Католическое догматическое богословие
Эта статья включает неотредактированный текст из общедоступной Католической энциклопедии . Он может быть устаревшим или отражать точку зрения Католической церкви на 1913 год. ( июль 2024 г. ) |
Католическую догматическую теологию можно определить как «особую ветвь теологии, цель которой состоит в том, чтобы представить научный и связный взгляд на принятые доктрины христианской веры». [1]
Определение
[ редактировать ]По словам Йозефа Поля, пишущего в «Католической энциклопедии» , «теология охватывает все те и только те доктрины, которые можно найти в источниках веры, а именно в Священном Писании и Предании... Ибо, как и Библия,... была написана под непосредственным вдохновением Святого [Духа], поэтому Предание было и остается особым образом направляемым Богом, Который сохраняет его от урезания, искажения или фальсификации». [2] Научный характер догматического богословия опирается не столько на точность его экзегетических и исторических доказательств, сколько на философское понимание содержания догмы. [2]
Функции догматического богословия двояки: во-первых, установить, что составляет учение христианской веры, и разъяснить его как в религиозном, так и в философском аспектах; во-вторых, соединить отдельные доктрины в систему. [1] «В современном католическом использовании термин «догма» означает божественно открытую истину, провозглашенную как таковая непогрешимым учеющим авторитетом Церкви и, следовательно, обязательную для всех без исключения верующих, ныне и навсегда». [3]
Предметы
[ редактировать ]Догматическое богословие начинается с учения о Боге, существование, сущность и свойства которого подлежат исследованию. Философское осмысление догмата о Троице предприняли отцы. Богослов исследует деятельность творения. Как начало мира предполагает творение из ничего, так и его продолжение предполагает Божественное сохранение, которое есть не что иное, как продолжающееся творение. Однако творческая деятельность Бога этим не исчерпывается. [2] Темы первородного греха и ангелологии относятся к категории «Сотворение».
Тема Искупления включает христологию , сотериологию, мариологию . Деятельность Искупителя как Посредника особенно ярко проявляется в Его тройном служении первосвященника, пророка и царя. По большей части богословы-догматики предпочитают трактовать мариологию и почитание реликвий и образов под эсхатологией вместе с Причащением святых. [2]
История
[ редактировать ]Патристический период (около 100–800 гг. н. э.)
[ редактировать ]Сначала догматическое богословие включало апологетику, догматическое и моральное богословие и каноническое право. [2] Отцы Церкви почитаются Церковью как ее главные богословы. Святоотеческое богословие развивалось не столько в катехизических школах Александрии, Антиохии и Эдессы, сколько в борьбе с великими ересями того времени. Этим объясняется характер святоотеческой литературы, апологетической и полемической, паренетической и аскетической. Отцы не собирались давать систематическую трактовку богословия. В целом можно сказать, что апологетический стиль преобладал вплоть до времени Константина Великого . [4]
Христианским писателям приходилось объяснять истины естественной религии , такие как Бог, душа, творение, бессмертие и свобода воли; в то же время им приходилось защищать главные тайны христианской веры. Усилия отцов по определению ереси и борьбе с ней привели к появлению сочинений против гностицизма , манихейства и присциллианства . Среди тех, кто писал против языческого многобожия, были: Иустин Мученик , Лактанций и Евсевий Кесарийский . Выдающимися авторами, выступавшими против практики иудаизации христиан, были: Ипполит Римский , Епифаний Саламинский и Златоуст . На Первом Никейском соборе Церковь предприняла шаги для более точного определения богооткровенного учения в ответ на вызов со стороны еретического богословия». [5]
Среди восточных христиан в этом споре о Троице и христологии участвовали: александрийцы и Дидим Слепой ; Афанасий и три каппадокийца ; Кирилл Александрийский и Леонтий Византийский ; и Максим Исповедник . На Западе лидерами были: Киприан, Иероним , Фульгенций Руспийский , папа Лев I и папа Григорий I. Как борьба с пелагианством и полупелагианством прояснила догматы о благодати и свободе , промысле и предопределении , первородном грехе и положении наших прародителей в раю, так и споры с донатистами внесли кодификацию в учение о таинствах ( крещении). ), иерархическое устройство Церкви, ее учительство или учительский авторитет, и ее непогрешимость . Кульминационное состязание было решено на Втором Никейском соборе (787 г.). [4]
