Рта
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
В ведической религии Ṛta ( / ɹ̩t̪ɐ/ ; санскрит ऋत ṛta «порядок, правило; истина; логос») — это принцип естественного порядка, который регулирует и координирует работу вселенной и всего, что в ней. [1] [примечание 1] В гимнах Вед описывается как то , Рита что в конечном итоге отвечает за правильное функционирование естественных, моральных и жертвенных порядков. Концептуально оно тесно связано с предписаниями и предписаниями, которые, как считается, поддерживают его, в совокупности именуемыми Дхармой , и действиями человека по отношению к этим предписаниям, называемыми Кармой – двумя терминами, которые в конечном итоге затмили Риту по важности как обозначающие естественную природу. , религиозный и моральный порядок в позднем индуизме . [2] Ученый-санскрит Морис Блумфилд назвал Риту «одной из наиболее важных религиозных концепций Ригведы » , отметив далее, что «с точки зрения истории религиозных идей мы можем, фактически должны, начать историю индуистской религии, по крайней мере, с историей этой концепции». [3]
Этимология
[ редактировать ]Ведическая рита и ее авестийский эквивалент аша происходят от протоиндоиранского *Hr̥tás «истина», [4] которое, в свою очередь, продолжает протоиндоевропейское * h 2 r-tós «правильно соединенное, правильное, истинное» от предполагаемого корня * h 2 er- , что делает его дальним родственником латинского ordo и, следовательно, английского порядка. Производное существительное рита определяется как «фиксированный или установленный порядок, правило, божественный закон или истина». [5]
Как отмечает Махони (1998), этот термин можно перевести как «то, что двигалось соответствующим образом». Хотя это значение на самом деле не цитируется в авторитетных санскритских словарях, оно является обычным производным от глагольного корня ṛ, «перемещаться» с та, суффикса, образующего причастие прошедшего времени, поэтому его можно рассматривать как предполагаемое происхождение слова. Более абстрактно оно переводится как «универсальный закон», или «космический порядок», или просто как «истина». [6] Последнее значение доминирует в авестийском языке, родственном Ṛta , aṣ̌a . [7]
Правильное санскритское произношение этого слова — рита, причем рит представляет собой вокальную букву «р», как в словах «дерзкий» или «грязный», когда произносится с ротической буквой «р», например, как в американском языке, за которой следует короткое «а». Наиболее распространенным произношением носителей современных индийских языков является «рита» с кратким i и кратким а из-за утраты вокалического r языками-преемниками санскрита, пракритами и современными индоарийскими языками .
Этот термин появляется в ведических текстах и в постведических текстах как как рита, так и как производные от этого термина. II века до нашей эры Махабхашья Например, в тексте Патанджали он объясняет, что Ритака - это грамматически правильная форма имени для сына, где тогда имя будет означать «правдивый». [8]
Происхождение
[ редактировать ]В науке нет единой позиции относительно происхождения понятия Рта . Подобные концепции существуют во многих индоевропейских культурах, и имена, кроме того, могут быть образованы от идентичного корневого слова * h 2 r-tós . Вот почему некоторые учёные придерживаются позиции, что понятия дочерних индоевропейских культур имеют общего предка в протоиндоевропейской культуре . [9]
Напротив, Герман Ольденберг (1894) предположил, что концепция Ṛta первоначально возникла в индоарийский период из рассмотрения естественного порядка мира и происходящих в нем событий, происходящих с некой причинной необходимостью. [10] И ведическая Рита , и авестийская аша задумывались как имеющие трехстороннюю функцию, которая проявлялась в физической, этической и ритуальной сферах. [11] В контексте ведической религии те особенности природы, которые либо остаются постоянными, либо происходят регулярно, рассматривались как проявление силы Риты в физическом космосе. [12] В человеческой сфере Рита воспринималась как императивная сила, поддерживающая как моральный порядок общества, так и правильное выполнение ведических ритуалов. [13] Идея универсального принципа естественного порядка ни в коем случае не является уникальной для Вед, и Риту сравнивали с аналогичными идеями в других культурах, такими как Маат в древнеегипетской религии , Мойра и Логос в греческом язычестве , а также Дао . [14]
Веды
[ редактировать ]Из-за природы ведического санскрита такой термин, как Рита, может использоваться для обозначения множества вещей, прямо или косвенно, и как индийские, так и европейские ученые столкнулись с трудностями в достижении подходящих интерпретаций Риты во всех ее различных значениях в ведическом санскрите. Вед , хотя основной смысл «упорядоченного действия» остается общеочевидным. [15] В Ригведе термин Рита встречается целых 390 раз и характеризуется как «единая концепция, которая пронизывает всю ригведическую мысль». [16] Космический порядок, Рита , имеет три особенности: [17]
- Гати , непрерывное движение или изменение.
- Самгхатна , система, основанная на взаимозависимых частях.
- Нияти — неотъемлемый порядок взаимозависимости и движения.
Рита чаще всего появляется как представление абстрактных понятий, таких как «закон», «заповедь», «порядок», «жертвоприношение», «истина» и «регулярность», но также иногда и как конкретные объекты, такие как воды, небеса или Солнце как проявление действия Риты в физической вселенной. Рита также часто используется по отношению к различным ведическим божествам. Таким образом, о Брихаспати говорится как о обладателе мощного лука с « Ртой в качестве тетивы» и о человеке, готовом «воссесть на колесницу Риты »; Агни описывается как тот, кто «жаждет Риты », тот, кто « мыслит о Рите » и как тот, кто «распространяет Небо и Землю с помощью Риты »; Марутов Риты называют «радующимися в доме » и «знатоками Риты »; Ушас описывается как «помещенный у корня Риты »; Варуна восхваляется как «имеющий форму Риты » и, наряду с Митрой , как Митра-Варуна , как «уничтожающий врагов с помощью Риты » и как «исповедующий Риту с помощью Риты ». Такие эпитеты, как «рожденный от Риты » и «защитник Риты », часто применяются к многочисленным божествам, а также к жертвенному огню и самому жертвоприношению. [18]
Несмотря на обилие подобных упоминаний, боги никогда не изображаются управляющими Ртой . Вместо этого боги, как и все сотворенные существа, остаются подвластными Рта , и их божественность во многом заключается в том, что они служат ей в роли исполнителей, агентов или инструментов ее проявления. [19] Как отмечает Дэй (1982), боги «не столько управляют Ритой , сколько имманентализируют ее через особенности божественных постановлений и возмездий, касающихся как наград, так и наказаний. В этом смысле они не «управляют» Ритой ; они служат ей агентами и министры». [20]
Варуна
[ редактировать ]
Хотя концепция Риты как абстрактного универсального принципа в целом оставалась устойчивой к антропоморфическим тенденциям ведического периода, она все больше ассоциировалась с действиями отдельных божеств, в частности с действиями бога Варуны как всеведущего, всеобъемлющего неба. . [21] Хотя Адитьи как группа связаны с Ритой и называются «возничими Риты , живущими в доме Риты », именно Варуна, в частности, считается «другом Риты ». [22] Связь Варуны и Риты простиралась за пределы физического мира и в сферу ритуального поклонения, при этом сам жертвенный огонь восхвалялся как то, что «запрягает коней и держит поводья Риты , становясь Варуной, когда он стремится к Рите ». [23] Как отмечает Джеймс (1969), Варуна достиг положения «вселенской Силы, преимущественно поддерживающей риту », и прославляется как «разделивший и установивший небо и землю, распространивший их как верхний и нижний небосводы, сам восседавший на троне над ними как вселенский небесный свод». царь, устанавливающий непреложный моральный закон и осуществляющий свое правление посредством верховной власти Риты . [24]
Дхарма
[ редактировать ]Уже в самых ранних ведических текстах Рита как этический принцип связана с идеей космического возмездия. Центральная концепция Ригведы заключается в том, что сотворенные существа реализуют свою истинную природу, когда следуют путем, установленным для них предписаниями Риты , и считалось, что несоблюдение этих предписаний является причиной появления различных форм бедствий и страданий. [25] Поэтому подчинение своих действий управлению Риты , называемой ее « Дхармой », воспринималось как обязательное условие обеспечения собственного благополучия. [26] В этом смысле человека, который следует законам природы, можно охарактеризовать как человека, действующего в соответствии с « Дхармой Риты » . [27] Таким образом, Дхарма изначально задумывалась как «конечное или частное проявление Риты , поскольку она представляет собой тот аспект универсального Порядка, который конкретно касается мирской природной, религиозной, социальной и моральной сфер, выраженных в ритуальных правилах, общественных законах, моральных принципах». принципы и законы природы». [28]
понималась как второстепенный компонент по существу метафизической концепции Риты , Хотя первоначально Дхарма со временем она стала затмевать Риту в выдающемся положении в более поздней ведической и ранней индуистской литературе. концепция Дхармы Согласно Дэю (1982) ,
... стал настолько полезным для разработки религиозных, моральных и социальных правил, что интерес к нему и обсуждение его применения к социальному и моральному порядку затмили все обсуждения метафизических и теологических идей. Более того, поскольку Дхарма стала центральным предметом литературной традиции, которая впоследствии стала обширной и обширной по всей Индии, а концепция Риты оставалась в значительной степени ограниченной Ведами и их комментариями, она, естественно, овладела брахманическим мышлением даже за счет старых, возвышенных концепций и концепций. [29]
Карма
[ редактировать ]Поскольку понятие Дхармы сместило акцент с богов как исполнителей Риты на человека, поддерживающего Риту своими действиями, этическая ответственность и виновность личности стали уделять все большее внимание к концу ведического периода. [30] Центральное место в обсуждении такой виновности занимает понятие Кармы . Карма (букв. «действие») относится к совершаемым человеком действиям, которые могут происходить либо в соответствии с Дхармой , либо в противоположность ей – и, следовательно, к Рите – и которые, как предполагается, находятся в причинной связи с страданиями и удовольствиями человека. опыт в жизни. [31]
Появление кармы как центральной доктрины поздней ведической и ранней индуистской традиции отчасти связано с проблемой теодицеи . Учитывая присущую Рите доброту и ее абсолютную власть над вселенной, наличие грубого неравенства и несправедливости в мире представляло собой серьезную религиозную, философскую и этическую дилемму. Понятие кармы помогло преодолеть эту проблему, поскольку оно было задумано как «закон моральной причинно-следственной связи», который фактически оправдывал богов и Риту от появления зла в мире, возлагая ответственность за это непосредственно на человека. [32]
Будучи продолжением Риты , Карма считалась действующей с такой же абсолютной эффективностью. [33] Как отмечает Дэй (1982), «действия являются причинно определяющими в соответствии с их доброй или злой природой, и их последствия неумолимы; не существует навязчивого или произвольного фактора, который мог бы преодолеть их потенциальную возможность вызвать карательные последствия или иным образом помешать строго механическое действие Кармы . Поскольку, кроме того, удачи и несчастья человека являются исключительно результатом его прошлых действий, у него нет оснований полагать, что жизнь добрее или суровее, чем он заслуживает. ни для того, чтобы оплакивать гнев Божий». [34]
В именах собственных
[ редактировать ]Рита- или арта- иногда появляется как элемент в ведических и индийских личных именах, например, в иранских. [35]
В Индии вокальная буква «ṛ» на санскрите трансформируется в современную «ри», а в Южной Индии — в «ру». Индийские имена включают:
- Рита
- Маршрут
- Ритамбхар
- Ритик
- Ритвик
- Ритеш
Митанни (неиндийские, ведические) имена включают:
- Артатама I
- Арташумара
- Артаманья, лидер Зирибашана [36]
См. также
[ редактировать ]
- Арташастра
- Аша (зороастризм)
- Гармония ( Ромува )
- Логотипы
- Маат (египетская религия)
- Я (шумерская религия)
- Мойра (греческое язычество)
- Дао (китайский даосизм)
- Вирд (германское язычество)
- Род-Роджанице или Правь (славянское язычество)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Паниккар (2001 :350-351) отмечает: « Рта — это высшая основа всего; это «высшее», хотя это не следует понимать в статическом смысле. [...] Это выражение первозданный динамизм, присущий всему...».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Холдреге (2004 : 215)
- ^ Холдреге (2004 : 215–216); Махони (1998 :3)
- ^ Блумфилд (1908 : 12–13)
- ^ «AṦA (Аша «Истина») - Иранская энциклопедия» . Ираникаонлайн.орг . Проверено 21 февраля 2013 г.
- ^ Монье-Вильямс (1899 : 223b)
- ^ Махони (1998 :3)
- ^ Ольденберг (1894 :30). См. также Тиме (1960 :308)
- ^ Хартмут Шарфе (2002). Справочник востоковедения . БРИЛЛ Академик. п. 53. ИСБН 90-04-12556-6 .
- ^ Джонстон, Лукас Ф.; Бауман, Уитни (2014). Наука и религия: одна планета, множество возможностей . Рутледж. п. 181.
- ^ Ольденберг (1894 :195)
- ^ Ара (2008 : 117). См. Myers (2001 :176–178) для подробного обсуждения тройной функции Ṛta .
- ^ Ольденберг (1894 :196)
- ^ Ольденберг (1894 : 197–198)
- ^ См. Рамакришна (1965 : 153–168); Джеймс (1969 : 35–36); Премнатх (1994 : 325–339); Раппапорт (2002 : 344–370)
- ^ См. Рамакришна (1965 : 45–46)
- ^ Рамакришна (1965 :45)
- ^ Шарма (1990 :16)
- ^ Рамакришна (1965 : 37–65)
- ^ Браун (1992 :373): « Рта [...] не была создана и не была создана каким-либо существом или существами, богами или кем-либо еще над ними. Она существовала до них, но стала известна им. Они были бессильны изменить они были лишь агентами, исполнявшими его или контролирувшими его исполнение».
- ^ День (1982 : 29–30)
- ↑ См. Джеймса (1969 :34–36) для обсуждения исторического развития отношений Варуны и Риты . Рамакришна считает возможным, что Варуна изначально задумывался как персонализированный аспект безличной Риты , и что, когда важность Риты начала уменьшаться в поздние ведические и постведические периоды, Варуна был понижен в должности до положения бога воды. См. Рамакришна (1965 : 133–134)
- ^ РВ 7.52.9; РВ 8.25.2; РВ 7.40.4. Цитируется у Рамакришны (1965 :113). Обсуждение Адитьев и их отношений с Ртой см. Хекаман (1979 : 15–20).
- ^ Цитируется у Джеймса (1969 :35).
- ^ Джеймс (1969 : 36, 34)
- ^ День (1982 :28). Также Браун (1992 :373): «Например, если у человека была водянка, он знал, что нарушил Риту , и что бог Варуна, чьей обязанностью было следить за соблюдением Риты , наслал болезнь в качестве наказания. ."
- ^ См. Билимория, Прабху и Шарма (2007 :33): «Поскольку правильные поступки гарантируют благо всех qua Ṛta , предполагается, что совершать или совершать правильные действия более или менее обязательно».
- ^ День (1982 :45)
- ^ День (1982 : 42–43)
- ^ День (1982 :42)
- ^ См. Рукмани (2008 : 157); Дэвис (1990 :320). Также Лесли (1992 : 52–53).
- ^ Майерс (2001 : 184)
- ^ День (1982 :78); Нойфельдт (1986 :2)
- ^ См. Капур-Фик (1998 :96); Браун (1992 :373); Махадеван (2000 :37)
- ^ День (1982 :77)
- ^ Бойс (1987 :390)
- ^ Хесс (1993). Личные имена Амарны . Эйзенманс. п. 38.
Источники
[ редактировать ]- Ара, Митра (2008). Эсхатология в индоиранских традициях: генезис и трансформация учения . Нью-Йорк: Питер Лэнг. ISBN 978-1-4331-0250-9 .
- Билимория, П.; Прабху, Дж.; Шарма Р., ред. (2007). Индийская этика: классические традиции и современные вызовы . Том. 1. Хэмпшир: ISBN Ashgate Publishing Ltd. 0-7546-3301-2 .
- Блумфилд, Морис (1908). Религия Вед: Древняя религия Индии, от Ригведы до Упанишад . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма.
- Бойс, Мэри (1987). «Ардвашишт». Энциклопедия Ираника . Том. 2. Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол.
- Браун, WN (1992). «Некоторые этические концепции современного мира из индуистской и индийской буддийской традиции». В Радхакришнане, С. (ред.). Рабиндранат Тагор: столетний том, 1861–1961 гг . Калькутта: Сахитья Академи. ISBN 81-7201-332-9 .
- Дэвис, Уинстон (1990). «Естественный закон и естественное право: роль мифа в дискурсах обмена и сообщества». В Рейнольдсе, FE; Трейси, Д. (ред.). Миф и философия . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-0417-Х .
- Дэй, Теренс П. (1982). Концепция наказания в ранней индийской литературе . Онтарио: Издательство Университета Уилфрида Лорье. ISBN 0-919812-15-5 .
- Хекаман, К. (1979). К всестороннему пониманию Рита в Ригведе (магистерская диссертация). Университет Макмастера.
- Холдредж, Барбара А. (2004). «Дхарма». В Миттале, С.; Терсби, Г. (ред.). Индуистский мир . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 213–248. ISBN 0-415-21527-7 .
- Джеймс, Эдвин О. (1969). Сотворение и космология: историческое и сравнительное исследование . Лейден: Э. Дж. Брилл.
- Капур-Фик, Александра Р. (1998). Таиланд: буддизм, общество и женщины . Нью-Дели: Публикации Абхинава. ISBN 81-701-7360-4 .
- Лесли, Джулия (1992). Роли и ритуалы индуистских женщин . Бангалор: Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-1036-8 .
- Махадеван, ТМП (2000). Упанишады . Бангалор: Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-1611-0 .
- Махони, Уильям К. (1998). Искусная Вселенная: Введение в ведическое религиозное воображение . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-3580-6 .
- Монье-Вильямс, Монье (1976) [1899]. Санскритско-английский словарь . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Майерс, Майкл В. (2001). Брахман: Сравнительная теология . Суррей: Curzon Press. ISBN 0-7007-1257-7 .
- Нойфельдт, Рональд В. (1986). Карма и возрождение: постклассические разработки . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-87395-990-6 .
- Ольденберг, Герман (1894). Религия Веды . Берлин: Издательство Вильгельма Герца.
- Паниккар, Раймундо (2001). Ведический опыт: Мантраманджари . Бангалор: Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-1280-8 .
- Премнатх, Д.Н. (1994). «Концепции Риты и Маат : сравнительное исследование». Библейская интерпретация: журнал современных подходов . 2 (3): 325–339. дои : 10.1163/156851594X00123 .
- Рамакришна, Г. (1965). Происхождение и развитие концепции Риты в ведической литературе (докторская диссертация). Университет Майсура.
- Раппапорт, Рой А. (2002). Ритуал и религия в становлении человечества . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-22873-5 .
- Рукмани, ТС (2008). «Этика ценностей в ранних Унапишадах: герменевтический подход». В Шарме, А; Шерма, Р. (ред.). Герменевтика и индуистская мысль: к слиянию горизонтов . Публикации Спрингера. ISBN 978-1-4020-8191-0 .
- Шарма, КН (1 марта 1990 г.). «Варна и Джати в индийской традиционной перспективе» . Социологический вестник . 39 (1–2). Sage Publication, Inc.: 15–31. дои : 10.1177/0038022919900102 . JSTOR 23634524 . S2CID 151534129 .
- Тиме, Пол (1960). «Арийские» боги Митаннийских договоров». Журнал Американского восточного общества . 80 : 308. JSTOR 595878 .
- Уоткинс, Калверт (2000). Словарь индоевропейских корней американского наследия (2-е изд.). Бостон: Хоутон Миффлин. ISBN 0-618-08250-6 .