Jump to content

Санкус

Иллюстрация статуи Санкуса, найденной в святилище Сабины на Квиринале, недалеко от современной церкви Сан-Сильвестро.

В древнеримской религии Санкус ( также известный как Сангус или Семо Санкус ) был богом доверия ( fides ), честности и клятв. Его культ , один из самых древних среди римлян, вероятно, возник под влиянием Умбрии . [ а ] Катон [ 2 ] и Силий Италикус [ 3 ] писал, что Санкус был сабинским богом и отцом одноименного сабинского героя Сабуса . Поэтому его иногда считают божеством-основателем .

Санкус был богом, который защищал брачные клятвы, гостеприимство, закон, торговлю и особенно официальные контракты . В некоторых клятвах, произнесенных в момент подписания контракта или других важных гражданских долговых актов, Санкус назывался гарантом и призывал его защищать и охранять честь и целостность обязательств подписавших сторон. [ нужна ссылка ]

Этимология

[ редактировать ]

Топоним Сангвинето связан с теонимом через имя собственное Санквиний . [ 4 ] : 16  [ 5 ] : 215 

Sancus происходит от латинского / умбрийского / сабинского источника (сравните умбрийский Sacra / sakra «священный» и умбрийский теоним Sansi / Saçi ) и связан с латинским sancire («освящать») и, следовательно, Sancus («священный») и Английский святой , священный , святилище , святость и санкция .

За пределами курсива в хеттском языке есть ряд слов, таких как saklai «обряды» и sankunnis «жрец», которые кажутся явно родственными, что предполагает индоевропейский корень * sank-/*sak- «освящать». [ 6 ] Однако возможно, что первое было заимствовано из аккадского сакку (м) «культовые обряды». [ 7 ] и последнее может быть заимствованным словом из шумерского санга «административный жрец». [ 8 ] [ 9 ]

Вудард [ 10 ] интерпретировал Санкуса как римский эквивалент ведического бога Индры (чье имя, вероятно, связано с санскритским indu «капля дождя»), которому приходится полагаться на помощь Марутов , что, по его мнению, соответствует двенадцатым римским семонам Кармен Арвале. , выполняя свою задачу убить дракона Вритру, тем самым освободив воду и предотвратив сквозняк. Он прослеживает этимологию слова Семо от ПИРОГА корня корня * sh₂e (w), несущего значения «лить», «ковш», «течь», «капля», связанные с дождем и посевом. [ 11 ] : 140  [ 10 ] : 186   и далее (Подробнее см. ниже в разделе «Марс и Семо»).

Поклонение

[ редактировать ]

Храм, посвященный Санкусу, стоял на Квиринальском холме под названием Семо Санкус Дий Фидиус.

Дионисий Галикарнасский [ 12 ] пишет, что поклонение Семо Санкусу было завезено в Рим в очень ранние времена сабинянами, занимавшими Квириналский холм. Согласно традиции, его культ был введен сабинянами, и, возможно, король Тит Татий посвятил небольшую святыню. [ 13 ] [ б ] Фактическое строительство храма обычно приписывают Луцию Тарквинию Гордому , хотя он был посвящен Спурием Постумием 5   июня 466   г. до н.э. [ 14 ] [ 15 ] : 469–470 

Санкус считался сыном Юпитера , мнение, записанное Варроном и приписываемое его учителю Элию Стило . [ 16 ] Он был богом небесного света, мстителем за нечестность, хранителем истины и добросовестности, освятителем договоренностей. Отсюда его отождествление с Геркулесом , который также был хранителем святости клятв. Его фестивальный день пришелся на нонаэ июня (5   июня).

Храм на Квиринале

[ редактировать ]

Святыню на Квиринале описал   археолог XIX века Р. А. Ланчиани. [ 17 ] Он располагался недалеко от ворот Санкуалис сервиевских стен. [ 18 ] недалеко от современной церкви Сан-Сильвестро-аль-Квиринале , именно на Collis Mucialis . [ 19 ] Классические писатели описывали его как не имеющий крыши, поэтому клятвы можно было давать под небом.

В нем была часовня, в которой хранились реликвии королевского периода: бронзовая статуя Танаквила или Геи Цецилии , ее пояс с лекарствами, которые люди приходили забрать, ее прялка, веретено и туфли, [ 20 ] [ с ] [ 21 ] а после захвата Приверна в 329   г. до н. э. из денег, конфискованных у Витрувия Вакка , были изготовлены латунные медальоны или бронзовые колеса (диски) . [ 22 ]

Дионисий Галикарнасский сообщает, что договор между Римом и Габиями в этом храме хранился . Этот договор был, пожалуй, первым международным договором, записанным и сохраненным в письменной форме в Древнем Риме. Его писали на шкуре быка, принесенного в жертву богу по его согласию, и закрепляли на деревянном каркасе или щите. [ 23 ]

