Jump to content

Митра

Митра ( праиндоиранский : *mitrás ) — имя индоиранского божества, которое предшествовало Ригведической Митре и авестийской Митре .

Имена и некоторые характеристики этих признанных божеств впоследствии повлияли на других фигур:

Индийские религиозные тексты

[ редактировать ]

И ведийская Митра, и авестийская Митра происходят от индоиранского общего существительного *mitra- , которое обычно реконструируется как означающее « завет , договор , соглашение, обещание ». Это значение сохранилось в авестийском miθra «завет». На санскрите и современных индоарийских языках митра означает «друг», один из аспектов связи и союза.

Индо-иранская реконструкция приписывается. [2] Кристиану Варфоломею, [3] и впоследствии был уточнен А. Мейе (1907), который предположил происхождение от праиндоевропейского корня *mey- «обменивать».

Альтернативное происхождение было предложено *meh «измерять» (Gray 1929). Покорный ( IEW Мейе 1959) уточнил *mei как «связывать». Сочетание корня *mei с «суффиксом инструмента» -tra- «то, что [вызывает] ...» (также встречается в man-tra- , «то, что заставляет думать»), тогда буквально означает «то, что связывает». , и, таким образом, «завет, договор, соглашение, обещание, клятва» и т. д. Интерпретация Покорного также поддерживает слово «закрепить, укрепить», которое можно найти в латинском moenia «городская стена, укрепление» и в антонимической форме в древнеанглийском ( ge)maere "граница, пограничный столб".

Однако у «контракта» Мейе и Покорного были и недоброжелатели. Ленц (1964, 1970) отказался принять абстрактный «контракт» на столь возвышенное божество и предпочел более религиозное «благочестие». Поскольку современное санскритское митра означает «друг», а новоперсидское михр означает «любовь» или «дружба», Гонда (1972, 1973) настаивал на ведическом значении «друг, дружба», а не «контракт».

Анализ Мейе также «исправил более ранние интерпретации». [2] это предполагало, что индоиранское общее существительное *mitra- имело какое-то отношение к свету или солнцу. Когда Х. Ломмель предложил [4] что такая ассоциация подразумевалась в Младшей Авесте (с VI века до н. э.), это тоже было окончательно отвергнуто. [5] Сегодня несомненно, что «(хотя) Миора тесно связан с солнцем в Авесте , он не является солнцем», и «ведический Митра тоже им не является». [2]

Древнеперсидский Miθra или Miθ р а - оба засвидетельствованы лишь в нескольких надписях Артаксеркса II и III IV века до нашей эры - «обычно считается заимствованием из Авесты», [6] подлинная древнеперсидская форма реконструируется как *Miça . (Кент первоначально предложил санскрит [7] но позже [6] передумал). Среднеиранский мир (парфянский, также в нынешнем армянском использовании) и мир (среднеперсидский) происходят от авестийского Митры .

Греко-латинское «Митра», главное божество греко-римского культа митраизма, является именительной формой звательного падежа Митра. В отличие от первоначального авестийского значения «контракт» или «завет» (которое все еще присутствует в среднеперсидских текстах после Сасанидов), греко-римские митраисты, вероятно, считали, что это имя означает «посредник». В обсуждении Плутархом дуалистических теологий Исиды и Осириса в I веке (46.7) греческий историограф дает следующее объяснение имени в своем кратком изложении зороастрийской религии: Митра — это мезон («посередине») между «добрым Хоромаздом и злой Ареманиус [...] и именно поэтому Персаи называют Посредника Митрой». Зенер [8] приписывает эту ложную этимологию роли, которую Митра (и солнце) играл в ныне вымершей ветви зороастризма, известной как зурванизм .

Индийские партнеры

[ редактировать ]

Ведический Митра — выдающееся божество Ригведы, отличающееся родством с Варуной , защитником Риты , как описано в гимне 2 Мандалы 1 Ригведы. Вместе с Варуной он причислялся к Адитьям , группе солнечных божеств , также в более поздних ведических текстах. Ведическая Митра — божество-покровитель честности, дружбы, договоров и встреч.

Первое дошедшее до нас упоминание индоарийского языка. [9] Митра в форме ми-ит-ра- присутствует в мирном договоре ок. 1400 г. до н. э. между хеттами и хурритским царством Митанни в районе юго-восточнее озера Ван в Малой Азии . Митра появляется там вместе с четырьмя другими индийскими божествами как свидетели и хранители договора.

Иранский Митра

[ редактировать ]
Митра (слева) в скульптуре-инвеституре IV века в Так-е-Бостан на западе Ирана.

