Jump to content

Бхактисиддханта Сарасвати

Бхактисиддханта Сарасвати
Прабхупада
Персональный
Рожденный
Бимала Прасад Датта

( 1874-02-06 ) 6 февраля 1874 г.
Умер 1 января 1937 г. ) ( 1937-01-01 ) ( 62 года
Религия индуизм
Национальность Индийский
Номинал Вайшнавизм
Секта Гаудия-вайшнавизм
Подпись
Организация
Основатель Гаудия Матх
Философия Ачинтья Бхеда Абхеда
Религиозная карьера
Учитель Гауракисора дас Бабаджи
Ученики
Литературные произведения Библиография Бхактисиддханты Сарасвати
Почести Сиддханта Сарасвати Прабхупада («вершина мудрости»);
пропагандист гаудия-вайшнавизма ;
основатель Гаудия Матха ;
ачарья-кешари (лев-гуру)

Бхактисиддханта Сарасвати ( IAST : Бхактисиддханта Сарасвати ; бенгальский : Бхактисиддханта Сарасвати ; Бенгальский: [bʱɔktisiddʱanto коробка из-под обуви] ; 6 февраля 1874 — 1 января 1937), урожденный Бимала Прасад Датта ( Bimalā Prasada Datta , Бенгальский: [bimola prɔʃɑd dɔtto] ), был индийским гаудия-вайшнавом индуистским гуру (духовным учителем), ачарьей (преподавателем философии) и сторонником возрождения в Индии начала двадцатого века. Своим последователям он был известен как Шрила Прабхупада (позже это почетное звание также было присвоено его ученику А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде ).

Бимала Прасад родился в 1874 году в Пури (тогдашнее президентство Бенгалии , ныне Орисса ) в бенгальской индуистской семье Каястхи в семье Кедарнатха Датты Бхактивиноды Тхакура , признанного бенгальского гаудия-вайшнавского философа и учителя. Бимала Прасад получил как западное, так и традиционное индийское образование и постепенно зарекомендовал себя как ведущий интеллектуал среди бхадралок (получивших западное образование и часто индуистских бенгальских жителей колониальной Калькутты ), заслужив титул Сиддханта Сарасвати («вершина мудрости»). В 1900 году Бимала Прасад принял посвящение в Гаудия-вайшнавизм у вайшнавского аскета Гауркишора Даса Бабаджи .

В 1918 году, после смерти своего отца в 1914 году и смерти его гуру Гауракишоры даса Бабаджи в 1915 году , Бимала Прасад принял формальный индуистский орден аскетизма ( санньясу ) по фотографии своего гуру и взял имя Бхактисиддханта Сарасвати Госвами. Бхактисиддханта Сарасвати открыл в Калькутте первый центр своего учреждения, позже известный как Гаудия Матх . Вскоре он превратился в динамичное миссионерское и образовательное учреждение с шестьюдесятью четырьмя филиалами по всей Индии и тремя центрами за рубежом (в Бирме , Германии и Англии). Матх распространял учение Гаудия-вайшнавизма посредством ежедневных, еженедельных и ежемесячных периодических изданий, книг вайшнавского канона и общественных программ, а также посредством таких нововведений, как «теистические выставки» с диорамами. Бхактисиддханта известен своим ярким и откровенным стилем ораторского искусства и письма как « ачарья-кешари » («гуру-лев»). Бхактисиддханта выступал против монистической интерпретации индуизма , или адвайты , которая стала преобладающим направлением индуистской мысли в Индии, стремясь утвердить традиционный персоналистский подход. кришна-бхакти как ее осуществление и высший синтез. В то же время, читая лекции и писая, Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада преследовал как кастовость смарта-брахманов , потомственных священников, так и чувственные практики многочисленных ответвлений Гаудия-вайшнавизма, называя их апасампрадаями – отклонениями от первоначального Гаудия-вайшнавизма, которому учил в 16 веке. Чайтаньей Махапрабху и его ближайшими преемниками.

Миссия, инициированная Бхактивинодой Тхакуром и развитая Бхактисиддхантой Сарасвати Госвами Прабхупадой, стала «самым мощным реформистским движением» вайшнавизма в Бенгалии XIX и начала XX века. Однако после кончины Шрилы Прабхупады в 1937 году Гаудия-матх запутался из-за внутренних разногласий, и объединенная миссия в Индии была фактически фрагментирована. Спустя десятилетия движение вновь обрело свою силу. В 1966 году его ответвление, Международное общество сознания Кришны (ИСККОН), было основано учеником Прабхупады Бхактиведантой в Нью-Йорке и возглавило распространение учений и практик Гаудия-вайшнавов по всему миру. Ветвь Гаудия-вайшнавизма Прабхупады в настоящее время насчитывает более 500 000 приверженцев по всему миру, а ее общественный авторитет намного превышает размер ее избирателей.

Ранний период (1874–1900): Студент.

[ редактировать ]

Рождение и детство

[ редактировать ]

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада родился Бимала Прасад в 15:30 6 февраля 1874 года в Пури — городе в индийском штате Орисса, известном своим древним храмом Джаганнатхи . [1] Местом его рождения стал дом, который его родители арендовали у калькуттского бизнесмена Рамачандра Архья, расположенный в нескольких сотнях метров от храма Джаганнатхи на Гранд-роуд Пури, традиционного места проведения знаменитого индуистского фестиваля Ратха-ятры . [2]

Бимала Прасад был седьмым из четырнадцати детей своего отца Кедарнатха Датты Бхагавати Деви, набожных вайшнавов бенгальской и матери общины каястха . [1] [3] [а] В то время Кедарнатх Датта работал заместителем магистрата и заместителем сборщика налогов . [6] и большую часть свободного времени проводил за изучением санскрита и теистического текста « Бхагавата-пураны» (также известного как « Шримад Бхагаватам ») под руководством местных пандитов . Он исследовал, переводил и публиковал литературу Гаудия-вайшнавов, а также написал свои собственные работы по теологии и практике вайшнавов на бенгали, санскрите и английском языке. [3] [7]

Рождение Бимала Прасада совпало с ростом влияния общины бхадралок , буквально «нежных или уважаемых людей». [8] привилегированный класс бенгальцев , в основном индуисты , которые служили британской администрации по профессиям, требующим западного образования и владения английским и другими языками. [9] Подвергнутые западным ценностям британцев и под их влиянием, включая их снисходительное отношение к культурным и религиозным традициям Индии, бхадралок сами начали подвергать сомнению и переоценивать принципы своей собственной религии и обычаев. [10] Их попытки рационализировать и модернизировать индуизм, чтобы примирить его с западным мировоззрением, в конечном итоге привели к историческому периоду, названному Бенгальским Ренессансом , который отстаивали такие выдающиеся реформаторы, как Раммохан Рой и Свами Вивекананда . [11] [12] Эта тенденция постепенно привела к широко распространенному восприятию, как в Индии, так и на Западе, современного индуизма как эквивалента Адвайта Веданты , концепции божественного, лишенного формы и индивидуальности, которую ее сторонники провозгласили «вечной философией». [13] и «мать религий». [14] В результате другие школы индуизма, включая бхакти , постепенно оказались в сознании бенгальского индуистского среднего класса в безвестности и часто рассматривались как «реакционная и окаменевшая смесь пустых ритуалов и идолопоклоннических практик». [12] [14]

Групповая фотография большой индийской семьи.

