Jump to content

Жан-Люк Марион

Жан-Люк Марион
Рожденный ( 1946-07-03 ) 3 июля 1946 г. (78 лет)
Образование Средняя школа Кондорсе
Альма-матер Высшая нормальная школа
Эра 20-го / 21-го века Философия
Область Западная философия
Школа
Основные интересы
Философская теология , Феноменология , Декарт
Известные идеи
«Сколько редукции , столько и данности», насыщенное явление, интенциональность любви, контропыт

Жан-Люк Марион (родился 3 июля 1946 г.) — французский философ и католический богослов. Он бывший ученик Жака Деррида, чья работа основана на святоотеческой и мистической теологии , феноменологии и современной философии . [1]

Большая часть его академической работы связана с Декартом и феноменологами, такими как Мартин Хайдеггер и Эдмунд Гуссерль , а также с религией. «Бог без бытия» , например, посвящен преимущественно анализу идолопоклонства , темы, тесно связанной в работах Мэрион с любовью и даром , и эта концепция также подробно исследовалась Деррида.

Биография

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]
Жан-Люк Марион в Елисейском дворце после встречи с президентом Валери Жискар д'Эстен в четверг, 7 сентября 1978 года.

Марион родился в Медоне , О-де-Сен , 3 июля 1946 года. Он учился в Университете Нантера (ныне Университет Париж-Западный Нантер-ла-Дефанс ) и Сорбонне , а затем защитил дипломную работу по философии в Высшей нормальной школе в Париж с 1967 по 1971 год, где его преподавали Жак Деррида , Луи Альтюссер и Жиль Делёз . [2] В то же время глубокий интерес Марион к богословию культивировался в частном порядке под личным влиянием таких богословов, как Луи Буйе , Жан Даниэлу , Анри де Любак и Ганс Урс фон Бальтазар . С 1972 по 1980 год учился в докторантуре и работал доцентом в Сорбонне. После получения докторской степени в 1980 году он начал преподавать в Университете Пуатье . [2]

Оттуда он перешел на должность директора философии в Университете Париж X – Нантер , а в 1991 году также получил должность приглашенного профессора в Парижском католическом институте. [3] В 1996 году он стал директором кафедры философии Парижского университета IV ( Сорбонна ), где преподавал до 2012 года.

В 1994 году Мэрион стала приглашенным профессором Школы богословия Чикагского университета. Затем в 2004 году он был назначен там профессором философии религии и теологии Джона Нувина и занимал эту должность до 2010 года. [4] В том же году он был назначен профессором католических исследований Эндрю Томаса Грили и Грейс МакНиколс Грили в Школе богословия, должность, которая освободилась после выхода на пенсию богослова Дэвида Трейси . [5] Он ушел из Чикаго в 2022 году. Он продолжает работать в редакционно-консультативном совете журнала Quaestio .

6 ноября 2008 года Марион была избрана Бессмертником академией Французской . Марион теперь занимает место 4 , должность, которую ранее занимал кардинал Люстигер . [6] [7] [8] В 2014 году он прочитал Гиффордские лекции по данности и откровению в Университете Глазго . [9]

Среди его наград: [6] [10]

Философия

[ редактировать ]

работа Мэрион Феноменологическая изложена в трех томах, которые вместе образуют триптих. [12] или трилогия . [13] Reduction et donation: Etudes sur Husserl, Heidegger et la phénoménologie (1989) представляет собой историческое исследование феноменологического метода, которому следовали Гуссерль и Хайдеггер , с целью предложить будущие направления феноменологических исследований. Неожиданная реакция, которую вызвало Réduction et donation , потребовала разъяснений и полного развития. Об этом говорилось в Étant donné: Essai d'une phénoménologie de la donation (1997), более концептуальной работе, исследующей феноменологическую данность, насыщенный феномен и одаренность – переосмысление предмета. Дю Сюркроа (2001) дает подробное описание явлений насыщения. [14]

данность

[ редактировать ]