В результате этих событий догматическое учение отцов превратилось в сборник монографий, а не в систематическое изложение. Ириней [6] показаны попытки синтеза; трилогия Климента Александрийского (ум. 217) знаменует собой продвижение в том же направлении. Григорий Нисский (ум. 394) затем попытался в своем «Большом катехизическом трактате» ( logos katechetikos ho megas ) соотнести в широком синтетическом взгляде основные догмы о Троице, Воплощении и Таинствах. Таким же образом, хотя и несколько фрагментарно, Иларий Пуатье (ум. 366) развил в своем труде «О троице» основные истины христианства. [4]
Катехизические наставления Кирилла Иерусалимского (ум. 386), особенно его пять мистагогических трактатов, о Апостольском Символе веры и трех таинствах Крещения, Миропомазания и Святой Евхаристии , содержат почти полный догматический трактат. Амвросий (ум. 397) в своих главных сочинениях: «De fide», «De Spiritu S.», «De incarnatione», «De mysteriis», «De poenitentia» трактовал основные положения догматов классической латыни, хотя и без любая попытка объединяющего синтеза. Августин Гиппонский (ум. 430) написал одну или две работы, такие как «De fide etsymolo» и «Enchiridium», которые представляют собой сборники догматического и морального богословия, а также его умозрительный труд «De Trinitate» . [4]
Кирилл Александрийский был образцом для более поздних богословов-догматиков в вопросах Троицы и христологии. [4]
К концу святоотеческой эпохи Исидор Севильский собрал сочинения западных отцов церкви в своей Libri III sendentiarum seu de summo bono , а Иоанн Дамаскин сделал то же самое на Востоке со своим Fons scientiae . [4]
Другие известные богословы того периода
[ редактировать ]Средневековье (800–1500 гг.)
[ редактировать ]Начало схоластики (800–1200 гг.)
[ редактировать ]Целью схоластического метода является анализ содержания догматов средствами диалектики. [2] Схоластика руководствовалась не Иоанном Дамаскином или Псевдо-Дионисием, а Августином. Августинианская мысль проходит через весь прогресс западно-католической философии и теологии. [4] Достопочтенный Беда (ум. 735) является связующим звеном, соединяющим святоотеческую историю со средневековой историей богословия. [4]
До времен Ансельма Кентерберийского богословы были больше озабочены сохранением, чем развитием сочинений отцов. Истоки схоластики можно отнести ко временам Карла Великого (ум. 814). Нигде богословие не культивировалось с большим усердием, чем в соборных и монашеских школах, основанных и поддерживаемых Карлом Великим. Самые ранние признаки нового подхода появились в девятом веке в работах Пасхасия Радберта и Рабана Мавра . Эти рассуждения были доведены до большей глубины ( Ланфранком , Хью Лангрским и др.). [4]
Ансельм Кентерберийский (ум. 1109) был первым, кто применил острую логику к основным догматам христианства и разработал план догматического богословия. Взяв суть своего учения у Августина, Ансельм как философ был учеником не столько Аристотеля , сколько Платона , на диалогах которого он учился. [4]
Великие мистики Бернар Клервоский и Бонавентура были в то же время выдающимися схоластами. [2] Именно на учении Ансельма и Бернара стояли схоласты последующих поколений, и именно их дух жил в богословских усилиях Парижского университета. [4]
Первые попытки богословской системы можно увидеть в так называемых «Книгах приговоров» , сборниках и интерпретациях цитат отцов, особенно Августина. Одной из самых ранних из этих книг является Summa sendentiarum , анонимный сборник, созданный в Школе займа спустя некоторое время после 1125 года. Другая книга — «Таинства христианской веры», написанная Гуго Св. Виктором около 1135 года. Его работы во всем характеризуются тесно придерживается Августина и может служить руководством для начинающих богословие Августина. Питер Ломбард , прозванный «Магистром Сентентиарум» (ум. 1164), стоит над ними всеми. То, что Грациан сделал для канонического права, Ломбард сделал для догматического и морального богословия. Он просеял, объяснил и перефразировал святоотеческие знания в своей «Libri IV sendentiarum», и принятая им систематизация, несмотря на пробелы, была настолько превосходной, что вплоть до шестнадцатого века его работа была стандартным учебником богословия. Работа по интерпретации этого текста началась в тринадцатом веке, и в Средние века не было ни одного известного богослова, который не написал бы комментария к этому тексту. Приговоры Ломбардии. Никакая другая работа не оказала такого мощного влияния на развитие схоластического богословия. [4]
Особого упоминания заслуживает Вильгельм Оверньский (ум. 1248), умерший будучи епископом Парижа . Хотя он и предпочитает свободный, не схоластический метод прежних времен, тем не менее он одновременно показывает себя оригинальным философом и глубоким богословом. Поскольку в своих многочисленных монографиях о Троице, Боговоплощении, Таинствах и т. д. он учел антихристианские нападки арабских писателей на аристотелеанство, он является связующим звеном между этой эпохой и XIII веком. [4]
Другие известные богословы того периода
[ редактировать ]- Ален Лилльский (ум. 1203 г.)
