Роберт Гроссетест
Роберт Гроссетест | |
---|---|
Епископ Линкольна | |
Установлено | 1235 |
Срок закончился | 1253 |
Предшественник | Хью из Уэллса |
Преемник | Генри Лексингтонский |
Личные данные | |
Рожденный | в. 1168–70 |
Умер | 8 или 9 октября 1253 г. (около 85 лет) Бакден , Хантингдоншир Философская карьера |
Эра | Средневековая философия |
Область | Западная философия |
Школа | Схоластика |
Основные интересы | Теология , натурфилософия |
Известные идеи | Теория научной демонстрации |
Святость | |
Праздник | 9 октября |
Почитается в | Англиканское сообщество |
Роберт Гроссетест [n 1] ( / ˈ ɡ r oʊ s t ɛ s t / GROHS -test ; латынь : Robertus Grosseteste ; ок. 1168-70 – 8 или 9 октября 1253), [11] также известный как Роберт Грейтхед или Роберт Линкольнский , был английским государственным деятелем, философом-схоластом , теологом, учёным и епископом Линкольна . Он родился в семье скромных родителей в Саффолке (по словам летописца начала XIV века Николаса Тревета), но ассоциации с деревней Стрэдброк — это постсредневековая традиция. [12] После его смерти его почитали как святого в Англии, но попытки добиться официальной канонизации не увенчались успехом. А. К. Кромби назвал его «настоящим основателем традиции научной мысли в средневековом Оксфорде и, в некотором смысле, современной английской интеллектуальной традиции». Однако как теолог он способствовал усилению враждебности к евреям и иудаизму и распространил обвинение в том, что евреи намеренно подавляли пророческое знание о пришествии Христа посредством своего перевода Заветов Двенадцати Патриархов .
Научная карьера [ править ]
Прямых свидетельств об образовании Гроссетеста очень мало. Возможно, он получил гуманитарное образование в Линкольне и выступал в качестве свидетеля епископа Линкольна в конце 1180-х или начале 1190-х годов, где он был назван Мастером. Примерно с 1195 года он работал в доме епископа Херефорда Уильяма де Вера ; Сохранилось письмо Джеральда Уэльского Уильяму, восхваляющее навыки Гроссетеста. Гроссетест, похоже, не получил никаких пособий от епископа Уильяма, и после смерти последнего в 1198 году дом распался. что Гроссетест занимал какое-либо положение в домах преемников Уильяма, но возможно, что его поддерживал Хью Фолиот, архидьякон Шропширский Нет никаких свидетельств того , на севере епархии Херефорд. Передвижение Гроссетеста в последующие два десятилетия или около того неясно, но он, судя по всему, провел некоторое время во Франции в годы интердикта над Англией (1208–1214 гг.) и действовал в качестве папского судьи-делегата вместе с Хью Фолиот , около 1216 года.
К 1225 году он получил бенефис Абботсли , и в епархии Линкольна к тому времени стал дьяконом. На тот период его жизни стипендии разделились. Некоторые историки утверждают, что он начал свою карьеру преподавателя богословия в Оксфорде в этом году, тогда как другие совсем недавно утверждали, что он использовал доходы от своей церковной должности для поддержки исследований по теологии в Парижском университете . Однако есть явные свидетельства того, что к 1229/30 году он преподавал в Оксфорде, но на периферии в качестве лектора по богословию у францисканцев , основавших монастырь в Оксфорде около 1224 года. Он оставался на этом посту до марта 1235 года.
Гроссетесте также мог быть назначен ректором Оксфордского университета . Однако свидетельством этому является анекдот конца тринадцатого века, основное утверждение которого состоит в том, что Гроссетесте на самом деле был назван учителем учеников ( magister Academicium ).
В то же время он начал читать лекции по богословию в Оксфорде, Хью Уэллс , епископ Линкольна, назначил его архидиаконом Лестера . [14] а также он получил пребенд , который сделал его каноником Линкольнского собора . Однако после тяжелой болезни в 1232 году он отказался от всех своих бенефиций (Абботсли и Лестера), но сохранил пребенд. Его причины были связаны с изменением отношения к множественности бенефиций (заниманию более одной церковной должности одновременно), и после обращения за советом к папскому двору он подал в отставку. Гневная реакция друзей и коллег на его отставку застала его врасплох, и он пожаловался сестре и ближайшему другу, францисканцу Адаму Маршу , что его намерения были неправильно поняты.
