Жан-Люк Марион
Жан-Люк Марион | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Медон, Верхняя де-Сен , Франция | 3 июля 1946 г.
Образование | Средняя школа Кондорсе |
Альма-матер | Высшая нормальная школа |
Эра | 20-го / 21-го века Философия |
Область | Западная философия |
Школа | |
Основные интересы | Философская теология , Феноменология , Декарт |
Известные идеи | «Сколько редукции , столько и данности», насыщенное явление, интенциональность любви, контропыт |
Жан-Люк Марион (родился 3 июля 1946 г.) — французский философ и католический богослов. Он бывший ученик Жака Деррида, чья работа основана на святоотеческой и мистической теологии , феноменологии и современной философии . [1]
Большая часть его академической работы связана с Декартом и феноменологами, такими как Мартин Хайдеггер и Эдмунд Гуссерль , а также с религией. «Бог без бытия» , например, посвящен преимущественно анализу идолопоклонства , темы, тесно связанной в работах Мэрион с любовью и даром , и эта концепция также подробно исследовалась Деррида.
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]
Марион родился в Медоне , О-де-Сен , 3 июля 1946 года. Он учился в Университете Нантера (ныне Университет Париж-Западный Нантер-ла-Дефанс ) и Сорбонне , а затем защитил дипломную работу по философии в Высшей нормальной школе в Париж с 1967 по 1971 год, где его преподавали Жак Деррида , Луи Альтюссер и Жиль Делёз . [2] В то же время глубокий интерес Марион к богословию культивировался в частном порядке под личным влиянием таких богословов, как Луи Буйе , Жан Даниэлу , Анри де Любак и Ганс Урс фон Бальтазар . С 1972 по 1980 год учился в докторантуре и работал доцентом в Сорбонне. После получения докторской степени в 1980 году он начал преподавать в Университете Пуатье . [2]
Карьера
[ редактировать ]Оттуда он перешел на должность директора философии в Университете Париж X – Нантер , а в 1991 году также получил должность приглашенного профессора в Парижском католическом институте. [3] В 1996 году он стал директором кафедры философии Парижского университета IV ( Сорбонна ), где преподавал до 2012 года.
В 1994 году Мэрион стала приглашенным профессором Школы богословия Чикагского университета. Затем в 2004 году он был назначен там профессором философии религии и теологии Джона Нувина и занимал эту должность до 2010 года. [4] В том же году он был назначен профессором католических исследований Эндрю Томаса Грили и Грейс МакНиколс Грили в Школе богословия, должность, которая освободилась после выхода на пенсию богослова Дэвида Трейси . [5] Он ушел из Чикаго в 2022 году. Он продолжает работать в редакционно-консультативном совете журнала Quaestio .
6 ноября 2008 года Марион была избрана Бессмертником академией Французской . Марион теперь занимает место 4 , должность, которую ранее занимал кардинал Люстигер . [6] [7] [8] В 2014 году он прочитал Гиффордские лекции по данности и откровению в Университете Глазго . [9]
Награды
[ редактировать ]- Премия Йозефа Ратцингера Ватиканского фонда Йозефа Ратцингера – Бенедетто XVI (первоначально в 2020 г., но получена в 2021 г. из-за пандемии Covid-19 ) [11] [8]
- Премия Карла Ясперса города и Гейдельбергского университета (2008).
- Гран -при по философии Французской академии (1992) за все его творчество .