По словам Ланчиани, фундамент храма был обнаружен в марте   1881 года на территории бывшего монастыря Сан-Сильвестро-аль-Квиринале (или дельи Арчиони ), позже штаб-квартиры (бывших) Королевских инженеров. Ланчиани сообщает, что памятник имел форму параллелограмма, тридцать пять футов в длину и девятнадцать в ширину, со стенами из травертина и украшениями из белого мрамора . Его окружали вотивные алтари и постамент статуй. В латинской литературе его иногда называют aedes , иногда sacellum , последнее название, вероятно, связано с тем, что это было священное пространство под открытым небом. [ 15 ] : 469  Платнер и Эшби (1929) [ 15 ] хотя пишут, что его фундаменты были обнаружены уже в 16   веке.

Ланчиани предполагает, что статуя, изображенная в этой статье, могла быть найдена на месте святыни Квиринала в том виде, в котором она появилась на антикварном рынке Рима во время раскопок в Сан-Сильвестро .

Статуя и храм на острове Тибр и других

[ редактировать ]

У Семо Санкуса было большое святилище в Велитрах, ныне Веллетри , на Вольсков . территории [ 24 ]

Возможно, существовал еще один храм или алтарь ( ара ), посвященный Семо Санкусу, на острове Тибр , недалеко от храма Юпитера Юрария . На этом алтаре есть надпись, которую увидел и неправильно прочитал Юстин ( Semoni Sanco Deo, читается как Simoni Deo Sancto ), и он был обнаружен на острове в июле   1574 года. Он хранится в Galleria Lapidaria Ватиканского музея, первый отсек ( Dii галерея ). Ланчиани выдвигает гипотезу, что, хотя святыня на Квиринале имела сабинское происхождение, на острове Тибр — латинское . Кларидж (1998) сообщает, что статуя Санкуса (с надписью Semo Sancus Dius Fidus ) была найдена на острове Тибр . [ 25 ]

Статуя выполнена в натуральную величину и относится к архаическому типу Аполлона (куроса) . Однако выражение лица и моделирование тела реалистичны. Обе руки отсутствуют, поэтому невозможно сказать, каковы были атрибуты бога, одним из которых, возможно, была палица Геркулеса и/или костница , птица-предсказательница, принадлежащая богу ( avis sanqualis ), гипотезы, выдвинутые археологом Висконти. Об этом сообщает Lanciani . Другие ученые считают, что ему следовало держать молнии в левой руке.

В надписи на постаменте упоминается совет двузубых священников . [ 26 ] Ланчиани ссылается на глоссу Секста Помпея Феста sv bidentalia , в котором говорится, что это были небольшие святилища меньших божеств, которым приносились в жертву Hostiae bidentes , то есть двухлетние ягнята. Фаулер (1899) [ 11 ] говорит, что эти жрецы должны были беспокоиться о молниях, причем двузубые - это технический термин, обозначающий мутеал , дыру (напоминающую колодец), оставленную ударами о землю, и жертвы, используемые для умиротворения бога и очищения места. [ 11 ] : 139 

Двузубые жрецы – жрецы Семо Санкуса.

[ редактировать ]

По этой причине жрецов Семо Санкуса называли sacerdotes bidentales . Они были организованы, как мирская корпорация, в декурии под председательством пятидесятилетнего магистра .

Их резиденция в святилище на Квиринале располагалась рядом с часовней: она была просторной и просторной, снабженной подачей воды посредством свинцовой трубы. Трубы были вывезены в Капитолийский музей . На них есть та же надпись, что и на основании статуи. [ 27 ] Сейчас статуя находится в Галерее канделябров Ватиканского дворца. Фундамент святыни на Квиринале был разрушен.

Саймон Магус

[ редактировать ]

Юстин Мученик пишет, что Симон Волхв , гностик, упомянутый в христианской Библии, совершал такие чудеса с помощью магических действий во время правления Клавдия , что его считали богом и уважали статуей на острове в Тибре, через который пересекают два моста. с надписью Simoni Deo Sancto «Симону Святому Богу». [ 28 ] Однако в 1574 году на рассматриваемом острове была раскопана статуя Семо Санкуса, что заставило большинство ученых поверить, что Юстин перепутал Семони Санко с Симоном Волхвом .

