Jump to content

Рта

(Перенаправлено с RTA )

В ведической религии Ṛta ( / ɹ̩t̪ɐ/ ; санскрит ऋत ṛta «порядок, правило; истина; логос») — это принцип естественного порядка, который регулирует и координирует работу вселенной и всего, что в ней. [1] [примечание 1] В гимнах Вед описывается как то , Рита что в конечном итоге отвечает за правильное функционирование естественных, моральных и жертвенных порядков. Концептуально оно тесно связано с предписаниями и предписаниями, которые, как считается, поддерживают его, в совокупности именуемыми Дхармой , и действиями человека по отношению к этим предписаниям, называемыми Кармой – двумя терминами, которые в конечном итоге затмили Риту по важности как обозначающие естественную природу. , религиозный и моральный порядок в позднем индуизме . [2] Ученый-санскрит Морис Блумфилд назвал Риту «одной из наиболее важных религиозных концепций Ригведы » , отметив далее, что «с точки зрения истории религиозных идей мы можем, фактически должны, начать историю индуистской религии, по крайней мере, с историей этой концепции». [3]

Этимология

[ редактировать ]

Ведическая рита и ее авестийский эквивалент аша происходят от протоиндоиранского *Hr̥tás «истина», [4] которое, в свою очередь, продолжает протоиндоевропейское * h 2 r-tós «правильно соединенное, правильное, истинное» от предполагаемого корня * h 2 er- , что делает его дальним родственником латинского ordo и, следовательно, английского порядка. Производное существительное рита определяется как «фиксированный или установленный порядок, правило, божественный закон или истина». [5]

Как отмечает Махони (1998), этот термин можно перевести как «то, что двигалось соответствующим образом». Хотя это значение на самом деле не цитируется в авторитетных санскритских словарях, оно является обычным производным от глагольного корня ṛ, «перемещаться» с та, суффикса, образующего причастие прошедшего времени, поэтому его можно рассматривать как предполагаемое происхождение слова. Более абстрактно оно переводится как «универсальный закон», или «космический порядок», или просто как «истина». [6] Последнее значение доминирует в авестийском языке, родственном Ṛta , aṣ̌a . [7]

Правильное санскритское произношение этого слова — рита, причем рит представляет собой вокальную букву «р», как в словах «дерзкий» или «грязный», когда произносится с ротической буквой «р», например, как в американском языке, за которой следует короткое «а». Наиболее распространенным произношением носителей современных индийских языков является «рита» с кратким i и кратким а из-за утраты вокалического r языками-преемниками санскрита, пракритами и современными индоарийскими языками .

Этот термин появляется в ведических текстах и ​​в постведических текстах как как рита, так и как производные от этого термина. II века до нашей эры Махабхашья Например, в тексте Патанджали он объясняет, что Ритака - это грамматически правильная форма имени для сына, где тогда имя будет означать «правдивый». [8]

Происхождение

[ редактировать ]

В науке нет единой позиции относительно происхождения понятия Рта . Подобные концепции существуют во многих индоевропейских культурах, и имена, кроме того, могут быть образованы от идентичного корневого слова * h 2 r-tós . Вот почему некоторые учёные придерживаются позиции, что понятия дочерних индоевропейских культур имеют общего предка в протоиндоевропейской культуре . [9]

Напротив, Герман Ольденберг (1894) предположил, что концепция Ṛta первоначально возникла в индоарийский период из рассмотрения естественного порядка мира и происходящих в нем событий, происходящих с некой причинной необходимостью. [10] И ведическая Рита , и авестийская аша задумывались как имеющие трехстороннюю функцию, которая проявлялась в физической, этической и ритуальной сферах. [11] В контексте ведической религии те особенности природы, которые либо остаются постоянными, либо происходят регулярно, рассматривались как проявление силы Риты в физическом космосе. [12] В человеческой сфере Рита воспринималась как императивная сила, поддерживающая как моральный порядок общества, так и правильное выполнение ведических ритуалов. [13] Идея универсального принципа естественного порядка ни в коем случае не является уникальной для Вед, и Риту сравнивали с аналогичными идеями в других культурах, такими как Маат в древнеегипетской религии , Мойра и Логос в греческом язычестве , а также Дао . [14]