В то же время националистические настроения в Калькутте, тогдашней столице Британской империи в Южной Азии, социальная нестабильность в Бенгалии в сочетании с британским влиянием через христианские и викторианские настроения способствовали изображению до сих пор популярного поклонения Радхе-Кришне и Чайтанья Махапрабху не имеет значения и глубоко аморален. [12] Растущее общественное неодобрение гаудия-вайшнавизма усугублялось преимущественно более низким социальным статусом местных гаудия-вайшнавов, а также эротическими практиками тантриков, таких как сахаджии , которые заявляли о тесной связи с основной школой Гаудия. [12] Это негативное восприятие привело к медленному упадку вайшнавской культуры и мест паломничества в Бенгалии, таких как Навадвип , место рождения Чайтаньи. [16]

Чтобы предотвратить упадок вайшнавизма в Бенгалии и распространение недвойственности среди бхадралок , интеллектуалы-вайшнавы того времени сформировали новое религиозное течение, возглавляемое Сисиром Кумаром Гошем (1840–1911) и его братьями. В 1868 году братья Гош основали провайшнавскую «Амрита Базар Патрика» , которая стала одной из самых популярных патриотических англоязычных газет в Индии и «поддержала жизнь вайшнавизма среди среднего класса». [3] [17]

Отец Бимала Прасада, Кедарнатх Датта, также был видным членом этого кружка среди гаудия-вайшнавской интеллигенции и сыграл значительную роль в их попытках возродить вайшнавизм. [3] [17] (Его литературные и духовные достижения позже принесли ему почетный титул Бхактивинода). [18] [19]

После назначения в 1869 году в Пури заместителем магистрата, [20] Кедарнатха Датта чувствовал, что ему нужна помощь в его попытках продвигать дело Гаудия-вайшнавизма в Индии и за рубежом. В агиографическом сообщении говорится, что однажды ночью Божество Джаганнатхи лично обратилось к Кедарнатху во сне: «Я привел тебя в Пури не для решения юридических вопросов, а для того, чтобы установить вайшнавскую сиддханту ». Кедарнатх ответил: «Твое учение значительно расширилось. [sic] обесценились, и у меня нет сил их восстановить. Большая часть моей жизни прошла, и я занят другими делами, поэтому, пожалуйста, пришлите кого-нибудь из Вашего личного персонала, чтобы я мог начать это движение». Затем Джаганнатх попросил Кедарнатха помолиться о помощнике образу богини Бимала Деви, которому поклоняются в храме Джаганнатха. [21] Когда его жена родила нового ребенка, Кедарнатх связал это событие со сном-гаданием и назвал своего сына Бимала Прасад («милость Бималы Деви»). [22] ребенка В том же отчете упоминается, что при рождении пуповина была обвита вокруг его тела, как священная нить брахмана ( упавита ), которая оставила неизгладимый след на коже, как бы предсказывая его будущую роль религиозного лидера. [2]

Образование

[ редактировать ]

Молодой Бимала Прасад, которого часто ласково называют Бимала, Биму или Бину, [23] начал свое формальное образование в английской школе в [Шрирампуре [Ранагате]]. В 1881 году его перевели в Восточную семинарию Калькутты , а в 1883 году, после того как Кедарнатх был назначен старшим заместителем магистрата в Серампуре Хугли , Бимала был зачислен в местную школу. [24] В возрасте девяти лет он выучил наизусть семьсот стихов Бхагавад -гиты на санскрите. [25] С раннего детства Бимала демонстрировал чувство строгого нравственного поведения, острый ум и эйдетическую память . [26] [27] Он приобрел репутацию человека, запоминающего отрывки из книги за одно прочтение, и вскоре выучил достаточно, чтобы сочинять собственные стихи на санскрите. [24] Его биографы утверждали, что даже до последних дней своей жизни Бхактисиддханта Сарасвати мог дословно вспоминать отрывки из прочитанных им в детстве книг, заслужив прозвище «живая энциклопедия». [28] [27]

Юный бенгальский мальчик с нетерпением ждет
Бимала Прасад (1881)

В начале 1880-х годов Кедарнатх Датта, из желания воспитать в ребенке зарождающийся интерес к духовности, посвятил его в харинама-джапу , традиционную гаудия-вайшнавскую практику медитации, основанную на мягком повторении мантры Харе Кришна на из туласи четках . [25]

В 1885 году Кедарнатх Датта основал Вишва Вайшнав Радж Сабха (Королевскую всемирную ассоциацию вайшнавов); ассоциация, состоящая из ведущих бенгальских вайшнавов, стимулировала интеллектуальный и духовный рост Бималы и вдохновила его на углубленное изучение вайшнавских текстов, как классических, так и современных. [3] Интерес Бималы к философии вайшнавов еще больше подогревался Вайшнавским хранилищем, библиотекой и типографией, основанными Кедарнатхом (к тому времени почтительно известным как Бхактивинода Тхакур) в его собственном доме для систематического представления гаудия-вайшнавизма. [3] В 1886 году Бхактивинода начал издавать ежемесячный журнал на бенгали « Саджана-тошани» («Источник удовольствия для преданных»), где публиковал свои собственные труды по истории и философии гаудия-вайшнавизма, а также рецензии на книги, стихи и романы. . [3] Двенадцатилетний Бимала помогал своему отцу работать корректором, таким образом близко познакомившись с полиграфическим и издательским искусством, а также с интеллектуальными беседами бхадралок . [3]

В 1887 году Бимала Прасад присоединился к Калькуттскому столичному институту качественное современное образование (с 1917 года – Видьясагар-колледж), который давал молодёжи бхадралок ; там, изучая обязательные предметы, он занимался внеклассными занятиями санскритом, математикой и джйотишей (традиционной индийской астрономией). [29] Его мастерство в последнем вскоре было признано его наставниками, присвоившим ему почетный титул «Сиддханта Сарасвати», который с тех пор он взял в качестве своего псевдонима. [30] Затем Сарасвати поступил в санскритский колледж , одну из лучших школ классического индуистского обучения в Калькутте, где он добавил в свой список исследований индийскую философию и древнюю историю. [31]

Обучение

[ редактировать ]
Фотография сидящего молодого индийца в очках и смотрящего вправо.
Бимала Прасад в студенческие годы, начало 1890-х годов.