В зороастризме Митра является членом троицы ахур , защитников аша /арта , «истины» или «[того, что] правильно». Стандартное наименование Митры — «широкие пастбища», что предполагает вездесущность. Митра «говорит правду,... с тысячей ушей,... с десятью тысячами глаз, высокий, обладающий полным знанием, сильный, бессонный и вечно бодрствующий». ( Яшт 10.7). Будучи хранителем заветов , Митра также является защитником и хранителем всех аспектов межличностных отношений, таких как дружба и любовь.

В связи со своим положением защитника истины Митра является судьей ( рату ), следящим за тем, чтобы люди, нарушающие обещания или неправедные ( артаван ), не были допущены в рай . Как и в индоиранской традиции, Митра связан с (божественностью) Солнца, но изначально отличен от него . Митра тесно связан с женской язатой Аредви Сурой Анахитой , ипостасью знания.

Митра в Коммагене

[ редактировать ]
Митра-Гелиос, во фригийском колпаке с солнечными лучами, с Антиохом I Теосом Коммагенским I века до нашей эры , найден на горе Немрут , на территории современной восточной Турции.

упоминается божество Митра На памятниках в Коммагене . По словам археолога Маартена Вермасерена, свидетельства из Коммагены I века до нашей эры демонстрируют «почтение, оказываемое Митре», но не относятся к «тайнам». [б] [10]

В колоссальной статуе, воздвигнутой царем Антиохом I (69–34 до н. э.) на горе Немрут , Митра изображен безбородым, в фригийском колпаке , [11] [12] и первоначально восседал на троне рядом с другими божествами и самим королем. [13] На спинке престолов имеется надпись на греческом языке, включающая имя Аполлона-Митры-Гелиоса в родительном падеже ( Ἀπόλλωνος Μίθρου Ἡλίου ). [14]

Вермасерен также сообщает о культе Митры в Фаюме в III веке до нашей эры. [с] [15] Р. Д. Барнетт утверждал, что королевская печать короля Соссатара Митаннийского ок. 1450 г. до н. э. изображает тавроктонного Митру. [д] [16]

Буддийский Майтрейя

[ редактировать ]

Майтрейю иногда изображают сидящим на троне, и его почитают как в махаянском , так и в немахаянском буддизме. Некоторые предполагают, что вдохновение для Майтрейи могло исходить от древнего иранского божества Митры . Основное сравнение двух персонажей, по-видимому, заключается в сходстве их имен. По словам Тиле (1917) « Никто, кто изучал зороастрийскую доктрину Саошьянтов или грядущих пророков-спасителей, не может не увидеть их сходства с будущим Майтрейей » . [17]

Пол Уильямс утверждает, что некоторые зороастрийские идеи, такие как Саошьянт, повлияли на представления о Майтрее, такие как ожидания небесного помощника, необходимость сделать выбор в пользу положительной праведности, будущего тысячелетия и всеобщего спасения. [ нужна ссылка ] Возможные возражения заключаются в том, что эти характеристики не являются уникальными для зороастризма и не обязательно характерны для веры в Майтрейю.