Из-за природы ведического санскрита такой термин, как Рита, может использоваться для обозначения множества вещей, прямо или косвенно, и как индийские, так и европейские ученые столкнулись с трудностями в достижении подходящих интерпретаций Риты во всех ее различных значениях в ведическом санскрите. Вед , хотя основной смысл «упорядоченного действия» остается общеочевидным. [15] В Ригведе термин Рита встречается целых 390 раз и характеризуется как «единая концепция, которая пронизывает всю ригведическую мысль». [16] Космический порядок, Рита , имеет три особенности: [17]

  • Гати , непрерывное движение или изменение.
  • Самгхатна , система, основанная на взаимозависимых частях.
  • Нияти — неотъемлемый порядок взаимозависимости и движения.

Рита чаще всего появляется как представление абстрактных понятий, таких как «закон», «заповедь», «порядок», «жертвоприношение», «истина» и «регулярность», но также иногда и как конкретные объекты, такие как воды, небеса или Солнце как проявление действия Риты в физической вселенной. Рита также часто используется по отношению к различным ведическим божествам. Таким образом, о Брихаспати говорится как о обладателе мощного лука с « Ртой в качестве тетивы» и о человеке, готовом «воссесть на колесницу Риты »; Агни описывается как тот, кто «жаждет Риты », тот, кто « мыслит о Рите » и как тот, кто «распространяет Небо и Землю с помощью Риты »; Марутов Риты называют «радующимися в доме » и «знатоками Риты »; Ушас описывается как «помещенный у корня Риты »; Варуна восхваляется как «имеющий форму Риты » и, наряду с Митрой , как Митра-Варуна , как «уничтожающий врагов с помощью Риты » и как «исповедующий Риту с помощью Риты ». Такие эпитеты, как «рожденный от Риты » и «защитник Риты », часто применяются к многочисленным божествам, а также к жертвенному огню и самому жертвоприношению. [18]

Несмотря на обилие подобных упоминаний, боги никогда не изображаются управляющими Ртой . Вместо этого боги, как и все сотворенные существа, остаются подвластными Рта , и их божественность во многом заключается в том, что они служат ей в роли исполнителей, агентов или инструментов ее проявления. [19] Как отмечает Дэй (1982), боги «не столько управляют Ритой , сколько имманентализируют ее через особенности божественных постановлений и возмездий, касающихся как наград, так и наказаний. В этом смысле они не «управляют» Ритой ; они служат ей агентами и министры». [20]

Акварель 17 века, изображающая Варуну (здесь верхом на Макаре ), бога, тесно связанного с Ритой в Ведах .

Хотя концепция Риты как абстрактного универсального принципа в целом оставалась устойчивой к антропоморфическим тенденциям ведического периода, она все больше ассоциировалась с действиями отдельных божеств, в частности с действиями бога Варуны как всеведущего, всеобъемлющего неба. . [21] Хотя Адитьи как группа связаны с Ритой и называются «возничими Риты , живущими в доме Риты », именно Варуна, в частности, считается «другом Риты ». [22] Связь Варуны и Риты простиралась за пределы физического мира и в сферу ритуального поклонения, при этом сам жертвенный огонь восхвалялся как то, что «запрягает коней и держит поводья Риты , становясь Варуной, когда он стремится к Рите ». [23] Как отмечает Джеймс (1969), Варуна достиг положения «вселенской Силы, преимущественно поддерживающей риту », и прославляется как «разделивший и установивший небо и землю, распространивший их как верхний и нижний небосводы, сам восседавший на троне над ними как вселенский небесный свод». царь, устанавливающий непреложный моральный закон и осуществляющий свое правление посредством верховной власти Риты . [24]