- Алжир Льежский
- Джеффри
- Гитмунд
- Пьер Пуатье (ум. 1205)
- Ратрамнус
- Рупрехт из Дойца
- Вильгельм Осерский (ум. после 1230 г.)
- Вильгельм де Тьерри
Схоластика в зените своего развития (1200–1300 гг.)
[ редактировать ]Самый блестящий период схоластики охватывает около 100 лет, и с ним связаны имена Александра Хейлского , Альберта Великого , Бонавентуры , Фомы Аквинского и Дунса Скота . Этот период схоластики ознаменовался появлением богословских сумм , а также нищенствующих орденов . В тринадцатом веке поборниками схоластики можно было найти среди францисканцев и доминиканцев , рядом с которыми работали также августинцы , кармелиты и сервиты . [4]
Александр Хейлский (ум. около 1245 г.) был францисканцем, а Альберт Великий (ум. 1280 г.) был доминиканцем. « Сумма теологии» Александра Хейлса — самый крупный и всеобъемлющий труд такого рода, приправленный платонизмом . Альберт был интеллектуалом, работавшим не только в вопросах философии и теологии, но и в области естественных наук. Он сделал первую попытку представить всю философию Аристотеля и поставить ее на службу католическому богословию. Логика Аристотеля была переведена на латынь Боэцием и использовалась в школах с конца шестого века; но его физика и метафизика стали известны западному христианскому миру только благодаря арабским философам тринадцатого века. Его работы были запрещены Парижским Синодом в 1210 году и снова буллой Папы Григория IX в 1231 году. Позже схоласты под руководством Альберта Великого еще раз просмотрели ошибочный латинский перевод и реконструировали учение Аристотеля и его принципы. [4]
Бонавентура (ум. 1274) и Фома Аквинский (ум. 1274) знаменуют высший уровень развития схоластического богословия. Св. Бонавентура следует за Александром Хейлским, своим единоверцем и предшественником, но превосходит его мистицизмом и ясностью речи. В отличие от других схоластов этого периода, он написал не богословскую « Сумму» , а « Комментарий к предложениям» , а также свой «Бревилоквиум» , сокращенную «Сумму» . Александр Хейлский и Бонавентура представляют старые францисканские школы, от которых более поздняя школа Дунса Скота . существенно отличалась [4]
Фома Аквинский занимает среди богословов такое же положение, как Августин среди отцов Церкви. Его отличает богатство идей, систематичность их изложения, разносторонность. Для догматического богословия его самая важная работа — « Summa theologica» .
Дунс Скот (1266–1308) своей смелой и яростной критикой томистической системы в значительной степени был ответственен за ее упадок. Скот — основатель новой скотистской школы спекулятивной трактовки догм. Более поздние францисканцы, в том числе Костанцо де Сарнано , приступили к сведению к минимуму или даже примирению доктринальных различий между ними. [4]
Другие известные богословы того периода
[ редактировать ]- Пьер Тарантезский . (ум. 1276)
- Ульрик Страсбургский (ум. 1277)
- Вильгельм Великий (ум. 1285)
- Генрих Гентский (ум. 1293)
- Ричард Миддлтон (ум. 1300)
- Эгидий Римский (ум. 1316)
Постепенный упадок схоластики (1300–1500 гг.)