Будучи мастером священных страниц (рукописи богословия на латыни), Гроссетест обучал францисканцев стандартной программе университетского богословия. Францисканец Роджер Бэкон был его самым известным учеником и у него перенял интерес к научному методу. [15] Гроссетест читал лекции по Псалтири , посланиям Павла , Бытию (по крайней мере, повествованию о сотворении мира ) и, возможно, по Исайе , Даниилу и Сираху . Он также вел диспуты по таким темам, как богословская природа истины и эффективность Моисеева закона . Гроссетест также проповедовал в университете и, похоже, был призван проповедовать и в пределах епархии. Он собрал некоторые из этих проповедей, а также несколько коротких заметок и размышлений вскоре после того, как покинул Оксфорд; теперь это известно как его «Дикта» . Его богословские сочинения свидетельствуют о постоянном интересе к миру природы как к главному ресурсу для богословских размышлений и способности читать греческие источники (если он когда-либо и выучил иврит, то только после того, как стал епископом Линкольна). Его богословский указатель ( tabula Differentium ) показывает широту его знаний и его желание систематически передавать их. [16] Однако собственный стиль Гроссетеста был гораздо более неструктурированным, чем у многих его современников-ученых, и его сочинения отражают его собственные взгляды и мировоззрения.
Епископ Линкольна [ править ]
В феврале 1235 года умер Хью Уэллс, и каноники Линкольнского собора собрались, чтобы избрать его преемника. Вскоре они зашли в тупик и не смогли достичь большинства. Опасаясь, что выборы будут вырваны из их рук, они остановились на компромиссном кандидате Гроссетесте. Он был освящен в июне того же года. [17] в Рединге . [18] Он ввел новаторскую программу посещений - процедуру, обычно предназначенную для осмотра монастырей. Гроссетесте расширил его, включив в него все благочиния каждого архидьяконства своей обширной епархии. Эта схема привела его к конфликту с несколькими привилегированными корпорациями, в частности с его собственным отделением, которое оспаривало его право на посещение их общины. Спор бушевал жарко с 1239 по 1245 год. [19] глава обратился с обращением к папству. В 1245 году во время присутствия на Первом Лионском соборе папский двор вынес решение в пользу Гроссетеста. декан Уильям де Торнако Записано, что был отстранен от должности епископом Гроссетесте в 1239 году вместе с регентом и субдеканом в связи с вышеупомянутым вопросом.
В церковной политике епископ принадлежал к школе Томаса Бекета . Его рвение к реформам побудило его выдвигать от имени судов христианские требования, которые светская власть не могла признать. Он дважды подвергся упрекам со стороны Генриха III пришлось по этому поводу, хотя Эдуарду I решать принципиальный вопрос в пользу государства. Приверженность Гроссетесте иерархическим теориям своего времени подтверждается его перепиской со своим капитулом и королем. Против первых он отстаивал прерогативу епископов; против последнего он утверждал, что епископ не может игнорировать повеления Святого Престола. Там, где свободы национальной церкви вступали в противоречие с утверждениями Рима, он поддерживал своих соотечественников. [19]
Так, в 1238 году он потребовал, чтобы король освободил некоторых оксфордских ученых, напавших на легата Оттона Кандида . Но, по крайней мере, до 1247 года он терпеливо подчинялся папским посягательствам, довольствуясь защитой (по особой папской привилегии) своей собственной епархии от иностранных клерков. Что касается королевских поборов, он был более нетерпелив; и после отставки архиепископа (Святого) Эдмунда стал представителем духовного сословия в Великом Совете. [19]
В 1244 году он заседал в комитете, которому было поручено рассмотреть требование о субсидии. Комитет отклонил это требование, и Гроссетест сорвал попытку короля отделить духовенство от баронаства . «Написано, — сказал епископ, — что объединившись, мы стоим, а разделенные падаем». [19]
Последние годы жизни и епископства Гроссетеста были опутаны конфликтом с новым архиепископом Кентерберийским Савойским Бонифацием . В 1250 году он отправился к папскому двору, где один из кардиналов зачитал его жалобы на аудиенции у Иннокентия IV . Он утверждал не только, что Бонифаций угрожал здоровью церкви, но и что папа был столь же виновен в том, что не обуздал его, и что это было симптомом нынешнего недуга всей церкви. Большинство наблюдателей отметили личную неприязнь между епископом Линкольна и Папой, но это не помешало Папе согласиться с большинством требований Гроссетеста относительно того, как должна функционировать английская церковь.