Происхождение и значение

[ редактировать ]

Даже в древнем мире это божество окружала путаница, о чем свидетельствуют множественные и непостоянные формы его имени. Элий Стило [ 29 ] отождествил его с Гераклом и объяснил также, что, поскольку римляне называли бога « Диус Фидиус », он был сыном Юпитера, интерпретируя выражение Дий Фидий как Диовис Филиус (сын Юпитера); и чтобы дополнительно прояснить представление о Семо Санкусе как о сыне Юпитера, он объяснил значение выражения «Диовис Филиус», означающего «сын Юпитера», сравнив его в качестве примера с греческим словом « Диоскурос », применяемым к Кастору. ; и утверждал, что так же, как греки называют, например, Кастора «Диоскуром», то есть «юным мальчиком» или «сыном» (kouros) Зевса (Диоса); точно так же римляне называли Санкуса «Диовис Филиус» — «сын Юпитера». В античности поздней Марсиан Капелла помещает Санкуса в область   12 своей космологической системы, которая опирается на этрусскую традицию связывания богов с определенными частями неба. [ 30 ] На Печени Пьяченцы соответствующий случай носит теоним Tluscv . Сложность теонима и многочисленные отношения бога с другими божественными фигурами будут лучше систематически рассмотрены ниже.

Санкус как Семо

[ редактировать ]

Первая часть теонима определяет бога как принадлежащего к категории семонов или семунов , божественных сущностей древних римлян и курсивов. [ 31 ] [ 32 ] Во фрагменте Катона , цитируемом у Дионисия Галикарнасского (II 49 1–2), Санк упоминается как демон , а не бог . [ 33 ]

В Риме этот теоним засвидетельствован в carmen Arvale ( semunis alternei advocapit conctos, повторенный трижды) и в двух фрагментарных надписях: CIL V 567 Semoni Sanco Deo Fidio ... decur (ia) bidentalis дал подарок и CIL V 568 Sanco Sancto Semoni Deo. Фидио Священный совет двузубых священников [ 34 ]

За пределами Рима на территории Сабины, Умбрии и Пелиньяна: [ 5 ] : 205 и далее Надпись из Корфиниума на умбрийском языке гласит: Çerfom sacaracicer Semunes sua[d] , «жрец Черфи и Семонов», помещая рядом две сущности cerfi и semunes . Черфи Черфер упоминаются в Таблицах Игувина в связи с Марсом, например, в выражениях как Мартье . Их интерпретация остается неясной: этимологическая и семантическая связь с корнем PIE * ker- , означающим «рост», возможна, хотя проблематична и спорна, поскольку этот корень также означает «рог, голова», что предполагает наличие рогатого божества.

Также на умбрийском языке , в Таблицах Игувинов , сторона b таблички II начинается со слов « seminies tekuries », что интерпретируется как «декуриал [праздник] Семо...», где совершалось жертвоприношение свиньи и козла, хотя первые строки этой таблички трудно перевести с уверенностью. [ 35 ]

Согласно древним латинским источникам, значение термина семоны будет обозначать семигомины (также объясняемые как се-гомины , люди, отделившиеся от обычных, покинувшие свое человеческое состояние: приставка се- как на латыни, так и на греческом языке может обозначать сегрегацию), или дии медиоксуми , то есть боги второго ранга, или полубоги, [ 36 ] существа, принадлежащие к промежуточной сфере между богами и людьми. [ 37 ] [ 38 ] Отношение этих сущностей к Semo Sancus сравнимо с отношением гениев к Genius Iovialis : как среди гениев есть Genius Iovialis , так и среди семон есть Semo Sancus . [ 37 ] Семоны как тогда были бы классом полубогов, то есть людей, которые не разделяли судьбу простых смертных, даже если они не были допущены на Небеса, такие Фавн , Приап , Пик , Сильвани . [ 39 ] Однако некоторые ученые полагают, что такое определение неверно, и что семоны — это духи природы, олицетворяющие репродуктивную силу, скрытую в семенах (лат. Semina ). [ 40 ] разрешалось предлагать только молоко В древние времена к семонам . [ д ]

Божество Семонии с группой Семоний , как показано Фестом св . имеет характеры , которые связывают ее сообщество. Только после этого голову и имущество преступника можно было посвятить соответствующему богу. То, что Семо Санкус получил такой же культ и жертвоприношение, показано в надписи (см. рисунок в этой статье), которая сейчас находится под статуей бога, читающего decuria sacerdotum bidentalium .

Отношения между Санкусом и семонами кармен Арвале остаются неясными, хотя некоторые ученые полагают, что Семо Санкус и Салус Семония или Диа Семония будут представлять собой основное значение этой архаической теологии. Также было предложено понимать эти отношения в свете отношений между ведическим богом Индрой или его спутником Тритой Апья и марутами . [ 42 ] [ 10 ] : 221 и далее Норден (1939) предположил греческое происхождение. [ 5 ]

Санкус и Салус

[ редактировать ]

Два бога были связаны несколькими способами. Их святыни ( aedes ) находились очень близко друг к другу на двух соседних вершинах Квиринала, Collis Mucialis и Salutaris соответственно. [ 43 ] Некоторые ученые также утверждают, что некоторые надписи Санкусу были найдены на Collis Salutaris . [ 44 ] Более того, Салус — первое из ряда божеств, упомянутых Макробием. [ 45 ] связанные по своей сакральности: Salus , Semonia , Seia , Segetia , Tutilina , требовавшие соблюдения diesferiatus человека , случайно произнесшего их имя. Эти божества были связаны с древними аграрными культами долины Большого цирка , которые остаются весьма загадочными. [ 46 ] : том   I [ 47 ] [ 48 ]

