алтарь Луция Муния в Риети (статья), Моника Верзар Басс – Mélanges de l'école française de Rome, Год: 1985 / 97-1 / стр. 295-323. - ^ NT Де Граммонд Этрусский миф Священная история и легенда 2006 с. 141; Питер Ф. Дорси Культ Сильвана: исследование римской народной религии Брилл Лейден 1992 с. 11 со ссылкой на К. Де Симоне Этруско Санчунета Ла Парола дель Пассато 39 (1984), стр. 49-53.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Статья о древней библиотеке