Гроссетест продолжал внимательно следить за церковными событиями. В 1251 году он протестовал против папского мандата, предписывавшего английскому духовенству платить Генриху III одну десятую своих доходов за крестовый поход ; и обратил внимание на тот факт, что в соответствии с системой положений иностранные кандидаты Рима ежегодно получали из Англии сумму в 70 000 марок. В 1253 году, когда ему было приказано обеспечить в своей епархии папского племянника, он написал письмо с увещеваниями и отказом не самому папе, а комиссару, магистру Иннокентию, через которого он получил мандат. Текст протеста, приведенный в «Анналах Бертона» и в «Мэттью Пэрис», возможно, был изменен фальсификатором, который меньше, чем Гроссетест, уважал папство. Язык более жестокий, чем тот, который использует епископ в других местах. Но общий аргумент, что папство может требовать повиновения только в той мере, в какой его повеления созвучны учению Христа и апостолов, — это всего лишь то, чего следует ожидать от церковного реформатора времен Гроссетеста. Гораздо больше оснований подозревать письмо, адресованное «знати Англии, гражданам Лондона и сообществу всего королевства», в котором Гроссетест представлен как осуждающий в неизмеренных размерах папские финансы во всех их отраслях. Но даже в этом случае необходимо учитывать разницу между современными и средневековыми стандартами приличия. [19]
Гроссетест числил среди своих самых близких друзей францисканского учителя Адама Марша . Через Адама он вступил в близкие отношения с Симоном де Монфором . Из писем францисканца следует, что граф изучал политический трактат Гроссетеста о разнице между монархией и тиранией и с энтузиазмом воспринял епископские проекты церковной реформы. Их союз начался еще в 1239 году, когда Гроссетест приложил все усилия, чтобы добиться примирения между королем и графом. Но нет никаких оснований предполагать, что политические идеи Монфора созрели до смерти Гроссетеста; и Гроссетест не слишком увлекался светской политикой, за исключением тех случаев, когда она затрагивала интересы церкви. Гроссетест осознавал, что плохое правление Генриха III и его беспринципный договор с папством во многом объясняют вырождение английской иерархии и слабость церковной дисциплины. Но его вряд ли можно назвать конституционалистом. . [19]
к евреям иудаизму и Враждебность
Гроссетесте имеет неоднозначную репутацию среди ученых в отношении его отношения к евреям и иудаизму. Он, конечно, враждебно относился к ростовщичеству, но интересовался взаимоотношениями между Старым Законом и Новым. Он вмешался, когда Симон де Монфор изгнал евреев Лестера, но его взгляды на само изгнание неясны. [20]
Похоже, что в дальнейшей жизни он стал более враждебным к евреям, и это можно проследить по его теологическим исследованиям. Ранее в своей жизни, читая лекции в Оксфорде, он анализировал Псалмы и Послание Павла к Галатам . Он пришел к выводу, что евреи привязаны к прошлому и своему происхождению, а не к поиску спасения, следуя работе Златоуста . [21] В своем анализе Послания к Галатам и De cessatione Legalium , цитируя Иеронима , он излагает свое понимание статуса Ветхого Закона и приходит к выводу, что он был «уничтожен» воскресением Христа, и что иудейская вера, следовательно, была еретической и кощунственный. [22] Он следовал точке зрения Августина и Иннокентия III , которые подтвердили это в недавних папских буллах о том, что евреи виновны в смерти Христа, но как Каину, убившему Авеля, было позволено жить в качестве наказания, так и евреям надлежало жить в изгнании и рабстве в наказание за свой грех. Евреям не разрешалось жить в роскоши за счет доходов от ростовщичества, и любой христианский правитель, допускающий «притеснение» христиан посредством ростовщичества, разделил бы с евреями наказание в следующей жизни. [23] Тем не менее, как епископ, он, похоже, предпринял мало практических действий против евреев, в отличие, например, от своего соратника Вальтера де Кантилупе . Один конкретный пример можно найти в середине 1240-х годов, когда в письме к своим архидьяконам он, среди прочего, предупреждает их о том, что они должны следить за тем, чтобы христиане и евреи не объединялись. [24]
В 1242 году Гроссетест перевел греческий текст «Завещания двенадцати патриархов» на латынь. Это была одна из его самых влиятельных работ, ее цитировали Винсент де Бове , Бонавентура и Роджер Бэкон . В книге описаны предсмертные слова сыновей Иакова, в которых они предсказывают пришествие Христа как Мессии. Текст, казалось, доказывал, что евреям рассказали о Мессии и записали пророчества, но затем намеренно проигнорировали и скрыли их. Мэтью Пэрис , например, ясно дал эту интерпретацию, заявив, что Гроссетест разоблачил обман евреев и привел их в «великое замешательство». [25]
Гроссетесте начал изучать иврит, а также греческий язык, и, хотя ему, возможно, не хватало знаний, он приложил значительные усилия, пытаясь лучше понять Псалмы на языке оригинала. Его целью было устранить конфликт между христианами и евреями или «утвердить верующих и обратить неверных». [26] Эволюция взглядов Гроссетеста от взглядов Августина на еврейское невежество и наказание к взглядам, согласно которым евреи, казалось, упрямо и сознательно отвергали Христа, была частью более широкого происходившего сдвига, ведущего к большей подозрительности и нетерпимости. [26]
Наука [ править ]
Гроссетест наиболее известен как оригинальный мыслитель благодаря своей работе, касающейся того, что сегодня называется наукой или научным методом .
Утверждалось, что Гроссетесте сыграл ключевую роль в развитии научного метода. Гроссетест действительно представил на Латинском Западе понятие контролируемого эксперимента и связал его с доказательной наукой как одним из многих способов достижения такого знания. [27] Хотя Гроссетесте не всегда следовал собственным советам во время своих исследований, его работа считается важной в истории развития западной научной традиции.