- Премия Чарльза Ламберта Академии моральных и политических наук (1977)
Философия
[ редактировать ]Часть серии о |
История Христианское богословие |
---|
![]() |
![]() |
работа Мэрион Феноменологическая изложена в трех томах, которые вместе образуют триптих. [12] или трилогия . [13] Reduction et donation: Etudes sur Husserl, Heidegger et la phénoménologie (1989) представляет собой историческое исследование феноменологического метода, которому следовали Гуссерль и Хайдеггер , с целью предложить будущие направления феноменологических исследований. Неожиданная реакция, которую вызвало Réduction et donation , потребовала разъяснений и полного развития. Об этом говорилось в Étant donné: Essai d'une phénoménologie de la donation (1997), более концептуальной работе, исследующей феноменологическую данность, насыщенный феномен и одаренность – переосмысление предмета. Дю Сюркроа (2001) дает подробное описание явлений насыщения. [14]
данность
[ редактировать ]Марион утверждает, что он попытался «радикально редуцировать весь феноменологический проект, начиная с примата в нем данности». [15] То, что он называет своей единственной темой, — это данность, которая требуется, прежде чем явления смогут проявиться в сознании: «то, что проявляется сначала, дает себя … [16] Это основано на том аргументе, что любые и все попытки вернуть феномены к имманентности сознанию, то есть осуществить феноменологическую редукцию, обязательно приводят к показу того, что данность является «единственным горизонтом явлений». [17]
Мэрион радикализирует этот аргумент в формулировке: «Столько же редукции, столько и данности». [18] и предлагает это как новый первый принцип феноменологии , основанный на предшествующих формулах Гуссерля и Хайдеггера и бросающий им вызов . [19] Общая для обоих формулировка, утверждает Марион: «Столько видимости, столько бытия», заимствована у Иоганна Фридриха Гербарта : [20] ошибочно возводит явление в статус «единственного лица Бытия». При этом оно оставляет само явление неопределенным, не подлежащим редукции и , таким образом, в «типично метафизической ситуации». [21]
Гуссерлевская формулировка «К самим вещам!» подвергается критике на том основании, что рассматриваемые вещи оставались бы тем, чем они являются, даже не являясь субъекту — опять-таки в обход редукции или даже не становясь феноменами. Появление становится просто способом доступа к объектам, что делает эту формулировку неадекватной в качестве первого принципа феноменологии. [22] Третья формулировка, «Принцип всех принципов» Гуссерля, гласит: « Каждый изначальный датор Интуиция является источником авторитета (Rechtsquelle) познания , что все, что представляет себя в « интуиции » … должно быть просто принято таким, каким оно дает себя. быть , хотя и только в тех пределах, в которых оно тогда представляется ». [23] Мэрион утверждает, что, хотя Принцип всех принципов считает данность критерием и достижением феноменальности, данность по-прежнему остается не подвергаемой сомнению. [24] В то время как она допускает пределы интуиции («поскольку она дает себя..., хотя только в тех пределах, в которых она себя представляет»), «одна только данность абсолютна, свободна и безусловна» [25]
Таким образом, данность не сводится ни к чему другому, кроме самой себя, и поэтому освобождается от ограничений любого другого авторитета, включая интуицию; редуцированное данное либо дано, либо не дано. «Сколько редукции, столько и данности» говорится, что данность — это то, чего достигает редукция, и любая редуцированная данность сводится к данности. [26] Чем более редуцируется явление, тем больше оно дается. Марион называет эту формулировку последним принципом, равным первому, принципу самого явления. [27]
К кому возвращаются рассматриваемые вещи посредством редукции? | Что дает сокращение? | Как даются рассматриваемые вещи; какой горизонт? | Насколько далеко заходит сокращение, что исключается? | |
---|---|---|---|---|
Первая редукция – трансцендентальная ( Гуссерль ) | Интенциональное и конституирующее Я | Составные объекты | Через региональные онтологии . Благодаря формальной онтологии региональные онтологии попадают в горизонт объективности. | Исключает все, что не позволяет вернуться к объективности. |
Вторая редукция – экзистенциальная ( Хайдеггер ) | Dasein : интенциональность, расширенная до бытия-в-мире и ведущая обратно к своей трансценденции сущего через тревогу. | Различные способы Бытия; «феномен Бытия» | Согласно Бытию как изначальному и предельному явлению. По горизонту времени | Исключает то, что не должно быть, особенно предварительные условия феномена Бытия, например скуку , утверждение |