Марион утверждает, что он попытался «радикально редуцировать весь феноменологический проект, начиная с примата в нем данности». [15] То, что он называет своей единственной темой, — это данность, которая требуется, прежде чем явления смогут проявиться в сознании: «то, что проявляется сначала, дает себя [16] Это основано на том аргументе, что любые и все попытки вернуть феномены к имманентности сознанию, то есть осуществить феноменологическую редукцию, обязательно приводят к показу того, что данность является «единственным горизонтом явлений». [17]

Мэрион радикализирует этот аргумент в формулировке: «Столько же редукции, столько и данности». [18] и предлагает это как новый первый принцип феноменологии , основанный на предшествующих формулах Гуссерля и Хайдеггера и бросающий им вызов . [19] Общая для обоих формулировка, утверждает Марион: «Столько видимости, столько бытия», заимствована у Иоганна Фридриха Гербарта : [20] ошибочно возводит явление в статус «единственного лица Бытия». При этом оно оставляет само явление неопределенным, не подлежащим редукции и , таким образом, в «типично метафизической ситуации». [21]

Гуссерлевская формулировка «К самим вещам!» подвергается критике на том основании, что рассматриваемые вещи оставались бы тем, чем они являются, даже не являясь субъекту — опять-таки в обход редукции или даже не становясь феноменами. Появление становится просто способом доступа к объектам, что делает эту формулировку неадекватной в качестве первого принципа феноменологии. [22] Третья формулировка, «Принцип всех принципов» Гуссерля, гласит: « Каждый изначальный датор Интуиция является источником авторитета (Rechtsquelle) познания , что все, что представляет себя в « интуиции » … должно быть просто принято таким, каким оно дает себя. быть , хотя и только в тех пределах, в которых оно тогда представляется ». [23] Мэрион утверждает, что, хотя Принцип всех принципов считает данность критерием и достижением феноменальности, данность по-прежнему остается не подвергаемой сомнению. [24] В то время как она допускает пределы интуиции («поскольку она дает себя..., хотя только в тех пределах, в которых она себя представляет»), «одна только данность абсолютна, свободна и безусловна» [25]

Таким образом, данность не сводится ни к чему другому, кроме самой себя, и поэтому освобождается от ограничений любого другого авторитета, включая интуицию; редуцированное данное либо дано, либо не дано. «Сколько редукции, столько и данности» говорится, что данность — это то, чего достигает редукция, и любая редуцированная данность сводится к данности. [26] Чем более редуцируется явление, тем больше оно дается. Марион называет эту формулировку последним принципом, равным первому, принципу самого явления. [27]

Феноменологические редукции Гуссерля, Хайдеггера и Марион [28]
 К кому возвращаются рассматриваемые вещи посредством редукции? Что дает сокращение? Как даются рассматриваемые вещи; какой горизонт? Насколько далеко заходит сокращение, что исключается?
Первая редукция – трансцендентальная ( Гуссерль ) Интенциональное и конституирующее Я Составные объекты Через региональные онтологии . Благодаря формальной онтологии региональные онтологии попадают в горизонт объективности. Исключает все, что не позволяет вернуться к объективности.
Вторая редукция – экзистенциальная ( Хайдеггер ) Dasein : интенциональность, расширенная до бытия-в-мире и ведущая обратно к своей трансценденции сущего через тревогу. Различные способы Бытия; «феномен Бытия» Согласно Бытию как изначальному и предельному явлению. По горизонту времени Исключает то, что не должно быть, особенно предварительные условия феномена Бытия, например скуку , утверждение
Третья редукция – к данности (Мэрион) Интерлок : то , что вызывается утверждением явления [29] Сам подарок; дар отдаться или уклониться от требования вызова По горизонту абсолютно безусловного призыва и абсолютно неограниченного ответа Отсутствие условий и определений иска. Дает все, что может позвонить и быть вызванным

Описывая структуры явлений на основе данности, Марион утверждает, что ей удалось описать некоторые явления, которые предыдущие метафизические и феноменологические подходы либо игнорируют, либо исключают, — данности, которые проявляются, но в отношении которых мышление, не возвращающееся к данности, бессильно. получить. [30] Всего можно указать три типа явлений в зависимости от пропорциональности между тем, что дано в интуиции , и тем, что предполагается :