Греко-римский Митра

[ редактировать ]
Рельеф римского Митры в тавроктонии. сцене

Имя Митра было принято греками и римлянами как Митра , главная фигура в мистической религии митраизма. с богом Солнца Гелиосом Первоначально отождествленный греками , синкретический Митра-Гелиос был преобразован в фигуру Митру во II веке до нашей эры, вероятно, в Пергаме . Этот новый культ был перенесен в Рим примерно в I веке до нашей эры и распространился по всей Римской империи . Популярный среди римских военных, митраизм распространился на север до Стены Адриана и германских Лип .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Иранские манихеи приняли имя зороастрийского бога Митры (ав. Miθra ; среднеперс. Mihr ) и использовали его для обозначения одного из своих божеств. [...] Имя появляется на среднеперсидском языке как Михр ( myhr) , не связанная с древнеперсидской формой * miça -), в парфянском как Mihr ( myhr ) и в согдийском как Miši ( myšyy ; Sundermann, 1979a, p. 10, sub 3/11.2), однако, написания mytr, mytrg не являются. варианты имени Митра , они скорее обозначают Майтрею ». [1]
  2. ^ Другие ранние свидетельства первых десятилетий до нашей эры относятся только к почитанию Митры, не упоминая тайн: примеры, которые можно привести, - это надписи на гробницах царя Антиоха I Коммагенского в Немруд-Даге и его отца Митридата в Арсамее на Оронте. . Оба короля воздвигли на обширных террасах множество колоссальных статуй, восседающих на тронах, в честь богов своих предков. В Немруде мы находим среди них царя Антиоха (69–34 до н.э. и в надписи упоминается Митра... [10]
  3. ^ По мнению Вермасерена, в Фаюме в третьем веке до нашей эры существовал культ Митры, а по мнению Петтаццони, фигура Айона имеет свое иконографическое происхождение в Египте. [15]
  4. ^ Я ... вижу эти фигуры или некоторые из них на оттиске замечательной королевской печати короля Саусатара Митаннийского ( ок. 1450 г. до н.э., прапрадеда Куртивазы): единственной королевской митаннийской печати, которой мы обладаем. ... Митра тауроктонос - характерно преклонение колен перед быком, чтобы убить его. Мы можем даже видеть также собаку и змею... под ним две фигуры, одна из которых отмечена звездой, каждая из которых сражается со львами... под крылатым диском между львами и воронами стоит крылатый лев с человеческой головой... . [16]
  1. ^ Сундерманн, Вернер (2002). «Митра; iii. В манихействе» . Энциклопедия Ираника .
  2. ^ Jump up to: а б с Шмидт, Ханс-Петер (2006), «Митра i: Митра на древнеиндийском языке и Митра на древнеиранском языке» , Энциклопедия Ираника , Нью-Йорк: iranica.com (по состоянию на апрель 2011 г.)
  3. ^ Варфоломе, Кристиан (1904), Староиранский словарь , Страсбург: Трюбнер (фаск., 1979, Берлин: де Грюйтер), в столбце 1183.
  4. ^ Ломмель, Герман (1970), «Солнце самое худшее?», в Шлерате, Бернфрид (ред.), Заратустра , Дармштадт: Общество научной книги, стр. 360–376.
  5. ^ Гершевич, Илья (1975), «Die Sonne das Beste», в Хиннеллсе, Джон Р. (редактор), Митраистические исследования: материалы Первого международного конгресса по митраистическим исследованиям. , том. 1, Манчестер: UP/Rowman & Littlefield, стр. 68–89.
  6. ^ Jump up to: а б Уэр, Джеймс Р.; Кент, Роланд Г. (1924), «Староперсидские клинописные надписи Артаксеркса II и Артаксеркса III», Труды и труды Американской филологической ассоциации , 55 , Издательство Университета Джона Хопкинса: 52–61, doi : 10.2307/283007 , JSTOR   283007 , стр. 55.
  7. ^ Кент, Рональд Г. (1953), Древнеперсидский: Грамматика, Лексикон, Тексты (2-е изд.), Нью-Хейвен: Американское восточное общество, §78/стр. 31б
  8. ^ Зенер, Ричард Чарльз (1955), Зурван, зороастрийская дилемма , Оксфорд: Кларендон, стр. 101–102.
  9. ^ Тиме, Пол (1960), «Арийские» боги Митаннийских договоров», Журнал Американского восточного общества , 80 (4): 301–317, doi : 10.2307/595878 , JSTOR   595878 . стр. 301–317.
  10. ^ Jump up to: а б Вермасерен, MJ (1963). Митра: Тайный бог . Лондон, Великобритания: Чатто и Виндус. п. 29.
  11. ^ Хопфе, Льюис М. (1994). «Археологические указания на происхождение римского митраизма». В Хопфе, Льюис М. (ред.). Обнаружение древних камней: очерки памяти Х. Нила Ричардсона . Айзенбрауны. стр. 147–158, особенно. 156.
  12. ^ Вермасерен, Маартен Йозеф, изд. (1956). Корпус надписей и памятников митрианской религии . Гаага: Мартин Нийхофф. CIMRM 29. Голова безбородого Митры во фригийской шапке, острие которой отсутствует.
  13. ^ Вермасерен, Маартен Йозеф (1956). Корпус надписей и памятников митрианской религии . Гаага: Мартин Нийхофф. CIMRM 28. Боги изображены в сидячем положении на троне: Аполлон-Митра (см. ниже); Тихе-Коммагена; Зевс-Ахура-Мазда; Сам Антиох и, наконец, Арес-Артань.
  14. ^ Вермасерен, Маартен Йозеф (1956). Корпус надписей и памятников митрианской религии . Гаага: Мартин Нийхофф. ЦИМРМ 32, стих 55.
  15. ^ Jump up to: а б Барнетт, Р.Д. (1975). Хиннеллс, Джон Р. (ред.). Митраистские исследования . Первый международный конгресс митраистических исследований. Том. II. Манчестер, Великобритания: Издательство Манчестерского университета, ND. п. 467 и далее.
  16. ^ Jump up to: а б Барнетт, Р.Д. (1975). Хиннеллс, Джон Р. (ред.). Митраистские исследования . Первый международный конгресс митраистических исследований. Том. II. Манчестер, Великобритания: Издательство Манчестерского университета, ND. стр. 467–468.
  17. ^ Тиле, КП (1917). Религия иранских народов . Перевод Наримана, Г.К. Бомбей: The Parsi Publishing Co., с. 159.
[ редактировать ]

Словарное определение Реконструкции: протоиндоиранский / митра в Викисловаре

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 47eb9e39d02e257d253a45a00733b2a5__1718694780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/a5/47eb9e39d02e257d253a45a00733b2a5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mitra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)