Третья редукция – к данности (Мэрион) | Интерлок : то , что вызывается утверждением явления [29] | Сам подарок; дар отдаться или уклониться от требования вызова | По горизонту абсолютно безусловного призыва и абсолютно неограниченного ответа | Отсутствие условий и определений иска. Дает все, что может позвонить и быть вызванным |
Описывая структуры явлений на основе данности, Марион утверждает, что ей удалось описать некоторые явления, которые предыдущие метафизические и феноменологические подходы либо игнорируют, либо исключают, — данности, которые проявляются, но в отношении которых мышление, не возвращающееся к данности, бессильно. получить. [30] Всего можно указать три типа явлений в зависимости от пропорциональности между тем, что дано в интуиции , и тем, что предполагается :
- Явления, при которых интуиция дает мало или вообще ничего. [31] Примеры включают Ничто и смерть, [32] математика и логика. [33] Марион утверждает, что метафизика, в частности Кант (но также Гуссерль ), отдает предпочтение этому типу явлений. [34]
- Явления, при которых существует соответствие между тем, что дано в интуиции, и тем, что предполагается. Сюда входят любые объективные явления . [35]
- Явления, когда то, что дано в интуиции, заполняет или превосходит интенциональность. Это так называемые явления насыщения. [36]
Насыщенное явление
[ редактировать ]Мэрион дает определение «насыщенных явлений», что противоречит кантовскому утверждению о том, что явления могут возникать только в том случае, если они согласуются с априорным знанием, на котором основана когнитивная функция наблюдателя. Например, Кант утверждал бы, что феномен «три года — это более длительный период времени, чем четыре года» не может иметь место. [37]
По мнению Мэрион, «насыщенные явления» (такие как божественное откровение) ошеломляют наблюдателя своей полной и совершенной данностью, так что они вообще не формируются деталями познания наблюдателя. Эти явления могут быть условно невозможны и все же происходят, потому что их данность пропитывает когнитивную архитектуру, присущую наблюдателю. [38] [39]
«Намеренность любви»
[ редактировать ]Четвертый раздел работы Мэрион «Пролегомены к милосердию » озаглавлен «Интенциональность любви» и в первую очередь касается интенциональности и феноменологии . Под влиянием французского философа Эммануэля Левинаса (и посвященного ему) Марион исследует человеческое представление о любви и отсутствие у нее определения: «Мы живем с любовью так, как если бы мы знали, о чем она. Но как только мы пытаемся дать ей определение, или хотя бы подойти к нему с понятиями, оно от нас отдаляется». [40] Он начинает с объяснения сущности сознания и его «жизненного опыта». Парадоксально, но сознание занимается объектами, трансцендентными и внешними по отношению к нему, объектами, несводимыми к сознанию, но может постигать только свою «интерпретацию» объекта; реальность объекта возникает только из сознания. Таким образом, проблема с любовью состоит в том, что любить другого — значит любить собственное представление о другом или «жизненный опыт», возникающий в сознании из «случайной причины» другого: «Я должен, следовательно, назвать эту любовь своей любовью ». , поскольку оно не очаровывало бы меня как моего кумира, если бы, во-первых, оно не передало мне, как невидимое зеркало, образ меня самого. Любовь, любимая сама по себе, неизбежно заканчивается как любовь к себе, в феноменологической фигуре себя. -идолопоклонство." [40] Мэрион считает, что интенциональность является решением этой проблемы, и исследует разницу между « я» , которое намеренно видит объекты, и « я» , которого намеренно видит контрсознание, другой, нравится мне это или нет. Марион определяет другого по его невидимости; можно видеть объекты посредством интенциональности, но в невидимости другого мы видим себя. Марион объясняет эту невидимость с помощью зрачка : «Даже для взгляда, направленного объективно, зрачок остаётся живым опровержением объективности, непоправимым отрицанием предмета; здесь впервые, среди видимого, нечего видеть, кроме невидимой и ненацеленной пустоты... мой взгляд впервые видит невидимый взгляд, который видит ее». [40] Любовь, тогда, когда она свободна от интенциональности, есть тяжесть невидимого взгляда этого другого на свой собственный, крест собственного взгляда и взгляда другого и «незаменимость» другого. Любовь заключается в том, чтобы «отдать себя там в безоговорочной капитуляции... никакой другой взгляд не должен отвечать на экстаз этого конкретного другого, раскрытый в его взгляде». Возможно, намекая на богословский аргумент, Мэрион заключает, что этот тип капитуляции «требует веры». [40]
Публикации
[ редактировать ]- Бог без бытия Издательство Чикагского университета, 1991. , Hors-texte , Париж: Librerie Arthème Fayard, (1982)]
- Редукция , Northwestern University Press, 1998 и данность: исследования Гуссерля, Хайдеггера и феноменологии .