  • Явления, при которых интуиция дает мало или вообще ничего. [31] Примеры включают Ничто и смерть, [32] математика и логика. [33] Марион утверждает, что метафизика, в частности Кант (но также Гуссерль ), отдает предпочтение этому типу явлений. [34]
  • Явления, при которых существует соответствие между тем, что дано в интуиции, и тем, что предполагается. Сюда входят любые объективные явления . [35]
  • Явления, когда то, что дано в интуиции, заполняет или превосходит интенциональность. Это так называемые явления насыщения. [36]

Насыщенное явление

[ редактировать ]

Мэрион дает определение «насыщенных явлений», что противоречит кантовскому утверждению о том, что явления могут возникать только в том случае, если они согласуются с априорным знанием, на котором основана когнитивная функция наблюдателя. Например, Кант утверждал бы, что феномен «три года — это более длительный период времени, чем четыре года» не может иметь место. [37]

По мнению Мэрион, «насыщенные явления» (такие как божественное откровение) ошеломляют наблюдателя своей полной и совершенной данностью, так что они вообще не формируются деталями познания наблюдателя. Эти явления могут быть условно невозможны и все же происходят, потому что их данность пропитывает когнитивную архитектуру, присущую наблюдателю. [38] [39]

«Намеренность любви»

[ редактировать ]

Четвертый раздел работы Мэрион «Пролегомены к милосердию » озаглавлен «Интенциональность любви» и в первую очередь касается интенциональности и феноменологии . Под влиянием французского философа Эммануэля Левинаса (и посвященного ему) Марион исследует человеческое представление о любви и отсутствие у нее определения: «Мы живем с любовью так, как если бы мы знали, о чем она. Но как только мы пытаемся дать ей определение, или хотя бы подойти к нему с понятиями, оно от нас отдаляется». [40] Он начинает с объяснения сущности сознания и его «жизненного опыта». Парадоксально, но сознание занимается объектами, трансцендентными и внешними по отношению к нему, объектами, несводимыми к сознанию, но может постигать только свою «интерпретацию» объекта; реальность объекта возникает только из сознания. Таким образом, проблема с любовью состоит в том, что любить другого — значит любить собственное представление о другом или «жизненный опыт», возникающий в сознании из «случайной причины» другого: «Я должен, следовательно, назвать эту любовь своей любовью ». , поскольку оно не очаровывало бы меня как моего кумира, если бы, во-первых, оно не передало мне, как невидимое зеркало, образ меня самого. Любовь, любимая сама по себе, неизбежно заканчивается как любовь к себе, в феноменологической фигуре себя. -идолопоклонство." [40] Мэрион считает, что интенциональность является решением этой проблемы, и исследует разницу между « я» , которое намеренно видит объекты, и « я» , которого намеренно видит контрсознание, другой, нравится мне это или нет. Марион определяет другого по его невидимости; можно видеть объекты посредством интенциональности, но в невидимости другого мы видим себя. Марион объясняет эту невидимость с помощью зрачка : «Даже для взгляда, направленного объективно, зрачок остаётся живым опровержением объективности, непоправимым отрицанием предмета; здесь впервые, среди видимого, нечего видеть, кроме невидимой и ненацеленной пустоты... мой взгляд впервые видит невидимый взгляд, который видит ее». [40] Любовь, тогда, когда она свободна от интенциональности, есть тяжесть невидимого взгляда этого другого на свой собственный, крест собственного взгляда и взгляда другого и «незаменимость» другого. Любовь заключается в том, чтобы «отдать себя там в безоговорочной капитуляции... никакой другой взгляд не должен отвечать на экстаз этого конкретного другого, раскрытый в его взгляде». Возможно, намекая на богословский аргумент, Мэрион заключает, что этот тип капитуляции «требует веры». [40]