[ редактировать ]Последующий период показал как консолидацию, так и распад: Фратичелли , номинализм , конфликт между церковью и государством ( Филипп Красивый , Людовик Баварский , Авиньонское папство ). Распространению номинализма во многом обязано два ученика Дунса Скота: француз Питер Ауреол (ум. 1321) и англичанин Уильям Оккам (ум. 1347). [4]
Номинализм оказал меньшее влияние на доминиканских богословов, которые, как правило, были лояльными томистами. [4] В начале XVI века начали появляться комментарии к «Сумме теологии» Фомы Аквинского. Францисканцы частично поддерживали номинализм, частично придерживались чистого скотизма. Августинец Иаков Витербо (ум. 1308) присоединился к Эгидию Римскому; Григорий Римини (ум. 1359) отстаивал неприкрытый номинализм. Среди кармелитов Герард Болонский ярым томистом был (ум. 1317). Вообще говоря, поздние кармелиты были последователями Фомы Аквинского. Орден картезианцев в пятнадцатом веке создал выдающегося богослова в лице Дионисия Рикеля (ум. 1471), прозванного «Картезианцем», который открыл свою кафедру в Рурмонде (Нидерланды). [4]
За пределами религиозных орденов существовало множество других. Англичанин Томас Брэдуордин (ум. 1340) был выдающимся математиком своего времени, знаменитым философом-схоластом и доктором богословия. Его часто называют Доктором Профундусом. (Кармелит Томас Неттер (ум. 1430) по прозвищу Вальденсис был английским схоластическим богословом и полемистом. Николай Кузанский (ум. 1404) был одним из первых сторонников гуманизма эпохи Возрождения и положил начало новой спекулятивной системе в догматическом богословии. обстоятельный трактат о Церкви был написан Иоанном Торквемадой (ум. 1468), а аналогичный труд св. Иоанна Капистрана ум. 1456) ( перемежал свои библейские комментарии к Священному Писанию догматическими трактатами. Работа «Quinque paradoxa» представляет собой трактат по христологии и мариологии . [4]
Другие известные богословы того периода
[ редактировать ]- Иоанн Парижский (ум. 1306)
- Гервеус из Неделлека (ум. 1323)
- Фрэнсис Майронис (ум. 1327)
- Дюран из Св. Пурсен (ум. 1332)
- Николай Лирский (ум. 1341)
- Петр Палудский (ум. 1342)
- Джон Бэконторп (ум. 1346)
- Роберт Холкот (ум. 1349)
- Томас Страсбургский (ум. 1357)
- Петр Акилийский (ум. около 1370 г.)
- Жан Жерсон (ум. 1429)
- Иоанн Капреол (ум. 1444)
- Антонин Флорентийский (ум. 1459)
- Николай Орбеллисский (ок. 1460 г.)
- Габриэль Биль (ум. 1495)
- Франциск Феррарский (ум. 1528)
- Томас Каэтан (ум. 1537)
- Бертольд Кимзее (ум. 1543)
Современная эпоха (1500–1900)
[ редактировать ]Протестантская Реформация привела к более точному определению важных католических догматов веры. В период Возрождения возрождение классических исследований придало новую энергию экзегезе и патрологии , в то время как Реформация стимулировала университеты, которые оставались католическими, особенно в Испании (Саламанка, Алькала), Португалии (Коимбра) и в Нидерландах (Лувен). , к интеллектуальным исследованиям. Парижская Сорбонна восстановила утраченный престиж только к концу шестнадцатого века. Среди религиозных орденов вновь основанное Общество Иисуса, вероятно, больше всего способствовало возрождению и развитию богословия. Маттиас Йозеф Шебен выделяет пять фаз этого периода. [4]
Первый этап: Тридентскому собору (1500–1570 гг.).