- Картезианские вопросы: метод и метафизика , University of Chicago Press, 1999. [ Картезианские вопросы I: метод и метафизика , (Париж: Presses Universitaires de France, 1991)]
- «Во имя: как избежать разговоров о «негативной теологии», в книге Дж. Д. Капуто и М. Дж. Скэнлона, ред. « Бог, дар и постмодернизм » (Блумингтон, Индиана: издательство Indiana University Press, 1999).
- О метафизической призме Декарта: Конституция и пределы онто-теологии в картезианской мысли , University of Chicago Press, 1999. [ Sur le prisme métaphysical de Descartes. (Париж: Presss Universitaires de France, 1986)]
- Идол издательство Fordham University Press, 2001. и расстояние: пять исследований ,
- Быть данностью: к феноменологии данности , Stanford University Press, 2002 . Очерк феноменологии донорства (Париж: Presses Universitaires de France, 1997)]
- В избытке: , 2002 . исследования насыщенных явлений , издательство Fordham University Press
- Пролегомены к благотворительности , издательство Fordham University Press, 2002. [ Пролегомены к благотворительности , (Париж: ELA La Différence, 1986]
- Пересечение видимого , Stanford University Press, 2004. [ La Croisée du видимый , (Париж: Presses Universitaires de France, 1996)]
- Эротический феномен: , University of Chicago Press, 2007 шесть медитаций .
- Об эго и Боге , издательство Fordham University Press, 2007. [ Картезианские вопросы II: Об эго и Боге , (Париж: Presses Universitaires de France, 1996)]
- Видимое и раскрытое , издательство Fordham University Press, 2008 . (Париж: Les Éditions du Cerf, 2005)]
- Причина дара (лекции Ричарда) , University of Virginia Press, 2011.
- На месте себя: подход Святого Августина , Stanford University Press, 2012. [ Aulieu de soi , (Париж: Presses Universitaires de France, 2008)]
- Данность и герменевтика (Лекции Пера Маркетта по теологии) , Marquette University Press, 2013.
- Негативная уверенность , University of Chicago Press, 2015 . (Париж: Editions Grasset & Fasquelle, 2009)]
- Данность и откровение (Гиффордские лекции) , Oxford University Press, 2016.
- Верить, чтобы увидеть: о рациональности откровения и иррациональности некоторых верующих , Fordham University Press, 2017.
- Краткая , University of Chicago Press, 2017 извинение за католический момент .
- О пассивной мысли Декарта: миф о картезианском дуализме , University of Chicago Press, 2018. [ О мысли Декарта , (Париж: Presses Universitaires de France, 2013)]
- Серая онтология Декарта: картезианская наука и аристотелевская мысль в правилах, St. Augustine's Press, готовится к выпуску - май 2022 г.
- Белая теология Декарта , Издательство Святого Августина, Перевод в процессе.