Публикации

[ редактировать ]
  • Бог без бытия Издательство Чикагского университета, 1991. , Hors-texte , Париж: Librerie Arthème Fayard, (1982)]
  • Редукция , Northwestern University Press, 1998 и данность: исследования Гуссерля, Хайдеггера и феноменологии .
  • Картезианские вопросы: метод и метафизика , University of Chicago Press, 1999. [ Картезианские вопросы I: метод и метафизика , (Париж: Presses Universitaires de France, 1991)]
  • «Во имя: как избежать разговоров о «негативной теологии», в книге Дж. Д. Капуто и М. Дж. Скэнлона, ред. « Бог, дар и постмодернизм » (Блумингтон, Индиана: издательство Indiana University Press, 1999).
  • О метафизической призме Декарта: Конституция и пределы онто-теологии в картезианской мысли , University of Chicago Press, 1999. [ Sur le prisme métaphysical de Descartes. (Париж: Presss Universitaires de France, 1986)]
  • Идол издательство Fordham University Press, 2001. и расстояние: пять исследований ,
  • Быть данностью: к феноменологии данности , Stanford University Press, 2002 . Очерк феноменологии донорства (Париж: Presses Universitaires de France, 1997)]
  • В избытке: , 2002 . исследования насыщенных явлений , издательство Fordham University Press
  • Пролегомены к благотворительности , издательство Fordham University Press, 2002. [ Пролегомены к благотворительности , (Париж: ELA La Différence, 1986]
  • Пересечение видимого , Stanford University Press, 2004. [ La Croisée du видимый , (Париж: Presses Universitaires de France, 1996)]
  • Эротический феномен: , University of Chicago Press, 2007 шесть медитаций .
  • Об эго и Боге , издательство Fordham University Press, 2007. [ Картезианские вопросы II: Об эго и Боге , (Париж: Presses Universitaires de France, 1996)]
  • Видимое и раскрытое , издательство Fordham University Press, 2008 . (Париж: Les Éditions du Cerf, 2005)]
  • Причина дара (лекции Ричарда) , University of Virginia Press, 2011.
  • На месте себя: подход Святого Августина , Stanford University Press, 2012. [ Aulieu de soi , (Париж: Presses Universitaires de France, 2008)]
  • Данность и герменевтика (Лекции Пера Маркетта по теологии) , Marquette University Press, 2013.
  • Негативная уверенность , University of Chicago Press, 2015 . (Париж: Editions Grasset & Fasquelle, 2009)]
  • Данность и откровение (Гиффордские лекции) , Oxford University Press, 2016.
  • Верить, чтобы увидеть: о рациональности откровения и иррациональности некоторых верующих , Fordham University Press, 2017.
  • Краткая , University of Chicago Press, 2017 извинение за католический момент .
  • О пассивной мысли Декарта: миф о картезианском дуализме , University of Chicago Press, 2018. [ О мысли Декарта , (Париж: Presses Universitaires de France, 2013)]
  • Серая онтология Декарта: картезианская наука и аристотелевская мысль в правилах, St. Augustine's Press, готовится к выпуску - май 2022 г.
  • Белая теология Декарта , Издательство Святого Августина, Перевод в процессе.
  • Откровение приходит откуда-то еще. Stanford University Press, 2024. [ Более того, откровение, Париж: Грассе, 2020)]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Хорнер 2005.
  2. ^ Jump up to: а б Хорнер 2005, с. 3.
  3. ^ Хорнер 2005, с. 5.
  4. ^ Хорнер, Робин. Жан-Люк Марион: теологическое введение. Берлингтон: Эшгейт, 2005.
  5. ^ Чикагский университет, 2010.
  6. ^ Jump up to: а б Французская академия, 2008.
  7. ^ Агентство Франс-Пресс, 2008.
  8. ^ Jump up to: а б Вейн, Террен (8 октября 2020 г.). «Папа Франциск вручает профессору Жан-Люку Мариону одну из высших теологических премий мира» . Новости Чикагского университета .
  9. ^ «Лекции в Глазго Гиффорде» . gla.ac.uk. ​Университет Глазго.
  10. ^ Школа богословия Чикагского университета, 2015.
  11. ^ Мерло, Франческа (13 ноября 2021 г.). «Папа: Премия Ратцингера обогащает человеческое и духовное наследие» . Новости Ватикана .
  12. ^ Марион 2002a, стр.ix.
  13. ^ Мэрион 2002b, стр.ix.
  14. ^ Мэрион 2002a, стр.ix-x.
  15. ^ Мэрион 2002b, стр.xxi.
  16. ^ Мэрион 2002a, стр.5.
  17. ^ Робин Хорнер, переводчик, в Marion 2002b, стр. ix.
  18. ^ Мэрион 1998, стр.203; Марион 2002a, стр. 16; Мэрион 2002b, стр. 17-19; примечание переводчика см. в Marion 2002b, px, примечание 4.
  19. ^ Мэрион 1998, стр.203; Марион 2002a, стр. 14–19; Мэрион 2002b, стр. 16-19.
  20. ^ Мэрион 2002a, стр.329, примечание 4.
  21. ^ Мэрион 2002a, стр.11.
  22. ^ Мэрион 2002a, стр.12.
  23. ^ Гуссерль 1969, стр.92.
  24. ^ Мэрион 2002b, стр.17.
  25. ^ Гуссерль, Эдмунд . Идея феноменологии, Гуссерлиания II . стр. 61 и 50 соответственно. Цитируется в Marion 1998, стр. 33 и Marion 2002b, стр. 17-18.
  26. ^ Мэрион 2002a, стр.17.
  27. ^ Мэрион 2002b, стр.26.
  28. ^ Мэрион 1998, стр. 204–205.
  29. ^ Мэрион 1998, стр. 200–202.
  30. ^ Мэрион 2002a, стр. 3–4.
  31. ^ Мэрион 2002a, стр. 222, 308.
  32. ^ Мэрион 2002a, стр. 53–59.
  33. ^ Мэрион 2002a, стр. 191–196.
  34. ^ Мэрион 2002a, стр. 194, 226.
  35. ^ Мэрион 2002a, стр. 222–225.
  36. ^ Мэрион 2002a, стр. 196–221, 225–247 и Мэрион 2002b.
  37. ^ Кант, Иммануил (1999). Критика чистого разума . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-5216-5729-7 .
  38. ^ Мейсон, Брук (2014). «Насыщенные явления, икона и откровение: критика рассказа Мэрион об откровении и «удвоении» насыщения» (PDF) . Апория . 24 (1): 25–37.
  39. ^ Капуто 2007 с. 164.
  40. ^ Jump up to: а б с д Мэрион 2002c

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Переосмысление Бога как дара: Мэрион, Деррида и пределы феноменологии , Робин Хорнер, Fordham University Press, 2001
  • Самоданность и Бог: вопросы Жана-Люка Мариона , Яна Лиска и Эоина Дж. Кэссиди, ред., Fordham University Press, 2005 г.
  • Контр-опыт: чтение Жан-Люка Мариона , под редакцией Кевина Харта , University of Notre Dame Press, 2007.
  • Чтение Жан-Люка Мариона: превосходя метафизику , Кристина М. Гшвандтнер, издательство Indiana University Press, 2007.
  • Интерпретация избытка: Жан-Люк Марион, Насыщенные явления и герменевтика , Fordham University Press, 2010.
  • Генеалогия философии религии Мэрион: явная тьма , Тэмсин Джонс, Indiana University Press, 2011.
  • Степени данности: о насыщенности у Жан-Люка Мариона , Кристины М. Гшвандтнер, Indiana University Press, 2014.
  • Мэрион и Деррида о даре и желании: обсуждение щедрости вещей, Джейсон В. Алвис, Серия вкладов в феноменологию, Springer Press, 2016.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bef48ac0d3b0d02a049f35b740d9a0f4__1718404320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/f4/bef48ac0d3b0d02a049f35b740d9a0f4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jean-Luc Marion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)