[ редактировать ]Вся литература этого периода носит апологетический и дискуссионный характер и затрагивает те темы, которые подвергались наиболее ожесточенным нападкам: правило и источники веры, Церковь, благодать, таинства, особенно святая Евхаристия. Петр Канисиус (ум. 1597) подарил католикам не только всемирно известный катехизис, но и ценнейшую Мариологию. [4]
В Англии Джон Фишер , епископ Рочестера (ум. 1535), и Томас Мор (ум. 1535) отстаивали дело католической веры. Иезуит Николас Сандерс написал один из лучших трактатов о Церкви. В Бельгии профессора Лувенского университета открыли новые пути для изучения богословия, среди них выдающимися были: Йодокус Равестейн (ум. 1570) и Джон Хессельс (ум. 1566). [4]
Во Франции Жак Мерлен и Жильбер Женебрар (ум. 1597) оказали большие услуги догматическому богословию. Сильвестр Приериас (ум. 1523), Амвросий Катарин (ум. 1553) и кардинал Серипанд являются гордостью Италии. Но, выше всех других стран, выделяют Испанию: Альфонс Кастро (ум. 1558), Михаил де Медина (ум. 1578), Пьер де Сото (ум. 1563). Некоторые из их работ остались классикой, например, «De natura et gratia» (Венеция, 1547 г.) Доминика Сото ; «De justificatione libri XV» (Венеция, 1546 г.) Андрея Веги ; «De locis theologicis» (Саламанка, 1563 г.) Мельхиора Кано . [4]
Другие известные богословы того периода
[ редактировать ]- Иоганн Эк (ум. 1543)
- Улитка (ум. 1552)
- Фридрих Стафил (ум. 1564)
- Джеймс Хугстретский (ум. 1527)
- Джон Гроппер (ум. 1559)
- Альберт Пигиус (ум. 1542)
- Стивен Гардинер (ум. 1555)
- Реджинальд Поул (ум. 1568)
- Кардинал Хосиус (ум. 1579)
- Иоганнес Моланус (ум. 1585)
- Мартин Кромер (ум. 1589)
- Уильям Аллен (ум. 1594)
Второй этап: поздняя схоластика в расцвете (1570–1660).
[ редактировать ]Лишь в семнадцатом веке, и то только по практическим причинам, моральное богословие было отделено от основной части католической догмы. Необходимость дальнейшего разделения труда привела к самостоятельному развитию других дисциплин: апологетики, экзегезы, истории церкви. В то время как апологетика использует исторические и философские аргументы, догматическое богословие использует Священное Писание и Предание, чтобы доказать Божественный характер различных догм. [2]
Роберт Беллармин (ум. 1621) был богословом-полемистом, защищавшим почти всю католическую теологию от нападок реформаторов. Жак Дэви Дюперрон (ум. 1618) из Франции написал трактат о Святой Евхаристии. Оратор с кафедры Боссюэ (ум. 1627) проповедовал с точки зрения истории. «Præscriptiones Catholicae» — объёмный труд итальянца Гравины (7 томов, Неаполь, 1619–1639). Адриан (ум. 1669) и Петер де Валембург (ум. 1675) легко вошли в число лучших полемистов. [4]
Развитие позитивного богословия шло рука об руку с прогрессом исследований святоотеческой эпохи и истории догматов. Эти исследования особенно культивировались во Франции и Бельгии. Ряд ученых, досконально разбирающихся в истории, опубликовали в монографиях результаты своих исследований по истории отдельных догматов. Иоанн Моринус (ум. 1659) сделал Таинство Покаяния предметом специального изучения; Халлиер (ум. 1659), Таинство Священства, Жан Гарнье (ум. 1681), Пелагианство; Этьен Агар де Шам (ум. 1701), янсенизм; Трикассин (ум. 1681), учение Августина о благодати. Иезуит Петавиус (ум. 1647) и оратор Луи Томасен (ум. 1695) написали «Dogmata theologica». Они поставили позитивное богословие на новую основу, не игнорируя при этом спекулятивный элемент. [4]
Неосхоластика
[ редактировать ]Религиозные ордена способствовали развитию схоластического богословия. Фома Аквинский и Бонавентура были провозглашены Докторами Церкви соответственно Папой Пием V и Папой Сикстом V. [4]