- Откровение приходит откуда-то еще. Stanford University Press, 2024. [ Более того, откровение, Париж: Грассе, 2020)]
См. также
[ редактировать ]- Христианский экзистенциализм
- Постмодернистское христианство
- Рациональный мистицизм
- Данность – феномен лингвистики
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хорнер 2005.
- ^ Jump up to: а б Хорнер 2005, с. 3.
- ^ Хорнер 2005, с. 5.
- ^ Хорнер, Робин. Жан-Люк Марион: теологическое введение. Берлингтон: Эшгейт, 2005.
- ^ Чикагский университет, 2010.
- ^ Jump up to: а б Французская академия, 2008.
- ^ Агентство Франс-Пресс, 2008.
- ^ Jump up to: а б Вейн, Террен (8 октября 2020 г.). «Папа Франциск вручает профессору Жан-Люку Мариону одну из высших теологических премий мира» . Новости Чикагского университета .
- ^ «Лекции в Глазго Гиффорде» . gla.ac.uk. Университет Глазго.
- ^ Школа богословия Чикагского университета, 2015.
- ^ Мерло, Франческа (13 ноября 2021 г.). «Папа: Премия Ратцингера обогащает человеческое и духовное наследие» . Новости Ватикана .
- ^ Марион 2002a, стр.ix.
- ^ Мэрион 2002b, стр.ix.
- ^ Мэрион 2002a, стр.ix-x.
- ^ Мэрион 2002b, стр.xxi.
- ^ Мэрион 2002a, стр.5.
- ^ Робин Хорнер, переводчик, в Marion 2002b, стр. ix.
- ^ Мэрион 1998, стр.203; Марион 2002a, стр. 16; Мэрион 2002b, стр. 17-19; примечание переводчика см. в Marion 2002b, px, примечание 4.
- ^ Мэрион 1998, стр.203; Марион 2002a, стр. 14–19; Мэрион 2002b, стр. 16-19.
- ^ Мэрион 2002a, стр.329, примечание 4.
- ^ Мэрион 2002a, стр.11.
- ^ Мэрион 2002a, стр.12.
- ^ Гуссерль 1969, стр.92.
- ^ Мэрион 2002b, стр.17.
- ^ Гуссерль, Эдмунд . Идея феноменологии, Гуссерлиания II . стр. 61 и 50 соответственно. Цитируется в Marion 1998, стр. 33 и Marion 2002b, стр. 17-18.
- ^ Мэрион 2002a, стр.17.
- ^ Мэрион 2002b, стр.26.
- ^ Мэрион 1998, стр. 204–205.
- ^ Мэрион 1998, стр. 200–202.
- ^ Мэрион 2002a, стр. 3–4.
- ^ Мэрион 2002a, стр. 222, 308.
- ^ Мэрион 2002a, стр. 53–59.
- ^ Мэрион 2002a, стр. 191–196.
- ^ Мэрион 2002a, стр. 194, 226.
- ^ Мэрион 2002a, стр. 222–225.
- ^ Мэрион 2002a, стр. 196–221, 225–247 и Мэрион 2002b.
- ^ Кант, Иммануил (1999). Критика чистого разума . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-5216-5729-7 .
- ^ Мейсон, Брук (2014). «Насыщенные явления, икона и откровение: критика рассказа Мэрион об откровении и «удвоении» насыщения» (PDF) . Апория . 24 (1): 25–37.
- ^ Капуто 2007 с. 164.
- ^ Jump up to: а б с д Мэрион 2002c
Источники
[ редактировать ]- Французская академия (2008). «Профиль Жан-Люка Мариона» (на французском языке). Архивировано из оригинала 11 февраля 2012 г.
- «Философ Жан-Люк Марион избран членом Французской академии» . Агентство Франс-Пресс (на французском языке). 06.11.2008. Архивировано из оригинала 29 сентября 2012 г. Проверено 25 июня 2015 г.