Гроссетест был первым из схоластов, кто полностью понял видение Аристотеля о двойном пути научного рассуждения: обобщение частных наблюдений в универсальный закон, а затем обратно от универсальных законов к предсказанию частностей. Следовательно, научное познание было доказательным познанием вещей через их причины. [28] Гроссетесте назвал это «резолюцией и композицией». Так, например, рассматривая особенности Луны, можно прийти к универсальным законам природы. И наоборот, как только эти универсальные законы будут поняты, можно будет делать прогнозы и наблюдения о других объектах, помимо Луны. Гроссетест далее сказал, что оба пути должны быть проверены посредством экспериментов для проверки задействованных принципов. Эти идеи положили начало традиции, которая распространилась в Падуе и Галилео Галилеем в 17 веке.
Какими бы важными ни были «разрешение и композиция» для будущего западной научной традиции, более важной для его времени была его идея подчинения наук. Например, если рассматривать геометрию и оптику, то оптика подчиняется геометрии, потому что оптика зависит от геометрии, и поэтому оптика была ярким примером второстепенной науки. Таким образом, Гроссетест, следуя большей части того, что утверждал Боэций , пришел к выводу, что математика является высшей из всех наук и основой для всех других, поскольку каждая естественная наука в конечном итоге зависит от математики. Он подкрепил этот вывод, глядя на свет, который, по его мнению, был «первой формой» всех вещей, источником всего зарождения и движения (приблизительно то, что сейчас известно как биология и физика). Следовательно, поскольку свет можно было свести к линиям и точкам и, таким образом, полностью объяснить в области математики, математика была высшим уровнем наук.
Гроссетест прочитал несколько важных работ, переведенных с греческого через арабский, в том числе «De Speculis» ( Евклида и, вероятно, также «De Visu» ), «Meteorologica» , а также и «De Generatione Animalium» Аристотеля непосредственно с арабского языка, например, «Liber Canonis Авиценны » . Вероятно, он также читал аль-Кинди » « De Aspectibus . [29] Опираясь на эти источники, Гроссетест выполнил важную работу в области оптики, которую продолжил Роджер Бэкон , который часто упоминал о своем долге перед ним, хотя нет никаких доказательств того, что они когда-либо встречались. В «De Iride Grosseteste» пишет:
Эта часть оптики, если ее хорошо понять, показывает нам, как мы можем заставить предметы, находящиеся на очень большом расстоянии, казаться расположенными очень близко, а большие предметы, расположенные вблизи, казаться очень маленькими, и как мы можем заставить маленькие предметы, расположенные на расстоянии, казаться любого размера. мы хотим, чтобы у нас была возможность читать мельчайшие буквы на невероятных расстояниях или считать песок, семена или любые мельчайшие предметы.
Редакции оригинального латинского текста можно найти в: The Philosophical Works of Robert Grosseteste, Bishop of Lincoln (Münster iW, Aschendorff, 1912), p. 75. [30]
Сейчас считается, что у Гроссетесте было очень современное понимание света и цвета, о чем свидетельствуют его научные трактаты De Luce (О свете) и De Colore (О цвете). Де Люс исследует природу света, материи и космоса. Он утверждал, что свет — это бесконечно маленькая частица, которая была первой формой всего во Вселенной, которая бесконечно размножалась, что привело к образованию конечной величины, которая была физической материей. Гроссетесте описал рождение Вселенной в результате взрыва и кристаллизации света в материю с образованием звезд и планет в наборе вложенных друг в друга сфер вокруг Земли. Он также пришел к выводу, что, поскольку свет вытягивает материю Вселенной наружу и расширяет Вселенную, плотность должна уменьшаться по мере увеличения радиуса. Таким образом, обращение к закону сохранения за столетия до того, как законы сохранения стали фундаментальными в современной науке. [31] Де Люс — это первая попытка описать небо и Землю с помощью единого набора физических законов, сделанная за четыре столетия до того, как Исаак Ньютон предложил гравитацию, и за семь столетий до теории Большого взрыва. В своем трактате « Де Колор» Роберт Гроссетест определил цвет как свет, заключенный в прозрачном материале. Это означает, что цвет связан с взаимодействием света и материалов и является продуктом изменений качеств света и среды. De Colore был заменой Гроссетеста линейного цветового расположения Аристотеля между черным и белым на трехмерное, основанное на вышеупомянутых аспектах с 7 различными направлениями цвета от белого до черного с бесконечными вариациями интенсивности. [32]
«Упорядоченная Вселенная», Коллаборация ученых и историков Даремского университета изучающая средневековую науку, считает его ключевой фигурой, показывающей, что наука до Возрождения была гораздо более развитой, чем считалось ранее.