Статуя Танаквила, помещенная в святилище Санкуса, славилась тем, что в ее поясе содержались лекарства, которые люди приходили собирать, называемые пребией . [ 49 ] [ 4 ] Как многочисленные статуи мальчиков носят апотропные золотые буллы , «пузыри» или «медальоны», в которых содержались средства против зависти или сглаза , Палмер (1994) [ 4 ] заметил связь между ними и пребией статуи Танаквила в часовне Санкуса. [ 4 ] : 17 и далее

Виссова , [ 50 ] север , [ 5 ] и латте [ 51 ] написание божества по имени Салус Семония [ 50 ] [ 51 ] [ 5 ] : 205 и далее который, однако, засвидетельствован только в одной надписи первого года   упоминается Salus Semonia нашей эры , где в последней строке (семнадцатая строка) . Ученые сходятся во мнении, что эта линия является более поздним дополнением и не может быть точно датирована. [ 52 ] В других надписях Салус никогда не связан с Семонией. [ и ]

Санкус Диос Фидий и Юпитер

[ редактировать ]

Отношения между двумя богами очевидны, поскольку оба отвечают за клятву, связаны с ясным дневным небом и могут владеть молниями. Это совпадение функциональных символов вызвало путаницу в отношении личности Санкуса Дия Фидия как среди древних, так и среди современных ученых, поскольку Дий Фидий иногда считался еще одним теонимом Юпитера. [ 46 ] Автономия Семо Санкуса от Юпитера и тот факт, что Диус Фидиус является альтернативным теонимом, обозначающим Семо Санкус (а не Юпитер), подтверждается именем соответствующего умбрийского бога Фиса Санси , которое объединяет две составные части Санкуса и Диуса Фидия : в Умбрийский и Сабинский Фис является точным корреспондентом Фидия , как и Сабинский Клаус на латыни. Клавдий. [ 53 ] [ 54 ] [ ж ] Но санси / сачи встречается и с Юпатером , а также отдельно, и с умбрийскими теонимами Фисовиус и Вестиций.

Тот факт, что Санкус как Юпитер отвечает за соблюдение клятв, законов гостеприимства и верности ( Фидес ), делает его божеством, связанным со сферой и ценностями суверенитета, то есть тем, что Дюмезиль называет «первой функцией». [ 46 ]

Виссова (1909, [ 55 ] 1912 [ 50 ] : 131 и далее ) выдвинул гипотезу, что Семо Санкус является «гением» Юпитера. Фаулер (1899) [ 11 ] предупредил, что эта интерпретация выглядит анахронизмом, и было бы приемлемо только сказать, что Санк — гений Иовий , как это следует из Таблиц Игувина ; [ 11 ] : 189  концепция гения божества . засвидетельствована только в имперский период

Момсен , [ нужна ссылка ] Фаулер , [ 11 ] и Дюмезиль , [ 46 ] среди прочего, отверг ответственность за традицию, приписывающую римскому культу Семо Санкуса Диуса Фидия сабинское происхождение, отчасти по лингвистическим причинам, поскольку теоним латинский, и никаких упоминаний или свидетельств о сабинском Семо около Рима не обнаружено, в то время как Семоны засвидетельствованы на латыни в « Carmen Arvale» . По их мнению, Санкус должен был быть божеством, которое разделяли все древние италийские народы, будь то оско-умбрийцы или латино-фалисканцы. [ 56 ]

Подробности культа Фиса Санция в Игувии и культа Фидеса в Риме. [ 57 ] например, использование мандракулума , куска льняной ткани, покрывающего правую руку священнослужителя, и urfeta ( orbeta ) или orbes ahenei , своего рода небольшого бронзового диска, принесенного в правую руку жертвователем в Игувиуме и также низложенного в храме Семо Санкуса в 329   г. до н.э. после предательства. [ 58 ] подтвердите параллелизм.

Некоторые аспекты ритуала присяги Диуса Фидия, такие как действия под открытым небом и/или в комплексе частных резиденций, а также тот факт, что у храма Санкуса не было крыши, натолкнули романиста О. Сакки на мысль, что клятва Диуса Фидия предшествовала клятве Юпитера Ляписа или Юпитера Феретриуса и должна иметь свое начало в ритуалах доисторического времени, когда храм находился на открытом воздухе и определялся природными ориентирами, например, самым высоким близлежащим деревом. [ г ] [ 60 ] Подтверждением этой интерпретации является объяснение теонима Sancus как означающего небо на Сабинском языке, данное Иоганнесом Лидусом, этимология, однако, отвергается Дюмезилем и Брикелем. [ 54 ] среди других. [ 61 ] [ 62 ] Это утверждение также противоречит тому факту, что первый элемент Юпитера восходит к [протоиндоевропейскому] *diēu- «яркий (небо)», и что родственные индоевропейские божества Юпитера (такие как Древнее норвежские Tyr ) также связаны с соблюдением клятвы.