- Капуто, Джон Д. (2007). «Эротический феномен Жан-Люка Мариона». Этика (Рецензия на книгу). 118 (1): 164–168. дои : 10.1086/521585 . S2CID 171349563 .
- Хорнер, Робин (2005). Жан-Люк Марион: теологическое введение . Берлингтон: Эшгейт.
- Гуссерль, Эдмунд (1969). Идеи: Общее введение в чистую феноменологию . Перевод WR Бойса Гибсона (5-е изд.). Лондон и Нью-Йорк: Джордж Аллен и Анвин и Humanities Press. Британский СБН: 04 11005 0.
- Марион, Жан-Люк (1998). Редукция и данность: исследования Гуссерля, Хайдеггера и феноменологии . Перевод Томаса А. Карлсона. Чикаго: Издательство Северо-Западного университета. ISBN 0-8101-1235-3 .
- Марион, Жан-Люк (2002a). Быть данностью: к феноменологии данности . Перевод Джеффри Л. Коски. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-3410-0 .
- Марион, Жан-Люк (2002b). В избытке: исследования насыщенных явлений . Перевод Робин Хорнер и Винсента Берро. Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. ISBN 0-8232-2217-9 .
- Марион, Жан-Люк (2002c). Пролегомены к милосердию . Перевод Стивена Э. Льюиса. Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета.
- Чикагский университет (16 февраля 2010 г.). «Девять преподавателей получают поименные кафедры и выдающиеся служебные назначения» . Новости Чикаго . Проверено 25 мая 2012 г.
- Школа богословия Чикагского университета (2015). «Биография факультета» . Архивировано из оригинала 11 августа 2010 г. Проверено 25 июня 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Переосмысление Бога как дара: Мэрион, Деррида и пределы феноменологии , Робин Хорнер, Fordham University Press, 2001
- Самоданность и Бог: вопросы Жана-Люка Мариона , Яна Лиска и Эоина Дж. Кэссиди, ред., Fordham University Press, 2005 г.
- Контр-опыт: чтение Жан-Люка Мариона , под редакцией Кевина Харта , University of Notre Dame Press, 2007.
- Чтение Жан-Люка Мариона: превосходя метафизику , Кристина М. Гшвандтнер, издательство Indiana University Press, 2007.
- Интерпретация избытка: Жан-Люк Марион, Насыщенные явления и герменевтика , Fordham University Press, 2010.
- Генеалогия философии религии Мэрион: явная тьма , Тэмсин Джонс, Indiana University Press, 2011.
- Степени данности: о насыщенности у Жан-Люка Мариона , Кристины М. Гшвандтнер, Indiana University Press, 2014.
- Мэрион и Деррида о даре и желании: обсуждение щедрости вещей, Джейсон В. Алвис, Серия вкладов в феноменологию, Springer Press, 2016.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Цитаты, связанные с Жан-Люком Марионом, в Wikiquote
- «Мы еще не христиане»: интервью Кеннета Л. Вудворда с Жан- Люком Марионом . Архивировано из оригинала в декабре 2021 года.
- Вручение Премии Ратцингера 13 ноября 2021 года на YouTube .
- 1946 года рождения
- Живые люди
- Люди из Медона
- Выпускники лицея Кондорсе
- Выпускники Высшей нормальной школы
- Выпускники Парижского университета Нантер
- Преподаватели Школы богословия Чикагского университета
- Академический состав Парижского университета
- Академический состав Университета Пуатье
- Французские историки философии
- Католические философы
- Постмодернисты
- Феноменологи
- Ученые Декарта
- Французские философы XX века
- Французские католические богословы XX века
- Французские философы XXI века
- Французские католические богословы XXI века
- Члены Французской академии
- Рыцари Почетного легиона
- Ученые Хайдеггера
- Французские писатели-мужчины
- Лауреаты премии Ратцингера