Было обнаружено, что предполагаемые ошибки в его отчете основаны на поврежденных поздних копиях его эссе о природе света , написанного примерно в 1225 году ( Де Люс ). В 2014 году трактат Гроссетесте « Де Люс» 1225 года был переведен с латыни и интерпретирован в рамках междисциплинарного проекта под руководством Даремского университета, в который вошли латинисты, филологи, средневековые историки, физики и космологи.
Литературно-поэтические произведения [ править ]
Гроссетест написал ряд ранних произведений на латыни и французском языке, когда он был клерком, в том числе одно под названием Chateau d'Amour , аллегорическую поэму о сотворении мира и христианском искуплении, а также несколько других стихотворений и текстов по ведению домашнего хозяйства и ведению домашнего хозяйства. куртуазный этикет. Он также написал ряд богословских работ, в том числе влиятельный «Гексаэмерон» 1230-х годов. Он также был высоко оцененным автором руководств по пастырской заботе и написал трактаты, посвященные различным покаянным контекстам, включая монастыри, приход и епископский дом.
В 1242 году, познакомившись с греческим трудом Иоанном Бейзингстокским , Гроссетест привез из Греции Завещание Двенадцати Патриархов и перевел его с помощью клерка из Сент-Олбанса:
для укрепления христианской [ sic ] веры и смущения евреев [которые, как говорили, намеренно спрятали книгу] ... из-за явных пророчеств Христа, содержащихся в ней. [33]
Он также написал ряд комментариев к Аристотелю , в том числе первый на Западе «Постериорной аналитики» Аристотеля и один к «Физике» , который сохранился в виде свободного собрания примечаний или пояснений к тексту. Более того, он проделал много очень интересных работ по « Небесной иерархии» Псевдо-Дионисия Ареопагита : перевел и текст, и схолии с греческого на латынь и написал комментарий [34]
Смерть и погребение [ править ]
Гроссетест умер 9 октября 1253 года. [17] [35] Ему было около 80–85 лет.
Он похоронен в могиле в своей мемориальной часовне в Линкольнском соборе. На его посвященной мемориальной доске написано следующее:
В этом месте покоится тело РОБЕРТА ГРОССЕТЕСТА, который родился в Стрэдброке в Саффолке, учился в Парижском университете и в 1224 году стал канцлером Оксфордского университета, где он подружился и обучал недавно основанные ордены монахов: в 1229 году он стал архидьяконом. Лестера и каноник этого собора – правящий епископом Линкольна с 17-го числа. июня 1235 г. до своей смерти.
Он был человеком ученым и источником вдохновения для ученых, мудрым администратором и в то же время истинным пастырем своего стада, всегда заботившимся о том, чтобы привести его ко Христу, в чьем служении он старался сочетать справедливость с милосердием, ненавидя грех, любя грешника, не щадя его. жезл, хотя и лелеющий слабых – Он умер 8 октября 1253 года.
После его смерти, вплоть до XVI века, часто упоминается анекдот о смерти Папы Иннокентия, написанный Мэтью Пэрисом, в том смысле, что призрак Гроссетеста посетил Папу ночью и нанес ему удар в сердце, который убил его. [36]
Почитание [ править ]
После его смерти его почти повсеместно почитали как святого в Англии, сообщалось о чудесах в его святилище , а паломникам даровал индульгенцию епископ Линкольна . [37] Однако попытки сменявших друг друга епископов Линкольна, Оксфордского университета и Эдуарда I добиться официальной папской канонизации потерпели неудачу. [37] Попытки канонизировать его не увенчались успехом из-за его оппозиции Папе Иннокентию IV. Причиной этого также, по-видимому, является то, что ходили слухи, что призрак Гроссетесте был ответственен за смерть Папы. [36]
В большинстве современных англиканских общин Роберт Гроссетест считается блаженным , и его память отмечается 9 октября. [38] Гроссетесте чествуют в англиканской и епископальной церкви 9 октября. [39] [40]
и наследие Репутация
Гроссетесте был уже пожилым человеком с устоявшейся репутацией, когда стал епископом. Как церковный государственный деятель , он проявил то же пылкое рвение и разносторонность, которые он доказал в своей академической карьере; но общая тенденция современных писателей заключалась в том, чтобы преувеличивать его политические и церковные заслуги и пренебрегать его деятельностью как ученого, астролога и ученого. Мнение его эпохи, выраженное Мэтью Пэрисом и Роджером Бэконом , было совсем иным. Его современники, признавая превосходство его намерений как государственного деятеля, подчеркивали недостатки его характера и осмотрительности. Гроссетесте был известен своей критичностью ко всем и часто выражал свое мнение независимо от статуса. В некоторых из этих конфликтов участвуют король, аббат Вестминстера и Папа Иннокентий. Его мораль была высока, и он признавал, что даже члены церкви могут быть коррумпированными, и старался бороться с этой коррупцией. [36] Но они видят в нем пионера литературного и научного движения; не просто великий священнослужитель, покровительствовавший учебе в часы досуга, но первый математик и физик своего времени. В этих областях мысли он предвосхитил некоторые поразительные идеи, которым Роджер Бэкон впоследствии дал более широкое распространение. [19]
Университет епископа Гроссетеста в Линкольне назван в честь Роберта Гроссетеста. Университет обеспечивает начальную подготовку учителей и получение ученых степеней на всех уровнях. В 2003 году здесь прошла международная конференция по Гроссетесте в честь 750-летия со дня его смерти.
Гроссетесте получил множество наград за свои знания и вклад в науку. Он был внесен в раздел «Ученые и богословы» в книге Джона Эвелин «Нумизматы: дискурс о медалях», внесенный под именем «Гростед», указанный среди других, которых Эвелин описывает как «знаменитых и прославленных». [36] [41] В 2014 году Общество Роберта Гроссетеста призвало установить статую, чтобы можно было признать его достижения. [42]
Работает [ править ]
Научные договоры
Примерно с 1220 по 1235 год он написал множество научных трактатов, в том числе:
- Де сфера . Вводный текст по астрономии.
- Де Люс . О «метафизике света». (самое оригинальное произведение космогонии на Латинском Западе)
- De accessu et Recescu Maris . О приливах и приливных движениях. (хотя некоторые ученые оспаривают его авторство)
- О линиях, углах и фигурах . Математические рассуждения в естественных науках.
- О научных линиях, углах и фигурах (на латыни). Нюрнберг 1503
- Ирида . На радуге.
- Цветной . По цвету.
Издания [ править ]
- Версия Небесной Иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита со схолиями, взятыми из греческого языка, а также с комментариями и примечаниями того же Линкольна , изд. Д. А. Лоуэлл ( Corpus Christianorum. Средневековое продолжение 268), Turnhout: Brepols Publishers, 2015 ( ISBN 978-2-503-55593-5 )
- Опера I. Экспозиция к Посланию апостола Павла к Галатам. Фрагменты глосс к посланиям св. Павла. Таблица , изд. Дж. МакЭвой, Л. Риццерио, Р. К. Дейлс, П. В. Роземанн ( Corpus Christianorum. Continuation Medievalis 130), Turnhout: Brepols Publishers, 1995 ( ISBN 978-2-503-04301-2 )
- Греческие комментарии к Никомаховой этике Аристотеля в латинском переводе Роберта Гроссетеста , изд. H Mercken ( Corpus Latinum Commentariorum в Graecorum VI Аристотеля ), Лейден: Брилл, 1973–1991
- О свете , изд. К. Ридл (Милуоки, Висконсин, 1942 г.)
Работы в переводе [ править ]
- Мистическое богословие: «Глоссы» Томаса Галла и комментарий Роберта Гроссетеста к « De mystica theologia» , изд. Джей МакЭвой (Париж: Питерс, 2003)
- О шести днях творения , тр. CFJ Мартин (Оксфорд, 1996 г.)
См. также [ править ]
- Наглая голова
- Грейфрайерс, Оксфорд
- История науки в средние века
- История научного метода
- Список епископов Линкольна и предшественников
- Список римско-католических ученых-священнослужителей
- Оксфордская францисканская школа
Примечания [ править ]
- ^ Имя — нормандская французская форма Роберта Грейтхеда ( латынь : Robertus Capito , Capitus , Megacephalus или Grossum Caput ) или галлицизированный Роберт Гросстест ( / ˈ ɡ r oʊ s t eɪ t / GROHS -tayt ; латынь : Robertus Grossetesta или Гроссатеста ). [8] Также известен как Роберт Линкольнский ( латынь : Robertus Lincolniensis , Linconiensis и т. д.) или Руперт Линкольнский ( латынь : Rubertus Lincolniensis и т. д.). [9] [10]
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Арчер, Томас Эндрю (1885). « Бейсинг, Джон ». Стивен , Лесли (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 3. Лондон: Смит, Элдер и компания.
Ссылки [ править ]
- ^ Брев. Хист. Анг. Шотландец. и т. д. ( Harleian MS 3860 , ф. 48).
- ↑ Ричард Бардни в своей работе «Жизнь Роберта Гроссете» называет Стоу местом рождения Гроссетеста, не упоминая Саффолк. RW Southern (1986, стр. 77) отмечает, что в Саффолке есть три Стоу.
- ^ Стивен П. Маррон, Уильям Овернский и Роберт Гроссетест: Новые идеи истины в начале тринадцатого века , Princeton University Press, 2014, стр. 146.
- ^ Чарльз Эдвин Баттерворт, Блейк Андре Кессель (ред.), Внедрение арабской философии в Европу , BRILL, 1994, стр. 55.
- ^ Хакетт, Джеремия М.Г. (1997), «Роджер Бэкон: его жизнь, карьера и творчество» , Роджер Бэкон и науки: памятные очерки , исследования и тексты по интеллектуальной истории средневековья , No. 57, Лейден: Брилл, с. 10, ISBN 90-04-10015-6
- ^ Эдит Уилкс Дольниковски, Томас Брэдуордин: взгляд на время и видение вечности в мысли четырнадцатого века , BRILL, 1995, с. 101 н. 4.
- ^ Том Сорелл (редактор), Кембриджский компаньон Гоббса , Cambridge University Press, 1996, стр. 155 н. 93.
- ^ GM Miller, Словарь произношения британских имен BBC (Лондон: Oxford UP, 1971), стр. 65.
- ^ « Гроссетест, Роберт (1168–1253) », Тезаурус CERL .
- ^ Гроссетесте, Роберт 1175?–1253 ", OCLC WorldCat Identities .
- ^ В Льюисе в 2019 году - 1168, в Южном 2010 году - 1170.
- ^ Джайлс Э.М. Гаспер и др., Знание и речь: «De artibus liberibus» Роберта Гроссетесте («О свободных искусствах») и «De Generatione Sonorum» («О порождении звуков)» (Oxford University Press, 2019), стр. 9–35 и 199–225.
- ^ Grosseteste, Dicta 147 и т. д. ( Роял 6 Э стр. 116 ).
- ^ Британская история онлайн-архидьяконов Лестера, доступ 28 октября 2007 г.
- ^ Джон Фрили, Лампа Аладдина: как греческая наука пришла в Европу через исламский мир , Альфред А. Кнопф, 2009 г.
- ^ Дабхойвала, Фара (22 июня 2023 г.). «Жизнь коротка. Индексы необходимы» . Нью-Йоркское обозрение книг . ISSN 0028-7504 . Проверено 22 июля 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фрид и др. Справочник британской хронологии стр. 255.
- ^ Британская история онлайн-епископов Линкольна, доступ 28 октября 2007 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г свободном доступе : Дэвис, Генри Уильям Карлесс (1911). « Гроссетест, Роберт ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 617. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Толан 2023 , с. 104.
- ^ Толан 2023 , стр. 106–7.
- ^ Толан 2023 , стр. 106–109.
- ^ Толан 2023 , с. 109.
- ^ Толан 2023 , с. 110.
- ^ Толан 2023 , стр. 112–3.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Толан 2023 , стр. 113–4.
- ^ Нил, Льюис. «Роберт Гроссетест» . plato.stanford.edu . Проверено 5 апреля 2018 г.
- ^ Каннингем, Джек П. (2016), «Роберт Гроссетест и стремление к обучению в тринадцатом веке» , Роберт Гроссетест и стремление к религиозному и научному обучению в средние века , Исследования по истории философии разума, том. 18, Чам: Springer International Publishing, стр. 41–57, номер документа : 10.1007/978-3-319-33468-4_3 , ISBN. 978-3-319-33466-0 , получено 1 декабря 2022 г.
- ^ Линдберг, Дэвид К. (1976). Теории зрения от аль-Кинди до Кеплера . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 94.
- ^ Репродукцию этого текста можно найти на веб-сайте: The Electronic Grossteste. Архивировано 2 ноября 2006 г. в Wayback Machine - онлайн. Архивировано 27 июня 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Каннингем, Джек П. (2016). Роберт Гроссетест и стремление к религиозному и научному обучению в средние века . Марк Хокнулл. стр. 7–11. ISBN 978-3-319-33466-0 .
- ^ Каннингем, Джек П. (2016), «Роберт Гроссетест и стремление к обучению в тринадцатом веке» , Роберт Гроссетест и стремление к религиозному и научному обучению в средние века , Исследования по истории философии разума, том. 18, Чам: Springer International Publishing, стр. 61–83, номер документа : 10.1007/978-3-319-33468-4_3 , ISBN. 978-3-319-33466-0 , получено 28 октября 2022 г.
- ^ Арчер 1885 .
- ^ См. издание Д. А. Лауэлла, Versio Caelestis Hierarchiae Pseudo-Dionysius Areopagitae cum scholiis ex Greco sumptis necnomariasque, заметки того же Линкольна (= Corpus Christianorum. Continuatio Mediaevalis 268), Turnhout: Brepols Publishers, 2015 ( ISBN 978-2-503-55593-5 ).
- ^ Джеймс МакЭвой, Роберт Гроссетест (Oxford University Press, 2000). ISBN 978-0-19535417-1 ), с. 30
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Международное общество Роберта Гроссетеста. Конференция (2013). Роберт Гроссетест и его интеллектуальная среда: новые издания и исследования . Роберт Гроссетест, Йозеф Геринг, Джеймс Р. Гинтер, Джон Флуд, Папский институт средневековых исследований. Торонто, Онтарио, Канада. ISBN 978-0-88844-824-8 . OCLC 828234083 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кэт. Прил. (1910) .
- ^ АСБ (1991) .
- ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 8 апреля 2021 г.
- ^ Малые праздники и посты 2018 . Church Publishing, Inc. 17 декабря 2019 г. ISBN 978-1-64065-235-4 .
- ^ Эвелин, Джон (1697). Нумизматы: Рассказ о медалях: вместе с некоторыми сведениями о головах и изображениях прославленных и знаменитых людей в скульптурах и Тайле-Дусе, медалей которых у нас нет, и о том, как их можно использовать: для чего добавлено Отступление о физиогномике . Тук.
- ^ Флад, Джон (21 июля 2014 г.). «Статуя Гроссетесте» . Международное общество Роберта Гроссетеста . Проверено 2 декабря 2022 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Баур Л. (редактор) Философские работы Роберта Гроссетеста, епископа Линкольна, в серии «Вклад Баумкера в историю средневековой философии» , том. IX (Мюнстер iW: Ашендорф, 1912).
- Кромби, AC Роберт Гроссетест и истоки экспериментальной науки . Оксфорд: Clarendon Press , 1971, OCLC 401196 . ISBN 0-19-824189-5 (1953).
- Фрайд, Э.Б.; Гринуэй, Делавэр; Портер, С.; Рой, И. (1996). Справочник британской хронологии (Третье исправленное издание). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-56350-Х .
- Гинтер, Джеймс Р. Мастер священной страницы: исследование теологии Роберта Гроссетеста (ок. 1229/30–1235) . Олдершот: Издательство Ashgate, 2004. ISBN 0-7546-1649-5 .
- Геринг, Дж.В. и Маки, Э.А. (ред.), Редактирование Роберта Гроссетеста , Торонто: University of Toronto Press, 2003. ISBN 978-080-208-841-3
- Льюис, Нил (2019), «Роберт Гроссетест» , Стэнфордская энциклопедия философии
- Луард, Генри Ричардс (1890). Стивена, Лесли ; Ли, Сидни (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 23. Лондон: Смит, Элдер и компания. . У
- МакЭвой, Джеймс. Философия Роберта Гроссетеста . Оксфорд: Кларендон Пресс, 1992. ISBN 0-19-824645-5 .
- МакЭвой, Джеймс. Роберт Гроссетест . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета , 2000.
- Южный, RW (2010). «Гроссетест, Роберт». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/11665 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Южный, RW Роберт Гроссетест: рост английского разума в средневековой Европе . Оксфорд: Кларендон Пресс, 1986. ISBN 0-19-820310-1 (Oxford University Press, США; 2-е издание (1 февраля 1992 г.), pbk)
- Толан, Джон (2023). Английские евреи: финансы, насилие и корона в тринадцатом веке . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-1512823899 . ОЛ 39646815М .
Внешние ссылки [ править ]
- Международное общество Роберта Гроссетеста
- Проект «Упорядоченная Вселенная»
- «Роберт Гроссетест» , Католическая энциклопедия , том. VII, Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910 г.
- «Роберт Гроссетест» . В Британской энциклопедии онлайн.
- Перевод книги « На свете » Клэр Ридл 1942 года
- Теория средневекового епископа напоминает современную концепцию множественных вселенных (24 апреля 2014 г., Том Маклейш, Джайлз Гаспер и Ханна Смитсон, The Conversation)
- Маклиш, Том; Гаспер, Джайлз; Смитсон, Ханна (7 июня 2015 г.). «Нашим последним партнером по научным исследованиям был средневековый епископ» . Разговор США . Проверено 14 июня 2015 г.
- Брукс, Майкл (27 ноября 2014 г.). «Средневековый епископ, который помог расплести радугу» . Хранитель .
- «Октябрь» , Англиканский богослужебный справочник , Роузмонт : Good Shepherd Press, перепечатано в 2007, 1991 г., стр. 24, ISBN 9780962995507 .
- Доступ к архидьяконам Лестера в Интернете по британской истории открыт 28 октября 2007 г.
- Доступ к сайту British History Online Bishops of Lincoln осуществлен 28 октября 2007 г.
- 230. Свет, который никогда не гаснет: Роберт Гроссетест, эпизод из История философии без каких-либо пробелов» (28 июня 2015 г.). книги Питера Адамсона «
- 1168 рождений
- 1253 смерти
- Английские римско-католические богословы XIII века
- Философы 13 века
- Католические философы
- Схоластические философы
- Люди из Стрэдброка
- Английские учёные XIII века
- Английские философы
- Английские францисканцы
- Философы науки
- Ученые католического духовенства
- Епископы Линкольна
- Архидиаконы Лестера
- Клерки
- Академики Оксфордского университета
- Канцлеры Оксфордского университета
- Похороны в Линкольншире
- Английские римско-католические епископы XIII века
- Писатели XIII века на латыни
- Греко-латинские переводчики
- Астрономы 13 века
- Английские математики XIII века
- Переводчики 13 века
- Средневековые английские астрономы
- Средневековые физики
- Англиканские святые
- Похороны в Линкольнском соборе