Все известные подробности о Санкусе связывают его с сферой fide , клятв, уважения договоров и их санкции, то есть божественной гарантии от их нарушения. Все эти ценности свойственны суверенным богам и общие с Юпитером (и с Митрой в ведической религии ).

Санкус и Геркулес

[ редактировать ]

Интерпретация Элием Стило теонима как Dius Filius частично основана на взаимозаменяемости и чередовании букв d и l в сабинском языке, что могло сделать возможным прочтение Dius Fidius как Dius Filius , то есть клятвы Диоса Куроса, которыми Санкус поделился с Гераклом: Wissowa назвал это выбранной комбинацией , [ 55 ] [ 50 ] интерпретируя его как гения ( семо ) Юпитера. [ 11 ] : 136  который довольно критично относится к такой интерпретации Виссовой. Интерпретация Стило в ее лингвистическом аспекте выглядит неподкрепленной формой теонима в Таблицах Игувина , где он фигурирует как Fisus или Fisovius Sancius , формула, включающая в себя две составные части теонима. [ 11 ] : 137  [ 63 ] Этот теоним уходит корнями в древнее И.Э. ​​* bh(e)idh-tos и образован на корневой основе * bheidh- , общей для латинского Fides .

Связь с Геркулесом выглядит гораздо более существенной с богословской точки зрения. Геркулес, особенно в древней Италии, сохранил многие архаичные черты божества-основателя и гаранта добросовестности и верности. Отношения с Юпитером двух персонажей можно считать аналогичными. Следовательно, как некоторые древние ученые, такие как Варрон и Макробий, так и современные, такие как Вудард (2006), [ 10 ] рассматривать их как одно целое.

Санкус и Марс

[ редактировать ]

В Игувиуме Фис Санций связан с Марсом в ритуале жертвоприношения у Порта («Ворот») Тесенаки как один из богов малой триады. [ ч ] и этот факт доказывает его военную связь с Умбрией. Это можно объяснить военной природой концепции санкций , подразумевающей применение репрессий. Термин «святилище» также имеет в римском праве военное значение: стены города являются святыми . [ 54 ] : 135–137 

Военный аспект Санкуса подчеркивается также на примере самнитского legio linteata , избранной части армии, сформированной из благородных солдат, связанных рядом особо убедительных клятв и находившихся под особой защитой Юпитера. В то время как обычные солдаты были одеты в пурпурно-красный палудаментум с золотой атрибутикой, солдаты легиона были одеты в белое с серебряной атрибутикой, что явно демонстрировало их разную преданность и защитников. Эта строгая связь ритуала с Юпитером подчеркивает военный аспект верховного бога, который дополняет обычную роль Марса в особых случаях, т.е. когда есть необходимость в поддержке его власти. [ 54 ]

Чудо, рассказанное Ливием о avis sanqualis , который разбил дождевой камень или метеорит, упавший в священную рощу Марса в Крустмерии в 177   г. до н.э., также рассматривалось некоторыми учеными как признак воинственного аспекта Санкуса. Вудард [ 10 ] Санкус интерпретировал Санкуса как римский эквивалент ведийского бога Индры , которому приходится полагаться на помощь Марутов , что, по его мнению, соответствует двенадцатым римским семонам Кармен Арвале , в его задаче убить дракона Вритру, тем самым освободив воды и предотвращение сквозняка. Он прослеживает этимологию слова Семо от ПИРОГА корня * sh₂e (w), несущего значения «лить», «ковш», «течь», «капля», связанные с дождем и посевом. [ 11 ] : 140  [ 10 ] : 186   и далее В римском мифе Геракл представлял этого мифического персонажа, убившего чудовище Какуса . Санкус был бы идентичен Геркулесу и строго связан, хотя и не идентичен, с Марсом, как это подразумевается в старых культах Салии Тибура , рассказанных Варроном и другими древними авторами, цитируемыми Макробием. Трехглавое божество, представленное рядом с Геркулесом в этрусских гробницах и отраженное в мудре убийства Какуса , соответствовало бы чертам чудовища, убитого Индрой в сочетании с Тритой Апья. [ 64 ] [ 10 ] : 220   сл.