Во главе томистов стоял Доминго Баньес (ум. 1604), написавший комментарий к богословской «Сумме Фомы Аквинского», который в сочетании с аналогичным трудом Варфоломея Медины (ум. 1581) образует гармоничное целое. Кармелиты Саламанки выпустили Cursus Salmanticensis (Саламанка, 1631–1712) на 15 листах как комментарий к «Сумме» . В Лувене Вильгельм Эстиус (ум. 1613) написал томистский комментарий к «Liber Sententiarum» Петра Лангобарда, а его коллега Франциск Сильвий (ум. 1649) объяснил богословскую «Сумму» самого мастера. В Сорбонне томизм представлял Николас Исамбер (ум. 1624). также Зальцбургский университет предоставил « Схоластическую теологию» Августина Рединга , который заведовал кафедрой богословия в этом университете с 1645 по 1658 год. [4]
Францисканцы поддерживали доктринальную оппозицию томистам, постоянно продолжая шотландские комментарии к Петру Лангобарду. Скотистические пособия для использования в школах были опубликованы около 1580 года Уильямом Херинксом . Капуцины (ум . , с другой стороны, придерживались Бонавентуры, как, например, Гауденций Брешиа 1672). [4]
богословы-иезуиты
[ редактировать ]Общество Иисуса в значительной степени придерживалось « Суммы» Фомы Аквинского, но в то же время пользовалось эклектической свободой. Луис Молина (ум. 1600) был первым иезуитом, написавшим комментарий к « Сумме святого Фомы». Ведущими иезуитами были испанцы Франсиско Суарес (ум. 1617) и Габриэль Васкес (ум. 1604). назвал Суареса «Доктором Эксимиусом» Папа Бенедикт XIV . Каспар Уртадо (ум. 1646) написал комментарий к Фоме Аквинскому. Богословское руководство написал Сильвестр Мавр (ум. 1687). Франческо Сфорца Паллавичино (ум. 1667), известный как историограф Тридентского собора, завоевал репутацию догматического богослова благодаря нескольким своим трудам. [4]
Другие известные богословы того периода
[ редактировать ]- Франсиско де Толедо (ум. 1596)
- Григорий Валенсийский (ум. 1603)
- Морис Ирландец (ум. 1603)
- Фрэнсис Зумель (р. 1607)
- Томас Стэплтон (ум. 1608)
- Леонард Лессиус (ум. 1623)
- Мартин Беканус (ум. 1624)
- Джеймс Гретсер (ум. 1625)
- Хью Мак Катмаойл (ум. 1626)
- Фома Лемосский (ум. 1629)
- Филип Фабри (ум. 1630)
- Адам Таннер (ум. 1632)
- Эгидий Конинк (ум. 1633)
- Энтони Хики (ум. 1641)
- Иоанн Святой Фома (ум. 1644)
- Иоанн Павел Назарий (ум. 1646)
- Джон де Луго (ум. 1660)
- Ксантес Мариалес (ум. 1660)
- Джон Панч (ум. 1660)
- Лев Аллатий (ум. 1669)
- Винсент Контенсон (ум. 1674)
- Жан Батист Гоне (ум. 1681)
- Франческо Лоренцо Бранкати ди Лаурия (ум. 1693)
- Антуан Массули (ум. 1706)
Третий этап: упадок схоластики (1660–1760).
[ редактировать ]Возникли другие противоположные течения мысли: картезианство в философии, галликанство и янсенизм . Бернар де Рубейс (ум. 1775) написал монографию о первородном грехе. Хосе Саенс д'Агирре (ум. 1699) написал трехтомный труд «Богословие святого Ансельма». Среди францисканцев Клавдий Фрассен (ум. 1680) издал свой элегантный Scotus Academicus . Евсевий Аморт (ум. 1775), выдающийся богослов Германии, сочетал консерватизм с должным учетом требований современности. [4]
«Theologia Wirceburgensis» была опубликована в 1766–1771 годах иезуитами Вюрцбурга. Новая школа августинцев основывала свое богословие на системе Григория Римини, а не на системе Эгидия Римского. К этой школе принадлежал Генри Норис (ум. 1704). Его лучшие работы по догматическому богословию вышли из-под пера Джованни Лоренцо Берти (ум. 1766). [4]
Французское ораторское искусство подхватило янсенизм вместе с Паскье Кенелем и Лебреном . Парижская Сорбонна также приняла аспекты янсенизма и галликанизма. Исключением были Луи Абелли (ум. 1691) и Оноратус Турнели (ум. 1729), чьи «Prælectiones догматические» входят в число лучших учебников по богословию. [4]
Против янсенизма выступили иезуиты Доминик Вива (ум. 1726) и Лафонтен (ум. 1728). Галликанизм и жозефинизм также подвергались давлению со стороны богословов-иезуитов, особенно Франческо Антонио Заккариа (ум. 1795), Альфонсо Муцарелли (ум. 1813), Больгени (ум. 1811), Ронкалья и других. Иезуитов поддержали доминиканцы Джузеппе Агостино Орси (ум. 1761) и Томас Мария Мамачи (ум. 1792). Барнабит Гиацинт Сигизмунд Гердил (ум. 1802) был значительной фигурой в реакции папства на потрясения, вызванные Французской революцией . [7] Альфонс Лигуори (ум. 1787) писал популярные произведения.