Уже в самых ранних ведических текстах Рита как этический принцип связана с идеей космического возмездия. Центральная концепция Ригведы заключается в том, что сотворенные существа реализуют свою истинную природу, когда следуют путем, установленным для них предписаниями Риты , и считалось, что несоблюдение этих предписаний является причиной появления различных форм бедствий и страданий. [25] Поэтому подчинение своих действий управлению Риты , называемой ее « Дхармой », воспринималось как обязательное условие обеспечения собственного благополучия. [26] В этом смысле человека, который следует законам природы, можно охарактеризовать как человека, действующего в соответствии с « Дхармой Риты » . [27] Таким образом, Дхарма изначально задумывалась как «конечное или частное проявление Риты , поскольку она представляет собой тот аспект универсального Порядка, который конкретно касается мирской природной, религиозной, социальной и моральной сфер, выраженных в ритуальных правилах, общественных законах, моральных принципах». принципы и законы природы». [28]

понималась как второстепенный компонент по существу метафизической концепции Риты , Хотя первоначально Дхарма со временем она стала затмевать Риту в выдающемся положении в более поздней ведической и ранней индуистской литературе. концепция Дхармы Согласно Дэю (1982) ,

... стал настолько полезным для разработки религиозных, моральных и социальных правил, что интерес к нему и обсуждение его применения к социальному и моральному порядку затмили все обсуждения метафизических и теологических идей. Более того, поскольку Дхарма стала центральным предметом литературной традиции, которая впоследствии стала обширной и обширной по всей Индии, а концепция Риты оставалась в значительной степени ограниченной Ведами и их комментариями, она, естественно, овладела брахманическим мышлением даже за счет старых, возвышенных концепций и концепций. [29]

Поскольку понятие Дхармы сместило акцент с богов как исполнителей Риты на человека, поддерживающего Риту своими действиями, этическая ответственность и виновность личности стали уделять все большее внимание к концу ведического периода. [30] Центральное место в обсуждении такой виновности занимает понятие Кармы . Карма (букв. «действие») относится к совершаемым человеком действиям, которые могут происходить либо в соответствии с Дхармой , либо в противоположность ей – и, следовательно, к Рите – и которые, как предполагается, находятся в причинной связи с страданиями и удовольствиями человека. опыт в жизни. [31]

Появление кармы как центральной доктрины поздней ведической и ранней индуистской традиции отчасти связано с проблемой теодицеи . Учитывая присущую Рите доброту и ее абсолютную власть над вселенной, наличие грубого неравенства и несправедливости в мире представляло собой серьезную религиозную, философскую и этическую дилемму. Понятие кармы помогло преодолеть эту проблему, поскольку оно было задумано как «закон моральной причинно-следственной связи», который фактически оправдывал богов и Риту от появления зла в мире, возлагая ответственность за это непосредственно на человека. [32]

Будучи продолжением Риты , Карма считалась действующей с такой же абсолютной эффективностью. [33] Как отмечает Дэй (1982), «действия являются причинно определяющими в соответствии с их доброй или злой природой, и их последствия неумолимы; не существует навязчивого или произвольного фактора, который мог бы преодолеть их потенциальную возможность вызвать карательные последствия или иным образом помешать строго механическое действие Кармы . Поскольку, кроме того, удачи и несчастья человека являются исключительно результатом его прошлых действий, у него нет оснований полагать, что жизнь добрее или суровее, чем он заслуживает. ни для того, чтобы оплакивать гнев Божий». [34]

В именах собственных

[ редактировать ]

Рита- или арта- иногда появляется как элемент в ведических и индийских личных именах, например, в иранских. [35]

В Индии вокальная буква «ṛ» на санскрите трансформируется в современную «ри», а в Южной Индии — в «ру». Индийские имена включают:

  • Рита
  • Маршрут
  • Ритамбхар
  • Ритик
  • Ритвик
  • Ритеш

Митанни (неиндийские, ведические) имена включают:

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Паниккар (2001 :350-351) отмечает: « Рта — это высшая основа всего; это «высшее», хотя это не следует понимать в статическом смысле. [...] Это выражение первозданный динамизм, присущий всему...».
  1. ^ Холдреге (2004 : 215)
  2. ^ Холдреге (2004 : 215–216); Махони (1998 :3)
  3. ^ Блумфилд (1908 : 12–13)
  4. ^ «AṦA (Аша «Истина») - Иранская энциклопедия» . Ираникаонлайн.орг . Проверено 21 февраля 2013 г.
  5. ^ Монье-Вильямс (1899 : 223b)
  6. ^ Махони (1998 :3)
  7. ^ Ольденберг (1894 :30). См. также Тиме (1960 :308)
  8. ^ Хартмут Шарфе (2002). Справочник востоковедения . БРИЛЛ Академик. п. 53. ИСБН  90-04-12556-6 .
  9. ^ Джонстон, Лукас Ф.; Бауман, Уитни (2014). Наука и религия: одна планета, множество возможностей . Рутледж. п. 181.
  10. ^ Ольденберг (1894 :195)
  11. ^ Ара (2008 : 117). См. Myers (2001 :176–178) для подробного обсуждения тройной функции Ṛta .
  12. ^ Ольденберг (1894 :196)
  13. ^ Ольденберг (1894 : 197–198)
  14. ^ См. Рамакришна (1965 : 153–168); Джеймс (1969 : 35–36); Премнатх (1994 : 325–339); Раппапорт (2002 : 344–370)
  15. ^ См. Рамакришна (1965 : 45–46)
  16. ^ Рамакришна (1965 :45)
  17. ^ Шарма (1990 :16)
  18. ^ Рамакришна (1965 : 37–65)
  19. ^ Браун (1992 :373): « Рта [...] не была создана и не была создана каким-либо существом или существами, богами или кем-либо еще над ними. Она существовала до них, но стала известна им. Они были бессильны изменить они были лишь агентами, исполнявшими его или контролирувшими его исполнение».
  20. ^ День (1982 : 29–30)
  21. См. Джеймса (1969 :34–36) для обсуждения исторического развития отношений Варуны и Риты . Рамакришна считает возможным, что Варуна изначально задумывался как персонализированный аспект безличной Риты , и что, когда важность Риты начала уменьшаться в поздние ведические и постведические периоды, Варуна был понижен в должности до положения бога воды. См. Рамакришна (1965 : 133–134)
  22. ^ РВ 7.52.9; РВ 8.25.2; РВ 7.40.4. Цитируется у Рамакришны (1965 :113). Обсуждение Адитьев и их отношений с Ртой см. Хекаман (1979 : 15–20).
  23. ^ Цитируется у Джеймса (1969 :35).
  24. ^ Джеймс (1969 : 36, 34)
  25. ^ День (1982 :28). Также Браун (1992 :373): «Например, если у человека была водянка, он знал, что нарушил Риту , и что бог Варуна, чьей обязанностью было следить за соблюдением Риты , наслал болезнь в качестве наказания. ."
  26. ^ См. Билимория, Прабху и Шарма (2007 :33): «Поскольку правильные поступки гарантируют благо всех qua Ṛta , предполагается, что совершать или совершать правильные действия более или менее обязательно».
  27. ^ День (1982 :45)
  28. ^ День (1982 : 42–43)
  29. ^ День (1982 :42)
  30. ^ См. Рукмани (2008 : 157); Дэвис (1990 :320). Также Лесли (1992 : 52–53).
  31. ^ Майерс (2001 : 184)
  32. ^ День (1982 :78); Нойфельдт (1986 :2)
  33. ^ См. Капур-Фик (1998 :96); Браун (1992 :373); Махадеван (2000 :37)
  34. ^ День (1982 :77)
  35. ^ Бойс (1987 :390)
  36. ^ Хесс (1993). Личные имена Амарны . Эйзенманс. п. 38.

Источники

[ редактировать ]
  • Ара, Митра (2008). Эсхатология в индоиранских традициях: генезис и трансформация учения . Нью-Йорк: Питер Лэнг. ISBN  978-1-4331-0250-9 .
  • Билимория, П.; Прабху, Дж.; Шарма Р., ред. (2007). Индийская этика: классические традиции и современные вызовы . Том. 1. Хэмпшир: ISBN Ashgate Publishing Ltd.  0-7546-3301-2 .
  • Блумфилд, Морис (1908). Религия Вед: Древняя религия Индии, от Ригведы до Упанишад . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма.
  • Бойс, Мэри (1987). «Ардвашишт». Энциклопедия Ираника . Том. 2. Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол.
  • Браун, WN (1992). «Некоторые этические концепции современного мира из индуистской и индийской буддийской традиции». В Радхакришнане, С. (ред.). Рабиндранат Тагор: столетний том, 1861–1961 гг . Калькутта: Сахитья Академи. ISBN  81-7201-332-9 .
  • Дэвис, Уинстон (1990). «Естественный закон и естественное право: роль мифа в дискурсах обмена и сообщества». В Рейнольдсе, FE; Трейси, Д. (ред.). Миф и философия . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  0-7914-0417-Х .
  • Дэй, Теренс П. (1982). Концепция наказания в ранней индийской литературе . Онтарио: Издательство Университета Уилфрида Лорье. ISBN  0-919812-15-5 .
  • Хекаман, К. (1979). К всестороннему пониманию Рита в Ригведе (магистерская диссертация). Университет Макмастера.
  • Холдредж, Барбара А. (2004). «Дхарма». В Миттале, С.; Терсби, Г. (ред.). Индуистский мир . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 213–248. ISBN  0-415-21527-7 .
  • Джеймс, Эдвин О. (1969). Сотворение и космология: историческое и сравнительное исследование . Лейден: Э. Дж. Брилл.
  • Капур-Фик, Александра Р. (1998). Таиланд: буддизм, общество и женщины . Нью-Дели: Публикации Абхинава. ISBN  81-701-7360-4 .
  • Лесли, Джулия (1992). Роли и ритуалы индуистских женщин . Бангалор: Мотилал Банарсидасс. ISBN  81-208-1036-8 .
  • Махадеван, ТМП (2000). Упанишады . Бангалор: Мотилал Банарсидасс. ISBN  81-208-1611-0 .
  • Махони, Уильям К. (1998). Искусная Вселенная: Введение в ведическое религиозное воображение . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  0-7914-3580-6 .
  • Монье-Вильямс, Монье (1976) [1899]. Санскритско-английский словарь . Оксфорд: Кларендон Пресс.
  • Майерс, Майкл В. (2001). Брахман: Сравнительная теология . Суррей: Curzon Press. ISBN  0-7007-1257-7 .
  • Нойфельдт, Рональд В. (1986). Карма и возрождение: постклассические разработки . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  0-87395-990-6 .
  • Ольденберг, Герман (1894). Религия Веды . Берлин: Издательство Вильгельма Герца.
  • Паниккар, Раймундо (2001). Ведический опыт: Мантраманджари . Бангалор: Мотилал Банарсидасс. ISBN  81-208-1280-8 .
  • Премнатх, Д.Н. (1994). «Концепции Риты и Маат : сравнительное исследование». Библейская интерпретация: журнал современных подходов . 2 (3): 325–339. дои : 10.1163/156851594X00123 .
  • Рамакришна, Г. (1965). Происхождение и развитие концепции Риты в ведической литературе (докторская диссертация). Университет Майсура.
  • Раппапорт, Рой А. (2002). Ритуал и религия в становлении человечества . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-22873-5 .
  • Рукмани, ТС (2008). «Этика ценностей в ранних Унапишадах: герменевтический подход». В Шарме, А; Шерма, Р. (ред.). Герменевтика и индуистская мысль: к слиянию горизонтов . Публикации Спрингера. ISBN  978-1-4020-8191-0 .
  • Шарма, КН (1 марта 1990 г.). «Варна и Джати в индийской традиционной перспективе» . Социологический вестник . 39 (1–2). Sage Publication, Inc.: 15–31. дои : 10.1177/0038022919900102 . JSTOR   23634524 . S2CID   151534129 .
  • Тиме, Пол (1960). «Арийские» боги Митаннийских договоров». Журнал Американского восточного общества . 80 : 308. JSTOR   595878 .
  • Уоткинс, Калверт (2000). Словарь индоевропейских корней американского наследия (2-е изд.). Бостон: Хоутон Миффлин. ISBN  0-618-08250-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8ebbb588d5807c92f39fa52bb869b459__1720178040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/59/8ebbb588d5807c92f39fa52bb869b459.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ṛta - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)