Связь между Санкусом и Марсом может быть объяснена далее тем, что Семо Санкуса можно было считать тождественным богу Эниалиусу, сыну Марса ( Аресу ); но иногда Эниалиус служил также эпитетом самого Ареса (Марса), поэтому эти двое стали считаться очень похожими по характеру, и их личности иногда могли пересекаться. Пирро Лигорио в Торинском кодексе сообщает о предании об этом боге (Санкусе), найденном в городе Риети , населенном сабинянами, и пишет так: «[…] Hoggidì questa città chiamano Rieti, et delle sue antichità si trova questa База Ротонда-нель-Меццо-делла-Суа-Пьяцца, Сопра-ла-Кале-Фу-Джа la statua di Sancte Sabinorum che è il Genio detto Sango et alcuni il chiamano Genio altri Enialio figliuolo di Marte, alcuni vogliono che sia Hercole, altri Apolline […]», что переводится как: «В настоящее время они называют этот город Риети, и его древний артефакты: это округлое основание можно найти в центре его квадрата, на вершине которого стояла статуя. из Sancte Sabinorum, который является гением по имени Сангус, и некоторые называют его гением, другие Эниалиосом, сыном Марса, некоторые утверждают, что он Геркулес, другие Аполлон […]». [ 65 ]

Санкус в Этрурии

[ редактировать ]

Что касается этрусской религии, то Н. Томас Де Граммонд предложил идентифицировать Санкуса по надписи Selvans Sanchuneta , найденной на раскопанном циппусе близ Больсены; однако другие учёные связывают этот эпитет с местным семейством гентилициум . [ 66 ] Теоним Тек Санс, найденный на бронзовых статуях (одна из которых изображает мальчика, а другая — arringatore , «оратор») из района недалеко от Кортоны, рассматривается как этрусская форма того же теонима. [ 4 ] : 17 и далее

  1. ^ [Дий Фидиус] уже отождествляется с Семо Санкусом, другим присяжным богом, известным в римской религии. Диус Фидиус и Семо в древние времена были разными божествами; Соединение в клятве сделало двоих одним богом для римских учёных и, возможно, не только для них.[...] У него был храм на Квиринале, [...] который был построен в 466 г. до н.э. Он был освящен в I веке до нашей эры, а его строительство приписали царю Тарквинию. Поскольку он находился на Квиринале, по другим данным, его основали сабиняне Т. Татия. [ 1 ]
  2. ^ Обратите внимание, что Варрон не упоминает Санкуса в списке богов. Варрон . Лингва Латина . V 72. которому царь Татий посвятил святыни.
  3. ^ Веррий снова говорит, что лекарства, которые, как предполагается, нашла Гея Цецилия, жена Тарквиния Приски, и смешала со своей зоной, которой опоясана ее статуя в доме Санкуса, которого называют богом веры. , называются Пребией; и в какой опасной зоне таранов берут. Он говорит, что они называются добродетелями, потому что предотвращают зло.
  4. ^ "Древние называли Румам мамой. Варрон Катон , или О воспитании детей : подталкивайте Семоны к молоку, а не к вину; Кунину из-за колыбели, Румину из-за рома, то есть, по-старому, маменьку   ..." [ 41 ]
  5. ^ Ара Салютус с плиты алтаря из Пренесте; Салют поколом на кувшине от Орта; Salus Ma[gn]a на циппусе из Баньякавалло; Салюс на кипарисе из священной рощи Писаурум; Общественное здравоохранение из Флоренции .
  6. ^ Юпатер Санций идентичен Семо Санкусу, богу фидиусу латинян. Здесь мы видим Фиса Санция, который изначально был атрибутом самого Юпатера в его функции хранителя Фидес , а затем превратился в отдельного бога со своей собственной сферой в качестве хранителя клятв и договоров… Умбрийский бог… с комбинацией две формы римского бога в его имени оказывают настоящую услугу в установлении единства Диуса Фидия и Семо Санкуса как единого бога Семо Санкуса Диуса Фидия . [ 5 ]
  7. ^ Сакки (2001) цитирует Нониуса Марцелла свритуиса : (L, стр. 494)
    И вот, в наших домашних обрядах тот, кто желает долго присягать в вере, обычно выходит под дождь.
    («таким образом, согласно нашим обрядам, тот, кто желает принести клятву Диусом Фидием, он, как правило, идет к комплювию [некрытому пространству внутри дома]»). [ 59 ]
  8. ^ Основная триада состоит из Иове , Марте и Вофиуне , называемых Грабовиями ; рядом с ним есть второстепенный, компоненты которого связаны каждый с одним из Грабов : Требус Иовий с Иове, Фис Санций с Марте и Тефер Иовий с Вофиуном соответственно. ср. Брикель (1979) [ 54 ] : 136 
  1. ^ Латте, Курт (1967). «Клятва богов». В Бенгтсоне, Герман (ред.). Римская религиозная история . Справочник классических исследований (на немецком языке). Том 5 (2-е изд.). Мюнхен, Германия: CH Beck (опубликовано в 1992 г.). стр. 126–127. ISBN  9783406013744 . Проверено 4 июня 2016 г.
  2. ^ Во фрагменте, сохранившемся Дионисием Галикарнасским , 2.49.2.
  3. ^ Силий Италикус Пуника VIII 421.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Палмер, REA (1994). «Медальон золотой, ящеричный». Ин Холл, Дж. Ф. (ред.). Этрусское влияние на цивилизации Италии . стр. 16, 17 и след.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Норден, Э. (1939). От древнеримских жрецов-буков (на немецком и английском языках). Лунд. п. 220. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  6. ^ «священный | Найдите в онлайн-словаре этимологии» . www.etymonline.com . Проверено 7 декабря 2023 г.
  7. ^ Блэк, Джереми А.; Джордж, Арканзас; Постгейт, Дж. Н. (2000). Краткий словарь аккадского языка Издательство Отто Харрасовица. ISBN  978-3-447-04264-2 .
  8. ^ «Месопотамские жрецы и жрицы» . История . 19 сентября 2014 г. Проверено 7 декабря 2023 г.
  9. ^ онлайн-хеттский словарь ids https://ids.clld.org/units/208-911/
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г Вудард, Роджер Д. (2006). Римское и ведическое сакральное пространство . Чикаго. стр. 186 и далее, 221 и далее. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Фаулер, WW (1899). Римские праздники периода республики . Лондон, Великобритания. стр. 136–140, 189. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  12. ^ Дионисий Галикарнасский . древности Римские . II 49, 2.
  13. ^ OvidОвидий быстро VI 217–218.
    Проперс IV 9, 74;
    TertullianТертуллиан Народам ​II 9, 13
    Varro . Lingua Latina . V 52.
  14. ^ Дионисий Галикарнасский . древности Римские . IX 60.
    OvidОвидий быстро VI 213.
    ЦИЛ . Том. Я (2-е изд.). п. 220. 319.
  15. ^ Jump up to: а б с Платнер, С.Б.; Эшби, Т. (1929). Топографический словарь Древнего Рима . Лондон, Великобритания. стр. 469–470. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  16. ^ Varro . Lingua Latina . V 66.
  17. ^ Ланчиани, РА (1893 г.). Языческий и христианский Рим Бостон, Массачусетс; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. стр. 100-1 32–33. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  18. ^ Секст Помпей Фест св Санкуалис Порта п. 345 л.
  19. ^ VarroВаррон Латинский язык V 52. Холм Муциал: Квинтицепс у дома Деи Фиди; в зале, где мы обычно находимся дома .
  20. ^ PlutarchПлутарх вопросы Римские 30
    Плиний Старший . Естественная история . VIII 94.
  21. ^ Секст Помпей Фест св пребия п. 276 л.
  22. ^ Ливи . [название не указано] . VIII 20, 8.
  23. ^ Дионисий Галикарнасский . древности Римские . IV 58, 4.
  24. ^ Ливи . [название не указано] . XXXII 1, 10.