Другие известные богословы того периода
[ редактировать ]- Матрос Мерсенн (ум. 1648)
- Селестина Сфондрато (ум. 1696)
- Винсент Луи Готти (ум. 1742)
Четвертая фаза: на спаде (1760–1840 гг.).
[ редактировать ]Во Франции влияние янсенизма и галликанизма было еще сильным; в Германской империи распространились жозефинизм и фебронианство . Подавление Общества Иисуса Папой Климентом XIV произошло в 1773 году. В этот период доминировали европейское Просвещение , Французская революция и немецкий идеализм .
Мариан Добмайер (ум. 1805) написал стандартное руководство. [8] Бенедикт Статтлер (ум. 1797) был членом немецкого католического Просвещения и выступал против » Иммануила Канта «Критики чистого разума : [9] как и Патрик Бенедикт Циммер (ум. 1820). [10]
Пятый этап: восстановление догматического богословия (1840–1900).
[ редактировать ]Гарольд Эктон отметил большое количество историй догм, опубликованных в Германии в период с 1838 по 1841 год. [11] Йозеф Гёррес (ум. 1848) и Игнац фон Деллингер (ум. 1890) предполагали, что католическое богословие должно влиять на развитие немецких государств. [12]
Иоганн Адам Мёлер выдвинул патрологию и символизм. Как позитивное, так и спекулятивное богословие получили новую жизнь: первая благодаря Генриху Клее (ум. 1840), вторая – благодаря Францу Антону Штауденмайеру (ум. 1856). В то же время такие люди, как Йозеф Клейтген (ум. 1883), Карл Вернер (ум. 1888) и Альберт Штёкль (ум. 1895), поддерживали схоластику посредством подробных исторических и систематических работ. [4]
догматическое богословие Тома-Мари-Жозефа Гуссе (ум. 1866) из Реймса и сочинения Жана-Батиста Малоу , епископа Брюгге Во Франции и Бельгии большое влияние оказали (ум. 1865). В Северной Америке были работы Фрэнсиса Кенрика (ум. 1863); Кардинал Камилло Маццелла (ум. 1900) написал свои догматические труды, занимая кафедру богословия в Вудсток-колледже , штат Мэриленд. В Англии Николас Уайзман (ум. 1865) и кардинал Мэннинг (ум. 1892) развивали католическое богословие. [4]
В Италии Гаэтано Сансеверино (ум. 1865), Маттео Либераторе (ум. 1892) и Сальватор Тонджорджи (ум. 1865) работали над восстановлением схоластической философии, направленной против традиционализма и онтологизма , которая имела многочисленных последователей среди католических ученых в Италии, Франции. и Бельгия. Пионерская работа в области позитивного богословия пришлась на иезуита Джованни Перроне (ум. 1876) в Риме. Другие богословы, такие как Карло Пассалья (ум. 1887), Клемент Шредер (ум. 1875), кардинал Франжелин (ум. 1886), Доменико Пальмьери (ум. 1909) и другие, продолжили его работу. [4]
Среди доминиканцев был кардинал Зильяра , вдохновляющий учитель и плодовитый писатель. Германия произвела на свет ряд выдающихся теологов, таких как Иоганнес фон Кун (ум. 1887), Антон Берлаге (ум. 1881), Франц Ксавер Дирингер (ум. 1876), Альберт Нолл (ум. 1863), Генрих Йозеф Доминикус Денцингер (ум. 1883 г.), Константин фон Шезлер (ум. 1880 г.), Бернард Юнгманн (ум. 1895 г.) и другие. Ведущим ортодоксальным богословом Германии в то время был Йозеф Шибен (ум. 1888). [4]
Первый Ватиканский Собор
[ редактировать ]Первый Ватиканский собор был проведен (1870 г.) и искал золотую середину между конкурирующими подходами традиционализма и рационального либерализма. Собор издал догматическую конституцию Dei Filius , в которой отчасти говорилось, что реального расхождения между верой и разумом нет, поскольку один и тот же Бог, открывающий тайны и вселяющий веру, даровал свет разума человеческому разуму; и что любое кажущееся противоречие происходит главным образом либо из-за того, что догмы веры не были поняты и истолкованы полностью, либо из-за недоказанной научной или критической теории, которая считается достоверной. [13] [14]
Папа Лев XIII в своей энциклике Æterni Patris (1879) восстановил изучение схоластики, особенно св. Фомы, во всех высших католических школах, и эта мера снова была подчеркнута папой Пием X.