В 1895 году Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада решил прекратить обучение в санскритском колледже из-за спора по поводу астрономических расчетов директора Махеша Чандры Ньяйратны . [32] Хороший друг его отца, Бир Чандра царь Трипуры Маникья , предложил Сарасвати должность секретаря и историка при царском дворе. [33] что давало ему достаточную финансовую независимость для самостоятельного продолжения учебы. [3] Воспользовавшись своим доступом к королевской библиотеке, он тщательно изучал как индийские, так и западные труды по истории, философии и религии. [3] и открыл собственную астрономическую школу в Калькутте. [3] После смерти короля в 1896 году его наследник Радха Кишоре Маникья попросил Сарасвати обучать принцев во дворце и предложил ему полную пенсию, которую Шрила Бхактисиддханта Прабхупада принимал до 1908 года. [3]

Несмотря на превосходное современное и традиционное образование, а также завидный социальный статус среди интеллектуальной и политической элиты Калькутты и Трипура, а также ресурсы, которые оно принесло, Шрила Бхактисиддханта Прабхупада, тем не менее, начал сомневаться в своем выборе на этапе, когда многие считал бы воплощением успеха. [34] Его самоанализ привел его к тому, что он отказался от комфортного образа жизни бхадралок и начал искать аскетического духовного учителя. [34] По указанию Бхактивиноды он обратился к Гауракишоре дасу Бабаджи , Гаудия-вайшнаву, который регулярно посещал дом Бхактивиноды и был известен своим аскетизмом и бхакти. [34] В январе 1901 года, по его собственному свидетельству, Сиддханта Сарасвати принял Бабаджи своим гуру . [35] [б] По словам последователей Гаудии, вместе со своим посвящением ( дикшей ) он получил новое имя Шри Варшабханави-деви-дайита Дас ( Шри Варшабханави-деви-дайита Даса , «слуга Кришны , возлюбленный Радхи »), которое он принимался до тех пор, пока ему не были присвоены новые титулы. [34]

Средний период (1901–1918): Аскетичный.

[ редактировать ]

Религиозная практика

[ редактировать ]
Фотография бородатого индийского аскета, одетого в дхоти и сидящего, скрестив ноги.
Гауракишора дас Бабаджи , гуру Бхактисиддханты Сарасвати, ок.1900 г.

Посвящение Гауракишоры даса Бабаджи, неграмотного, но весьма уважаемого человека, оказало преобразующее воздействие на Шрилу Бхактисиддханту Прабхупаду. [36] [37] Позже, размышляя о своей первой встрече с гуру, Бхактисиддханта Сарасвати вспоминал:

По провиденциальному замыслу я смог полностью понять язык и практическую сторону преданности после встречи с практикующим учителем [Гаура Кишора Дас Бабаджи]... Никакое образование не могло подготовить меня к счастью понять учение моего учителя. отношение.... До встречи с ним у меня сложилось впечатление, что труды религиозной школы не могут быть полностью реализованы в практической жизни в этом мире. Мое изучение моего учителя, а затем изучение книг вместе с объяснениями Тхакура Бхактивиноды [отца Бхактисиддханты Кедарнатхи Датты] дало мне достаточно возможностей для продвижения к истинной духовной жизни. До встречи со своим учителем я ничего не писал о настоящей религии. До этого времени мое представление о религии ограничивалось книгами и строгой этической жизнью, но такая жизнь оказывалась несовершенной, пока я не соприкоснулся с практической стороной вещей. [36]

Получив посвящение в бхагарати, Сиддханта Сарасвати отправился в паломничество по святым местам Индии. Сначала он пробыл год в Джаганнатх-Пури, а в 1904 году отправился в Южную Индию, где исследовал различные ветви индуизма, в частности древние и яркие вайшнавские Шри- и Мадхва -сампрадаи , собирая материалы для новой вайшнавской энциклопедии. [34] [37] В конце концов он поселился в Маяпуре , в 130 километрах (81 милях) к северу от Калькутты, где Бхактивинода приобрел участок земли в том месте, где, согласно исследованиям Бхактивиноды, в 1486 году родился Чайтанья Махапрабху. [34] В то время Бхактивинода добавил к Сиддханте Сарасвати приставку «бхакти» (что означает «преданность»), признавая его опыт в вайшнавских учениях. [34]

Молодой тощий индиец сидит с четками в руке.
Бхактисиддханта Сарасвати во время своего обета повторять один миллиард имен Кришны . Маяпур, ок. 1905 г.

Начиная с 1905 года Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада начал проводить публичные лекции по философии и практике Чайтанья-вайшнавизма, собирая последователей из образованных молодых бенгальцев, некоторые из которых стали его учениками. [38] Помогая Бхактивиноде в его развивающемся проекте в Маяпуре, Бхактисиддханта поклялся повторять один миллиард имен Радхи (Хара) и Кришны – на это ушло почти десять лет – тем самым посвятив себя всю жизнь практике медитации на мантру Харе Кришна, которой ему научили. сначала его отцом, а затем его гуру. [39] Слуховая медитация на имена Кришны, выполняемая индивидуально ( джапа ) или коллективно ( киртан ), стала ключевой темой в учении и личной практике Бхактисиддханты. [39]

Брахманы против вайшнавов

[ редактировать ]

Не чувствуя себя никоим образом «неполноценным» из-за своего рождения в сравнительно низшей каястх , Бхактисиддханта Прабхупада вскоре столкнулся с противодействием со стороны ортодоксальных брахманов Навадвипы семье , которые утверждали, что рождение в брахманической семье было необходимым критерием для поклонения изображениям и божествам. Вишну. [40] Отказываясь подчиняться кастовой иерархии и наследственным правам, Бхактисиддханта вместо этого пытался согласовать религиозную компетентность с личным характером и религиозными заслугами. [40]

Решающий момент в этом назревающем противостоянии наступил 8 сентября 1911 года, когда Бхактисиддханта Прабхупада был приглашен на конференцию в Балигхае, Миднапур , на которую собрались вайшнавы из Бенгалии и других стран, чтобы обсудить право брахманов и вайшнавов. Дебаты были сосредоточены на двух вопросах: имеют ли те, кто родился небрахманами, но посвященными в вайшнавизм, право поклоняться шалаграм-шиле (священному камню, олицетворяющему Вишну, Кришну или другие божества), и могут ли они давать посвящение в священные мантры традиция вайшнавов. [41]

Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада принял приглашение и представил доклад «Брахмана о вайшнав» («Брахман и вайшнав»), позднее опубликованный в расширенном виде. Это было первое подробное изложение мысли Бхактисиддханты по этому вопросу, которое заложит основу его предстоящей миссии Гаудия Матха. [41] [42] Высоко оценив важное положение, которое брахманы занимают как хранители духовных и ритуальных знаний, Прабхупада использовал ссылки на тексты, чтобы утверждать, что вайшнавов следует уважать еще больше из-за их практики преданного служения, что противоречит утверждениям потомственных брахманов, присутствовавших на конференции. [42] Он описал варнашраму и сопутствующие ей ритуалы чистоты ( самскару ) как полезные для человека, но также как в настоящее время пораженные ошибочными практиками. [42]

Хотя дебаты в Балигае, очевидно, обернулись триумфом Бхактисиддханты, они посеяли семена ожесточенного соперничества между общиной брахманов Навадвипа и Гаудия Матха, которое продолжалось на протяжении всей жизни Бхактисиддханты и даже несколько раз угрожало ему. [43] [с]

Издательский

[ редактировать ]
Портрет седого пожилого индийца.
Одна из последних фотографий Бхактивиноды Тхакура (ок. 1910 г.)

Согласно популярным историям, Гауракишора дас Бабаджи несколько раз отговаривал Бхактисиддханту от посещения Калькутты, называя большой имперский город «вселенной Кали » ( калира брахманда ) – стандартное понимание среди аскетов-вайшнавов. [47] Однако в 1913 году Бхактисиддханта основал в Калькутте типографию и назвал ее бхагават-янтрой («машина Бога»). [48] и начал публиковать средневековые вайшнавские тексты на бенгали, такие как « Чайтанья Чаритамрита» Кришнадаса Кавираджа , дополненные его собственными комментариями. Это ознаменовало стремление Бхактисиддханты не оставлять без внимания ни одно современное оборудование для распространения гаудия-вайшнавизма, а также его новое внимание к печати и распространению религиозной литературы. [49] Новое решение Бхактисиддханты было основано на наставлении, которое он получил в 1910 году от Бхактивиноды в личном письме:

Сарасвати! ...Поскольку не проповедуются выводы о чистой преданности, такие псевдосампрадаи, как сахаджия и атибари, называют преданностью все виды суеверий и плохих концепций. Пожалуйста, всегда сокрушайте эти антипреданные концепции, проповедуя выводы чистой преданности и подавая пример своим личным поведением. ...Пожалуйста, очень постарайтесь, чтобы служение Шри Маяпуру стало постоянным и с каждым днем ​​становилось все ярче и ярче. Настоящее служение Шри Маяпуру можно оказать, приобретя печатные станки, распространяя книги о преданности и занимаясь санкиртаной – проповедью. Пожалуйста, не пренебрегайте служением Шри Маяпуру или проповедованием ради своего затворнического бхаджана. ...У меня было особое желание проповедовать значение таких книг, как Шримад Бхагаватам, Сат Сандарбха и Веданта Даршан. Вы должны принять эту ответственность. Шри Маяпур будет процветать, если вы создадите там образовательное учреждение. Никогда не прилагайте никаких усилий для сбора знаний или денег ради собственного удовольствия. Только для того, чтобы служить Господу, вы будете собирать эти вещи. Никогда не вступайте в плохое общение ни ради денег, ни ради каких-либо личных интересов. [50] [д]

После смерти своего отца Бхактивиноды 23 июня 1914 года Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада [ требуется редактирование копии ] перенес свою типографию из Калькутты в Маяпур, а затем в соседний Кришнанагар в районе Надия . [49] Оттуда он продолжил публикацию «Саджана-тошани » Бхактивиноды и завершил публикацию «Чайтанья-чаритамриты» . [49] Вскоре после этого умер и его гуру Гауракишора Дас Бабаджи. Без этих двух ключевых источников вдохновения, а также с учетом того, что большинство последователей Бхактивиноды были женаты и, следовательно, не могли выполнять серьезные миссионерские обязательства, Бхактисиддханта оказался почти один на один с миссией, которая казалась ему далеко за пределами его возможностей. [49] Когда ученик предложил Бхактисиддханте переехать в Калькутту и основать там центр, он был вдохновлен этим предложением и начал готовиться к его реализации. [49]

Более поздний период (1918–1937): Миссионер.

[ редактировать ]

Исчезновение Бхактивиноды и Гауракишоры даса Бабаджи возложило на Бхактисиддханту Сарасвати бремя ответственности за их миссию по возрождению и сохранению традиции Чайтаньи, какой они ее себе представляли. [52] Бескомпромиссный и даже воинственный защитник учения своих духовных предшественников, Бхактисиддханта видел битвы, которые должны были вестись на многих фронтах: смарта-брахманы с их претензиями на исключительное наследственное право быть священниками и гуру; адвайтины отвергают форму и личность Бога как материальные и внешние по отношению к сущности божественного; профессиональные чтецы «Бхагаватам» , использующие священный текст Гаудия-вайшнавов как семейное дело; псевдовайшнавские сахаджии и другие отпрыски Гаудия с их чувственными, оскверненными имитациями бхакти . [53] Неустанная и бескомпромиссная ораторская и письменная критика того, что, по словам Бхактисиддханты, было современным религиозным «обществом обманщиков и обманутых». [53] стал основным тоном его миссионерской деятельности, что не только принесло ему титул « ачарья-кешари » («лев-гуру»). [54] но также пробуждая подозрения, страх и порой ненависть среди своих противников. [53]

Саньяса и Гаудия Матх

[ редактировать ]
Фотография стоящего индуистского монаха в очках, с бритой головой и с посохом в руках.
Бхактисиддханта Сарасвати Госвами через два дня после принятия санньясы . [55] 29 марта 1918 г.

Размышляя о том, как лучше всего осуществлять миссию в будущем, он чувствовал, что пример южноиндийских орденов саньясы (монашества), самого престижного духовного ордена в индуизме, будет необходим и в традиции Чайтаньи, а также для повышения ее респектабельности и открыто институционализировать аскетизм как совместимый с бхакти . [52] 27 марта 1918 года, перед отъездом в Калькутту, Бхактисиддханта Сарасвати решил стать первым санньяси Гаудия-вайшнавизма после периода Чайтаньи Махапрабху, положив начало новому монашескому ордену Гаудия-вайшнавов. Поскольку не было другого санньяси Гаудия-вайшнава , который мог бы посвятить его в отречение от мира, он, как ни странно, сел перед изображением Гауракишоры даса Бабаджи и принял санньясу сам. [52] С этого дня он принял одежду и жизнь отшельника-вайшнава по имени Бхактисиддханта Сарасвати Госвами. [52]

В декабре 1918 года Бхактисиддханта открыл свой первый центр под названием «Калькутта Бхактивинода Асана» по адресу ултадингхи-джанкшен-роуд, 1 в Северной Калькутте, переименованный в 1920 году в «Шри Гаудия Матх». [56] В репортаже Амриты Базар Патрика об открытии говорится, что «[здесь] пылких искателей истины принимают и выслушивают, а решения их вопросов предлагаются с наиболее разумной и либеральной точки зрения». [57] Бхактивинода Асана предоставил своим ученикам жилье, обучение самоучению и интенсивной духовной практике, а также систематическое долгосрочное обучение различным вайшнавским текстам, таким как Шримад Бхагаватам и Вайшнава Веданта . [57] Он станет образцом для шестидесяти четырех центров Гаудия-матха в Индии и трех за рубежом: в Лондоне (Англия), Берлине (Германия) и Рангуне ( Бирма ), которые Бхактисиддханта Сарасвати основал еще при своей жизни. [58]

Зарегистрированное 5 февраля 1919 года миссионерское движение Бхактисиддханты Сарасвати первоначально называлось Вишва Вайшнава Радж Сабха , по имени общества, основанного Бхактивинодой. Однако вскоре он стал одноименным, как Гаудия Матх, в честь филиала в Калькутте и его еженедельного бенгальского журнала «Гаудия» . [59] Гаудия Матх быстро завоевал репутацию откровенного голоса по религиозным, философским и социальным вопросам благодаря широкому спектру периодических публикаций, ориентированных на образованную аудиторию на английском, бенгальском, ассамском , одиа и хинди . В число этих публикаций входили ежедневная бенгальская газета «Надия Пракаш» , еженедельный журнал «Гаудия » и ежемесячный журнал на английском и санскрите «Гармонист» ( Шри Саджана-тошани ). [49] Интеллектуальная и философская привлекательность программ Гаудия-матха получила особенно живой отклик в городских районах, где богатые сторонники начали щедро жертвовать на строительство новых храмов и крупных «теистических выставок» – публичных экспозиций философии Гаудия-вайшнавов посредством экспозиций и демонстраций. диорамы . [49]

Каста и неприкасаемость

[ редактировать ]
Группа индийцев с барабанами и флагами полукругом
Бхактисиддханта со своими учениками исполняет публичный киртан возле Шри Бхактивиноды Асаны, Калькутта, ок. 1930 год

Основное руководство Гаудия Матха состояло в основном из образованных бенгальцев и восемнадцати санньяси. [60] которых отправили пионерами движения в новые места в Индии, а затем и в Европе. [61] Однако растущий центр жителей ашрама представлял собой широкий срез индийского общества с учениками как из образованных городских, так и из простых сельских жителей. [61] Ученики-домохозяева и сочувствующие поддерживали храмы средствами, едой и волонтерским трудом. Центры Гаудия Матха уделяли серьезное внимание индивидуальной дисциплине своих жителей, включая обязательные аскетические обеты и ежедневную практику преданности ( бхакти ), основанную на индивидуальном чтении ( джапе ) и публичном пении ( киртане ) имен Кришны, регулярном изучении философских и религиозных учений. тексты ( свадхьяя ), традиционное поклонение храмовым изображениям Кришны и Чайтаньи ( арчана ), а также посещение лекций и семинаров ( шраванам ). [61]

Сознательное игнорирование социального происхождения как критерия религиозного соответствия ознаменовало резкий отход движения Бхактисиддханты от обычных индуистских кастовых ограничений. [61] Бхактисиддханта изложил свои взгляды, которые казались современными, но прочно укоренились в ранней литературе бхакти школы Чайтаньи, в эссе под названием «Десять вопросов Ганди», опубликованном в журнале «Гармонист» в январе 1933 года. [62] В эссе он ответил на вопросы, заданные Махатмой Ганди , который в декабре 1932 года бросил вызов ведущим ортодоксальным индуистским организациям Индии по поводу практики неприкасаемости . [62] В своем ответе Бхактисиддханта Сарасвати определил неприкасаемых как тех, кто враждебен идее служения Богу, а не тех, кто происходит из самого низкого социального или наследственного происхождения. [62] Он утверждал, что храмы Вишну должны быть открыты для всех, но особенно для тех, кто благосклонно относится к божественному и готов пройти процесс духовного обучения. [62] Он далее заявил, что неприкасаемость имеет культурную и историческую основу, а не религиозную, и поэтому вопросы Ганди касались светской, а не религиозной проблемы. В качестве альтернативы светской концепции «индуизма» и ее социальным последствиям Бхактисиддханта предложил этику «безоговорочного почтения ко всем сущностям посредством реализации и исключительной практики постоянного служения Абсолюту». [62] При этом он подчеркивал, что практика бхакти , или божественной любви, и служение Богу как высшей личности требуют моральной ответственности перед всеми остальными существами, которые, согласно школе Чайтаньи, являются вечными метафизическими сущностями – ничтожными по отношению к Богу, но качественно равными Ему. друг друга. [62]

Настоящая любовь и отречение

[ редактировать ]

Подчеркивая врожденную духовность всех существ, Бхактисиддханта Сарасвати решительно возражал против представлений о священной любви между Радхой и Кришной, описанной в « Бхагаватам» и других вайшнавских текстах как эротической, которая пронизывала популярную культуру Бенгалии в искусстве, театре и народных произведениях. песни. [63] Он заявил, что священная концепция любви, которую лелеяли Гаудия-вайшнавы, оскверняется из-за отсутствия философского понимания и надлежащего руководства. Он неоднократно критиковал такие популярные общины в Бенгалии, как сахаджии , которые представляли свои сексуальные практики как путь Кришна - бхакти, осуждая их как псевдовайшнавов. [63] Вместо этого Бхактисиддханта утверждал, что путь к духовному росту лежит не через то, что он называл чувственным удовлетворением, а через практику целомудрия, смирения и служения. [63]

В то же время подход Бхактисиддханты к материальному миру был далек от эскапистского подхода. Вместо того, чтобы избегать любых связей с ним, он принял принцип юкта-вайрагьи – термин, придуманный спутником Чайтаньи Рупой Госвами, означающий «отречение через обязательство». Это подразумевало использование любого необходимого объекта в служении божеству путем отказа от склонности наслаждаться им. [64] [65] Основываясь на этом принципе, Бхактисиддханта использовал новейшие достижения в области технологий, институционального строительства, коммуникации, книгопечатания и транспорта, стремясь при этом тщательно сохранить нетронутым богословское ядро ​​своей персоналистической традиции. [66] Этот герменевтический динамизм и дух адаптации, использованные Бхактисиддхантой, стали важным элементом роста Гаудия Матха и способствовали его будущему глобальному расширению. [65]

Гаудия Матх в Европе

[ редактировать ]

Еще в 1882 году Бхактивинода изложил в своем журнале «Саджана-тошани» желанную концепцию универсализма и братства, невзирая на границы и расы:

Когда в Англии, Франции, России, Пруссии и Америке все удачливые люди, взяв в руки холы [барабаны] и караталы [цимбалы], будут снова и снова повторять имя Шри Чайтаньи Махапрабху в своих странах и поднимать волны санкиртаны [ совместное пение имен Кришны], когда же наступит этот день! Ой! Когда же наступит тот день, когда белокожие британцы с одной и с другой стороны будут прославлять Шри Шачинандану [другое имя Чайтаньи] и с этим призывом раскинут руки, чтобы по-братски обнять преданных из других стран, когда этот день настал! День, когда они скажут: «О, Арийские Братья! Мы нашли прибежище у ног Чайтаньи Дева в океане любви, теперь милостиво обнимите нас», когда же наступит тот день! [67]

Группа одетых в западную одежду индийцев в тюрбанах сопровождает западного сановника с букетом цветов в руке.
Губернатор Бенгалии Джон Андерсон с Бхактисиддхантой в штаб-квартире Гаудия Матха в Маяпуре . 15 января 1935 г.
Группа людей сидит с гирляндами на шеях некоторых.
Прием в честь Свами Бона и двух обращенных из Германии. Крайний справа сидит Бхактиведанта . Калькутта, 18 сентября 1935 года.

Бхактивинода не прекращал предпринимать практические усилия для реализации своего видения. В 1896 году он опубликовал и разослал нескольким адресатам на Западе книгу под названием « Шримад-Гаурангалила-Смаранамангала, или Чайтанья Махапрабху, Его жизнь и наставления». [и] который изображал Чайтанью Махапрабху поборником «всеобщего братства и интеллектуальной свободы»:

Чайтанья проповедует равенство людей... всеобщее братство среди людей и особое братство среди вайшнавов, которые, по его мнению, являются лучшими пионерами духовного совершенствования. Он проповедует, что никогда нельзя позволять человеческому мышлению быть скованным сектантскими взглядами... Религия, проповедуемая Махапрабху, универсальна, а не исключительна. И самые образованные, и самые невежественные имеют право принять это. . . . Принцип киртана , как будущей мировой церкви, приглашает все классы людей, без различия каст и кланов, к высшему развитию духа. [67]

Бхактивинода адаптировал свое послание к западному мышлению, заимствовав популярные христианские выражения, такие как «всеобщее братство», «взращивание духа», «проповедь» и «церковь», и намеренно используя их в индуистском контексте. [68] Копии « Шри Чайтаньи, Его жизни и наставлений» были разосланы западным ученым по всей Британской империи и попали, среди прочего, в академические библиотеки Университета Макгилла в Монреале, Сиднейского университета в Австралии и Королевского азиатского общества в Лондоне. Книга также попала к выдающимся ученым, таким как оксфордский санскритолог Монье Монье-Вильямс , и получила положительную рецензию в Журнале Королевского азиатского общества . [67] [69]

Бхактисиддханта унаследовал идею распространения послания Чайтаньи Махапрабху на Западе от своего отца Бхактивиноды. То же вдохновение было завещано Бхактисиддханте в завещании его матери Бхагавати Деви перед ее смертью в 1920 году. [70] Таким образом, с начала 1920-х годов Бхактисиддханта начал планировать свою миссию в Европу.

В 1927 году он запустил периодическое издание на английском языке и попросил британских офицеров покровительствовать его движению, что они постепенно и сделали, кульминацией которого стал официальный визит губернатора Бенгалии Джона Андерсона в штаб-квартиру Бхактисиддханты в Маяпуре 15 января 1935 года. [71] Сообщается, что Бхактисиддханта хранил карту Лондона, размышляя о путях расширения своей миссии на новые границы на Западе. [72] После долгой и тщательной подготовки 20 июля 1933 года трое старших учеников Бхактисиддханты, включая Свами Бхакти Хридая Бона, прибыли в Лондон. [65] [72] В результате своей зарубежной миссии 24 апреля 1934 года лорд Зетланд , британский государственный секретарь по делам Индии , открыл в Лондоне Миссионерское общество Гаудия и стал его президентом. Через несколько месяцев за этим последовал центр, основанный Свами Боном в Берлине, Германия, откуда он ездил читать лекции и встречаться с немецкой академической и политической элитой. [65] [72] 18 сентября 1935 года высокопоставленные лица Гаудия Матха и Калькутты устроили прием двум новообращенным немцам, Эрнсту Георгу Шульце и барону Х. Э. фон Кетту , которые прибыли вместе со Свами Боном. [65]

Старый на вид рукописный документ
Последняя воля Бхактисиддханты, 1936 г.

Бхактисиддханта утверждал, что при правильном объяснении философия и практика вайшнавизма будут говорить сами за себя, постепенно привлекая умных и здравомыслящих людей. [73] Однако, несмотря на значительные финансовые вложения и усилия, успех Миссии Гаудия на Западе оставался ограниченным лишь несколькими людьми, заинтересованными в серьезной практике вайшнавизма. [72] Важность западного предприятия побудила Бхактисиддханту сделать западную миссию главной темой своего заключительного выступления на собрании тысяч его учеников и последователей в Чампахати, Бенгалия, в 1936 году. [70] В своем обращении Бхактисиддханта еще раз заявил о безотлагательности и важности представления учения Чайтаньи в западных странах, несмотря на все социальные, культурные и финансовые проблемы, и сказал: «У меня есть предсказание. Каким бы далеким оно ни было в будущем, один из моих учеников пересечет океан и вернет весь мир». [70]

Глубокая международная напряженность, нараставшая во всем мире в конце 1930-х годов, сделала Бхактисиддханту более уверенным в том, что решения существующих проблем человечества следует искать прежде всего в сфере религии и духовности, а не только в областях науки, экономики и политики. [74] 3 декабря 1936 года Бхактисиддханта ответил на письмо своего ученика Бхактиведанты, который спрашивал, как он может лучше всего служить миссии своего гуру:

Я полностью уверен, что вы сможете объяснить на английском наши мысли и аргументы людям, не владеющим языками других участников. Это принесет много пользы как вам, так и вашей аудитории. Я очень надеюсь, что вы сможете превратиться в очень хорошего английского проповедника, если будете служить миссии по привитию нового впечатления людям в целом и философам [sic] современной эпохи и религиозности. [75]

Вскоре после этого, 1 января 1937 года, Бхактисиддханта Сарасвати скончался в возрасте 63 лет. [65]

Литературные произведения

[ редактировать ]

Кризисы преемственности

[ редактировать ]

Миссия Гаудия Матха, вдохновленная Бхактивинодой и развитая Бхактисиддхантой, возникла как одно из «самых мощных реформистских движений» колониальной Бенгалии в 19 и начале 20 века. [76] По своей миссии и масштабам она шла параллельно усилиям Свами Вивекананды и Миссии Рамакришны и бросала вызов современной духовности адвайта -веданты, которая стала доминировать в религиозных чувствах индуистского среднего класса в Индии и в том, как индуизм понимался на Западе. [77] Вместо того, чтобы назначать преемника, Бхактисиддханта Сарасвати вместо этого поручил своим ведущим ученикам совместно руководить миссией в его отсутствие и ожидал, что квалифицированные лидеры появятся естественным путем «в силу их личных заслуг». [78] Однако через несколько недель после его ухода разразился кризис престолонаследия, приведший к возникновению фракций и юридических распрей. [78] Объединенная миссия сначала была разделена на два отдельных учреждения, а затем была разделена на несколько более мелких групп, которые начали функционировать и продвигать движение независимо. [78]

Однако движение Гаудия Матха постепенно восстанавливало свою силу. В 1966 году Абхай Чаранараравинда Де, ныне А.Ч. Бхактиведанта Свами, основал в Нью-Йорке Международное общество сознания Кришны (ИСККОН). [79] Созданный по образцу оригинального Гаудия-матха и подражающий его акценту на динамичную миссию и духовную практику, ИСККОН вскоре популяризировал чайтанья-вайшнавизм в глобальном масштабе, став ведущим в мире сторонником индуистского персонализма бхакти . [79] [80]

Сегодня движение Гаудия Матх Бхактисиддханты Сарасвати включает в себя более сорока независимых учреждений, сотни центров и более 500 000 практиков по всему миру, причем ученые признают, что его общественный авторитет намного превышает размер его сторонников. [81]

Признание

[ редактировать ]
Памятная марка к 150-летию со дня рождения Бхактисиддханты Сарасвати. Февраль 2024.
Вход на выставку в храм ИСККОН ХВП в Маяпуре.
Празднование полуторасотлетия Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады в храме ИСККОН ХВП в Маяпуре.

В ноябре 2023 года ЮНЕСКО включила 150-летие со дня рождения «Шримад Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады, философа, социального реформатора и выдающегося духовного лидера (1874-1937)» в свой список празднования годовщин, к которым ЮНЕСКО может быть причастна в 2024-2025 годах. . [82] Включение было предложено Индией при поддержке Кубы , Казахстана , Российской Федерации , Таиланда и Вьетнама . [82]

8 февраля 2024 года премьер-министр Нарендра Моди представил памятную марку и монету в его честь на памятном мероприятии по случаю 150-летия со дня рождения Бхактисиддханты Сарасвати в Бхарат Мандапаме . [83] [84]

29 марта 2024 года Исследовательский центр Бхактиведанты организовал выставку в храме ИСККОН ХВП в Маяпуре в честь празднования полуторасотлетия Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады. Эта выставка увековечивает его жизнь, начиная с рождения и заканчивая кончиной, и подчеркивает его роль выдающегося деятеля Гаудия-вайшнавизма и проповеди по всему миру. В нем представлен его значительный вклад в современный Гаудия-вайшнавизм, его обширные путешествия, установка следов Махапрабху, духовные выставки по всей Индии, а также его плодотворная писательская и издательская деятельность. В экспозицию вошли оригинальные издания, редкие фотографии, газетные статьи, рукописные рукописи и другие исторические документы. [85] [86]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Согласно индуистским обычаям высшего сословия, в 1850 году 11-летний Кедарнатх Датта женился на 5-летней Саямани. В 1860 году Саямани родила первого сына Кедарнатха, Аннаду Прасада, и вскоре после этого умерла от болезни. Кедарнатх вскоре женился на Бхагавати Деви и имел от нее тринадцать детей: (1) Саудамани, дочь (1864 г.); (2) Кадамбани, дочь (1867 г.); (3) сын рано умер, имя неизвестно (1868 г.); (4) Радхика Прасад, сын (1870 г.); (5) Камала Прасад (1872 г.); (6) Бимала Прасад , сын (1874 г.); (7) Барада Прасад (1877 г.); (8) Бираджа, дочь (1878 г.); (9) Лалита Прасад, сын (1880 г.); (10) Кришна Винодини, дочь (1884 г.); (11) Шьям Сароджини, дочь (1886 г.); (12) Хари Прамодини, дочь (1888 г.); (13) Шайладжа Прасад, сын (1891 г.). [1] [4] [5] Это делает Бимала Прасад седьмым ребенком Кедарнатха и шестым ребенком Бхагавати.
  2. Хотя до сих пор ведутся споры, какую дикшу панчаратрику (в мантру) или бхагавату (в имя Кришны) – получил Бхактисиддханта от Гауракишоры даса Бабабджи, в его собственных сочинениях есть указания на то, что он получил мантру Харе Кришна. вместе с указанием повторять его определенное количество раз в день. [35]
  3. Было зарегистрировано несколько покушений на жизнь Бхактисиддханты Сарасвати. [44] Во время одного из таких инцидентов в 1925 году, когда нападавшие устроили засаду на группу Бхактисиддханты, его ученик Винода Вихари вызвался обменяться с ним одеждой, что позволило Бхактисиддханте благополучно сбежать. [45] [46]
  4. ^ Оригинальное письмо так и не было обнаружено; однако Бхактисиддханта в письме 1926 года процитировал эти наставления Бхактивиноды, очевидно считая их основополагающими для своей миссии: [51]
    1. Лицам, претендующим на мирской престиж и тщетную славу, не удается достичь истинного положения благородства, поскольку они утверждают, что вайшнавы рождаются в низком положении в результате [предшествующих] греховных действий, а это означает, что они совершают оскорбления ( апарадха ). Вы должны знать, что практика варнашрамы , которой вы недавно занялись, в качестве лекарства представляет собой подлинное вайшнавское служение ( сева ).
    2. Это происходит из-за отсутствия распространения чистых заключений бхакти ( шуддха бхактисиддханта ). . . среди мужчин и женщин групп сахаджиев , ативади и других линий ( сампрадаи ) окольные практики приветствуются как бхакти . Вы всегда должны критиковать те взгляды, которые противоречат выводам священных текстов, посредством миссионерской работы и искренней практики выводов бхакти.
    3. начало паломничества ( парикрамы ) в Навадвипе Организуйте как можно скорее и его окрестностях. Только благодаря этой деятельности любой человек в мире может достичь Кришна-бхакти. Позаботьтесь о том, чтобы служение в Маяпуре продолжалось и становилось ярче день ото дня. Настоящая сева в Маяпуре станет возможной путем открытия печатного станка, распространения литературы по бхакти ( бхакти-грантха ) и нама-хатты (центров преданности для повторения священных имен Бога), а не путем уединенной практики ( бхаджана ). Вы не должны препятствовать севе в Маяпуре и миссии ( прачаре ), занимаясь бхаджаном в одиночестве .
    4. Когда меня здесь больше не будет... [помни, что] сева в Маяпуре — это очень почитаемое служение. Будьте особенно осторожны с этим; это мое специальное указание для вас.
    5. У меня было искреннее желание привлечь внимание к значению чистого ( шуддха ) бхакти через такие книги, как «Шримад Бхагаватам» , «Сат-сандарбха» , «Веданта-даршана» и т. д. Вам следует продолжать и взять на себя ответственность за эту задачу. Маяпур будет развиваться, если там будет создан центр преданного обучения ( видьяпитха ).
    6. Никогда не беспокойтесь о приобретении знаний или средств для личного потребления; собирайте их только с целью служения божественному; избегайте плохой компании ради денег или корысти.
  5. Книга также публиковалась под несколько разными названиями, например « Шри Чайтанья, Его жизнь и наставления» .
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сарделла 2013b , с. 55.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Свами 2009 , с. 1.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Сарделла 2013а , с. 416.
  4. ^ Даса 1999 , с. 300.
  5. ^ Свами 2009 , с. 6.
  6. ^ Даса 1999 , стр. 77, 298.
  7. ^ Даса 1999 , с. 78.
  8. ^ Сарделла2013b , с. 17.
  9. ^ Sardella2013b , стр. 17–18.
  10. ^ Сарделла 2013b , с. 19.
  11. ^ Сарделла 2013b , с. 6.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Сарделла 2013а , с. 415.
  13. ^ Уорд 1998 , стр. 35–36.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уорд 1998 , с. 10.
  15. ^ Даса 1999 , с. 84.
  16. ^ Сарделла 2013a , стр. 415–416.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Даса 1999 , с. 97.
  18. ^ Даса 1999 , с. 95.
  19. ^ Сарделла 2013b , с. 56.
  20. ^ Сарделла 2013b , с. 62.
  21. ^ Свами 2009 , с. 5.
  22. ^ Брайант и Экстранд 2004 , стр. 81.
  23. ^ Свами 2009 , с. 9.
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сарделла 2013b , стр. 64–65.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сарделла 2013b , с. 64.
  26. ^ Свами 2009 , с. 10.
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сарделла 2013b , с. 65.
  28. ^ Свами 2009 , стр. 9–10.
  29. ^ Сарделла 2013b , с. 66.
  30. ^ Сарделла 2013b , стр. 66–67.
  31. ^ Сарделла 2013b , с. 67.
  32. ^ Сарделла 2013b , с. 68-69.
  33. ^ Сарделла 2013b , с. 71.
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Сарделла 2013а , с. 417.
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брайант и Экстранд 2004 , стр. 85.
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сарделла 2013b , с. 75.
  37. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сарделла 2013b , с. 79.
  38. ^ Сарделла 2013b , с. 80.
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сарделла 2013b , с. 81.
  40. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сарделла 2013b , с. 82.
  41. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брайант и Экстранд 2004 , стр. 83.
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сарделла 2013b , стр. 82–86.
  43. ^ Сарделла 2013b , с. 82-86.
  44. ^ Госвами и Швейг 2012 , стр. 109–110.
  45. ^ Сарделла 2013b , с. 99.
  46. ^ Мерфи и Гофф 1997 , с. 32.
  47. ^ Брайант и Экстранд 2004 , стр. 88.
  48. ^ Сарделла 2013b , с. 86.
  49. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Сарделла 2013а , с. 418.
  50. ^ Мерфи и Гофф 1997 , с. 18.
  51. ^ Сарделла 2013b , с. 87.
  52. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Сарделла 2013b , стр. 90–91.
  53. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Госвами и Швейг 2012 , с. 109.
  54. ^ Свами 2009 , стр. 76–77.
  55. ^ Свами 2009 , стр. 62–63.
  56. ^ Сарделла 2013b , стр. 92–93.
  57. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сарделла 2013b , стр. 92.
  58. ^ Сарделла 2013b , стр. 92, 98.
  59. ^ Сарделла 2013b , стр. 92–93, 98.
  60. ^ Госвами и Швейг 2012 , с. 111.
  61. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Сарделла 2013a , стр. 418–419.
  62. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Сарделла 2013b , стр. 121–123.
  63. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сарделла 2013а , с. 419.
  64. ^ Сарделла 2013b , стр. 203–208.
  65. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Сарделла 2013а , с. 420.
  66. ^ Сарделла 2013b , с. 105.
  67. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сарделла 2013b , стр. 94–96.
  68. ^ Сарделла 2013b , стр. 94–95.
  69. ^ Даса 1999 , с. 91-92.
  70. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Свами 2009b , стр. 392–393.
  71. ^ Сарделла 2013b , стр. 156–157.
  72. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Дуайер и Коул 2007 , с. 27.
  73. ^ Сарделла 2013b , с. 136.
  74. ^ Сарделла 2013b , с. 142-143.
  75. ^ Госвами и Швейг 2012 , с. 112.
  76. ^ Сарделла и Сайн, 2013 , с. 214.
  77. ^ Сарделла 2013b , с. 239-242.
  78. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сарделла 2013b , стр. 129–132.
  79. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сарделла 2013b , стр. 246–249.
  80. ^ Уорд 1998 , с. 36.
  81. ^ Сарделла 2013b , стр. 246–249, 259–260.
  82. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ЮНЕСКО 2023 , с. 2.
  83. ^ Моди 2024 .
  84. ^ Индийское телевидение, 2024 .
  85. ^ Белый Бангла (29 февраля 2024 г.). «Крупнейшие выставки ИСККОН в Маяпуре: крупнейшая в мире выставка редких фотографий и рукописей Шрилы Прабхупады в ИСККОН в Маяпуре. Открыта для публики с четверга». . БЕЛАЯ БАНГЛА . Проверено 6 июня 2024 г.
  86. ^ «Крупнейшая в мире выставка редких фотографий и рукописей Шрилы Прабхупады в Маяпурском ИСККОН» . kolkatahindinews.com . 29 февраля 2024 г. Проверено 6 июня 2024 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 244a73ccf015b9ff54391ce64ac9cca4__1718118120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/24/a4/244a73ccf015b9ff54391ce64ac9cca4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bhaktisiddhanta Sarasvati - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)