  25. ^ Кларидж, Аманда (1998). Рим: Оксфордский археологический справочник . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. п. 226.
  26. ^ ЦИЛ . Том VI. 568.
  27. ^ ЦИЛ . Том. XV. 7253.
  28. ^ Джастин Мартир . «Глава   XXVI — Волшебники, которым христиане не доверяют» . Первое извинение .
  29. ^ Сохранено в Варрон . Латинского языка . 5.66.
  30. ^ Вайншток, Стефан (1946). «Марсиан Капелла и космическая система этрусков». Журнал римских исследований . 36 :105, особенно. [примечание   19]. дои : 10.2307/298044 . JSTOR   298044 . S2CID   161832349 : Марсиан, вероятно, получил свою систему от Варрона и через промежуточный источник от Нигидия Фигула .
  31. ^ Марсианус Капелла , II 156
  32. ^ Фульгенций О проповеди древних 11
  33. ^ Марк Порций Катон , цит. Дионисий Галикарнасский . Римские древности . II 49 1-2.
  34. ^ ЦИЛ . Том. Я (2-е изд.). 2436. Se] monibu [s Реконструкция сомнительна.
  35. ^ Поултни, Джеймс Уилсон (1959). Бронзовые столы Игувия . Библиотеки Джорджа А. Сматерса, Университет Флориды. Балтимор: Американская филологическая ассоциация.
  36. ^ Festus s.v. medioxumi .
  37. ^ Jump up to: а б Шайффеле в Поли Реальской энциклопедии der Altertumwissenschaften sv Semones со ссылкой на Присциана, стр. 683.
  38. ^ Fulgentius De Sermone Antiquorum 11; Фест св хемона ; Варрон (без ссылки) от Semideus ; Хартунг I. 41: от Серере и Сабины Семоны полусамостоятельной, больше похожей на гения ; также Gdywend Mythologie bei der Romer пар. 261: в Сабине - благочестивые люди, может быть, Ларес. все дии медиоксумы . Кроме того , к этой категории относятся
  39. ^ ср. Овидий Метаморфозы I 193-195.
  40. ^ Даренберга и Сальо Словарь греческих и римских древностей Семо Санкуса .
  41. ^ У. Песталоцца Юно Капротина (1934) [в] «Исследования и материалы по истории религий», стр. 64, со ссылкой на Ноний Марцелл De Compendiosa Doctrina (Мюллер) I, стр. 245
  42. ^ Пиги, Великобритания (1967). «Римская молитва». В АА.; ВВ. (ред.). Молитва . Рим. стр. 605–606. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) [ нужна полная цитата ]
  43. ^ Varro Lingua Latina V 53
  44. ^ Джесси Б. Картер в Энциклопедии религии и этики, том. 13 св Салус
  45. ^ MacrobiusМакробиус Сатурналии У меня 16,8. См Сатурналии. . также
  46. ^ Jump up to: а б с д и ж Дюмезиль, Г. (1974). Архаичная религия романов (на французском языке). Париж, Франция. {{cite book}}: CS1 maint: местонахождение отсутствует, издатель ( ссылка ) Итальянский перевод Милан (1977), с.   189.
  47. ^ Чирасси Коломбо в ANRW 1981 г.
  48. ^ TertullianТертуллиан О очках VIII 3.
  49. ^ Festus s.v. praebia
  50. ^ Jump up to: а б с д Виссова, Г. (1912). «Санкус». Лексикон Рошера . Религия и культ римлян. Мюнхен, Германия. стр. 139 и далее. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  51. ^ Jump up to: а б Латте, К. (1960). Романская религиозная история . Мюнхен, Германия. стр. 49–51. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  52. ^ Палмер, REA (1990). Исследования северного Марсова поля в Древнем Риме . Salus Semonia положил победу народа
  53. ^ Jump up to: а б с Розенцвейг, Ирен (1937). Ритуал и культ в доримском Игувии . Лондон, Великобритания. стр. 210, 275. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  54. ^ Jump up to: а б с д и ж г Брикель, Д. (1979). «О военных аспектах умбрийского бога Фиса Санция». Смеси французской школы Древнего Рима . стр. 134–137.
  55. ^ Jump up to: а б с Виссова, Г. (1909). «Семо Санкус». Лексикон Рошера . Том IV. с   3654.
  56. ^ Дюмезиль (1974, 1977) [ 46 ] : 80 [примечание   25] цитирует Виссову (1909); [ 55 ]
    Дюмезиль полностью отвергает традицию синецизма Рима. [ 46 ]
  57. ^ ср. Ливий I 21, 4; Сервиус Эн. Я 292 по этому рецепту Нумы .
  58. ^ Ливи . [название не указано] . VIII 20, 8.
    Фаулер (1899 г.); [ 11 ] : 138 
    [ 53 ] : 210 
    Кирпич (1979) [ 54 ] : 136 
  59. ^ Сакки, О. (2001). «Три васо дель Квиринале». Revue Internationale de droit de l'Antiquité : 309–311.
  60. ^ MacrobiusМакробиус Сатурналии III 11, 5. обсуждается использование частной менсы в качестве алтаря, упомянутое в ius Papirianum ;
    Граний Флакк . Индигитамента . 8 (Х. 109). описывает клятву царя Нумы , согласно которой он просил всех богов о наказании за лжесвидетельство.
  61. ^ LydusЛидус Месяцев ​IV 90
  62. ^ Капдевиль, Г. (1995). «Боги Марсиана Капеллы». Журнал истории религий : 290.
  63. ^ Розенцвейг (1937) [ 53 ] : 275  цитируется Норденом (1939): [ 5 ] [ 54 ] : 134–135 
    • Дативы Ia 15 Fiso Bag, VI b 3 Fiso Sansie; звательный падеж VI b 9, 10, 12, 14, 15 Fissure Sansie;
    • винительный падеж VI b 8 Фисови Санси;
    • родительный падеж VI b15 Фисовье Санси;
    • дательный падеж VI b 5.6, от VII до 37 без фиксированного; Я до 17 Исправлено.
  64. ^ Макробий Сатурналии III 12, 1-8
  65. ^
    Алтарь Луция Муния в Риети (статья), Моника Верзар Басс – Mélanges de l'école française de Rome, Год: 1985 / 97-1 / стр. 295-323.
  66. ^ NT Де Граммонд Этрусский миф Священная история и легенда 2006 с. 141; Питер Ф. Дорси Культ Сильвана: исследование римской народной религии Брилл Лейден 1992 с. 11 со ссылкой на К. Де Симоне Этруско Санчунета Ла Парола дель Пассато 39 (1984), стр. 49-53.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1c60a3bfa1d23124ac42a34c23b2a671__1718954040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/71/1c60a3bfa1d23124ac42a34c23b2a671.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sancus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)