Книга Людвига Отта 1952 года «Основы католической догмы» считается стандартным справочником по догматике. Обновленное и исправленное издание было выпущено Baronius Press в 2018 году.
Развитие догмы
[ редактировать ]Около 434 года Винсент Леринский написал Commonitorium , в котором признал, что доктрина может развиваться с течением времени. Новые доктрины нельзя было провозгласить, но лучше понять старые. [15] В Джона Генри Ньюмана 1845 года Ньюман перечислил семь критериев, которые «... могут быть применены в надлежащих пропорциях к дальнейшей интерпретации догм, направленной на придание им современной актуальности». «Очерке развития христианской доктрины» [16] После публикации Ньюман вступил в длительную переписку с Джованни Перроне , заведующим кафедрой догматического богословия в Римском колледже , особенно по вопросам развития доктрины. [17] Советник пап Григория XVI и Пия IX , Перроне был консультантом различных конгрегаций и принимал активное участие в дискуссиях, которые привели к выработке в 1854 году догматического определения Непорочного Зачатия . [18]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Николя, Жан-Эрве. Католическое догматическое богословие: синтез , CUA Press, 2021 г. ISBN 9780813234397
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Догматическое богословие», Циклопедия библейской, теологической и церковной литературы . Джеймс Стронг и Джон МакКлинток; Харпер и братья; Нью-Йорк; 1880 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Поле, Йозеф. «Догматическое богословие». Католическая энциклопедия Том. 14. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1912. 8 мая 2022 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Даллес, Эйвери. Выживание догмы , Image Books, 1973, стр. 156
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Поле, Дж. (1913). « История догматического богословия ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Кэрролл, Уоррен (1987), Строительство христианского мира , Christendom College Press, стр. 12, ISBN 978-0-931888-24-3
- ^ Против ересей , 3–5.
- ^ Соваж, Джордж. «Гиацинт Сигизмунд Гердил». Католическая энциклопедия Том. 6. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1909 г., 14 мая 2022 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Шефер, Фрэнсис. «Мариан Добмайер». Католическая энциклопедия Том. 5. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1909 г., 14 мая 2022 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Коттер, Энтони. «Бенедикт Стэттлер». Католическая энциклопедия Том. 14. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1912 г., 14 мая 2022 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Отт, Майкл. «Патрик Бенедикт Циммер». Католическая энциклопедия Том. 15. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1912. 14 мая 2022 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Оуэн Чедвик (29 мая 1987 г.). От Боссюэ до Ньюмана . Издательство Кембриджского университета. п. 225, примечание к с. 102. ИСБН 978-0-521-33676-5 . Проверено 24 августа 2013 г.
- ^ Марк А. Нолл (2006). Гражданская война как теологический кризис . Университет Северной Каролины Пресс. п. 139. ИСБН 978-0-8078-7720-3 . Проверено 24 августа 2013 г.
- ^ Иган, Филип А., Философия и католическое богословие: учебник для начинающих , Liturgical Press, 2017, без нумерации страниц. ISBN 9780814683538
- ^ Сын Божий , 1870, Глава IV.
- ^ Прусак, Бернард П., Незаконченная церковь: экклезиология на протяжении веков , Нью-Йорк, Paulist Press, 2004, с. 131 ISBN 0809142864
- ^ Делэй, Филипп. «Семь критериев Дж. Х. Ньюмана», «Интерпретация догмы» , раздел 5, «Семь критериев Дж. Х. Ньюмана», Международная теологическая комиссия, 1989 г.
- ^ Ши, К. Майкл (2013). «Отец Джованни Перроне и развитие доктрины в Риме: упущенное из виду наследие эссе Ньюмана о развитии» . Журнал истории современного богословия / Zeitschrift für Neuere Theologiegeschichte . 20 . дои : 10.1515/znth-2013-0009 . S2CID 164315865 .
- ^ Драм, Уолтер. «Джованни Перроне». Католическая энциклопедия Том. 11. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1911. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .